скрепер машина что делает
Скрепер. Устройство и работа.
Скрепер. Устройство и работа. В качестве землеройной машины, сочетающей в себе функции устройства для срезания грунта и его транспортировки, без промежуточной перегрузки, применяется агрегат, называемый скрепером.
Скрепер, устройство, работающее циклично, для осуществления процесса срезания грунта, сбора его в транспортную ёмкость (ковш), перемещения к месту разгрузки, освобождения транспортной ёмкости (ковша), разравнивания и уплотнения высыпанного грунта.
Они применяются при строительстве дорог, при создании насыпей и углублений, при строительстве дамб и плотин. Очень часто эти агрегаты применяются при осуществлении вскрышных работ, для сохранения и рекультивации срезанного верхнего плодородного слоя грунта, при рытье карьеров для добычи руд и минералов.
Классификация скреперов.
По принципу соединения тягача с транспортной тележкой.
По величине объёма ковша.
По способу соединения ковша с опорной рамой.
По способу заполнения ковша грунтом.
По способу разгрузки.
По принципу соединения тягача с транспортной тележкой скреперы делят на: прицепные, полуприцепные и самодвижущиеся.
Прицепные — выполнены как одноосные тележки шарнирно соединённые с промежуточной тележкой пневмоколёсного или гусеничного трактора.
Полуприцепные — шарнирно соединены непосредственно с задней осью пневмоколёсного или гусеничного трактора.
Самодвижущиеся — выполнены конструктивно на базе трактора тягача, без промежуточных тележек и составляют с ним единое целое.
По величине объёма ковша.
малые—ковш объёмом 4 м 3;
средние—ковш объёмом 5—12 м 3;
крупные –ковш объёмом 12 м 3 и более.
По способу соединения ковша с опорной рамой.
Скреперы бывают рамные и безрамные. При рамной конструкции ковш шарнирно закреплён на раме, и тяговое рабочее усилие передаётся ковшу через раму.
При безрамной конструкции ковш сам, непосредственно, воспринимает рабочее тяговое усилие при его заполнении. При этом ковш изготавливают с повышенной жёсткостью стенок, выполненных с продольными и поперечными рёбрами.
По загрузке
Загрузка может осуществляться свободным способом и принудительно. При свободной загрузке срезаемый грунт попадает в ковш при движении скрепера и приложении тягового усилия. В варианте принудительной загрузки применяют скребковый элеватор или шнековый транспортёр.
По разгрузке.
Со свободной, принудительной и щелевой разгрузкой. В первом случае набранный грунт разгружают из ковша свободно самотёком при открытой заслонке и наклоне ковша в направлении режущей кромки ковша или в противоположном направлении.
Во втором случае разгрузка грунта осуществляется при наклоне днища ковша совместно с задней стенкой при неподвижных боковых стенках.
При принудительной разгрузке грунт удаляют из ковша смещением задней стенки в сторону передней заслонки.
При щелевой разгрузке грунт удаляют из ковша при раздвижении половинок днища.
Условия работы и применения скреперов.
При начальном и последующем движении скрепера, с ножом, опущенным в рабочее положение, происходит внедрение ножа в грунт, срезание грунта и заполнение ковша. После заполнения ковша грунтом, скрепер перемещается в зону разгрузки, на расстояние до 5 километров, где происходит разгрузка и укладка грунта, после чего он возвращается для выполнения очередной рабочей операции.
Толщина срезаемого грунта при работе зависит от уровня заглубления ножа в грунт. При рабочем ходе передняя заслонка ковша поднята, а задняя заслонка опущена. Заполненный грунтом ковш поднимается в транспортное положение, и передняя заслонка закрывается.
Скрепер перемещается в зону разгрузки, где передняя заслонка открывается. Принудительная разгрузка грунта из ковша осуществляется при поднятой передней заслонке, перемещением вперёд задней заслонки для выталкивания грунта. При этом, зазор между режущей кромкой ковша и поверхностью грунта определяет толщину слоя укладываемого грунта для складирования и профилирования ножами ковша и уплотнения ходовой частью.
Как же устроен самодвижущийся скрепер? (см. рис.)
Тяговым устройством самодвижущегося скрепера является трактор. На заднюю ось трактора навешивается седельное сцепное устройство. Основная несущая рама скрепера, является соединительным звеном между тягачом и кронштейном, на котором устанавливают ковш. Управление заслонкой ковша осуществляется спаренными гидроцилиндрами. Механизм управления заслонкой ковша представляет собой рычажную шарнирную систему, обеспечивающую передачу усилия от гидроцилиндров к ковшу. Подъём и опускание ковша осуществляется также спаренными гидроцилиндрами.Передняя заслонка ковша, представляет собой жёсткую стальную плиту, шарнирно закреплённую на стенках ковша.
Задняя стенка представляет собой жёсткую стальную крышку, также шарнирно закреплённую на боковых стенках ковша и управляемую с помощью гидроцилиндров, шарнирно закреплённых на задней тележке агрегата.
Все гидроцилиндры работают от давления масла создаваемого насосом, с помощью шлангов высокого давления. Насос получает вращающий момент непосредственно от двигателя тягача.
Все гидравлические приводы управления рабочими органами работают в соответствии с гидравлической схемой, представленной ниже (см. схему).
Как работает гидравлическая схема?
Масляный насос 16 подаёт рабочую жидкость—масло из гидробака 1 в блок трёх золотниковых гидрораспределителей 14 с ручным управлением. Все гидрораспределители трёхпозиционные, снабжены возвратной пружиной, для перевода их из рабочей позиции на нейтраль.
К блоку гидрораспределителей подключён предохранительный клапан 5, который выполняет также функцию разгрузочного клапана. В нейтральном положении, гидро золотники управления, с помощью этого клапана, соединяются со сливом, при этом клапан 5 открыт и его напорная линия соединяется со сливом.
При включении любого ручного золотника, линия управления перед клапаном отсекается от слива, он закрывается и служит только как предохранительный клапан.
Ковш поднимается и опускается под действием гидроцилиндров 9, передняя заслонка приводится гидроцилиндрами 12, перемещение задней стенки ковша осуществляется гидроцилиндрами 13.
Ковш опускается и поднимается со скоростью, которую регулируют с помощью дросселей 10. При перемещении гружёного скрепера к месту разгрузки, для недопущения опускания ковша, вследствие утечек или порыва шлангов, применяются гидрозамки 11.
Для осуществления автоматического управления гидроцилиндрами применяется гидронасос 16, обратный клапан 7 и гидрораспределитель 6. Гидравлическая система оснащена дросселями, обратными клапанами, фильтрами манометрами, которые применяются как в ручном, так и в автоматическом режиме.
В настоящее время скреперы на стройках стали применяться реже, однако, их значение при строительстве дорог и на вскрышных работах, по-прежнему, остаётся большим.
Основными мировыми производителями скреперов являются фирмы: Катерпиллер, Терекс, Джон Дир и Белл.
Если вы хотите прочитать, классификация грузового транспорта, переходите по ссылке.
Скрепер
Скрепером, или скрейпером, называют землеройную машину, способную не только срезать грунт, но и транспортировать его на сравнительно большие (от ста метров до — в отдельных случаях — трех километров) расстояния. Кроме того, движители скрепера уплотняют отсыпанный им грунт, что сокращает потребность ведущей работы организации сразу на несколько единиц техники.
Будь то чернозем или тяжелые глины, скрепер аккуратно срежет грунт слоями, соберет в ковш, транспортирует в нужное место, расположенное за сотни метров, отсыпет его и сам же уплотнит. Благодаря большому числу задач, которые входят в рабочий цикл этих машин, скреперы, самоходные и прицепные, находят применение во многих отраслях строительства, включая дорожное, а также при добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве и мелиорации.
Самоходный скрепер быстрее (способен развивать скорость до 40—50 километров в час), он самодостаточен и потому стоит дороже. Зато прицепной позволяет использовать в качестве тягача уже имеющуюся в хозяйстве технику — прежде всего тракторы, не занятые на момент работ другими задачами. Применение скреперов выгодно там, где требуется переместить снятый грунт на сотни метров. Если расстояние больше, для транспортировки целесообразнее применять самосвалы, загружая их экскаватором или ковшовым погрузчиком, если меньше — то гусеничные бульдозеры, а после выгрузки грунта предоставить слово уплотнительной технике. В пределах же от ста до трех тысяч метров самоходный скрепер, колесный или гусеничный, все сделает сам, без лишних помощников; для прицепных машин этого типа расстояние ограничивается тысячей метров — при этом и тот, и другой способны работать даже в условиях совершенного бездорожья.
Ковш скрепера, куда при движении машины поступает срезанный грунт, загружается движущим усилием принудительно посредством скребкового элеватора или шнекового устройства, а выгружается путем опрокидывания ковша или выдвижения его задней стенки — привод исполнительных органов у него может быть как гидравлического типа, так и канатного.
Cамоходные скреперы, как правило, двух- или трехосные — их передняя часть может иметь одну или две оси и задняя — одну; ковш располагается впереди задней оси. На самоходные скреперы устанавливают один или два силовых агрегата — в последнем случае один из двигателей располагается впереди, а другой — на задней оси машины. На тяжелых грунтах резание грунта самоходным скрепером и наполнение ковша нередко выполняется при помощи толкача, в роли которого может выступать гусеничный трактор или колесный тягач, оснащенный специальными приспособлениями.
Прицепные скреперы — двухосные и одноосные, они подразделяются на собственно прицепные и полуприцепные. Передняя часть скрепера-полуприцепа опирается на тягово-сцепное устройство машины, играющей роль тягача, — такие скреперы, как правило, одноосные. Скреперы-прицепы чаще всего имеют две оси, между которыми располагается ковш. Прицепные скреперы соединены с гидравлической системой машины-тягача.
Иногда скреперы соединяют между собой, образуя из них своего рода автопоезда. При этом каждый скрепер, находящийся сзади, выступает для расположенного впереди в роли толкача, а самая первая машина в сцепке используется для создания тягового усилия. В международной практике проведения землеройных работ такая система получила название push-and-pull, что-то вроде «тяни-толкай», но наоборот.
Мировой рынок скреперов год от года уменьшается, та же тенденция наблюдается и на рынке отечественном. Однако в связи с реализацией в последнее десятилетие масштабных проектов скреперы, пусть и в небольшом количестве, продолжают приобретаться различными организациями — прежде всего строительными.
Одна из наиболее известных отечественных моделей — самоходный МоАЗ-6014 производства Могилевского автомобильного завода. И хотя выпуск машин этого типа заводом уже прекращен, немалое число этих скреперов сегодня по-прежнему в строю на всем постсоветском пространстве. Конструктивно МоАЗ-6014 представляет собой шарнирно-сочлененный автопоезд грузоподъемностью 16 тонн, передней частью которого выступает одноосный многоцелевой автомобильный тягач МоАЗ-6442, а задняя — полуприцеп с ковшом объемом 11 кубометров. Тягач этого скрепера оборудован мощным дизельным двигателем, двухдисковым сцеплением с пневматическим усилением, механической и дополнительной коробками передач. Ведущий мост машины оснащен рессорной подвеской с гидравлическим амортизатором, что позволяет ему развивать высокую для машин этого типа скорость до 44 км/ч. Безопасность работы водителя самоходного скрепера МоАЗ-6014 обеспечивает двухконтурная тормозная система, которая исключает возможность выхода из строя всех колесных тормозов одновременно, а также аварийный тормоз и защитный каркас над кабиной.
Скрепер МоАЗ-6014 имеет ярко выраженную дорожно-строительную специализацию и в этой сфере выступает более экономичным вариантом, чем работающие в тандеме экскаватор-погрузчик и самосвал. Его стихия — земляные работы по расчистке площадок, подготовке основания дорожного полотна и равномерной укладке песочно-щебеночной подушки асфальтового покрытия. Применение этого скрепера также экономически целесообразно при сооружении плотин, мостов, водохранилищ, но с одной оговоркой: транспортное плечо при его использовании не должно превышать двух километров. Если расстояние между местами выемки и отсыпки грунта больше, для его транспортировки целесообразнее использовать самосвалы.
Компания Caterpillar выпускает модели скреперов как с элеваторной загрузкой, так и с открытым ковшом — более универсального применения, в числе прочего используемые при строительстве дорог, мостов, плотин и аэропортов. Последние могут выполняться производителем в различной комплектации: с самозагрузкой, в прицепном варианте с загрузкой движущим усилием и собственной системой обработки материала и с загрузкой движущим усилием. Такие машины оборудованы шнековым транспортером, который обеспечивает самозагрузку широкого спектра веществ, дизельными двигателями Caterpillar с электронным управлением, технологией Acert и модульным радиатором охлаждения с 9 ребрами.
Одна из наиболее часто используемых в дорожном строительстве моделей скреперов этой марки — Caterpillar 621K — отличается повышенным удобством технического обслуживания, защитой от превышения максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя и улучшенным амортизатором, использующим технологию, аналогичную подвеске сиденья Cat ® Advanced Ride Management. Эта машина комплектуется усовершенствованной кабиной серии K, которая гарантирует повышенный комфорт оператора и улучшенную обзорность. Кроме того, модель обладает функцией управления скоростью движения, позволяющей устанавливать желаемую скорость в зависимости от условий эксплуатации. Грузоподъемность скрепера Caterpillar 621K — 26 190 килограммов, объем ковша — 18,4 кубометра. Максимальная глубина резания скрепера — 315 миллиметров. А максимальная глубина отсыпки — 540 миллиметров. Ширина реза у этой модели составляет 3,14 метра; ее полная масса — 36 185 килограммов. Оснащенный дизельным двигателем Cat C13 Acert мощностью 413 л.с. и топливным баком емкостью 818 литров, этот скрепер способен развивать транспортную скорость до 53,9 километра в час.
Для работы на небольших площадях успешно используются одноосные прицепные скреперы, работающие, как правило, в тандеме с колесным трактором, который выступает в такой связке в роли тягача. Яркий представитель этого подкласса скреперной техники — модель J20 итальянского производителя Montefiori, отлично подходящая для работы с влажными и песчаными грунтами.
Одноосный прицепной J20 имеет ковш объемом 2 или 2,5 кубометра и используется с тракторами мощностью от 55 до 120 л.с. Транспортировка грунта при этом может осуществляться со скоростью до 40 км/час. Модель имеет регулируемую принудительную разгрузку за счет выдвижения задней стенки ковша от гидроцилиндра. Он имеет гидравлическое управление заглублением, подъем (опускание) передней стенки, разгрузкой и поворотом колес, которое осуществляется в ручном или в автоматическом режиме. С помощью выталкивающего устройства с гидравлическим приводом грунт подается перед планировочным отвалом и сразу же укладывается.
Для работы гидросистемы скрепера необходим трактор, имеющий четыре гидролинии: первую — для заглубления ножа, вторую — для открытия передней стенки ковша, третью — для движения задней стенки ковша при разгрузке и, наконец, четвертую — для управления поворотом колес. При наличии лишь трех гидролиний на тракторе последнюю можно отключить.
Ширина полосы скреперования у этой модели составляет 1480 миллиметров. Собственный вес прицепного агрегата — 1000 килограммов, длина J20 — 4000 миллиметров, высота — 1200 миллиметров.
Опционально этот компактный скрепер может поставляться с автоматизированной системой нивелирования, пилотируемой лазером или GPS, которая обеспечивает повышенную надежность и точность. Впрочем, возможны три различных варианта управления скрепером.
Первый из них — стандартный, описанный выше, при котором гидросистема скрепера подключается к гидросистеме трактора, управление осуществляется из кабины с помощью рычагов управления дополнительным оборудованием. Второй вариант подразумевает автоматическое управление: гидросистема оборудования также подключена к гидросистеме трактора, а на исполнительные механизмы гидросистемы дополнительно устанавливается оборудование для управления от лазера или GPS; управление в этом случае осуществляется от лазерной системы нивелирования в автоматическом режиме. И, наконец, автономное управление — оно целесообразно при работе в связке с трактором, у которого нет своей гидросистемы для питания дополнительного рабочего управления либо же в том случае, когда ее параметры не обеспечивают эффективную работу скрепера. В этом случае последний дополнительно комплектуется гидронасосом, который устанавливается на ВОМ трактора. На раму скрепера устанавливается автономный гидробак, кроме того, техника комплектуется пультом управления. В данном исполнении скрепер также может комплектоваться автоматической системой управления для работы от системы нивелирования.
Именно компактные прицепные скреперы, вроде описанного выше Montefiori J20 или чуть более вместительного J25 той же марки, имеют пусть небольшой, но стабильный спрос на разных рынках. Что касается более габаритной техники, прицепной или самоходной, ее продажи во всем мире год от года снижаются — и вопрос только в порядке цифр. Если на европейском рынке ежегодно продается не более двух десятков скреперов, то на североамериканском — около сотни. Связано это прежде всего с высоким уровнем укомплектованности парка строительных (включая дорожно-строительные) компаний более распространенной техникой, с ее помощью можно выполнить работу, для которой изначально был создан скрепер: фронтальными ковшовыми погрузчиками, экскаваторами-погрузчиками, экскаваторами, грейдерами, бульдозерами и самосвалами. Что касается добычи полезных ископаемых, здесь на смену скреперам все чаще приходит интеллектуальная техника вроде карьерных комбайнов. Одни виды техники отживают свое, и их сменяют другие — это закономерный процесс для мира машин, включая и землеройно-транспортные их разновидности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Скрепер
Из Википедии — свободной энциклопедии
Скреперы используют для разработки разнообразных грунтов I—III категорий от чернозёма до тяжёлых глин. Очень плотные грунты предварительно разрабатывают рыхлителями. Применение скреперов определяется дальностью возки грунта.
Прицепные скреперы в агрегате с базовыми гусеничными тракторами используют при дальности транспортирования от 100 до 800 и максимально до 1000 м. Чем больше вместимость скрепера, чем быстроходнее его базовый трактор, тем на большей дальности транспортирования целесообразно применять агрегат. Однако уже при дальности транспортирования 1 км прицепные скреперы уступают в рентабельности автомобилям — самосвалам, загружаемым одноковшовыми экскаваторами. Если дальность транспортирования грунта менее 100 м, выгоднее применять более простые и дешёвые землеройные машины, такие как бульдозеры на базе гусеничных тракторов.
Самоходные скреперы, агрегатируемые с базовыми, быстроходными колёсными тягачами, применяют в благоприятных условиях при дальности транспортирования от 300 до 3000 м и более. При дальности транспортирования более 3000 м по бездорожью скреперы рентабельнее самосвалов, загружаемых экскаватором. [ источник не указан 3507 дней ]
По типу ходовой части базовой машины различают скреперы на гусеничном и колёсном ходу. По способу загрузки ковша грунтом различают скреперы с загрузкой движущим усилием, то есть тягой базовой машины и тягача (в случае применения последнего) и скреперы с принудительной загрузкой скребковым элеватором, установленным на самом скрепере.
Скрепер, типы и виды, его рабочее оборудование
Скрепер, типы и виды, его рабочее оборудование, применение и характеристики.
Скрепер – колесная машина, имеющая открытый ковш с режущей кромкой, расположенный между передними и задними колесами, которая режет, набирает, транспортирует, выгружает и распределяет материал при движении вперед.
Скрепер:
Типы и виды скреперов:
Типов и видов данных землеройно-транспортных машин очень много. Их основное различие состоит в:
– видах установленного основного и вспомогательного оборудования ;
– способах загрузки и разгрузки;
– нюансами перемещения и управления.
Выбор скрепера напрямую зависит от условий, в которых планируется его эксплуатация.
Основное различие скреперов – это способ передвижения. Различают:
– прицепные скреперы. Выполнены в агрегате с гусеничным трактором и имеют две оси, на которые передается вес самой машины и содержимое ковша в наполненном состоянии;
– полуприцепные скреперы. Конструкция подразумевает агрегацию с колесным трактором с одной осью. При помощи дышла половина их массы распределяется на ось самого тягача.
В свою очередь прицепные скреперы подразделяются на типы:
– на базе гусеничного трактора;
– на базе колесного тягача (трактора).
По типу загрузки скреперы бывают:
– с применением тяговых усилий базовой загрузки (скреперы обычного исполнения);
– с использованием элеватора (элеваторные, гребковые, роторные).
По системе управления поворотом скреперы подразделяются на скреперы:
– с поворотом одноосного тягача;
– с поворотом двухосного тягача (с поворотом передними управляемыми колесами).
По числу осей скреперы делятся на:
– двухосные скреперы, спроектированные на базе одноосного тягача;
– трехосные (полуприцепные) скреперы на базе тягача с двумя осями.
По системе привода скреперы делятся на машины с:
– передними ведущими колесами;
– со средними ведущими колесами ;
– передними и средними ведущими колесами;
Также при выборе скрепера учитывают дополнительные параметры, например, вместимость ковша. Вместимость ковша (измеряется в метрах кубических) может быть:
– средняя – от 5 до 15;
Наиболее популярным считается средний объем.
По способу выгрузки грунта из ковша встречаются скреперы с:
– опрокидыванием грунта вперед или назад;
– выдвигающейся вперед задней стенкой ковша;
– опрокидывающимися днищем и выдвижной вперед тыльной стенкой.
По типу управления рабочим оборудованием выделяют скреперы:
Наибольшей популярностью пользуются скреперы, оборудованные гидравлической системой управления, т.к. позволяют осуществлять реверс действующих усилий.
Рабочее и вспомогательное оборудование скрепера:
К рабочему оборудованию скрепера относят такие составляющие:
– ковш;
– механизм, управляющий заслонкой и ковшом;
– ходовую часть.
Ходовая часть представляет собой полностью унифицированные передние и задние колеса, закрепленные на осях и полуосях.
Вспомогательное оборудование скреперов:
– трактор-толкач. Трактор-толкач необходим при работе на твердых грунтах и каменных породах, а также при эксплуатации мощных землеройно-транспортных механизмов, когда наличия тягового усилия одного лишь трактора-тягача недостаточно;
– трактор-тягач;
– рыхлитель. Рыхлители выполняют предварительное рыхление грунта, что облегчает его дальнейшее срезание самим скрепером.
Все виды вспомогательного оборудования позволяют существенно повысить производительные характеристики основной машины и продлить их срок службы.
Преимущества скрепера:
Как любой механизм, землеройно-транспортное оборудование имеет свои преимущества перед другими подобными машинами. Так, скрепер обладает:
– цикличностью. Одна проводимая операция состоит из множества важных составляющих: срез пласта и его последующая выемка; погрузка, уклада и утрамбовка грунта;
– тонкослойным срезом. Возможность срезать малые по высоте слои позволяет механизировать мелкие планировочные работы по заранее установленным параметрам;
– послойной отсыпкой срезанного грунта. Данная особенность актуальна при оборудовании плотин, дамб, насыпей и прочее;
– автоматическим уплотнением отсыпанных слоев. Одновременная укладка и утрамбовка грунта мощными колесами скрепера позволяет отказаться от применения прочего оборудования, предназначенного для этой работы;
– универсальностью. Скреперы применяются во многих отраслях горнодобывающей промышленности, дорожном и ином строительстве и на разных этапах работ;
– отсутствием сложностей с ремонтом. Все механические узлы оборудования отличаются высокими параметрами ремонтопригодности.
Применение скрепера:
Основными сферами применения скреперов считаются различные области горнодобывающей промышленности, дорожного и иного строительства. Так, в гидромелиоративном строительстве с их помощью производят такие работы:
– разработка грунта в выемках. Высокая рентабельность отмечена при строительстве крупных каналов, чья глубина составляет 5-7 метров;
– создание насыпных земляных сооружений (дамбы, насыпи).
В горнодобывающей промышленности:
– проведение вскрышных работ, добыча и транспортировка пород.
В дорожном и ином строительстве:
– планировочные работы на стройплощадках, орошаемых и иных территориях, площадках под строительство дороги.
Наибольшая эффективность применения данных землеройно- транспортных машин наблюдается в широтах с коротким зимним периодом. В прочих климатических условиях, если промерзание грунта достигает 20 сантиметров, дополнительно требуется использование рыхлителей. На выбор скрепера для проведения тех или иных работ влияют форма и размер будущего сооружения: наилучшими из них считаются прямоугольные выемки или котлованы, без карманов и выступов, а также различные виды насыпей. Типоразмер скрепера, выбранного для решения определенной задачи, определяется предварительными экономическими расчетами, основанными на объеме работ.
Параметры скрепера:
К основным параметрам качества скрепера относят следующие показатели:
– вместимость ковша геометрическая и (или) номинальная,
– тяговый класс базового тягача (трактора) для прицепных скреперов,
– максимальные скорости движения на передачах,
– максимальное заглубление ковша,
– толщина слоя отсыпки,
– минимальная ширина полосы разворота (радиус поворота),
– 80%-ный ресурс до капитального ремонта и критерии предельного состояния,
– средняя наработка на отказ и критерии отказов,
– удельная суммарная оперативная трудоемкость плановых технических обслуживаний,
– уровень звука на рабочем месте оператора,
– параметры вибрации на рабочих местах и органах управления,
– дымность отработавших газов двигателя скрепера,
– выбросы вредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателя скрепера.