роскошная квартира в ссср
Шик по-советски: фотографии элитных квартир времен СССР
Советский союз не отличался особой заботой о бытовом комфорте граждан. Дома с малогабаритными квартирами строились по единому стандарту, мебель и предметы обихода изготавливались исключительно с оглядкой на практичность, но никак не на эстетику. Тем не менее, и в СССР была своя «олигархия», а значит — появлялись нетипичные, богато обустроенные квартиры. Так какой он, советский шик в интерьере?
С падением царского строя дворцы с вычурной лепниной и антикварной мебелью превратились в коммунальную собственность рабочих.
Особенно ярко это проявилось в Санкт-Петербурге — изящество XIX века до сих пор соседствует там с советским практицизмом и современными технологиями.
Собственное жильё, и, тем более, квартиры с несколькими комнатами, были доступны только интеллектуальной и творческой элите. К примеру, домашний кабинет В. В. Маяковского выглядел так:
В конце 30-х — начале 40-х годов развернулось масштабное строительство нового жилья. Появились первые «модные тенденции» вроде кружевных салфеток на всех горизонтальных поверхностях.
Импортная мебель не завозилась, а отечественная промышленность предлагала лишь артельные «поделки» и кровати на железной сетке.
Отдельная ванная комната по-прежнему оставалась для многих недостижимой целью — они прочно войдут в обиход лишь в 60-х годах.
А вот такое подобие будуара до конца существования СССР будет считаться буржуазным излишеством.
В начале 50-х годов квартиры самых влиятельных людей Союза выглядели подобным образом:
К примеру, на фотографии ниже — квартира Аллилуевых, ближайших родственников И. В. Сталина.
А на этом снимке — фото из хроники ТАСС со счастливой советской семьей 50-х годов. На деле, такой уровень жизни тогда могла позволить себе лишь малая часть населения.
На стыке 50-х и 60-х годов выделяется новый советский стиль — конструктивизм. «Идеальная квартира» в этом стиле виделась дизайнерам того времени такой:
К концу нового десятилетия артельная и антикварная мебель уступают место «ширпотребу» из ДСП, а новым предметом для зависти становятся импортные гарнитуры: польские, чешские, немецкие.
Тогда же выделяется ещё один неотъемлемый аксессуар богатой советской квартиры — телевизор.
Шикарные квартиры постепенно «обрастают» мелочами вроде статуэток, ваз, сервизов, светильников, радиол, комнатных растений. Это можно заметить и в культовых советских фильмах.
Музыкальные центры перестают быть чем-то сказочным и «идут в народ».
Как, собственно, и другие электроприборы.
В 70-х появляется первая действительно удобная мягкая мебель, хотя её всё ещё отличают совершенно дикие цвета и формы.
В моду входят перегородки, делящие большие комнаты на комфортные зоны.
Новоявленные богачи отказываются от ковров на стенах, предпочитая более классические изящные формы, например, такие:
В 80-х годах заканчивает формироваться тот стиль, который известен сегодня под именем «советского модернизма».
Именно он характерен большинству квартир, которые не ремонтировались с советских времен.
В любой стране существует классовое неравенство, но в СССР пропасть между теми, кто живёт припеваючи, и теми, кому не повезло, была не столь разительно огромной, как в других государствах.
Жильё в СССР. Интерьер и быт.
История коммуналок началась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большие многокомнатные квартиры среднего класса дореволюционной России пролетариат. В первые годы своего существования советская власть, обещавшая дать рабочим фабрики, убедилась, что она не в состоянии предоставить им даже отдельное жилье. Особенно актуальной проблема стала в крупных городах, население которых росло ударными.
Кадр из фильма «Собачье сердце»
Показательна картина К. С. Петрова-Водкина «Новоселье» (1918):
Здесь довольно подробно показано столкновение старого аристократического быта и переехавших в нетрадиционное для них жилище представителей трудящихся, новых хозяев жизни. Большая зала с паркетным полом, на котором новые жильцы расстелили деревенские дорожки, рядом с огромным зеркалом и развешанными на стенах масляными картинами в золоченых рамах, поставлены табуретки вперемешку с резными стульями. Предметы быта противоположных социальных слоев ведут свой немой диалог, вторящий реалиям социальной жизни.
Это советское жилищное ноу-хау на долгие года определило не только быт граждан СССР, но и стало частью городской субкультуры. Жилье, задумывавшееся как временное, умудрилось пережить Союз.
Комната в коммунальной квартире, 1950-е
Действие некоторых советских фильмов происходит именно в коммунальных квартирах. Из самых известных: «Девушка без адреса», «Покровские ворота», «Пять вечеров».
Сталинские квартиры 1930-1950-х
После прекращения 15-летних экспериментов по созданию новой эстетики и новых форм общежития в СССР с начала 1930-х на два с лишним десятилетия установилась атмосфера консервативного традиционализма. Сначала это был «сталинский классицизм», который после войны перерос в «сталинский ампир», с тяжелыми, монументальными формами, мотивы которых брались нередко даже из древнеримского зодчества.
Интерьер квартиры в сталинской высотке, 1950 г.
Но для того чтобы получить такую квартиру в таком доме надо было быть в «обойме», или как это назовут позже входить в номенклатуру, быть видным представителем творческой или научной интеллигенции. Правда следует отметить что некоторое число простых граждан всё-таки получала квартиры в элитных домах.
Какими были квартиры 50-х многие хорошо представляют по фильмам тех лет или по собственным воспоминаниям (у бабушек и дедушек такие интерьеры нередко сохранялись до конца века).
Кадр из фильма «Добровольцы», 1958 г.
Прежде всего, это шикарная дубовая мебель, рассчитанная служить нескольким поколениям.
«В новой квартире» (снимок из журнала «Советский Союз» 1954 г.)
Хотя на снимке явно не рядовая квартира, такие буфеты были у многих обычных советских семей.
Кадры из фильма «Разные судьбы», 1956 г.
Те, кто был побогаче, заставляли коллекционным фарфором ленинградской фабрики.
В главной комнате чаще весел абажур, роскошная люстра на снимке выдаёт довольно высокое социальное положение хозяев.
Кадр из фильма «Разные судьбы»
Интерьеры сталинских квартир можно также увидеть на полотнах художников тех лет, написанных с теплотой и любовью:
Очень характерный абажур и кружевная скатерть на круглом столе.
Новогоднее застолье в семье ленинградского рабочего, 1955 г.
Сергей Михалков с сыном Никитой, 1952 г.
Настоящей роскошью для 50-х был собственный телефон в квартире.
Его установка была важным событием в жизни советской семьи.
На этом фото 1953 г. как раз запечатлён такой радостный момент в одной из московских квартир:
В середине 50-х в быт советской семьи постепенно стал входить телевизор, сразу заняввший почётное место в квартирах.
Фотограф Peter Bock-Schroeder, Москва, 1956
Кадр из фильма «Добровольцы»
В новом доме на Боровском шоссе, 1955 г.
В конце 1950-х начнётся новая эра. Миллионы людей начнут переселятся в свои индивидуальные, пусть и совсем крохотные, квартиры-хрущёвки. Там будет уже совсем другая мебель.
1955-й был переломным годом, поскольку именно в этот год принято постановление об индустриальном домостроении, положившее начало эпохе хрущёвок. Но в 1955-м строили ещё «маленковки» с последними намёками на добротность и архитектурную эстетику «сталинок». Сталинок на всех хватить не могло, по определению.
Строительство домов — «хрущевок» было начато в 1959 году, а закончено в восьмидесятых. Обычно в квартирах таких домов находится от одной до четырех комнат, которым больше подошло бы название «клеток».
Но хрущевка, как её не ругай, стала первым в послереволюционные годы жилищем для народа.
В новой квартире. Кадровый рабочий завода «Красный Октябрь» Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956 год
Картинка из букваря
Дизайн сервантов был одинаковый, его поверхность была полированной, согласно моде того времени, стёкла были раздвижные. И все они отличались одной особенностью – открыть стекло серванта было очень затруднительно. Служило данное чудо для хранения посуды и сувениров.
Обязательный атрибут советского серванта:
Или ещё вот такой милый набор, знаю что у многих он и сейчас хранится как семейная реликвия:
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
И снова слоники, когда-то они вовсю продавались в универмагах в отделах подарков или посуды.
От серванта бросаем свой взгляд на кресла и журнальный столик. Кресла, ну что можно о них сказать. Только то, что они были удобные, с обивкой частенько довольно ядовитых цветов – и взгляд радовали и комфорт создавали.
Учитывая, что в наших квартирах, тех лет, гостиная чаще всего была совмещена со спальней родителей, то во многих из них стояли трюмо. Незаменимый предмет интерьера, о котором мечтала каждая советская женщина. И сегодня еще многие помнят старую советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней.
А вот изделия более давних эпох наоборот, привлекают проработкой деталей и высоким качеством материала.
Такие ковры часто вешали на стены гостиных, спален:
А вот так примерно выглядела кухня и никакой тебе мебели:
Каждый из заводских поселков представлял собой несколько каменных зданий капитальной постройки и множество деревянных бараков, в которых и проживала подавляющая часть его жителей. Их массовая постройка началась одновременно со строительством новых и реконструкцией старых заводов в годы первой пятилетки. Барак — это быстро возводимое и дешевое жилье, построенное с пренебрежением к сроку службы и к удобствам, в большинстве случаев с общим коридором и печным отоплением.
Комната в одном из бараков Магнигорска
Водопровод и канализация в бараках отсутствовали, все эти «удобства», как говорится, находились во дворе барака. Барачное строительство рассматривалось как временная мера — рабочих новых гигантов индустрии и расширяющих производство старых заводов необходимо было срочно обеспечить хоть каким-то жильем. Бараки, как и общежития, делились на мужские, женские и на бараки семейного типа.
В этой музейной экспозиции воссоздана обстановка комнаты барака тех лет.
Для современного избалованного комфортом горожанина это жилье покажется совершенно неудовлетворительным, особенно учитывая, что бараки были перенаселены уже в 1930-е годы, а в суровые военные 1940-е ситуация еще больше ухудшилась в связи с эвакуацией. Барак не предполагал возможности уединиться, спокойно посидеть за столом с семьей или с ближайшими друзьями. Физическое пространство барака формировало особое социальное пространство и особых людей, это пространство населявших. Но даже такое жильё люди стремились обустроить наилучшим образом, насколько это возможно, и создать хоть какое-то подобие уюта.
Кадр из фильма «Девчата»
В Москве такие дома просуществовали до середины 70-х годов, а в более отдаленных городах в таких домах, основательно обветшавших, люди проживают до сих пор.
Новые квартиры 70-80-х
Дома – «брежневки» появились в Советском Союзе в семидесятых годах. Обычно их строили не в ширину, а в высоту. Обычная высота «брежневки» была от девяти до 16 этажей. Бывало, что даже возводились и более высокие дома.
Дома – «брежневки» в обязательном порядке оборудовали лифтом и мусоропроводом. Квартиры располагали в так называемых «карманах», в каждом таком «кармане» обычно было две квартиры. Первоначальное название «брежневок» было «квартиры улучшенной планировки». Конечно, по сравнению с «хрущевками» такие квартиры на самом деле имели улучшенную планировку, но если сравнить их с со «сталинками», то было вернее назвать их «ухудшенным вариантом». Размер кухни в таких квартира от семи до девяти квадратных метров, потолки гораздо ниже «сталинских», количество комнат может быть от одной до пяти.
Итак, заходя в типовую квартиру 70-х годов мы могли видеть интерьер, состоящий из дивана и «стенки», стоящие напротив, двух кресел и журнального столика, полированного стола – причем все расставлено у всех одинаково, т.к. планировка не оставляла простора для фантазии. Это означало Жизнь удалась..
Особенно ценились стенки импортные, из стран СЭВ разумеется. На стенку долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные ««гэдээровские», чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей. Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века.
Эти стенки порой занимали чуть ли не полкомнаты, но не иметь ее было нельзя, ибо она из разряда корпусной мебели как-то незаметно перешла в разряд объекта престижа. Она заменила собой несколько видов мебели и дала толчок к появившейся моде на коллекционирование хрусталя, книг и пр. Чем-то же надо было заполнять полочки с красивыми стеклянными дверцами!
Все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.
Неизменный атрибут гостиной: трехъярусная люстра с пластмассовыми висюльками:
Для многих семей это было спасением. Иногда, гостиная комната вечером превращалась в спальню: диван-кровать, кресла-кровати. А утром комната вновь превращалась в гостиную.
Кадры из фильма «Москва слезам не верит». Такой интерьер в 80-е годы в СССР считался просто высшим пилотажем.
А такой интерьер как в квартире Самохвалова в фильме «Служебный роман» также являлся предметом зависти простых советских граждан.
На сегодняшний день мнения о советской мебели неоднозначны, хотя многие продолжают пользоваться сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. Одни говорят о высоком качестве и эргономичности, другие- о грубом исполнении и абсолютном отсутствии эстетических качеств. Но Советский Союз –это наше прошлое, которое останется неизменным независимо от того, как мы к нему будем сегодня относиться. А через пятьдесят лет наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против». Но этот этап необходим для нашего будущего, так же как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.