сланцевое топливо что это
Способно ли сланцевое топливо заменить традиционные углеводородные горючие
В последнее время во многих средствах массовой информации активно обсуждается вопрос широкого использования альтернативного нефтяному горючему сланцевого топлива.
Так способно ли на самом деле сланцевое топливо в полной мере заменить на практике традиционно используемые углеводороды?
Интерес к сланцевому топливу обусловлен не только неравномерным распределением запасов традиционных энергоносителей на планете и быстрым истощением их источников, но и большим количеством разведанных общих запасов горючих сланцев в недрах Земли. По оценкам специалистов, суммарные запасы горючих сланцев на планете оцениваются в 650 триллионов тонн, из которых можно произвести до 26 триллионов тонн сланцевой нефти, что более чем в тринадцать раз превышает количество разведанных запасов нефти. Такого количества запасов сланцевого топлива может хватить приблизительно на триста лет непрерывного использования.
Что такое сланцевое топливо
Сланцевое топливо представляет собой углеводородное горючее, произведенное из сырья органического происхождения – в основном, как правило, из продуктов преобразования остатков растительных организмов. Как и традиционные углеводороды, сланцевое топливо бывает газообразным, жидким и твердым.
Сланцевый газ, состоящий главным образом из метана, – это газообразное вещество, добываемое из горючих сланцев. Сланцевый газ содержится в недрах Земли в небольших количествах, поэтому для его получения в промышленных объемах требуется вскрытие огромных по площади территорий. В средствах массовой информации имеется довольно много объективных публикаций о сланцевом газе, в связи с чем целесообразнее рассмотреть жидкое сланцевое топливо – продукт переработки сланцевой нефти.
Под сланцевой нефтью принято понимать нетрадиционную нефть, содержащуюся в пластах породы с низкой плотностью и проницаемостью. В зарубежной печати понятие «сланцевая нефть» зачастую отождествляется с понятием «горючие сланцы», что вызвано отсутствием в английском языке отдельного термина, раскрывающего понятие «сланцевая нефть».
Наибольший интерес для энергетических установок, по мнению авторов, представляет сланцевый мазут (или сланцевое масло), полученный в процессе сухой перегонки сланцевой нефти.
Сланцевый мазут – это неоднородная по объему горючая жидкость, представляющая собой смесь высокомолекулярных углеводородных соединений, близких по своему химическому составу и структуре к традиционной нефти. Как правило, сланцевый мазут представлен смолистыми веществами – продуктами термической переработки горючих сланцев методом полукоксования. Сланцевый мазут является отбензиненной остаточной фракцией смолистых соединений, получаемых в процессе термической переработки горючих сланцев в газогенераторах, камерных и тоннельных печах.
Основу органической части сланцевого мазута составляет кероген (природный битум, относящийся к нетрадиционной нефти), количество которого может варьироваться от 10 процентов (низкокачественный продукт) до 70 процентов (высококачественный продукт).
Сланцевый мазут (или масло) обладает промежуточными между флотским мазутом Ф-5 (ГОСТ 10585‑99) и моторным топливом (ГОСТ 1667‑68) физико-химическими свойствами.
Схожесть и различия мазутов
Сланцевые и топочные мазуты – это виды углеводородных топлив, полученные путем переработки естественного углеводородного сырья, добытого из природных источников. В присутствии окислителя сланцевые и топочные мазуты способны гореть и поддерживать процесс горения, выделяя значительное количество тепловой энергии. Эти мазуты хорошо смешиваются между собой в любой пропорции. Продукты сгорания указанных мазутов практически одинаковые, хотя и с различными качественно-количественными показателями. Они представлены газообразными, жидкими и твердыми химическими соединениями, веществами и элементами.
В то же время сланцевые и топочные мазуты – это совершенно разные виды углеводородного горючего, обладающие различными свойствами и эксплуатационными характеристиками.
Так, плотность легких фракций сланцевого мазута соответствует плотности топочного мазута М-100 с температурой 95 °С, а плотность его тяжелых фракций – плотности мазута М-100 с температурой 0 °С. В то же время вязкость сланцевого мазута при температуре 80 °С соответствует вязкости мазута М-100 при температуре 100 °С.
Нефтяные мазуты состоят в основном из углеводородных соединений и включают незначительную долю кислородсодержащих веществ. Сланцевые мазуты, в свою очередь, также включающие углеводороды, содержат большее количество кислородсодержащих соединений, именно поэтому теплотворная способность сланцевого мазута значительно ниже аналогичного показателя топочных мазутов, на сжигание которых требуется большее количество кислорода воздуха, нежели количество воздуха, потребного на горение сланцевого горючего.
Влагосодержание топочных и сланцевых мазутов приблизительно одно и то же – не более 5 процентов и 3‑5 процентов, соответственно. При этом, в отличие от топочных мазутов, сланцевые мазуты не увеличивают свою влажность (например, в процессе подготовки к сжиганию), поскольку не требуют нагрева острым паром в расходных емкостях перед использованием.
Большим преимуществом дистиллятного сланцевого мазута является низкая температура его застывания, меньшая коксуемость, а также низкое содержание механических примесей и золы. В то же время существенным недостатком сланцевых мазутов является их относительно высокая коррозионная активность, вызванная повышенным по сравнению с традиционным топливом содержанием кислорода.
Вескими причинами, тормозящими широкое использование сланцевого мазута, является его относительно высокая стоимость (в настоящее время – более чем в два раза больше стоимости традиционного мазута) и экологически небезопасная для природной окружающей среды технология добычи горючих сланцев.
Влияние на топливоподготовку
Известно, что характеристики топлива оказывают существенное влияние на процессы его подготовки и использования по прямому назначению. Так, низкое содержание в дистиллятном сланцевом мазуте механических примесей позитивно отражается на работе форсунок и топливной аппаратуры.
Значительно более низкая коксуемость сланцевого мазута снижает закоксование форсунок при охлаждении элементов топливной системы после вывода энергетической установки из действия. Эти положительные свойства сланцевого мазута, в свою очередь, приводят к сокращению тяжелых и трудоемких работ в процессе эксплуатации топливосжигающей установки на сланцевом мазуте.
В то же время повышенная плотность сланцевого мазута затрудняет отстаивание воды из него при хранении и увеличивает расход электроэнергии, потребляемой топливными насосами на свою работу. Низкая вязкость, с одной стороны, улучшает транспортировку, слив и перекачку данного вида топлива и не требует его подогрева, а с другой – способствует повышению количества протечек сланцевого топлива через неплотности топливной системы и ее элементов. Пониженная теплотворная способность сланцевого мазута увеличивает его расход на топливосжигающую установку для получения того же количества тепловой энергии, что и при сжигании топочных мазутов. Преобладание кислородных соединений в сланцевом мазуте снижает коэффициент избытка воздуха и одновременно улучшает условия протекания кислородной коррозии элементов топливной системы и газового тракта.
В июне 2003 года авторами была обследована Котельная № 24 города Сланцы Ленинградской области. Целью обследования явилась оценка эффективности использования сланцевого мазута в качестве котельного топлива для котлоагрегатов ЭР-2,5 (3 шт.) и НР18 (3 шт.).
В результате обследования было установлено, что:
• котлоагрегаты и элементы их топливной системы разработаны для использования высоковязкого топочного мазута М-100 (ГОСТ 10585‑99), однако работают на сланцевом мазуте С-1 (TУ 38.10957‑80) с влагосодержанием не более 3 процентов;
• сланцевый мазут в запасной и расходной топливных емкостях содержит воду, неравномерно расположенную слоями между легкими и тяжелыми фракциями во взвешенном состоянии в виде водяных линз и пробок по всему объему котельного топлива;
• при работе топливной системы через сальники топливоподающих насосов ПН 1,6/16 (для котлов ЭР-2,5) и ВК 10/20 (для котлов НР18) и неплотности элементов топливной системы наблюдаются повышенные протечки сланцевого мазута;
• применение нефтяных насосов ПН 1,6/16 и ВК 10/20 для перекачки сланцевого мазута приводят к перерасходу электроэнергии, что увеличивает стоимость вырабатываемой тепловой энергии.
Неравномерное распределение воды в объеме хранящегося сланцевого мазута вызвано его неоднородностью и плотностью. Эти обстоятельства затрудняют отстаивание воды из сланцевого мазута при его хранении и способствуют подаче на сжигание топлива с переменной влажностью, что является причиной срыва факела и прекращения горения в котле из‑за попадания воды в топку.
Повышенные протечки сланцевого мазута через неплотности элементов топливной системы связаны с низкой вязкостью перекачиваемого сланцевого мазута, а перерасход электроэнергии топливными насосами – с переменной плотностью и неравномерным распределением воды.
В целом процесс горения сланцевого мазута аналогичен процессу горения топочного мазута, однако в уходящих котельных газах сланцевого мазута наблюдается меньшее количество экологически опасных веществ, элементов и соединений, что свидетельствует о более полном качественном процессе сгорании сланцевого мазута.
По результатам обследования были сделаны следующие выводы:
• сланцевый мазут является одним из видов углеводородного топлива;
• сланцевый мазут имеет свои специфические, отличные от аналогичных свойств традиционно применяемых нефтяных горючих свойства, которые следует обязательно учитывать при проектировании и модернизации техники, а также в процессе эксплуатации;
• использование сланцевого мазута в котельных установках, предназначенных для сжигания топочных мазутов, значительно снижает эффективность функционирования установок;
• экологическая чистота сланцевого мазута выше аналогичного критерия нефтяных горючих;
• по сравнению с традиционными мазутами сланцевые мазуты более взрывопожароопасны.
Повысить эффективность использования сланцевого мазута можно путем реализации как минимум двух направлений, а именно:
1) ввода в существующий (традиционный) цикл топливоподготовки новых технологических процессов, например процесса струйно-кавитационной обработки, усредняющего состав и равномерно распределяющего воду по всему объему сланцевого топлива;
2) разработки и создания топливосжигающих комплексов, способных эффективно сжигать сланцевые мазуты.
Очевидно, что широкое внедрение и эффективное использование сланцевого мазута возможно лишь в топливосжигающих установках, разработанных с учетом всех особенностей этого вида углеводородного топлива.
По мнению авторов, в котельном оборудовании для использования сланцевого мазута целесообразно:
1) применять более развитые поверхности нагрева;
2) разработать новый топливный распылитель для форсунок и горелок или специальный распылитель сланцевого топлива;
3) использовать топливные насосы, рассчитанные на перекачку сланцевого мазута, с повышенным расходом или давлением, а также исключающие протечки перекачиваемой среды;
4) использовать вентиляторы или турбонаддувочные агрегаты с пониженной производительностью по воздуху;
5) изготавливать элементы газо-воздушного тракта и топливной системы из антикоррозийных конструкционных материалов;
6) применять сепараторы топлива для удаления воды из сланцевого мазута или специальные устройства в составе топливной системы для усреднения воды в сланцевом мазуте;
7) сжигать сланцевое горючее в составе топливных смесей с оптимальным количеством традиционного и сланцевого топлив.
В то же время в котельном оборудовании, предназначенном для использования сланцевого мазута, будут отсутствовать подогреватели топлива, а следовательно, и затраты дополнительной энергии на реализацию технологического процесса подогрева топлива.
Для внедрения и широкого использования сланцевого мазута в дизельных и газотурбинных установках потребуется как минимум адаптация топливной аппаратуры и системы подачи воздуха к физико-химическим характеристикам и составу сжигаемого в них топлива и др.
Сланцевые энергоносители способны в полной мере заменить традиционные виды нефтяных топлив, однако основным условием такой замены является не только уменьшение себестоимости добычи и производства сланцевых горючих, но и адаптация топливосжигающих установок и обслуживающих их систем к этому виду топлива.
Несомненно, что широкое использование сланцевых топлив даст новый импульс к дальнейшему совершенствованию топливосжигающих установок в целом, обслуживающих их систем и конструкционных материалов.
«> Способно ли сланцевое топливо заменить традиционные углеводородные горючие Код PHP » data-description=»В последнее время во многих средствах массовой информации активно обсуждается вопрос широкого использования альтернативного нефтяному горючему сланцевого топлива.
Горючие сланцы: свойства, способы добычи и переработки
Горючие сланцы – это природные минерально-органические вещества, содержащие биологическое топливо, по составу напоминающее нефть. Полезные ископаемые, ставшие в последнее время важным сырьевым ресурсом для производства сланцевой нефти.
Способы добычи
Существуют два способы добычи сланцевой или керогеновой нефти из горючих сланцев, связанные с использованием наземной и подземной перегонки. Керогены – это органические материалы, содержащие нетрадиционную нефть. Тот и другой имеют свои достоинства и недостатки, а поэтому требуют дальнейшего усовершенствования, чем собственно говоря, и занимаются сегодня разработчики месторождений.
Для справки: Есть и третий способ добычи сланцевой нефти (традиционной лёгкой некерогеновой нефти), но уже не из непосредственно самих сланцев, а из коллекторов низкой проницаемости, присутствующих в месторождениях горючих сланцев.
Карьерный
Традиционный, шахтный способ разработки сланцевых месторождений известен достаточно давно и не составляет больших проблем. Однако, его применение уместно только в тех случаях, когда залежи располагаются вблизи поверхности земли.
В данном случае происходит прокладка штреков с организацией больших пролётов без крепления в высокопрочных породах. Также применяется разработка залежей камерно-столбовым или коридорно-столбовым способами. Необходимость диктуется соображениями безопасности. Для загрузки и перемещения породы используются экскаваторы, рудовозы и иное оборудование открытых карьеров.
Недостатками данного способа являются значительное воздействие на рельеф окружающей территории и выделение огромного количества углекислого газа при дальнейшей перегонке сырья методом пиролиза. Хотя сейчас и существуют и новые методы, позволяющие улавливать CO2в значительных количествах, но в целом проблема остаётся пока нерешённой.
Подземный
Второй способ значительно дороже и сложнее, так как предполагает бурение многочисленных скважин, гидравлические разрывы пластов, температурное и химическое воздействие. Кроме того, требуется привлечение огромного количества специалистов и оборудования, а также проведение множества исследований.
И при этом он не гарантирует длительную высокопродуктивную работу скважины. Как правило, после года работы происходит значительное снижение нефтедобычи. Приходится или повторять всю процедуру сначала, или прекращать эксплуатацию.
Естественно, что столь губительное воздействие на природу, вызывает противодействие со стороны природоохранных организаций и приводит к законодательному запрету на подобные методы добычи сланцевой нефти. Однако, несмотря на все возникающие трудности, данный метод постоянно совершенствуется и достаточно широко применяется на территории США.
Процессы переработки
Добыча газа из сланцев
Извлечение газа из горючих сланцев методом наклонно-горизонтального бурения, рентабельно лишь в том случае, если имеются большие площади залегания этого полезного ископаемого. Преимущество данного метода заключается в проведении глубинных гидравлических разрывов, создании трещин и дальнейшей откачкой газа, что наиболее удобно при расположении месторождений вблизи густонаселённых пунктов, не имеющих иных энергетических ресурсов.
Тем не менее, большой комплекс экологических проблем и высокая стоимость данного метода создают значительные трудности на пути его реализации. В настоящее время сланцевый газ не представляет достойной альтернативы традиционному голубому топливу – природному газу.
Добыча нефти из сланцев
Очень дорогой способ добычи нефти непосредственно из керогена горючих сланцев, залегающих на достаточно большой глубине. Мало того, при этом применяются четыре достаточно дорогих и сложных метода, оказывающих сильнейшее воздействие на окружающую среду:
Применение в народном хозяйстве
Использование горючих сланцев в качестве топлива малоэффективно: тепла выделяется немного, зато копоти – чрезмерное количество. Гораздо резоннее получать из них топливо в виде масел и смолы.
Страны Прибалтики активно используют сланцевое топливо для производства электроэнергии на своих электростанциях, а США и Канада широко освоили выпуск сланцевого газа и нефти.
Кроме того из этого класса минералов получают бензин, бытовой газ, целый ряд веществ химической промышленности. Ароматические углеводороды, бензол, кокс, клей, пластмассы, синтетический дубитель, гербициды, битумы и даже лекарства содержат в своей основе вещества, полученные из горючих сланцев. Сланцевая смола отлично защищает от коррозии, имеет хорошие изолирующие свойства, обеспечивает надёжное соединение материалов, а также применяется в качестве химического удобрения почвы.
Месторождения в России и мире
Пространства нашего государства в достаточной степени обеспечены сланцевыми месторождениями. Крупнейшим из них является знаменитая Баженовская свита – группа горных пород. Также имеются залежи в Ленинградской области, Среднем Поволжье, в ряде районов Сибири и на Дальнем Востоке. На севере европейской части страны выделяются Вычегодское и Печоро-Тиманское сланцевые месторождения.
Из зарубежных стран, обладающих значительными запасами этого природного ископаемого можно выделить:
Мировые запасы
Хотя, по оценкам специалистов мировые запасы этого вида топлива оцениваются в 650 трлн. тонн, из которых предполагается извлечь 26 трлн. тонн сланцевой нефти, что на порядок превосходит запасы обычной нефти, добыча столь дорого вида энергетического сырья малорентабельна.
70% процентов этого богатства сосредоточено в Вайоминге, Колорадо и Юте – штатах США.
Лидерами по запасам сланцевой нефти являются:
По запасам сланцевого газа места распределены следующим образом:
Страны, добывающие горючие сланцы
Разработка сланцевых месторождений в настоящее ведётся в США, Канаде, Бразилии; Эстонии, России, Германии; Китае и Израиле.
Коммерческая добыча сланцевого газа широко распространена на территории: США (Луизиана, Пенсильвания, Техас), Канады (Альберт, Саскачеван), Китай (река Сычуань).
Безусловным мировым лидером по производству сланцевой нефти являются США. Некоторые перспективы в этом направлении имеют Канада, Аргентина, Бразилия и Китай. Однако, целый ряд проблем экологического, экономического и политического плана сильно ограничивают возможности стран-производителей в развитии этого направления добычи топливных ресурсов.
Можно с полной уверенностью утверждать, что сланцевая революция совершилась пока только на территории Соединённых Штатов Америки, позволив им на некоторое время занять лидирующее положение в мире по нефтедобыче и выпуску газа. Но, с учётом очень высоких цен на этот вид углеводородов, такое положение дел остаётся крайне нестабильным и с финансовой точки зрения.
Развитие сланцевой отрасли в России
Перспективы развития сланцевой отрасли в нашей стране являются достаточно благоприятными. Этому способствует огромный исторический опыт, плюс гигантские запасы российских сланцев, оцениваемые в 75 миллиардов баррелей.
С учётом того, что залежи традиционной нефти и газа постепенно истощаются, а других альтернативных источников топливных и химических углеводородов пока не найдено, в долгосрочной перспективе сланцевые залежи страны представляют значительный интерес.
Понятно, что разработка столь сложных месторождений потребует разработки новых ультрасовременных технологий, а также – значительных инвестиций и принятия мер по экологическому сопровождению проведения работ. Тем не менее, совместными усилиями SalymPetroleumDevelopment, Shell, «Газпром нефть» разработана дорожная карта освоения Баженовской свиты, определяющая сроки осуществления проекта.
Также, значительный интерес представляют редкостные мергелиевые сланцы, обнаруженные на территории Саратовской области. Нефтяные запасы в них оценены в 40 млрд. тонн. Методика извлечения нефти, газа и кокса разработана. Возможно, в ближайшем будущем этот регион сможет обеспечить атомную промышленность России сланцевым коксом и редкоземельным рением, пока что закупаемым в США, Чили и Казахстане. Что немаловажно в плане развития сланцевой отрасли России.
Сланцевая нефть: прошлое, настоящее и будущее. Потенциал добычи и экологические проблемы
Два десятилетия назад мир узнал о сланцевой нефти, как об одном из альтернативных источников энергии. В обиход даже вошло понятие так называемой «сланцевой революции», обозначающей не что иное, как резкое увеличение добычи такого рода нефти на территории США и Канады за период с 2005 по 2010 годы.
Что такое сланцевая нефть?
Смесь углеводородов, извлекаемая из коллекторов, обладающих высоким уровнем плотности (сланцев). Сланцы представляют собой слоистые горные породы. Нередко в природе встречаются горючие сланцы, процесс образования которых в большинстве случаев происходил в условиях водной среды. Вот они-то и представляют интерес, благодаря присутствию внутри себя:
Кероген находит широкое применение в качестве исходного сырья для производства сланцевой нефти, осуществляемого с помощью пиролиза – технологии, предусматривающей термическое растворение и гидрирование, физико-химических процессов, позволяющих получать в результате до 20-70% от исходной массы газообразной и жидкой углеводородной продукции.
Терминологическая путаница
Разнообразные источники из англоязычных стран и России, пользуясь одними и теми же терминами, наделяют их совершенно разными толкованиями. Естественно, что всё это вносит некоторую путаницу и неразбериху.
Термины Международного энергетического агентства (МЭА):
Мировой энергетический совет в своих отчётах употребляет термин «tight oil».
Термины Управления энергетической информации Министерства энергетики США:
Кроме того, в Америке под термином «shale oil» может фигурировать вязкая углеводородная смола, называемая в дореволюционной России сланцевым маслом.
В современной России под термином «сланцевая нефть» подразумевается «tight oil» или «light tight oil», в значении – лёгкая нефть, извлекаемая из плотных, отличающихся низкой пористостью и низкой проницаемостью коллекторов.
Немного истории или сланцевое масло
Первые исследования возможностей добычи, переработки и употребления сланцевого масла делались на территории Российской империи. Лидирующее положение в данном направлении удерживала Эстляндия – северная часть Эстонии, располагающая огромными запасами горючих сланцев.
Там и сейчас продолжается разработка и переработка самого большого объёма сланцев, предназначенных для получения сланцевого масла и выработки электрической энергии. Так, в 2015-м году страна продала 315 тыс. т масла, а международный концерн АО «Ээсти Энергия» в первом квартале того же года произвёл 85 тыс. т сланцевого масла.
Общемировые запасы
Прогнозные оценки мировых запасов горючих сланцев весьма разнятся, вследствие сложности методов их оценки и постоянства проведения геологической разведки, привносящей всю новую и новую информацию. Так, по свидетельству крупнейших специалистов прогнозные залежи мировых нефтяных сланцев сегодня составляют 650 трлн т. Что допускает возможность извлечения из них 26 трлн т сланцевой нефти. Этого могло бы хватить на 300 лет эксплуатации месторождений, при сохранении сегодняшнего уровня потребления чёрного золота.
К сожалению, хотя это и в 10 раз больше, чем то, что могут дать месторождения традиционной нефти, но фактор рентабельности в несколько раз уменьшает эти объёмы. Согласно экономическим исследованиям, опубликованным одной из крупнейших мировых нефтегазовых компании Royal Dutch Shell, в финансовом отношении интерес могут представлять только те скважины, где:
Согласно аналитическим данным Г. Брига, больше всего горючих сланцев – 70%, присутствует на территории США, значительно меньше – 7% приходится на РФ (хотя здесь они гораздо более перспективны для освоения).
ТОП-10 государств, располагающих крупнейшими запасами сланцевой нефти, выглядит так:
Страна | Сланцевая нефть, трлн футов | Рейтинговые места |
---|---|---|
Россия | 75 | 1 |
США | 58 | 2 |
Китай | 32 | 3 |
Аргентина | 27 | 4 |
Ливия | 26 | 5 |
Австралия | 18 | 6 |
Венесуэла | 13 | 7 |
Мексика | 13 | 8 |
Пакистан | 9 | 9 |
Канада | 9 | 10 |
Наибольшими залежами сланцевого газа – общемировое количество которого оценивается в 206 трлн м3, что составляет примерно 1/3 мировых запасов природного газа – обладают:
Россия, со своими 8 трлн м3 газа, занимает в этом списке 9-ую строчку.
Способы добычи
Существуют два способа извлечения сырья из сланцев, известняков и плотных песчаников:
Второй метод по сравнению с первым отличается большей экономичностью, но наносит значительный вред окружающей среде и пока что не составляет серьёзную конкуренцию способам традиционной нефтедобычи. Однако именно он привёл к возникновению широко разрекламированной средствами массовой информации сланцевой революции.
Сланцевая революция
Это не что иное, как внедрение комплексного метода, сочетающего в себе наклонно-направленное бурение и гидроразрыв пласта, в промышленную эксплуатацию. Впервые он был осуществлён компанией Devon Energy на месторождении формации Барнетт (штат Техас) в 2002-м году (по другим данным, в первый раз ГРП был применён при организации нефтедобычи на территории штата Северная Дакота двумя годами позднее).
Как бы там ни было, но к 2014 году выработка сланцевой нефти в одной только Северной Дакоте увеличилась до 1,1 млн баррелей ежесуточно, хотя десятилетием ранее этот показатель не превышал 85 тыс. баррелей в сутки. В это же время начали активно осваиваться целый ряд сланцевых месторождений США: Bakken, Marcellus, Haynesville, Eagle Ford, Woodford, Fayetteville, Barnett, Antrim, что привело к 6-кратному росту добычи сланцевого газа.
К 2016 году США сумели обогнать Россию по уровню добычи газа, доведя его до 751 млрд м3 (РФ в том же году сумела произвести 642 млрд м3 голубого топлива). В 2018 году выработка сланцевой нефти в Соединённых Штатах доходит до 6,2 млн баррелей в сутки.
Очевидным объяснением бурного роста производства сланцевых углеводородов явилось желание американских политических и деловых кругов составить конкуренцию российским и ближневосточным производителям нефти и газа на европейском рынке. Однако им довелось в дальнейшем столкнуться с множеством проблем в плане экономики и экологии.
Различия между обычной и сланцевой нефтью
Всё дело в том, что есть существенная разница между традиционной нефтью и нефтью, извлечённой из низко проницаемых коллекторов.
По своим потребительским характеристикам они идентичны, а вот по способам извлечения из недр значительно отличаются друг от друга. Сланцевая нефть требует значительных первоначальных вложений, что объясняется сложностью технологии её добычи. Следствием чего является её повышенная (в сравнении с обычной нефтью) себестоимость.
Кроме того, на повестку дня всё большее и больше выходит вопрос экологической безопасности, который становится очень актуальным в связи с разрушением ландшафта и химическим загрязнением грунтовых вод, а также – почвы, вызванные фрекинг-процессами.
Справедливости ради, надо отметить, что запасы традиционной нефти достаточно быстро истощаются, а мировые запасы сланцевой нефти по оценкам специалистов доходят до 3 трлн баррелей.
Себестоимость
Понятно, что сопровождающие процесс добычи сланцевой нефти сложности приводят к значительному удорожанию последней. Себестоимость арабской или российской нефти сегодня составляет порядка 10-15 долларов за баррель. Аналогичный показатель для жидкого топлива, извлечённого из известняков, сланцев и плотных песчаников доходит до 50-60 долларов за баррель.
Безусловно, рынок всегда может изменить это соотношение в ту или иную сторону благодаря «бычьей» или «медвежьей» тенденции, хорошо отражающейся в котировках цен на мировых финансовых биржах.
Дальнейшие перспективы
Они весьма туманны. Технологические трудности, требующие колоссальных инвестиций, быстрое истощение скважин, экологические риски, сильнейшая конкуренция со стороны нефтедобытчиков, занятых извлечением традиционной нефти – всё это играет весьма существенную отрицательную роль.
Но с другой стороны, жизнь не стоит на месте. Появляются новые перспективные разработки, а дебит скважин постепенно снижается. Поэтому такие страны, как Китай и Россия, начали активно заниматься поиском и возможностями добычи сланцевых топливных ресурсов: