резонанс комнаты как вычислить

Резонансы помещения – расшифровка кардиограммы

На плане комнаты: Ш – шкаф, К – комод, С – стол, М – мягкая мебель. Акустическая система – синим, место установки микрофона – красным. Зона прослушивания – жёлтым.

резонанс комнаты как вычислить. Смотреть фото резонанс комнаты как вычислить. Смотреть картинку резонанс комнаты как вычислить. Картинка про резонанс комнаты как вычислить. Фото резонанс комнаты как вычислить

Размеры комнаты в сантиметрах: 452х294х245 (высота). Нет ни одного ковра. Потолок подвесной. Слева внизу – дверь в коридор. Длина коридора с дверным проёмом 315 см.

Положение центра НЧ динамика: 41 см от стены, 30 см от пола, 150 см от правой стены.

Положение микрофона: 40 см от стены, 75 см от пола, 165 см от правой стены, над раскладным креслом.

АС – https://ldsound.club/index.php?threads/3-x-polosnaja-as-na-baze-35as-028-start.366/. На момент измерений представляла собой ЗЯ с резонансной частотой приблизительно 37 Гц и добротностью не больше 0,6, с двумя приличными неуплотнёнными щелями.

Микрофон – электретный, вместе с микрофонным усилителем чувствует включение газовой колонки и закрывание форточки (инфразвук).

Измерение на синусоиде, вручную.

Получилась такая кардиограмма:

резонанс комнаты как вычислить. Смотреть фото резонанс комнаты как вычислить. Смотреть картинку резонанс комнаты как вычислить. Картинка про резонанс комнаты как вычислить. Фото резонанс комнаты как вычислить

Чёрная линия – дверь в коридор открыта, красная – дверь закрыта, зелёная – ожидаемая ЧХ без самого нижнего резонанса. За опорный уровень принята полка 80…100 Гц. До 300 Гц включительно – без сглаживаний, выше – очень узкие пики/провалы игнорировал.

Расчётные частоты резонансов:

452+315 => 22,4 Гц – самый первый (комната + коридор),
452 => 38 Гц – продольный комнаты,
294 => 59 Гц – поперечный без мебели,
294-40=254 => 68 Гц – нижний ярус с мебелью.
245 => 70 Гц – вертикальный.

Сложные виды стоячих волн не рассматриваю, хватит и этих с головой… Но их, кажется, здесь нет.

Двигаемся от инфранизких частот вверх.

На частотах, кратных частоте самого низкого резонанса (50, 75, 100 Гц), проблем нет. Удачное расположение АС и микрофона относительно правой стены: далеко от угла.

По той же причине нет проблем на частоте продольного резонанса комнаты без коридора (38, 76 Гц). И АС, и микрофон примерно на 1/3 длины стены от угла. Запомним такое расположение, пригодится.

Зато поперечный – 60 Гц – в полной красе! Излучатель близко к краю – хорошие условия возбуждения стоячей волны. И микрофон – под противоположной стенкой. На следующем пике видим интересное явление: на самом деле поперечных резонансов – два, с частотами 55 (расчёт 59!), 110, 165 Гц и 65 (расчёт 68!), 130, 195 Гц. В пике 60 Гц они, видимо, слились, в пике 110-130 Гц их видно раздельно, 165 стоит особняком. Зону выше скушал провал, вызванный отражением от задней стены без звукопоглощения (40 см туда + 40 см назад = 80 см = полволны на 215 Гц, по измерению ровно 200) и от передней стены за АС (тех же 41 см х 2 = 82 см туда+назад). Происхождение относительно мощного, но узкого пика 240 Гц непонятно, надо было подвигать микрофоном в разные стороны в конце измерений, не догадался. Выше по частоте существенных выбросов в «плюс» нет, заметные в «минус» – на графике.

Что с забором делать? Главное – не нервничать J. Оценим адекватность результатов. Измерена АЧХ одним микрофоном в одной точке. Ушей – двое. Логично предположить, что слух усреднит слышимое двумя ушами. Но, как я заметил раньше, продольные и вертикальный резонансы при смещении влево-вправо не создадут проблем, по ним принимаем результат = близко к истине. Так как АЧХ снята в положении «голова на максимум назад», то высота пиков поперечных резонансов при других положениях микрофона внутри зоны прослушивания будет меньше, причём с ростом частоты ослабление усилится. Особенно чувствителен антирезонанс 200 Гц, у которого и частота, и уровень будут изменяться в зависимости от положения головы относительного задней стены (у резонансов – зависит только уровень). Начиная с пика 165 Гц и выше выбросы настолько узкие, что на баланс и окраску звучания почти не влияют. Итак, сзади головы на спинки кресел ложу 2 больших валика от дивана, плотно набитых поролоном. На НЧ секции будет стоять большой террариум высотой 50 см минимум. Надеюсь, что антирезонанс пропадёт, а пики 130 Гц и выше – присядут на 2…5 дБ. До измерения идея с Валико не посещала… Оставшееся компенсирую электрически. Слушаю, как правило, с закрытой дверью. Значения ослаблений на пиках выбираю пока по собственному усмотрению, заношу в строчку для АРО. Примерно так:

Подъёма на 28 Гц потом не будет, здесь сработает ФИ. По минимуму можно обойтись и одной полосой параметрического эквалайзера 60 Гц. Или одним режекторным контуром на гираторе на входе предварительного или оконечного усилителя, отключаемым при необходимости. Пятый вывод – в простых случаях (мой – простой) вложения/доработки минимальны, а эффект от них – просто не сопоставим.

Если у Вас будут выявлены существенные провалы в зоне прослушивания на важных участках НЧ, трижды подумайте, стоит ли их поднимать. Ведь если здесь меньше среднего, то где-то – больше! (Обычно такое при установке АС под стенкой, а стульчика – посреди комнаты.) Подумайте, что слышат другие (в том числе, соседи 🙂 ).

Какое звучание при включенной коррекции резонансов комнаты?

Второе измерение. Отличия в условиях от предыдущего измерения следующие.

1. ЗЯ более-менее загерметизирован, есть сопротивление при попытке сместить диффузор рукой.

2. НЕ увеличивал уровень на самых низких => устранил влияние гармоник на результат.

4. Сверху спинки кресла водрузил валик от дивана, набитый обрезками поролона. Место измерения выглядит так:

резонанс комнаты как вычислить. Смотреть фото резонанс комнаты как вычислить. Смотреть картинку резонанс комнаты как вычислить. Картинка про резонанс комнаты как вычислить. Фото резонанс комнаты как вычислить

5. Дверь в коридор закрыта.

6. Фильтр такой же, как здесь: https://ldsound.club/index.php?threads/3-x-polosnaja-as-na-baze-35as-028-start.366/post-14270, только щиток опять перевёрнут СЧ динамиком вниз, а сам динамик запрятан обратно в бокс. Ниже 300 Гц влияния на результат не будет, поскольку фильтр НЧ звена не трогал.

Получена вторая сквозная АЧХ:

резонанс комнаты как вычислить. Смотреть фото резонанс комнаты как вычислить. Смотреть картинку резонанс комнаты как вычислить. Картинка про резонанс комнаты как вычислить. Фото резонанс комнаты как вычислить

Для пущей важности взял в руки вторую большую подушку (70х70х15 см, такая же на кресле) и провёл корриду с микрофоном. Подушка набита достаточно жёстким материалом, мебельщики должны его знать:

резонанс комнаты как вычислить. Смотреть фото резонанс комнаты как вычислить. Смотреть картинку резонанс комнаты как вычислить. Картинка про резонанс комнаты как вычислить. Фото резонанс комнаты как вычислить

Цель – попробовать уточнить, что откуда прилетает и на что влияет.

Провалы 75 и 220 Гц – от отражений сзади АС и сверху. До 130 Гц включительно влияние мизерно, зона 160…220 Гц уже откликается положительно. Не удалось улучшить зону 370…570 Гц, что странно. При измерениях в ящике 35 АС-028 на диване проблем не было: https://ldsound.club/index.php?threads/75-gdn-1-4-30-gd-2.121/post-7421. В то же время, в том же ящике, но уже на штатном месте (под стеной на полу) проблема нарисовалась: http://ldsound.ru/35-as-016-orbita/comment-page-2/ – comment-38958. Диапазон 300…700 Гц прогнал без СЧ динамика – везде меньше, СЧ звено ни при чём. Значит, виновато место и высота установки (и пол без ковра).

Третье измерение

Положение микрофона – на трети расстояния от первого до второго положения, ближе к первому. Валик сзади есть, фильтры немного другие (https://ldsound.club/index.php?threads/3-x-polosnaja-as-na-baze-35-as-028-start.366/post-19483), но ниже 300 Гц изменений не внесено. Включена коррекция резонансов помещения при помощи эквалайзера АРО.

резонанс комнаты как вычислить. Смотреть фото резонанс комнаты как вычислить. Смотреть картинку резонанс комнаты как вычислить. Картинка про резонанс комнаты как вычислить. Фото резонанс комнаты как вычислить

На этом можно остановиться и подвести итоги:

Источник

Комнатный фактор. Стоячие волны (комнатные моды) — продолжение.

В прошлой статье мы рассмотрели что такое стоячие волны и резонансная мода в помещении. Сегодня продолжим и поговорим о том, как ведут себя стоячие волны в реальной комнате, как рассчитать комнатные моды и провести тесты своей комнаты.

Комнатный фактор. Стоячие волны (комнатные моды)

Как же себя ведут стоячие волны в реальной комнате?

Комнатные моды в реальной комнате

В прошлой статье мы говорили о двух параллельных поверхностях, таких как стены. И если бы такие ловушки могли образовываться только между двумя параллельными поверхностями, каждая комната имела бы только относительно небольшой набор из трех проблемных частот (по одной для каждого измерения) и их гармоник. Однако ловушки также могут образовываться между четырьмя или шестью поверхностями, что приводит к очень сложному набору комнатных мод. Если два измерения комнаты идентичны, то проблема двояка, поскольку одна и та же частота захвачена двумя измерениями.

Кубические комнаты — худшие, так как все три измерения идентичны. Комнаты с размерами, которые имеют общие множители (например, 3 × 6 × 9 м), также очень проблематичны. Непараллельные стены также не решают проблему стоячих волн — они только усложняют распределение комнатных мод.

Самые низкие резонансные частоты также самые глубокие. В небольших комнатах эти низкие частоты находятся в пределах нашего слышимого диапазона.

Комнатные моды. Формула расчёта.

Формула для расчета этих основных резонансных частот довольно проста:

f = 172 / d (d в метрах)

Так, например, размер приблизительно 3 м вызовет основной резонанс комнаты в районе 57 Гц. Чем больше комната, тем ниже основная резонансная частота. Например, размер 8 м вызовет резонанс комнаты в районе 21,5 Гц, что менее критично, чем 57 Гц для сведения. Кроме того, когда мы поднимаемся по шкале частот, эффект комнатных мод становится менее глубоким, и около 500 Гц мы можем уже их игнорировать.

В больших комнатах проблемы начинаются ниже на частотной шкале, соответственно и эффект комнатных мод становится менее глубоким раньше, не около 500 Гц, а около 300 Гц. Поэтому большие комнаты предпочтительны для таких важных задач прослушивания, как сведение или мастеринг.

Одинаковы ли проблемы в разных точках прослушивания в помещении?

Крайне важно понимать, что комнатные моды всегда вызывают проблемы на определённых частотах, но проблемы не одинаковы по всей комнате. В конце концов, каждая точка в комнате имеет свою собственную частотную характеристику. Калькуляторы комнатных мод свободно доступны через Интернет. Они выведут график, показывающий проблемные частоты на основе заданных размеров комнаты, которые вводит пользователь.

Вот, например, один из сайтов, где можно приблизительно рассчитать резонансы помещения:

УПРОЩЕННЫЙ АНАЛИЗ АКСИАЛЬНЫХ МОД

Тем не менее, эти расчёты не говорят нам, где именно в комнате мы должны ожидать, что эти проблемы будут заметны. Или другими словами — какова будет частотная характеристика каждой точки в комнате.

Тест комнатных мод (стоячих волн)

К счастью, мы можем довольно легко выполнить практический тест, который поможет нам в решение этой проблемы. Он включает в себя воспроизведение синусоиды и сравнение различных частот от 20 до 600 Гц. Очевидно, что мы хотим сводить трек и слушать его в нашей позиции микширования. Но перемещение по комнате продемонстрирует, насколько радикально можно ослабить или повысить одну частоту в разных точках комнаты. Результаты этого эксперимента могут быть весьма шокирующими для людей, которые пробуют его впервые. Вы можете узнать, что определенная частота (скажем, 72 Гц) не слышна, когда вы сидите, но четко слышна, когда вы стоите; Вы также можете узнать, что одна частота (скажем, 178 Гц) заметно громче, чем соседняя частота (скажем, 172 Гц). Но прежде чем перейдем к практическим экспериментам необходимо сказать ещё об одном важном аспекте.

О влиянии комнатных мод на динамики

Еще один аспект комнатных мод, который стоит обсудить, заключается в том, что они влияют на способность динамика воспроизводить проблемные частоты. Если динамик расположен в точке, где стоячие волны вызывают увеличение определенной частоты, динамик сможет воспроизводить больше этой частоты. Противоположный случай применим только к монопольным громкоговорителям — если громкоговоритель расположен в точке, где ослаблена конкретная частота, у драйвера возникнут трудности с его воспроизведением.

Практические рекомендации по использованию теста стоячих волн

Ниже вы можете скачать несколько 20-секундных тестовых сигналов, с которыми можно поэкспериментировать. При прослушивании каждой частоты перемещайтесь по комнате, чтобы увидеть, как в разных точках эта частота усиливается или ослабляется. Большинство читателей, пробующих это в домашней комнате, должны распознавать хотя бы одну частоту, которая испытывает заметные колебания уровня в комнате, которые являются следствием комнатных мод.

[Текст могут видеть только зарегистрированные пользователи]

Последний 7 трек (розовый шум) обеспечивает равную энергию на октаву и поэтому обычно используется для акустических измерений. При прослушивании этого шума, когда вы сидите в положении прослушивания, используемом для сведения, рекомендуется двигать головой вперед и назад, а затем вбок. Комнатные моды могут вызывать колебания низких частот, тогда как ранние отражения и направленность твитеров могут вызывать колебания высоких частот. Одной из характеристик хорошо настроенной комнаты является то, что движение вашей головы во время прослушивания музыки (или розовый шум в этом отношении) едва ли изменяет воспринимаемое частотное содержание.

Всем спасибо и удачи в творчестве!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Источник

Акустика помещения, советы и тонкости настройки, статья. Портал «www.hifinews.ru»

Сохранить и прочитать потом —

Акустические свойства помещения вносят определенный вклад в качество воспринимаемой слушателем звуковой панорамы. Не у всех есть специальные помещения, предназначенные исключительно для установки в них аудио оборудования высокого класса. Но и для тех, кто слушает музыку в обычной жилой комнате, есть много советов и замечаний, следуя которым вы сможете оптимизировать звучание имеющейся аудиотехники. Но об этом поговорим чуть позже. А сначала давайте обозначим исходные данные для решения нашей задачи. Специально возводимые, акустически оптимизированные залы имеют, как правило, форму неправильного параллелепипеда, с непараллельными друг другу боковыми стенками, а потолки, как в театрах и концертных залах, выполнены в форме ската. Стандартная комната имеет классическую прямоугольную форму, способствующую наложению друг на друга излучаемых и отражаемых волн звука. В зависимости от используемых в строительстве и отделке материалов акустические свойства одинаковых по объему и форме помещений могут сильно отличаться. Если в вашей среде прослушивания используются твердые бетонные конструкции стен и перекрытий, они будут способствовать отражению излучаемого звука. Гипсокартонные панели или деревянная обшивка будут поглощать большую часть звуковой энергии. Учитывая это и используя следующие советы, вы сможете улучшить качество звука.

резонанс комнаты как вычислить. Смотреть фото резонанс комнаты как вычислить. Смотреть картинку резонанс комнаты как вычислить. Картинка про резонанс комнаты как вычислить. Фото резонанс комнаты как вычислить

Прежде чем приступить к делу, настоятельно рекомендуется проштудировать какой-либо толковый справочник по акустике. Возможно, для новичков будет довольно трудно разобраться в теории распространения звуковых волн. Но усвоенные знания окупятся сторицей и помогут вам более грамотно оборудовать помещение, получить из вашей комнаты оптимальное звуковое пространство для прослушивания, при этом лучше понять особенности распределения звукового поля. Итак, если вы не дипломированный специалист по акустике, поищите хорошую книгу, доступную для вашего уровня понимания, чтобы расширить свои познания, получив для осмысления много полезной, увлекательной информации.

Одна из самых больших проблем, которую я вижу по общению со своими друзьями и знакомыми – излишнее внимание именно акустике помещения. Конечно, акустика помещения важна, но она должны быть последним звеном, которому вы должны уделить внимание уже после расстановки ваших аудиосистем и выбора оптимального места для прослушивания. Правильное размещение громкоговорителей в пространстве помещения даст гораздо больший эффект, чем устранение акустических дефектов помещения. Уделите необходимое время расстановке аудиоколонок и найдите идеальное местечко для прослушивания. После того как вы сделали все возможное для того, чтобы музыка звучала «правильно», считайте что выполнили 90% работы и теперь пришло время для создания благоприятных акустических условий. Считайте, что акустическая подготовка помещения – это как глазурь на торте. Опять же, в наших условиях это будет самая простая коррекция акустики помещения. Тем, кто заинтересован в более глубоком понимании влияния особенностей помещения на звук, следует обратиться к серьезным источникам по акустической тематике.

По акустическим свойствам все помещения можно разделить на три основных типа: звонкое; глухое и нейтральное помещения. Как правило, нам желательно иметь комнату с нейтральными акустическими характеристиками, которая тяготеет немного к звонкому типу. Звонкая комната отличается длительным временем реверберации. Реверберация — это процесс затухания интенсивности звука при его многократных отражениях. Каждый из нас когда-нибудь оказывался в звонком помещении. Представьте себе большую столовую или зал, где гуляет эхо, а звуки кажутся звенящими. Из такого зала акустическая энергия никуда не уходит, а отражаясь от стен и потолка попадает в точку прослушивания, где часть ее улавливают наши уши. Если у вас комната с отделкой из дерева лиственных пород, с плиточными полами, практически без мягких материалов в отделке, вы понимаете, что такое звонкая (гулкая) комната. Станьте посередине комнаты, хлопайте в ладоши и слушайте. Звук хлопка превращается в эхо и длится некоторое время после хлопка. Это реверберация и эффект затухания акустической энергии. В такой комнате потребуются отделочные материалы для поглощения отражений на средних и высоких частотах с целью укрощения излишней акустической энергии.

Глухая комната полная противоположность звонкому помещению. Звуки, как правило, будут глушиться и если выполнить тот же самый тест с хлопаньем в ладоши, вы заметите, что звук затихает даже прежде, чем вы перестали хлопать. Глухие помещения, как правило, застелены коврами, завешены тяжелыми драпировками и практически не имеют отражающих поверхностей. Комната для прослушивания музыки не должна быть ни глухой, ни звонкой. Нам нужно что-то среднее, в целом нейтральное по акустическим параметрам помещение, и которое при этом все-таки ближе к звонкому типу.

Причина, по которой мы хотим иметь нейтральное акустическое помещение, заключается в том, что реальный мир представляет собой комбинацию поглощающих и резонансных, в акустическом отношении, поверхностей. Нужно добиться такой акустики в помещении, чтобы звук чрезмерно не поглощался элементами интерьера и в тоже время не отбрасывался нам полностью.

Если у вас слишком глухая комната, для того чтобы добиться более естественного звучания поищите возможности для замены на другую отделку части тканевых драпировок или ковровых покрытий, которые поглощают акустическую энергию. Если же помещение слишком звонкое, то, как правило, гораздо легче определить точки отражения для подавления эффекта реверберации.

Будем считать, что у вас стандартная по размерам комната в квартире или отдельном доме. Если есть возможность использовать ее специально под домашний театр, можете обратиться к специалистам по акустической отделке помещений, чтобы они помогли наилучшим образом откорректировать ее акустические характеристики.

Определение точек отражения

Все, что вам понадобится – это небольшое зеркало (по крайней мере, 30 х 30 см), помощь друга или родственника, а также самоклеющаяся лента, или карандаш (если вы не возражаете против маркировки стен). Опять же, делать это нужно только уже после оптимальной и окончательной расстановки аудиоколонок.

Попросите вашего помощника, удерживая зеркало на уровне ваших ушей, перемещать его по плоскости стены, пока вы сидите в точке прослушивания. На боковых стенах комнаты слева и справа от вас будут расположены первичные и вторичные точки отражения относительно вашей позиции, по две с каждой стороны. Вы должны сидеть и контролировать перемещаемое помощником зеркало вдоль левой стены, пока не увидите в зеркале ВЧ динамик (твитер) аудиоколонки левого канала. Это будет первая точка отражения. Попросите помощника отметить это место на стене карандашом или маркировочной лентой. Теперь зеркало должно скользить дальше вдоль левой стены, пока не увидите твитер аудиоколонки правого канала, также отмечаете и это место. Аналогично, cделайте то же самое и для правой стены. Теперь у вас есть по две точки отражения на правой и левой стенах комнаты.

Такие же точки отражения находятся на потолке и полу. Сегодня у многих людей жесткие отражающие полы застелены ковровым покрытием или отдельным ковриком. В этом случае точками отражения на полу можно вообще пренебречь. Если же у вас жесткий пол без ковра, для борьбы с отражениями от пола можно разместить коврик перед аудиоколонками. Не у всех в комнате подвесные или натяжные потолки. Кто-то может быть вообще предпочитает классическое помещение с каменным потолком. В этом случае нужно будет отметить два места для акустической обработки сверху. Попросите вашего помощника, стоя на стремянке или стуле, (пожалуйста, обязательно предусмотрите все меры безопасности!) удерживая зеркало перемещать его вдоль плоскости потолка, до тех пор, пока не увидите в нем твитер левого канала, отметьте это место, и cделайте то же самое для правого канала. Вам не стоит пока беспокоиться относительно задней или передней стенки помещения.

Теперь у вас есть отмеченные точки отражения, которые легко обработать звукопоглощающим (для средних и высоких частот) материалом. Помните, акустические панели не поглощают частоты ниже 300 Гц (обычно, хотя, есть и исключения), так что точки отражения позволяют контролировать чистоту, звонкость и реверберацию.

Применяйте напыляемое акустическое покрытие экономно, тем более, что и стоит оно достаточно дорого. Понемногу добавляйте слой за слоем, пока не достигнете желаемого акустического состояния комнаты. Вы же не хотите, переборщить и сделать глухое помещение, которое будет высасывать свежесть и энергию из вашей аудиосистемы. Если же у вас изначально глухое помещение, придется удалять плотные шторы, ковры и другие элементы интерьера, пока вы не добьетесь прозрачного звучания. В качестве звукопоглощающих материалов используют также, как специальные панели, так и разнообразные подручные средства, вплоть до ячеистых упаковок от яиц. Подходящие материалы всегда найдутся, все дело лишь в нарушении эстетики помещения.

Определение акустических резонансов помещения

Каждое помещение имеет акустические резонансы или, как еще говорят, комнатные моды (англ. Mode). Пропорции комнаты, т.е. соотношения длины, ширины и высоты, задают расположение резонансов в частотном спектре. Таким образом, геометрические размеры помещения определяют частоты, на которых будут возникать резонансы при прослушивании музыки, т.е. отдельные, имеющие огромное значение для воспроизводимой музыки частоты будут или чрезмерно усиливаться или же подавляться в отдельных точках помещения.

Лучшим способом определения акустических резонансов и стоячих волн (низкие частоты имеют тенденцию распространяться, отражаться и накладываться друг на друга) в помещении считается использование специального программного обеспечения. Профессиональное программное обеспечение довольно дорого, требует установки микрофонов с последующим анализом акустических характеристик помещения. Если у вас есть такая программа для расчета акустических параметров, несомненно, следует ее использовать. Но если вы просто хотите получить общее представление о том, как ваша комната взаимодействует с системой можно использовать и более простые программы, известные также как акустические калькуляторы. В оригинальной статье предлагается использовать http://amroc.andymel.eu.

Один из русскоязычных упрощенных вариантов (Калькулятор аксиальных мод) можно найти на http://www.acoustic.ua/forms/calculator8.html, он обеспечивает упрощенный анализ продольных акустических резонансов (аксиальных мод) в комнате. Акустический калькулятор позволяет по размерам вашего помещения построить графики резонансов при распространении звуковых волн вдоль, поперек и по высоте комнаты. Если несколько резонансов помещения совпадают по частоте (интервал между ними равен нулю), то такие моды (резонансы) называются вырожденными. В этом случае на амплитудно-частотной характеристике, как правило, наблюдается выраженный пик. Проблемные частоты в интерфейсе программы будут выделены красным цветом.

Если два резонанса (моды) разделены интервалом 20 Гц и более, то такие моды называются изолированными. В этом случае на АЧХ помещения, как правило, наблюдается выраженный «провал». Проблемные интервалы будут выделены оранжевым цветом.

Эти пики с провалами на АЧХ и придают нежелательную окраску звучанию вокала и музыки. В особенности они заметны в диапазоне частот 95-175 Гц. Статические звуковые пики возникают в разных точках комнаты, в зависимости от положения акустических систем, размеров помещения и звуковой частоты. Вы можете определить такие пики, перемещаясь по комнате и слушая низкочастотный звук. Как только вы входите в зону стоячей волны, баса становится очень много, а в других местах его почти нет, теряется локализация и четкость баса он превращается в простое «буханье».

На частотах выше 300 Гц уже можно пренебречь влиянием резонансов помещения на тональный баланс. Предполагается, что на основе графика в продольной плоскости и по высоте комнаты можно выбирать оптимальное место, как для размещения акустических излучателей, так и место для слушателя. И, кроме того, основываясь на полученных данных по пикам и провалам, также проводится корректировка акустических характеристик помещения, которая уже гораздо сложнее установки звукопоглощающих покрытий в точках отражения для коррекции остальной части звукового диапазона. В этот комплекс мер могут входить как простейшие мероприятия, типа закрепления подушек в углах комнаты, так и устройство специальных «ловушек для басов» (типа резонатора Гельмгольца) для выравнивания нижней части АЧХ помещения. К сожалению, некоторые из этих методов требуют много места и в небольшой комнате не применимы по причине отсутствия для них пространства. В идеале, вы должны иметь комнату для прослушивания с объемом более 40 кубических метров, тогда будет гораздо легче настроить акустику помещения.

Есть много готовых великолепных решений, многие из которых на самом деле дешевле, чем создание собственных устройств. Но если вы хотите сами заняться акустическим обустройством помещения, досконально разобраться в его особенностях и возможностях, то это тема уже отдельной статьи и не одной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *