ритуалы в психологии это
Девушке этой лет восемнадцать. Она улыбчива, увлеченно повествует о своей работе воспитательницы в детском садике, о проказах детей. Проходит минут 20, а она все еще не объяснила, почему пришла в кабинет, на двери которого висит табличка «Психотерапевт». И вот, смущаясь и запинаясь, она начинает рассказывать.
С детства подвижная, общительная жизнерадостная, она отличалась тем, что просто не умела обманывать. Даже по мелочам, даже в ущерб себе. Опаздывая, она не ссылалась на проблемы с транспортом, а честно говорила, что проспала. На работе она исполнительна во всех мелочах и действует строго по всем предписаниям. Ее любят и ценят именно за “сверхнадежность”. Но пару месяцев назад, ей показалось, что если она пристально посмотрит кому-то в глаза, то с этим человеком что-нибудь произойдет.
С тех пор, она отводит глаза от собеседника, словно оберегая его от несчастий. А еще через две недели появились “ритуалы”. У нее возникало непреодолимое желание вернуться и снова пройти какой-то участок дороги – “иначе что-нибудь случится”. Одежду тоже теперь надо было вешать особым образом.
Покидая дом, она четырежды проверяла свет, газ, замок входной двери, но все равно, часто приходилось возвращаться с половины пути из-за навязчивой мысли – “а вдруг что-то забыла”. И когда, для того, чтобы с многочисленными возвратами добраться до работы, требовалось потратить почти полдня, она, наконец, решила обратиться к врачу. Она прекрасно понимает всю безосновательность навязчивых мыслей, всю странность своего поведения и от этого ей очень страшно – “кажется, у меня поехала крыша”.
После первой же беседы ей становится легче. Прежде всего, для нее было важно узнать, что это заболевание не такая уж редкость. То, что происходит с этой симпатичной девушкой, носит название “обсессивно-компульсивный невроз”, который встречается у 3-5 % населения. А определенные черты характера – такие как внутренняя негибкость, чрезмерная обязательность, стремление ни на йоту не отступить от инструкций – предрасполагают к манифестации этого невротического расстройства. Несколько недель лечения антидепрессивным препаратом привели к полному исчезновению навязчивых симптомов.
И вновь, немного надежды и успокоения появляется в ее искаженной испугом душе, когда она узнает, что происходящее с ней вполне объяснимо. Ее невротические расстройства называются “контрастные навязчивости” и механизм их возникновения сводится необыкновенно интенсивному страху повредить тому, что нам дороже всего. Этот страх доводит человека до неверия самому себе, которое, в свою очередь, связано с постоянным самоукорением. Примерно так же у глубоко верующих людей возникают так называемые “хульные мысли”, когда в храме, помимо воли, в голову лезут ругательства в адрес святых.
Иногда такие прихожане начинают считать себя величайшими грешниками или даже бесоодержимыми, но опытные священники разъясняют, что это просто одна из особенностей загадочной человеческой психики – парадоксальная психологическая реакция по отношению к эмоционально значимым душевным ценностям.
Как невротическое заболевание, обсессивно-компульсивное расстройство, проявляется навязчивыми мыслями (обсессиями) и навязчивыми движениями – ритуалами (компульсиями). Ритуалы могут включать в себя постоянное стремление мыть руки, многочисленные перепроверки привычных действий, пересчитывание предметов – окон в домах, количества проходящих мимо брюнеток или складывание цифр номеров проезжающих автомобилей. При этом обязательно загадывается желательный результат – например, если получившееся число окажется четным, значит все должно быть хорошо.
При этом выполнение ритуалов приводит лишь к краковременному сбрасыванию постоянно копящегося напряжения. Компульсии варьируют в своей интенсивности от безвредных, как, например, свойственное многим стремление перешагивать трещинки на асфальте, до чрезмерно интенсивных ритуалов, выполнение которых полностью выбивает человека из жизненного ритма. Этому заболеванию равно подвержены мужчины и женщины, при этом, как мы говорили, некоторые особенности личности увеличивают риск возникновения данного невроза. Личности такого типа получили название психастенических и основной их чертой является тревожная мнительность, нерешительность и склонность к сомнениям.
Часто такие люди отличаются сверхдобросовестностью и особой пунктуальностью до педантизма, что в какой-то мере, позволяет им уменьшить внутренние колебания недоверчивости. Лечение обсессивно-компульсивного расстройства происходит по двум направлениям. Во-первых, психотропные средства здесь оказываются, как правило, весьма эффективны. Использование таких препаратов как анафранил или прозак позволяет существенно уменьшить частоту и интенсивность ритуалов и навязчивых страхов. Хорошие перспективы открываются при использовании психотерапевтических техник. Расскажем лишь об одной из них. Это методика “парадоксальной интенции”, при которой пациенту предписывается намеренное преувеличивание навязчивых симптомов, что удивительным образом приводит к их исчезновению.
Вспоминается успешный случай излечения тяжелого и длительного невроза, буквально за одну психотерапевтическую встречу. Наша пациентка испытывала навязчивый страх непроизвольного мочеиспускания в общественных местах, вследствие чего около года не выходила из квартиры. Тогда ей было предложено приобрести для себя “памперсы” и действительно попробовать помочиться вне дома.
Как следовало ожидать, испытав ощущение защищенности в “памперсе”, ей совершенно не захотелось выполнить задание психотерапевта, что собственно и было нужно. С тех пор она больше не вспоминала о своем страхе, убедившись, что может полностью контролировать себя. Итак, какие рекомендации можно предложить, если человек начинает испытывать беспричинные неадекватные страхи или все чаще следовать особым “приметам”.
Белорусов С.А.
Придумана вакцина против укуса клещей
От раздражения губ до рака груди: причины не пользоваться просроченной помадой
Исследование подтвердило «гипотезу бабушки» и доказало, что забота бабушек полезна для детей
В США испытывают первую в мире вакцину от болезни Альцгеймера
Качество воздуха в наших домах может быть в 5 раз хуже, нежели на улице
Кофе и чай способны защитить пожилых людей от инсульта и деменции
Психология ежедневного ритуала
Психология ежедневного ритуала
У каждого народа, есть свои верования и приметы. Они были созданы людьми незапамятные времена, когда из-за невозможности объяснить, оживлялись все явления природы и поведения животных… И сегодня, в век новых технологий и научного развития мы так же верим в существование каких-то «высших сил» наделяя явления природы и случайные события некой «провидческой силой». Не секрет, что сегодня возрос интерес к эзотерикам и приметам. Что же нас привлекает? Почему мы продолжаем верить в сверхъестественное и полагаться на суеверные приметы?
Даже образованные и известные люди не, при всем их благополучии, не гнушаются прибегнуть к неким «шаманским пляскам» древних, «безграмотных» чародеев и ведунов. А порой придумывают свои, индивидуальные ритуалы. Так, например, известно, что все выдающиеся спортсмены очень суеверны: нестираные футболки, «заветные» кулоны, своеобразные движения руками, определенное количество отбитого об пол мяча, молитвы… и т.д. … Выполнение четкого, определенного набора действий (некоего ритуала) перед выступлением и у спортсменов, и у артистов, и даже у летчиков испытателей и многих иных профессий – это неотъемлемая, а порой и основополагающая часть не только рабочего времени, но и всей жизни…
Почему так происходит, для чего нам нужны ритуальные действия и что в них скрывается?
Почему так происходит?
Во-первых, при выполнении четких и последовательных действий, мы удовлетворяем свою потребность в упорядоченности и структурировании своих действий, находим способы контроля над ситуацией и мыслями.
Во-вторых, выполнение повторяющихся действий является отвлекающим моментом нашего сознания от деструктивных переживаний и стрессовых ситуаций. Происходит блокировка страха, уменьшается паника и повышается уверенность в себе.
В-третьих, ритуальное действие имеет для человека символическое, сакральное значение, запечатлённое в генетической памяти, придает ощущение осмысленности в своих действиях, координирует человека, вселяет чувство уверенности и является прекрасным инструментом релаксации и размышления.
Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности cемьи
В современной психологии накопилось большое количество исследований по проблемам развития семьи, нарушений функционирования семьи, детско-родительских отношений и т. п. Вместе с тем, исследователи отмечают, что в условиях социальной нестабильности большинство людей испытывают острую потребность в принадлежности к более устойчивым общностям, среди которых первое место принадлежит семье.
В родительскую семью человек включается по факту рождения и идентифицируется с ее членами в процессе воспитания и усвоения семейных традиций. Стабильное функционирование супружеской семьи нуждается в опоре на средства, усиливающие ее сплоченность. Психологическими средствами поддержания внутрисемейных отношений могут стать ритуалы как вновь созданные и значимые для всех членов семьи формы взаимодействия.
Используя понятие «ритуал», следует выявить его содержание и отграничить от терминов, близких по значению. Так, согласно общепринятым взглядам, традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения. Обряды – это традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человека (обряды инициации, брачные обряды, сельскохозяйственные, календарные и др.). Обычаи – это стереотипный способ поведения, который воспринимается в определенном обществе или социальной группе как привычный для членов этой группы (обычай деревенских жителей ложиться рано спать). Привычка – это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности (чистить зубы).
В отличие от перечисленных терминов, ритуалы – это понятие, введенное в психологию развития Э. Эриксоном (1966). Согласно его теории, ритуалы – это повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия. Ритуалы – это формализованные, стереотипизированные,.индивидуализированные формы взаимодействия между людьми, их значение не выступает в качестве объекта рефлексии участников взаимодействия. В соответствии с законом биполярности, по Э. Эриксону, существуют ритуалы и ритуализмы. Следующие отличительные признаки характеризуют подлинные ритуалы:
Подлинные ритуалы играют особую роль в идентификации личности с коллективом. Они способствуют сплочению группы. В противоположность этому, ритуализмы – повторяющиеся действия, из которых выхолощено (исчезло) духовное содержание, они носят дисфункциональный характер.
В способности к ритуализации межличностных отношений Э. Эриксон видел возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях.
В педагогической системе А. С. Макаренко (1951) ритуалам и традициям отводится особая роль в идентификации личности с коллективом и его сплочении. В качестве примера можно назвать ритуал приема в колонию, сопровождающийся торжественным сжиганием лохмотьев вновь прибывших; выдача форменной одежды; неукоснительное соблюдение почести знамени; специальная терминология и др. Так, на практике, намного опередившей теорию, было показано, что подлинные ритуалы способствуют нормативному регулированию функционирования группы, координируют поведение каждого для достижения общей цели.
Семейные ритуалы были предметом изучения в Миланской школе системной семейной психотерапии (М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккин, Д. Прата и др.). Здесь были выделены следующие типы семейных ритуалов:
В соответствии с временной характеристикой представлены также виды семейных ритуалов. Это минимизированные ритуалы, связаные с неприятными переживаниями для членов семьи:
Семейные ритуалы могут выступить в качестве психологических орудий или средств в формировании сплоченности внутрисемейных отношений.
Сплоченность как интегральная характеристика семьи включает в себя определеную степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу, а также сформированность семейного самосознания, когнитивный аспект которого – образ «Мы», а аффективный аспект – чувство «Мы». В исследованиях Д. Олсона выделено четыре уровня сплоченности семьи.
Д. Олсон считает, что раздельный и объединенный типы семьи являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное функционирование семьи. Семьи с разобщенным и запутанным типом сплоченности являются проблемными.
В концепции М. Боуэна неадекватно сплоченная семья характеризуется сверхблизостью членов семьи, чередующейся с периодами взаимного отчуждения, эмоциональной зависимостью членов семьи друг от друга и регидностью отношений между ними.
Согласно нашему предположению, семейные ритуалы могут быть тем инструментом (психологическим орудием, по Выготскому), который поможет изменить устойчивые, но нефункциональные способы взаимодействия в семье. Анализ литературных источников, раскрывающих особенности гармоничной и дисфункциональной семьи (М. Боуэн, В. Н. Дружинин, К. Витакер, В. Сатир, А. С. Спиваковская и др.), позволяет конкретизировать понятия функционального и дисфункционального ритуала в семье.
Функциональные ритуалы представляют собой нормы (образцы, способы) конструктивного взаимодействия членов семьи, основанные на соглашении между ними и возобновляющиеся через определенные промежутки времени в повторяющихся обстоятельствах. Они могут включать конкретные действия в их ролевой и временной последовательности. Функциональные ритуалы отличаются гибкостью, они соответствуют индивидуальным нуждам членов семьи и приемлемы для них. Функциональные ритуалы способствуют поддержанию сплоченности семьи на сбалансированном уровне.
Дисфункциональные ритуалы представляют собой способы неконструктивного поведения, периодически повторяющиеся в семье. Они закрепляют неэффективные отношения между членами семьи и не соответствуют потребностям личностного роста. Дисфункциональные ритуалы отличаются ригидностью и способствуют поддержанию завышенного или заниженного уровня сплоченности семьи.
В нашем эмпирическом исследовании проведен опрос двух групп взрослых людей о ритуалах, имеющих место в родительской и супружеской семье. Группа А – студенты Арзамасского государственного педагогического университета, живущие в родительской семье (195 человек).
Группа Б – люди от 25 до 45 лет, имеющие семью и ребенка (62 человека). Эта группа влючает четыре подгруппы:
люди, состоящие в браке;
люди, находящиеся в разводе;
матери-одиночки;
вдовы/вдовцы.
В ходе опроса выявлялись семейные ритуалы в родительской и супружеской семье, их роль в жизни семьи, мотивация к сохранению ритуалов родительской семьи в будущей супружеской семье. Было получено описание 672 семейных ритуалов. Несмотря на заинтересованое отношение респондентов к опросу, обнаружились трудности вычленения ритуалов из обыденной жизни. Как правило, участники опроса не задумывались о значении семейных ритуалов. Опрос помог им по-новому посмотреть на этот феномен и оценить его значение в жизни семьи. Заметим, что для наших респондентов слово «ритуал» имеет более узкий, житейский смысл, и для того чтобы выявить повторяющиеся события, имеющие значение для всех членов семьи, во время беседы мы использовали словосочетание «традиционные события».
На рис. 1 представлена частота упоминаемых семейных ритуалов в группе А.
Приведем примеры семейных ритуалов респондентов группы А:
«Причащаемся в церкви преред новым учебным годом», «27 ноября отмечаем престольный праздник нашего села», «Каждую весну папа ездит на рыбалку на Волгу. После его приезда в первый же день мы устраиваем рыбный праздник – жарим рыбу, ставим ее на стол прямо на сковороде. Варим уху и едим ее деревянными ложками», «На День Победы идем на кладбище на могилу к дедушке, участнику ВОВ», «Хлеб в семье режет только папа – он главный в семье», «День Семьи – день свадьбы родителей», «Фотографии на память в день рождения», «На каждый праздник отец готовит свое коронное жаркое», «Отмечаем дедушкино второе рождение – выздоровление после тяжелого ранения во время войны», «У нас есть традиционное воскресное блюдо», «Обмываем покупку новой вещи», «Каждый вечер папа приходит с работы и приносит шоколадку, и мы вместе пьем чай», «Задушевные песни за столом, на природе», «1 сентября обязательно покупаем торт».
Семейные ритуалы респонденты связывают, прежде всего, со сплоченностью семьи, формированием позитивного эмоционального фона, психологического комфорта. Оценивая роль ритуалов в жизни семьи, респонденты говорили:
«Благодаря традициям, семья станет более сплоченной», «Они делают нас добрее друг к другу», «Умножают радости, умение доставлять удовольствие своим родным», «Дают возможность встречи всех родственников, многие из которых живут в разных городах».
На рис. 2 представлена оценка функции семейных ритуалов респондентами группы А.
Анализ ответов людей, имеющих или имевших супружескую семью (группа Б), позволил показать, что репертуар семейных ритуалов отличается в зависимости от типа семьи. Респонденты из полной семьи чаще всего называют, эмоционально и подробно описывают разнообразные ритуалы, связанные с жизнью семьи, с общепринятыми и семейными праздниками:
«Муж – хозяин гаража, погреба, прихожей в доме: чистит обувь, верхнюю одежду, убирает несезонную обувь», «На Новый год все вместе наряжаем елку, приглашаем Деда Мороза, кладем подарки под елку», «Отмечаем день свадьбы каждый год – дарим друг другу подарки, организуем ужин при свечах», «Стараемся выходные проводить с семьей, еще лучше – на природе», «Играем в карты», «В пятницу всей семьей идем в баню, пьем пиво с рыбой», «Вся семья всегда ужинает вместе», «Каждый вечер стараемся устроить маленький праздник. Покупаем вкусности, пьем чай, обсуждаем прошедший день (только вечером у нас есть час-два, которые мы проводим вместе)».
Респонденты из неполных семей чаще всего называют ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и семейных праздников: «На день рожденья печем пирог, вечером собираемся вместе», «Дочь кормит крысу и убирает ее клетку, а сын ухаживает за котом» (рис. 4).
Матери-одиночки указывают только ритуалы, связанные с встречей семейных праздников, общепринятых праздников и совместным отдыхом: «Хорошо встречать гостей», «Отмечаем день рожденья дочери с ее подругами, готовим развлекательную программу» (рис. 5).
В семьях вдовы (вдовца) называются ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и празднованием семейных событий: «Каждый член семьи убирает за собой сам: моет посуду, убирает постель», «Наши летние дни рожденья всегда отмечаем на природе, у воды» (рис. 6).
На основе высказываний респондентов группы А и группы Б о частоте, разнообразии и роли ритуалов в их семейной жизни были выделены уровни сплоченности семьи. Критерием иерархической последовательности уровней сплоченности служит количество существующих в семье различных типов семейных ритуалов (от 0 до 10).
«Сплоченность 10–9» отличается не только большим количеством названных ритуалов, но и их подробным эмоциональным описанием. Часто упоминалась взаимопомощь, хорошие отношения в семье, совместная деятельность членов семьи.
На уровне «Сплоченности 8» молодые люди указывали, что проблемы в семье есть, но это нормальная ситуация.
Для «Сплоченности 7» характерно желание молодых людей улучшить ситуацию в родительской или в будущей супружеской семье. Общая тенденция ответов, относящихся к уровню «Сплоченность 6», состояла в признании трудностей в семье, отчужденности членов семьи друг от друга.
«Сплоченность 5» и «Сплоченность 4–3» относятся к неблагополучным семьям; респонденты указывали на возможные, с их точки зрения, причины этого неблагополучия. Людям, сплоченность семьи которых оценивается низкими баллами (4–1), трудно было вспомнить семейные ритуалы и говорить о преемственности традиций в семье. Вместе с тем, у этой части опрашиваемых были отчетливо выражены позитивные ожидания от включения ритуалов в жизнь семьи.
Введение в ходе коррекционной работы специально разработанных для каждой конкретной семьи функциональных ритуалов будет способствовать укреплению семьи, повышению уровня ее сплоченности. Новые ритуалы могут стать тем психологическим средством, которое позволит членам семьи сочетать индивидуальную независимость с семейным самосознанием, основанным на близких, эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи, открытости коммуникации, гибкости семейных ролей.
Проверка этой гипотезы осуществлялась в условиях Центра социально-психологической помощи семье (г. Арзамас). Семьи, обращающиеся за психологической помощью, как правило, отличаются неудовлетворенностью супружескими отношениями, неэффективными детско-родительскими отношениями, имеют неразвитую систему семейных традиций. Уровень сплоченности в этих семьях чаще всего занижен (разобщенный тип сплоченности семьи). Это проявляется в нарушении семейной коммуникации, эмоциональном дистанцировании членов семьи, несогласованном поведении, трудностях оказания поддержки друг другу, отсутствии общих интересов.
Насаждение новых ритуалов на практике
Проанализируем подробнее ситуацию в семье П.
В этой семье у обоих супругов существует желание сделать «лучше для семьи», что означает – контролировать поведение, в том числе и выпивку мужа (со стороны жены), не вступать в открытые конфликты с женой, но не сдавать своих позиций (со стороны мужа). Напряженные отношения между супругами регулируются с помощью проблемного поведения сына-подростка. Он начинает себя плохо вести и учиться, проявлять несамостоятельность, забывчивость, что позволяет родителям объединяться, сотрудничать друг с другом, придумывать способы влияния на сына, перераспределять семейные обязанности, больше вовлекать отца в воспитание сына, больше времени проводить дома и т. п. Другими словами, в семье образовался дисфункциональный ритуал, поддерживающий семейную систему в ее существующем положении и не позволяющей семье распасться. При этом основную тяжесть родительских отношений несет на себе сын, отказываясь от самостоятельности и эмансипации от родителей.
В процессе коррекционной работы изменение уровня сплоченности семьи осуществлялось через введение нового ритуала. Мы исходили из того, что в дисфункциональной семье завышение или занижение сплоченности происходит за счет нарушения равновесия между индивидуальными потребностями каждого члена семьи и потребностями семьи в целом. Для того чтобы нормализовать уровень сплоченности в этой семье, необходимо укрепить супружескую коалицию путем введения нового функционального ритуала, который позволил бы мужу и жене реализовать свои потребности в лидерстве с учетом потребностей другого и семьи в целом. При этом сына-подростка следовало освободить от функции посредника в этих отношениях. Исходя из этого, мы предложили семье новый ритуал – «День лидера». Супруги должны заранее определить, кто из них будет лидировать в этот день, а кто будет подчиняться лидеру. При этом у второго супруга сохраняется «совещательная» роль – он может высказать свое мнение, предложить обсудить предлагаемое лидером решение, но не имеет права требовать, агрессивно настаивать на своей точке зрения. Супруги чередуются в лидерской роли. Предложенный ритуал обсуждался с семьей и был ею принят. Никаких фиксированных сроков окончания действия ритуала не предусматривалось. Ритуал может использоваться до тех пор, пока он будет иметь функциональное значение для семьи. В первое время после начала осуществления нового ритуала семье оказывалась поддержка в виде обсуждения, что получается и что не получается, что чувствуют члены семьи. При необходимости вносились коррективы.
Примерно через три месяца после начала осуществления ритуала в семье произошди перемены. Они фиксировались с помощью Семейного теста Т. Геринга (FAST), который использовался также в диагностическом обследовании семьи, до введения нового ритуала, и беседы со всеми членами семьи. По словам подростка, то, что теперь есть в семье, его полностью устраивает. «Как еще лучше, я пока не знаю», – говорил он. У подростка появилась возможность быть автономным от своих родителей. Он обратил внимание, что мама стала спокойнее и веселее, папа больше находится дома, ссориться они почти перестали.
В другой семье (семья Л.) создалась ситуация, при которой удовлетворение одним из супругов своих потребностей в поддержании самооценки, образа мужа и отца, сочеталось с неудовлетворением потребности жены и сына во внимании, любви и заботе. Семья обратилась в консультацию по поводу агрессивности сына. На диагностическом этапе было выявлено, что проблема семьи состоит в нарушенных супружеских отношениях. Муж выражал свою заботу о семье в основном через стремление к высоким заработкам и покупке вещей для семьи. Возможно, на это существенно повлияла травмирующая ситуация, в которой семья оказалась, когда неудачи мужа в бизнесе повлекли за собой распад семьи, обмен квартиры, выплату долгов и т. п. Эмоциональные отношения членов семьи нарушились, возникли неадекватные представления, как видит семейную ситуацию каждый из членов семьи, какие чувства они испытывают по отношению друг к другу. Для ребенка оказалось болезненным обсуждение любых тем, связанных с семьей.
Интересна роль кошки в этой семье. Животное в этой семье стало тем объектом, по отношению к которому все члены семьи испытывали позитивные чувства. Оно превратилось в эмоциональную связующую нить в семье. Коммуникацию с животным можно рассматривать как еще один пример дисфункционального ритуала, поддерживающего равновесие в семье.
Предложенный семье функциональный ритуал состоял в том, чтобы после совершения очередной покупки организовывать домашний праздник, когда все собираются за столом и говорят о том, какое значение имеет появление новой вещи для каждого члена семьи, как это повлияет на его жизнь и жизнь всей семьи в целом.
Введение нового ритуала повлекло за собой улучшение супружеской коалиции, улучшение семейной коммуникации, установление границ автономии каждого члена семьи при сохранении эмоциональной близости и открытости между ними.
В целом полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Сплоченность семьи включает в себя эффективность межличностного общения, эмоциональную идентификацию с семьей, семейные ритуалы. Эффективность межличностного общения связана с нормами и правилами, принятыми в данной семье. Эмоциональная идентификация с семьей происходит благодаря отношениям симпатии, а также усвоению общих для семьи ценностей. Семейные ритуалы служат нормативному регулированию жизни семьи и являются способом организации событийности, в которой задаются смыслы и задачи совместной семейной жизни.
2. Дисфункция семьи связана со снижением или неадекватным усилением сплоченности семьи, что происходит за счет ослабления или неадекватного усиления эмоциональных связей, деформации отношений доминирования и ответственности, чрезмерной автономии членов семьи, ригидности отношений, несформированности системы семейных ролей, появления нефункциональных коалиций внутри семьи.
3. Семьи, испытывающие трудности, отличает аномальный уровень сплоченности (завышенный или заниженный), который поддерживается дисфункциональными ритуалами, или, иначе говоря, нефункциональными стабилизаторами семейных отношений.
4. Ритуалы, способствующие поддержанию сплоченности семьи на сбалансированном уровне, создают равновесие сил, способствующих объединению членов семьи, дающих членам семьи возможность развиваться индивидуально и строить отношения друг с другом, исходя из своих индивидуальных потребностей и представлений.
5. Представления о роли ритуалов в семье зависят от субъективной оценки сплоченности семьи. При ее высокой субъективной оценке традициям и ритуалам отводится значительная роль в гармоничном функционировании семьи, существует мотивация к их сохранению и передаче подрастающим поколениям, а также к обогащению накопленного репертуара семейных традиций.
6. Создание нового ритуала должно исходить из особенностей конкретной семьи и способствовать возникновению конструктивных образцов поведения.





