рисунки на берлинской стене
Рисунки, сохранившиеся на Берлинской стене до сих пор
Почти сразу после открытия границы между Восточным и Западным Берлином 9 ноября 1989 года художники начали расписывать участок стены вдоль Шпрее на улице Мюленштрассе.
1. В течение января — ноября 1990 года все пограничные сооружения были снесены. Сохранился только небольшой участок длиной 1,3 км, ныне известный как East Side Gallery. East Side Gallery считается самой большой в мире художественной галереей под открытым небом.
2. Сегодня сохранилось 106 картин, написанных на восточной стороне Берлинской стены 118 художниками из 21 страны.
3. Пожалуй, самую известную картину написал Дмитрий Врубель. Ее называют по-разному: «Братский поцелуй» или «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви».
4. Не менее известна картина Test the Best художницы Бригит Киндер, где символ ГДР «Трабант» пробивает Берлинскую стену.
5. Авторы большинства картин остались неизвестными. Впрочем, их если не художественная, то по крайней мере историческая ценность сомнению не подвергается.
6. К сожалению, большая часть рисунков была достаточно быстро покрыта граффити. К 20-летию падения стены власти Берлина пригласили тех же художников, которые воссоздали свои картины. Таким образом, сегодня мы видим не оригиналы, а самокопии.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
sasha_lotus
Старость меня дома не застанет!
Фоторассказы о путешествиях, стрит-арт и мысли вслух
Самые лучшие рисунки Берлинской стены
К остаткам Берлинской стены, East-Side Gallery, туристы заходят прежде всего благодаря рисунку Д. Врубеля с поцелуем Брежнева и Эриха Хонеккера, пожалуй, одному из самых известных граффити в мире. Однако, на отданной под роспись художникам стене порадуют глаз ещё минимум с десяток рисунков.
Из известных советских деятелей на стене также запечатлён академик А.Д. Сахаров (выше). Но основные толпы туристов для селфи и групповых снимков собирает рисунок Врубеля, который стёрли в 2009м году, но позднее художник его обновил. «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!»
Некоторые работы простираются на несколько блоков стены, вместить их в один кадр проблематично из-за узкого тротуара и близости проезжей части. Эта работа привлекла меня трафаретными портретами знаменитостей: Жан Рено, Жюльет Бинош, Рэй Чарльз, Нельсон Мандела и др.
Следующее полотно показывает нам картину утопического мира, где на траве играют обнажённые дети, а за ними следит облачённая в туники, словно древнегреческие боги, пара преклонного возраста.
Нечто в стиле Сальвадора Дали.
М.С. Горбачёв не выруливает серпом и молотом Советский Союз в светлое будущее.
Кто подскажет марку автомобиля?
14.
Следующая стенка понравилась мне из-за вполне современной и качественной техники исполнения трафаретных рисунков.
Записывать и уточнять авторство рисунков не посчитал, разве что по подписям видел, что постарались сделать ярче мрачную стену художники не только из Германии, но и из России, Испании и Южной Америки.
Нравится пост? Не скупитесь и ставьте лайк.
Ещё одно безумное и абстрактное полотно со странными персонажами.
Что символизируют бананы на голове, я так и понял.
Техника рисования мазками понравилась.
Своеобразная выставка современной живописи под открытым небом. Стоило ли привлечь других художников в условиях активно развивающегося в мире стрит-арта? Решать не нам. Keep it locked!
East Side Gallery Berlin — смотри что я чувствую
Путешествуем сами! traveltu.ru
Ист Сайд Гэлери — это часть стены с граффити. Профессиональные художники, любители и просто те, у кого «накипело» в ноябре 1989 года приехали в Берлин из разных уголков мира, чтобы в рисунке выразить свои чувства. Настенное творчество продолжалось до тех пор пока стену не разрушили окончательно.
Берлинская стена была воздвигнута 13 августа 1961 года. В одночасье вся территория западного Берлина была обнесена заграждением из колючей проволоки. Причины установления границы внутри города были объективными.
Берлинская стена граффити
Предыстория
ГДР оказалась на грани экономического краха. Падение социалистической республики грозило крушением всей экономической и политической системы стран социалистического лагеря. Что, собственно, и произошло позже в 1990 году.
Чтобы предотвратить это падение и было принято жесткое, но на тот момент необходимое решение — построить стену вдоль Берлина.
С этого дня не только Германия, а весь мир разделился на два откровенно враждебных лагеря: капиталистический и социалистический.
Стена совершенствовалась и укреплялась. В 1975 года она стала самой защищённой границей в мире.
Замечу, что в Германии, так же, как и в любой стране, были, есть и будут люди, сочувствующие разным политическим системам.
В послевоенной Германии были антифашисты, коммунисты, социалисты и много кого ещё. Поэтому к сооружению стены горожане отнеслись по-разному. Даже в наше время существуют сторонники нового возведения стены.
Другое дело, что подавляющему большинству людей личное счастье, семья, работа важнее, чем политическое устройство. Вот для этих людей Берлинская стена стала трагедией.
Многие жители Берлина абсолютно не принимавшие нацизм, пережили Третий Рейх и угодили в новые жернова мировой истории. Теперь уже на линии противостояния двух идеологий.
Как ни страшно это писать, но есть у нас поговорка: «Лес рубят, — щепки летят». Представьте масштабы: на арене истории за политическое господство бьются монстры — мировые системы.
Один город, пусть даже столица бывшего государства, в рамках этого противостояния становится «щепкой». Что уж говорить о людях.
Это, когда переход через дорогу стоит вам жизни.
Это, когда почти 30 лет вам запрещено видеть родных, живущих в соседнем квартале.
Это 150 метров бетона и колючей проволоки, разрывающих ваш город, вашу страну и ваш мир на осколки.»
Это человеческая трагедия.
Берлин. Так стал выглядеть рисунок через 20 лет
Граффити
9 ноября 1989 года граница между Западным и Восточным Берлином перестала существовать. Люди смогли по паспорту беспрепятственно переходить из одного сектора Берлина в другой.
Стена стояла ещё долгое время. Постепенно её рушили и освобождали пространство для новой жизни.
Но куски бетона стали местом, площадкой, где совершенно разные люди могли выразить свои чувства.
Профессиональных художников, оставивших свои рисунки на стене, было примерно 5. Остальные к искусству имеют очень далёкое отношение или вообще не имеют.
Стена покрывалась граффити. Были на ней очень сильные рисунки, были и попроще.
Многие, кто идёт посмотреть на эти граффити ждут необыкновенных шедевров.
Друзья, цель этих рисунков — самовыражение самых разных людей. В том числе и тех, кто не является мастером живописи.
Ценность берлинских граффити не в художественном исполнении, а в самом факте их существования, в том, сколько людей это делали и что они изобразили.
Самый известный рисунок принадлежит русскому художнику из СССР Дмитрию Врубелю. Нарисован он по реальной фотографии и называется «Господи, помоги мне выжить среди этой смертельной любви» или короче: «Поцелуй Брежнева и Хонеккера».
Нарисованные на стене граффити не были защищены от погодных воздействий — ветра, солнца, дождя. Они выцветали, ветшали. Стена покрывалась трещинами. Туристы и местные вандалы прямо на картинах оставляли свои писульки.
В результате картины окончательно испортились.
Вот как менялся «Поцелуй»
Поцелуй Брежнева и Хонеккера 1
Поцелуй Брежнева и Хонеккера 2
Поцелуй Брежнева и Хонеккера 3
Важные проявления эпохи ветшали и покрывались забвением.
Вот так менялась другая картина «Лучший тест». На ней мы видим немецкий автомобиль марки Трабант, пробивающий Берлинскую стену. (Почти философское решение).
Создание галереи
Прошло 20 лет. К юбилею падения Берлинской стены, городскими властями было принято решение создать для граффити специальный музей.
Стену отчистили от рисунков, заштукатурили, положили побелку и позвали художников — авторов самых замечательных сюжетов сделать самокопии — авторские копии погибших картин.
В акции приняли участие более 90 художников.
6 ноября 2009 года выставка была торжественно открыта.
East Side Gallery — это самый длинный сохраненный участок Берлинской стены, примерно 1 км вдоль реки Шпрее. На нём воссозданы 99 работ.
Не всё проходило гладко. Часть росписей погибла навсегда. Но в целом большинство картин родилось заново.
Так выглдит столб, обозначающий место Ист-Сайд Галэри
Вот их вы и можете увидеть в арт-галерее East Side Gallery Berlin.
Время работы
Сколько стоит
Но есть платные экскурсии
Продолжительность туров 60-90 мин
Стоимость у них разная в зависимости от количества участников.
Есть индивидуальные, есть групповые, есть экскурсии для школьников (классов).
Как добраться
На городской электричке S3, S5, S7 и S9 до станции Ostbahnhof
Mühlenstraße, 10243 Berlin, Германия
Где остановиться в Берлине
Предлагаем неплохие варианты отелей в Берлине
East Side Gallery Berlin на карте
Спасибо, что были с нами. Желаем вам интересных прогулок по Берлину. Подписывайтесь на нашу рассылку, делитесь информацией в соцсетях.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Вам также может быть интересно
Комментарии (0)
Получать на почту уведомления о новых комментариях в этой теме
Оставить свой комментарий Отменить ответ
Copyright © 2012-2021 Все секреты бюджетных путешествий от Галины Субботиной и Аллы Сутягиной
Все права защищены, копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог запрещено!
Что рисовали на Берлинской стене в 1980-х и почему эти рисунки стали культовыми
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Искусство Берлинской стены 1980-х годов было художественным отражением событий холодной войны в Европе. Пятнадцать лет после победы союзников во Второй мировой войне были отмечены массовым перемещением мигрантов из Восточной Германии в Западную, поскольку Восточные немцы становились всё более недовольными отсутствием экономических возможностей в контролируемом Советским Союзом Восточном блоке. Осознавая потенциальную потерю своего человеческого капитала, советские и восточногерманские чиновники решили построить барьер, разделяющий Восточную и Западную Германию, а также Восточный и Западный Берлин.
Берлинская стена была, по сути, двумя стенами с «полосой смерти» между ними. Эта полоса барьера имела сторожевые вышки, прожекторы и электрические ограждения, угрожающие любому, кто попытается пересечь границу. В то время как Восточная стена тщательно охранялась и оставалась нетронутой на протяжении всей холодной войны, к середине 80-х годов западногерманские художники начали украшать Западную стену. Искусство на Берлинской стене часто характеризовалось подрывной символикой, которая критиковала стену и то, что она символизировала.
1. Берлинская стена
Роль Берлинской стены как публичного произведения искусства началась в середине 1970-х годов, когда стена была модернизирована до более высокой и гладкой поверхности, которая была идеальным холстом для уличного искусства. Художники начали покрывать стены политическими лозунгами, шутками и произведениями искусства в середине-конце 1980-х годов, когда подземная городская уличная арт-сцена начала расти среди населения Берлина.
То, что западные берлинцы когда-то считали «стеной позора», всё чаще становилось художественным публичным проявлением чувств и идей населения города. Многие посетители города оставляли свои собственные следы на стене, делая искусство Берлинской стены разнообразным отображением различных языков и культурных идей со всего мира.
2. Искусство на Берлинской стене
Художники Западной стены часто делали всё наспех. Обычно они брали с собой только несколько разных цветов для рисования и работали быстро, чтобы избежать поимки восточногерманскими властями. Хотя западногерманская полиция обычно закрывала глаза на художников стены, стена считалась частью восточногерманской территории и постоянно патрулировалась восточногерманскими властями в поисках беглецов и людей, вандализирующих стену.
Необходимость рисовать незамеченными привела к тому, что граффити стало широко использоваться на Западной стене. Эта новая форма искусства была в значительной степени принесена американскими художниками, которые были частью бурно развивающейся уличной арт-сцены в Нью-Йорке в 1960-х и 70-х годах.
Увлечение граффити продолжалось среди берлинских художников после обрушения стены, когда массовая уличная арт-сцена охватила Берлин на протяжении 1990-х и начала 2000-х годов. Кроме того, было увеличено количество больших фресок и других проектов уличного искусства, которые характеризуют город сегодня, продолжая наследие искусства на Берлинской стене.
3. Символизм
Художники часто делали свои работы символическими для стены, на которой они рисовали. Искусство на Берлинской стене было формой бунта против репрессий и раскола, которые стена внесла в повседневную жизнь берлинцев. Это был способ для художников выразить своё презрение к стене и её значению, превратив тусклую каменную поверхность в художественное проявление экспрессии и бунта. Это давало художникам города возможность иметь видимость контроля в ситуации, которую они, казалось бы, не могли контролировать.
К концу 1980-х годов эти две стены представляли собой огромный контраст между жизнью в Западной и Восточной Германии. В то время как Восточная стена оставалась пустой и серой на протяжении всего своего существования, Западная стена постепенно превратилась в полотно длиной в мили, запечатлевая свободу выражения, которой западные берлинцы обладали в своей повседневной жизни. К 1989 году стены стали гораздо больше, чем просто барьерами, они стали контрастными продуктами двух противоположных систем управления, культуры и художественного выражения.
4. Тьери Нуар
Его работы характеризовались карикатурными картинами, сделанными из минимальной палитры цветов. К 1990 году Тьери нарисовал на Берлинской стене более пяти километров картин. Многие из его работ сегодня часто считаются культовым стилем искусства Берлинской стены. Его картины были замечены во многих средствах массовой информации за пределами стены от художественных галерей по всему миру до обложки альбома группы U2 1991 года «Achtung Baby».
5. Искусство на Западной стене
В 1986 году американский художник Кит Харинг был приглашён музеем Чекпойнт Чарли внести свой вклад в растущую сцену искусства Берлинской стены. Кит рисовал фигуры, которые были переплетены вместе с цветами немецкого флага, представляя разделение немецкого населения. К сожалению, фреска была закрашена в течение нескольких дней другими художниками, мотивы которых до сих пор остаются загадкой. Эта часть станет центром искусства Берлинской стены до конца её существования.
Рисуя на том же участке стены, что и Харинг, художник Рон Инглиш нарисовал обширную фреску в 1988 году. Используя находившихся поблизости восточногерманских диссидентов в качестве наблюдателей, он смог закончить фреску за полторы недели. Искусство на Берлинской стене стало коллажем разнообразных идей и художественных выражений людей всех слоёв общества.
6. Галерея Ист-Сайд
После того как стена была снесена в 1989 году, художники Дэвид Монти и Хайке Штефан встретились с официальными лицами ГДР (Германской Демократической Республики), чтобы обсудить создание произведения искусства из Восточной стены. Было решено, что часть стены на Мюленштрассе будет сохранена в качестве публичной художественной выставки. Художники были приглашены для создания произведений искусства на стене, и многие из них до сих пор выставлены на всеобщее обозрение. Это произведение искусства было в значительной степени сосредоточено вокруг свободы и освобождения, которые почувствовали восточные немцы после разрушения стены. К концу 1990 года более ста художников со всего мира создали произведения искусства на Восточной стене.
Галерея Ист-Сайд — это выдающаяся современная выставка Берлинской стены, расположенная на реке Шпрее. Длиной почти в полтора километра, она является одной из крупнейших в мире художественных галерей под открытым небом и одной из главных туристических достопримечательностей Берлина.
Одной из самых известных работ является работа Дмитрия Врубеля, написанная в 1990 году. На ней изображён социалистический братский поцелуй между президентом СССР Леонидом Брежневым и президентом Восточной Германии Эрихом Хонеккером в 1979 году.
Ещё одним ярким примером творчества на стене является работа «Test the Rest» Биргит Киндер. На этой картине изображён Трабант, самый популярный автомобиль Восточной Германии, пробивающий Восточную Боковую стену.
Без внимания не осталась и работа «Это случилось в ноябре», которая была написана Кани Алави в 1990 году. На ней изображены лица восточных немцев, которые хлынули на запад после обрушения стены. Эта картина была вдохновлена целым рядом эмоций, которые Алави видел на лицах восточных немцев, когда наблюдал за разрушением стены из своей берлинской квартиры.
7. Вдохновение
Искусство на Берлинской стене вдохновило волну уличного искусства как во время существования Берлинской стены, так и после неё. Берлин сегодня известен как одна из столиц уличного искусства в мире, с обширными фресками, написанными на многочисленных стенах по всему городу.
Многие художники Берлинской стены, такие как Тьери Нуар, вдохновляли абстрактный, минималистский стиль искусства, основанный на скорости и преднамеренном отсутствии деталей. Многие считают методы, используемые для создания искусства на Берлинской стене, неотъемлемой частью многих фирменных стилей уличного искусства города сегодня.
8. Искусство на Берлинской стене: Международное наследие
Когда была снесена Западная стена, куски искусства были проданы с аукциона людям и учреждениям, которые хотели владеть частью истории Холодной войны. Сегодня сотни остатков стены выставлены по всему миру.
Три картины выставлены в саду центральных учреждений Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Существует также плита стены за пределами штаб-квартиры Европейской комиссии в Брюсселе. Искусство Берлинской стены, размещённое в таких высоко ценимых местах, иллюстрирует, насколько важна и знакова эта стена как символ ХХ века и периода Холодной войны.
Искусство Берлинской стены живёт сегодня в музеях, университетах, галереях, парках и других местах по всему миру. Несмотря на то, что стена рухнула более тридцати лет, международное уважение к художникам Берлинской стены показывает огромную силу их искусства, поскольку оно сумело пережить Советский Союз, Холодную войну и, в конечном счёте, саму стену.
Читайте также о том, для чего на самом деле была построена Берлинская стена и какое она оказала влияние на жизнь простых горожан.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
liorasun55
Вкусная жизнь
Я не о еде. Во всяком случае, не только о ней
Получилось длинновато, но мне ничего не хотелось бы отсюда убирать, все по-своему важно.
Вот на этой фотографии видно, какова толщина ее звена. Это остатки стены на Потсдамской площади, в этой части города она разобрана и лишь несколько звеньев оставлено как составная часть мемориала.
Вот так прошла граница между восточным и западным Берлином
Вот краткий и хорошо составленный исторический экскурс с сайта http://reports.travel.ru/letters/2008/04/122057.html
1 945 год – битва за Берлин. Ялтинская конференция. Разделение Берлина (и Германии с целом) на четыре зоны: советская, американская, британская и французская. При этом собственно разделенный Берлин оказывается в центре советской части Германии (территориально в самом центре будущей ГДР).
1948 год – Прошедшие со времени окончания войны три года показывают, что планы бывших союзников в отношении будущего Германии здорово разнятся. Кризис обостряется. На советской части вводится новая денежная единицы, остмарка. На Западной – дойчмарка. Кроме того, возмущение Запада вызывают действия советской администрации по фактическому свертыванию начальных планов по созданию единой Германии. Плюс, более, чем неоднозначные карательные действия Советов по отношению к политическим оппонентам на захваченной части Германии. В конечном итоге, советские войска блокируют Западный Берлин, герметично закрывая его со всех сторон.
1949 год – формальное провозглашение двух независимых государства – Германской Демократической республики, и Федеративной республики Германия. Полными темпами идет создание естественной границы между двумя частями Германии. Первые сложности для граждан обеих частей страны в пересечении пока еще условной границы.
1953 год – подавление мятежа в советской части Берлина. Сотни убитых граждан.
1954-1960 годы – постепенное сведение на нет любой трансграничной деятельности. До трех миллионов(!) жителей ГДР (почти 20% всего населения), предчувствуя неизбежное появление “Железного занавеса”, покидают ГДР и перебираются в ФРГ и Западный Берлин. Внешние границы ГДР и внутренние с Западным Берлином за эти годы полностью перекрываются, оставляя несколько официальных КПП. Начиная с 1961 года выезд из ГДР полностью перекрывается.
1961 год – начало возведения Берлинской стены. Прежние мотки колючей проволоки и бетонные блоки заменяются на 3-х метровую бетонную стену, протяженностью почти в 80 километров.
1961-1970 годы расширение “зоны безопасности” по линии стены. Возведение пяти(!) линий заграждений. Фактически стена превращается в структуру, шириной до 150 метров, и состоящую из собственно стены, затем линии забора с колючей проволокой, затем вскопанной полосы, затем еще одной линии заборов, и затем еще одной стены. Внутри между двумя основными стенами расположены почти две сотни сторожевых башен, и идет круглосуточное патрулирование
1972 год – ГДР и ФРГ договариваются о некоторой либерализации контактов. У жителей ГДР и Западного Берлина появляется возможность посещать друг-друга. Открывается сразу несколько КПП: Чекпойнт Чарли, Брандербургские ворота, Коттубусские ворота, Бернауэр Штрассе и ряд других. Эти посещения не столь свободны, как это могло бы показаться, и были доступны далеко не всем. И все же это был большой шаг.
1989 год – падение Берлинской стены. Границы между Западным Берлином и ГДР более не существует.
1990 год – ГДР прекратила свое существование, и влилась в состав ФРГ.
Берлинская стена
(Из пресс-релиза Московского дома фотографии)
Осенью 2009 года исполнится 20 лет с момента исторического события, ставшего символом победы демократических сил в новейшей истории, — сначала дала трещину, а затем рухнула Берлинская стена, почти 30 лет разделявшая два мира — две Германии.
Сооружению Берлинской стены предшествовало серьёзное обострение политической обстановки вокруг Берлина. Оба военно-политических блока — НАТО и Организация стран Варшавского договора — были непримиримы в своих позициях по «германскому вопросу». «Берлинский ультиматум» 1958 года, ограничения правительства ГДР на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина, отказ Западной Германии от торгового соглашения и демилитаризации Западного Берлина, массовое бегство восточных немцев, преимущественно молодых и квалифицированных специалистов, из страны, общее обострение ситуации привели в августе 1961 года к принятию Советом Министров ГДР решения о закрытии границы страны.
Ночью 13 августа 1961 начались работы по возведению стены, к району границы между Восточным и Западным Берлином были стянуты войска и полиция, которые в течение нескольких часов полностью блокировали все участки границы, находящиеся в черте города, перекрыли четыре линии Берлинского метро и некоторые линии железной дороги. Мир раскололся.
С «восточной стороны», кроме стены, была полоса препятствий, ряды колючей проволоки, сотня железобетонных дозорных башен, десятки бункеров, сторожевые собаки и пограничники, стрельба на поражение. Однако это не останавливало восточных немцев. Преодоление тоннеля длиной 145 метров, полёты на дельтаплане, на воздушном шаре из нейлоновых лоскутов, попытки перебраться по верёвке, перекинутой между окнами соседних домов, с помощью тарана стены бульдозером — все это было подчинено одной цели: преодолеть стену и прорваться на Запад. По разным данным число погибших при попытке бежать составило от 125 до 1245 человек.
Осенью 1989 года под влиянием перестройки в Советском Союзе Венгрия «поднимает железный занавес», уничтожив свои укрепления на границе с Австрией. Тысячи людей из ГДР уходят на запад через Венгрию, открывшую свои границы. Берлинская стена теряет свой смысл. В ГДР начались массовые демонстрации с требованием гражданских прав и свобод.
9 ноября 1989 года объявлено, что правила выезда из страны сведены до минимума формальностей, после чего сотни тысяч восточных немцев устремились к границе. Пограничники, уступая массовому напору, вынуждены были открыть проходы. Берлинская стена дает первую трещину. Встречать гостей с Востока вышли тысячи жителей Западного Берлина. Происходящее напоминало народный праздник. Ощущение счастья и единения уничтожило все государственные барьеры и преграды. В течение следующих трёх дней Запад посетили более 3 миллионов человек. Процесс объединения немецкого государства пошел стремительными темпами.
Если в Восточном Берлине к стене нельзя было подойти близко, то в Западном Берлине она стала площадкой для творчества многочисленных художников — как профессиональных, так и любителей. К 1989 году она превратилась в многокилометровую выставку граффити, в том числе весьма высокохудожественных. Знаменитые изображения «Трабанта», автомобиля-символа ГДР, «исторический поцелуй» Брежнева и Хонеккера, портрет Горбачева стали известны всему миру. После разрушения стены её фрагменты быстро превратились в исторические и были сохранены как памятник для последующих поколений.
Интересная статья, размещенная на сайте радио «Свобода»
В преддверии 20-летия падения Берлинской стены (это случилось осенью 1989-го) в Великобритании вышла книга известного журналиста Виктора Себастьена «Революция 1989 года» с подзаголовком «Падение советской империи» (Revolution 1989: The Fall of the Soviet Empire). О том, как он оценивает событие 20-летней давности, автор книги рассказал в интервью Радио Свобода.
Книга Виктора Себастьена – не академическое исследование, не работа кабинетного историка, а воспоминания и комментарии очевидца событий 1989 года, когда один за другим в Восточной и Центральной Европе пали коммунистические режимы. В то время Себастьен был корреспондентом нескольких британских газет и телевидения и вел репортажи из этих стран. Его книга – во многом взгляд на падение советской империи через объектив фотоаппарата или телекамеры, взгляд журналиста.
А теперь о граффити на Берлинской стене.
6 ноября 2009 года на окраине столицы Германии торжественно открыли участок Берлинской стены. Километр бетонных заграждений, как и два десятилетия назад, вновь разделил город на Запад и Восток.
Впрочем, жители Берлина по этому поводу не возмущались и не протестовали. У обновленной стены совсем иная функция: некогда грозный и неприступный отрезок государственной границы превратился в Художники и архитекторы восстановили на плитах граффити, нарисованные еще во времена объединения Германии.
Вдоль стены прошелся корреспондент НТВ Андрей Шилов.
Заново разрисованный фрагмент Берлинской стены, представленный сегодня, — это 999 метров и 99 картин, восстановленные за девять месяцев и два миллиона евро. Была главная задача: очистить эту галерею от надписей туристов, от граффити. Еще год назад на эти картины без слез нельзя было взглянуть. А теперь поставили специальные таблички: «Не рисовать! Нарушители будут наказаны».
На открытие отреставрированной галереи пришел мэр Берлина. Берлинская стена — это один из символов города, известных всему миру.
Клаус Воверайт, бургомистр Берлина: «Эта стена — документ эпохи. Конечно, восстанавливать его полностью не нужно, но то, как с ним поступили художники — это тоже документ эпохи, года. мы за то, чтобы все разделяющие стены в мире рухнули, но эта часть должна остаться».
Про то, что стена простоит еще 100 лет, говорил глава ГДР Хонеккер в году. А через полгода, 9 ноября этот символ железного занавеса рухнул. Коммунистическая Германия доживала последние дни.
Летом в Берлин съехались художники со всего мира и разрисовали оставшийся участок стены вдоль реки. Большинство художников — немцы, россиян — четверо, включая Дмитрия Врубеля, автора знаменитого «Братского поцелуя». «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви» — единственный кусочек, действительно сохранившийся с года».
Дмитрий Врубель, художник: «Разница с той картиной, конечно, заметна. Ведь столько лет смотришь на нее и видишь ошибки, а исправить нельзя. А вот теперь исправил».
Эта разрисованная стена — главный образ исторического года. Конец холодной войны, свобода в бывшем коммунистическом блоке, и очень много знакомых нам символов: ветер из Кремля, Горбачёв за рулем из серпа и молота, Андрей Сахаров, имена других наших правозащитников.
Фувио Пинна, художник: «Я очень надеюсь, что теперь туристы рисовать не будут на этих картинах. Я же не езжу по и Милану, не пишу везде свое имя».
Этот участок стены — один из символов современного Берлина, и на одну сознательность многочисленных туристов надежды мало. Поэтому поверхность покрыли специальным лаком, который не позволяет рисовать. Посмотрим лет через 20, каким будет тогда этот документ эпохи.