Сенсорная комната в Центральной детской библиотеке №110
О необходимости сенсорного развития
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности ребенка. Подтверждением тому является, например, психическое развитие детей в условиях сенсорного голодания (сенсорной депривации). Нарушения зрения или слуха, а также воспитание в условиях искусственно обедненной среды (отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании с дефицитом общения со взрослыми и сверстниками) отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. В частности, наблюдается задержка в появлении зрительного сосредоточения, ориентированной реакции на звук, целенаправленных движений, а, следовательно, предметной деятельности и речи.
Сенсорная комната дает возможности получать различные стимулы – зрительные, слуховые, тактильные – и использовать эту стимуляцию длительное время. Различное сочетание всех этих стимулов может оказывать разное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка:
В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.
Опыт мировой, а в последнее время и отечественной комплексной реабилитации доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Сенсорная комната в сочетании с работой психолога дает возможность:
Важнейшим преимуществом создания сенсорной комнаты, оснащенной мягкими игровыми комплектами – является эффект стимуляции, посредством которой дети с ограниченными возможностями могут общаться с окружающим миром. Именно через стимуляцию они учатся, развиваются. Активное участие в процессе освоения новых ощущений с помощью переключателей могут принимать читатели со слабым зрением, сниженным слухом, нарушением функций верхних конечностей и даже те, у кого лишь в слабой степени сохранены движения рук. Оборудование в комнате будет реагировать на каждое их движение, каждый звук, что заставляет их двигаться, говорить, как-то реагировать на это. Дети осознают, что они причастны ко всему происходящему в комнате, вот почему они улыбаются, смеются и осмысленно совершают какие-то движения.
«Мы мир здесь создали, которого нет!
На помощь пришли к нам свет, запах и цвет!
Здесь звезды так близко!
Вы увидите необыкновенный зеркальный шар, загадочную воздушно – пузырьковую трубку, светящееся фиброоптическое волокно! Отдохнете на мягких пуфиках, наполненных шариками и принимающих форму вашего тела.
Погрузитесь в мир живой природы с ее неповторимыми звуками: пением птиц, шумом океана и весеннего дождя и сможете почувствовать запахи леса, моря, цветов!
Сенсорная комната поможет детям расслабиться, снять стресс, развить свои творческие способности, так как в данной комнате идет воздействие на все органы чувств человека: слух, зрение, обаяние, осязание. Оборудование в сенсорной комнате не является медицинским, но способствует улучшению функций зрения и слуха у детей с данными проблемами. Кто может придти в волшебную комнату? Каждый читатель библиотеки и житель нашего района!
Играйте, творите и развивайтесь!
Сенсорное оборудование Центральной детской библиотеки №110
филиалом библиотечной системы им. П.П. Бажова Ленинского района г. Новосибирска
Библиотека – место равного доступа
В предыдущем номере газеты мы уже немного рассказали о работе нашей библиотеки по реализации проектов «Мосты над барьерами». Сегодня мы продолжаем разговор о работе сенсорной комнаты в библиотеке им. Калинина.
Посещение зоопарка – одно из любимых занятий времяпровождения детей. Но, зачастую, дети с ограниченными возможностями не могут его посещать по состоянию здоровья, неплатежеспособности родителей и из-за удаленности Западного жилмассива от городского Зоопарка.
При посещении Зоопарка мы видим на вольерах таблички: «руками не трогать» или «животных не кормить». В контактном зоопарке, в этом заключается главная изюминка, имеется возможность протянуть руку с лакомством для животного, провести с животным столько времени, сколько захочется, изучая его характер и повадки. Врачи анималотерапевты утверждают, что общение с животными полезно слепым, детям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, больным ДЦП и аутизмом.
В 2016 году библиотека приняла участие в конкурсе инновационных проектов муниципальных библиотек в номинации «Программное планирование и организационно-структурные инновации».
На средства гранта в одном из залов библиотеки создана сенсорная комната для детей с проблемами зрения и осанки – это специально оборудованное пространство для проведения познавательных занятий совместно с контактным зоопарком, сотрудники которого занимаются реабилитацией и адаптацией детей-инвалидов в окружающую среду.
Новое образовательное, игровое и информационное пространство предоставляет необходимый для адаптации этих детей материал, который будет усваиваться с комфортом и наименьшими затруднениями для здоровья. Также внедрены новых информационные технологии: используется специальная аппаратура для прослушивания музыки, сказок, аудиокниг, тихой нежной музыки, звуков природы, воды и др., для проведения индивидуальных и коллективных мероприятий; световой планшет для рисования песком с мультиподсветкой – предназначен для проведения творческих занятий, развития тактильной чувствительности, изучения цвета; тифлофлешплеер «ТФП-СОЛО-1», и специализированное рабочее место ЭлСис 205 позволяют незрячим или людям с ослабленным зрением работать на компьютере без применения зрения, выводя всю необходимую информацию с помощью речи.
Руководствуясь совместным планом с МУП Новосибирский зоопарк, занятия проходят как на базе библиотеки, так и на территории контактного зоопарка, где с детьми работает профессиональный психолог.
В сенсорной комнате библиотеки живут экзотические животные: коста-риканские и мадагаскарские шипящие тараканы, волнистые попугайчики, шиншилла. Школьники в удобной обстановке библиотеки не просто общаются со зверями, трогают и кормят их, но и получают интересную информацию, подготовленную библиотекарями, знакомятся с животным миром разных стран и континентов.
Из-за наличия того или иного заболевания у детей зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость, они не могут проявить себя в группе, держатся обособленно от остальных детей. Успешность умственного, физического, эстетического, эмоционального воспитания данной категории детей в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Для наших детей, часто знающих зайчиков и поросят только по картинкам и мультикам, незаменим именно живой, тактильный контакт, пусть даже это будут самые простые зверюшки. Ведь все они разные на ощупь, запах, по-разному двигаются, и меню у каждого своё.
Наличие сенсорной комнаты при реализации проекта «Библиотека – место равного доступа» в нашем учреждении – необходимая инновационная модель для реализации комплексного подхода в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями по здоровью, для оказания им всесторонней помощи, для социализации и адаптации в современную среду. Тактильные ощущения очень сильно спасают психику неокрепшего ребенка, особенно это остро ощущается в больших городах.
Мягкая уютная мебель (пуфы, кресла-мешки), необходимые для проведения коллективных и индивидуальных занятий, создают ощущение комфорта и безопасности. Кушетки, конторки и разгрузочное кресло «Трансформер» предназначены для работы стоя или лежа для детей с нарушением позвоночника: можно прослушивать аудиоаппаратуру, читать книги в удобном положении. Кресло «Транформер» можно применять как отдельные блоки для работы сидя.
Развивающие игры, коврики, дидактический стол с набором игрушек, бизиборд позволяют освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность (для детей с нарушением зрения), учат различать свойства предметов и улучшают зрительно-моторную координацию и др.
Для любого городского ребёнка общение с животными, конечно, станет хорошим отдыхом, но при этом дети будут получать экологические знания, учиться воспринимать животных как наших младших друзей, относиться к ним бережно и с любовью, учиться ухаживать за ними.
Переориентация на библиотерапевтическое направление работы, отвечающее потребностям читателей, позволит повысить престиж библиотеки, как социального института, способного помочь человеку скорректировать негативные последствия социальных и личных измерений. Поэтому хорошо подобранная книга, доброе слово, внимание, уютная атмосфера станет для наших читателей вспомогательной анестезией (отвлечет от физической боли) и коррекционным средством и способом познания окружающего мира.
Б ЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА (Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии)
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Министерство культуры Свердловской области
Свердловская областная специальная библиотека для слепых
Сенсорная комната в структуре библиотеки
Сенсорная комната в структуре библиотеки: метод.
рекомендации / Свердл. обл. спец. б-ка для слепых ;
сост. З. Д. Заболотских, В. В. Арсентьева ; науч. ред.
И. А. Гильфанова. – Екатеринбург, 2013. – 40 с.
В пособии содержатся практические рекомендации по использованию оборудования сенсорной комнаты, даны описания ряда упражнений и занятий, направленных на стимулирование сенсорного развития юных читателей.
Использован опыт работы Свердловской областной специальной библиотеки для слепых.
Издание предназначено для сотрудников библиотек, специалистов в области коррекционной педагогики, преподавателей и студентов педагогических вузов и вузов культуры.
Компетентностный подход в образовании, воспитании и развитии ребенка – инвалида по зрению
Формирование читательской компетентности ребенка, как базовой основы ключевых компетенций
Развитие самостоятельной личности
Поддержка «социального здоровья»
Сенсорная комната в структуре библиотеки
Принципы и подходы в организации занятий в сенсорной комнате
Основные виды работы и структура занятий. Оборудование сенсорной комнаты и примеры его использования во время занятий
Как организовать работу в сенсорной комнате:
рекомендательный список литературы
От составителя Большое внимание в работе Свердловская областная специальная библиотека для слепых уделяет самым маленьким своим читателям и их родителям. Юные читатели – не только активные пользователи, но и требовательные эксперты библиотечных услуг и ресурсов. Они – участники и инициаторы многих библиотечных проектов и конкурсов, книжных праздников и выставок.
Для маленьких читателей в библиотеке функционирует специальная кафедра детской литературы. В тифлоинформационном отделе организован фонд справочной литературы для детей (энциклопедии, словари, справочники, путеводители) и информационно-методический комплекс для родителей и педагогов (учебники, методические пособия, профессиональные периодические издания). Кроме этого, в библиотеке собрана уникальная коллекция рукодельных тактильных книг для маленьких детей с проблемами зрения и лекотека (специальные игрушки и игры для психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями зрения).
В целях докомплектования фонда детской литературы специальных форматов (аудио) используются базы данных «говорящих» книг Российской государственной библиотеки для слепых и Интернет-библиотеки Михайлова.
На web-сайте библиотеки (www.sosbs.ru) организован специальный раздел «Позитивное родительство». Сегодня ведется работа по созданию нового раздела для детей «Учимся улыбаться».
В 2012 г. в структуре библиотеки появился новый профессиональный ресурс в поддержку формирования информационной культуры и развитию читательской деятельности маленьких пользователей – сенсорная комната.
Сенсорная комната в структуре библиотеки – новый шаг в деятельности библиотек по пути к формированию системы интегрированных социокультурных коммуникаций и становлению современной модели детского чтения и взаимодействия с юными читателями. Во многих библиотеках России, опыт которых, несомненно, заслуживает пристального изучения, уже функционируют сенсорные комнаты (Москва, Тюмень, Братск и др.). Они используются как дополнительный (факультативный) инструмент библиотерапии и повышают эффективность любых библиотечных мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка.
Кроме того, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которой способно значительно оптимизировать и совершенствовать работу любой, даже самой маленькой библиотеки. В зависимости от проблематики и возраста ребенка библиотекой используются разные приёмы и методы работы в сенсорной комнате.
Методические рекомендации «Сенсорная комната в структуре библиотеки» – это возможность:
во-первых, обобщить пусть незначительный, но, безусловно, полезный опыт работы специальной библиотеки для слепых с самыми меленькими читателями;
во-вторых, помочь публичным муниципальным библиотекам организовать работу с детьми-инвалидами на новом более качественном профессиональном уровне;
в-третьих, стимулировать и мотивировать творческую активность и библиотечных работников, и юных читателей, и их родителей.
В пособии содержатся практические рекомендации по использованию оборудования сенсорной комнаты, дано описание ряда упражнений и занятий, направленных на стимулирование сенсорного развития юных читателей; компенсацию сенсорных впечатлений; сохранение и поддержку индивидуальности ребенка путем гармонизации его внутреннего мира; развитие зрительной ориентации, слуховой памяти, внимания и др.
Издание предназначено для сотрудников библиотек, специалистов в области коррекционной педагогики, преподавателей и студентов педагогических вузов и вузов культуры.
Компетентностный подход в образовании, воспитании и развитии ребенка – инвалида по зрению «Тот, кто хочет приносить постоянную истинную пользу для человеческого общества, должен быть На современном этапе развития общества главной целью воспитания детей с нарушением зрения является подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении, т.е. успешная интеграция в общество зрячих.
Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами учебно-воспитательного процесса в школе, возложила на них ответственность за качество образования собственных детей. Действительно, семья – это особый социальный институт, где формируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и читательской. Во многом отношение к чтению, приобретение читательской культуры молодым поколением зависит от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые – их родители.
Развитие и образование детей с нарушением зрения предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Это новое явление в образовании означает компетентностный подход.
Компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии акцентирует внимание на формировании у детей компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации.
Особую роль в развитии детей с нарушениями зрения играют коммуникация, общение и речь. Степень сформированности этих сторон психической деятельности ребенка свидетельствует об уровне его социального развития. Так как современная жизнь предполагает существенное усиление самостоятельной и продуктивной деятельности детей, развитие их личностных качеств и творческих способностей, умений самостоятельно приобретать новые знания в условиях быстро меняющегося социума.
Самостоятельность ребенка в рамках компетентностного подхода является одним из самых значимых качеств личности.
Развитие этого личностного качества обусловливает активную жизненную позицию ребенка.
Задачи адаптации детей с нарушением зрения к окружающей действительности привели нас к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых подходов.
В условиях специальной библиотеки для слепых социокультурная реабилитация инвалидов имеет свои особенности, так как библиотекари, работающие с незрячими, становятся в некотором роде реабилитологами, дефектологами, социальными педагогами, психологами.
Владея методами педагогической поддержки, библиотека способствует развитию ключевых компетенций, которые включают:
1. Формирование читательской компетентности ребенка, как базовой основы ключевых компетенций.
Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентацию на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.
Вместе с тем, чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни.
Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения их в библиотеки.
Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке.
Наиболее сложным, но более продуктивными является метод библиотерапии, особенно для адаптации в обществе детей с нарушением зрения.
Так как библиотека является базой читательского развития личности, местом достижения определенной информационной гармонии духовного мира личности, библиотерапия – это воздействие всем информационным пространством библиотеки как социального института.
Для того чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо через книгу обратить ребенка к самому себе. В связи с этим непременным условием воспитательного процесса является познание с помощью чтения самого себя как целостного существа, своих душевных и духовных возможностей, тех способностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира.
Кроме того метод библиотерапии, отвечающий потребностям читателей, позволит повысить престиж библиотеки как социального института, способного помочь читателю скорректировать негативные последствия социальных и личностных изменений.
Таким образом, метод библиотерапии активно способствует становлению читательской компетентности ребенка.
2. Развитие самостоятельной личности Особенностью позиции современных тифлопсихологов является понимание психического развития детей с нарушениями зрения не как развития аномального организма (человек минус зрение), а как развития активной личности, восполняющей непосредственные дефекты сенсорики разносторонней познавательной деятельностью.
Позиция сближения развития детей с нарушениями зрения и зрячих в настоящее время является превалирующей, а разработанные системы коррекции и компенсации зрительного дефекта способствуют формированию сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.
Существует большое разнообразие методов работы, направленных на развитие самостоятельной личности слепого ребенка:
метод самореабилитации – самостоятельный способ восстановления физических и психических сил в сенсорной метод самореализации – создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (конкурсы, массовые мероприятия);
метод самоопределения – создание ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор (профориентационные мероприятия);
метод самооценки – обучение адекватному оцениванию себя (библиотерапия);
метод самоорганизации – обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха.
метод самопрогнозирования – планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.
3. Поддержка «социального здоровья»
Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Социальное здоровье ребенка складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников и т.п.
Формирование социального здоровья ребенка связано с процессом его социальной адаптации. Социальная адаптация – способность организма приспосабливаться к различным изменяющимся условиям социальной среды или жизни. Для успешной адаптации необходимо научить ребенка управлять своим поведением в существующих и вновь возникающих жизненных условиях.
Существуют специальные методики, применяя которые можно помочь ребенку выработать в себе необходимые качества характера:
метод поощрения и похвалы – этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём создания ситуации успеха;
метод релаксации – способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта;
метод «устранения плохих привычек»;
метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера».
Таким образом, реализация компетентностного подхода в рассматриваемом контексте предусматривает интеграцию процессов развития, воспитания и обучения, что при поддержке специалистами и средствами библиотеки, а также родительской поддержке, будет способствовать формированию компетентной личности, способной к успешной социализации в обществе.
Сенсорная комната в структуре библиотеки В условиях радикальных перемен в образовании, в социальной сфере, культуре Свердловская областная специальная библиотека для слепых успешно осваивает новые технологии, широко использует информационные ресурсы, значительно расширяет реабилитационную функцию.
Библиотека работает как творческая лаборатория по созданию новых культурных технологий в работе с инвалидами по зрению, как площадка социокультурного обеспечения людей с проблемами зрения. Тем самым в полном объеме реализуя свою миссию – обеспечение свободного и беспрепятственного доступа к информации инвалидов по зрению и других людей с ограничениями жизнедеятельности, содействие их социальной реабилитации и интеграции в обществе, позволяющую каждому приобщиться к информационно – культурному потенциалу общества.
В 2012 году в рамках реализации Областной целевой программы «Развитие культуры в Свердловской области на 2011-2015 гг.»
на выделенные средства Свердловской областной специальной библиотекой для слепых было закуплено оборудование для создания при кафедре детской литературы отдела обслуживания сенсорной комнаты. В апреле 2013 года состоялось ее открытие. Сейчас сенсорная комната – важная составляющая библиотеки. Ежедневно в ней проводится до 7 индивидуальных занятий.
Понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори.
В ее педагогической системе, основанной на интерактивном сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната).
Интерактивность – понятие, описывающее характер взаимодействия человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений.
Главные принципы методики Монтессори – самовоспитание, самообучение и саморазвитие. Педагог скорее не обучает ребенка, а руководит его деятельностью. Если ребенок лишен возможности действовать самостоятельно, он никогда не станет тем, кем мог бы стать.
Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно.
Особенность методики занятий в этой комнате основана на том, что дети, имеющие лишь светоощущение, то есть практически слепые дети, не теряют способности видеть яркий белый цвет в свечении ультрафиолета. Это заставляет их глаза «видеть», и это очень важно для их дальнейшего развития и реабилитации.
Наша библиотека своими средствами активно участвует в сенсорном развитии маленького читателя в частности путем занятий в сенсорной комнате. Именно здесь мы создали условия для формирования у детей восприятия звука, ритма, цвета, согласование движений собственного тела; развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления, развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между специалистами и детьми.
Принципы и подходы в организации занятий в Работа в сенсорной комнате основывается на нескольких принципах.
1 принцип – индивидуальный подход. При составлении индивидуального плана занятий учитывается возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная или групповая, сложность заданий).
2 принцип – этапность. На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, специалист налаживает эмоциональный контакт с ребёнком, продуктивное взаимодействие, в зависимости от общего, эмоционального состояния ребёнка. Специалист постепенно знакомит ребёнка с интерактивным оборудованием и его возможностями. По мере овладения ребёнком различными навыками, специалист постепенно усложняет задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционные и восстановительные задачи.
3 принцип – преемственность. Специалист, составляя программу занятий с учётом уровня развития ребёнка, работает в тесной взаимосвязи с родителями, отслеживая динамику развития ребёнка.
4 принцип – непрерывность. Непрерывный подход в реабилитации обеспечивается за счёт того, что на занятиях присутствуют родители ребёнка, которые обучаются вместе с ним способам взаимодействия, умению овладения навыками игры, получают наглядные рекомендации по формированию и закреплению упражнений по развитию крупной и мелкой моторики, по работе над зрительным и слуховым восприятием, по работе над вниманием (распределением и объёмом внимания), над зрительно-моторным соотнесением, учатся правильной работе по освоению и закреплению сенсорных эталонов. Всё это предоставляет родителям наиболее полную информацию о возможности зрения их ребенка с позитивной стороны, об актуальном уровне развития ребёнка и его потенциальных возможностях, о зоне ближайшего развития, чтобы работа, начатая по сенсорной коррекции, была продолжена родителями дома. (63) Основные виды работы и структура занятий Основными видами работы в сенсорной комнате являются релаксация, игра, сказкотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, арттерапия, и другие.
Занятие в сенсорной комнате состоит из трех основных частей.
1. Вводная часть (знакомство, ритуал приветствия, разминка).
Попадая в сенсорную комнату, в первую очередь, ребенок должен поздороваться с педагогом, другими детьми, игрушками и тренажерами; назвать свое имя. Происходит это в игровой форме, как наиболее приемлемой для занятий в сенсорной комнате.
Приветствие может происходить, например, так: при одновременной работе нескольких приборов в сенсорной комнате возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег. Детям предлагается поприветствовать «снежинки», улыбнуться, помахать рукой.
Для создания настроения и подготовки к последующим упражнениям, детям предлагается «отправиться в путешествие» по сенсорным тропам различной функциональности. Дети идут друг за другом, и параллельно педагог расспрашивает их об ощущениях (упражнение «Разминка»).
2. Основная часть (релаксация, игра, арттерапия).
Реализация занятий по программе, включающей игры и упражнения, направлена на коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка, на улучшение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми людьми. Сеансы релаксации проводятся с использованием мягкого освещения, спокойной музыки или звуков природы в зависимости от тематики комплекса. Сенсорная комната разделена на развивающие квадраты, в каждом квадрате ребенок занимается 2-3 минуты индивидуально и самостоятельно, а педагог проверяет и помогает. Дети переходят из одного квадрата в другой по указанию педагога.
игры на развитие зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций;
игры на развитие тактильных ощущений;
игры на развитие навыков общения;
игры на развитие психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения);
элементы сказкотерапии и библиотерапии с импровизацией.
3. Завершающая часть (подведение итогов, ритуал прощания).
Каждое занятие должно заканчиваться ритуалом прощания.
Дети становятся в круг. Правая рука каждого участника вытянута вперед к центру круга. Получается «цветок». Произносятся слова прощания с комнатой, с игрушками. Это может быть традиционные слова прощания (до свидания, пока, скоро увидимся), могут быть слова, самостоятельно придуманные детьми, может быть напев под музыку.
Оборудование сенсорной комнаты и примеры его использования во время занятий Сенсорную комнату, как предметно-развивающую среду, можно разделить на три блока: среда темной сенсорной комнаты, среда светлой сенсорной комнаты и среда комнаты для сенсорно-моторного развития.
Условно оборудование сенсорной комнаты делится на два функциональных блока:
Активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные коврики и т.д. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника 1. Сенсорные дорожки (тропа, полянка, змейка-шагайка) Сенсорные дорожки воздействуют на рецепторы стопы, стимулирующие внутренние органы. Способствуют развитию вестибулярного аппарата, профилактике плоскостопия, умению передавать ощущения. Развивают сенсорное восприятие, способствуют развитию у детей опорно-двигательного аппарата, координации движений.
Тропы изготовлены из тканей разных шероховатостей и разных цветов: винилискожа, лента-липа, бархат, лакированная ткань, «травка». Змейка-шагайка имеет в комплекте семь таблеток с аппликацией разных цветов, скрепленных лентой.
Ребенку предлагается идти по дорожке (сенсорной тропе) и на каждой подушечке, остановившись, рассказывать о своих ощущениях. При передвижении по змейке-шагайке дети учатся различать цвета и пытаются сформулировать настроение, которое вызывает у них тот или иной цвет таблетки.
На корпусе панели совмещено множество музыкальных, звуковых и декоративных предметов различных форм и размеров, изготовленных из дерева, ткани, металла, пластика: вращающиеся диски, колокольчики, цепи, бубен, шарики, кубики. Углы панели обрамлены материалами различных фактур и формы. Корпус панели деревянный Способствует развитию тактильного, визуального, и акустического восприятия. Также развивает осязательные навыки, интерактивную деятельность.
На панели в хаотичном порядке также расположены и закреплены геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) В целях обучения навыкам определения форм геометрических фигур, закрепления в памяти их названий возле акустической интерактивной панели «Колокольчик» целесообразно проводить игру «Узнай фигуру». Игра проводится вдвоем: взрослый (педагог, мама) и ребенок. Геометрические фигуры делятся на две парные части: первая часть остается на панели, вторая часть выкладывается на мягкое напольное покрытие. Сначала ребенок рассматривает или тактильно знакомится с фигурой на панели, затем подбирает к ней пару среди фигур, лежащих на полу. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.
3. Сенсорный уголок Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из двух частей. В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, «плавают»
разноцветные рыбки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию.
Дети устраиваются возле колонны, внимательно рассматривают происходящее в ней – как меняется цвет воды, движутся пузырьки и плавают рыбки. Педагог предлагает сосчитать плавающих рыбок, выбрать понравившуюся, дать ей имя и следить за ее перемещением. Детей можно попросить пофантазировать на тему что бы они сделали, если бы стали золотой рыбкой? Какие бы хотели исполнить Сенсорный уголок способствует сплочению детского коллектива, заражает положительными эмоциями, развивает коммуникативные навыки, стимулирует зрительные и тактильные анализаторы, развивает цветовое восприятие.
4. Занавесь из мерцающих волокон, подвешенных вертикально с источником света Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» – водопад огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут разноцветные «звездочки». Для развития моторики рук с детьми можно провести упражнение «Заплетаем косу»: перебирая волокна «звездного дождя» заплести из них косу.
5. Кресло для релаксации «Капля» и «Капля – великан».
Кресло позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность капли способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ней частей тела, саморегуляции психического состояния.
Пенополистирольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. С целью формирования произвольной регуляции собственной деятельности в кресле рекомендуется провести функциональное упражнение «Послушать тишину». Детям предлагается закрыть глаза и последовательно слушать звуки: за окном на улице, в комнате, свое дыхание, биение сердца.
6. Сухой бассейн угловой с аппликацией Сухие бассейны, пожалуй, самый популярный вид сенсорного оборудования. Наполнитель для сухого бассейна – шарики, изготовленные из абсолютно безопасных, экологически чистых материалов (62). Оказывают благотворный массажный эффект и способствуют общему улучшению психофизического состояния. Сухой бассейн обладает целым рядом уникальных сенсорных свойств, которые снимут напряжение и усталость, поднимут настроение, укрепят мышечную систему.
Постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата.
В сухом бассейне лучше всего развивать у детей навыки передачи собственных ощущений в словесной форме, навыки концентрации внимания, стимулировать творческое воображение юных читателей. Наибольшей популярностью в сухом бассейне у детей пользуется игра «Сундук с сокровищами». В качестве сокровищ выступают личностные качества участников игры, которые написаны на бумаге и приклеены к некоторым шарикам – наполнителям сухого бассейна. При погружении в бассейн ребенок находит шарик с надписью и проецирует данное качество на свою личность.
Может быть несколько вариантов надписей: на шариках написаны только положительные качества, характерные для уверенного в себе человека с высокой самооценкой; различные качества (31).
7. Интерактивная панель «Лунная ночь»
Формы проведения игр и упражнений возле интерактивной панели «Лунная ночь» многочисленны и отличаются большим разнообразием в зависимости от поставленных целей. Это может быть игра «Звездочеты», главной целью которой является стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие зрительной координации. Во время игры дети подсчитывают количество звезд на панели; звезды можно подсчитывать как с использованием зрения, так и тактильно. Игра «Писатели звездных историй»
развивает творческое воображение, тренирует коммуникативные навыки. Детям предлагается расположиться полукругом, сидя в креслах-каплях, выбрать «свою» звездочку и придумать историю о ней.
Настенное небьющееся зеркало «Таинственный свет» создает завораживающий эффект таинственного свечения белых поверхностей и свисающих светящихся нитей. Зеркало создает объем.
Стимулирует зрение. Разноцветные нити в темноте подсвечиваются ультрафиолетовым светом. Необычные тактильные ощущения.
Игры, которые проводятся у настенного небьющегося зеркала «Таинственный свет»
призваны развивать произвольное внимание, формируют умения подражания; способствуют развитию мимики и пантомимики у незрячего Кто лучше повторит, тот становится ведущим. В роли ведущего должны побывать все дети (68). В игре указательным пальцем нажимают на кончик носа, растягивают уголки губ, с помощью ладоней показывают длинный нос и т.д.
9. «Разноцветная гроза – И»
Несущая платформа выполнена в виде тучки, из которой идет дождь в виде разноцветных ультрафиолетовых нитей. Имитация вспышек молнии. Так называемый, сухой душ рекомендуется использовать как «уголок уединения». Иногда тревожному неуверенному ребенку сложно рассказать что-либо о себе окружающим. Спрятавшись за нитями «сухого душа», будучи отрезанным от окружающих, ребенок словно разговаривает сам с собой (упражнение «Наедине с собой»).
10. Напольные дидактические игрушки – тренажеры «Черепашка» и «Осьминожек»
Напольные дидактические игрушки – тренажеры «Черепашка» и «Осьминожек» – это пособия для развития мелкой моторики рук, ловкости способностей, расширения кругозора. Оригинальные, красочные, яркие, интересные напольные детские игрушки изготовлены из довольно новых для отечественного потребителя материалов – специальных гранул с наполнителем и винилискожи. Тренажеры не содержат никаких твердых деталей, благодаря чему с ними могут играть самые маленькие дети.
Сменные чехлы «Калейдоскоп» и «Умелые ручки» для тренажера «Черепашка», чехол у «Осьминожека» являются прекрасными тренажерами для развития бытовых навыков при самообслуживании незрячего ребенка. Играя в «Чудо Черепаху» и в «Осьминожека» дети шнуруют ботинки, открывают и закрывают ранец, угощают мороженым клоуна… 11. Миниатюрная световая пушка 5-ти цветного луча и шар из белых зеркал с приводом При одновременной работе световой пушки и шара возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или игру «солнечных» зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущения сказки, героями которой становятся те, кто находится в сенсорной комнате.
Прибор активно используется в процессе проведения релаксационных упражнений, стимулирует зрительное восприятие, развивает воображение, концентрирует внимание на движущихся бликах.
Детям предлагается выбрать «своего зайчика», «поймать» его в ладошку, передавать «зайчика» друг другу… Помимо реабилитационных функций, игра в «Солнечного зайчика» создает атмосферу тепла, любви и ласки, воспитывает дружелюбное отношение детей к окружающему миру.
12. Лампы «Фонтан света» и «Вулкан»
Внутри лампы «Вулкан» в специальном растворе находятся небольшие блестящие элементы. После включения светильника, элементы начинают плавное движение вверх и вниз.
Детям предлагается сесть в удобную позу и сосредоточиться на рассматривании лампы «Фонтан света» или «Вулкан» в течение некоторого времени. При этом необходимо достигнуть состояния полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств – только созерцание. Светотерапия может помочь детям с нарушением зрительных функций и тем, кто страдает сезонной световой депрессией.
Как организовать работу в сенсорной комнате:
рекомендательный список литературы 1. Абашкина С. И. Методика и практика использования средств сенсорной комнаты в коррекции заикания у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://edu.
restmarket.com/publ/metodika_i_praktika_ispolzovanija_sredstv_ sensornoj_komnaty_v_korrekcii_zaikanija_u_detej_doshkolnogo_ vozrasta/1-1-0-2 (дата обращения : 17.07.201).
2. Абдуллаева Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста [Текст] : дис. канд.
пед. наук : 13.00.01 / Ш. А. Абдуллаева. – Москва, 1975. – 146 с.
3. Александрян Э. А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе [Текст] / Э. А. Александрян. – Ереван : Айастан, 1972. – 224 с.
4. Бородулина Н. В. Коррекционное занятие в сенсорной комнате [Электронный ресурс] : план-конспект урока (2 класс). – Режим доступа : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/ korrekcionnoe-zanyatie-v-sensornoy-komnate (дата обращения:
5. Венгер Л. A. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Л. A. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер ; сост. Л. A. Венгер. – Москва : Просвещение, 1988. – 144 с.
6. Венгер Л. A. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] : автореф. дис.
д-ра психол. наук / Л. A. Венгер ; МГУ. – Режим доступа : http://www.
7. Войлокова Е. Ф. Сенсорное воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в условиях специального дошкольного учреждения [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00. / Войлокова Елена Федоровна. – Санкт-Петербург, 1999. – 235 с. – Библиогр. : с. 188-200 (166 назв.).
8. Войлокова Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева. – СанктПетербург : КАРО, 2005. – 304 с. – (Специальная педагогика).
9. Генезис сенсорных способностей [Текст] / Л. А. Венгер [и др.]. – Москва : Педагогика, 1976. – 256 с.
10. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию [Текст] : пер. с англ. / Дж. Гибсон ; общ. ред. и вступ. ст.
А. Д. Логвиненко. – Москва : Прогресс, 1988. – 464 с.
11. Гирвиц Г. И. Расширение сенсорного опыта младших школьников в процессе предметно-практической деятельности [Текст] // Школьный логопед. – 2007. – № 3. – С. 42-46.
12. Гречко Г. Библиотечный проект «Растишка» [Текст] : сенсорное и креативное развитие детей от 4-х до 7 лет на 2006-2009 учебные годы // Школьная библиотека. – 2006. – № 4. – С. 55-59.
13. Гризик Т. И. Сенсорное воспитание [Текст] / Т. И. Гризик, Т. Н. Ерофеева // Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. – Москва : Просвещение, 2007. – С. 110-122.
14. Давидович Е. Б. Сенсорное воспитание детей третьего и пятого года жизни в условиях разновозрастной группы детского сада [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Б. Давидович. – Москва, 1991. – 194 с.
15. Давидчук А. Разновозрастная группа [Текст] : сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 8. – С. 69-79.
16. Даневская И. На радость малышам [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 119.
17. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. A. Венгер [и др.]. – Москва :
19. Дьяченко Л. П. Плаваем «по-сухому» [Текст] : [сухой бассейн] // Игра и дети. – 2007. – № 8. – С. 30-31.
20. Жевнеров В. Л. Детям нужны «умные» игрушки [Текст] : [запись беседы с директором фирмы «Альма», выпускающей оборудование для развивающих и коррекционных занятий с детьми] // Игра и дети. – 2006. – № 5. – С. 2-5.
21. Жевнеров В. Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья [Текст] // Игра и дети. – 2007. – № 4. – С. 16, 25.
22. Жевнеров В. Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья [Текст] : учеб.-метод. пособие. – Санкт-Петербург : ХОКА, 2007. – 416 с.
23. Иванец Е. Бильбоке как средство развития сенсорного восприятия [Текст] // Здоровье дошкольника. – 2013. – № 1. – С. 52-54.
24. Караваева Е. В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате [Текст] : формы и методы // Сенсорные комнаты «Снузлин» : сб. ст. и метод. рекомендаций. – Москва : Вариант, 2001. – С. 91-101.
25. Катаева A. A. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. д-ра психол. наук / A. A. Катаева. – Москва, 1977. – 33 с.
26. Кесслер Е. Радужная гусеница [Текст] / Е. Кесслер, Э. Пустынкина // Школьный психолог. – 2009. – № 1. – С. 18-19.
27. Кириченко Ю. А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате [Текст] // Сенсорные комнаты «Снузлин» : сб. ст. и метод. рекомендаций. – Москва : Вариант, 2001. – С. 58-64.
28. Кокарева А. В. Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении [Текст] // Психолог в детском саду. – 2008. – № 4. – С. 74-101.
29. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении [Текст] : практ. рекомендации / Г. Г. Колос. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : АРКТИ, 2011. – 80 с. : ил. – (Развитие и воспитание).
30. Комната психологической разгрузки [Текст] : (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) / сост. Н. В. Горошенкова. – Санкт-Петербург, 2000.
31. Кононова Г. А. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] – Режим ввода : http://www. nsportal.
ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/. festival.1september.ru/articles/ (дата обращения : 21.12.2012).
32. Кочергина Е. С. Сенсорный куб [Текст] // Игра и дети. – 2007. – № 3. – С. 28-29.
33. Крутякова Е. Н. Психолого-педагогические аспекты использования инновационных технологий комплексной реабилитации для развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Детская и подростковая реабилитация. – 2010. – № 1. – С. 36-40.
34. Крютченко Ю. Комната хорошего настроения [Текст] :
сенсорная комната, организация работы, игры и упражнения // Здоровье детей. – 2009. – № 15. – С. 33-37.
35. Кучерова Е. В. Особенности работы воспитателя в психоневрологическом отделении для детей раннего возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы и детским церебральным параличом [Текст] // Коррекционная педагогика. – 2009. – № 4. – С. 80-82.
36. Литвак В. А. Современные технологии в коррекционнопедагогической работе с детьми, страдающими нарушениями опорнодвигательного аппарата [Текст] // Сенсорные комнаты «Снузлин» :
сб. ст. и метод. рекомендаций. – Москва : Вариант, 2001. – С. 65-68.
37. Малахова Н. Е. Игры раннего возраста [Текст] // Управление дошкольным образованием. – 2006. – № 4. – С. 103-107.
как научить детей 5-6 лет понимать пословицы [при помощи оборудования сенсорной комнаты] / Л. Мартыненко, Л. Постоева // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 86-91.
39. Метиева Л. А. Методические рекомендации к разделу «Восприятие пространства» авторской программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 34-38.
40. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты [Текст] / Т. Е. Браудо [и др.] // Сенсорные комнаты «Снузлин» :
сб. ст. и метод. рекомендаций. – Москва : Вариант, 2001. – С. 47-57.
41. Минаева Н. Пробуждение чувств [Текст] : зачем нужны малышам сенсорные комнаты, личный опыт мам : за и против // Лиза. Мой ребенок. – 2008. – № 9. – С. 282-284.
42. Михайлов А. Н. Методические рекомендации по применению сенсорной комнаты в комплексной реабилитации детей, подвергшихся насилию [Текст] / А. Н. Михайлов, Н. В. Платонова, А. А. Соловьева // Сенсорные комнаты «Снузлин» : сб. ст. и метод.
рекомендаций. – Москва : Вариант, 2001. – С. 108-115.
43. Монтессори М. Дом ребенка [Текст] : метод науч. педагогики / М. Монтессори ; пер. с итал. С. Ф. Займовского. – Москва :
44. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому [Текст] / М. Монтессори ; сост., вступит. ст. М. В. Богуславского, Г. Б. Корнетова. – Москва : Карапуз, 2005. – 272 с.
45. Монтессори М. Дети-другие [Текст] : пер. с нем. / М. Монтессори; вступ. ст., коммент. К. Е. Сумнительного. – Москва :
Карапуз, 2012. – 336 с. : ил. – (Педагогика детства).
46. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики [Текст] // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2006. – № 2. – С. 28-30.
47. Перепелкина Н. О. Игровое взаимодействие как средство формирования пространственного образа у детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Перепелкина Наталья Олеговна. – Калининград, 2008. – 23 с.
48. Петрушина С. А. Сенсорная комната как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников [Текст] // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 8. – С. 4-7.
50. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Э. Г. Пилюгина. – Москва : Просвещение, 1983. – 96 с.
51. Пилюгина Э. Г. Сенсорное воспитание (ранний возраст) [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 12. – С. 37-39.
52. Пилюгина Э. Г. Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе ознакомления с цветом [Текст] : дис. … канд. пед.
наук / Э. Г. Пилюгина. – Москва, 1971. – 147 с.
53. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша [Текст] :
игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Э. Г. Пилюгина. – Москва : Просвещение, 1996. – 112 с.
54. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша [Текст] :
55. Поддьяков H. H. Способы сенсорного воспитания [Текст] // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. – Москва : Просвещение, 1965. – С. 19-41.
56. Прохорова Г. Как я узнаю мир [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. – С. 32-36.
57. Сакулина Н. П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника [Текст] // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. A. B. Запорожца, А. П. Усовой. – Москва :
АПН РСФСР, 1963. – С. 57-99.
58. Сакулина Н. П. Индивидуальные различия в сенсорном развитии и воспитании детей [Текст] // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной.
– Москва : Просвещение, 1965. – С. 152-186.
59. Салахова В. Я. Основы диагностики особенностей развития и формирование сенсорного опыта детей раннего возраста [Текст] // Качество дошкольного образования : научные исследования и практический опыт. – Челябинск : Образование, 2005. – С. 46-49.
60. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст] : прогр., конспекты занятий / авт.-сост. Т. П. Высокова. – Волгоград :
Учитель, 2011. – 79 с.
61. Сенсомоторное развитие дошкольников [Текст] / С. М. Вайнерман [и др.]. – Москва : Владос, 2001. – 264 с.
62. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья : учеб.-метод. пособие / под общей ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С.
Галлямовой. – Санкт-Петербург : ХОКА, 2007 – Ч. 1 : Темная сенсорная комната.
63. Сенсорная комната для малыша : кому, зачем и как создать. Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivanovomama.
ru/articles-one?id=961. Дата обращения : 21.12.2012.
64. Сенсорная комната в эмоциональном развитии дошкольников [Электронный ресурс] : курсовой проект. – Режим доступа :
http://en.coolreferat.com/ (дата обращения :12.07.2013).
65. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – Москва : Просвещение, 1981.
66. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] : [сб. ст.]. – Москва : АПН РСФСР, 1963. – 226 [2] с.
67. Сенсорные комнаты [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://rehabsensory.ru/ (дата обращения : 17.07.2013).
68. Семенова Н. Занятие из программы «Волшебный мир сенсорной комнаты» [Электронный ресурс] / Н. Семёнова // Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений Ресурсы образования. – Режим доступа : resobr.ru/materials/49/ (дата обращения : 23.01.2013).
69. Сологубов Е. Г. Некоторые аспекты полисенсорного воздействия на организм человека в условиях сенсорной комнаты [Текст] / Е. Г. Сологубов, В. Т. Кожевникова // Сенсорные комнаты «Снузлин» : сб. ст. и метод. рекомендаций. – Москва : Вариант, 2001. – С. 69-73.
70. Сорокова М. Г. Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу М. Монтессори [Текст] / М. Г. Сорокова.
– Москва : МПГУ, 1998. – 318 с.
71. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате [Текст] : практ. пособие для ДОУ / А. И. Титарь. – 2-е изд. – Москва : АРКТИ, 2009. – 88 с. : ил. – (Развитие и воспитание).
72. Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] / А. П. Усова, A. B. Запорожец // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А.
П. Усовой, Н. П. Сакулиной. – Москва : Просвещение, 1965. – С. 3-18.
73. Хохрякова Ю. М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Хохрякова Юлия Михайловна. – Екатеринбург, 2010. – 23 с.
74. Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст] : диагностика, игры, упражнения / Г. А. Широкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 256 с. – (Школа развития).
76. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) [Текст] : метод. пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. – Москва : Мозайка-Синтез, 2009. – 72 с.
Сенсорная комната в структуре библиотеки З. Д. Заболотских, В. В. Арсентьева Свердловская областная специальная библиотека для слепых 620144, г. Екатеринбург, ул. Фрунзе, д. Телефон/факс (343) 212-15-88 (Директор) Телефон: (343) 257-32-72 (Заместитель директора по научной arsenteva@sosbs.ru (Заместитель директора по научной и методической работе) melnik@sosbs.ru (Редакционно-издательский отдел) info@sosbs.ru (Администрация библиотеки)
«ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Автономная некоммерческая организация НЕЗАВИСИМЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСНОВАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Саратов 2008 УДК 316.3(470) ББК 60.5 М74 Б26 М 74 Б26 Методическое пособие по гармонизации межнациональных отношений и основам государственной национальной политики в Саратовской области / К.С. »
«Организационные структуры Дятловской районной организации БПРОиН и организация их деятельности в современных условиях №3 Настоящий сборник В помощь профсоюзному активу. Методические рекомендации № 3 по организации деятельности райкома и первичных профсоюзных организаций в современных условиях содержит методические материалы по организации работы райкома и первичных профсоюзных организаций. Он адресован членам профсоюза, райкома и президиума, председателям первичных профсоюзных организаций. »
«МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АКАД. И.П.ПАВЛОВА _ ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТА ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МАГНИТОЛАЗЕРНОЙ ТЕРАПИИ ТРАНСКРАНИО В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Методические рекомендации Санкт-Петербург 2012 2 Применение аппарата транскраниальной магнитолазерной терапии Транскранио в клинической практике: Метод. рекоменд. – СПб., 2012.– 20 с. Настоящая технология транскраниальной магнитолазерной терапии пациентов с. »
«Администрация Комсомольского муниципального района муниципальное учреждение культуры Информационно-методический центр культуры и библиотечного обслуживания Комсомольского муниципального района Методическое пособие к программе Лето с книгой Планета Разноцветье 2009 год Материалы информационно-методического сборника подготовлены муниципальным учреждением культуры Информационно-методический центр культуры и библиотечного обслуживания Комсомольского муниципального района под общей редакцией. »
«Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра бухгалтерского учета Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине Статистика для студентов дневного отделения по специальности 080507 – Менеджмент организации САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 Методические указания по выполнению курсовой. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ Мурманск 2011 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ Методические рекомендации к разработке творческой (практической) части выпускной квалификационной работы по специальности 071401 —. »
«Культурология учебное пособие Gaudeamus igitur Juvenes dum sunuis! Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem Nos habebit humus Ubi sunt qui ante nos in mundo fuere? Vadite ad superos Transeans ad inferos Quos si vis videre! Vita nostra brevis est, Brevi finietur; Venit mors velositer, Rapit nos atrociter Neminu parcetur! Vivat academia! Vivant professores! Vivat memorum quodlibet! Vivat memobra quodlibet! Semper sint in flore! Составитель и ответственный редактор проф. А. А. Радугин. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского А.В. Борков, С.И. Грачев, И.В. Шамин, Р.В. Голубин, А.Е. Блохина, Е.М. Рогожина СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией факультета международных отношений для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки 031900 Международные отношения и 032000 Зарубежное регионоведение Нижний Новгород 2013 1 УДК. »
«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина Факультет географии и экологии Кафедра ландшафтной экологии Методические указания к практическим занятиям по курсу: РЕКРЕАЦИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ Казань – 2010 УДК 910 М 54 Печатается по решению Учебно-методической комиссии факультета географии и экологии КГУ Протокол № 5 от 3 февраля 2010 г. Составитель к.б.н. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов I – III курсов) Учебное пособие Ульяновск УлГТУ 2011 1 УДК 796 (076) ББК 75.1я7 Ф 50 Рецензенты: канд. пед. наук, заведующий кафедрой Теория и методика физической культуры и спорта УлГПУ Т. П. Киреева, канд. пед. наук, декан. »
«Управление культуры и архивного дела Тамбовской области ТОГУК Тамбовская областная детская библиотека Моя Родина – Россия Методические рекомендации в помощь патриотическому воспитанию детей и юношества Тамбов 2009 Печатается по решению редакционно-издательского совета Тамбовской областной детской библиотеки Составитель: Емельянова Лариса Петровна, гл. библиотекарь инновационно-методичекого отдела Тамбовской областной детской библиотеки Редактор: Головкова Валентина Анатольевна, зав. »
«МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ Институт экономики и управления Кафедра экономики кино и телевидения Е.Д. Клейн СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Учебное пособие Санкт-Петербург 2011 УДК 331 Клейн Е.Д. Сравнительный менеджмент: Учебное пособие.– СПб: изд.СПбГУКиТ, 2011.-с Учебное пособие Сравнительный менеджмент подготовлено. »
«СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК В. Д. МЕНДЕЛЕВИИ психология ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ учебное пособие для вузов Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия РЕЧЬ Санкт-Петербург 2005 ББК88.5 М50 Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия Рецензент: д. м. н., проф. Ю. С. Шевченко. »
«0 Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО Сочинский государственный университет туризма и курортного дела ГОУ ВПО Филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Нижний Новгород Каулина Е.М., Судонина М.Л., Карачарова С.В., Куприянова Е. М. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ, КУРСОВЫЕ РАБОТЫ, КУРСОВЫЕ ПРОЕКТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032102: методика подготовки и оформление Методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности Физическая культура для лиц с отклонениями. »
«Министерство здравоохранения Иркутской области Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Г.И.Булнаева, Л.Ю.Хамнуева, Е.А.Хантакова ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для. »
«0 Министерство образования и науки РФ Сочинский государственный университет туризма и курортного дела Филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н. Новгород Кафедра реабилитологии Судонина М.Л., Каулина Е.М. Учебно-методическое пособие по прохождению практики по специализации для студентов 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) для студентов всех форм обучения Нижний Новгород 2010 1 ББК 72 я73 С. »
«Учреждение образования Витебская ордена Знак Почета государственная академия ветеринарной медицины Л. В. Лукина, Н. Д. Лаберко, Г. М. Ромашков КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ Рекомендации, советы для студентов ВИТЕБСК ВГАВМ 2009 УДК 395 ББК 87.717.7 Л 84 Рекомендовано в качестве методического пособия редакционно-издательским советом УО Витебская ордена Знак Почета государственная академия ветеринарной медицины от 2009 г. (протокол № 2 ) Авторы: канд. ист. наук, доц. Л. В. Лукина, ст. препод. Н. Д. »
«МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ Институт экономики и управления Кафедра экономики кино и телевидения Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине Управление затратами для студентов всех форм обучения специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (СКС) САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2011. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Амурский государственный университет Кафедра социологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИОЛОГИЯ Основной образовательной программы по специальности 100103. 65 Социально – культурный сервис и туризм 2012г. 2 УМКД разработан к.ист.наук Шаховой Ириной Афанасьевной. Рассмотрен и рекомендован на заседании кафедры социологии Протокол. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам. Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.