ритуал похорон у евреев
Похороны в иудаизме
В иудаизме, как и в любой другой религии, существуют свои особенные традиции и обряды, связанные с похоронами. Евреи относятся к этому неотъемлемому этапу жизни предельно серьёзно: их похоронные ритуалы напрямую связаны с представлениями о боге и о месте человека во вселенной. Еврейские общины расположены по всему земному шару, однако в иудаизме есть определённые чёткие предписания и нормы, которым следуют все, независимо от географического местоположения.
В преддверии смерти
Если человек тяжело болен, либо в силу почтенного возраста находится при смерти, и всем родным становится очевидно, что его дни сочтены, то по традиции все близкие собираются возле постели умирающего. Причем покидать его, вплоть до самого момента кончины, считается недопустимым. Если существует возможность хоть чем-то облегчить страдания человека или любым доступным способом продлить ему жизнь – этим шансом незамедлительно пользуются, однако намеренно приближать его к смерти, даже если человек умоляет об этом, ни в коем случае нельзя. Когда человек при смерти делится с родными какими-либо желаниями, те обязаны их исполнить. Исключения составляю те просьбы, которые идут наперекор Галахе (свод религиозных заповедей, законов и законодательных наставлений, регулирующая еврейскую жизнь во всех её проявлениях). По возможности, умирающий должен прочитать молитву Видуй (представляет собой признание своих грехов и просьбу о прощении). Если человек произнести её не в состоянии – следует прочитать её про себя, если даже это не под силу – её зачитывает кто-то из родных.
Перед похоронами
Сразу после смерти произносят святой текст Шма (три отрывка из Торы). В знак скорби все собравшиеся у тела покойного обязаны надорвать на себе одежду и зажечь свечи рядом с изголовьем его спального места. Начиная с этого этапа, и непосредственно до похорон, рядом с телом почившего должен находиться человек, который будет произносить псалмы. В еврейских традициях сохранился обычай выливать любые жидкости, которые находились в доме в день кончины, поскольку верят, что ангел смерти (Малхамовес), пришедший за душой умершего, мог пить её.
После выполнения вышеизложенных обрядов, близкие усопшего начинают готовить тело покойного к погребению. Всё тело скрупулезно омывают, очищают от каждой пылинки, начиная с макушки. Для этого расходуют по меньшей мере 20 литров воды комнатной температуры. Во время этого процесса запрещено разговаривать на отвлеченные темы, это считается неуважительным по отношению к покойному. После омовения его облачают в традиционный льняной саван белого цвета (тахриким). Одеяние ничем не должно выделяться. Это делается с целью сравнять всех иудеев перед лицом смерти. Обувать покойных не принято.
Для иудеев неуважительное отношение к телу умершего может быть приравнено к оскорблению Бога, поскольку оно создано по образу Всевышнего. По этой причине запрещается вскрытие, кремация и бальзамирование, если на то нет уважительных причин.
Процесс проведения похорон
Когда все необходимые процедуры завершены, тело покойного помещают в деревянный гроб ногами вперёд и несут на руках до кладбища. С давних пор существует обычай либо выбивать одну из досок в гробу, либо просверливать в нём обширное отверстие, чтобы не отделять тело от земли. Сразу с момента как в гроб уложат усопшего, его необходимо закрыть – оставлять умершего на всеобщее обозрение считают крайне оскорбительным, для мертвеца в первую очередь.
Гроб опускают на дно могилы, затем засыпают его землёй: сначала ближайшие родственники, потом друзья, после остальные присутствующие. Из рук в руки лопату не передают, берут её из земли. Во время прощания с умершим читают псалмы Давида, а родственники и близкие друзья произносят речи о покойном. Во время произнесения надгробных речей гроб позволено открыть. У евреев не принято устраивать поминки, всё, что хочется сказать о покойном, произносят в речах в процессе похорон.
Как уже было написано выше, родственники надрывают на себе одежду в знак траура (этот ритуальный процесс носит название «криа»). Разрывание одежды у евреев несёт в себе сильнейшее психологическое значение, символизирует завершение и утрату. Надрыв на одежде делается стоя, в горизонтальном направлении, он должен напоминать не случайную потертость, а масштабный шрам. По самоубийцам, новорожденным младше месяца и людям, сменившим веру, криа не делается. Существуют также определённые правила, которые на кладбище обязательно следует соблюдать.
Запрещено употреблять пищу и напитки, вставать или садиться на могильные плиты, срывать цветы с кладбищ, предаваться разговорам не по теме, шутить и смеяться. После погребения проводят особый ритуал: все присутствующие собираются в два параллельных ряда лицом друг к другу и обращаются к проходящим родным со словами сочувствия и утешения. В конце все участники моют руки водой из кружки, проводя «ритуальное очищение», после их не вытирают.
Умерших следует хоронить как можно быстрее: иудеи верят, что пока тело умершего не захоронено, его душа всячески страдает и мучается. Но и здесь есть ряд исключений: похороны не проводят в субботу и в праздничные дни. Похороны также дозволено перенести до прибытия его родственников, либо в ситуации, при которой его тело необходимо отправить в другой город.
На еврейском кладбище
Соблюдая традиции, похороны иудея организуют на еврейском кладбище. Когда нет свободных мест, разрешают захоронение сверху безымянной могилы, но только с условием, что останки полностью разложились. Тогда на старое захоронение насыпают минимум 60 сантиметров земли и кладут сверху гроб. Если останки разложились, но могильный камень остался, на нём пишут инициалы обоих почивших. На еврейских кладбищах крайне редко хоронят представителей других религий, а иудеев, соответственно, на кладбищах для представителей других вер. Но такое всё же происходит, и тогда следует огородить могилу.
Дни траура
В иудаизме траур занимает особое место. Приверженцы религии верят, что души родных людей тесно переплетены друг с другом.
Стадия траура начинается сразу же после похорон. Как только скорбящие возвращаются домой, их соседи или дальние родственники приносят им еду. Этот обычай носит название «трапеза сочувствия». Делается это с одной целью – просто возвратить людей, переживших утрату, к нормальной жизни. Зачастую после проводов близкого человека в мир иной, никакого желания есть и готовить себе пищу просто не остаётся, свои потребности отодвигают на задний план, погружаясь в горе. Со скорбящими не начинают разговоров первыми.
Весь период траура делится на периоды, чтобы скорбящий поэтапно пережил утрату.
Основной период траура. Занимает первые семь дней начиная со дня похорон. Первые три дня называют «днями плача», они выделяются для тяжелого личного горя. Родственники и близкие умершего в это время не занимаются вообще никакой деятельностью, сосредоточены на скорби по ушедшему. В эти и последующие дни, скорбящим запрещено:
По завершению первого периода траура, начинается второй – Шлошим.
Шлошим
Шлошим начинается с седьмого дня и длится по тридцатый день после похорон.
В этот временной отрезок на евреев всё ещё накладываются запреты, но уже менее строгие:
Когда умер отец или мать, траур продолжается ещё целый год, с соблюдением ряда запретов, но уже менее требовательных.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Как проходят похороны у евреев
Содержание:
Обычаи в последние часы жизни
Подготовка к похоронам у евреев
Обычно похороны у евреев проводятся как можно быстрее. Иногда их даже не откладывают на следующий день. Погребение не проводят только в субботу или по большим религиозным праздникам. Все вопросы по организации похоронного обряда берут на себя дальние родственники. Близким же нужно соблюдать такие правила:
Тело покойного тщательно подготавливают к похоронам – омывают, облачают в траурные одежды, кладут на глаза черепки из глины или щепотку земли. Одеяние должно быть белого цвета, самое простое, желательно льняное. Обувь на усопшего не надевают. Если хоронят мужчину, поверх его тела кладут молитвенное покрывало (талес). Для захоронения применяют особый гроб – с отверстием в дне, поскольку считается, что покойный должен быть связан с землей. Евреи полагают, что умершего нельзя выставлять напоказ, поэтому сразу после положения в гроб его закрывают крышкой.
Особенности похоронного обряда
В день похорон покойного доставляют на кладбище. Высшим проявлением скорби считается разорванная одежда на близких родственниках. Для этого на вещах делают надрывы (криа). В случае смерти родителей криа размещаются на левой стороне одеяния, других родственников – на правой стороне. Во время погребения гроб опускают в могилу, после чего каждый может взять лопату и принять участие в закапывании.
После погребения принято давать пожертвования бедным (цдаку). На выходе с кладбища все присутствующие становятся в два ряда, между которыми проходят близкие покойного. Уходя с кладбища, каждый должен омыть руки и сорвать несколько травинок, а затем перебросить их через плечо. Поминки в иудаизме не устраивают, но скорбящие принимают поминальную трапезу.
Поминальная трапеза
Скорбящим запрещено что-либо делать в первые 7 дней после смерти родственника, поэтому еду для их первой трапезы после похорон приносят друзья или соседи. Обычно обед включает в себя вареные яйца и круглые постные булочки. Традиция употреблять яйца связана с их замкнутой формой, которая свидетельствует о том, что скорбь обращается по миру и следует от одного человека к другому.
Что запрещено в еврейском погребении?
Иудейские каноны предусматривают широкий спектр запретов как в последние часы жизни, так и во время подготовки к похоронам. В частности:
Периоды траура в иудаизме
Траур у евреев делится на несколько периодов, которые имеют различную продолжительность и особенности поведения. Всего в иудаизме четыре траурных этапа:
Траур должны соблюдать ближайшие родственники умершего. Это могут быть родители, взрослые дети, супруги, братья и сестры. Маленькие дети (девочки до 12 лет и мальчики до 13 лет) не обязаны придерживаться траурных обычаев, но им следует приостановить свою обычную деятельность и носить разорванные одежды. Также не обязуются соблюдать траур другие родственники, включая приемных детей и родителей, женихов и невест, разведенных супругов.
Чтобы организовать иудейские похороны, родственники усопшего обращаются не в обычные ритуальные компании, а в специальные организации – Хевра Кадиша. Но при необходимости вы всегда можете воспользоваться услугами бюро «Честный Агент» для получения консультаций по погребению, помощи в оформлении документов или взаимодействии с моргом. Мы обладаем многолетним опытом в ритуальной сфере, поэтому готовы помочь вам на высоком профессиональном уровне.
Еврейские похороны и траур
Душа. Гейином и Ган Эден
Периоды траура
Обращение Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера в связи с запретом кремации
Последние часы жизни
Обращение с телом умершего
Время похорон
Законы похорон
Правила поведения на кладбище
Молитвы во время похорон
С момента смерти до похорон
Время похорон
Законы похорон
Законы траура в течение семи дней после похорон (Шива)
Законы траура с 7-го по 30-й день после похорон (Шлошим)
Траур в течение года
Установка памятника
На седьмой день после похорон
На тридцатый день после похорон
Йорцайт — годовщина смерти
Информация о похоронном бюро «Хевра Кадиша»
Душа. Гейином и Ган Эден
Человеческая душа по сути своей является частичкой Божественности, и потому жизнь души не заканчивается со смертью тела.
Место, куда попадает душа после смерти, называется Мир Грядущий. О Мире Грядущем нам не известно почти ничего. В Талмуде сказано, что праведники в Мире Грядущем наслаждаются сиянием Шехины (Божественного Присутствия) и близостью к Всевышнему. Это наслаждение выше всех земных благ, оно дается человеку в качестве награды за его дела в земной жизни, раскаяние в дурных поступках и муки очищения, которые его душа претерпевает после смерти.
После пребывания в этом мире душе необходимо очищение. Это очищение происходит в Гейиноме. (Обычная русская транскрипция этого слова — «геенна», что понимается как «ад». Но это неверно, точнее было бы назвать Гейином «чистилищем».) Пройдя через Гейином, душа попадает в Ган Эден («райский сад»), где она постигает Божественный свет и наслаждается им. Через какое-то время душа может быть снова послана в этот мир, чтобы до конца осуществить свое Божественное предназначение.
Что же происходит в Гейиноме? Душе показывают полную картину того, что она совершила в этом мире, рассматривают отдельно каждый ее поступок и его последствия в этом мире и в Верхних Мирах. Перед душой предстает все то, от чего в этом мире она отворачивалась, на что не хотела смотреть и о чем не хотела думать; ей дают почувствовать те страдания, которые испытывали жертвы ее дурных поступков в этом мире.
Сказали наши Учителя, что один час мук Гейинома хуже, чем семьдесят лет тяжелой жизни в этом мире.
Верхние Миры — не миры действия, а потому, оказавшись там, душа уже не может исправить последствия своих действий на земле. Из-за этого она ощущает свою беспомощность и страдает.
Поэтому близкие умершего могут помочь его душе, исправив какие-то неправильные поступки, совершенные им в этом мире.
Периоды траура
Шива
Первый период траура — шива — это основной период траура, который длится в течение семи дней после похорон. В это время скорбящий «выключен» из нормального жизненного цикла: он не занимается никакой деятельностью и сидит дома, полностью погрузившись в траур. Внутри периодашива особо выделяются три первые дня, следующие за погребением. Эти дни называются шлошет йемей бехи — «три дня плача», т.е. глубочайшего личного горя. В эти дни даже не рекомендуется посещать скорбящих с «визитами утешения» (к близким людям эта рекомендация не относится).
За исключением особых обстоятельств, в течение семи дней шива скорбящему не следует выходить из дома (подробности см. ниже). Желательно, чтобы все ближайшие родственники собрались на этот период в доме покойного, ибо там, где жил человек, продолжает обитать его дух. Очень важно, чтобы в это тяжелое время вся семья объединилась вместе. Однако скорбящий может, если это ему удобнее, соблюдать шива у себя дома.
Традиция утверждает, что период первых семи дней после похорон особенно тяжел для души умершего. Сказали Мудрецы, что в дни шива душа умершего мечется между могилой и домом и ищет утешения.
Согласно Каббале, в семь дней шива происходит постепенный распад животной души человека, которая связывает тело человека и его бессмертную «божественную душу». Это — период перехода души умершего из нашего мира в высший «мир душ». При этом в первые три дня душа еще не может примириться со смертью и хочет вернуться в тело, однако, видя, что тело и животная душа распадаются, на третий день она примиряется с этим. Траур, соблюдаемый близкими родственниками, помогает душе умершего обрести покой.
Шлошим
Дни с 7-го (окончание шива) по 30-й после похорон являются для близких родственников умершего вторым периодом траура, который именуется шлошим (букв. «тридцать»).
Согласно еврейской мистической традиции, после смерти душа человека постепенно переходит в Другой Мир. Этот переход, когда душа «надевает одежды Другого Мира», полностью завершается в период шлошим. Этот же срок — минимальное время наказания, т.е. очищения для души всякого человека, за исключением полных праведников, души которых поднимаются к Божественному свету тотчас же.
Год
Третий период траура — до года после похорон — соблюдается только в случае смерти отца или матери. В этот период сохраняются лишь отдельные элементы траура.
Этот срок обусловлен тем, что наказание в Гейhиноме длится не больше двенадцати месяцев. Обычно принято считать, что умерший не был законченным злодеем, поэтому предполагается, что срок его наказания ограничивается одиннадцатью месяцами. На протяжении этого времени читают Кадиш — поминальную молитву.
Йорцайт
Йорцайт — это годовщина смерти. Слово «йорцайт» («годовщина») образовано идишскими словами «йор» (год) и «цайт» (время).
В этот день вспоминают о покойном, отдают дань его памяти. Принято в память о покойном учить Тору или Мишну.
Хотя человек обязан соблюдать йорцайт только по родителям, следует говорить Кадиш, учить Тору и Мишну также и в память о других родственниках, особенно тех, по которым некому читать Кадиш.
Йорцайт — это особое время для души умершего. В этот день она поднимается на следующую ступень в духовных мирах. С другой стороны, в этот день ее связь с живыми родственниками особо сильна, и потому для души важно, чтобы о ней вспоминали.
Запреты
Обращение Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера в связи с запретом кремации
Душа человека — частичка Божественности: как вечна Божественность, так вечна и душа. Время, когда душа находилась в теле, — лишь момент в ее вечности. Душа не умирает со смертью тела, и это — утешение скорбящим.
По обычаю, человека хоронят в простом белом одеянии, которое называется тахрихим. Наши мудрецы спрашивают: почему выбрана именно такая одежда? И отвечают: если похоронят человека в дорогих одеждах, он невольно принизит тех, у кого нет возможности быть похороненными в богатстве.
Видно отсюда, что мы должны заботиться о том, чтобы даже после смерти человек не нарушил еврейский закон.
И здесь я хотел бы перейти к очень больной теме — кремации. Еврейский закон строго-настрого запрещает кремировать тело усопшего. Написано: «прах ты и в прах возвратишься» — после смерти тело должно быть предано земле.
Но для многих камнем преткновения становится воля покойного, который оставил завещание с желанием быть кремированным. В этом случае еврейский Закон предписывает нарушить волю покойного: как было сказано выше, даже после смерти человека мы должны заботиться о том, чтобы он не преступил Закон. Кроме того, сожжение тела приводит к большим страданиям для души, ведь связь души с телом не прекращается сразу после смерти.
Еще одно соображение, которое часто можно услышать в пользу кремации,— чтобы покойный был похоронен рядом с родственниками. Однако, если исходить из соображений заботы об умершем, то для его души гораздо важнее, чтобы тело «вернулось в прах».
Сказано в книге пророка Йишаи: «. восстанут умершие. Пробудитесь и ликуйте, покоящиеся во прахе». Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы это пророчество сбылось как можно скорее, в наши дни. Амен.
С уважением, Главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендл Певзнер.
Последние часы жизни
Обращение с телом умершего
Похороны
Подготовка к похоронам
Всем, что касается подготовки и организации похорон в Петербургской еврейской общине занимается Похоронное бюро — «Хевра Кадиша».
Время похорон
Законы похорон
БОРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХА-ОЙЛАМ ДАЯН ХА-ЭМЕТ
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной — Судья истинный!
ХА-МАКОМ ИНАХЭМ ЭТХЭМ БЕ-ТОХ ШОР АВЭЙЛЕЙ ЦИЙОН ВЕ-ИЕРУШАЛАИМ
Вездесущий утешит вас и всех скорбящих по Сиону и Иерусалиму.
Правила поведения на кладбище
Молитвы во время похорон
Законы траура
С момента смерти до похорон
Кто обязан соблюдать траур
Законы траура до похорон (Онен)
Законы траура в течение семи дней после похорон (Шива)
Законы траура с 7-го по 30-й день после похорон (Шлошим)
Траур в течение года
Установка памятника
На 7-й и 30-й день после похорон, в йорцайт или при посещении кладбища принято читать псалмы 33,16,17,72,91,104,130 и 119, Э-ль малэ рахамим и (при наличии миньяна) Кадиш.
По окончании чтения псалмов читают Кадиш ятом, если есть миньян. Подробнее о кадише.
Традиции поминовения и посещения могилы
Кадиш
В течение одиннадцати месяцев читают Кадиш Ятом — Кадиш сироты. Его читают по родителям и по любому умершему еврею, если больше некому это сделать. Не принято читать этот Кадиш тому, у кого живы оба родителя. Его читают стоя, только в присутствии миньяна в завершение молитвы или после чтения псалмов.
На седьмой день после похорон
На тридцатый день после похорон
На 30-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование — цдаку. Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
Йорцайт — годовщина смерти
Изкор — молитва в дни поминовения
При чтении молитвы Изкор принято упоминать имя матери покойного, но если оно не известно, упоминается имя отца.
Посещение могилы
Похоронное бюро
Информация о похоронном бюро «Хевра Кадиша»
При Санкт-Петербургской еврейской религиозной общине работает похоронное бюро — «Хевра Кадиша», куда Вы можете обратиться по вопросам:
Контакты
Руководитель похоронной службы р. Авроом Аршинов
+7 921 942-7270 (кроме субботы и еврейских праздников)
Информационный отдел Синагоги
7 (812) 713-8186 (кроме субботы и еврейских праздников)
Лермонтовский пр., 2
Онлайн-форма обращения
Уход за могилами на Еврейском Преображенском кладбище С.Петербурга
Еврейская община Петербурга создала масштабный и беспрецедентный Интернет-проект www.jekl.ru, который позволяет найти любую из 80000 могил на еврейском кладбище Петербурга и удаленно заказать услугу по уходу за могилой. Введя в поле поиска фамилию, инициалы, год рождения и смерти покойного, вы получаете фотографию могилы и информацию о ее точном местоположении на кладбище. Кроме этого можно посмотреть карту кладбища и участка, и с точностью до нескольких метров определить, где находится могила. Из любой точки мира, можно прямо на сайте оформить бланк заказа, указав нужную услугу (от установки нового памятника до чтения поминальной молитвы). Сайт автоматически формирует счет, который можно оплатить через любой банк. Чтобы заказчик мог оценить результат, по завершении работ ему на электронный адрес высылается фотография могилы. Все работы осуществляются силами сотрудников кладбища, еврейская община выступает как посредник, контролирующий качество и сроки выполнения работ. Для еврейской общины это некоммерческий проект, заказчик оплачивает только работу сотрудников кладбища.
Для тех, кто живет за границей, и затрудняется оформить заказ по уходу за могилой самостоятельно, сотрудники синагоги помогут оформить заказ по телефону +7 (812) 713-81-86
Еврейские похороны и траур
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Законы и обряды траура [↑]
Наша жизнь временна. Приходит час, она обрывается, и человек предстаёт перед Создателем. Рабейну Там пишет в своей книге «а-Сефер а-Яшар»: «Наш мир схож с подземной пещерой в пустынном месте. Житель этой пещеры убеждён, что помимо неё ничего нет, хотя, выйдя, увидел бы он большие страны, и небо, и море, и солнце, и звёзды. Так человек, пока жив, будет думать, что нет иного мира, хотя, выйдя из него, увидит он грандиозный мир иной во всём его великолепии». В этой главе мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего.
Последние часы жизни еврея [↑]
Перед погребением [↑]
Родственники умершего заботятся, прежде всего, обо всём, что связано с погребением умершего и похоронами, они обязаны также уберечь тело от анатомического вскрытия. Если нет особо важной на то причины, не откладывают похороны на утро следующего дня. Пребывающему в трауре, но ещё не похоронившему родственника, нельзя стричься, мыться, пользоваться косметикой, участвовать в званых или торжественных обедах, веселье. Он не говорит «шалом» в знак приветствия, не ест мяса и не пьёт вина, не занимается ремеслом и торговлей и не делает никакой тяжёлой работы. Он освобождается также от всех молитв и благословений (даже на пищу) и от соблюдения некоторых заповедей: не отвечает амен, не обязан читать Шма Исраэль, Шмонэ Эсрэ и т.п. Однако ему нельзя нарушать запреты, и поэтому перед едой он обязан омыть руки, хотя и без благословений аль нэтилат ядаим и а-Моци; утром после сна также омывает руки по три раза каждую и т.п. После того, как покрыта могила, родственники умершего снова должны молиться, благословлять (тфилин накладывают, лишь начиная со следующего дня после похорон). Поскольку в субботу не хоронят и забота о погребении не лежит в этот день на родственниках, то они обязаны соблюдать все мицвот. В субботу можно есть мясо и пить вино. Однако супружеские отношения запрещены.
Еврейский похоронный обряд [↑]
Родственники умершего должны позаботиться о достойных похоронах. Однако им нельзя переходить границы в выражении своей скорби: нельзя наносить царапины на лицо и тело, рвать на себе волосы и т.п. Порядок похорон обычно объясняется работниками Хевра Кадиша. Мы остановимся вкратце на самых общих и основных законах. Участники похорон произносят 91-ю главу Теилим: «Живущий под покровом Всевышнего…» и другие главы Теилим, принятые в таких случаях, а также молятся, чтобы Б-г сжалился над умершим и избавил его от наказаний. Принято давать милостыню во время похорон. Тот, кто приблизился к телу на расстояние в 4 амы и меньше, должен прикрыть свои цицит. Встретивший похоронную процессию, сопровождающую еврея в последний путь, должен присоединиться к ней и пройти хотя бы 4 амы со всеми участниками. Родственники умершего надрывают одежды. Обычно работники Хевра Кадиша указывают, как и когда это делается. До похорон можно переменить одежду, чтобы не порвать дорогое платье. Перед тем, как надорвать — совершить קריעה — произносят благословение: Барух Ата А-Шем Элокейну Даян а-Эмет. Эту заповедь исполняют стоя. Рвут руками, от горловины по направлению вниз, но не в бок. Если умерли родители, то дети надрывают все носимые одежды, кроме зимнего пальто и нательного белья. Надрывают в таком случае с левой стороны до уровня сердца. Остальные родственники (отец, мать, брат, сестра, муж или жена) надрывают только на один тэфах — 9,6 см. и только одну из носимых одежд, с правой стороны. Принято, что работники Хевра Кадиша начинают надрывать ножом, а родственник продолжает сам руками. Женщине, пребывающей в трауре, вначале помогает другая женщина и совершает крия (надрыв) так, чтобы не обнажать тело. Если умер отец или мать, то дети должны надорвать и те одежды, которые они переменят во время семи дней траура, за исключением субботних. О починке разорванной одежды по окончании траура надо спросить раввина. Женщина немедленно поправляет разорванные края булавками или неровным швом. Оплакивают умершего, вспоминая в речах его добрые дела и заслуги перед Б-гом и перед людьми. После того, как могила покрыта землёй, читают молитву Цидук а-дин. Родственники произносят специальный Кадиш. После похорон мужчины расходятся в стороны, образуя два ряда, и между ними проходят родственники умершего, разув обувь. Стоящие по сторонам выражают соболезнование. Возвращаясь с похорон, омывают руки по три раза каждую до того, как входят в дом. Коэну запрещено входить в помещение, где находится тело скончавшегося, а также подходить близко к могиле. Наоборот, если умер родственник, коэн обязан почтить его своим приближением. Подразумевается одна из семи степеней родства: отец, мать, сын, дочь, брат по отцу (но не по матери), незамужняя сестра по отцу, жена. Необходимо также, чтобы тела их были полностью целы, т.е. присутствовали все органы.
Первая трапеза после похорон [↑]
Соседи и друзья должны позаботиться о родственниках умершего, пребывающих в трауре, и принести им из своего дома пищу для первой трапезы после похорон. Принято готовить хлеб или круглые булки и крутые очищенные яйца: как они по форме замкнуты в себе, так и человек в скорби замкнут в себе; их круглая форма напоминает о том, что скорбь вращается в мире и переходит от одного человека к другому.
Семь дней скорби — шив-а (שבעה) [↑]
Молитвы в течение шив-а — первых семи дней [↑]
В доме собирают миньян. Приносят свиток Торы, чтобы читать по нему, по крайней мере, три раза. Тот, кто пребывает в трауре, произносит Кадиш, сыновья молятся в качестве шлихэй цибур. В конце молитвы читают 49-ю главу Теилим, а в те дни, когда не произносят Таханун, и на исходе субботы произносят вместо этого главу 16. В доме, где сидят шив-а? не произносят Таханун, Кель Эрех Апаим, Ла-менацеях мизмор лэ-Давид яанха Ашем бэ-йом цара.
Все семь дней после молитвы изучают главы из Мишны ради возвышения души умершего ( לעילוינשמתו ). По обычаю выбирают те отрывки, которые начинаются с букв имени умершего. Принято также изучать отрывки 4-7 седьмой части трактата «Микваот». Начальные их буквы составляют слово נשמה — душа. После этого произносят молитву Анна, приводимую в конце книги мишнаёт.
Ради возвышения души [↑]
Сын, читающий Кадиш по отцу или матери, возвышает их души на Высшем суде. Кадиш восславляет и освящает Имя Б-га и содержит молитву о том, чтобы Оно было признано всеми живущими.
Если покойный не оставил после себя сына, то Кадиш читает другой родственник. Произносят его в течение 11 месяцев. Сын также молится как шлиах цибур. ради возвышения души усопшего на всех молитвах, кроме субботы и праздника. Особенно это важно в Арвит на исходе субботы.
Почтить родителей и сделать им добро, возвышая их души пред Всевышним, можно и после их смерти. В святой книге «Зоар» написано, что сын, идущий путями Торы, исполняет тем самым мицву почитания отца и матери. Также высоко почитают в Вечном мире душу умершего, если сын его учит Тору.
Утешение скорбящих [↑]
Утешение скорбящего является мицвой милосердия.
Входя в дом скорбящего и покидая его, не говорят «шалом», не обнимаются, сидят молча, пока сам скорбящий не начнёт говорить. После этого стараются поддержать его морально, успокоить и примирить с решением Неба.
Вставая перед уходом, говорят ему: а-Маком йенахем отха бэ-тох ш-ар эвлей Цийон в-Ирушалаим — «Всевышний утешит тебя вместе с остальными скорбящими Сиона и Иерусалима».
Тот, кому не удалось во время шив-а утешить скорбящего, говорит ему эту фразу в течение 30 дней траура. По истечении этих дней говорят просто титнахем — «утешься!». Если же это траур по отцу или матери, то говорят скорбящему всю фразу утешения в течение 12 месяцев.
Шлошим — тридцать дней траура [↑]
Траур в праздники [↑]
Тот, кто пребывал в трауре перед Рош Ашана, Йом Кипуром, Суккот, Песахом, Шавуот, — даже если траур продолжался только несколько часов, прекращает его полностью с наступлением праздника. Если праздник выпадает на «шлошим», то и они отменяются.
Это верно и в том случае, когда седьмой день траура выпал на самый канун праздника (эрев хаг), т.к. с утра седьмого дня законы шив-а прекращаются и входят в силу законы «тридцати дней», которые и будут отменены наступающим праздником.
Однако, если похороны состоялись в холь а-моэд, то по окончании праздника соблюдают семь дней траура. При этом счёт шлошим — тридцати дней ведётся с момента погребения.
Двенадцать месяцев [↑]
Весть «близкая» и весть «далёкая» [↑]
Памятник над могилой — мацейва [↑]
По традиции после шив-а ставят памятник. Обязанность поставить его падает на всех членов семьи. На памятнике не должно быть скульптурных изображений человека и животных.
Евреи не кладут цветов или венков к могиле, как это принято у других народов, поскольку Тора запрещает заимствовать чужие обычаи. Когда памятник поставлен, говорят надгробные речи, вспоминая о заслугах умершего перед Б-гом и перед людьми.
День памяти — йорцайт [↑]
Из книги рава Зеева Гринвальда «Суббота. Праздники. Будни»