ритуал чтобы заговорил ребенок
Заговоры, чтобы ребенок начал говорить
Задержка речевого развития у детей может быть последствием тяжелых инфекций, родовых травм, стрессов, испуга. Когда медицинские методы бессильны, родители обращаются к магии. Существует множество молитв и заговоров, чтобы ребенок заговорил.
Особенности заговоров, чтоб ребенок заговорил
Молитвы и заговоры помогут ребенку начать разговаривать.
Дети начинают говорить в разное время. Если ребенок молчит, достигнув возраста 2,5-3 лет, стоит обратиться к специалистам.
Использовать нетрадиционные способы лечения следует только после проведения комплексного обследования малыша. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.
Выбор заклинания происходит в зависимости от проблемы:
Принцип действия
Заговор — чтение энергетически сильных текстов, сопровождаемое обрядом.
Заклинания действуют в тонком информационном поле. Слова обладают не только глубоким смыслом, но и энергетической силой того, кто проводит ритуал.
Правильно произнесенный текст и вера в результат оказывают магическое воздействие на объект, устраняя существующую проблему.
Правила проведения обрядов в домашних условиях
Накануне родителям ребенка желательно сходить в церковь, поставить свечу и попросить помощи у Высших сил.
При проведении ритуала следует:
Читают заговор утром. Обряды не проводятся во время религиозных праздников.
Эффективные ритуалы и заклинания
Люди используют магические знания в течение многих тысячелетий. Книги со священными текстами передавались из одного поколения в другое.
Чтобы начал говорить
Есть много способов помочь ребенку начать говорить. Самыми эффективными являются заговоры на жидкости, еду, ленту, мед и травы. Ритуалы проводят родители втайне от окружающих.
На воду
Наполненный стакан держат перед собой и произносят заклинание. Необходимо, чтобы вода немного постояла и наполнилась положительной энергией. После этого ее дают выпить малышу. Ритуал рекомендуется проводить ежедневно до достижения результата.
Обряд с водой проводить до получения результата.
На ленту
Принесенную крестным отцом в виде презента ленту оставляют на несколько дней около иконы святого. Для девочек выбирают ткань белого цвета, для мальчиков — синего. Полотно заговаривают, повязывают на детскую руку до первого дождя.
Ритуал с лентами.
На питье
Этот народный метод применяется для того, чтобы ребенок перестал молчать и начал выражать свои мысли словами. Если существует патология органов речи и слуха, то заклинание бессильно.
Слова заговора произносят на любую жидкость, которую должен выпить ребенок.
Ритуал на питье.
На молоко
Молочные ритуалы проводят в вечернее время, лучше на растущую луну. Заряженное питье дают утром. На купленное и парное молоко заговоры разные.
Ритуал с молоком.
На мед
Если малыш долго молчит и классические методы лечения не помогают, то причиной может быть сглаз. Быстрый способ избавления от проблемы — заговор на мед.
Ритуал с медом.
На травы
Этот старинный обряд совершается ночью в период убывающей луны. Из полыни или повей-травы изготавливается метелка. Заговор произносят над спящим ребенком, смахивая с его губ молчание. Делают ежедневно.
Ежедневный ритуал с травами.
Чтобы ребенок хорошо говорил
Есть множество психологических причин, почему малыш плохо разговаривает и его речь замедленна.
Хорошо помогает заговор на травы, собранные своими руками.
Для проведения другого действенного ритуала необходимо:
Простой шепоток
Над спящим ребенком нашептывают слова. Такие мягкие заговоры снимают блоки в горле, и ребенок быстро начинает говорить. Ритуал проводят каждую ночь до достижения результата.
Шепоток на спящего ребенка.
Молитвенные заговоры
С просьбой помочь малышу заговорить родители часто приходят к святым. Делать это лучше всего перед иконой, но если такая возможность отсутствует, стоит мысленно представить образ.
Перед обрядом желательно прочесть «Отче наш». Слова должны идти от сердца. При незнании текста наизусть можно обратиться к святым угодникам своими словами, искренне веря в свершение желаемого.
С молитвами о здоровье детей в православном мире обращаются к:
Прошение к Иоанну Рыльскому
Ребенок быстрее начнет выговаривать буквы, если родители будут многократно посылать моление болгарскому святому. После того как малыш уснет, следует уединиться в другой комнате, зажечь свечу перед иконой и произнести заклинание.
Прошение к Иоанну Рыльскому учим наизусть.
Иоанну Златоусту
Считается, что молитва настолько могущественна, что помогает в самых сложных случаях, когда другие действия оказались безрезультатными. Читается над спящим ребенком 7 раз подряд.
Молитва Иоанну Златоусту.
Пресвятой Богородице
Православная церковь славит Богородицу как мать всех людей, живущих на земле. Обращенные к ней молитвы о здравии обладают большой силой. Перед иконой просят о помощи в исцелении и защите от самых тяжелых болезней.
Молитва Пресвятой Богородице.
Матроне Московской
Предания о силе и благих делах, которые совершала при жизни святая Матрона Московская, передаются из уст в уста. У ее мощей собираются тысячи людей. Молятся Матрене и о том, чтобы помочь ребенку избавиться от молчания.
Обращение к Матроне Московской.
Полезные советы и общие рекомендации к магическим обрядам
Заговоры и молитвы обладают магической силой. Чтобы ритуалы были эффективными, необходимо соблюдать некоторые правила.
Усилит действие молитвы подаяние просящему, участие в благотворительности или совершение другого доброго дела.
Как помочь ребенку заговорить?
Содержание статьи
Сколько слов должен знать ребенок в год и что делать, чтобы ребенок заговорил – распространенные вопросы у родителей подрастающих детей. Вопрос этот очень индивидуальный, некоторые малыши начинают активно пополнять словарный запас еще до года, а кто-то упорно молчит до 2 лет. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку в освоении нового и такого важного навыка.
Рекомендации для речи
Пальчиковые игры
У новорожденных малышей, да и у большинства деток вплоть до 3 месяцев повышен тонус мышц-сгибателей. Следовательно, мышцы нужно расслабить. Для этого сначала погладьте ручки легкими движениями от запястья к плечу и обратно, аккуратно потрите кулачки друг о друга, легонько постучите ими по своим ладоням или по столу. Когда мышцы расслабятся и кисть раскроется, пальчики перестанут сжиматься – можно начинать игру.
Расположитесь так, чтобы удобно было и вам, и вашему малышу. Сядьте на диван так, чтобы спина имела под собой твердую основу. Кроху положите себе на колени на спинку. По очереди массируйте каждую ручку крохи. Легкими поглаживающими движениями пройдитесь от запястья к локтю, сначала по внешней, а потом по внутренней стороне. Помните, что направление движения всегда строго – от кисти к локтю.
Чтобы ребенку было весело и приятно, сопровождайте упражнение улыбкой и потешкой:
Гладим ручку от ладошки,
Гладим мы ее, как кошку!
Гладим ручку малыша,
Возьмите малыша на руки, либо положите на пеленальный столик или диван перед собой. Поиграйте с каждой ручкой крохи отдельно. Перебирайте пальчики, нежно расправляя и поглаживая их и разминая.
Положите ребенка на пеленальный столик или диван на спину. Обхватите его запястья своими руками. Постучите малышковыми кулачками друг об друга, затем нежно об стол. Когда ладошка раскроется, продолжайте постукивать по ней уже своей, так же раскрытой ладонью.
Приговаривайте с улыбкой:
Мой малыш так хлопает,
Сильно, громко хлопает,
Это очень важное упражнение. Дело в том, что такая игра прекрасно тренирует выводить большой пальчик из сжатого кулачка. А это в свою очередь предпосылка к формированию важного навыка – захвата предметов, а в дальнейшем и развития речи.
Расположите малыша, чтобы комфортно было вам обоим. Сначала погладьте кулачки малыша. После этого аккуратным движением выведите большой пальчик поверх сжатой ладошки. Погладьте его, подвигайте в разных направлениях, помассируйте.
Как помочь малышу заговорить
Советы родителям
«Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть. Какой-то малыш легко встанет на ножки и побежит сам, кому-то приходится специально формировать походку. Так же и с речью. Таким детям нужно помочь, — считает логопед Елена Перова.
Что можно сделать?
Чтобы ребенок захотел разговаривать
«Не нужно требовать от детей речевой активности: настойчивым „скажи“ можно отпугнуть их. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа: „Делай, как я“ (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание», — советует логопед.
Следующий этап — привлечение к занятиям. Сначала малыш учится понимать речь и выполнять простейшие инструкции: «Дай ручку», «Покажи носик».
Затем побуждаем его к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка. Плюс рассматривание семейных фотографий.
Вызываем у малыша ориентировочный рефлекс: «Что это?», «Что там?». Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, ух), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными словами также и общеупотребительных слов («ля-ля» и «кукла»).
Когда ребенок готов заниматься, можно учиться произносить отдельные звуки, которые обычно появляются в речи первыми (гласные: а, о, у, и, э, согласные: м, б, п, г, к, д, т, х). Развиваем речевой слух и внимание, формируем у него умение передавать простейшие ритмы, уточняем и расширяем пассивный словарь по темам («Мы играем», «Покормим Мишку», «Собираемся на прогулку»). Также необходимо развивать сенсорную базу малыша, то есть познакомить его с понятиями цвета, формы, величины, количества.
Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию словарного запаса. Прежде всего, малыш осваивает существительные и глаголы. Потом они станут основой для построения фраз. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: «биби бах» — машина упала, «ляля бай» — кукла спит.
«Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг может появиться нормально произносимое слово. Обычно дети очень радуются такому успеху, несколько дней демонстрируют его окружающим», — рассказывает Елена Перова.
Есть и еще один небольшой лайфхак для родителей неговорящего малыша: освоить речь поможет домашний театр. У крохи появляется уверенность в себе, ему нравится выступать перед родителями, бабушкой и дедушкой и даже перед любимой игрушкой.
Но не стоит забывать, что все эти рекомендации носят вспомогательный характер. Если появление речи заставило себя ждать слишком долго, сначала нужно обратиться к специалистам.
Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям
Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.
Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.
логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria
Что нужно ребенку для развития речи?
Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:
Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
Для этого необходимы:
Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?
Как распознать задержку речевого развития?
За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.
При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.
Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.
В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.
В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.
В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.
В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.
Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.
Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?
Можно начать с осмотра специалистов:
Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.
Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.
Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.
При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.
К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:
Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.
Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.
Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:
Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:
Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.
Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.
Когда поздно что-то предпринимать?
Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.
Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.
Ритуал чтобы заговорил ребенок
Вместе с тем определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Дело в том, что по времени появления речи и по объему своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 110-115 слов, а бывают случаи, когда и до двух с половиной лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.
Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.
Рассмотрим, как могут родители помочь ребенку заговорить.
Суть речевой задачи заключается в том, чтобы побудить ребенка к активному использованию определенного слова в качестве единственно правильного средства воздействия. Первоначально у малыша нет никакой потребности назвать предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и научить его этому может только взрослый.
В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.
Важно подчеркнуть, что малыш сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Он начинает понимать, что, для того чтобы обратиться к взрослому, нужно использовать конкретное слово, которое и становится средством обращения. Таким образом, восприятие и воспроизведение слова происходит, как мы уже говорили, на основе уже открытого смысла речевого общения и сотрудничества со взрослым. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут.
Полностью развернутым процесс порождения слова бывает только вначале. В последующем этот процесс свертывается, ребенок сразу переходит к произнесению нового слова, к его артикуляции. Вместе с тем важно подчеркнуть, что речевая задача, т. е. задача передать что-то словами, впервые ставится перед малышом именно взрослым. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он превращает слово в центр внимания ребенка.
Однако благополучным и своевременным появление речи бывает не всегда.
Почему заговорить бывает трудно
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей 2-3 лет и, соответственно, способы их преодоления.
Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком. Уже давно бьют тревогу врачи, которые в силу своей профессии имеют дело с нарушениями речи и слуха в детском возрасте. Еще в середине 90-х годов прошлого века немецкий врач Манфред Хайнеманн при помощи новых методов обследования наткнулся на неожиданно большое количество детей 3,5-4 лет, нуждающихся в лечении. В среднем у 25% детей было обнаружено нарушение развития речи. А сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.
Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие. Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия:
— включенность речи в активную деятельность ребенка;
— индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.
Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлично, кто и как произносит слова. Ведь только благодаря обращенному к нему слову он и может стать человеком в истинном смысле. Причем в первую очередь здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность. Все это может дать ребенку только близкий взрослый.
Однако иногда отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо осознавая значение автономной речи ребенка, вместе с тем не стимулируют у него обращения к нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу, угадывая малейшие его желания. Они хорошо понимают, что хочет сказать ребенок, и удовлетворяются его «детскими словами» типа «бу-бу», «нюка», «люка» и т.п. При этом и сами родители с удовольствием используют детские слова в разговоре с малышом, поскольку такой детский язык (его иногда называют языком мам и нянь) выражает особую нежность и умиление перед ребенком. Но этот язык уместен только для младенца, поскольку он еще не вникает в значение слов. После года, когда начинается интенсивное усвоение речи, «детские слова» могут стать серьезным препятствием для развития нормальной человеческой речи, и ребенок надолго застрянет на этом этапе, довольствуясь несколькими «детскими словами». Если малыш до 3-4 лет остается на стадии говорения исключительно «детских слов», то впоследствии в его речи возможны различные нарушения, связанные с неполным овладением звуками родного языка, заменой звуков, их смешением и др. В начальной школе такое неправильное произношение может вызвать грубые ошибки в письме, поскольку «как слышится, так и пишется».
Итак, основных причин застревания ребенка на стадии автономной детской речи две. Во-первых, это ситуации, когда окружающие близкие взрослые охотно используют в общении с ребенком тот самый детский язык, повторяя его звуки и предлагая аналогичные свои слова типа «бибика», «ням-ням», «пи-пи» и пр. Во-вторых, это случаи, когда родители и бабушки, хорошо понимая не только своеобразный язык ребенка, но и все его желания, угадывают их буквально с полуслова и полувзгляда. В таких условиях у ребенка не возникает никакой потребности в настоящих словах. Соответственно для преодоления подобных проблем необходимо неукоснительно соблюдать два правила.
1. Не заменять разговор с ребенком языком «мам и нянь», т. е. не говорить с ним с помощью различных «бу-бу» или «пи-пи». Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к их артикуляции и добиваясь от него внятного произношения.
2. «Не понимать» автономных слов и невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.
В этой связи вспоминается известный анекдот про мальчика, который до пяти лет молчал, и родители уже считали его глухонемым. Но вот однажды за завтраком он сказал, что каша недостаточно сладкая. Когда изумленные родители спросили малыша, почему же он до сих пор молчал, мальчик ответил, что раньше все было в порядке. Так вот, до тех пор, пока тебя понимают без слов, никакой необходимости в них нет, и поэтому можно молчать или объясняться нечленораздельными звуками.
Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в стремлении все делать самому: взрослый как партнер и как образец совершенно не нужен. Индивидуальные игры ребенка с предметами хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребенка. В таких условиях заглушается сама потребность малыша в общении со взрослыми: он перестает обращаться к ним, погружаясь в стереотипные действия с предметами. В результате задерживается психическое развитие ребенка вообще и речевое в частности.
В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа «Ку-ку» или «Сорока-ворона». Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию. Большое значение имеет и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Всем предметным действиям следует по возможности придать «человеческий» характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д.
Количество игрушек лучше сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например катать мячик. Если ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим партнером. Например, папа и мама могут катать друг другу мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них или присоединиться к этому занятию. Полезны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить бессмысленную беготню ребенка и привлечь его к содержательному общению.
Еще одной, достаточно распространенной сегодня проблемой является стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются, но, наоборот, опережают все возрастные сроки речевого развития. Ребенок в 1 год и 3 месяца вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности малыша кажутся безграничными. С ним постоянно разговаривают, его учат, ему рассказывают, ставят пластинки, читают книжки и т. д. И он все понимает, все с интересом слушает. Казалось бы, все идет прекрасно. Но вдруг такой ребенок начинает заикаться, трудно засыпает, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым и капризным.