сидеть на пне примета

В каких местах дома лучше не сидеть: можно привлечь неприятности

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне приметасидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне приметасидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне приметасидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

Еще с давних времен дом — это территория скопления энергии жильцов, место, куда человек каждый раз возвращается и расслабляется, становится беззащитным в обстановке родного уюта. Именно из-за значимости жилища, существуют приметы, связанные с некоторыми местами дома.

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

Порог

Дверь во многих культурах и народах считается барьером, который защищает святое место — жилище — от проникновения злых сил и негативных эмоций извне.

На Востоке, к примеру, считают, что порог обладает особыми свойствами.

По поверьям, под крыльцом живут добрые духи и оберегают жилище от бед, и тот, кто осмелится потревожить их, сев на преддверие, будут несчастны практически всю оставшуюся жизнь.

Еще существует поверие о том, что через порог проходит граница двух энергетических миров, поэтому сидение между улицей и домом грозит проникновению плохой энергии, что лишает жителей здоровья и счастья, а также предвещает финансовые трудности.

Подоконник

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

Примета уверяет, когда человек сидит на пороге, он становится уязвимым, что дает возможность потусторонним силам проникнуть в дом.

Незамужним девушкам особенно не стоит устраиваться надолго у окна, ведь тогда они рискуют принять участь пожизненных одиноких дев.

В связи с тем, что с давних времён данный предмет обихода расценивается как священное место, ведь за ним собирается вся семья, «вкушаются дары», празднуются важные события-сидеть на нем считается не только дурным тоном, но и сулит, согласно приметам, беду.

Считается, что тот, кто решит посидеть на столе, обеспечит несчастьем всех обитателей дома, а виновнику грозит нищета и другие недуги.

Еще говорят о том, что молодые люди, сев на стол, рискуют остаться одинокими до конца своей жизни.

Помимо всего этого, приметы утверждают, что и в удаче будет отказано тому, кто сядет на стол.

Подушка

Многие верят, что сиденье на предмете, который несет в себе особую энергетику спящего человека, приведёт к неудачам в жизни: очень скоро «обидчик» почувствует себя плохо, а его ягодицы покроются сыпью и язвами.

Кроме того, личная жизнь также пострадает: вторая половинка начнет изменять, между партнерами возникнут ссоры и скандалы.

Исключением являются новобрачные, в их случае подобное поведение поощряется богатством и пожизненным достатком.

Надеюсь, данная статья помогла в разъяснении некоторых распространенных примет, а также вы узнали что-то новое о своем народе и об их отношении к бытовым вещам. Если прочтение оказалось полезным и интересным, лайк будет тому подтверждением и мотивацией для нас писать больше увлекательных публикаций.

Источник

«Стоит Ермак, на нем колпак / Не шит, не бран, не поярковый»; «Стоят старички, на них белы колпачки / Не шиты, не мыты, не вязаны» [11].

В этих природно-экзистенциональных образах проявляется их человеческая сущность.

Архетип пень-человек пульсирует даже в частушках:

«Я вчера в Сенном Ручью /

Целовал не знаю чью: /

Думал, в кофте розовой, /

А то пень березовый»;

«Край дороги обнимает /

Ванька пень березовый: /

Думает, его милашка /

В новой кофте розовой» [10. 68. № 126];

Это что за паренек! /

Целовал бы, в самом деле, /

Он березовый пенек» [7. С. 165].

Сопоставимо с пнем и антропоморфизированное мифическое существо. Согласно одной из бывалыцин, мужики, гоняясь за «бабой» (это была лешачиха), бегающей вокруг стога, накидывают на нее крест, после чего вместо «бабы» оказался пень [13].

Модели «человек + пень» и «мифическое существо + пень» восходят к архетипу «мифическое существо-пень». Реминисценции таких представлений узнаваемы в некоторых сказочных коллизиях: стоило мужику срубить пень березовый, как появился «цёрт» с рудиной «на плеце» [9. С. 57], т.е. с красной сосной (стволом либо обрубком), в «жилах» которой течет руда-кровь [2. Т. IV], что служит знаком-символом изначально «древесной» природы лешего-«цёрта». По другой сказке, кровь брызнула из пня, когда кучер ударил по нему топором [9. С. 287].

Н.А. КРИНИЧНАЯ. «Пень да колода»: слово, образ, символ.

Источник

Запрещающие приметы: что нельзя делать, чтобы не накликать беду

Народная мудрость является не только устным творчеством, но и хорошей подмогой в жизни. Огромное количество примет и суеверий используется и в современном мире, помогая человеку обходить стороной беды и несчастья.

Вот подборка примет, которые избавят вас от беды:

Нельзя произносить перед зеркалом отрицательные фразы

По народным поверьям, да и по мнению эзотериков и практиков фэн-шуй, зеркала являются сакральными предметами, способными впустить в наш мир потусторонние сущности, воплотить наши мысли в реальность и приумножить произносимое. В связи с этим перед зеркалом ни в коем случае нельзя говорить о том, что вы неудачливы, некрасивы, больны или бедны. Зеркала впитывают энергетику человека, сторицей возвращая ее в реальный мир.

Нельзя есть перед зеркалом

По поверьям, человек, пережевывающий пищу перед зеркалом, рискует потерять память.

Дамы, принимающие пищу возле зеркала, рискуют потерять свою женскую привлекательность.

Приемом пищи вы можете выманить из зазеркалья духов, которые могут навлечь на вас болезни и скорби.

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

Нельзя ночью смотреть в зеркало

Ночью потусторонние силы особенно активны, поэтому взгляд в зеркало может спровоцировать их на негативные действия в отношении вас.

Смотреться в зеркало ночью опасно и по причине быстрого морального истощения.

Почему нельзя засыпать колодец

Нельзя заранее отмечать день рождения

Праздновать день рождения раньше положенного всегда считалось плохой приметой. Раньше верили, что таким образом можно навлечь на себя болезнь. Это связано с тем, что человеку отмерено определенное количество лет, и он не вправе распоряжаться волей свыше.

Еще одно толкование приметы связано с покровительством умерших родственников. При переносе даты они могут разгневаться и лишить своего потомка надежной защиты Рода.

Нельзя заранее поздравлять с днем рождения

Согласно народному поверью, в день рождения человека охраняет ангел, а слова поздравления заранее могут привлечь нечистые силы, которые отнимут здоровье у именинника.

Ранние поздравления могут повернуть вспять все добрые слова, и именинник получит все то, что вы ему желаете, с точностью до наоборот.

Нельзя есть вилками на поминках

По примете, душа усопшего во время поминания находится среди приглашенных гостей. Острые предметы, в изобилии находящиеся на столе, могут причинить ей боль и страдания.

Нельзя зашивать на себе одежду

Зашитая на себе одежда перед выходом из дома может привести к проблемам в дороге.

Если вы пришиваете пуговицы, не снимая одежды, то рискуете своим финансовым благополучием.

Зашивать на себе одежду — зашивать ум. Наши предки полагали, что после таких манипуляций человек становится забывчивым и рассеянным.

Нельзя бить кошек

С давних пор те, кто обижает кошек, рискуют навлечь на себя несчастья. Черная полоса в жизни может продлиться семь лет.

По примете тот, кто беспричинно бьет животных, рискует оказаться в местах лишения свободы, потерять финансовую стабильность и хорошую работу.

Наши предки верили, что кошки являются посланниками свыше, и если с ними плохо обращаются, то после смерти обидчиков ожидает не лучшая загробная жизнь.

Нельзя бить полотенцем

По одному из толкований приметы, битье полотенцем может «вытянуть» наружу ваши тайные замыслы.

Если бить полотенцем членов семьи, то вы рискуете нажить себе множество проблем среди домочадцев.

Бить полотенцем домашних животных — к финансовым убыткам.

Нельзя разбивать яйца об стол

Если вы решили разбить яйцо об стол, то такое действие чревато негативными последствиями: вас ограбят или вы сами станете причиной недовольства окружающих.

Также в древности считалось, что, разбивая яйца об стол, человек может разбить свою счастливую судьбу.

Нельзя ставить пустую бутылку на стол

Пустая бутылка, выставленная на стол, лишает семью достатка и изобилия и может повлечь финансовые трудности.

Пустая бутылка способна затянуть в себя положительную энергетику, спровоцировав в семье скандалы.

В пустом сосуде может поселиться злой дух, который будет мешать семейному счастью.

Нельзя ставить сумку на стол

Привычка ставить сумку на стол может спровоцировать семейные скандалы. Дамам такое действие сулит разлад с любимым человеком, а мужчинам, поставившим портмоне, грозит финансовая несостоятельность.

Нельзя стучать по столу

Предки верили, что стучать по столу — призывать в дом беду. Стук по столу может грозить мелкими неприятностями, а также нищетой.

Столовый прибор, забытый вами на столе на долгое время, способен привлечь в семью ссоры и разногласия.

Нельзя вытирать стол рукой

Такое действие сулит человеку полное отсутствие денежных средств.

Вытирать крошки рукой — к постоянным тратам и к печалям.

Нельзя вытирать стол бумагой

Шелест бумаги вызывает шум, похожий на звуки ссоры. Если вы вытираете стол с помощью бумаги, это действие может повлечь за собой скандалы в семье.

Также наши предки считали пищу даром свыше. Они верили, что, протирая стол не влажной тряпкой, а жесткой бумагой, можно нанести обиду Высшим Силам.

Нельзя выносить мусор вечером после захода солнца

Наши предки считали мусор, скопившийся у семьи, показателем достатка. Вынос мусора вечером способствует финансовым проблемам в семье.

Еще одна причина запрета — разгул нечисти в темное время. Чтобы не дать нечистым силам навредить себе и своей семье, нельзя давать им ничего из дома. Иначе даже на выкинутую вами вещь можно будет наложить проклятие.

Нельзя мыть пол вечером

Хозяйка, решившая убраться после захода Солнца, может навлечь на дом беды и нечистую силу, которая будет вредить всем домочадцам.

Мытье полов вечером нашими предками приравнивалось к вымыванию достатка и благополучия семьи.

Нельзя мыть пол после ухода гостя

Своими действиями вы закрываете обратный путь своему гостю в ваш дом, а также обрекаете его на неприятности в дороге.

Если вы моете пол, пока ваш член семьи куда-то едет, то можете накликать на него беду.

Нельзя мыть посуду, если вы в гостях

Милое, казалось бы, предложение помощи может обернуться семейными проблемами. Девушка, помывшая в гостях посуду, может надолго забыть о замужестве.

Нельзя оставлять грязную посуду на ночь

Немытые чашки грозят хозяйке сплетнями в ее адрес. Незамужней девушке такое отношение к посуде может посулить ссоры с любимым человеком.

Грязные тарелки могут привлечь в семью гостя, который вам неприятен, а также негативные известия и энергетику.

Столовые приборы, не помытые на ночь, сулят появление в вашей жизни озлобленного человека, способного навести на вас порчу.

Немытые кастрюли повлекут за собой отток финансового благополучия.

Испортить себе личную жизнь можно, не помыв за собой фарфоровые изделия.

Конфликты в семье ждут женщину, находящуюся в браке.

Если вам помогает посторонний человек, то его негативные мысли могут остаться у вас в доме, нарушая энергетику благополучия.

Кухня являлась сакральным местом для наших предков, и если им требовалась помощь, то они обязательно платили мелкой монетой тому, кто помогает навести порядок.

Нельзя есть с ножа

Тот, кто ест с ножа, станет злым и агрессивным и будет часто расплачиваться за свой «острый язык».

Наши предки считали, что есть с ножа — призывать собственную глупость.

Еще одно толкование приметы гласит, что человек, который ест с ножа, навлекает на себя болезни. Они могут обернутся хирургическим вмешательством.

Мужчинам такой «ритуал» сулил сокращение срока жизни, а девушкам предрекает злого мужа. Беременные женщины, поев с ножа, рисковали здоровьем своего ребенка.

Нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса

По поверью, употребление яблок до срока может повлечь за собой болезни и несчастья в семью.

Предки верили, что не освещенные в церкви яблоки навлекают семь бед, тогда как после Спаса они приносят лишь счастье и процветание.

Нельзя класть шапку на стол

Такое действие может повлечь нищету для всей семьи. К тому же головной убор на столе может спровоцировать ограбление или угон вашего автомобиля.

Привычка кидать шапку на стол может обернуться большим количеством ссор, причем не только дома, но и на работе, в институте или школе.

Нельзя наливать через руку

Если вы решите что-то налить через руку рядом сидящего человека, то, согласно примете, навлечете на себя и своих близких череду неудач.

Нельзя отдавать шторы

Приняв шторы от постороннего человека, вы можете попасть под его негативное влияние.

Если вы отдаете шторы, то вас ждут финансовые трудности.

Также по примете шторы, отданные вами, могут спровоцировать злые сплетни в адрес вашей семьи.

Нельзя отмечать сорокалетие

Согласно примете, для женщин праздник может обернуться наказанием свыше. Они потеряют свое очарование, красоту и ум.

Мужчины могут поплатиться здоровьем и финансовым благосостоянием.

Наши предки сравнивали число сорок со словами «ссора» и «рок», поэтому стремились избежать празднования такой неоднозначной даты, чтобы избежать конфликтов и черной полосы в жизни.

Нельзя передавать детей через стол

Наши предки верили, что младенцы, переданные через стол или поставленные на столешницу, замедлялись в развитии. Сильная энергетика мебели замедляла не только физическое, но и психическое развитие малыша.

Еще одно толкование связано с потусторонним миром. Передача ребенка через стол могла привлечь нечистые силы, которые нашлют на чадо болезни.

Нельзя сидеть на двух стульях

Наши предки избегали сидеть на двух стульях, чтобы избежать неуверенности в завтрашнем дне и не навлечь на себя несчастья. Это также может спровоцировать жадность, которая обернется большими потерями.

Нельзя сидеть на подушке

Сидение на подушке может спровоцировать как болезни для сидящего, так и лишить его благосклонности капризной Фортуны. Исключение составляют молодожены. Их во время торжества сажают на подушки, чтобы молодая семья быстро встала на ноги и не испытывала денежных затруднений.

Нельзя сидеть на столе

Наши предки уважали стол как место, за которым собирается вся семья. Кощунственное сидение на столе, по поверью, грозит неприятностями и даже серьезными заболеваниями.

Девушка, сидящая на столе, рисковала никогда не выйти замуж или найти супруга, который не станет уважать свою жену.

Сидение на столе уменьшает финансовые возможности.

Нельзя скрещивать ноги

Скрещивание ног, по мнению наших предков, являлось источником проблем со здоровьем. Также такая привычка может вызвать в человеке желание поругаться с домочадцами.

Нельзя смотреть на Луну

Смотреть на Луну предки не советовали, так как человек мог сделаться чрезвычайно плаксивым и восприимчивым к любым неприятностям. А такое поведение, в свою очередь, могло нарушить естественную защиту человека, сделав его подверженным сглазу.

«На Луну смотреть — ночь не спать, день не есть». Так поговаривали в древности, запрещая девушкам любоваться на ночное светило, чтобы не спровоцировать раздор с любимым, особенно если у них намечалась свадьба.

Нельзя спать на двух подушках

Спать на двух подушках — заявлять Судьбе о своей независимости. Удача может от вас отвернуться.

Если один из супругов спит на двух подушках, то семье не избежать тяжелого скандала, который может обернуться разводом.

Если вам приснилось, что вы спите на двух подушках, то ждите финансовых трудностей.

Нельзя спать ногами к двери

Спать ногами в сторону дверного проема — к кошмарам и плохому сну.

Наши предки полагали, что живой человек, решивший лечь спать таким образом, рискует не проснуться.

Нельзя снимать спящих людей

Душа человека во время сна может находиться не в теле. Спугнете ее яркой вспышкой или звуком — ждите беды.

Спящие дети больше других подвержены атакам нечистой силы, поэтому съемка или фотографирование запрещены. Наши предки до отсутствия техники старались никому не показывать спящее чадо, чтобы его не сглазили.

Нельзя целовать в глаза

Такие поцелуи могут повлечь расставание с любимым человеком.

Также поцелуи в глаза могут наслать на человека неприятности со здоровьем.

Множество примет, существующих и продолжающих формироваться, помогают нам справляться с жизненными трудностями. Даже тем, кто не верит в приметы, стоит воспользоваться мудростью предков. Так вы сможете сохранить уют в доме, стяжать благополучие и избежать болезней.

Новое видео:

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

© Все права защищены ФЛП Кожурин В.В.

Копирование разрешено. Письменное
уведомление и разрешение не требуется.

Клубер не против любого использования
материалов со своего сайта, но при указании
гиперссылки на источник.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне приметаСогласно народным верованиям, сохранившимся в архаических этнокультурных традициях, в пень, как и в колоду, чурбан, бревно, перемещается древесный дух, покинувший срубленное дерево.

Этот дух может объявиться в жилище на правах «домовой хозяйки», о былом происхождении которой напоминают ее наименования: «отрубленный пень, кормящий и воспитывающий бог», «богиня срезанного отрубка», «содержащая корень дома», и пр. [14; 15].

Подобные представления служат одной из предпосылок формирования в фольклорно-мифологической традиции мотива происхождения героя.

В этом свете неудивительно, что «чурбачок» может выступать и в роли чудесного помощника. Прикатившись по дороге навстречу солдату, он в роковой час расправляется с разбойниками, спасая жизнь своему хозяину: «. скочил словно вихорь, схватил набольшево за ноги и давай их всех трепать. Так он всех и выжил вон» [9. С. 91].

Однако семантика образов пня/колоды/чурбана данным толкованием не ограничивается. В них обнаруживаются и другие проявления, определяемые иным контекстом.

У пня/под пнем, как и у дерева/под деревом, локализуется нижний мир. Согласно бывальщине, некая молодуха зовет к себе кумой одну деревенскую бабу. На вопрос, где же та живет, молодуха отвечает: «А там в лесе, у пня, в норе». Придя к указанному пню, баба по ступенькам спустилась в нору, где увидела такое же «жительство, как и у нас» [10. 91. № 416].

Поскольку пень соединяет живых с иным миром, сосредоточившим все начала и концы сущего, неудивительно, что именно на пне сказочный герой находит, по сути, книгу судьбы: в ней сообщается, где следует искать прекрасную Царь-девицу.

Из сказанного следует, что уже само приглашение сесть на пенек, исходящее от загадочного незнакомца, как бы случайно повстречавшегося в лесу, и адресованное человеку, согласно мифологическим рассказам, таит в себе угрозу для его жизни. Тем более, что предложение «Ну, давай сядем на пенечек покурим» направлено дровосеку, рубившему деревья и тем самым провинившемуся перед лешим (это был он), оберегающим лес.

сидеть на пне примета. Смотреть фото сидеть на пне примета. Смотреть картинку сидеть на пне примета. Картинка про сидеть на пне примета. Фото сидеть на пне примета

ПЕНЬ, ДА КОЛОДА.

В современном русском языке значения лексем пень и колода имеют существенное различие.

Тем не менее в древнерусском языке, как и в народных говорах, данные понятия не были до такой степени разведены.

Например, пнем в диалектах называли не только оставшуюся на корню часть ствола, но и «нижнюю часть живого дерева, от корневища (комля) до первых сучьев; вернее: колоду, лесину» [2. Т. III].

Вместе с тем одним из значений лексемы пень в древнерусском, как и в сербохорватском, языке является «ствол дерева» [3. Вып. 14; 4. Т. III].

Однако наиболее отчетливое отождествление этих понятий проявляется в различного рода фразеологизмах: «Через пень колоду» (делать что-либо плохо, небрежно, кое-как, еле-еле или идти, развиваться негладко, неслаженно, с заминками и перебоями); «Валить через пень колоду» (делать что-либо неповоротливо, медленно, неумело) [1. Т. III; 6. С. 54, 312]. Слабая дифференцированность обоих понятий обусловлена их изначальной нерасчлененностью.

И в языковой, и в устно-поэтической традиции пень и колода очеловечиваются. В соответствии с первобытным мировосприятием предметы неживой природы не только одушевляются, но и олицетворяются.

Следы былой антропоморфизации сохраняются, к примеру, в просторечном бранном выражении пень березовый или пень, относящемся к человеку глупому либо бесчувственному, к болвану, тупице, дураку: Этому пню не растолкуешь ‘, Стоит, как пень ‘, И смирен пень, да что в нем?; Нет паренька, не отдашь за пенька и т.д. [2. Т. III].

В старину пень персонифицировался даже в детской игре: «Пень стоит посредине, четверо кругом; разбегаются все, меняясь местами; кто остался, тот пень» [Там же].

В других случаях этой номинацией определяется состояние человека, оказавшегося в крайнем затруднении. Для этого используется фразеологизм стать в пень. Соответственно к человеку, приведшему в такую ситуацию другого, применимо выражение ставить/поставить в пень [6. С. 450,454]. Именно в этом значении употребил данный фразеологизм П.А. Вяземский:

Бессвязных мыслей, слов пустым набором
Читателей не становил ты в пень.

К числу «древесной» лексики, характеризующей неуклюжего, неповоротливого человека, относится и колода’. Лежит, как колодина [5. Вып. 2]; Старый муж и на руку колодой валится’, Старый муж, что гнилая колода лежит [2. Т. II]. (Заметим, что гнилая колода, гнилой пень, сухое дерево в мифологическом восприятии подобны мертвым людям.)

Кроме того, в частушке неуклюжая девушка сравнивается с обрубком дерева:

Как колода валится.

Тебе такая нравится?» [7. С. 66].

В аналогичном контексте может использоваться и фразеологизм пень да колода. Так, о неграмотном деревенском человеке скажут: «Пень да колоду знать»; «Пень да колоду она знает» [5. Вып. 4].

Заметим, что лексеме колода близки по своей семантике слова: чурбан, чурбак, чурак, чурка, то есть обрубок круглого дерева, бревна [2. Т. IV; 4. Т. III].

В севернорусских говорах взаимосвязь чурки с колодой проявляется со всей очевидностью. И то и другое относится к лежащему на земле обрубку дерева: «Какая-нибудь чурка лежит, так колодой называют» [5. Вып. 2]. С другой стороны, чурка происходит от чур или щур, что означает «пень» [8. С. 532].

В генетической памяти сохраняется представление о былой персонификации подобных частей дерева: чурбаном называют глупого, бестолкового, неповоротливого человека [2. Т. IV].

Близкое значение приобрело в просторечии и слово чурка. Признаки антропоморфизации бревна сохранились в поговорках: Сказал бы, да лишние бревна в стене есть’, Церковь не в бревнах, а в ребрах [2. Т. I].

Бревном же называют и тупого или нечуткого человека. Иногда бревно (ствол большого срубленного дерева) ассоциируется с пнем, что наглядно проявляется в украинском языке, где берв и есть «пень».

Восприятие пня/колоды/чурбана/бревна как человека обусловлено архетипическими импульсами, идущими из глубин традиции и хранящимися в подсознании современного человека. Оно стимулировано также определенными психологическими проекциями, связанными с общей тенденцией к антропоморфизации деревьев.

В одной из псевдобыличек девушка, заранее опасаясь, что встретит на лесной дороге «бурлака» (т.е. чужого человека, занимающегося отхожим промыслом), как и следовало ожидать, в предполагаемом месте его увидела. В страхе она хлестнула «бурлака» погонялкой, которую тот якобы у нее и отнял. По прошествии времени выяснилось, что «о дорогу» стоял не «бурлак», а покрытый снегом пень, вокруг которого обвилась та самая «выхваченная» из рук погонялка [10. 23. № 278].

«Стоит Ермак, на нем колпак / Не шит, не бран, не поярковый»; «Стоят старички, на них белы колпачки / Не шиты, не мыты, не вязаны» [11].

В этих природно-экзистенциональных образах проявляется их человеческая сущность.

Архетип пень-человек пульсирует даже в частушках:

«Я вчера в Сенном Ручью /

Целовал не знаю чью: /

Думал, в кофте розовой, /

А то пень березовый»;

«Край дороги обнимает /

Ванька пень березовый: /

Думает, его милашка /

В новой кофте розовой» [10. 68. № 126];

Это что за паренек! /

Целовал бы, в самом деле, /

Он березовый пенек» [7. С. 165].

Сопоставимо с пнем и антропоморфизированное мифическое существо. Согласно одной из бывалыцин, мужики, гоняясь за «бабой» (это была лешачиха), бегающей вокруг стога, накидывают на нее крест, после чего вместо «бабы» оказался пень [13].

Модели «человек + пень» и «мифическое существо + пень» восходят к архетипу «мифическое существо-пень». Реминисценции таких представлений узнаваемы в некоторых сказочных коллизиях: стоило мужику срубить пень березовый, как появился «цёрт» с рудиной «на плеце» [9. С. 57], т.е. с красной сосной (стволом либо обрубком), в «жилах» которой течет руда-кровь [2. Т. IV], что служит знаком-символом изначально «древесной» природы лешего-«цёрта». По другой сказке, кровь брызнула из пня, когда кучер ударил по нему топором [9. С. 287].

Н.А. КРИНИЧНАЯ. «Пень да колода»: слово, образ, символ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *