сдавать квартиру по доверенности
Сдача в аренду квартиры по доверенности
У мужа есть генеральная доверенность от его отца (проживает в другом регионе), в соответствии с которой разрешены любые сделки с любой недвижимостью, находящейся в собственности отца, а также представление отца в налоговых органах. Хотим на мужа оформить самозанятость в целях сдачи в аренду квартиры, принадлежащей отцу, по доверенности. Без участия отца мужа планируем получать доходы от сдачи недвижимости и платить соответствующие налоги (платить от лица мужа в качестве самозанятого). Все ли здесь корректно, или самозанятость необходимо оформить на отца мужа, а посредником в сделках будет выступать сам муж?
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Следовательно, содержание квартиры, в том числе уплата налогов, является обязанностью собственника.
Арендодатель (собственник) в соответствии с Налоговым кодеком РФ должен уплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ), полученный за аренду квартиры.
К доходам, облагаемым НДФЛ, относится и доход от сдачи имущества в аренду (пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
При этом представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично (п. 3 ст. 182 ГК РФ).
Возвращаясь к конкретному вопросу, чтобы платить НДФЛ по пониженной ставке, только непосредственно арендодатель (т.е. собственник, отец) может оформить самозанятость на свое имя. При этом его представитель (сын) может только представлять по доверенности интересы отца в налоговых органах.
Сам же представитель (сын) не имеет права получать доходы от сдачи чужой собственности в аренду, а тем более платить за нее налоги. Данная обязанность возникает непосредственно у собственника, его отца.
Доверенность на аренду квартиры – образец и бланк 2021 года
Часто можно столкнуться с ситуацией, когда владелец квартиры проживает в другом городе, но при этом желает сдавать недвижимость в аренду. Для выполнения данной сделки можно назначить кого-либо из знакомых своим представителем. Кроме этого, такие обязанности можно возложить на сотрудника агентства по недвижимости, которому собственник доверил процедуру сдачи в аренду. Независимо от того, кто именно был выбран в качестве поверенного, на него необходимо оформить соответствующую доверенность.
Файлы для скачивания:
Форма
При составлении доверительного документа нет необходимости использовать унифицированный бланк. Доверенность оформляется в свободной форме. Хотя при этом стоит придерживаться определенных правил. В большинстве случаев распоряжение имуществом, в том числе и недвижимостью, подразумевает использование нотариальной доверенности. Если обратиться в нотариальную контору, специалисты самостоятельно заполнят документ на своем бланке.
Когда нужна?
Нельзя сказать, что процедура сдачи квартиры является сложной. Но все равно, на нее нужно потратить определенные силы и время. Если собственник жилья не имеет возможности лично этим заниматься, он назначает своего представителя. Когда владелец недвижимости находится в другом городе, такой вариант идеально для него подходит. Также доверить такие полномочия он может и в том случае, если просто не хочет этим заниматься самостоятельно.
По сути, владелец наделяет этим документом полномочиями на выполнение определенных действий, которые связаны со сдачей недвижимости. Нередко своих представителей назначают инвалиды, пожилые люди, граждане, находящиеся на лечении.
(Видео: “Всё об оформлении доверенности”)
Виды документа
Назначая представителя, собственник должен заранее определиться, какими полномочиями его наделять. От этого будет зависеть вид доверительного документа. Различают три вида доверенностей:
Что касается представителя, то доверитель может назначить любого человека. Здесь степень родства не играет никакой роли. По сути, это может быть даже посторонний человек. Естественно, собственник должен доверять ему. По доверительному документу сдавать недвижимость можно не только частным лицам, но и организациям.
Срок действия
Когда возникает необходимость определить срок действия доверенности, собственнику квартиры рекомендуется учитывать, сколько времени понадобится для оформления. Исходя из этого, он и определит нужный срок. На сегодняшний день не существует каких-либо ограничений по срокам. Это решает исключительно доверитель. Кроме определенного периода, можно указать какое-то конкретное действие, после совершения которого документ автоматически утратит юридическую силу.
Также нужно понимать, доверитель имеет право в любой момент отозвать доверенность. Например, это может понадобиться в том случае, когда он сам решит заниматься сделкой, и в услугах доверенного лица больше нет необходимости. Кроме этого, доверенность автоматически утрачивает свою силу, если поверенный или доверитель умерли, пропали без вести, признаны недееспособными.
Как правильно составить доверенность на аренду квартиры в 2021 году
Правильно оформленной доверенностью является только письменный документ. Сведения можно вносить, как от руки, так и на компьютере. Если представителю разрешается выполнять какие-то действия, все они должны быть подробно прописаны. Если это генеральная доверенность, ее обладатель имеет право выполнять регистрационные действия в различных органах.
При составлении также рекомендуется пользоваться определенными правилами. Например, если нужно указать числа, сначала их нужно прописывать цифрами, а потом прописью. После заполнения документа важно проверить правильность внесенной информации. При допущении ошибок доверенность будет признана недействительной. Соответственно, если по ней представитель сдаст квартиру, договор аренды также будет ничтожным.
(Видео: “Ошибки арендодателей при сдаче квартиры в аренду”)
Содержание в доверенности
Если доверительный документ выдается на совершение каких-либо действий с недвижимостью, в ней обязательно должны присутствовать следующие сведения:
Что касается автографа представителя, то его нельзя назвать обязательным. Документ будет действительным и без него. Хотя специалисты рекомендуют, чтобы здесь присутствовала и подпись поверенного. Ведь именно таким способом он подтвердит, что принимает на себя перечисленные обязанности.
Не исключено, что при составлении договора аренды между сторонами могут возникнуть какие-то споры. В редких случаях их приходится решать в судебном порядке. Если собственник подозревает, что такая ситуация может возникнуть, он может разрешить представителю принимать участие в судебных разбирательствах. Об этом обязательно нужно указать в перечне наделяемых полномочий. Если этого не сделать, а поверенному нужно выступать в суде по данному делу, владельцу квартиры придется дополнительно составлять доверенность для суда.
Отдельным пунктом нужно указать, имеет ли право представитель передоверять возложенные на него полномочия кому-то другому. Если у него нет такого права, об этом так и пишется «без возможности передоверия».
Образец доверенности на аренду квартиры в 2021 году
Скачать образец бланк
Стоимость
Как уже было сказано, доверенность, предназначенная для совершения сделок с недвижимостью, должна быть оформлена в нотариальной конторе. Естественно, за такие услуги придется заплатить. Стоимость оформления такого документа зависит от разных факторов. Например, в качестве представителей может выступать сразу несколько лиц. За каждого из них придется заплатить по 200 рублей.
Каждый заявитель имеет право самостоятельно заполнить документ. Затем его достаточно принести в нотариальную контору, чтобы юрист поставил свою подпись и печать. Но специалисту можно полностью доверить заполнение документа. Эти услуги придется оплатить дополнительно. Стоит отметить, у каждой нотариальной конторы своя ценовая политика. Нередко стоимость таких услуг у разных нотариусов может существенно различаться. Для оплаты оформления можно использовать различные способы:
После оплаты пользователь получает соответствующую квитанцию, которую необходимо предъявить в нотариальную контору.
Нужно ли обращаться к нотариусу
Как можно догадаться, сделки, связанные с дорогой недвижимостью, могут иметь серьезные последствия. Если речь идет о квартирах, которые зарегистрированы в госреестрах, распоряжаться ними можно по доверенности, которая заверена в нотариальной конторе.
Как показывает практика, некоторые люди отказывают заверять доверенность нотариально. Это приводит к тому, что по такому доверительному документу совершается сделка по сдаче квартиры в аренду. Но при этом необходимо понимать, если между сторонами возникнут какие-либо споры, их придется решать в суде. Если доверенность не будет заверена нотариально, суд признает ее недействительной. Соответственно, договор аренды также станет ничтожным.
Не исключено, может наступить момент, когда доверенность больше не нужна. В этом случае документ понадобится официально отозвать. Естественно, если это нотариальная доверенность, отменить ее действие будет гораздо проще. Для этого понадобится лишь обратиться к своему нотариусу, который сделает соответствующую отметку об отзыве доверенности. Кроме этого, по желанию заявителя, нотариус может лично оповестить поверенного о таком решении со стороны доверителя.
Кроме этого, доверительный документ может быть заверен не только нотариусом. При определенных обстоятельствах свою подпись в документе может поставить главный врач лечебного заведения, руководитель воинской части, капитан корабля, начальник исправительной колонии. Гражданин, занимающий высокую должность, также имеет право заверить документ. Например, если организация находится вдалеке от нотариальной конторы, заверить документ может ее руководитель.
Может ли самозанятый сдавать в аренду не свою квартиру
У меня есть загородный дом, а у моей мамы — маленькая студия в городе. Свой дом я предполагал сдавать, но потом в нем захотела жить мама. А чтобы я мог получать доход, на который рассчитывал, она предложила мне сдавать ее квартиру. Я собираюсь делать это легально, как самозанятый.
Как правильно все оформить? Должна ли мама дать мне нотариальную доверенность на распоряжение ее квартирой? И вообще, могу ли я, будучи самозанятым, сдавать не свою, а чужую недвижимость?
Владимир, моим первым порывом было ответить так: если мамина квартира находится в одном из регионов, где можно стать самозанятым, то регистрируйтесь на здоровье. Сейчас при регистрации в качестве плательщика НПД по виду деятельности «аренда квартир» никакие сведения о сдаваемом жилье указывать не надо. То есть никто не проверяет, свою вы квартиру сдаете или чужую, сдаете ли вы ее на самом деле и есть ли у вас квартира в принципе. Налог платите — и отлично.
Но порыв прошел, уступив место очевидным сомнениям. Это сейчас налоговики не проверяют самозанятых, а что будет завтра, неизвестно. Кроме того, у инспекций есть все сведения о том, какой именно недвижимостью владеет человек. К тому же, согласитесь, гораздо спокойнее все делать по закону.
В вашем случае я вижу два подходящих варианта.
Он, пожалуй, самый оптимальный. Для регистрации понадобится:
Т—Ж подробно писал в отдельной статье про все способы регистрации в качестве самозанятого. Добавлю только, что вы можете сделать регистрацию на свой смартфон или компьютер, чтобы не беспокоить маму дальнейшей работой в приложении: формированием чеков, уплатой НПД и пр.
Чтобы вы могли заключать договоры аренды или найма с будущими жильцами от имени мамы как собственника квартиры, а потом решать с ними все возникающие вопросы, пусть она даст вам доверенность на право управления ее квартирой.
Однако если вообще не указывать в договоре с жильцами срок аренды/найма либо прописать, что договор заключен на неопределенный срок, то регистрировать его не придется.
Кстати, в начале 2020 года на сайте для самозанятых ФНС разъяснила, что человек вполне может платить налог 4%, если он получает доход от сдачи в аренду квартиры третьим лицом по доверенности на управление имуществом. Прямо ваш случай.
Это на случай, если мама наотрез отказывается где-либо регистрироваться, у нее нет личного кабинета налогоплательщика или есть, но она не хочет никому, даже вам, давать пароль для доступа к нему.
Вот примерный образец договора безвозмездного пользования квартирой. Его еще называют договором ссуды. В нем надо прописать, что с предварительного согласия мамы сын вправе передавать жилье третьим лицам в аренду или внаем. Независимо от срока, на который заключен договор безвозмездного пользования квартирой, регистрировать в Росреестре его не нужно.
После этого вы, Владимир, можете заключать с жильцами договоры уже от своего имени. По ГК РФ арендодателями могут быть не только собственники помещений, но и лица, которых они уполномочили сдавать их имущество в аренду.
Соответственно, вы вправе также зарегистрироваться как самозанятый и платить НПД с арендной платы. В законе не сказано, что самозанятыми могут быть только арендодатели — собственники имущества.
Кто-то может подумать, что если сын получает от мамы квартиру в безвозмездное пользование, то у него возникает доход в натуральной форме. А значит, он попадает на НДФЛ. Это не так.
В налоговом кодексе сказано, что доход в натуральной форме возникает у физлица, если организации или ИП что-то оплатят за него либо безвозмездно передадут ему товары, выполнят работы, окажут услуги. Про безвозмездную передачу от одного физлица другому нет ни слова. А значит, в этом случае нет и дохода у того, кто безвозмездно получил имущество в пользование.
Вот если бы вы получили квартиру в безвозмездное пользование от юрлица или ИП, тогда доход в натуральной форме был бы налицо. Это подтверждает и Минфин.
Еще больше про налог для самозанятых читайте в подборке Т—Ж.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Марина, спасибо за статью!
Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить в ситуации когда сдающий квартиру ПОСУТОЧНО (т.е. договор с жильцами в Росреестре не регистрируется) хочет оформиться как самозанятый и владеет ДОЛЕЙ квартиры, а остальная доля принадлежит его маме, которая не против сдачи, но проживает за рубежом и соответственно не может оформить договор у нотариуса?
— Достаточно ли будет ее письменного согласия пересланного по почте? Или лучше заключить договор безвозмездного пользования без нотариуса?
— Не придется ли после этого маме доказывать российской налоговой что она не получает денег за аренду?
Подскажите пожалуйста, а если я как физическое лицо дам право безвозмездно или чисто символически (для меня) пользоваться принадлежащей мне недвижимостью (для сдачи в дальнейшем ее в субаренду) юрлицу (ооо) на упрощенке которое мне же и принадлежит, и которое все необходимые налоги и будет платить, тут нет ни каких подводных камней и попадания на что нибудь?
Сергей, когда ООО что-то получает в безвозмездное пользование, у него возникает налогооблагаемый доход. В данном случае он будет равен рыночной цене аренды аналогичной квартиры (п. 8 ст. 250 НК РФ). То есть будет попадание на налог
Какие документы проверить при аренде квартиры
Чтобы не остаться с вещами на улице
Договор найма квартиры раз в жизни подписывал каждый из нас. Но проверял ли кто-нибудь документы на квартиру, прежде чем поставить подпись?
Как понять, что перед вами не мошенник, сдающий по пять чужих квартир в день; как снять жилье у семейной пары и не стать жертвой их семейных ссор; как не довериться липовому представителю собственника — посмотрим, какие документы нужно спрашивать с хозяина квартиры и на что обратить особое внимание.
Чем отличается наем от аренды
В быту мы слышим неверное использование юридических терминов: риелторы часто говорят о «договоре аренды квартиры», имея в виду договор, который обычный человек заключает на наем жилья. Договор аренды и договор найма — это разные договоры, и закон регулирует их по-разному.
Основное отличие найма от аренды — цель использования помещения и наниматель. Термин «наем» применяется только к жилым помещениям, если нанимателем при этом является человек, а не юридическое лицо. Аренда — это использование нежилых помещений и зданий кем угодно либо жилых помещений юридическим лицом.
Основное отличие найма от аренды — цель использования помещения и наниматель. Термин «наем» применяется только к жилым помещениям, если нанимателем при этом является человек, а не юридическое лицо. Аренда — это использование нежилых помещений и зданий кем угодно, либо жилых помещений юридическим лицом.
Разные цели использования помещений ведут и к разному регулированию законом: права гражданина-нанимателя защищены больше. На квартиру, в которой вы будете жить, нужно заключать договор найма.
К жилому помещению по договору найма больше обязательных требований: оно должно быть изолированным и пригодным для проживания. В аренду же может передаваться любое помещение, если оно устраивает арендатора и подходит для его целей. Полуразрушенный цех завода может быть отдан в аренду под фотосъемки, но не может стать предметом договора найма.
Еще одно важное отличие: нанимателю жилья закон дает право расторгнуть договор, просто предупредив наймодателя за 3 месяца, даже если это право забыли прописать в самом договоре. А арендатор нежилого помещения может расторгнуть договор аренды только через суд, если он не предусмотрел в договоре право на внесудебный порядок.
Что может пойти не так
Если человек подписывает договор, принимает деньги и дает нанимателю ключи, это еще не значит, что наниматель имеет право жить в этой квартире. Если не проверить документы, могут вскрыться интересные проблемы:
Квартира на самом деле принадлежит другим людям, которые внезапно приезжают выселять нанимателя. Это могут быть настоящие жильцы, супруги или родители. Договор окажется недействительным, потому что наниматель заключил его с кем-то, кто не имел прав на эту квартиру.
Квартира окажется предметом затяжного судебного разбирательства, и, когда оно закончится, законные владельцы выселят нанимателей. Или не когда закончится, а просто так.
При выезде хозяева не вернут страховой депозит на основании того, что наниматель якобы повредил их антикварную люстру. Никакой люстры в квартире не было, но на суде этого не докажешь.
Квартиру сдал муж, не имеющий на это права, потому что квартира куплена в браке. Договор будет недействительным: распоряжаться купленным в браке жильем могут только оба супруга, если у них нет другого юридически оформленного соглашения на этот счет.
Договор найма, подписанный представителем, окажется недействительным, потому что срок доверенности давно истек или потому что у представителя есть право на показ квартиры, а на подписание договора — нет.
Какие документы проверять у наймодателя
До подписания договора обязательно проверяйте, имеют ли эти люди право сдавать квартиру в наем. Если не имеют — договор недействительный, а перед вами мошенники.
Сначала читать, потом подписывать
Если у квартиры один собственник
Тогда договор будет подписывать лично хозяин или его полномочный представитель. Прежде всего просите показать свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Информация о старых выданных паспортах находится на последней странице актуального паспорта — сверяйте данные свидетельства по ней. Если этих данных нет, то перед вами может быть человек без права собственности на эту квартиру. Остерегайтесь.
Важно
C 15 июля 2016 года больше не выдают свидетельство о госрегистрации права собственности.
Если у квартиры несколько собственников
Число собственников можно узнать из графы «Объект права».
Если у квартиры три равных сособственника, то здесь будет написано: «⅓ (одна третья) доли в праве собственности», а на обороте свидетельства перечислены остальные собственники и их доли в праве. Доли могут быть и неравными: например, ¾ у одного собственника и ¼ у другого:
Для заключения договора найма такой квартиры нужно согласие всех собственников: договор подписывают либо все сразу, либо один из собственников с доверенностью от остальных. Но это не отменяет того, что все свидетельства нужно запросить и внимательно проверить. И помните, что чем больше у жилья собственников, тем больше риск того, что один из них в любой момент может вас выселить.
Если квартира в ипотеке
Ипотека — это залог недвижимости, то есть до полной выплаты взятого кредита квартира находится в залоге у банка. Это дополнительный риск: если хозяин не может расплатиться с кредитом вовремя, банк может забрать квартиру и выселить всех, кто в ней живет.
Все обременения, в том числе ипотека, перечисляются в графе «Ограничения (обременения) права». Здесь вы увидите и срок ипотеки, и название банка, которому квартира отдана в залог:
Поинтересуйтесь у хозяина, какую сумму кредита ему приходится платить: может оказаться, что это и есть ваша плата за квартиру. Тогда чем исправнее вы будете платить, тем меньше можете беспокоиться, что собственник не сможет рассчитаться с банком, а квартиру затянут в судебные разбирательства из-за кредита.
Если квартира принадлежит супругам
Жилье, купленное в браке, — это совместная собственность обоих супругов, даже если в свидетельстве записан один из них. А это означает, что у квартиры два собственника и договор должны подписать оба супруга. Либо один из супругов должен дать согласие на сделку — такое согласие подписывается у нотариуса.
Редкий, но возможный случай: у супругов может быть брачный договор, который отменяет законный режим брачного имущества и четко прописывает, что одна квартира принадлежит мужу, а другая — жене. 6 причин заключить брачный договор
Супруги могут в любой момент поссориться (особенно молодые). Чтобы не зависеть от их взаимоотношений, подстрахуйтесь в договоре:
Чтобы узнать, не пытается ли скрытный муж сдать вам семейное жилье, сверьте дату штампа о браке и дату «документов-оснований». Если брак заключен до получения квартиры, то она принадлежит совместно супругам и муж не может распоряжаться ею без согласия жены:
Если договор подписывает представитель
Так случается, если собственник квартиры живет в другом городе, уехал в кругосветное путешествие, надолго попал в больницу, владеет крупным бизнесом или по другой причине не может лично подписать с вами договор. Пока хозяин квартиры занят, его недвижимостью может заниматься другой человек по доверенности. Изучите эту доверенность.
Вместо доверенности у представителя может быть посреднический договор: агентский договор, договор комиссии и др. В них проверяйте то же, что и в доверенности: срок, паспортные данные, полномочия.
И помните, что без доверенности даже близкие родственные отношения не дают права заключать договор за хозяина квартиры: дочь не может подписывать договор на квартиру матери или отца, бабушка не имеет права подписывать договор за внучку, даже если внучка очень занята. Не покупайтесь ни на какие отговорки.
Если вы никому не доверяете
Вы проверили свидетельства, а сомнения по поводу прав на квартиру так и не отступили? Закажите выписку из Единого государственного реестра недвижимости ( ЕГРН ) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости
Такая выписка покажет, кто на сегодняшний день является собственником помещения. Выписка стоит 750 рублей, заказывается в любом из многофункциональных центров и готовится 3 рабочих дня. Можно заказать ее в электронном виде, а если вы торопитесь — специальные компании готовят выписки и за один день, но обойдется она в 1000—3500 рублей.
Больше нет бумажных свидетельств
Обратите внимание, что с 15 июля 2016 года Росреестр перестал выдавать бумажные свидетельства о госрегистрации права собственности, а с 1 января 2017 года ЕГРН объединили с государственным кадастром и переименовали в Единый государственный реестр недвижимости ( ЕГРН ).
В следующей статье расскажем, как подписывать сам договор найма жилья: на какие условия стоит обратить внимание, кто должен делать ремонт в съемной квартире и что нужно писать в акте приема-передачи.