скудельный дом что это
Скудельный дом
Смотреть что такое «Скудельный дом» в других словарях:
СКУДЕЛЬ — жен. (скуда, и скудель могут происходить от худой) глина и | глиняный сосуд, горшок; | земля, прах, тлен; все земное, непрочное, смертное или преходящее. Сотрошася вкупе скудель, железо, медь, сребро и злато, Даниил. Изсше, яко скудель крепость… … Толковый словарь Даля
Варламов, Игорь Валерьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Варламов. Игорь Валерьевич Варламов … Википедия
Варламов, Игорь — Игорь Валерьевич Варламов Игорь Варламов (2006) Дата рождения: 1 июля 1964 Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: поэт, прозаик, эссеист Годы т … Википедия
Варламов И. В. — Игорь Валерьевич Варламов Игорь Варламов (2006) Дата рождения: 1 июля 1964 Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: поэт, прозаик, эссеист Годы т … Википедия
Варламов Игорь Валерьевич — Игорь Валерьевич Варламов Игорь Варламов (2006) Дата рождения: 1 июля 1964 Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: поэт, прозаик, эссеист Годы т … Википедия
Варламов И. — Игорь Валерьевич Варламов Игорь Варламов (2006) Дата рождения: 1 июля 1964 Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: поэт, прозаик, эссеист Годы т … Википедия
Варламов Игорь — Игорь Валерьевич Варламов Игорь Варламов (2006) Дата рождения: 1 июля 1964 Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: поэт, прозаик, эссеист Годы т … Википедия
Игорь Валерьевич Варламов — Игорь Варламов (2006) Дата рождения: 1 июля 1964 Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: поэт, прозаик, эссеист Годы т … Википедия
Игорь Варламов — Игорь Валерьевич Варламов Игорь Варламов (2006) Дата рождения: 1 июля 1964 Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: поэт, прозаик, эссеист Годы т … Википедия
Валаамские острова — группа островов в северо западной части Ладожского озера. Состоят из острова Валаам (28 км2) и свыше 50 мелких. Общая площадь 36 км2. Высота до 70 м. Острова покрыты главным образом хвойными лесами. На острове Валаам посёлок, здания Валаамского… … Энциклопедический словарь
Забытые-подзабытые слова скудель, скудельник
Правда ваша, создатели пословиц: «Скудельными руками не вечное созидается». Человек хрупок и недолговечен, как амфора: «иной год скудели столько перебьют в доме, что можно бы за это купить и медную посуду».
Китайские мифы сохранили мотивацию первой скудельницы:
«Хотя на земле уже существовали горы, реки, травы и деревья, а также насекомые и рыбы, Нюйва ощущала одиночество и решила, что ей необходимо создать существа иного рода.
Как-то раз, сидя на берегу пруда, она размочила желтую глину и, глядя на свое отражение в воде, вылепила фигурку маленькой девочки. Как только она поставила ее на землю, фигурка ожила, запищала и радостно запрыгала. Она получила имя Жень — человек.
Нюйва осталась очень довольна результатами своего опыта и, продолжив дело, вылепила из глины множество человечков обоего пола. Эти человечки, окружив Нюйву, радостно кричали и пританцовывали, а затем расходились в разные стороны.
Нюйва продолжала свою работу, делая все новых и новых человечков. Трудилась она очень долго и утомилась еще до того, как создала достаточное количество людей.
Тогда она взяла ветку лианы, опустила ее в жидкую желтую грязь, а затем стряхнула капли этой грязи на землю. В тех местах, куда падали комочки грязи, появлялись на вид неотличимые от первых прыгающие маленькие человечки.
Таким образом Нюйва положила начало делению людей на высшее и низшее сословия, хотя внешне люди были похожи.
Люди оказались существами смертными, а создавать их заново всякий раз было утомительно, и потому Нюйва научила людей размножаться и повелела им заботиться о воспитании детей. Так возник род человеческий…».
В переводе с испанского и португальского языков escudo означает «щит», «герб», «гербовый щит» (от лат. scutum), который являлся традиционным элементом оформления почти всех монет, носивших это название. Родственными escudo (с точки зрения происхождения и значения) словами называются итальянский скудо (итал. scudo) и французский экю (фр. ecu от старофр. escu), которые также происходят от лат. Scutum.
Мне показалось интересным, что далекие от славянских просторов латиняне использовали слова, созвучные скудели.
Где тонко – там и рвется. На самом интересном месте подошла к концу история о скудели и скудельниках…
Использовавших все 4 земных стихии: огонь, воду, землю и воздух.
Земля давала сырье, то есть глину. Вода позволяла придать глине форму. Воздух выводил воду из заготовки и оставляет поры, благодаря которым черепица могла дышать. Огонь фиксировал черепицу в стойком к многолетней эксплуатации виде, образуя стабильный к химическим воздействиям материал.
Прогрессоры-этруски, прибыв на Апеннины, многому научили местное население. Черепица, как фрагмент культуры, как технологический прием с легкой руки этрусков начал использоваться в латинском обиходе.
Впоследствии был взят на вооружение и легионерами. Щитом и мечом добывшими славу своим потомкам. Запечатленную на фамильных гербах и на монетах!
Похоже, что настоящим скудельникам и время нипочем, глубиной тридцать вееков, и пространство от Китая до Кабо-Верде.
Убогие дома
Стоят, как остовы, убогие дома.
Некрасов
О таком явлении, как «убогие дома» или «божедомки» сейчас не вспоминают. А ещё лет 300 назад подобные заведения располагались в каждом уездном городе. В одной Москве их насчитывалось не менее четырёх. И это отнюдь не старые ветшалые здания, какое значение вкладывают сейчас в это понятие. В старину на Руси убогими домами называли нечто среднее между трупохранилищем и братской могилой.
Что собой представлял убогий дом?
Убогий дом ещё называли божьим домом, божедомкой, скудельницей, гноищем, ямником, жальником. Устраивали его за околицей села или на подъездах к городу. Представлял он собой вырытую яму, огороженную кольями и небольшим забором. Сюда свозились тела умерших в дороге, самоубийц, утопленников, не имевших родственников, погибших от несчастного случая, скитальцев, иноверцев, нищих. Останки пересыпались льдом для большей сохранности. Сюда приходили родственники без вести пропавших с целью отыскать своего близкого.
Божедомки временные и постоянные
Божедомки бывали двух видов: временные и постоянные. Первые устраивались в случае моровой язвы или других массовых смертей. В этом случае могильник после наполнения попросту забрасывали землёй. В устроенном на постоянной основе убогом доме трупы сохранялись до весны.
Всем миром – похоронный обряд в божедомке
По прошествии всех посевных работ, а позднее в Семик (четверг накануне Троицы), из города к ямнику организовывали крестный ход. Приходили добровольцы и помогали соборовать тела, облачать в саваны, укладывать в общую могилу без гроба. Одежды и ткань приносили в качестве пожертвования жители близлежащих селений. Священники читали над останками последнюю молитву и затем уже их хоронили. Весь день над этим местом слышались жалобные стоны и плач.
Божедом и нежеланные дети Богданы
Сверху постоянного ямника устанавливали соломенную крышу. Рядом находилась небольшая сторожка, в которой проживал божедом. На его попечении были не только тела усопших. Сюда же, к гноищу приносили матери нежелательных младенцев. Отсюда бездетные пары забирали себе детей, нарекая их Богданами.
“Социальные” похороны по-старорусски
Жальники (от старорусского – жалеть, умирать) часто создавались в местах выработки глины. Отсюда и название «скидельница» – от слова «скидель», обозначающего глиняную посуду или «скидельник» – гончар. Позже оно трансформировалось в «скудельницу», созвучную слову «скудость». Ибо в убогие дома свозили бедные люди своих родных, поскольку не имели денег предать их земле за собственные средства.
Когда возникли убогие дома
Точное время возникновения убогих домов не известно. Однако все сопутствующие моменты указывают на языческие корни подобной традиции. Это и одинаковое отношение к мёртвым телам, и неумение определить причину смерти, и, как следствие, боязнь заразиться, традиция откладывать окончательное захоронение до после весенних заморозков. Даже христианские храмы возле подобных мест стали воздвигать уже в позднее время – чаще всего ограничивались крестом над воротами, ведущими к ямнику-убогому дому.
13 век – самое раннее упоминание о божедомках
Самое раннее упоминание о божедомках можно встретить в Новгородской летописи начала 13-го века. В то время случился большой голод на Руси, и тела умерших от истощения перевозили в одну яму. Когда жальник наполнялся – рыли новый. Количество трупов в одном ямнике доходило до 3-4 тыс. Из того же документа становится известно, что число тел в 4-х смоленских убогих домах составило 32 тыс.
Начиная с прихода на царствование дома Романовых убогие дома постепенно начинали изживать себя. С одной стороны, города разрастались и божедомки начинали мешать их развитию. С другой – антисанитария, неприятный запах и прочие негативные факторы служили причиной их закрытия. Анна Иоановна издала указ об упразднении ямников, но тогда его не спешили исполнять. Более разумно поступила Екатерина II, выделив для погребения указанных выше лиц дополнительные кладбищенские земли.
Столичные божедомки
Первые упоминания о постоянных скудельнях на территории Москвы датируют 16-м веком. Посетивший Россию иностранец Принтц сообщает о них в своих записях. Веком позже свидетельства находят в письменах Флетчера, Маржерета, антиохийского патриарха Макария и прочих путешественников. В числе погребённых в столичных божедомках и Лжедмитрий. Его захоронение проводилось в 1606 году.
Прежде чем отвезти останки в ямник, их везли в Китай-город. Там тело выставляли на всеобщее обозрении в крестцах иначе – часовнях, где публично читались мирские и патриаршие указы. На протяжении 3-4 дней жители столицы могли прийти в Никольскую, Ильинскую или Варварскую часовню и признать своего близкого. Если труп оставался неузнанным – его отправляли в одну из действующих божедомок.
Достоверно известно о пяти убогих домах в Москве:
На Самотеке. Рядом расположена была церковь Иоанна Воина, а позднее – Крестовоздвиженский монастырь. Считается первой столичной скудельницей, которая простояла вплоть до 1771 года. Крестный ход к ней начинали от самого Высоко-Петровского монастыря. Была закрыта после случившейся в Москве эпидемии чумы.
На Пречистенке. Ориентир: Мёртвый переулок ведущий к Храму Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах. Сейчас на месте прежней божедомки выстроена церковь Мученицы Параскевы Пятницы.
За Серпуховскими воротами. Ныне там находится Храм Вознесения Господня.
За Таганкой. После упразднения жальника царь Алексей Михайлович основал на том самом месте Божедомский (ныне Покровский) монастырь.
Близ Марьиной рощи. Представлял собой небольшой амбар для складирования мёртвых тел. Расположенной рядом церкви не было.
Помимо пяти божедомок на Большой Лубянке при Варсонофьевском монастыре существовал погост для захоронения нищих без роду и племени.
Убогие дома в других городах России
Установить наличие ямников в иных городах России можно по основанным на их месте церковным храмам.
Ярославль. На подъезде к городу со стороны Углича стоит Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке.
Нижний Новгород. Между Сокольей горкой и Храмом Рождества Христова археолог В.С. Передольский в начале прошлого века обнаружил свидетельства существования скудельницы. По его мнению на этом месте были также захоронены князья-мученики Долгорукие, казнённые в 1739 году.
Арзамас. В 18 веке здесь находилось каменное здание убогого дома, действующее на постоянной основе.
Переславль-Залесский. Преподобный Даниил Переяславский основал с божьей и людской помощью Свято-Троицкий монастырь неподалёку от скудельницы.
Запрет божедомок
Позднее церковь ввела запрет на погребение свезённых в ямники останков. Так, Патриарх Филарет в 1619 году повелел не отпевать самоубийц, умерших в пьяном угаре, погибших в следствие несчастного случая. Патриарх Адриан наказывал поповским старостам тела наложивших на себя руки и грабителей с большой дороги вывозить в лес – на растерзание хищным животным и птицам.
Возможно, вам будет интересно:
Общим местом для совершения обряда служили так называемые убогие дома, скудельницы, гноища’, которых было очень много в Древней Руси, особенно в Москве и более известных городах, например, в Новгороде. Убогие дома эти устроились особенно во время разных общественных бедствий, как, например, моровой язвы голода, нашествия врагов, и назначались для предохранения живущих от заразы, а тел усопших от поругания а также служили местом исполнения над ними церковь нога погребения. В день Семика в убогих домах совершалось отпевание умерших, для чего приходили сюда с крестным ходом и в сопровождении архиереев, как это обыкновенно делалось в Москве. К этому дню набожные люди покупали гробы и саваны, холсты и полотно и отправлялись с ними за крестным ходом в убогие дома. Там находился большой сарай или амбар с глубоким ямником, в котором обыкновенно складывались трупы усопших. В особенности осенью и зимой собирали, например, в Москве, по городским пустырям, захолустьям и по кривым безлюдным переулкам тела замерзших и убитых и свозили их в эту общую яму. Зимою по причине неудобства копанья замерзшей земли их не зарывали в могилы, а оставляли до весны, до того времени, когда земля оттаивала и являлись доброхотные датели разных принадлежностей для отпевания покойников. В одной старинной песне сказано про убогие дома:
Там ночь велика,
Спи до Семика
В убогом доме возводилось большое, увенчанное крестом деревянное строение, и под ним устраивалась глубокая яма со льдом, куда складывали тела безвестных покойников. По обычаю дважды в год – на Семик (седьмой четверг после Пасхи) и на Покров – всех неопознанных хоронили на местном кладбище, прилегавшем к убогому дому. Убогие дома были приписаны к какой-либо местной церкви. На Семик и на Покров в убогий дом приходил священник с благочестивыми горожанами, служил панихиду по всем умершим, после чего покойников облекали в погребальные саваны и хоронили в одной могиле.
В старой Москве было несколько убогих домов в разных частях города, существовало и особое кладбище при Варсонофьевском монастыре на Большой Лубянке, где тоже хоронили безродных и бездомных нищих. На этом кладбище Лжедмитрий I велел захоронить Бориса Годунова, но и сам нашел пристанище в одном из убогих домов.
Убогий дом на Самотеке был приписан к местной церкви во имя Иоанна Воина. В XVII веке на Семик и на Покров к нему отправлялся крестный ход из ближайшего Высоко-Петровского монастыря.
Первый убогий дом Москвы стал и последним. В 1732 году он, уже единственный в городе, был перенесен дальше в Марьину рощу. За него все еще отвечал священник Иоанновской церкви. В 1763 году указом Синода было велено хоронить поступивших туда умерших сразу же, а не дожидаясь традиционных для их погребения дней. А в 1771 году после эпидемии чумы убогий дом был закрыт.
О московских убогих домах упоминается с 1474 года. В дома эти свозили тела безродных, безвестных людей, бродяг и нищих, найденных мертвыми на улицах, умерших насильственной смертью, от заразных болезней и без покаяния, самоубийц, иноземцев, не опознанных или не разысканных родственниками. Для православного погребения таких покойников и были устроены убогие дома. Сохранилось свидетельство старинного историка, что, по обычаю, в средневековой Москве таких покойников сначала отвозили на опознание в Китай-город, к часовням на Крестцах. Тех, чьи родственники не нашлись и кто не был опознан, отвозили в убогие дома
Фактически основной функцией убогих домов было бесплатное захоронение за государственный счёт.
В убогих домах рано утром выставлялись неопознанные тела, дабы каждый мог осмотреть мертвецов и найти (или не найти) своего пропавшего родственника или знакомого. [5] Также использовались они в качестве хранилища для поступающих мертвецов во времена различных общественных бедствий: моровой язвы, нашествия врагов, чумы и т. п.
Скудельница
Смотреть что такое «Скудельница» в других словарях:
Скудельница — (скудельня) старинное название погоста или кладбища, происходящее от евангельского рассказа, по которому первосвященники, получив от Иуды обратно 30 серебреников, купили «село скудельниче в погребение странным» (Мф. 27:6 7). По другой версии,… … Википедия
скудельница — сущ., кол во синонимов: 4 • кладбище (30) • кувшин (11) • погост (21) • … Словарь синонимов
СКУДЕЛЬНИЦА — (скудельня), общая могила во время мора, или общая могила погибших по какому либо несчастному случаю или насильственно, или общая могила вне святой земли (вне кладбища), где погребают самоубийц, пьяниц, утопленников, неопознанные трупы странников … Русская история
скудельница — скудельница, скудельницы, скудельницы, скудельниц, скудельнице, скудельницам, скудельницу, скудельницы, скудельницей, скудельницею, скудельницами, скудельнице, скудельницах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
скудельница — скуд ельница, ы, твор. п. ей … Русский орфографический словарь
скудельница — ы; ж. Устар. Широкая и глубокая яма, служившая для погребения умерших от массовых эпидемий, голода и т.п … Энциклопедический словарь
скудельница — глиняный кувшин … Cловарь архаизмов русского языка
скудельница — ы; ж.; устар. Широкая и глубокая яма, служившая для погребения умерших от массовых эпидемий, голода и т.п … Словарь многих выражений