самолет кукурузное поле приземлился
Чудо на кукурузном поле: 93 секунды после столкновения самолета со стаей чаек
Невероятная история спасения людей в Подмосковье. Здесь жесткую посадку совершил самолет «Уральских авиалиний», летевший из Жуковского в Симферополь. При взлете Airbus столкнулся со стаей чаек, из-за чего у него отказали оба двигателя, а один из них загорелся. Но экипажу удалось посадить лайнер прямо на брюхо на расположенное поблизости кукурузное поле, а потом эвакуировать пассажиров. Все, кто находился на борту, а это более 230 человек, остались живы. 75 из них понадобилась медицинская помощь. Но в больнице — лишь одна пассажирка! В Кремле уже назвали летчиков героями.
На записанных пассажирами кадрах — первые секунды полета Airbus A321. При взлете с полосы аэродрома Жуковский самолет столкнулся со стаей птиц. Хлопок, и лайнер начал медленно набирать высоту. Но уже через километр устремился вниз. Что-то произошло с двигателями.
Пассажиры сняли и аварийную посадку, как самолет планировал над кукурузным полем. В воздухе Airbus был всего 1 минуту 33 секунды.
Тем, кто был на борту, крайне повезло. Лайнер садился с полными баками. Шасси уже убраны. Самолет буквально примял посевы кукурузы и скользил по ним.
На земле самолет немного задымился. Растеклось полтонны топлива. Экипаж срочно организовал эвакуацию пассажиров. По словам пострадавших, все было сделано быстро и профессионально. Операцией руководил командир судна Дамир Юсупов с мегафоном в руках.
«Идем правее на солнце вдоль рядов кукурузы», — командует Дамир Юсупов.
Сами пассажиры не скрывали эмоций. Благодарили экипаж за спасение.
— Живы, и то хорошо! Не говорите, ребятки!
— Да! Второе рождение!
«Спасибо вам большое! Спасибо вам большое за сохраненные жизни!» – благодарят экипаж пассажиры.
Все 233 человека живы. У пострадавших — незначительные травмы. Известно, что на борту была беременная женщина. По словам врачей, ни ей, ни ребенку ничего не угрожает. Есть и те, кто пока еще в больнице.
«Мне сын подарил билеты в Симферополь, чтобы я отдохнула на день рождения. Поэтому я сегодня решила полететь с Жуковского в Симферополь. Раз 6-7 затряслось, а потом такое мгновение, что мы начали падать. Потом я ничего не помню. При встряске у меня позвоночник так запекло, меня вытолкали из самолета. И я очень тяжело дошла до дороги», — поясняет пострадавшая.
Первые кареты скорой помощи не могли подъехать к самолету близко. Мешали посевы. К машинам на дороге люди шли пешком. Уже в аэропорту их встречали психологи.
«Это не передать парой слов, когда падаешь! Как нам повезло, не знаю, — говорит один из пассажиров рейса в Симферополь. — Едем домой. Все! Отпуск закончился!»
Сразу после аварийного приземления ближайшие подъезды к месту чрезвычайного происшествия оцепили полицейские. Все для того, чтобы на кукурузным поле не оказалось посторонних, которые мешали бы проводить оперативно-следственные действия.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело. Как правило, во время таких расследований специалисты назначают технические экспертизы, опрашивают механиков, которые проверяли борт перед вылетом, делают заборы топлива. Черные ящики будут расшифровывать в Межгосударственном авиационном комитете.
Вопросы появились к представителям Летно-исследовательского института Громова. Его оборудование должно было отпугивать птиц от аэродрома. В институте заявили: все системы работали штатно.
«На аэродроме работает комплекс профессионального биоаккустического оборудования. Он включает в себя приборы, имитирующие звуки пернатых, предупреждающие об опасности и крики хищных птиц, шумовые установки, отпугивающие птиц имитацией звуков выстрелов и другие приборы», — заявили в ЛИИ Громова.
«В аэропорту Жуковский, как и во всех наших аэропортах, существуют системы орнитологического обеспечения безопасности полетов. Но насколько они эффективны? Это зависит от много факторов. Это расположение бытовых отходов на приаэродромной территории. Все эти факторы предстоит выяснить комиссии по расследованию аварии, которая приступила к работе», — пояснил глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.
В Минприроды уже потребовали провести проверки ближайших к Жуковскому свалок. Хотя такое соседство запрещено, одна из них находится рядом с аэропортом. Над ее территорией можно видеть целые стаи птиц. Об это проблеме говорят и местные жители.
«Мелкие пернатые, как правило не наносят существенного вреда самолетам. А вот чайки могут», — говорят об увесистых птицах местные жители.
Столкновение лайнера, который взлетает на скорости под 300 километров в час, даже с одной крупной птицей — сопоставимо с ударом от падения 100-килограммовой гири с высоты в 15 метров. По статистике, более половины таких встреч приходится именно на двигатель.
Турбина самолета спереди работает как пылесос: затягивает птицу в лопасти. Они деформируются, возникает вибрация. Дальше — сбой топливной системы. В худшем случае лопасти рассыпаются и разрушают топливный контур, из-за чего возникает пожар.
Пилоты могут отключить неисправный и погасить открытое горение. А дальше приземлиться на резервной мощности или спланировать, как это произошло под Жуковским.
«Это очень сложная ситуация, когда после взлета отказывает двигатель. Принимается решение сразу. Все видели, с каким крутым набором при взлете они идут. Переломит эту траекторию сразу на снижение, для того чтобы произвести выравнивание и мягкий подвод к земле — это действительно нужно мастерство», — считает заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский.
Еще одна удача — кукуруза. Еще пару лет назад вместо кукурузы на поле рос бурьян. Новые владельцы земли совсем недавно засеяли поле.
В ближайшее время следователи опросят и экипаж, и пассажиров, как свидетелей и потерпевших. К расследованию катастрофы с Airbus присоединяться и специалисты из Франции.
«Гробовая тишина до первого удара о землю». Пассажиры А321 поделились воспоминаниями о «чуде на кукурузном поле»
Ровно год назад произошло «чудо в Раменском». Самолет Airbus А321 совершил аварийную посадку в кукурузном поле после того, как оба двигателя отказали из-за попавшей в турбины стаи птиц. «360» поговорил с пассажирами этого рейса о том, что они пережили и как это поменяло их жизнь.
Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» выполнял плановый рейс Москва — Симферополь 15 августа 2019 года. Еще на разгоне в турбину попала чайка, за ней — еще десяток. Спустя минуту у самолета отказали оба двигателя. Вопреки инструкциям, пилот принял решение убрать шасси и садиться на кукурузное поле. В этой аварии не погиб ни один человек, все отделались испугом и травмами, не представлявшими угрозу для жизни.
«Большая мясорубка»
Пассажирка самолета Лидия Ковалева летела в Симферополь на джазовый фестиваль вместе с дочерью. По ее словам, еще на земле стало понятно, что что-то пошло не так.
«Я почувствовала, что что-то попало в турбину. Это как большая мясорубка, которая крутит мягкое мясо, и вдруг туда попадает кость. Двигатель начал захлебываться. Что там какое-то инородное тело, было понятно сразу», — рассказала она.
После того как самолет оторвался от земли, такие «кости» в мясорубку двигателя стали попадать одна за другой. Позже пассажиры узнают, что это была целая стая чаек. Лидия до сих пор задается вопросом, почему птицы могли оказаться на взлетно-посадочной полосе и кто должен понести за это ответственность.
Все сразу все прекрасно поняли, но все было не так, как показывают в кино. Никакой паники не было — гробовая тишина была до первого удара о землю. Все понимали, что происходит, и ждали своей участи
Альвина и Дмитрий Волщук летели в Симферополь в отпуск с маленьким сыном, ничего не предвещало беды. Они собирались кормить малыша во время взлета, чтобы он легче перенес набор высоты. Но все пошло не по плану.
«Так тихо только на кладбище ночью, и то, наверное, там птицы поют. Потом уже, когда приземлились, кто-то начал кричать», — вспоминает Альвина.
Самолет отскакивал, как мячик
Все это время экипаж не делал никаких объявлений. Ковалева уверена, что на это просто не было времени. Молодой пилот Дамир Юсупов, который после этой посадки стал Героем России, принял сложное решение — идти не по инструкции, за которое впоследствии многие его критиковали. Возможно, именно благодаря этому ни один человек на этом рейсе не погиб.
Альвина Волощук вспоминает, что сын сидел у нее на коленях, поэтому, как она признается, она впервые в жизни действительно смотрела инструктаж перед взлетом.
«Когда самолет стал отрываться от земли, стали слышны звуки отдельно от асфальта — что это уже не разгон. Сначала был приглушенный звук, а потом громкий, как разгоняющийся мотоцикл, который хочет завестись, но не может, стали мигать лампочки в салоне», — рассказала она.
В иллюминатор, рядом с которым сидела, Альвина смотреть боялась, зато смотрел муж.
«Он крикнул, что мы сейчас упадем, и прыгнул на нас с ребенком. И как только он прыгнул, мы тут же приземлились, ударились. Повезло, что он прыгнул, иначе ребенок бы очень пострадал, потому что там очень маленькое расстояние от сиденья до сиденья», — вспоминает Альвина.
«Идем на солнце»
После того как самолет все же сел — на кукурузное поле, прямо на брюхо, без шасси и ровной взлетно-посадочной полосы, — началась эвакуация. Лидия Ковалева рассказала, что все происходило очень быстро: экипаж раскладывал трапы, пассажиры старались не паниковать и помогать друг другу.
При этом бежать, как рассказывают пассажиры, было и сложно, и страшно — из-за высокой кукурузы было ничего не видно. Впереди дороги не было — только поле, а назад, где самолет повалил кукурузу, бежать было страшно — топливный бак мог рвануть в любой момент.
Тогда стюарт (бортпроводник Дмитрий Ивлицкий — прим. ред.) выступил с рупором и сказал — идем вдоль кукурузы на солнце, и люди поняли, куда идти
Жизнь после чуда
«Можно сказать, что у нас второй день рождения, мы встретимся с родителями и будем отмечать. 15 августа — наш личный день семьи», — рассказали супруги Волощук.
В этот же вечер супруги улетели в Симферополь другим рейсом. Дмитрий уговорил жену, потому что был уверен — «дважды молния в один самолет не ударит». Этим же бортом полетела еще часть потерпевшего крушение А321 — летели одни, заполнена была только треть самолета.
Мальчик сзади нас кричал: „Мы падаем, мы разобьемся!“ — хотя мы даже не взлетели. И так происходило весь полет
Тем не менее отдых, по словам Волощуков, прошел на ура. «Какое-то чувство было внутри, что надо жить на полную катушку», — сказал Дмитрий.
Обратный путь не был таким легким. Уже на подходе к аэропорту «хватануло» сердце. И не зря: на полосе их ждал точно такой же самолет, как тот, что сел на кукурузное поле.
«Я в приметы не верю ни в какие, но когда ты два часа ждешь, а потом тебя с шестого выхода переставляют на 13-й, ты идешь, а там тот же самый самолет, тот же A321, один к одному, и мы садимся на те же места — буквально переместились на один ряд, меня сразу накрыло. Ты сидишь — и у тебя как дежавю», — вспоминает он.
Альвина уверена, в ближайшее время летать они не будут, разве что «лет через пять». При этом если и лететь, то уже по-отдельности — разными рейсами или хотя бы не на соседних сиденьях, потому что воспоминания все еще слишком сильны.
Пассажиры, уцелевшие после жесткой посадки самолета в кукурузном поле, – о жизни после ЧП
Ровно год назад, 15 августа, пассажирский самолет «Уральских авиалиний», выполнявший рейс Москва – Симферополь, совершил аварийную посадку на кукурузном поле в деревне Рыбаки. На борту самолета находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. После жесткой посадки все выжили. В годовщину аварии пассажиры рассказали Москве 24, как происшествие повлияло на их жизнь и почему они считают эту дату своим вторым днем рождения.
В самолет – со слезами
Фото: предоставлено Жанной Карнауховой
Жанна Карнаухова вместе с мужем в тот день летели на отдых в Крым. Решив дождаться своих чемоданов, они провели ночь в гостинице и утром следующего дня снова сели в самолет на другой рейс. С ними с неудавшегося рейса были еще четверо человек – семейная пара с внуком из Серпухова и девушка. До этого они не были знакомы, но после происшествия, вновь ступая на борт самолета, старались держаться вместе.
Даже спустя год после произошедшего Жанне трудно сдержать эмоции, вспоминая об этом. 15 августа 2019 года все произошло так быстро, что пассажиры даже не успели приготовиться к аварийной посадке. «Никаких объявлений о том, что надо приготовиться к посадке, не было. Если бы они объявляли, то потеряли бы драгоценные секунды, отвлеклись. Я наблюдала за стюардессой, она сидела впереди – наискосок от нас. Она не понимала, что происходит, смотрела в иллюминатор: все тряслось, звуки непонятные. Стюардесса схватила трубку, чтобы позвонить, но в этот момент мы уже плюхнулись на брюхо. И трубка эта вывалилась у нее из рук. Так все быстро произошло, никто даже не кричал. Даже дети», – вспоминает Жанна.
Фото: предоставлено Жанной Карнауховой
По словам женщины, паники и криков в салоне не было. Экипаж действовал оперативно. Стюардессы быстро выпустили надувной трап и стали эвакуировать людей. В какой-то момент Жанна услышала: «Пропустите детей!» Женщина пропустила их вперед и вслед за детьми сама скатилась по трапу.
«Меня всю трясло, я стояла и думала, где мой муж, – рассказывает Жанна. – Всем говорят: «Отойдите подальше от самолета», но я не отхожу, мужа жду. Страшно. А он не спеша посмотрел, что возгораний нет, что все в порядке, нашел сумку с ноутбуком, которая улетела во время приземления, и потом с другого трапа вышел».
Женщина удивляется, что в момент падения у нее не было никаких мыслей, кроме того, что сейчас все разобьются. Она автоматически приняла позу пассажира при аварийной посадке.
Второе рождение
Фото: предоставлено Светланой Бабиной
У Петра Бабина на этом самолете летели жена, сын и дочь. О происшествии он узнал от родных по телефону. «Мне позвонила супруга и сказала, что они приземлились в кукурузе. Я сначала подумал, что она шутит», – рассказывает Петр. Осознание произошедшего пришло не сразу, возникали двоякие чувства: «С одной стороны, радость, что живы, с другой стороны, начинались мысли, а если бы, не дай бог, что-то произошло…»
Его супруга Светлана рассказала Москве 24, что в момент падения держала детей, которые сидели по обе стороны, и была готова действовать при возможности. «В момент падения ты просто ждешь. Я понимаю, что сейчас момент приземления будет, там никаких мыслей, это секунды. Это состояние ожидания, внутренней напряженности», – вспоминает Светлана.
Младшая четырехлетняя дочь Светланы при столкновении с землей испугалась и начала плакать. Старший 11-летний сын проявил выдержку, спокойно встал и под руководством мамы пошел к выходу. В экстренной ситуации он даже подумал о том, чтобы взять мамину сумку. Второй рюкзак Светланы взял с верхней полки мужчина, который сидел впереди. После выхода из самолета он передал рюкзак Светлане.
Тогда семья категорически отказалась лететь другим рейсом в Крым, и они поехали отдыхать в Анапу на машинах. «Это было общее решение. Дети категорически не захотели лететь, супруга тоже сказала: «Нет». В семье мы старались не думать об этом и не вспоминать. Слава богу, все обошлось, и дай бог, чтобы ни с кем таких ситуаций не происходило», – говорит Петр. Сам он периодически летает в командировки, но семья пока не готова снова подняться на борт.
15 августа семья Бабиных празднует свое второе рождение – накрывает на стол и отмечает событие. Светлана рассказала, что после произошедшего они с мужем еще раз переоценили семейные отношения. «В основном стараемся думать об этой ситуации в позитивном ключе, что все-таки нам больше повезло, а не «За что это нам?» – отмечает женщина.
Что пережили пассажиры приземлившегося в поле Airbus
Все отмечают, что экипаж действовал очень четко и не допустил человеческих жертв ни на борту, ни на земле
Сейчас восстановлена уже вся хронология этого полета, который завершился, как многие теперь говорят, чудом. Разбег по взлетно-посадочной полосе Airbus 321 уральских авиалиний начал строго по расписанию. И практически в момент отрыва, на скорости более двухсот километров в час, лайнер прошёл сквозь плотную стаю чаек, передает «ТВ Центр».
На 321-ых «аэробусах» два двигателя. По предварительным данным, один из них после столкновения полностью выключился. Второй работал с перебоями. Это отлично слышно на видео, которые снимали пассажиры из салона самолета. На необычный звук обратили внимания и на земле жители соседних с аэропортом поселков.
На борту лайнера было 226 пассажиров, среди них 41 ребенок. Восемь членов экипажа. Двое пилотов. Командир судна Дамир Юсупов. Ему 41 год. Второй пилот – 23-летний Георгий Мурзин. В баках почти 16 тонн керосина. Высота маленькая и для возвращения в «Жуковский» её явно не хватило бы.
Паника на борту улеглась достаточно быстро. Самолет сел, как говорят, на брюхо, примерно в пяти километрах от торца взлетно-посадочной полосы аэропорта.
Тормозной путь по рыхлой после дождя почве составил чуть более 100 метров. Лайнер немного подбросило, когда он преодолевал канаву. Хозяин поля на пилотов, которые немного подпортили посевы, не в обиде.
Эвакуация, хоть и экстренная, но без паники. Правда, нервы у пассажиров все-таки были на пределе. Руководили эвакуацией пилоты. Бортпроводники направляли людей, помогали детям. А потом стюардессы, стоя в зарослях кукурузы выше их роста, чуть не плакали от смущения, когда пассажиры их искренне благодарили.
Выходящих на дорогу людей уже встречали первые расчеты спасателей и машины скорой помощи. За медицинской помощью в общей сложности обратилось более 70 человек.
У большинства людей травмы оказались несерьезными. Синяки, ушибы, вывихи. Практически всех после осмотра в больнице отпустили домой, в том числе женщину, которая находится на 22-ой неделе беременности. С ней и ребенком все в порядке.
По факту авиационного происшествия Следственный комитет возбудил уголовное дело. Разбираться в причинах аварии и верны ли были действия экипажа, должен будет установить в том числе межгосударственный авиационный комитет.
Уральские авиалинии всем пассажирам, чтобы добраться до Симферополя, предложили воспользоваться тремя другими рейсами, которые отправляются в течение дня. Однако продолжить путешествие согласились не все. Две трети пассажиров предпочли билеты сдать. Несмотря на то, что все закончилось благополучно, многие до сих пор пребывают в шоке.
Дмитрий Гусев, Игорь Константинов, Сергей Давидяк и Юлия Степина, «ТВ Центр».
Посадка Airbus в кукурузном поле: как это было
Лента новостей
Все новости »
В результате жесткой посадки самолета «Уральских авиалиний» в Раменском районе пострадали более 70 человек, но опасности для их жизни нет. Глава Росавиации заявил, что решение сажать лайнер на кукурузное поле было единственно верным
«Идем правее на солнце вдоль рядов кукурузы!» — так руководил эвакуацией пассажиров Дамир Юсупов, командир Airbus, который посадил самолет в жестких условиях в кукурузном поле близ подмосковного аэропорта «Жуковский». ЧП произошло около половины седьмого утра. На борту воздушного судна находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. Чудом обошлось без жертв.
Тихое солнечное утро в камерном аэропорту «Жуковский». Его как гражданский аэропорт открыли всего три года назад. Рейс в Симферополь — первый из вылетавших в четверг. У Airbus А321 полные баки топлива.
Уже в воздухе пассажиры увидели искры около крыльев, рассказывает Карина. Она летела в Крым к родителям. Говорит, что в ближайшее время никуда лететь не хочет:
Руководил эвакуацией, судя по видео пассажиров, капитан корабля 41-летний Дамир Юсупов, который с отличием окончил Бугурусланское летное училище и Ульяновский институт гражданской авиации. Общий налет — более трех тысяч часов.
Стюардессы тоже действовали очень профессионально: успокаивали пассажиров, открыли все люки, помогали эвакуироваться, просили не брать вещи, помогали людям на земле. Расплакались, только когда все выбрались из поля на близлежащую дорогу. Пассажиры самоорганизовывались, помогали друг другу искать родных, а потом тоже не могли сдержать эмоций:
Двадцать три человека прямо с места ЧП увезли на скорой. Всего за медпомощью обратились 74 пассажира. Среди пострадавших — москвичка Светлана Бабина, она летела на море с 11-летним сыном и трехлетней дочкой.
Тех, кого не повезли в больницу, доставили в аэропорт на четырех автобусах спустя полтора часа после ЧП в сопровождении полицейского кордона. Завезли со служебного входа, всех оставили в стерильной зоне, прессу к пассажирам не пускали. После осмотра врачей, психологов и беседы со следователями начали выпускать погулять по территории аэропорта, в котором в четверг было больше журналистов, чем путешественников.
Вернувшихся с кукурузного поля можно было узнать по грязной обуви. Ко многим приезжали близкие, которые всего несколько часов назад провожали их на рейс. Багаж всем пообещали привезти к вечеру, после следственных действий. Про моральные компенсации речи пока не шло. Желающим уже в аэропорту предложили альтернативные рейсы в Симферополь из «Домодедово». Среди согласившихся был житель Крыма Степан Агапян.
— Я сидел возле аварийной двери и первым убежал подальше, через 20 минут вернулся обратно. Паники не было, все было аккуратно, народ вел себя очень хорошо. Ждали долго, 40-55 минут.
— Кому-нибудь было плохо?
— Кто может плохо себя чувствовать? Все хорошо себя чувствуют, все радуются. Обнимались, целовались. Я сидел прямо над шасси, несколько раз он пытался шасси закрывать, по-моему, я не специалист, но много летал. Мне кажется, шасси не закрывалось, и повело машину. Это длилось минут пять. Ничего не загорелось, если кто-то говорит, что загорелось, — вранье! Я летел домой, сейчас поеду в аэропорт «Домодедово» и полечу. Багажа у меня не было.
Спустя пару часов появилась информация о том, что причиной инцидента могли стать птицы, предположительно чайки, залетевшие в двигатели самолета. Пока я ждала официальной пресс-конференции руководства аэропорта, решила поехать к месту ЧП и в окрестные деревни. Над полем, где произошел инцидент, действительно постоянно летали стаи. Таксист объяснил: тут это постоянное явление — неподалеку свалка, где живет много чаек. Местные жители в разговоре замечали: чаек больше всего во время разлива окрестных рек. А вообще птиц много, потому что вокруг засеянные поля. У них в садах даже ягод не бывает — все склевывают.
Но похоже, именно поля спасли самолет от трагедии, считает заслуженный летчик, бывший капитан воздушных судов авиакомпании «Россия» Олег Серов.
Гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов заявил, что такие инциденты со стаями птиц случаются крайне редко, «может, раз в 50 лет», и что экипаж сработал слаженно и выполнил все по инструкции. Всю команду представят к наградам, сообщил глава Росавиации Александр Нерадько.