санитарно техническое состояние квартиры
Гигиенические требования к жилым помещениям
Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.). В российском законодательстве понятие «жилище» определено в ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся:
— жилой дом, часть жилого дома (индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании);
— комната, т.е. часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В данной статье мы расскажем о некоторых гигиенических требованиях к жилым помещениям и особенно акцентируем Ваше внимание на условия размещения помещений общественного назначения в жилых зданиях.
В соответствии со статьей 23 Федерального Закона № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующим и неионизирующим излучениям должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые установлены (регламентированы) в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
К Вашему сведению, требования настоящих санитарных правил не распространяются на условия проживания в зданиях и помещениях гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков.
Сегодня практически в каждом многоэтажном жилом доме на 1 этажах размещены помещения общественного назначения – магазины, парикмахерские, аптеки, отделения банков и т.д. Вы спросите – возможно ли это?
Да возможно. В жилых зданиях допускается размещение помещений общественного назначения, но при условии соблюдения ими некоторых требований. Это:
— соблюдение гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям;
— наличие отдельного входа, изолированного от жилой части здания;
— наличие автономной вентиляции, допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию общественных помещений, не имеющих вредных выбросов.
Особенно часто поступают жалобы от граждан на повышенный уровень шума, создаваемого в жилых помещениях, от работы систем кондиционирования воздуха, холодильного оборудования помещений общественного назначения, встроенных в жилые здания, а также на повышенный уровень шума, создаваемого в жилых помещениях, инженерно-технологическим оборудованием самого жилого здания (лифты, отопительные приборы, оборудование).
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» проводит инструментальные измерения уровней звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки, по результатам которых выдает экспертное заключение о соответствии (несоответствии) требованиям санитарного законодательства. Для этих целей сначала необходимо провести измерения при включенном работающем оборудовании, а затем при выключенном оборудовании. Предельно допустимые уровни звукового давления регламентированы для дневного времени суток (с 7до 23 часов) и ночного времени суток (с 23 до 7 часов).
Также, очень часто поступают обращения граждан на недопустимые условия микроклимата и воздушной среды в жилых помещениях.
Параметры микроклимата регламентированы санитарным законодательством и зависят от периода года и назначения помещений.
Санитарно техническое состояние квартиры
В Российском законодательстве правила содержания квартир, а также животных в жилых помещениях регламентируются:
— использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией;
— выполнение работ или совершение других действий, являющихся источником повышенных уровней шума (в данном случае постоянный лай и визг собак), загрязнений воздуха (в данном случае зловонный запах от продуктов жизнедеятельности собак), либо нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях;
«обязательным условием содержания животного является соблюдение санитарно-гигиенических, ветеринарно- санитарных правил и норм общежития». «Правилами пользования жилыми помещениями», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 25 от 21.01.. 2006 г.,
Управляющии компании должны обязывать нанимателя или собственника содержать жилые помещения в соответствии с санитарными нормами и правилами и Законодательством Российской Федерации. Права и обязанности наймодателя и нанимателя или собственника определяются договором в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома. Данные отношения регулируются законодательством по защите прав потребителей и, в частности, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.92 г. № 2300-1.
Если квартиры, которые содержатся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии или используются не по назначению (для проживания), находятся в собственности, необходимо обращаться в Государственную жилищную инспекцию города Москвы (Мосжилинспекция) по адресу: 129090, Москва, проспект Мира, д. 19, стр. 1 Телефон: 8 (499) 763-18-56 или в жилищные инспекции в админитсративных округах, осуществляющие контроль за жилыми и нежилыми помещениями, расположенными в жилых домах.
Если квартира является муниципальной собственностью и жильцы занимают её по договору найма с Департаментом Жилищной Политики Жилищного Фонда Правительства Москвы, то при обращении в Департамент с обоснованной жалобой возможно расторжение договора и выселение жильцов, нарушающих права соседей.
При невыполнении обязательств жильцами или Управляющими компаниями возникающие проблемы могут решаться в судебном порядке и органы Роспотребнадзора готовы предоставлять экспертные заключения по состоянию жилищного фонда для принятия судебных решений.
Согласно взаимосвязанным положениям ч.1 ст.47 ГПК РФ, п.3 ст.40 Закона №2300-1 Роспотребнадзор и его территориальные органы до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. В случае реализации права на судебную защиту потребитель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении Роспотребнадзора ( его территориального органа ) как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела). При отказе суда в таком привлечении потребитель можете до окончания рассмотрения дела по существу обратиться непосредственно в управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (в зависимости от места нахождения суда) с просьбой о вступлении в дело для дачи такого заключения.
Ст.5.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушения правил содержания домашних животных:
В соответствии со ст. ст.16.3, 16.5 указанного Кодекса протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, специалисты по фауне префектур административных округов и управ районов г. Москвы, должностные лица ветеринарного надзора, административных комиссий управ районов города Москвы.
Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации
Размещен: 12.11.2012 г.
В связи с многочисленными обращениями граждан и организаций по вопросам применения СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» с изменениями от 27 декабря 2010 г. (далее – СанПиН 2.1.2.2645-10), Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает следующее.
СанПиН 2.1.2.2645-10 введен в действие с 15 августа 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, зарегистрирован в Минюсте России 15 июля 2010 года № 17833.
В соответствии с Изменениями №1, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2010 N 175, из СанПиН 2.1.2.2645-10 исключены пункты 4.3, 7.4, а также второй абзац пункта 3.8.
Согласно п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, производственные объекты, а также автостоянки. Данное требование регламентирует размещение новых объектов, но не распространяется на временно размещаемые объекты. Вместе с тем, существующие объекты не должны ухудшать условия проживания населения. Объекты торговли и общественного питания разрешается размещать на первых этажах жилых зданий при условиях соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям. Кроме того, помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания.
Придомовая территория является принадлежностью многоквартирного жилого дома, ее режим регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации. При строительстве микрорайонов зонирование придомовой территории возможно проводить для нескольких жилых домов, имеющих единые площадки отдыха, игровые, спортивные, хозяйственные площадки, гостевые стоянки автотранспорта и зеленых насаждений.
В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 по внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта. То есть, придомовую территорию нельзя использовать для объезда и проезда.
Понятия «двор жилого здания», «дворовая территория»следует рассматривать, как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
Согласно п. 3.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 в подвальных и цокольных этажах жилых домов допускается устройство встроенных и встроенно-пристроенных стоянок для автомашин и мотоциклов при условии герметичности потолочных перекрытий и оборудованием устройства для отвода выхлопных газов автотранспорта. Размещение вышеназванных стоянок на этажах выше планировочной отметки земли СанПиН 2.1.2.2645-10 не регламентируется.
Станции технического обслуживания и мойки автомобилей и мотоциклов не могут быть размещены в жилых зданиях, так как требуют организации санитарно-защитной зоны в соответствие с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
СанПиН 2.1.2.2645-10 регламентирует наличие лифтов в жилых зданиях выше пяти этажей. Количество и грузоподъемность лифтов определяется строительными нормами и правилами.
Согласно п. 3.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 не допускается размещение машинного отделения и шахты лифтов, мусороприемной камеры, ствола мусоропровода и устройства для его очистки и промывки, электрощитовой над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними. Данное положение регламентирует требования к строительству новых объектов. В то же время, размещение электрощитовых в уже существующих строениях зачастую противоречит п. 3.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 и, с учетом технического состояния используемого электрооборудования, может приводить к несоответствию условий проживания санитарным нормам. Одновременно следует обратить внимание на параметры безопасности электрощитовых вновь возводимых сооружений и дифференцированно подходить к вопросу возможности применения типовых проектов строительства.
В соответствии с п. 4.10 концентрация химических веществ в воздухе жилых помещений при вводе зданий в эксплуатацию не должна превышать среднесуточных предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, установленных для атмосферного воздуха населенных мест, а при отсутствии среднесуточных ПДК не превышать максимальные разовые ПДК или ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ). При этом, в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Роспотребнадзор не осуществляет надзор за строительством жилых зданий и вводом их в эксплуатацию.
Согласно п. 5.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 все помещения жилых зданий должны быть обеспечены общим и местным искусственным освещением. В соответствии с п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, опасных химических веществ, загрязняющих воздух, к ком относится и ртуть. Использование для обеспечения освещением жилых зданий энергосберегающих источников света, содержащих в своем составе ртуть, в дальнейшем, при бесконтрольном обращении и отсутствии должной утилизации, может привести к увеличению риска химического (ртутного) загрязнения в жилых зданиях, помещениях и на прилегающих территориях. Вопросы обращения и утилизации источников света, содержащих в своем составе ртуть, должны находиться на контроле в Управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Следует информировать население и местные органы управления о недопущении использования мусоропровода и/или контейнеров и другие емкостей, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора для сбора отработанных источников света, содержащих в своем составе ртуть.
Дополнительно обращаем Ваше внимание на то, что вопросы государственной экспертизы проектов строительства и отвода земельных участков под строительство не относятся к компетенции Роспотребнадзора.
Акт осмотра помещения
Составление Акта осмотра помещения происходит в разных случаях: при купле-продаже, сдаче в аренду, проведении ремонтных работ, после затопления и иных непредвиденных форс-мажорных обстоятельствах. Акт оформляется как при осмотре жилых помещений, так и нежилых объектов (складов, производственных зданий, офисов и т.п.).
Основными причинами составления акта является потребность подтвердить или опровергнуть причинение помещению какого-либо вреда, либо же описание состояние помещения на определенный момент времени без привязки к какому-либо событию.
Акты по осмотру помещений делятся на два типа:
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Процедура осмотра помещения
Как правило, в процедуре осмотра помещения участвуют несколько человек. Все их данные должны быть внесены в акт осмотра помещения.
Строго регламентированной, утвержденной законом процедуры по осмотру помещения нет. Обычно такое обследование происходит с какой-то определенной целью, например, проверкой технического состояния, электрооборудования, коммуникационных сетей, контролем за соблюдением правил пожарной, экологической безопасности и т.п.
Поэтому в процессе бывает задействован не один человек, а несколько (не менее двух), то есть создается специальная комиссия. Часто в ее состав входят представители надзорных ведомств и государственных инстанций, в том числе инженеры, техники, эксперты. Такой подход обеспечивает объективность осмотра и достоверность выводов комиссии.
Основные правила составления акта
Унифицированного, единого образца для составления данного документа нет, поэтому писать его можно в свободной форме. Оформлять акт можно от руки или печатать на компьютере. Главное, чтобы в нем содержались сведения об осматриваемом объекте, информация о членах комиссии по осмотру, точное описание их выводов, а также замечания и недостатки, выявленные при процедуре. Если осмотр помещения производится для установления факта нанесенного ущерба, то это также необходимо отметить, с указанием причины, предполагаемого виновника, а также выявленных причинно-следственных связей.
Документ может быть создан в описательной форме, а может быть составлен в виде таблицы.
Чем сложнее устроено осматриваемое помещение, чем более масштабные цели преследует осмотр, тем объемнее и шире получается акт.
Иногда к акту прикладываются отдельные приложения — их также необходимо указать в основном документе.
Довольно часто при осмотрах объект фотографируют, а затем фотографии тоже вносятся в акт как приложения. Если при осмотре помещения проверяется электрооборудование, вентиляция, системы отопления и водоснабжения, в акте необходимо удостоверить соответствие их состояния установленным нормам и стандартам.
Акт составляется в нескольких экземплярах — по одной для каждой из заинтересованных сторон. Каждая копия акта должна быть заверена оригинальными подписями членов комиссии, производящей осмотр, а также удостоверена печатями соответствующих организаций. Правильно составленный акт обретает юридическую силу и может служить в качестве доказательной базы в судебной инстанции.
Инструкция по написанию акта осмотра помещения
Акт составляется по стандартным правилам делопроизводства, поэтому никаких особых затруднений вызвать он не должен.
После составления акта
Довольно часто подобные акты составляются для фиксации какого–либо нанесенного ущерба и последующего обращения в суд.
В этом случае данный документ служит доказательством убытка, но только при условии грамотного заполнения и наличия подписей членов независимой комиссии, в состав которой входят эксперты от разных организаций. На основе данного акта пострадавшая сторона может взыскать с виновника как материальный, так и моральный вред.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Гигиенические требования к объектам жилищного строительства на стадии ввода в эксплуатацию.
В данной статье рассматриваются гигиенические требования к вводимым в эксплуатацию жилым зданиям.
К факторам среды обитания относятся:
— физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие излучения);
Достоверная и объективная оценка выстроенного объекта возможна только с применением современных методов лабораторно-инструментальных исследований и измерений.
Лабораторными исследованиями предусматриваются:
1. исследования физических факторов:
— измерение мощности эффективной дозы гамма-излучения в помещениях и на территории;
— измерение объемной активности радона в воздухе помещений;
— измерение уровней звука ( шума) и вибрации от инженерного оборудования здания : лифтов, насосных, вентиляционного оборудования, котельных и др.;
— измерение параметров микроклимата ( температуры, влажности и подвижности воздуха – скорости движения воздуха);
— измерение электромагнитного излучения (электромагнитных полей промышленной частоты от электрощитовых, ТП, ЛЭП);
— измерения параметров искусственной и естественной освещенности в помещениях;
-измерения гипогеомагнитных полей;
2. исследования химических факторов:
— определение концентраций вредных химических веществ, способных выделяться из строительных и отделочных материалов в воздух помещений;
— исследование качества воды холодной, горячей в сетях водопровода;
— исследования качества почвы на прилегающей территории;
3. исследования биологических факторов:
— исследования качества воды холодной и горячей в сетях водопровода;
— исследования качества почвы на прилегающей территории на микробиологические и паразитологические показатели.
Необходимость радиологических исследований при оценке выстроенных объектов предусмотрена ст.15 ФЗ «О радиационной безопасности населения», СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения», порядок проведения измерений регламентируется МУ 2.6.1.715-98 «Проведение радиационно-гигиенического обследования жилых и общественных зданий».
Требования по соблюдению санитарных правил и норм по перечисленным факторам содержатся в статьях 12,23,27 ФЗ № 52 РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и подзаконных актах санитарного законодательства : СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
Результатами лабораторно-инструментальных исследований и измерений являются протоколы аккредитованной лаборатории и экспертные заключения по результатам их оценки.
Рекомендации застройщикам по оптимизации сроков проведения исследований и финансовых затрат.
2.Обеспечение достаточно высокой степени готовности объекта к проведению лабораторных исследований и измерений. Максимальная подготовленность объекта позволит избежать повторных выездов и повторных измерений.