сенсорная комната для аутистов

Психолого – педагогической коррекции для работы с детьми с РАС в условиях сен-сорной комнаты «Волшебный мир чувств»

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

« Рыбинский психоневрологический интернат»

Психолого – педагогической коррекции для работы с детьми с РАС в условиях сенсорной комнаты « В о л ш е б н ы й м и р ч ув с т в »

Составитель : Педагог – психолог

категории Варзанова И. В.

2018 – 2019 учебный год

з ат рудн е ни я выражении чувств взаимности). Иногда это выражается в полном отсутствии разговорной речи или в позднем развитии разговорной речи.

Поведение детей с РАС характеризуется также жёсткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений до сложных ритуалов) и нередко носит деструктивный характер (агрессия, аутоагрессия, крики, негативизм и пр.), повышенный интерес к сенсорной стимуляции.

Сенсорное развитие ребенка с РАС значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно из-за несовершенства процесса восприятия. Ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие свойства, иногда лишь одно, по которому отличает предмет от других предметов. Также нарушается избирательность восприятия: дети с умственной отсталостью долго не могут выделить главное, понять взаимосвязи между частями, соотношение между частью и целым, испытывают затруднения при ориентировке в ситуации, часто оказываясь дезориентированными. Только в процессе практической деятельности у них постепенно развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Характерным недостатком детей данной категории является нарушение обобщенности восприятия, что проявляется в бедности представлений, их недостаточной точности, наличии частных и случайно запомнившихся представлений, замедленным темпом, а также снижением константности восприятия и отсутствием прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета.

Ориентировка в пространстве складывается постепенно, от чувства собственного тела до выработки стратегии поведения в физическом и социальном мире. Дети с РАС неточно и неполно осознают пространственные отношения предметов.

К современным технологиям реабилитации детей относится работа в специально организованном (интерактивном) пространстве сенсорных комнат с применением свето-цвето-звукового оборудования и мягкого наполнения окружающей среды.

Снятие эмоционального напряжения, расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка.

про ф и л а к т и к а п с и хо ф и з и ч ес к и х и э м о ци о н а л ь н ы х наг ру з ок ;

п р е о д ол е ни е не г а т и в и з м а п р и об щ е ни и и у с т а н овл е н и и ко н та к т а с а утич н ы м р е б е н к ом ;

с о з д а ни е п ол о ж и т е л ь н ог о э м оц и о н а л ьн о г о с о с т ояни я ;

стимулирование сенсорно-перцептивных процессов;

развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений, повышение интереса к исследовательской деятельности;

снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.

Основные принципы формирования программы:

Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика, проведенная перед началом занятий по программе, позволяет индивидуально подобрать актуальный уровень сложности заданий для каждого ребенка, чем достигается наибольшая коррекционная эффективность занятий.

Деятельностный принцип коррекции. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка происходит в ходе направляемого психологом взаимодействия ребенка с оборудованием темной сенсорной комнаты. В ходе каждого занятия совершенствуются практические умения и навыки ребенка.

Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. В зависимости от возраста детей, их индивидуально-психологических особенностей и уровня развития сенсорно-перцептивной сферы в структуре и содержании занятия производятся изменения. В том числе регулируется уровень сложности и продолжительности занятий, длительность использования интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.

Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач.

На третьем этапе психологической коррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка и развитие основных психологических процессов.

Основные методики, технологии и приемы, используемые в условиях сенсорной комнаты :

цвето, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

элементы телесно-ориентированной терапии;

Организация и содержание коррекционной работы:

Программа рассчитана на 1 год занятий – 34 часа

Формы работы : индивидуальные, либо подгрупповые занятия (количество участников 2-4 человека, с одинаковым уровнем интеллектуального и физического развития).

Ожидаемые результаты реализации программы:

• расширение ряда сенсорных эталонов;

• развитие умения дифференцировать собственные сенсорные ощущения;

• развитие умения сравнивать и называть характерные признаки предмета;

• снижение уровня тревожности и агрессии;

• развитие умения понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих.

Формирование эмоционального контакта с психологом « Строим домик»

Знакомство с интерактивной средой сенсорной комнаты.

«Здравствуй, Волшебная комната»

Снятие психоэмоционального напряжения. «Волшебный дождь»

Профилактика страха «. Где живет страх?»

Развитие крупной моторики. Целенаправленность

выполнения действий и движений по инструкции психолога. «Волшебные превращения»

Развитие координации движений «Дельфинчики», « Левый, правый».

Развитие понимания и выполнения простых инструкций

Психолога» Повтори за мной»

Определение качества поверхности предметов на ощупь.

Тренировка чувствительности. «Что бывает…(пушистое?)»

Развитие тактильного восприятия. « Волшебный мешочек»

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. « Светящийся аквариум»

Формирование целостного восприятия предмета «Дорисуй до образа» ( игры с песком).

Развитие умения переключать внимание «Кубики, квадратики», «Найди отличия»

Стимулирование к совместной игре с психологом «Бывает – не бывает».

Игры, способствующие успокоению и организации. «Мягкий мир» « Играю с радугой»

Развитие коммуникативных способностей. «Разложи и познакомь цвета»

Развитие игровых действий по подражанию «Давайте радоваться!»

Развитие навыков совместной игры. «Строим, собираем»

Общеразвивающие подвижные игры Подвижная игра «Стань по заданию».

Формировать умение различать собственные эмоциональные

состояния. «Азбука эмоций»

Обучение ребенка выражению своего настроения через

Развитие тактильного восприятия «Угадай что спрятано в песке?»

Снятие негативных эмоциональных состояний « Настроение в цвете». «Настроение в цвете» «Настроение в цвете»

Развитие чувства доброты, заботы « Помоги зайчику»

Развитие умения выразить просьбу. « Юла, заведи еще!»

Снятие эмоционального напряжения «Цветы и дождик».

Сказкотерапия « Ежик и его друзья»

Сказкотерапия фруктовый сад»

Снятие эмоционального напряжения « Разноцветный дождь»

Релаксация « Тянемся к солнышку»

Создаем настроение « Дай нам, солнышко, тепла»

Источник

Сенсорная комната в работе с детьми с РАС

сенсорная комната для аутистов. Смотреть фото сенсорная комната для аутистов. Смотреть картинку сенсорная комната для аутистов. Картинка про сенсорная комната для аутистов. Фото сенсорная комната для аутистовКомната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития детей с РАС, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Опыт работы позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.

Актуальность проведения занятий в сенсорной комнате заключается в том, что психоэмоциональное состояние является одним из важных компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильность препятствует гармоничному развитию ребенка в целом.
Теоретической основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются деятельность, сознание, личность.

Общие принципы работы в сенсорной комнате

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате с ребёнком с РАС

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

2. Развитие коммуникативной сферы детей:

3. Развитие психических процессов и моторики детей:

Основные методы работы

Методики работы

Структура занятия

Данные занятия дадут возможность ребенку с РАС адаптироваться к новым условиям жизни, создадут у него чувство положительного эмоционального фона, ребёнок сможет овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать.

Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; релаксация, которая позволяет ребёнку расслабиться и снять мышечное напряжение; ритуал окончания занятия. Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Источник

Особенности сенсорной комнаты для детей с аутизмом

сенсорная комната для аутистов. Смотреть фото сенсорная комната для аутистов. Смотреть картинку сенсорная комната для аутистов. Картинка про сенсорная комната для аутистов. Фото сенсорная комната для аутистов

Особенности сенсорной комнаты для детей с аутизмом в домашних условиях

Дети с аутизмом могут иметь проблемы с эффективной обработкой сенсорной информации и обычно принимают эту информацию совершенно по-разному. Например, ребёнок может болезненно воспринимать любое прикосновение или даже бояться его. Иногда дети очень чувствительны даже к таким звукам, как шум льющейся воды. Потребности в сенсорной информации, поступающей из окружающей среды, и способы её обработки совершенно различны для каждого ребёнка. При аутизме у детей всегда следует действовать осторожно, индивидуально подходя к каждому, потому что каждый ребёнок уникален и у него свои собственные переживания. Однако существуют некие универсальные стратегии и мероприятия, направленные на успокоение и релаксацию. Например, мягкое давление (объятия или сжатие) может очень хорошо успокаивать. По этой же причине пеленание ребёнка может помочь ему успокоиться и заснуть. Стоит выделить особенности сенсорной комнаты для детей с аутизмом в домашних условиях.

Существует довольно много методов терапии, направленных на помощь детям в сфере обработки сенсорной информации, чтобы они могли относительно независимо вести свою повседневную жизнь. Применение почти всех методик коррекции данного состояния возможно даже в домашних условиях с использованием предметов быта. Получится своеобразная сенсорная комната аутистов, которая будет способствовать развитию сенсорного восприятия ребёнка с РАС.

Оборудование сенсорной комнаты

В сенсорных комнатах, оборудованных в детских клиниках, обычно имеется большое количество разнообразного оборудования: качели, сухие бассейны с шариками, туннели, батуты, коврики, скалодромы, лестницы, пандусы и пр. В сенсорной комнате Снузелен имеется высокотехнологичное освещение и оптоволокно, проекторы, водяные кровати, пузырьковые колонны и стеновые панели. Цель этих комнат – обеспечить непринужденную атмосферу, где человек испытывает только приятные ощущения (это уникальные тактильные ощущения, расслабляющие ароматы, интересные световые эффекты). В условиях клиники занятия в таких комнатах принесут неоценимую пользу при аутизме у детей. Чтобы продолжать занятия в домашних условиях, дома можно соорудить некое подобие сенсорной комнаты аутистов. Вот несколько полезных рекомендаций.

Ребёнок может обеспечить стимуляцию вестибулярного аппарата, прыгая на гимнастическом мяче, мини-батуте или сидя в кресле-качалке.

Источник

Вопрос-ответ. Как создать «сенсорный уголок» для детей с аутизмом?

Эрготерапевт о том, как создать «бюджетное» пространство для сенсорной разгрузки или отдыха ребенка с аутизмом в школе или дома

сенсорная комната для аутистов. Смотреть фото сенсорная комната для аутистов. Смотреть картинку сенсорная комната для аутистов. Картинка про сенсорная комната для аутистов. Фото сенсорная комната для аутистов

У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) могут быть проблемы с обработкой сенсорной информации, и они могут иначе воспринимать различные ощущения. Например, прикосновения могут восприниматься ребенком как болезненные, или они могут его пугать. Некоторые дети крайне чувствительны к громким звукам, например, их пугает звук смыва в унитазе. Сенсорные потребности и особенности обработки сенсорной информации уникальны для каждого ребенка. Для того, чтобы помочь ребенку в связи с его сенсорными проблемами, необходим индивидуальный подход, так как опыт каждого ребенка отличен. Тем не менее, есть некоторые общие стратегии и сенсорные занятия, которые, как правило, помогают ребенку успокоиться. Например, глубокое давление (сильное давление, которое мы ощущаем от крепких объятий или завернувшись в одеяло) помогает успокоиться и сосредоточиться. По той же причине пеленание младенца помогает ему уснуть или перестать плакать.

Есть много терапевтических предметов и инструментов, которые могут помочь детям с аутизмом и сенсорными проблемами функционировать более независимо в повседневной жизни. Например, были разработаны специальные утяжеленные жилеты для глубокого давления. Однако вполне возможно создать в школе или дома «сенсорный уголок», который будет помогать ребенку регулировать свое состояние, и при этом использовать лишь предметы из обычных, неспециализированных магазинов.

В терапевтических клиниках для детей с аутизмом могут быть созданы специальные «сенсорные спортзалы» для детей с аутизмом, в которых размещаются различные качели, батуты, бассейны с шариками, тоннели, маты, шведские стенки… лист можно продолжать до бесконечности. Существуют также «сенсорные комнаты» с высокотехнологичным освещением, оптическими волокнами, проекторами, устройствами для мыльных пузырей и настенными панелями. Такие комнаты предназначены для создания расслабляющей атмосферы, когда человеку предоставляются различные приятные ощущения.

Такие помещения со специальным оборудованием прекрасно подходят для терапии, но они чрезвычайно дороги, и уж точно они не подходят для создания сенсорного пространства для ребенка дома. Не нужно отказываться от идеи создания «сенсорного уголка» только потому, что у вас нет возможности оборудовать сенсорную комнату.

Лучше сосредоточиться на том пространстве, которое у вас есть. Если у вас нет возможности выделить отдельную комнату – ничего страшного. Даже самое маленькое пространство может быть очень эффективно для того, чтобы помочь ребенку в саморегуляции, снятии стресса и обеспечения нужной сенсорной стимуляции. Ниже приводятся несколько советов по созданию вашего собственного сенсорного пространства:

1. Движение и вестибулярная стимуляция

Вместо того, чтобы устанавливать дорогостоящие качели, можно поискать другие предметы, которые могут обеспечить вестибулярную стимуляцию (раскачивание) для ребенка. Это могут быть: недорогое кресло-качалка; гимнастический мяч, на котором ребенок сможет подпрыгивать; мини-батут для помещения.

2. Освещение

Вам не нужно дорогое оборудование для освещения сенсорных комнат. Чтобы добавить в сенсорный уголок какой-нибудь приятный для ребенка и расслабляющий свет, можно использовать: новогодние гирлянды, ночник или ночник с проектором, свечи на батарейках, светильник с оптоволокном, светящиеся палочки или лампу-лаву. Освещение играет огромное значение. Оно влияет на нас незаметным образом, но оно меняет то, как мы себя чувствуем. Например, яркое флуоресцентное освещение с потолка вызывает ощущение дискомфорта. Мягкое и приглушенное освещение расслабляет. Так что не забудьте использовать освещение для создание расслабляющей атмосферы и комфорта.

3. Разнообразные игрушки для тактильной и другой стимуляции

Я рекомендую рассортировать их по различным контейнерам. Когда слишком много игрушек валяется вокруг, это может вызывать слишком сильную визуальную стимуляцию, и тогда ребенок не будет ими интересоваться. Вместо этого убирайте контейнеры с неиспользуемыми игрушками так, чтобы ребенок их не видел, и предлагайте ребенку несколько тактильных игрушек, когда он проводит время в сенсорной зоне. Устройте ротацию контейнеров, чтобы игрушки каждый раз были разные. Таким образом ребенок не начнет скучать (или испытывать чрезмерную стимуляцию от горы игрушек).

4. На чем можно «поваляться»

Для сенсорного уголка понадобится мат, диванные подушки, напольные-кресла подушки или другие предметы, на которых можно «упасть» и «валяться». Мат можно сделать самостоятельно – взять большой пододеяльник на «молнии» и набить его подушками, мягкими игрушками и тому подобным, а потом застегнуть его.

Возможность «упасть», а также прыгать, лазить, ползать или поднимать такие предметы – это источник проприоцептивной стимуляции. Проприоцепция – это ощущения от суставов и мышц, без которых мы у нас не может быть образа собственного тела. Когда мы обеспечиваем мозг подобной сенсорной стимуляцией, это улучшает осознание собственного тела, позволяет нам быть спокойнее и организованнее.

5. Терапевтические запахи

Вам не нужны новомодные устройства для ароматерапии. Достаточно взять различные ароматические масла, капать ими на шарики ваты и давать ребенку понюхать. Другой вариант «ароматерапии» – тактильные игры с тестом, в которое добавлены разные ароматизаторы. Например, лавандовый запах очень часто помогает расслабиться.

6. Глубокое давление

Бюджетный вариант для глубокого давления – надувной детский бассейн, который можно заполнить одеялами, подушками и различными мягкими игрушками. Ребенок может под все это «закапываться»! Другой вариант – закатать ребенка в одеяло (как блинчик) или положить на него несколько одеял.

7. Тактильная стена

Вы можете создать свою собственную стену или доску с различными текстурами для тактильной стимуляции. Для этого можно использовать самые обычные, повседневные предметы. Однажды я видела тактильную стену, на которую приклеилиц старые CD-диски (гладкой, зеркальной стороной кверху), что добавляло интересную визуальную стимуляцию. На тактильные стены можно приклеить лоскутки фетра, искусственного меха и различных тканей, небольшие игрушки, нитки бус, мишуру, разные типы бумаги и картона, фасоль и различные крупы, ватные шарики, перышки, небольшие предметы посуды и так далее. Главное, чтобы у ребенка была возможность ощупывать самые разные предметы.

8. Вибрация

Массаж с вибрацией может очень эффективно помочь ребенку собраться и сосредоточиться. Вибрация предоставляет дополнительную сенсорную информацию, которая «будит» мышцы. Такая стимуляция может быть очень терапевтической и успокаивающей для тех детей, которые находятся в постоянном «поиске» новых сенсорных ощущений. Для этого подойдет самый простой массажер с вибрацией, которым можно помассировать спину, руки и ноги ребенка. Если ребенку не нравятся ощущения от вибрации, ни в коем случае ее не навязывайте. Можно выключить массажер и просто мягко помассировать ребенка.

9. Музыка

Для сенсорного уголка подойдет магнитофон или колонки для плеера. Или просто включайте песенки на своем телефоне, чтобы создать фоновое сопровождение сенсорного пространства. Музыка может менять то, что мы чувствуем. Песни с размеренным ритмом успокаивают и могут уменьшить тревожность. Наш организм реагирует на музыку и «синхронизируется» с ней. Кельтская или индийская народная музыка часто помогает расслабиться. Также могут подойти звуки природы или легкая джазовая музыка.

Удачи с тем, чтобы включить разные сенсорные занятия в ваш повседневный распорядок! Если вы будете знакомить ребенка с разными сенсорными предметами, вы сможете больше узнать про его сенсорные особенности и предпочтения. Как правило, поиск того, что поможет ребенку регулировать свое состояние – это вопрос проб и ошибок и путь, который вы пройдете вместе.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Сенсорная игра как метод коррекции сенсорной стереотипии у детей с расстройствами аутистического спектра

сенсорная комната для аутистов. Смотреть фото сенсорная комната для аутистов. Смотреть картинку сенсорная комната для аутистов. Картинка про сенсорная комната для аутистов. Фото сенсорная комната для аутистов Ермакова Татьяна
Сенсорная игра как метод коррекции сенсорной стереотипии у детей с расстройствами аутистического спектра

На протяжении нескольких лет работаю в системе дошкольного образования, реализуя задачи комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (с лёгкой умственной отсталостью). В последнее время у таких воспитанников клиническая картина стойкого нарушения познавательной деятельности сопровождается расстройствами аутистического спектра.

Еще одной характерной особенностью для детей с аутизмом является сенсорная стереотипия. Это стереотипные зрительные ощущения- верчение перед глазами пальцев, колес игрушек, включение и выключение света, пересыпание мозаики; стереотипные звуковые ощущения – сминание и разминание бумаги, шуршание целлофановыми пакетами, раскачивание скрипящих створок двери; стереотипные обонятельные ощущения – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов; тактильные – расслоение тканей, пересыпание круп, манипуляции с водой; вкусовые – упорное сосание тканей, облизывание предметов; проприоцептивные – произвольное напряжение конечностей, тела, зажимание ушей, удары головой о стену, спинку кровати.

Для ребенка с расстройством аутистического спектра сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость. При этом интерес к предмету у ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Для него многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. При этом часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Так, он подбрасывает высоко вверх книги, следит за их полетом и слушает шелест страниц, крутит колеса машин и с восхищением наблюдает за этим действием, или рвет на куски пластилин, но отказывается слепить из него что-либо. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.

В связи с этими факторами, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для преодоления вышеуказанных трудностей и успешного развития детей данной категории. Одним из таких методов является метод сенсорных игр.

Проведение сенсорныхигр решает следующие задачи:

— возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;

— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;развития познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

В своей работе на начальном этапе диагностики выявляем характерные для ребенка сенсорные предпочтения, затем постепенно подключаемся к сенсорной стереотипии, чтобы наладить с ребенком контакт, и в дальнейшем преобразовываем эту стереотипию в сенсорную игру. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и сенсорные предпочтения у каждого разные. Поэтому важно соблюдать подходящую им сенсорную диету – набор ощущений, который, с одной стороны, восполнял бы нехватку, а с другой – понемногу помогал бы привыкнуть к слишком интенсивным сенсорным переживаниям.

Сенсорныеигры условно делятся на несколько направлений:

— Переливание воды (наполнение бутылок водой из-под крана, переливание воды из одной емкости в другую).

Игры с мыльными пузырями:

Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.

Игры со свечами (будьте аккуратны, соблюдайте технику безопасности):

Игры со светом и тенями:

Ребенок может испугаться, так что пробуйте осторожно и в первый раз проводите такую игру не в детской комнате. В случае испуга страх ребенка окажется прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.

А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы «чай быстрее остыл».

Игры с крупами (Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне).

По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит. В завершение такой игры организуйте уборку.

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной):

Игры с движениями и тактильными ощущениями:

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу.Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваш нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность, или же снял кофточку и словами «Больно, болит!» выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону.

Если это произошло,то в занятиях становится возможны проведение таких игр:

«Ходьба оп сенсорным дорожкам» с разными наполнителями.

«Попади в цель» (метание мячиков в цель).

Вариантов игр бесконечное множество, мы остановились лишь на тех, которые используются на начальных этапах коррекционной работы. Эти игры не перенасыщены сенсорными ощущениями, и с их помощью сенсорная стереотипия преобразовывается в игру.

Приведу некоторые примеры преобразования сенсорной стереотипии в сенсорную игру, которые мы используем в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Кирилл О. повсюду ищет движение, поэтому все время бегает по группе. Для ребенка характерна двигательная стереотипия. Постепенно преобразовываем ее в сенсорную игру – «Догони меня, потом я тебя», «Прыгай как я», подвижные игры с мячом, ходьба по круги, затем в заданном направлении.

Саша Н. не любит, когда ей моют голову. Даем родителям рекомендации, как выйти из этой ситуации. Используем игры с водой «Фонтан», «Закрой – открой», с мыльными пузырями «Пенный замок». Обыгрываем мытье головы с куклой.

Ксения Т. Старается избегать попадания яркого света в глаза. В этом случае постепенно вводим игры с цветными красками, игры со свечой, «театр теней», «солнечный зайчик».

Максим Е. при возникновении громких бытовых шумов закрывает уши, в то же время никак не реагирует, когда его зовут по имени родители. В этом случае используем игры на развитие слухового восприятия, игры с шумовыми коробочками, «Постучим-погремим», с музыкальными инструментами.

Как видите, к каждому ребенку мы находим индивидуальный подход, стараясь установить эмоциональный контакт. В дальнейшем количество предлагаемых сенсорных игр увеличивается, расширяются предпочтения детей, используется большее количество дидактического материала.

На более поздних этапах коррекционной работы для развития зрительного внимания рекомендуется использовать цветотерапию и светотерапию, что способствует улучшению цветового восприятия. Также развитию зрительного восприятия способствует складывание различных узоров по образцу, игры «Мемори», соединение половинок картинок и т. д.

На развитие слухового восприятия используем игры, в которых детям предлагается понять, откуда звук, выделить одинаковые звуки, повторить звук, издаваемый музыкальными инструментами и т. д. Для звуковых сенсорных игр можно использовать поющие стаканы наполненные водой, бутылки с разным наполнением, это может быть песок, вода, камни, крупы и многое другое. В качестве музыкальных инструментов можно использовать совершенно неожиданные предметы, будь то кастрюли, ведра, ложки, тазы и разнообразные контейнеры.

Для развития восприятия запаха используются ароматические мешочки, в которых могут быть различные специи, а также используются аромабаночки с эфирными маслами и баночки с секретом, в которых могут быть как приятные, так и неприятные запахи.

А чтобы развивать вкусовое восприятие, детям предлагается на вкус с закрытыми глазами определить, что он только что попробовал.

Развитию восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета способствуют игры, в которых ребенку показываются части тела на кукле и предлагается показать их на своем теле, игры, где ребенку нужно найти геометрические фигуры, определять какая фигура лишняя, можно собирать различные пирамидки и матрешки. Самым интересным способом является различные творческие работы с использованием пальчиковой краски, пластилина, теста, нанопластилина, зубной пасты, пены для бритья и т. д.

Используются игры и упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры-шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка су-джок (массаж пальца); комканье платка, бумаги (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ежиков (с шипами).

Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

1. Шпицберг И. Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013. № 2. С. 33—45. 239

2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии.Сборник игр и игровых упражнений: Книголюб, 2007.

3. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000.

4. Кислинг У. Сенсорнаяинтеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг. Под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. М. : Теревинф, 2010.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

сенсорная комната для аутистов. Смотреть фото сенсорная комната для аутистов. Смотреть картинку сенсорная комната для аутистов. Картинка про сенсорная комната для аутистов. Фото сенсорная комната для аутистовПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

сенсорная комната для аутистов. Смотреть фото сенсорная комната для аутистов. Смотреть картинку сенсорная комната для аутистов. Картинка про сенсорная комната для аутистов. Фото сенсорная комната для аутистовСенсорная дидактическая игра «Наш весёлый огород» Предлагаю вашему вниманию сенсорную дидактическую игру для детей младшего дошкольного возраста»Наш весёлый огород»Для развития познавательных.

сенсорная комната для аутистов. Смотреть фото сенсорная комната для аутистов. Смотреть картинку сенсорная комната для аутистов. Картинка про сенсорная комната для аутистов. Фото сенсорная комната для аутистовСенсорная дидактическая игра «Зимний лес» Представляю вниманию сенсорную дидактическую игру «Зимний лес». «Зимний лес»Что такое зимний лес? Это череда чудес! Снег повсюду здесь.

сенсорная комната для аутистов. Смотреть фото сенсорная комната для аутистов. Смотреть картинку сенсорная комната для аутистов. Картинка про сенсорная комната для аутистов. Фото сенсорная комната для аутистовСенсорная игра «Найди на ощупь» для детей 2–3 лет Сенсорная игра «Найди на ощупь». Для детей 2-3 лет сенсорная игра поможет: • обогатить словарный запас и ввести некоторые новые слова или.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *