сенсорная комната песочная терапия

Песочная арт-терапия в детском саду. Сенсорный уголок

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапия Татьяна Никонова
Песочная арт-терапия в детском саду. Сенсорный уголок

В своей педагогической работе активно использую песочную терапию для детей,в игре ребенок познает окружающий мир,преодолевает трудности,учится решать взрослые проблемы,приобретая внутреннюю свободу и уверенность.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапия

Рисование песком развивает мелкую моторику,улучшает память,пластику движений,а так же работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок, дает возможность по настоящему расслабится,отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы,внутреннее напряжение,уходят проблемы. Заниматься рисованием на песке мы начали еще в младшей группе.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапия

Песочная игротерапия как педагогическая технология расширяет и дополняет общеобразовательную программу ДОУ. Содержание которой построено на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапия

Основные принципы игры на песке. 1)Стимулирующая среда. 2)доступность. 3)Адаптация речевого материала (подбор заданий и игр в сказочной форме,4)Реальное» проживание «,проигрывание ситуаций вместе сгероями,5)Эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка)«

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапия

Используем такие игры,как:Дидактическая игра»Подбери предмет к признаку»;»Выложи бусинки в услышанной последовательности»;»какой бусинки не стало».Игра подбери слово»Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подберает к их названиям прилагательные,согласовывая их в роде с существительными (шарик-легкий,блюдце-пластмассовое)

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапия

Игры на песке очень интересны и разнообразны. Они являются обучающими,познавательными,проективными. Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр,где их,как обычно,ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапия

Песок как и вода,способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойства особенно востребованно в работе с»особыми»детьми.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапия

Пескотерапию можно проводить как игры-занятия и как дидактические игры.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапия

Педагогические заповеди Умеете ли вы правильно относиться к своему ребенку? 1. Если ребенка постоянно критикует, он учится ненавидеть. 2. Если ребенка постоянно.

Психотерапевтическая функция арт-терапии Арт- терапия (лат. ars-искусство,греч. therapeia-лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Источник

Песочная терапия на световом столе для детей

Песочная терапия

на световом столе для детей.

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления. Вовремя их проведения дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с имеющимся у них представлением. Зрительная память помогает воссоздать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего используются яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребенка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, именно поэтому в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения весьма эффективен метод песочной терапии.

Это универсальная форма обучения,позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции.

Опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2-4 ребенка, развивают коммуникативные навыки и социальную активность.

Подбирая задания с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, можно в определенной мере управлять его активностью,ведь рисунки отображают внутренний мир: душевные переживания, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, мышление и настроение.

Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы, с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Коррекционная работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе, в частности с детско-родительскими парами.

Игровой сеанс проводится в затемненной комнате. В ходе сеанса допускается использование музыкального сопровождения (например, Дэвид Сан «Спокойствие», серия «Наедине с природой» и др.). Можно предложить ребенку воспользоваться цветными стеклянными камешками, предназначенными для оформления аквариумов.

Рисование песком также рекомендуется:

• как совместное занятие в ходе консультирования детско-родительской пары, когда эмоциональный контакт между ребенком и родителем нарушен по тем или иным причинам (из-за дистанцированности родителя в связи с болезнью, службой в армии, пребыванием в длительной командировке и т. п.);

• в качестве одного из элементов вхождения будущего усыновителя

в контакт с ребенком;

в индивидуальной работе учителя-логопеда с аутичными детьми;

• как часть проводимого воспитателем комплексного занятия по любой лексической теме;

• для укрепления мышц рук и разработки суставов в работе с детьми

с нарушением опорно-двигательной аппарата (рисование песком

благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов).

Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональных сферах. Согласно новым федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №665, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формирование общей культуры дошкольника, о воспитании целостной, творческой личности ребенка.

Цель моей работы: всестороннее развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

1. создать условия для развития творческой личности;

2. развить мелкую моторику кисти, зрительную память и образное представление предметов;

3. поднять эмоциональное настроение детей.

4. совершенствовать двигательные и коммуникативные навыки.

Актуальность данной проблемы заключается в укреплении здоровья ребёнка: снижении стресса и уровня нервно-психического напряжения, улучшении мыслительной деятельности, повышении остроты зрения глаза.

В соответствии с требованиями ФГОС, я предлагаю включать в процесс непосредственной образовательной деятельности элементы арт-терапевтических методов, что помогает мне давать положительный результат в процессе воспитания и обучения детей.

Занятия с детьми не ограничиваю обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Поэтому я широко использую на занятиях.

Арсенал способов создания изображений: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного применяю фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветают цветы, в воздух взлетают фейерверки из мелких бумажек, кляксы превращаются в бабочек, пятна краски — в невиданных животных.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами выделяю наиболее значимые.

При арт-терапии

— Создаю положительный эмоциональный настрой.

— Позволяю обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

— Даю возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и само разрушительных тенденций (К. Рудестам). Все это позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

В своей работе я использую современную, интересную методику – рисование песком на стекле. Включаю в процесс непосредственной образовательной деятельности.

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. В детском саду разрабатывается план занятий по обучению детей рисованию песком,изготовлено специальное оборудование: стол для рисования с крышкой из оргстекла и подсветкой неоновыми лампами. Песок для рисования так же специальный, кварцевый.

Вывод: через практические занятия с песком дети познают окружающий мир, укрепляют здоровье, общаются между собой, развиваются и получают умения, навыки и положительные эмоции.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапияПесочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапияКонсультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапияКонспект НОД по нетрадиционному рисованию на световом столе для детей 3–4 лет Тема: «Светит солнышко в окошко» Видео Программные задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования: показать изобразительные возможности.

Консультация для педагогов «Песочная терапия в познавательно-исследовательской деятельности детей» Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка!» К. Д. Ушинский. Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным.

Песочная терапия Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих.

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия, как здоровьесберегающая технология ДОУ» Мастер – класс для педагогов ДОУ «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» Цель: познакомить педагогов с возможностями.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапияМастер-класс для педагогов «Песочная терапия в детском саду» Мастер-класс «Песочная терапия в детском саду» Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием.

Мастер-класс для родителей «Песочная терапия» Мастер класс для родителей «Песочная терапия». Уже давно была известна и непонятна любовь детей к песочнице. Малыши в песочнице начинают.

Песочная терапия для дошкольников или «Чудесный песок» У каждого из нас есть свои воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что в песочницы у дома. Однако.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапияПроект по познавательно-исследовательской деятельности. Песочная терапия для малышей ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Песочная терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного.

Источник

Слово педагога

Влияние сенсорной комнаты и песочной терапии на психическое и

интеллектуальное развитие дошкольников

помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических

сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в

развитии. А также для улучшения качества жизни здоровых людей.

В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала

визуальный. Здесь все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть

страхи, успокаивает. Каждый ребенок чувствует себя в ней частью особого

волшебного мира, где все возможно…

Нашу сенсорную комнату посещают воспитанники в индивидуальном

порядке и дети групп компенсирующей направленности. При подгрупповой

работе включаю некоторое оборудование, как релаксационного блока, так и

Я организую работу в сенсорной комнате в следующих направлениях :

развитие детей дошкольного возраста сенсорных функций :зрительного и

слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия

-непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего

психического развития ребёнка, развития его самооценки и становления

Магическое воздействие сенсорной комнаты создает невидимый мост между

творческое мышление и умение удивляться.

Я считаю, что занятия в сенсорной комнате, прежде всего, показаны детям с

чрезмерной утомляемостью, эмоциональной истощаемостью,

непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями характера, с

задержками психического и речевого развития, а также страдающими

помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других,

Например, я использую игры в сухом бассейне “Сова”, “Замри”, которые

ведут к развитию произвольной активности, формированию эмоциональной и

волевой сферы. Сухой бассейн помогает развивать тактильную

чувствительность и вестибулярный аппарат. Во время занятий создается

положительный эмоциональный настрой, также происходит массаж всего

тела, ненужный мышечный тонус уходит.

Над бассейном представлена панель «Разноцветная гроза». Она в свою

очередь, стимулирует зрительные и тактильные ощущения, снимает

эмоциональное напряжение. Ребенок, представляет, что это волшебный

дождь, который обязательно смоет все его страхи и переживания.

наполненном пенополистерольными шариками, на котором можно полностью

расслабиться и снять мышечное напряжение. Его приятное воздействие

способствует полному расслаблению.

Наблюдая за работой зеркальной пузырьковой колонны, дети выполняют

следующие релаксационные упражнения “Разноцветная гроза”, “Порхание

бабочки”, “Путешествие в волшебный лес”. Такие упражнения направлены

на развитие психической саморегуляции, способствуют снятию напряжения.

Колонна оснащена мягкой платформой, которая используется в качестве

В активационном блоке сенсорной комнаты представлен стол-мозаика. Стол

развивает мелкую моторику, логику,

воображение, память и конечно же

усидчивость. Вот некоторые примеры упражнений за столом: «Выполни по

образцу», «Выложи цифру», «Выложи букву», «Геометрические фигуры»,

Что касается рисования песком, это направление считается новым в

коррекционной-развивающей работе с дошкольниками. Это мягкий и

эффективный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит

гармонично и естественно. Несколько лет назад, используя в своей работе

обычный песок, я отметила благоприятные тенденции в эмоциональном фоне

детей. Именно поэтому, в 2014 году мною были освоены следующие

программы повышения квалификации:

-”Практика сказочной песочной терапии”(24 ч.)

цветным песком и песком на световых столах. (24ч.)

-”Живой песок. ”Инновационная арт- терапевтическая методика

индивидуальной и групповой психотерапии” (24 ч.)

А в 2016 году я прошла обучение по программе «Азы песочной анимации»

Мною отмечено, что искусство рисования песком положительно влияет на

развитие познавательной деятельности, формирует потребности и

эмоциональное развитие и коммуникативные навыки детей дошкольного

Результаты мониторинга на конец учебного года показали следующие

Снизился уровень тревожности детей

Обогатился активный словарь детей, в своей речи они стали

свои ощущения, более связно излагать собственные мысли.

Значительно повысился уровень развития памяти, мелкой моторики,

При рисовании песком, я учу детей использовать обе руки, порой

полушария, а также их взаимодействия. В процессе рисования песком я учу

детей задействовать и ладонь, и пальцы. Часто мои занятия проходят под

музыкальное сопровождение. Как правило, это спокойная, релаксационная

музыка, которая помогает расслабиться и является дополнительной

Детям очень нравится рисовать мультяшных героев. Некоторые дети

теряются с чего начать, другие наоборот, полностью инициативу берут на

себя. Так же им нравится выбирать цвет подсветки стола. Это своего рода

цветотерапия. Я разрешаю использовать любой цвет, только красный в

отдельных случаях или очень дозировано. Потому, как, правило, ко мне

приходят дети с проблемами в поведении, а им дополнительная энергия

красного цвета ни к чему. По завершении своей работы, мы с ребятами

придумали такой ритуал, украшение своей картины. Для этого я использую

разноцветные камушки для аквариума. Иногда дети так увлекаются, что не

видно, что они нарисовали. Весь стол в разноцветных камушках.

Я могу с уверенностью сказать, что песочное рисование благоприятно влияет

на подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой

так как всё, что не получилось легко можно исправить движением руки.

На песке мы изучаем все лексические темы, которые проходят ребята в

течении года по адаптированной образовательной программе ДО для детей с

тяжёлыми нарушениями речи. Допустим, проходят они в группе тему:

”Огород”, “Овощи”, «Домашние животные», а мы закрепляем на песке. Здесь

же я провожу игры на развитие воображения, закрепляем знание звуков,

цифр, геометрических фигур.

помогает мне сделать занятия со своими воспитанниками не только более

По итогам Лодейнопольского ЦДК, выпускники этого года показали 100%

готовность к школьному обучению.

В своей будущей деятельности, я планирую и дальше использовать и

расширять свои знания по использованию оборудования сенсорной комнаты

Источник

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДОМА: СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапия

В прошлой статье я рассказывала о полезных функциях песочной терапии и, как обещала, делюсь рекомендациями для родителей по организации игр с песком дома.

Для домашней терапии вам понадобится:

— ящик для песка (песочница);
— песок (обычный, но просеянный, промытый и прокаленный);
— вода;
— коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница – деревянный ящик. Его размер в сантиметрах: 50х70х7. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.

В качестве материала для изготовления песочницы лучше всего подходит дерево. Ведь дерево – природный материал. Лучше всего для песочницы использовать объединение двух цветов: естественного цвета дерева и голубого. Дно и бортики (за исключением внешней стороны) красятся в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а бортики – небо. Важно цветовосприятие, голубой цвет оказывает успокаивающее влияние на человека. Кроме этого, наполненная песком, голубая песочница выступает миниатюрной моделью человеческого восприятия нашей планеты.

Экземпляры коллекции миниатюрных фигурок должны быть высотой, желательно, не более 8 см. В набор игрушек может войти все, что найдете дома (игрушки от киндеров, камушки, ракушки, животные, лего). Материал должен обеспечить любую фантазию.

Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше. С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

В семье можно проводить индивидуальные или групповые занятия (например, когда к малышу приходят гости), подключение в игру на песке мамы, папы, бабушки, дедушки может наполнить минуты игры особым счастьем, что способствует сплочению семьи и пониманию взаимоотношений. Ребёнок будет благодарен родителям за проявленный интерес. Безусловно, на момент игры обычные мероприятия в данных помещениях проводиться не должны. Всё внимание должно быть сосредоточено на ребёнке.

Место проведения терапии должно быть тщательно подготовлено к занятию, чтобы во время игры с песком ребёнка ничего не отвлекало, рядом не было мягких игрушек и большого количества мебели. Ребёнку необходимо предоставить ощущение свободного пространства. Лучше всего расположиться на полу.

Что можно делать с песком?

— рисовать на песке дыханием через трубочку для коктейля;
— рисовать на мокром песке тонким предметом;
— осуществлять работу с помощью рук (посыпание, пересыпание из руки в руку или из ёмкости в ёмкость);
— искать игрушки, спрятанные в песке;
— создавать на песке композиции, используя различные игрушки, иллюстрировать свои истории, разыгрывать уже известные сказки, менять сюжет в соответствии со своим настроением или актуальной проблемой.

Источник

Песочная терапия как здоровьесберегающая технология ДОУ

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДОУ

воспитатель МКДОУ № 11

«Центр развития ребенка –

детский сад г. Никольское»

Герасименко Татьяна Владимировна

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДОУ

«Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…»

«Детский песок»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая деятельность должна быть направлена на укрепление здоровья детей.

Важнейшей задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Активизация эмоциональных состояний происходит при встрече с чем-то новым, необычным, но не пугающим для ребенка. Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъект способным к созданию нового. В игре закладывается база для других видов деятельности. Особая роль отводится играм с песком, или «песочной терапии» (концепция такой терапии использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и др. учеными).

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен и имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки на песке. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. В практике индейцев эти изображения используются в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей. Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов – мандал – для достижения совершенства и духовной гармонии. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства. Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.

На сегодняшний день данную проблему изучают отечественные педагоги и психологи, а именно В. Абраменкова, Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева, Г. Любина, О. Желонкин, В. Костина, И. Ю. Оглоблина, Н. Стебенева. Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя развивающие занятия. Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Песок – загадочный материал, особая субстанция. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок поглощает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоций.

Все игры с песком условно можно разделить на три направления:

• Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка)

• Познавательные (с их помощью познается многогранность мира)

• Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие детей)

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.

• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

• В-пятых, песок, как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с “особыми” детьми.

Актуальные проблемы,решаемые рисованием песком:

• развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

• развитие мышления, воображения;

• подготовка руки к письму;

• коррекция нарушений внимания и поведения;

• коррекция эмоциональных и невротических нарушений;

• развитие двух полушарий ребенка;

• снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;

• коррекция страхов ребенка;

• более гармоничное развитие ребенка;

• использование в качестве способа консультирования.

Цель: развитие творческих способностей с помощью техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Реализация цели: в форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).

• Развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные пропорции его частей, использую разные оттенки света и тени;

• Учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма, симметрии;

• Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;

• Развивать художественно-эстетический вкус;

• Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт;

Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:

o театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;

o сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;

o дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.

o стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;

o приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;

o формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.

o знакомство со свойствами песка, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;

o развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);

o формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;

o развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.

o формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;

o овладение первичными навыками счёта и измерения.

o обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;

o развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;

o формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;

oсовершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.

• Художественно-эстетическое — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка,развития фантазии и творческого мышления посредством:

o рисования на песке;

o технического и художественного конструирования из кинетического песка.

При проведении упражнений с песком на световом столе М. Зейц предлагает использовать следующие технологии рисования:

1.Песком: высыпание из кулака, из щепотки. Для рисования объектов песком набираем немного песка в руку, выпускаем его тоненькой струйкой из зажатого кулака, изображаем границы образов на чистой поверхности светового стола. Высыпанием из щепотки изображаем мелкие детали.

2.На песке: работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в руки и рассыпаем его равномерным слоем по поверхности светового стола.

Методы рисования песком: кулаком, ладонью, ребром ладони, пальцем, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечением лишнего, используя специальные инструменты.

При знакомстве с песком можно поиграть в игры (Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева):

• скользить ладонями и их ребрами по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

• пройтись ладонями по уже проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

• создать отпечатками ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

• пройтись по песку пальцами правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и, наконец, мизинцами). Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки, узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр.

Условия работы с детьми:

• согласие и желание ребенка.

• специальная подготовка педагога к занятию, его творческий подход к проведению занятий.

• у детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Правила игры в песочнице для малышей:

• Беречь песчинки — не выбрасывать их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

• Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Материал и оборудование необходимые для проведения песочной терапии на световом столе:

2. Песок. Для рисования годится любой мелкий песок, но предварительно его нужно просеять, промыть горячей водой, высушить и прокалить.

3. Коллекция миниатюрных фигурок, ребристый мячик, деревянные фигурные рейки. Разнообразные фигурки представляют собой миниатюру всего, что когда-либо встречалось,встречается и будет встречаться в окружающем мире: от предметов повседневности до фантастических образов. Желательно, чтобы размер фигурок не превышал 10-12 сантиметров. Но некоторое количество достаточно больших представителей должно присутствовать.

Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском.Наиболее благоприятным для зрительной функции является зеленый цвет: снижая зрительное напряжение, он отдаляет наступление утомления. В определенных случаях Л. А. Григорян предлагает использовать желтый, оранжевый и красный цвета как хорошо раздражающие сетчатку.

Дополнительно к световому столу можно использовать прозрачную крышку для рисования маркерами или красками с целью создания ребенком объемной композиции или рисунка из песка. Две прозрачные крышки для стола используются и для развивающих слайдов, которые дают возможность ребенку погружаться в волшебные настольные и развивающие игры со светодиодной подсветкой.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. выделяют 5 шагов организации игрового процесса при проведении песочной терапии,в том числе и на световом столе:

Первый шаг — демонстрация песочницы или светового стола.

Второй шаг — демонстрация коллекции фигурок. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Третий шаг — знакомство с правилами игр на песке. Игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений рекомендуется познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.Например: «В нашей песочнице, живет властелин песка — Песочный Человечек. Он очень веселый и знает много игр. Но раскрывать свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы. Песочный Человечек редко показывается людям, но если мы настоящие волшебники, то сможем его увидеть. Несколько раз дети повторяют правила работы с песком. В дальнейшем дети повторяют ритуал входа в страну с некоторыми изменениями. Например, вызывая Песочного Человечка, они стоят вокруг песочницы, взявшись за руки, и рассказывают о том, как использовали знания, полученные в ходе занятий с песком (нарисовали картину, рассказали маме и сестренке; посадили рассаду на подоконнике, попросили воспитателя или родителей прочитать о том, что узнали в детской энциклопедии, и пр., о своих желаниях и просьбах (узнать буквы; узнать, как раньше строились города; научиться решать задачи и пр.); о проведенном дне, о своих мечтах.

Четвертый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.

Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода. Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы, с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Такая работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе). Игровой сеанс проводится в затемненной комнате. В ходе сеанса допускается использование музыкального сопровождения.

Использование песочной терапии по исследованиям Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Сапожникова О. Б., Гарнова Е.В дает положительные результаты:

• Дети чувствуют себя более успешными;

• На занятиях весело, нет скуки и монотонности;

• В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;

• Страх и напряжение исчезает.

Вот несколько игр-упражнений, которые можно использовать как для индивидуальной работы, так и работы подгруппой.Предложите ребенку рисовать пальчиками: пальчики превращаются в десять кисточек, которые умеют рисовать.

«Дорожка для машины»

Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну. Скажите ему, что это дорожка для машинки. Главное условие для проведения параллельной линии, чтобы малыш не отрывал руки, а провел свою линию одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию.

Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это лесенка. В другой раз, показав две линии, объясните, что-то лесенка, на которой не хватает ступенек, пусть малыш её отремонтирует.

«Лучики для солнышка»

Нарисуйте круг на песке. Попросите дорисовать лучики, задействовав обе руки.

Симметричное рисование руками иголок на елке.

Нарисуйте на песке круг и спросите реб енка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку так, чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое.Посоревнуйтесь с ребенком: кто из вас придумает больше картинок.

В игровой форме познакомить ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Под чутким руководством педагога ребенок учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода.

Литература:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка – Синтез, 2014. – 336 с.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПБ. 2006

5. Зейц М. Пишем и рисуем на песке Практические рекомендации». М. : ИНТ., 2010г.

6. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников, ООО Сфера, 2014

7. Лыкова И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М. : Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.

8. Монина. Г. Б., Гурин Ю. В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 256 с.

9. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М. А. Федосеева. –Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.

10. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М. : ООО “Национальный книжный центр”, 2013. – 72 с. (Психологическая служба).

11. Шарохина В. Л.Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М. : ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба).

Приложение 1. Игры на песочном световом столе

Работа на песочномсветовом столе в подгруппах: разные техники рисования

Создание объемных работ на песочном световом столе Работа грабельками

Работа маркерами на дополнительном оборудовании (слайды-лабиринты) Создание детьми лабиринтов из песка для выполнения заданий маркером

Создание 3D композиции песком и красками Настольн. игры с подсветкой на доп. оборуд.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапияАквагимнастика: здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапияЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапияЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапияПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

сенсорная комната песочная терапия. Смотреть фото сенсорная комната песочная терапия. Смотреть картинку сенсорная комната песочная терапия. Картинка про сенсорная комната песочная терапия. Фото сенсорная комната песочная терапияПесочная терапия «Педагогическая песочница» Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в «Педагогической» песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *