сенсорная комната для педагогов
Сенсорная комната как средство профилактики эмоционального выгорания учителя
Педагог-психолог школы интерната №7.
«Сенсорная комната как
средство профилактики эмоционального выгорания учителя».
В настоящее время учителя испытывают колоссальные эмоциональные перегрузки, которые, при игнорировании ими, могут привести к ухудшению соматического и психологического здоровья. Известно, что множество соматических, психосоматических и даже аутоиммунных заболеваний связано с наличием у человека стресса или негативных психо-эмоциональных состояний. Для сохранения соматическогом психологического здоровья и максимально плодотворной деятельности необходима психопрофилактика и коррекция негативных психоэмоциональных состояний.
Одним из наиболее эффективных способов психологической коррекции является коррекция в условиях темной сенсорной комнаты.
Каждый предмет оборудования темной сенсорной комнаты может использоваться и как средство релаксации при возникновении негативного психоэмоционального состояния: повышенной тревожности, стрессе, постстрессовом состоянии, так и в качестве стимулирующего средства при психологической и соматической астении, усталости, в том числе хронической.
Практика показывает, что у 80% учителей, прошедших психологическую коррекцию в условиях темной сенсорной комнаты отмечаются значительное снижение тревожности, усиление саморегуляции, повышение самооценки.
Наиболее выраженный результат выявлен при сочетании сенсорной стимуляции с каким-либо другим методом психологической коррекции. Например, проведение сеансов релаксации в условиях темной сенсорной комнаты. При проведении таких занятий некоторые из учителей отмечают улучшение даже в соматическом состоянии.
Регулярные занятия в условиях темной сенсорной комнаты оказываются наиболее эффективными при:
высокой тревожности, наличии страхов, нарушениях сна, является комплект: пузырьковые колонны, бассейн, зеркальный шар, тоннель лампа в комплектации, соответствующей запросу.
При соматической и психологической астении наиболее эффективным является пси-фонтан, пузырьковая колонна.
Большинство модулей может быть использовано в обоих случаях в зависимости от индивидуальной программы.
По результатам анализа теста САН положительная динамика выявляется (в среднем):
Самочувствие – у 25-35 % участников профилактических коррекционных мероприятий.
Семинар-практикум для педагогов «Волшебный мир сенсорной комнаты»
Марина Ивановская
Семинар-практикум для педагогов «Волшебный мир сенсорной комнаты»
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Волшебный мир сенсорной комнаты»
Цель. Знакомство педагогов с сенсорной комнатой. Демонстрация приемов работы с детьми.
Ход проведения
2. Ознакомительная беседа.
Сенсорная комната – это особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды.
Сенсорная комнатаспособна превратиться для ребенка в любое место: лес, город, подводный мир.
Задачи, решаемые в условиях сенсорной комнаты:
Создать эмоционально-положительный настрой в группе.
Снять эмоционально-мышечное напряжение.
Воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым.
Развивать наблюдательность, внимание.
Обогащать пассивный и активный словарь детей.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать игровые навыки, произвольность поведения.
Развивать тактильную чувствительность, слуховое и зрительное восприятие.
Способствовать формированию адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии.
В сенсорной комнате ребенок пребывает в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении педагога исследует окружающее. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений)оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние: как расслабляющее, так и стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
Оборудование комнаты:
Фиброоптическая тактильная панель
Способствует активизации кинестетических ощущений, усидчивости, развивает умение ориентироваться на вертикальной плоскости, воображение, познавательные процессы. Мерцающий цвет панели способствует эмоциональному расслаблению, психологическому комфорту.
Фиброоптическое волокно с источником света
Формирует представление о цвете, позволяет снять эмоциональное напряжение.
Аквалампа с рыбками
Используется для создания положительного эмоционального настроя, способствует психической разгрузке.
Зеркальное панно с фиброоптическими нитями «разноцветный дождь»
Фиброоптические волокна приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением.
Разноцветные шелковые ленты стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Ленты приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Сухой душ способствует снятию нервно-психического и эмоционального напряжения. Например, ребенку можно предложить представить, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания.
Тактильно-развивающий комплекс «Улитка Саша»
Мягкий диван позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную позу. Пенополистирольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Мягкий ковер дает каждому ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствует развитию самостоятельности, навыков общения, развитию двигательных и психических навыков.
Прибор направленного света
Используется в процессе проведения расслабляющих упражнений, а также для реализации сказочных сюжетов.
Тактильные (сенсорные) дорожки
Полезны для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия.
Световой стол с песком
Используется для развития тактильного восприятия, формирования уверенности в себе, снижения нервно-психического напряжения, обогащения восприятия и воображения. Упражнения на данном оборудовании развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Подсветка делает картины более эффектными и повышают интерес к упражнениям.
Мягкий зеркальный уголок с пузырьковой колонной
Способствует развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации. Отражение трубки в зеркале создает возможность находиться под воздействием сложного сенсорного потока светового раздражителя.
Занятия с детьми лучше всего начинать с игр и упражнений, направленных на развитие кожно-кинестетической чувствительности. Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы.
3. Педагогампредлагается на себе испытать тактильное воздействие через выполнение следующих упражнений:
Хождение по сенсорным дорожкам.
Потрогать ладонями фиброоптическую тактильную панель.
Упражнение «Сортируем камешки».
Упражнение «Собери кружочки».
Педагоги перебирают множество разнообразных фигурок и отбирают только кружочки.
Упражнение «Ловим рыбок» (в пуговичном озере).
Упражнение «Ласковые лапки».
Педагогизнакомятся с правилами игры: по руке каждого будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони.
Для игры можно использовать кусочек меха, кожи, кисточку, бусы, вату и т. д.
Упражнение «Ушки зайчиков».
Педагогам предлагается сесть на мягкое покрытие, вытянуть ноги, руками опереться сбоку или сзади.
Всем представить, что ступни — это ушки зайчика, нужно пошевелить ими, как делают зайчики. Посмотреть, у кого какого цвета ушки. Все называют цвет, исходя из цвета их носочков.
— Представим, что зайчик услышал какие-то звуки и навострил свои ушки.
(Носочки ступней направлены вверх.) Зайчик испугался, задрожал, и его ушки тоже задрожали. (Все совершают ступнями легкие движения вправо-влево.)
А затем зайчик стал убегать. (Обе ступни ног наклоняют асинхронно то вперед, то назад, например, правая ступня вперед, левая назад и т. д.)
Зайчик все быстрее бежит. (Увеличивают скорость движения.)
И спрятался. (Ступни нагибают вперед к полу и кладут друг на друга, затем меняют их местами.)
4. Для создания положительного настроя, снятия мышечных зажимов, выплеск негативных эмоций педагогам предлагается на себе ощутить воздействие пузырьковой колонны.
Упражнение «Верх-низ». Рассматривание педагогами, как колонна меняет цвет. Можно проследить взглядом как поднимаются и опускаются пузырьки (рыбки, шарики).
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Участникам предлагается пропеть звуки, которые определенным образом воздействуют на организм. Исходная позиция – стоя перед пузырьковой колонной с выпрямленной спиной, состояние спокойное, расслабленное. Перед произнесением каждого звука делается глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносится звук, насколько хватит дыхания.
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
5. Педагогам предлагается почувствовать воздействие фиброоптических волокон.Предложить всем выполнить следующие упражнения:
Упражнение «Заплетаем косы»
Меняющие цвет по всей длине волокна, можно перебирать руками по одному и ощущать тепло и мягкость. На каждое волокно можно придумать ласковое имя для себя. Можно продолжить фразу «Я самая…», говоря о своих хороших качествах, Можно, перебирая волокна, заплетать из них косы.
Упражнение «Огонь – лед»
Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. Во время действия команды «огонь» фиброоптические волокна излучают красный цвет, при произнесении команды «Лед» цвет меняется на синий.
6. Педагогам предлагается фрагмент занятия для детей среднего дошкольного возраста «Улитка»:
Медленно ползет в траве
Тащит ношу на спине:
И зовут ее … (улитка)
Рассматривание улитки. Какие рожки у улитки?Пальчиковая гимнастика: «Улитка, улитка, высуни рога», «Улитка уснула»
Сон улитки демонстрируется с помощью светового стола с песком.
Упражнение «Улитка – скалолаз» с использованием игрового оборудования «сухой душ»
Скалолаз – улитка ловкий,
Ползет вверх и без страховки,
Вниз ползет она быстрее,
По яркой и цветной аллее.
7. Педагогам предложить опробовать игровое оборудование «Сухой душ», «Улитка Саша».
8. Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее, кто на ковре. Кто на диване. Включается прибор направленного света. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. В какое время суток могут гореть звезды? (Вечером, ночью.) Давайте сейчас представим чудесную ночь. На темном небе зажигаются звезды. Они медленно плывут по темному небу. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным. Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Дышим легко… ровно… глубоко.
Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем
Ладошки потереть и встать.
Настроение, я надеюсь, у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
Мастер-класс «Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и педагогами»
Олеся Шакирьянова
Мастер-класс «Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и педагогами»
Задачи мастер-класса:
1. Теоретические основы по работе в сенсорной комнате.
2. Познакомить участников с интерактивной средой сенсорной комнаты;
3. Демонстрация занятия в сенсорной комнате.
Сенсорная комната.
Сенсорная комната— в литературе встречаются и другие названия: комната психологической разгрузки, комната релаксации, комната «Снузлин», мультисенсорная комната. Представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальном проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у здоровых и больных людей.
аудиальный и визуальный.
Сенсорная комната предназначена для: обучения на основе сенсорной стимуляции; психокоррекции; социальной адаптации. «Комната – доктор»способствуе: улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и агрессивности; снятию нервного возбуждения и тревожности; нормализации сна; ускорению восстановительных процессов после болезни.
Теоретические основы по работе с сенсорным оборудованием.
В образовательном учреждении сенсорная комната используетсяв следующих направлениях:
• Психопрофилактические занятия с детьми от 3-х лет и старше;
• Психолого-педагогические групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми;
• Индивидуальные занятия с детьми по уменьшению тревожного состояния;
• Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Основными целями и задачами занятий в сенсорной комнате являются:
1.Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
• Снятие психоэмоционального напряжения;
• Саморегуляция и самоконтроль;
• Умение управлять своим телом, дыханием;
• Умение передавать свои ощущения в речи;
• Умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
• Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
• Уверенность в себе.
2.Развитие коммуникативной сферы детей:
• Эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
• Формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
• Преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психическихпроцессов и моторики детей:
• Произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость
• Мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности;
• Развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Работа в сенсорной комнатеорганизуется в следующих формах:
• Использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
• Непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности;
• Релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.
Все занятия в сенсорной комнатеимеют следующую структуру:
• Ритуал начала занятия;
• Игры и упражнения на развитие психических процессов;
• Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматера-пия, мышечная релаксация);
• Рефлексия, подведение итогов;
• Ритуал окончания занятия.
Результатом посещения сенсорной комнаты являются:
• Умение взаимодействовать в группе;
• Сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих;
• Снижение агрессивности, тревожности;
• Приобретение навыков произвольной саморегуляции;
• Достижение состояния расслабления.
Основными показаниями для проведения работы в сенсорной комнате являются:
• Психически здоровые дети и взрослые, которым необходима психологическая поддержка;
• Дети, имеющие трудности в общении;
• Дети младшего возраста, испытывающие проблемы адаптации к детскому саду.
Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате:
• Ограниченно использовать интерактивное оборудование сенсорной комнаты с детьми или взрослыми с астеническими проявлениями (патологическая усталость после нормальной активности, резкое снижение работоспособности. Сопровождается вялостью, сонливостью, раздражительностью);
• Синдром гиперактивности (ограничение по времени);
• Умеренная и тяжелая умственная отсталость;
• Психоневрологические заболевания, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.
Оборудование для сенсорной комнатыусловно можно разделить на два функциональных блока:
Перечень оборудования сенсорной комнаты:
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. Безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.
Безопасный оптико-волоконный пучок водопад огромного числа тонких волокон, на концах которых то загораются, то гаснут «звездочки». Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.
Напольный фибероптический модуль «Волшебный фонтан» – Фиброоптические волокна как бы струятся с трубы, постоянно меняя свой цвет по всей длине и создавая эффект каскадирующего фонтана, который привлекает внимание, позволяет развивать координацию «глаз-рука», зрительный праксис и гнозис. Используется на занятиях по релаксации.
Светильник «Пламя»- Имитирует пламя костра. Используется для концентрации внимания при проведении тематических тренингов. Применяется как стимулятор визуальных ощущений.
Аромалампа «Эфа» и набор масел – Аппарат для проведения сеансов ароматерапии за счет ультразвукового распыления эфирных масел.
Линейный у/ф светильник Специальные у/ф материалы (стержни и пластилайт) светятся яркими, насыщенными цветами. Белые предметы, при его включении, светятся синеватым свечением
Все составляющие сенсорной комнаты, к ним относится световое и звуковое оборудование, мягкие модули и массажные материалы, приборы и специальные масла для ароматерапии, многофункциональные развивающие панели и дидактические игры, обеспечивают эффективное влияние на развитие и коррекцию психологического состояния детей и взрослых.
Сенсорная комната ускоряет процесс выздоровления, обучения и развития на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.
Сенсорная комната в детском саду может стать настоящим «помощником» для психолога, которому приходится периодически проводить беседы с детьми, оценивать их психоэмоциональное состояние.
Демонстрация тематического занятия в сенсорной комнате
Цель: Сформировать практические навыки снятия психологического напряжения в работе психолога ДОУ с педагогами в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты.
• Нормализация эмоционального состояния педагогов.
• Создание оптимальных условий для психофизиологической релаксации.
Необходимое время: 30-40 минут.
Материалы: Аудиозапись «Шум моря», листы бумаги и ручки.
Участникам мастер-класса предлагается пройти в сенсорную комнату и ознакомится с ее оборудованием. Поочередно рассказать о приборах и ответить на возникающие вопросы.
Ритуал начала занятия
Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).
Игра для установления контакта
Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку.При этом вы говорите простые слова: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего.Но в этой игре есть одно простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.
Друзья, теперь я предлагаю вам, удобнее расположится в мягких креслах и посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну. Закройте глаза и попытайтесь удержать увиденное в памяти. Теперь опишите свои ощущения от увиденного. После того, как каждый из присутствующих опишет свои ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что это живой фонтан и так же описать свои ощущения, эмоции которые появляются.
Процедура: звучит музыка, руководитель произносит текст спокойным тоном, напоминая участникам о том,что напряжение их покидает:
«Сядьте в удобное кресло. Руки свободно опущены. Кисти рук положены на бедра. Стопы стоят на полу. (Или можно лечь на спину на пол.) Закройте глаза.
Сделайте два-три глубоких вдоха, обращая внимание на то, как воздух наполняет легкие до самой диафрагмы.
Вытяните правую руку и сожмите кисть в кулак. Прочувствуйте напряжение в кулаке. Через 5-10 секунд концентрации на этом напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и прочувствуйте, как напряжение проходит, уступая место чувству расслабленности и комфорта.
Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Через 15-20 секунд снова сожмите правую руку в кулак, испытывайте чувство напряжения в руке в течение 5-10 секунд и опять разожмите кулак. Прочувствуйте тепло и расслабленность в руке.
Через 15-20 секунд повторите всю процедуру левой рукой. Старайтесь сосредоточиться только на тех группах мышц, которые вы напрягаете и расслабляете, и не напрягайте при этом остальные мышцы».
Используйте имеющееся у вас время на выполнение таких же циклов напряжения/расслабления со следующими группами мышц (указаны действия, необходимые для напряжения мышц):
руки – сгибайте их, чтобы напрягать бицепсы;
руки – разгибайте их, чтобы напрягать трицепсы;
плечи – поочередно горбите и распрямляйте их;
шея – наклоняйте голову вперед, пока подбородок не упрется в грудь;
рот – открывайте его как можно шире;
язык – надавливайте им на нёбо;
глаза – крепко их зажмуривайте;
лоб – поднимайте брови как можно выше;
спина – прогибайте ее, выпячивая грудь (будьте осторожны, если спина у вас не в порядке);
ягодицы – сокращайте ягодичные мышцы;
живот – втягивайте его к позвоночнику;
икры – прижимайте пальцы ног к верху обуви.
Добиваясь расслабления определенной группы мышц, каждый раз убеждайтесь в том, что оно полное. Заканчивая упражнение, сделайте два-три глубоких вздоха и прочувствуйте, как расслабленность расходится по всему телу – от рук до плеч и далее – к груди, туловищу, ногам.
Аутогенная тренировка «Маяк»
«Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком. Он стоит так прочно, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. У вас много энергии, вы в состоянии поддерживать постоянства вашего светлого луча. Этот луч скользит по океану, предупреждая мореплавателей о мелях.
Вы – символ безопасности для людей в море и на берегу. Ощутите внутренний источник света в себя – света, который никогда не может угаснуть».
Когда будете готовы открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1, на каждом счете чувствуя себя все более бодрым и свежим.
— Как вы себя чувствуете?
— Какое у вас настроение?
— Что понравилось, что не понравилось?
Упражнение «В лучах солнца»
Участники рисуют солнце, в середине солнца пишут своё имя, рисунок передаётся по кругу, и каждый участник пишет пожелание на лучике.
Сегодня я познакомила вас с сенсорной комнатой, с ее оборудованием, направлениями, целями, задачами работы. Формами и структурой занятий психолога в сенсорной комнате. Вы узнали, какие существуют показания и противопоказания по применению сенсорной комнаты в дошкольном учреждении.
Вы приняли участие в занятии по снятию психологического напряжения, таком, которое я использую в своей работе с педагогами детского сада «Березка» в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты.
Я считаю, сенсорная комната необходима в каждом учреждении нашего города, так как ее применение имеет высокую эффективность для психопрофилактической и развивающей работы с детьми и педагогами детских садов.
Материал подготовила: педагог-психолог