сабвуфер для маленькой комнаты
Ответы
Обратите внимание на модели сабвуферов начального уровня от фирм MJ Acoustics (например, MJ Acoustics Pro 55 MkI) или REL (например, REL T5i). К сожалению, у вас очень маленькая площадь помещения, поэтому особо низких частот ждать вам не стоит от любой модели сабвуфера. И заявленных в паспорте 15-20 Гц вы не услышите.
В помещение меньше 20м2 можно поставить саб, но ифранизкого баса не будет, поэтому можно выбрать аппаратик вроде Rel T Zero. В маленькой комнате не будет гудеть и бубнить и добавит НЧ.
Нижняя граница у REL Zero 38Гц, причем не известно по какому уровню спада АЧХ. Динамик 8″. Такой размер динамика не редкость для полочных АС И для хорошей полочной акустики это не сложная задача отыграть 40Гц, а а для сабвуфера показатель очень посредственный, я бы сказал-позор джунглям!))) Для саба нужен драйвер, как минимум 10″. При правильной настройке и размещения сабвуфера с нижней граничной частотой 20 или даже ниже Вы прекрасно все будете слышать,даже скорее не слышать, а ощущать всем телом. Очень многое зависит от расстановки АС и саб машины в самом помещении.
Это только в «теории» маленькая комната не способна «принять» и отыграть низкий бас. По моей практике в 20 м. с хорошим сабвуфером я добивался воспроизведения реального баса от 15Гц, без свякого завала АЧХ по уровню 0 Дб. А в 15 легко получить 25-30Гц, но как их получить, если саб, просто не умеет отработать эти частоты?
P.S. Если в Stereo.ru есть акустики, прошу их разрешить этот спор.
Год назад, я приводил на сайте график измерений по басу в моей комнате, где системой измерений с помощью микрофона в итоге настройки была зафиксирована линейная АЧХ от 15 Гц. Если хотите, я ещё раз продублирую эти измерения ещё раз.
Считаю, что вопрос достоин отдельной темы!
Alex, вы сильно махнули про 15 Гц. Каким образом вы оценивали частоту?
Об ограничениях, накладываемых размерами помещения можно прочитать здесь с заголовка «Объём комнаты прослушивания»
А гипсокартонные стены являются преградой на пути баса и насколько?
Serg_E
Сергей, требуется уточнение вашего вопроса, вы имеете в виду шумоизоляцию одного помещения от другого от воздушного шума? Да, будет являться преградой, в случае правильной организации конструкции (развязка, герметичность, компоненты). Понятие «насколько» достаточно субъективно, двухсторонняя облицовка в три слоя ГКЛ\ГВЛ при наличии места и невозможности возвести кирпичную стену будет хорошим решением (хотя кирпич будет еще лучше), но однослойная обшивка с одной стороны будет почти лишена смысла. Все это в любом случае не избавит вас от структурного шума, передаваемого по полу, решение проблем с которым в обычной квартире практически невозможно (из-за низких расчетных нагрузок плит перекрытия и невозможности поднять основание выше по порогам). Для себя я в качестве компромисса остановился на облицовке ГКЛ 12,5мм х2 + Роквул 60мм + 10 мм воздушный зазор, развязывал Изолонтейпом 3008, герметизировал обычным акриловым герметиком. Соседей ни разу в жизни не слышал. Бас конечно убегает, но эффект есть!
Измерения проводились с помощью комплектного измерительного микрофона системы калибровки в сабвуфере Velodyne DD-18.
Кстати, в популярном и авторитетном журнале Стереофайл измерения многих сабвуферов, проходивших тест проводилась точно таким же способом
у zero динамик меньше 8″
Конечно, 10″ динамик может дать более низкий бас, но дело не только в размерах. Мне к примеру была важна скрость нч, за глубиной о которой ведет речь Алекс я не гнался. Во первых удары по печени все же не для квартиры. В итоге что дает T Zero, хорошее дополнение к основным АС. Насчет 38 Гц, это так, но та же частота указана и для Т5, но на самом деле играет он с 30 Гц. Рел Квак получше будет, но бу и не самое новое. Поищите. Брать что то более мощное и с большим драйвером это опасность получить проблемы согласования.
Не обратил внимания на ваши АС, сорри. Беру свои слова обратно Zero не ваш вариант.
Честно, я с трудом представляю что вам с напольными АС, в таком не большом помещении нужен саб. Дело в том, что мид баса у вас должно быть в достатке, если не в избытке, а низкого баса в таком помещении получить сложно, не смотря на уверения Алекса, хотя возможно его бас машина и выдает такой бас, но это не ваш уровень. Поэтому мне представляется сомнительной сама идея. Хотя я вашу систему не слышал и конечно мои суждения очень приблизительные.
Сабвуфер у вас гудит из-за геометрии помещения. Предположу, что в 15 м2 эта проблема может не иметь решения (в соответствии с вашими представлениями о нормальной низкой частоте). При площади 13 м2 я в свое время отказался от сабвуфера (подарил обладателю более просторного помещения, в котором он не гудел).
У меня в комнате 15 м. стоят 2 саба с 12″ динамиками. Бас присутствует полнодиапазонный (правда применяется частотная коррекция внешним DSP и удачный состав ж/б стен))).
Если говорить о 20 Гц, то он отличается от того, что мы услышим, если вынести саб на улицу и слушать с расстояния 20-30 м. В комнате мы больше слышим гармоники и чувствуем вибрации, а мозг всё это интерпретирует как бас 20 Гц.
При Ваших колонках имеет смысл брать сабвуфер, если баса нет совсем, но с динамиком от 10″. Возможно стоит переставить колонки или изменить место прослушивания. У меня на старой квартире в точке прослушивания был провал по басу и никакие сабы и частотные коррекции не помогали.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Домашние сабвуферы: виды, принцип работы, лучшие производители
Колонки и сабвуфер – это неотъемлемые элементы современной акустической системы. Первые отвечают за воспроизведение звука в разных полосах частот, а второй – усиливает басы. Единственное предназначение сабвуфера сводится к добавлению нижних частот, которые активно используются в клубной, рок и других направлениях музыки. Кто был на концертах, может представлять себе данное устройство в виде огромной коробки с крупными динамиками. Домашние модели несколько отличаются от профессиональных. Материал как раз и предназначается, чтобы помочь с выбором сабвуферов для дома.
Принцип работы сабвуфера
Углубляться в принцип действия нет необходимости, достаточно понимать, что сабвуфер – это низкочастотный динамик. Он отвечает за преобразование частоты поступающего сигнала в звук. Воспроизведение басов происходит при помощи катушки, которая под действие сигнала с усилителя и магнита влияет на диффузор излучателя. Как результат – динамик создаёт низкие частоты (НЧ) звука.
Важно! Сабвуферы всегда включают крупные излучатели. Диаметр диффузора у них всегда больше, чем у колонок. Есть закономерность: чем внушительней размер динамика, тем чище оказываются НЧ. Модели с маленьким диффузором лучше воспроизводят высокие и средние частоты.
Виды сабвуферов
Наибольшее различие между низкочастотными девайсами заключается в усилителе. По типу конструкции они различаются на:
Как правильно выбрать сабвуфер для дома?
Чтобы удачно подобрать модель сабвуфера, нужно учесть размер, конфигурацию помещения и даже расстановку мебели. Все перечисленные факторы индивидуальны, их заочно определить невозможно. Несмотря на отсутствие входных данных, хочется дать несколько основных советов по выбору.
Рекомендации по подбору хорошего сабвуфера:
Важно! Выше перечислены не все характеристики, ещё нужно ориентироваться на наличие настроек, дополнительных опций, эргономику, удобство управления и т. п. Все указанные параметры играют не второстепенную роль и сказываются на конечном результате.
Лучшие производители домашних сабвуферов
На пике славы и пользуются любовью пользователей следующие бренды:
ТОП-3 сабвуфера для маленьких помещений
Сюда относятся модели с мощностью до 80 Вт. Именно они лучше всего раскрывают свой потенциал в небольших помещениях до 20 м2.
YAMAHA YST-SW012
Компактный фазоинверторный сабвуфер имеет кубическую форму и лаконичный дизайн. В основе корпуса используется дерево, которое предотвращает нежелательные искажения и сохраняет высокое качество звука. Мощность устройства равна 100 Вт при диаметре диффузора излучателя 20 см. Перечисленных характеристик достаточно для создания насыщенных и чистых НЧ. Сабвуфер относится к универсальному типу, который может войти в комплект домашнего кинотеатра, музыкального центра или любого любительского оборудования.
Характеристика | Значение |
Диапазон частот | 28-200 Гц |
Мощность | 100 Вт |
Диаметр динамика | 200 мм |
Габариты | 290x290x328 мм |
Вес | 8,5 кг |
YAMAHA YST-FSW050
Невысокий, но широкий корпус позволяет разместить сабвуфер на любой ровной поверхности без риска опрокидывания. Базовые элементы управления вынесены на фронтальную сторону и находятся рядом с отверстием для поступления воздуха. В некрупных помещениях показывает хорошие результаты как по громкости, так и качеству низких частот. Однако, практически не выдаёт низкие частоты басов, покрывает только 35-160 Гц, что обусловлено небольшим динамиком на 165 мм. Изготавливается из прочного ДВП, который для мощности 100 Вт идеально подходит.
Характеристика | Значение |
Диапазон частот | 35-160 Гц |
Мощность | 100 Вт |
Диаметр динамика | 165 мм |
Габариты | 349x175x349 мм |
Вес | 8,45 кг |
YAMAHA YST-SW216
Активный сабвуфер причисляющийся к фазоинверторному типу. По форме напоминает модель YST-SW012, но обладает некой платформой-подставкой. Идеально вливается в домашние системы благодаря чистому басу без искажений. За глубокие НЧ отвечает динамик 25 см в диаметре с мощностью 270 Вт. Покрывает большую полосу частот – от 20 до 160 Гц и обладает возможностью более точной настройки звучания с помощью элементов управления на корпусе.
Характеристика | Значение |
Диапазон частот | 20-160 Гц |
Мощность | 270 Вт |
Диаметр динамика | 250 мм |
Габариты | 350x430x382 мм |
Вес | 19 кг |
ТОП-3 сабвуфера для помещений до 30 кв. м
Перечисленные выше модели не лучшим образом подходят для помещений, площадью 20-30 м2. В подобных комнатах лучше использовать более мощные устройства.
YAMAHA YST-SW215
Поставляется со встроенным усилителем. Сабвуфер обладает мощностью 150 Вт, которой достаточно для средних и относительно крупных комнат. Обеспечивает сочный бас практически во всей полосе частот. Импульсные параметры и чистота звука сохраняется вплоть до нижней октавы. Оснащается эксклюзивной технологией Q-Bass. Её суть сводится к направлению динамика вниз. Подобное решение улучшает равномерность распространения звука на 360°. Переживать об искажениях нет необходимости, ведь в основе корпуса дерево.
Характеристика | Значение |
Диапазон частот | 28-200 Гц |
Мощность | 150 Вт |
Диаметр динамика | 200 мм |
Габариты | 290x360x322 мм |
Вес | 11,5 кг |
PIONEER S-51W
Одна из недорогих и продвинутых моделей сабвуферов, покрывающая диапазон частот в пределах 26-900 Гц. Имеет лаконичный дизайн в форме куба на ножках. Отличается хорошей динамикой и глубиной басов. Характерные гулы и звоны устройству не свойственны, работает тихо и без лишних звуков. Единственный недостаток аппарата – чувствительность к перегрузкам, в которых может появиться хрип. В обычных условиях работает исправно, за что отвечает излучатель 20 см с мощностью 150 Вт.
Характеристика | Значение |
Диапазон частот | 26-900 Гц |
Мощность | 150 Вт |
Диаметр динамика | 200 мм |
Габариты | 360x382x360 мм |
Вес | 13,5 кг |
VELODYNE IMPACT-10
Напольный фазоинверторный сабвуфер с усилителем внутри умеет выдавать качественный звук в низких и средних частотах басов. В ВЧ также показывает приемлемые результаты, но покрывает не весь диапазон, ведь работает в диапазоне 32-140 Гц. Имеет оптимальную мощность 165-275 Вт для залов площадью от 25 до 30 м2. Изготавливается из МДФ высокой прочности, материал лишь немного уступает дереву. Чтобы предотвратить возможные нарушения чистоты звука, все швы уплотнены и обработаны герметиком. В основе модели используется один динамик на 25 см в диаметре.
Характеристика | Значение |
Диапазон частот | 29-140 Гц |
Мощность | 275 Вт |
Диаметр динамика | 250 мм |
Габариты | 366x391x455 мм |
Вес | 17 кг |
ТОП-3 сабвуфера для помещений от 30 кв. м
В крупных помещениях явными фаворитами становятся следующие сабвуферы.
JAMO SUB 210
Выпускается в разных цветах: чёрный, деревянный, белый, тёмное дерево. Изготавливается в классическом дизайне с длинноходным динамиком для воспроизведения НЧ. Модель характеризуется чётким на насыщенным басом, за что отвечает усилитель. Мощность в моменты максимальной нагрузки может достигать 200 ВТ. За звук отвечает фазоинверторый излучатель на 203 мм, направленный вниз. Решение способствует увеличению звукового давления и правильному распространению аудио во всех направлениях.
Характеристика | Значение |
Диапазон частот | 38-200 Гц |
Мощность | 200 Вт |
Диаметр динамика | 203.2 мм |
Габариты | 283x313x305 мм |
Вес | 7,5 кг |
JBL STUDIO SUB 260P
Фазоинверторный сабвуфер из США характеризуется высокой функциональностью и мощностью 300 Вт. Пиковые значения могут достигать 600 Вт. Несмотря на незамысловатый дизайн, модель остаётся стильной благодаря чёрному цвету дерева и вставкам из пластика. Чтобы пластиковые элементы не ухудшали звучание, они обработаны изоляционными материалами. Активный сабвуфер покрывает диапазон 32-150 Гц, то есть сюда входит практически весь спектр НЧ.
Характеристика | Значение |
Диапазон частот | 29-150 Гц |
Мощность | 600 Вт |
Диаметр динамика | 305 мм |
Габариты | 381x445x435 мм |
Вес | 17,2 кг |
BOWERS&WILKINS ASW608
Младшая модель известной серии сабвуферов обладает рядом уникальных свойств. Сюда относится непривычная конструкция, в основе которой кевлар, бумага и специальные смолы. Материал отличается высокой прочностью и подвижностью. Динамик на 20 см с легко изгибающейся диафрагмой выдают сочные и глубокий басы. Нужны в отдельном усилителе нет, ведь встроенное устройство может выдавать 200 Вт. Система расширения басов и эквализации регулируется с помощью тумблеров на задней крышке сабвуфера.
Характеристика | Значение |
Диапазон частот | 32-140 Гц |
Мощность | 200 Вт |
Диаметр динамика | 200 мм |
Габариты | 260x260x330 мм |
Вес | 8,85 кг |
Сравниваем модели
Основные характеристики рассмотренных сабвуферов в одном месте.
Модель | Воспроизводимые частоты, Гц | Мощность, Вт | Диаметр излучателя, мм | Размеры, мм | Масса, кг | Цена, рублей |
YAMAHA YST-SW012 | 28-200 | 100 | 200 | 290x290x328 | 8,5 | 7990 |
YAMAHA YST-FSW050 | 35-160 | 100 | 165 | 349x175x349 | 8,45 | 9990 |
YAMAHA YST-SW216 | 20-160 | 270 | 250 | 350x430x382 | 19 | 24 990 |
YAMAHA YST-SW215 | 28-200 | 150 | 200 | 290x360x322 | 11,5 | 16 490 |
PIONEER S-51W | 26-900 | 150 | 200 | 360x382x360 | 13,5 | 18 390 |
VELODYNE IMPACT-10 | 29-140 | 275 | 250 | 366x391x455 | 13 | 29 990 |
JAMO SUB 210 | 38-200 | 200 | 203.2 | 283x313x305 | 7,5 | 25 990 |
JBL STUDIO SUB 260P | 29-150 | 600 | 305 | 381x445x435 | 17,2 | 37 910 |
BOWERS&WILKINS ASW608 | 32-140 | 200 | 200 | 260x260x330 | 8,85 | 39 490 |
Заключение
Для небольших помещений фаворитом на рынке является YAMAHA YST-SW216. При доступной цене в 25000 рублей, оснащается крупным динамиком на 27 см, обладает высокой мощностью и покрывает практически весь диапазон частот. Для среднегабаритных комнат целесообразно покупать PIONEER S-51W. Он выдаёт чистый и сочный бас без помех, лишних звуков. В крупных помещениях лучше всего себя показывает JBL STUDIO SUB 260P. Сабвуфер обладает большой мощность на 600 Вт и широким спектром покрываемых частот.
Куда поставить сабвуфер? Советы по установке и настройке
Содержание
Содержание
Жирный бас любят все, кроме соседей. В аудиосистемах, домашних кинотеатрах и саундбарах источником баса служит сабвуфер. Куда его поставить и как настроить так, чтобы получить самый густой и читаемый бас, не став при этом врагом всея подъезда?
В низких частотах есть нечто грандиозное и даже мистическое. Мало того, что бас улавливается не только ушами, но и ощущается всем телом, так еще и источники басовых волн в природе — масштабные события вроде гроз и землетрясений. В музыке низкочастотная составляющая — это фундамент трека, который формирует грув и кач. В фильмах и играх бас дает львиную долю вау-эффекта в экшн-сценах: взрывы, выстрелы, разрушения будут плоскими и невыразительными без низких частот.
Чтобы воспроизводить частоты от 20–30 Гц, нужны динамики по 8–10 дюймов — ящики размером с комод. Сабвуфер же позволяет сохранить низкие частоты и уменьшить габариты колонок. По сути, саб — это большой динамик в отдельном ящике. Человеческое ухо не способно уловить направление низкочастотных звуков, поэтому аудиосистемы комплектуются всего одним сабвуфером.
Проблемы с сабом
Несомненный плюс сабвуфера в том, что его не нужно располагать строго в определенной точке, как колонки. Теоретически, его можно приткнуть, куда угодно, и отовсюду будет одинаково слышно. На практике же именно с ним чаще всего и возникают проблемы: поставишь в угол — бубнит и гудит, аж стены трясутся, поставишь в центр — бас вообще пропадает. Если поставить саб на стеллаж, в шкаф, в антресоль, под стол или диван, то баса будет больше, однако он станет более гудящим и мутным.
Многое зависит от помещения: его размеров, формы и даже количества мебели. Звуковые волны — реальный физический объект, который взаимодействует с окружающим пространством, а низкие частоты несут больше всего энергии. Если комната маленькая, то энергии сложно рассеяться в замкнутом пространстве. В итоге образуются стоячие волны. Их называют комнатными модами, есть калькуляторы, позволяющие их рассчитать, исходя из габаритов комнаты.
В большой комнате моды могут быть ниже 20 Гц, такие не будут мешать. Но чем комната меньше, тем выше частоты, на которых образуются стоячие волны. Причем если проблема есть на 50 Гц, то она будет и на кратных им 100 Гц и 200 Гц.
Чтобы обнаружить моды самостоятельно, достаточно включить несколько тестовых сигналов на басовых частотах и походить по комнате. В некоторых точках (например, в углах) баса будет очень много, а в некоторых (обычно по центру) словно не будет вообще. Оно и понятно — часть волн складывается с волнами из саба, усиливая друг друга, а другая часть входит с источником в противофазу и образует пустоты. Имеет смысл запомнить эти точки, не ставить туда саб и не делать точку прослушивания.
Второй момент — сабвуфер ощутимо вибрирует при работе, а если поставить его прямо на пол, да поближе к стене, то вибрировать будет весь подъезд. Аналогично со столом или шкафом: звук распространяется в твердом веществе намного лучше и быстрее, чем по воздуху, поэтому деревянная мебель лишь усилит дрожание и вибрации. Многие сабы уже снабжены резиновыми ножками, но если дополнительно поставить его на виброизолирующую подставку, она поглотит большую часть вибраций. Такие продаются в готовом виде, но можно сделать и самому из плотного поролона.
Как найти лучшую точку для саба?
Некоторой опорной точкой можно назвать золотое сечение. Расстановка акустических систем согласно пропорции золотого сечения уменьшает влияние комнатных мод и дает наилучшие результаты. Например, можно в каждом углу отмерить прямоугольник с соотношением сторон 1:1.618, в два фронтальных угла поставить колонки, а сзади в углу — саб.
Однако лучшим способом найти идеальную точку для сабвуфера является метод научного тыка. Например, можно выделить 10 возможных вариантов для расположения саба и поочередно проверять их, таская саб туда-сюда.
Но есть лайфхак, который сэкономит силы и время:
Поставить сабвуфер в точку прослушивания и походить по комнате в поисках места, где звук будет самым жирным, детальным и разборчивым. Туда и нужно поставить саб.
Иногда такую точку найти не удается. Какие-то частоты, скажем, 40 и 80 Гц, звучат хорошо, а, например, 30 и 60 проваливаются. Решением может быть покупка второго сабвуфера, который располагается в точке, где хорошо звучат проваливающиеся частоты.
Как подружить комнату с низкими частотами?
Проблема с низкими частотами — самая большая головная боль меломанов и хоум-продюсеров. Самый простой способ обуздать бас — поглотить его большой массой пористого материала. Обычно это делают с помощью минеральной ваты. Для этого по углам комнаты (там бас накапливается сильнее всего) устанавливают басовые ловушки из минваты. Однако в небольшой комнате эти ловушки будут съедать по полметра от каждого угла. Не каждый решится на такой шаг.
Если проблема с какой-то одной частотой или диапазоном частот, который звучит заметно громче, более эффективными будут резонаторы. К примеру, диафрагмальный резонатор имеет не очень большие размеры, вешается на стену и представляет собой глухую коробку с фанерой спереди. Внутри находится кусок минваты. Мембрана из фанеры входит в резонанс с нужным диапазоном частот и поглощает их энергию. Рассчитать такой можно с помощью специального калькулятора.
Резонатор Гельмгольца — многие слышали этот термин, а некоторые автолюбители даже используют такую штуку для подавления гула прямотока. В домашней и студийной акустике резонаторы Гельмгольца примеряются, чтобы ювелирно вырезать определенную частоту в басовом диапазоне. Резонатор выглядит как полый ящик или сосуд с дыркой, в нее попадает аудиоволна, прибор входит с ней в резонанс и «съедает» ее. Если сделать полый ящик и обить его спереди досками, между которыми оставить щели в 0,5–3 см шириной (или просто просверлить дырки разного диаметра), то получится резонатор Гельмгольца, работающий в определенном диапазоне частот.
Все это профессиональные методы, которые отнимут много сил и времени. Есть и простые, хоть и менее эффективные способы:
Как настроить сабвуфер?
Если даже в наилучшей точке сабвуфер звучит «грязно», а звук словно рассыпается на составляющую колонок и саба, то дело может быть в настройке. Параметров немного, но они важные.
Кроссовер
Эта та точка на АЧХ, с которой сигнал будет становиться тише в колонках и громче в сабвуфере, проще говоря — эдакая склейка частот. Здесь все зависит от того, какие динамики установлены в колонках. Если это маленькие сателлиты, склейку можно сделать в районе 150–200 Гц, но если это большие напольные колонки с динамиками 4–6 дюймов, то в районе 60–80 Гц, а если 8–10 дюймов — то в районе 40–50 Гц.
Производители профессиональной аудиотехники также рекомендуют найти минимальную воспроизводимую частоту и умножить ее на полтора. К примеру, колонки могут звучать до 40 Гц, тогда срез нужно сделать на 60 Гц.
Громкость
Отвечает за количество низкочастотной составляющей в сигнале. Начать можно с 12 часов, а потом крутить по вкусу. Также можно использовать измеритель шума на смартфоне: с помощью тестового сигнала измерить уровень колонок, затем отключить и подогнать под это значение саб.
Чтобы получился хороший звук, динамики колонок и сабвуфера должны двигаться одновременно друг с другом в одном и том же направлении. Поэтому на сабе есть регулятор полярности фазы. Если расположить его напротив колонок, нужно развернуть фазу на 180 градусов, чтобы звуковые волны от обоих источников усиливали друг друга, а не взаимовычитались.
Иногда фазу можно не только развернуть, но и регулировать реостатом, что позволяет настроить ее идеально точно. Для этого есть лайфхак: нужно встать посередине между сабом и одной из колонок (вторую можно выключить) и попросить друга покрутить регулятор фазы. На треке, насыщенном низкими частотами, будет заметно, как эти низкие частоты смещаются то к колонке, то к сабвуферу. Ручку фазы нужно оставить в положении, когда бас будет посередине между колонкой и сабом.
Если в арсенале есть шумомер, можно применить другой способ. Для этого надо запустить тестовый сигнал на частоте стыка колонок и саба (к примеру, 50 Гц), расположить шумомер в точке прослушивания и подвигать саб, пока прибор не покажет ноль — волны будут в противофазе. Остается только щелкнуть тумблером, развернув фазу на 180 градусов.
Сабвуфер и альтернативы
Чтобы подобрать саб, стоит ориентироваться на размеры комнаты:
Но прежде, чем выбирать, стоит посмотреть на комнатные моды и задать себе вопрос о том, нужен ли саб в принципе. Не все меломаны любят сабвуферы: кто-то считает, что он годится лишь для того, чтобы долбить дабстепом в соседей, кому-то не удается подружить его с комнатой, а кто-то вообще находит больше красоты в средних и высоких частотах, ведь именно там лежит большинство инструментов, включая самый важный — вокал. Здесь также стоит помнить, что большая часть музыки сводится на мониторах ближнего поля, которые редко играют ниже 50 Гц. Так что поиск треков с жирным и разборчивым басом может стать проблемой (здесь — небольшая подборка).
Альтернативой сабвуферу могут стать колонки с динамиками от 7-8 дюймов — они воспроизводят частоты до 30–40 Гц. В большинстве своем это напольные стереосистемы, но бывают и полочные. И, конечно, не стоит забывать про студийные мониторы с восьмидюймовыми динамиками. Они дают нейтральный, но очень детализированный звук, без горбов и провалов на АЧХ.
Заключение
Так или иначе, сабвуфер сегодня остается самым популярным способом получить впечатления от низких частот. И если у меломанов еще есть альтернативы, то домашний кинотеатр или саундбар невозможно представить себе без саба. Правильный подбор, установка и настройка этой простой, на первый взгляд, коробки многократно усилит производимый ею эффект и избавит от конфликтов с соседями и домочадцами.