скутеретта что это такое
Что такое:: скутер
Особенности
Cкутер (от англ. scooter) или мотороллер — двухколёсное транспортное средство, имеющее диаметр колес от 20 до 35 см (от 8 до 14 дюймов), подвид мотоциклов. Часто скутер включает в себя цельный кузов, а также подставку для ног, которая позволяет удобно сидеть на транспортном средстве практически как на стуле.
Скутер – это сравнительно недорогой, мобильный и очень удобный транспорт, «заточенный» под передвижение в черте города. Особой популярностью пользуются мотороллеры класса 50 см³, которые, согласно российским правилам движения, приравниваются к мопедам и не требуют прав и регистрации. Тем не менее, выпускаются и макси-скутеры и «гиперскутеры», объём двигателя которых доходит до 800 см³. В Европе выпускаются модели с двигателями 75, 125, 150, 180, 250 см³, в этих странах другие правила, поэтому самой большой популярностью пользуется техника 125 см³. Китайские производители выпускают скутера с двигателем от 25 см³. Такой небольшой мощности им вполне достаточно для проезда по перегруженным базарным улочкам.
Cкутеретта
Разновидностью скутера является скутеретта. Скутеретта отличается большим диаметром колёс, например, 17 дюймов, а также тем, что двигатель установлен между ног водителя, а не под седлом, как у обычного скутера. Переключение передач во многих случаях осуществляется по мотоциклетному типу, а вот сцепление автоматическое. Часто её рассматривают как нечто промежуточное между скутером и обычным мотоциклом или мопедом. Скутеретты наиболее популярны в странах Азии. Родоначальником скутеретт в современном их понимании стала Honda Cub, производящаяся до сих пор, в неизменном виде с середины прошлого века.
В народе этот вид транспорта часто именуют «табуретками» или «стульчиками». А мотороллеры, подвергнутые тюнингу двигателя (или класса «спорт»), именуются ещё забавнее — «бешеная табуретка».
Японские мотороллеры
Yamaha часто позиционируется как наиболее передовые для своего времени скутеры, например популярная модель Yamaha Jog выпускается на протяжении вот уже 20 лет с постоянными модификациями, так что недостатков в ней просто не осталось. На них стоит достаточно мощный двигатель и удачная конструкция системы сцепления, позволяющая достичь плавного разгона, а при достижении определенной скорости – резкого рывка вперед, без провалов и торможений.
Honda всегда была популярна у ценителей надежности и прочности. Все ее модели свидетельствует о надежности и крепости аппарата. Достаточно тяжелая конструкция, и не очень мощный двигатель не позволяет этим моделям быть такими резвыми, как их конкуренты от Yamaha, зато скутеры получаются спокойные и уверенные в вождении. Также, Honda выпускает спортивные форсированные модели, оснащенные дисковым тормозом, модели со спортивными карбюраторами и коммутаторами.
Европейские мотороллеры
Прозводят Piaggio, Gilera, Peugeot, Renault, Derbi, Aprilia, Malaguti, Benelli, BMW, Beta, Italjet и другие. Для мотороллеров старой европейской школы характерны конструкция с несущим кузовом из металла, позже рамные конструкции, но всё же с металлическими облицовками, что сказывается на весе. Родоначальником европейской конструкторской школы мотороллеров стала Vespa. Через год с ней стала соперничать Lambretta, что вылилось в затяжное противостояние двух марок.
Различают итальянскую и немецкую конструкторские школы. Итальянской присуща лёгкость, сравнительно малый объем двигателя, узлы, созданные специально для этих мотороллеров. Немецкую школу отличают основательность конструкции, больший вес, более высокий комфорт для пилота, больший объём двигателя, более высокие технические характеристики и широкое применение мотоциклетных узлов. Современные европейские мотороллеры мало отличимы от японских, за исключением более изощренной конструкции (водяное охлаждение, консольная подвеска переднего колеса и др.) и общей массивности.
Советские мотороллеры
Мотороллер Турист-200М (1976 г.в.), «Вятка», «Электрон», «Тула», «Тулица», «Турист», «Муравей» (грузовой). Мотороллеры СССР отличаются прочностью, долговечностью.
Китайские мотороллеры
Производятся огромным количеством китайских предприятий, представляя собой местную переработку относительно старых японских моделей. Примечательным является преобладание на них четырёхтактных двигателей, сходных по конструкции у большинства производителей, а также сильно рознящееся качество сборки и комплектующих у разных марок, производящих внешне неотличимые модели. Большим недостатком китайских мотороллеров является крайне хрупкий пластик, вследствие чего возникает очень много мелких поломок.
Мотороллер стал очень популярным средством передвижения в крупных городах и мегаполисах, благодаря своей экономичности в эксплуатации и маневренности. В нем не предусмотрены передачи, рычажки и краники, для управления достаточно нажать на большую красную кнопку, а дальше все выполняет автоматика. Сдвинуться с места не представляет труда: всего лишь надо взяться за рукоятку газа. Даже компьютерная игра в машинки может оказаться несколько сложнее, чем управление скутером.
Скутеретта!
Скутеретта!
Honda Super Cub C125:
2018 г. в., 125 см3,
9,5 л. с., 109 кг
Текст: Андрей Трифонов
Фото: Honda
В этом году японская компания отмечает удивительный юбилей – 60-летие существование серии Super Cub. Ну а в честь этого события Honda наконец решилась вывести легендарную скутеретту на европейский рынок.
Super Cub… Как много в этих словах! Это название слышали несколько поколений мотоциклистов, а в некоторых странах модели семейства уже давно стали культовыми и пользуются огромной популярностью и даже в наше время благодаря практичности, надёжности и неприхотливости этих скутеретт. Super Cub с моторчиками от 50 до 110 кубиков выпускаются с небольшими изменениями аж с 1958 года. А в прошлом году Honda довела объёмы выпуска мотороллеров серии Super Cub до фантастической цифры в 100 млн экземпляров! Так что можно без лукавства сказать, это самое массовое из когда-либо выпускавшихся в свет моторных транспортных средств.
В чём же секрет популярности? Тогдашний главный управляющий Honda Такео Фудзисавы поставил задачу разработать максимально простой в управлении двухколёсный аппарат. Чтобы им можно было управлять одной рукой, а в другой держать лоток с лапшой… Такео был уверен, что при таких возможностях каждый разносчик лапши в Японии купил бы себе такую машину. Специально для выпуска первого Super Cub построили целый новый завод в Судзуке расчётной мощностью 30000 аппаратов в месяц. А после успешного старта продаж и расширения производства объём довели до 50000. К 1960 году предприятие вышло на проектную мощность и превратилось в крупнейший мотозавод в мире.
Впрочем, история серии Super Cub – это большая отдельная тема. Давайте вернёмся в наши дни и разберёмся, чем же современная Super Cub C 125 отличается от предшественников. Ведь д о недавнего времени актуальной моделью была Super Cub C110, но её продавали только для японского рынка и ряда стран Юго-Восточной Азии. Там эта скутеретта использовалась довольно широко в бизнес-логистике (доставка почты, газет, продуктов) и в меньшей мере как частный транспорт. Неужели именно так хотят 125-й «Куб» продвигать в Европе?
Дисковый 200-мм передний тормоз тоже немного диссонирует с привычным образом дальневосточного трудяги, а вот сзади остался барабанный классик. Колёсная база у новинки – 1245 мм, рабочий ход передней вилки – 100 мм, а у задней подвески – 84 мм, что, соответственно, на 10 и 19 мм больше, чем у модели C 110. Но при росте размеров сухой вес всего на пару кило больше предшественника.
Силовой агрегат по своей схеме такой же, как у С110 (диаметр цилиндра и ход поршня теперь составляют 52,4 x 57,9 мм, а степень сжатия 9,3:1), как, впрочем, и коробка передач. Традиционно она четырёхступенчатая, передачи включаются без использования рычага сцепления, при помощи автоматической центробежной муфты. Силовой агрегат установлен в традиционную стальную раму. Немаловажная фишка, которая отмечается в пресс-релизе, – это фантастически низкий расход топлива: 1,55 л на 100 км! Кстати, работает моторчик удивительно тихо и нежно…
Скутеретта
Моторо́ллер (от нем. motorroller ), или ску́тер (от англ. to scoot — бежать стремглав; удирать, давать дёру ) — разновидность мотоцикла, имеющая более удобную посадку [1] за счёт выемки с площадкой для ног, а также развитое оперение, защищающее седока и детали мотороллера от грязи. Двигатель мотороллера обычно располагается под сиденьем, а колёса имеют уменьшенный диаметр.
Содержание
Основные сведения
У мотороллера все механизмы закрыты панелями, а силовой агрегат построен по схеме блок-мотор-колесо. Панели облицовки также защищают водителя от грязи и набегающего воздуха.
Мотороллер — «микроорганизм» дорожного движения — простая конструкция, небольшие колёсные диски, весь обшитый пластиком и ориентирован на каждодневную езду по городу. Скутеры имеют весь необходимый комплект светотехники, передний дисковый тормоз (на 125—150-кубовых моделях и задний тормоз дисковый) и рассчитаны на передвижение по городу со скоростью 60—90 км/ч (в Евросоюзе производители специально ограничивают максимальную скорость мотороллеров класса 50 см 3 до 45 км/ч, в Японии до 30—35 км/ч). Мотороллер стал очень популярным средством передвижения в крупных городах и мегаполисах, перегруженных автотранспортом, благодаря своей экономичности в эксплуатации и маневренности. Но из-за очень высокой аварийности скутер стал исчезать из больших мегаполисов. [ источник не указан 1001 день ]
Особой популярностью пользуются мотороллеры класса A (рабочий объём двигателя до 50 см 3 ), которые, согласно российским и белорусским ПДД, приравниваются к мопедам. Водительское удостоверение и регистрация в некоторых странах не нужны. Ими можно управлять с 16 лет. В России с 05.05.2014 для управления мопедом необходимо водительское удостоверение категории «М» («АМ» в Белоруссии) или любой другой категории. На Украине и в Белоруссии введена обязательная регистрация мотороллеров. Также требуется получить права категории «А» («А1» в Белоруссии для мотороллеров с двигателем до 125 см 3 ) для управления данным транспортным средством.
Мотороллер (скутер) городского типа предназначен для езды по дорогам с хорошим, качественным покрытием. По дорогам с ямами, ухабами, плохим покрытием, по грунтовым дорогам на мотороллере ездить на большие расстояния проблематично и неудобно из-за маленького диаметра колёс и не предназначенной для этого амортизации, а также распределения центра тяжести. Для мотороллеров идеальны дороги с хорошим асфальтовым покрытием. Существуют мотороллеры с большими колёсами для поездок по грунтовым дорогам, и существуют внедорожные мотороллеры с широкой покрышкой колеса и внедорожным протектором резины.
Конструкция
Мотороллеры (скутеры) по конструкции сильно отличаются от малокубатурных мотоциклов тем, что:
Мотороллер чаще устроен так, что когда водитель садится на него, ему не нужно перелезать через раму, но есть модели спортивного класса без этого удобства.
Двигатель внутреннего сгорания у мопеда может быть двухтактным или четырёхтактным (карбюраторный или инжекторный). В настоящее время сфера применения двухтактных двигателей и карбюраторных систем подачи топлива сужается из-за ужесточения экологических требований в странах Евросоюза.
При воздушном охлаждении двигателя он обдувается вентилятором, находящимся на оси электрогенератора, поскольку двигатель закрыт облицовками и встречный поток воздуха до него не доходит. Встречаются и двигатели с жидкостным охлаждением.
Первые мотороллеры имели обычную механическую коробку переключения передач и цепную передачу на заднее колесо. Сейчас почти всегда используются бесступенчатый клиноремённый вариатор и автоматическое центробежное сцепление. В наиболее дешёвых мотороллерах вместо вариатора в том же (внешне неразличимом) корпусе ставится простая цепная передача, что сильно ухудшает динамику.
Лучше всего тюнингу поддаются мотороллеры с двухтактными двигателями воздушного охлаждения (конструкция такого двигателя более простая, чем четырёхтактных скутерных двигателей). Но такие двигатели имеют меньший ресурс по сравнению с 4-тактными и менее экологичны, хотя непривередливы к качеству топлива и очень просты в обслуживании.
Разновидности
Мотороллеры бывают разных типов:
Мотороллер (скутер) — мотороллер кубатурой до 125 см³. Чуть больше мопеда. В России нужны права категории А1 или А. Является наиболее удачным мототранспортом для частой езды по городу, так как при низкой стоимости мощности хватает, чтобы уверенно двигаться по городу, в отличие от мопеда, седло для двоих, чуть бо́льшие колёса, низкий расход топлива. Данный класс является одним из самых старых. До 1990-х годов была механическая коробка передач которая занимала много места, а цилиндр двигателя был сверху и направлен вверх. Так как двигатель прятался под сиденьем это ограничивало максимальную кубатуру.
Мидимотороллер (мидискутер) — мотороллер кубатурой 125—250 см³, является дальнейшим этапом развития скутеров и занимает промежуточное звено между классическими мотороллерами и максимотороллерами.
Максимотороллер (максискутер) — мотороллер кубатурой 250—400 см³, являющийся по сути более комфортной альтернативой мотоцикла. Он создан для максимально комфортной езды по городу и трассе — развитая ветрозащита, удобное двухместное сиденье, мощный и в то же время экономичный двигатель. Конструкция силового агрегата такая же, как и у мотороллеров (мотор-колесо): двигатель с выхлопной системой, сблокированный с вариатором, на котором закреплено заднее колесо с тормозным механизмом. Эта конструкция обуславливает невысокую проходимость максимотороллера вне асфальта.
Гипермотороллер (гиперскутер) — это мотороллер кубатурой от 500 см³, который внешне ничем не отличается от максимотороллера, но внутри приближен к мотоциклам. Это самый новый этап развития скутеров. Первые гиперскутера появились в 2000-х годах. Отличия от других скутеров находятся под пластиком — двигатель и вариатор гипермотороллера жёстко закреплены на раме как на мотоцикле, а привод заднего колеса осуществляется цепью, находящейся внутри маятника в масляной ванне или открытой цепью или открытым ремнём как на мотоциклах или вариатором на заднем колесе. Такая конструкция помогает снизить неподресоренную массу и тем самым установить более мощный и более тяжёлый двигатель в котором цилиндров больше чем один. Также это улучшает развесовку, подвеску что улучшает управляемость. Среди всей мототехники, гиперскутера являясь полноценной мототехникой, обладают идеальным балансом и самым низким центром тяжести. Это достигается за счёт горизонтального расположения цилиндров, которое возможно благодаря компактности вариатора.
Гиперскутеры способны ускоряться до 200 км/ч и более и предназначены для длительных путешествий, для чего у них есть большая подседельная ёмкость, удобные места водителя и пассажира и возможность крепления кофров. Так как нету лапки переключения передач и лапки тормоза, расположение ног самое удобное среди всей мототехники, приближая к автомобильному комфорту. На сегодняшний день, гиперскутеры технически самые развитые среди всей дорожной мототехники.
Существуют также мотороллеры с электроприводом (см. электроскутер).
Есть грузовые модели мотороллеров, использующиеся для развозки, где сзади стоит широкое колесо или два колеса, есть мотороллеры с кабиной.
Мотороллеры с тремя колёсами, два из которых спереди, позволяют ездить более уверенно по скользкой или мокрой дороге. Также благодаря двум колёсам спереди тормозной путь меньше. Часто имеют блокировку механизма наклона передних колёс, которая позволяет ездить с очень малой скоростью или даже стоять на месте, не поддерживая мотороллер ногами.
Скутеретта
Скутеретта — переходное звено между мотороллерами и мотоциклами. Это мотороллер на больших колёсах (диаметром 43,2 см), двигатель которого вместе с коробкой передач закреплён в раме, а передача крутящего момента на колесо происходит цепью в кожухе. В то же время автоматическое сцепление облегчает управление им для новичков. Скутеретты, как правило, закапотированы пластиком со всех сторон.
Грузовые мотороллеры
Типичный грузовой мотороллер оснащается бортовым кузовом с возможностью установки тента. Их грузоподъёмность обычно не превышает 300 кг, но у новых моделей может достигать и 700 кг. Расход топливной смеси из масла и бензина (или только бензина для моделей с четырёхтактными двигателями) колеблется от 3 л на 100 км у современных моделей, до 7,5 л у моделей, подобных советскому «Муравью». Ряд индийских моделей оснащается и микролитражными дизелями с расходом до 2-2,5 л на 100 км.
В начале 1960-х годов грузовые мотороллеры «Вятка» и «Тула» широко использовались в СССР для развозки мороженого, хлеба, молока и других продуктов, а также как внутризаводской транспорт. При строительстве завода «КАМАЗ» эти мотороллеры, развозили по крышам цехов рубероид и другие стройматериалы, так были лёгкими и манёвренными по сравнению с электрокарами.
В регионах Индостана грузовые мотороллеры получили самое широкое распространение в качестве развозных грузовичков (пикапов), будучи максимально унифицированы с таким популярным видом коммерческого пассажирского транспорта как рикши и находясь в нише между грузовыми велосипедами и велорикшами и обычными четырёхколёсными пикапами и такси. Их популярности прежде всего способствует низкая цена и минимальные налоги, относительная экономичность и манёвренность, что принципиально важно в таких перегруженных городах-миллионниках как Дели, Мумбаи, Калькутта, Бангкок и тому подобных.
В СССР грузовые мотороллеры типа «Муравей» были популярны ввиду дешевизны и невозможности свободной покупки легковых автомобилей, и, тем более, пикапов и фургонов Иж-2715, внедорожников УАЗ-469 (УАЗ-3151), поэтому с началом массовой автомобилизации в СНГ в 1990-х годах они быстро исчезли не только из городов, но и из сельской местности, будучи вытесненными не только автомобилями, но и многоцелевыми мотоблоками с прицепами и минитракторами. Вследствие этого, в 1999 году Туламашзавод прекратил производство грузовых мотороллеров «Муравей», перейдя на выпуск сельскохозяйственной минитехники, а некоторый остающийся на рынке спрос на подобную технику удовлетворяется за счёт импорта из Китая.
История
Скутер (по-русски этот класс транспортного средства называется «мотороллер») появился как недорогой способ перемещения по городу в послевоенной Италии, где компания «Piaggio» выпустила первый свой скутер «Vespa».
В 1960-х годах были выпущены первые скутеры с двигателем объёмом 50 см³, не требующие водительских «прав» и регистрации для езды. С тех пор скутеры стали популярным транспортом у молодёжи. Сегодня существуют четыре основных типа скутеров: помимо собственно скутеров, есть максискутеры, гиперскутеры и скутеретты.
Грузовые трёхколёсные мотороллеры появились в 1950-х годах в Италии. Их родоначальником стала модель «Piaggio Ape». С 1970-х годов они распространились, преимущественно в Индии (по лицензии «Piaggio» их с конца 1960-х начала выпускать индийская фирма «Bajaj» («Баджадж»)), и примыкающих к ней восточно-азиатских странах. В этих регионах грузовые мотороллеры получили самое широкое распространение в качестве развозных грузовичков (пикапов), будучи максимально унифицированы с таким популярным видом коммерческого пассажирского транспорта как рикши и находясь в нише между грузовыми велосипедами и велорикшами, и обычными четырёхколёсными пикапами и такси. Их популярности прежде всего способствует низкая цена и минимальные налоги, относительная экономичность и манёвренность, что принципиально важно в таких перегруженных городах-миллионниках как Дели, Мумбаи, Калькутта, Бангкок и так далее.
После 1974 года грузовые трёхколёсные мотороллеры с кабинами были вытеснены из Японии, но начали процветать в Китае, где и поныне существуют даже в виде тяжёлых трёхколёсных грузовиков грузоподъёмностью до 8 тонн. Однако, в последние годы власти Индии начали борьбу с «трёхколёсниками» (трайками), ввиду низкой экологичности их двухтактных двигателей и повышенной аварийности из-за конструктивной неустойчивости, присущей трёхколёсной схеме. Поэтому в последние годы крупнейшие индийские производители грузовых трёхколёсных мотороллеров активно начали внедрять на рынок четырёхколёсные модели пикапов и «авторикш» с микролитражными, но экологически более чистыми четырёхтактными моторами. В силу исторической преемственности и особенностей законодательства некоторой популярностью такие «трёхколёски» («Piaggio Ape») продолжают пользоваться и в стране-родоначальнице Италии.
Мотороллеры разных стран
Японские мотороллеры считаются наиболее надежными, итальянские — наиболее динамичными, китайские — самыми дешевыми. В Советском Союзе мотороллеры производили Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» и Тульский машиностроительный завод имени Рябикова.
Японские мотороллеры
Европейские мотороллеры
Производят «Piaggio», «Gilera», «Peugeot», «Renault», «Derbi», «Aprilia», «Malaguti», «Benelli», «BMW», «Beta», «Italjet» и др. Для мотороллеров старой европейской школы характерны конструкция с несущим кузовом из металла, позже рамные конструкции, но всё же с металлическими облицовками, что сказывается на весе. Родоначальником европейской школы конструирования мотороллеров стала «Vespa». Через год с ней стала соперничать «Lambretta» (среди звёздных поклонников «Ламбретты» числятся Кэмерон Диас, Дэвид Рокфеллер, Клаудия Шиффер, Пол Ньюман и другие [3] ), что вылилось в затяжное противостояние двух марок. Различают итальянскую и германскую конструкторские школы.
Итальянской присуща лёгкость, сравнительно малый объём двигателя, узлы, созданные специально для этих мотороллеров.
Германскую школу отличают основательность конструкции, больший вес, больший комфорт для пилота, больший, опять же, объём двигателя, более высокие технические характеристики и широкое применение мотоциклетных узлов.
Современные европейские мотороллеры мало отличимы от японских, за исключением более изощрённой конструкции (жидкостное (чаще всего водяное) охлаждение, консольная подвеска переднего колеса и другое) и общей массивности.
Китайские мотороллеры
Производятся огромным количеством китайских предприятий, представляя собой местную переработку относительно старых японских моделей, а также новые решения на их базе. Примечательным является преобладание на них четырёхтактных двигателей (однако, встречаются и двухтактные), сходных по конструкции у большинства производителей, а также сильно разнящееся качество сборки и комплектующих у разных марок, производящих внешне одинаковые модели.
В китайских мотороллерах используется более хрупкий пластик и менее долговечные по сравнению с японскими моторы. При неаккуратной эксплуатации у китайских мотороллеров возникают мелкие поломки, доставляющие хозяину массу неприятностей. Тем не менее, при надлежащей эксплуатации китайские мотороллеры могут служить владельцу достаточно долго. Стоимость ремонта, по сравнению с японскими моделями, относительно невелика, однако качество ремкомплектов иногда оставляет желать лучшего.
Известны некоторые довольно удачные решения китайского мотопрома — это переработка знаменитых мотороллеров «Honda» Cub (он же популярен в линейке скутеретт) и «Honda CD70» (более известный как «Альфа»). Завод-производитель «Chongqing Wonjan motorcycle» («Чунцин Вонцзянь»). Заявляемый ресурс двигателя до первого капитального ремонта равен 20-30 тысячам километрам.