сенсорное и сенсомоторное поле

Сенсорное и сенсомоторное поле

Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.

Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.

Сенсорные системы человека обеспечивают:
1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;
2) контроль произвольных движений;
3) контроль деятельности внутренних органов;
4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть фото сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть картинку сенсорное и сенсомоторное поле. Картинка про сенсорное и сенсомоторное поле. Фото сенсорное и сенсомоторное поле

Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.

Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.

Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации.

Источник

Сущность и характеристика понятия «сенсомоторика» в психолого-педагогической литературе

Сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию. Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся:

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов, каждый из которых в свою очередь состоит из трёх частей:

— периферического отдела, называемого рецептором;

— проводящих нервных путей;

— корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить.Перцептивные действия делятся на:

К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность относятся:

К свойствам восприятия, определяющие его продуктивность, относятся объём, скорость, точность, надёжность.

Процесс ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельные свойства явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга.

В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности.

Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Задачи сенсомоторного развития:

— развитие мелкой моторики рук;

— развитие координации движения кистей рук;

— формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

— активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Таким образом, значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть фото сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть картинку сенсорное и сенсомоторное поле. Картинка про сенсорное и сенсомоторное поле. Фото сенсорное и сенсомоторное полеКонспект занятия по формированию обобщающего понятия «Птицы» Тип занятия: ознакомление с новым материалом. Возрастная группа: старшая группа. Тема:Формирование обобщающего понятия «птицы» Цель: обогащение.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть фото сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть картинку сенсорное и сенсомоторное поле. Картинка про сенсорное и сенсомоторное поле. Фото сенсорное и сенсомоторное полеСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть фото сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть картинку сенсорное и сенсомоторное поле. Картинка про сенсорное и сенсомоторное поле. Фото сенсорное и сенсомоторное полеУсвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи,.

Источник

Эффекты сенсорного поля

Сенсорное поле — это поле и зрительного, и звукового, и тактильного и всякого другого человеческого восприятия. У человеческого восприятия же есть определенные особенности — эффекты сенсорного поля, и тот, кто их знает и учитывает, приобретает дополнительные возможности для управления своим и чужим вниманием.

Не претендуя на полноту и исключительность списку, перечислим те, которые чаще других и более эффективно используются в реальной коммуникативной практике, в том числе в искусстве продаж. Смотри Психология продаж

Большее по сенсорному пространству или объему представляется как более важное, главное и сильное. Чтобы маленькая мысль прозвучала внушительно, ее необходимо развить и показать со всех сторон.

То, что вы слышите постоянно, начинает казаться вам и правдой, и реальностью. Теория «Большой лжи» от Геббельса — только сухая констатация этого закона человеческого восприятия.

Широкие жесты, заразительный смех, громкий смех, громкие высказывания — тот, кто это практикует, чаще оказывается в центре внимания.

Находящееся в пространственном центре привлекает максимум внимания и воспринимается как основное, главное. В речи — ваш тезис, главная мысль после вступления.

У же открыв дверь, Штирлиц хлопнул себя по лбу и засмеялся: — Я стал склеротическим идиотом. Я ведь шел к тебе за снотворным. Все знают, что у тебя хорошее шведское снотворное.

Запоминается последняя фраза. Важно войти в нужный разговор, но еще важнее искусство выхода из разговора. Теперь, думал Штирлиц, если Рольфа спросят, кто к нему заходил и зачем, он наверняка ответит, что заходил к нему Штирлиц и просил хорошее шведское снотворное.

После пространственного центра наше внимание обычно привлекает край, а во временном континууме привлекает максимум внимания (и воспринимается как основное, главное) — начало и конец. Соответственно, если вы пользуйтесь техникой предложение альтернативы: «N или M?» — в вашем вопросе последним должно стоять то, что вы хотите получить в ответе.

Эффект «новизны» или «привыкания к новизне» базируется тоже на эффекте края: все длящееся становится не таким ярким, потому что не имеет края завершения. А если сделать паузу, образуется край: «Было — не было — снова стало!», и внимание обостряется снова.

Прекрасно воспринимается одна главная мысль, две мысли (два элемента) лучше давать в оппозиции друг к другу, тогда они воспринимаются как одно целое, великолепно идет тройка: три богатыря, три направления пути от камня, три желания…

Четверка воспринимается хуже, ее имеет смысл формировать в квадрат (как типология или классификация),

Далее от пяти и выше нужно иметь в виду, что человеческое восприятие имеет свои законы, и больше семи (плюс-минус два) элементов человек одновременно воспринять не может.

Привлекает внимание то, на что делается ударение, акцент. Вдруг:

Или, напротив, не ударение, а — ПАУЗА.

Если из зрительной и слухового поля перейти к кинестетике, то акцент выступает, в частности, как маркер пространства: Одну позицию фиксируем жестом влево — другую, противоположную — жестом вправо.

Здесь хочется подчеркнуть, что люди обычно не подозревают, какой потрясающей силы эффект в общении имеют обычные касания: как бы случайное касания руки, касание плеча (или объятия плеч).

А женщины еще очень любят снимать невидимое более никому шерстинки с пиджака мужчины, которого хотят прибрать к рукам.

Важно только помнить, что неаккуратное касание вызывается не якорение, а мгновенное отталкивание, защиту и протест. А как делается «аккуратное» касание?

Легко: поставьте раскрытую звездочкой ладонь ребром перед собой и напрягите ее максимально, так чтобы пальцы образовывали не хапающую лапу, а отгибались как бы назад. Тогда, если вы захотите тихонько прикоснуться к плечу, вы сможете коснуться плеча не пальцами, а серединой выгнутой ладони.

И вам станет немного щекотно. А приятно будет обоим.

И это первое, что вам разрешат. Если у вас получится это кстати и не нарочито, вместе с теплыми спокойными словами и на секундочку, то в следующий раз вы сможете делать это увереннее и дольше, и скоро ваша рука в любой момент может мягко обтекать плечо приятно собеседника.

Как это ни называй: «Упаковка», «Перелицовка», «Игра терминами», «Переодевание слов», «Рефрейминг» или «Лидерская интерпретация», эта языковая операция настолько привычная, что ее знают практически все.

Подбирая слова, одевая одни и те же смыслы в по-разному термины, можно создать совершенно различные впечатления. Бережливость или жадность? Упертый или целеустремленный? Несчастная жертва или безответственная дура? Герои национального сопротивления или главари местного бандформирования?

«Лукаво втираясь в доверие, гнусный манипулятор дезъинтегрировал актуальные психические процессы своей жертвы и, имея в виду свои далеко идущие эгоистические цели по контролю ее сознания, ввел беззащитную девушку в состояние неконтролируемой эйфории».

Ага. Только то же самое можно, и, возможно, более адекватно, описать и по другому:

«Улыбнувшись, молодой человек прогнал ее страхи, и ей стало хорошо».

Когда почти вся литература, касающаяся вопроса манипуляций, использует язык первой версии изложения и таким образом активно разжигает антиманипулятивную истерию, требуется незаурядное чувство юмора, чтобы от страха не заплакать…

Есть цвета холодные, есть теплые, есть темы приятные, есть нет. На каком фоне вы решаете подавать свои сообщения?

Управляя фоном, можно создавать у человека безотчетное ощущение радости или тревоги, усталости или бодрости..

Делайте фон, сознательно наполняя его теми красками, образами, настроениями и чувствами, которые отвечают поставленным вами задачам.

Подбирая нужный фон, помните, что короля делает свита! Включите радио и послушайте, как точно меняется музыкальная тема под тот или иной текст диктора.

Фон может и подчеркнуть значимость объекта, и снизить ее, а то и вовсе уничтожить.

Яркое на ярком фоне не выделяется, а вот даже просто симпатичная на фоне тех, кому с внешностью не повезло — уже красавица.

Техники, построенные на сочетании эффектов сенсорного поля

Получается вкусно и очаровательно. Образцово!

Источник

Cистема сенсорного воспитания Марии Монтессори

сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть фото сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть картинку сенсорное и сенсомоторное поле. Картинка про сенсорное и сенсомоторное поле. Фото сенсорное и сенсомоторное поле

Мария Монтессори верила, что интеллект ребенка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше у человека шансов решить стоящую перед ним задачу.

В своей книге «Впитыващий разум ребенка» М. Монтессори говорит, что сенсорное развитие позволяет открыть для малыша целый новый мир, делая видимым больше вещей и их свойств, как если бы кто-то вдруг включил свет в тёмной комнате.

Важно понимать, что то, что взрослые считают очевидным, ребенку только предстоит узнать: маленький камень легче большого камня, но при этом тяжелее пёрышка, стекло на ощупь гладкое и холодное, а осенний листочек теплый и шершавый. Впитывающий разум ребенка настроен на познание, но важно поместить ребенка в правильную среду, где он сможет найти применение своей природной любознательности.

Подробнее о подходе Марии Монтессори смотрите в нашем вебинаре для родителей:

История сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори не была первым педагогом, который обратил внимание на важность развития органов чувств детей. При разработке своего подхода она во многом опиралась на работы французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который в своё время работал с детьми с особенностями развития и создал собственную систему упражнений для развития восприятия детей и обучения их бытовым навыкам. Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей.

Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов и современник Марии Монтессори, говорил, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу его теории об активном обучении. Он высоко ценил педагогический подход Марии Монтессори, отмечая, что если перестать приказывать и начать более деликатно подкреплять естественную потребность маленького ребенка в новом опыте, педагоги могут создать гораздо более основательную базу для последующего обучения и развития. По его мнению, представление об образовании как о тяжелой и изнуряющей работе безнадежно устарело.

Сама Мария Монтессори начинала свою карьеру, работая с особыми детьми-отказниками, которые были лишены адекватной сенсорной стимуляции: у них почти не было игрушек, и вся их жизнь сводилась к череде базовых действий по уходу. Она смогла наглядно доказать, что изменение условий существования детей значительно меняет уровень их способностей. На сегодняшний день влияние среды на развитие ребенка доказано и на нейрофизиологическом уровне. Мы рекомендуем для знакомства с этой темой почитать книгу Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».

Мария Монтессори создала систему сенсорного воспитания, основываясь на многолетнем опыте наблюдения за детьми и изучении работ выдающихся педагогов и врачей. Пусть она и не была первой, кто открыл необходимость сенсорного опыта для развития ребенка, она точно была первым педагогом, который смог обратить внимание общественности на этот факт.

Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.

По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.

сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть фото сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть картинку сенсорное и сенсомоторное поле. Картинка про сенсорное и сенсомоторное поле. Фото сенсорное и сенсомоторное поле

Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори

Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:

Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.

Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.

Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?

сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть фото сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть картинку сенсорное и сенсомоторное поле. Картинка про сенсорное и сенсомоторное поле. Фото сенсорное и сенсомоторное поле

Вкусовые качества и запах

Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:

Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:

Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях

Несмотря на то, что Монтессори центры используют специализированные наборы для развития детей, создать игру, обогащающую сенсорный опыт ребенка несложно.

сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть фото сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть картинку сенсорное и сенсомоторное поле. Картинка про сенсорное и сенсомоторное поле. Фото сенсорное и сенсомоторное поле

Выводы

Развитие ребенка начинается с развития его органов чувств. В 21 веке это не просто мнение педагогов, а научно доказанный факт. В раннем возрасте ребенку очень важно узнать максимум о мире вокруг с помощью всех своих органов чувств, именно поэтому ни один компьютер не сможет заменить ребенку реальный опыт нахождения в разной среде (лесу, парке, магазине, на кухне и т.д.). Постарайтесь познакомить малыша с самыми разными предметами, и продумайте, как организовать ему зону сенсорного развития, если идеи Марии Монтессори вам близки.

сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть фото сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть картинку сенсорное и сенсомоторное поле. Картинка про сенсорное и сенсомоторное поле. Фото сенсорное и сенсомоторное поле

Заключение

Одна из самых сложных в организации зон развития ребенка по Монтессори – это зона сенсорного развития. Нужно продумать, как познакомить ребенка с ощущениями самой разной модальности, и не забыть даже такие чувства, как вкус или запах.

Сеть детских Монтессори центров «Созвездие» уделяет много времени организации сенсорной зоны в каждом своём клубе. Дети могут возиться там часами, ведь каждый набор разработан с учетом интересов и потребностей детей. Вы можете убедиться в этом сами, записавшись на бесплатное пробное занятие в любом из наших центров. Достаточно позвонить нам или оставить заявку на сайте. Мы с нетерпением ждём вас и ваших детей!

Источник

Лекция №5

Классификация условий труда

Лекция №3

Сенсорное и сенсомоторное поле

Взаимосвязь человека с технической системой может быть описана через информационную модель, которая объединяет сенсорное и сенсомоторное поля.

К сенсорному (чувствительному) полю информационной модели относят комплекс сигналов, которые воспринимаются человеком непосредственно от системы (шум, вибрация, ЭМП и т.д.) из ряда сигнальных показаний приборов, индикаторов и т.п. К сенсомоторному полю относят комплекс сигналов от органов управления — рычагов, ручек, кнопок и т.д.

1. Тема лекции: Классификация условий труда

2. Цель лекции: Рассмотрение классификации условий труда

3. Задачи лекции:

3.1 Ознакомление студентов с классификацией условий труда

3.2 Представление студентам ссылок на информационно – справочную литературу для самостоятельного изучения темы лекции.

3.4 Воспитательная роль лекции

4 Содержание лекции:

4.1 Классификация условий труда

Исходя из гигиенических критериев и принципов, классификации условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) — такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторов отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются вовремя регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) — характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих (в классификации в основном использована качественная характеристика изменений в организме работающих, которая будет дополняться количественными показателями по мере накопления необходимой информации) подразделяются на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1.) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья.

2 степень 3 класса (3.2.) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (после 15 и более лет).

3 степень 3 класса (3.3.) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести(с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4 степень 3 класса (3.4.) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний ( с потерей общей трудоспособности), отмечается значительны рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Экстремальные условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

-Гигиенические критерии оценки условий труда при воздействии химического фактора. Степень вредности условий труда устанавливается по максимальным концентрациям вредных веществ, а при наличии соответствующего норматива и по средне-сменным величинам;

-Гигиенические критерии при воздействии факторов биологической природы.

Контроль содержания вредных веществ биологической природы проводят в соответствии с «Микробиологический мониторинг производственной среды» (МУ-4.2.734-99);

— Гигиенические критерии оценки условий труда при воздействии аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (АПФД).

Класс условий труда и степень вредности при профессиональном контакте с аэрозолями преимущественно фиброгенного действия (АПФД) определяют исходя из фактических величин среднесменных концентраций АПФД и кратности превышения среднесменных ПДК.

Дополнительным показателем оценки степени воздействия АПФД на органы дыхания работающих является пылевая нагрузка за весь период реального или предполагаемого контакта с фактором.

Пылевая нагрузка (ПН) на органы дыхания работающего — реальная или прогностическая величина суммарной экспозиционной дозы пыли, которую рабочий вдыхает за весь период фактического или предполагаемого профессионального контакта с фактором.

ПН на органы дыхания рабочего (или группы рабочих, если выполняют аналогичную работу в одинаковых условиях) рассчитывается исходя из фактических среднесменных концентраций АНФД в воздухе рабочей зоны объема легочной вентиляции (зависящего от тяжести труда) и продолжительности контакта с пылью:

сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть фото сенсорное и сенсомоторное поле. Смотреть картинку сенсорное и сенсомоторное поле. Картинка про сенсорное и сенсомоторное поле. Фото сенсорное и сенсомоторное поле

где К — фактическая среднесменная концентрация пыли в зоне дыхания работника, мг/м 3 ;

N — рабочих смен в календарном году;

Т — количество лет контакта с АПФД;

Пылевую нагрузку можно рассчитать за любой период работы в контакте с пылью для получения фактической или прогностической величины;

— Гигиенические критерии воздействия виброакустических факторов

Степень вредности и опасности условий труда при действии виброакустических факторов устанавливается с учетом их временных характеристик (постоянный, непостоянный шум, вибрация и т.д.).

Оценка условий труда при воздействии на работающего постоянного шума проводится по результатам измерения уровня звука, в дБА, по шкале «А» шумомера на временной характеристике «медленно». Примечание. Постоянный шум — шум, уровень звука которого в течение смены изменяется во времени не более чем на 5 дБА при измерении на характеристике шумомера «медленно».

Примечание. Непостоянный шум — шум, уровень звука которого в течение рабочего дня (смены) изменяется во времени более чем на 5 дБА при измерении на характеристике шумомера «медленно».

4.5.4. Определение степени вредности условий труда при воздействии производственной вибрации

4.5.4.1. Гигиеническая оценка воздействующей на работающих постоянной вибрации (общей, локальной) проводится согласно СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» методом интегральной оценки по частоте нормируемого параметра. При этом для оценки условий труда измеряют или рассчитывают корректированный уровень виброскорости в дБ (см. приложение к СН 2.24./ 2.1.8.566-96).

Примечание. Постоянная вибрация — вибрация, величина нормируемых параметров которой изменяется не более чем в 2 раза.

Гигиеническая оценка воздействующей на работающих постоянной вибрации (общей, локальной) проводится согласно СН 2.2.4/2.1.8.566-96 методом интегральной оценки по эквивалентному уровню нормируемого параметра. При этом для оценки условий труда измеряют или рассчитывают эквивалентный корректированный уровень виброскрости в дБ (см. приложение к СН 2.2.4/2.1.8.566-96).

Примечание. Непостоянная вибрация — вибрация, величина нормируемых параметров которой изменяется не менее чем в 2 раза за время наблюдения.

— Класс условий труда при воздействии инфразвука.

— Класс условий труда при воздействии ультразвука.

— Классификация условий труда по показателям микроклимата

— Классификация условий труда к тому или иному классу вредности и опасности по показателям микроклимата (нагревающего и охлаждающего)

Нагревающий микроклимат — сочетание параметров микроклимата (температура воздуха, влажность, скорость его движения, относительная влажность, тепловое излучение), при котором имеет место нарушение теплообмена человека с окружающей средой, выражающаееся в накоплении тепла в организме выше верхней границы опти-мальной величины (кДж/кг) и/или увеличении доли потерь тепла испарением пота (>30%) в общей структуре теплового баланса, появлении общих и локальных дискомфортных теплоощущений (слегка тепло, тепло, жарко).

Для оценки нагревающего микроклимата в помещении (вне зависимости от периода года),а также на открытой территории в теплый период времени года используется интегральный показатель — тепловая нагрузка среды (ТНС-индекс).

ТНС-индекс — эмпирический интегральный показатель (выраженный в «С), отряжающий сочетанное влияние температуры воздуха, скорости его движения, влажности и теплового облучения на теплообмен человека с окружающей средой.

Охлаждающий микроклимат — сочетание параметров микроклимата, при котором имеет место изменение теплообмена организма, приводящее к образованию общего или локального дефицита тепла в организме (0,87 кДж/кг) в результате снижения температуры «ядра» и/или «оболочки» тела (температура «ядра» и «оболочки» тела — соответственно температура глубоких и поверхностных слоев тканей организма).

— Классификация условий труда по показателям световой среды

— Гигиенические критерии оценки условий труда при воздействии неионизирующих электромагнитных полей и излучений

— Гигиенические критерии оценки условий труда в зависимости от тяжести и напряженности трудового процесса

-Оценка условий труда при аэроионизации

Методика оценки тяжести трудового процесса

Тяжесть трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса». Уровни факторов тяжести труда выражены в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей людей, участвующих в этом процессе.

Основными показателями тяжести трудового процесса

• физическая динамическая нагрузка;

■ масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

• стереотипные рабочие движения;

■ перемещение в пространстве.

Каждый из указанных факторов трудового процесса для количественного измерения и оценки требует своего подхода.

6. Общая оценка напряженности трудового процесса

Общая оценка напряженности трудового процесса проводится следующим образом.

«Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.

-«Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

— когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные — к 1 классу;

— когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1 и/или 2 классов. 6.3.3. «Вредный» (3 класс) устанавливается, когда 6

или более показателей отнесены к 3 классу.

При этом труд напряженный 1 степени (3.1) в тех случаях:

— когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1и/или 2 классам;

— когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2 степени (3.2):

— когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;

— когда более 6 показателей отнесены к классу 3.1;

— когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1., а от 4 до 5 показателей к классу 3.2;

— когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

6.4. В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше — класс 3.3.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тема лекции: Системы компенсации неблагоприятных внешних условий

2. Цель лекции: Рассмотрение систем обеспечения собственной безопасности человека

3. Задачи лекции:

3.1 Ознакомление студентов с системами компенсации неблагоприятных внешних условий

3.2 Представление студентам ссылок на информационно – справочную литературу для самостоятельного изучения темы лекции.

3.5 Воспитательная роль лекции

4 Содержание лекции:

4.1 Системы компенсации неблагоприятных внешних условий

4.1Системы компенсации неблагоприятных внешних условий

Слезотечение возникает при попадании раздражающих веществ на слизистую оболочку верхних дыхательных путей: носа, носоглотки, трахеи и бронхов. Слеза не только выделяется наружу, но и попадает через слезоносный канал в полость носа, смывая тем самым раздражающее вещество (поэтому «хлюпают» носом при плаче).

Иммунитет, значение для обеспечения безопасности. Специфический, неспецифический иммунитет. Активная и пассивная формы приобретения иммунитета.

Существует два вида иммунитета: активный и пассивный.

Активная иммунизация стимулирует собственный иммунитет человека, вызывая выработку собственных антител. Вырабатывается у человека в ответ на возбудитель. Образуются специализированные клетки (лимфоциты), которые продуцируют антитела к конкретному возбудителю. После инфекции в организме остаются «клетки памяти», и в случае последующих столкновений с возбудителем начинают снова (уже быстрее) продуцировать антитела.

Активный иммунитет может быть естественным и искусственным. Естественный приобретается в результате перенесенного заболевания. Искусственный вырабатывается при введении вакцин.

Пассивный иммунитет: в организм вводятся уже готовые антитела (гамма-глобулин). Введенные антитела в случае столкновения с возбудителем «расходуются» (связываются с возбудителем в комплекс «антиген-антитело»), если встречи с возбудителем не произошло, они имеют некий период полужизни, после чего распадаются. Пассивная иммунизация показана в тех случаях, когда необходимо в короткие сроки создать иммунитет на непродолжительное время (например, после контакта с больным).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *