резные фасады деревянных домов
Как деревянная резьба может преобразить дом и окружающую территорию? 50 потрясающих примеров
Согласитесь, что деревянный дом будто сам просится быть одетым в резной декор. Конечно, можно оформить фасады и в лаконичной современной стилистике, но все же традиционные ажурные украшения, способные превратить даже самую скромную постройку в настоящее произведение искусства, — это, как говорится, классика жанра
В стародавние времена любые художественные элементы в наружном и внутреннем убранстве дома носили сакральный характер. Они были призваны служить оберегами и защищать само жилище и живущих под этим кровом людей от грозных явлений природы и нечистой силы, привлекать достаток и благополучие. Все изображения — силуэты зверей, птиц, рыб и мифологических существ, деревья, цветы, Солнце и Луна, вода, орудия труда — несли в себе глубокий смысл. Символика рисунков сегодня уже не играет былой роли, но они по-прежнему сохраняют для нас свою эстетико-культурную ценность. Именно потому современные мастера используют в резьбе те же мотивы, что и наши далекие предки. В основном это растительные орнаменты, узоры из геометрических фигур, «ленты» из антропоморфных, анималистических или предметных раппортов.
Фасад считается лицом дома, и его оформлению уделяют особое внимание. Декоративными досками-накладками отделывают углы сруба, обрамляют наличниками оконные и дверные проемы, делают резными перила и ограждения крыльца, конек, ставни, опорные столбы, козырьки и пр. Если фасад — это лицо, то фронтон здания логично назвать его челом. Как и у старинных женских головных уборов было очелье — богато расшитая лента, охватывающая лоб, так и у деревянного дома традиционно имелся такой элемент декора, как причелины. Это торцевые планки, которые прикрывают края кровельного ската и, в сочетании с фризовой доской, служат украшению и фронтона, и крыши. В месте стыка планок под коньком, а также на их концах, как правило, располагают короткие вертикальные дощечки-«полотенца» (или, иначе, прибоины, рушники, сережки), придающие композиции завершенный вид. А по центру фронтона, если там нет чердачного окна, нередко можно видеть резную розетку или панно: этот элемент по традиции должен быть круглым либо заключать в себе строго симметричный рисунок — как образ гармонии бытия.
Помимо эстетической, причелина выполняет и чисто практическую функцию, выступая в качестве ветровой доски и предотвращая проникновение атмосферной влаги в конструкцию кровли. Вообще же, любые накладные детали декора призваны были не только украшать постройку, но и дополнительно защищать от продувания и промерзания соединительные узлы: угловые перерубы, линию стыковки стеновых бревен с дощатыми фронтонами, компенсационные зазоры между оконными проемами и окосячкой и др.
С помощью элементов фасадного декора можно подкорректировать архитектурные «несовершенства» постройки, например, визуально прибавить ей высоты или сделать ее отдельные части более соразмерными друг другу
Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами
Резьба — самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда и фото резного дома дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки.
Старые резные постройки являются культурным наследием нашей страны, передающимся еще от Древней Руси. Русская архитектура – корни, которые пришли к нам из Византии, и стали основой русского зодчества на многие годы вперед.
Изба – «Теремок».Прекрасный русский резной домик, который был построен по плану Сергея Малютина – известного русского архитектора и художника, является частью исторического комплекса «Теремок» и находится пос. Фленово, Смоленской области. Это произведение искусства было создано в 1902 г.
В прошлом являлся собственностью меценатки М.К Тенишевой. Резные элементы постройки отражают культуру России и сказочность древних былин.
Бревенчатый сруб держится на сказочных «змеях-горынычах». Чуть ниже свода крыши расположились луна и несколько месяцев. Различные узоры придают незабываемый вид и сказочный облик данному дому. Красота!
Усадьба Шастина А.И.
Домик кузнеца Кириллова.
Это произведение искусства расположено в Свердловской области, в деревне Кунара. Я о нем уже ставила тему.Сказочная «пряничная» постройка была признана самой лучшей в России в 1999 г. Сергей Кириллов – выдающийся кузнец, который создал этот дом вручную и самостоятельно, без какой-либо помощи. Этот нелегкий труд занял более 13 лет и был закончен только в 1967 г.
Деревянные и металлические украшения фасада заставят восхищаться мастерством этого великого человека.
Изба-терем Кириллова является ярким образцом наивного искусства, и ко всему этому, образ подкреплен сказочной и советской символикой. По сей день в доме проживает вдова кузнеца, а ворота во двор не заперты. Даже обычный прохожий может полюбоваться этим домом и получить незабываемые впечатления. Недавно ей помогли добровольцы реставрировать дом.
Дом зажиточного крестьянина Ошевнева.
Усадьба Сукачева, музей.
Силуэты драконов, сказочные цветочные изображения – это показатели богатой фантазии сибирских мастеров.
Погодинская изба.
Во Владимире не простые наличники – они тут в скрипичном ключе!Теремок, Нижний Новгород.
Недавно его отреставрировали, а был вот такой
Старый дом, Вологда.
Несколько красивых домиков.
Дальнее Константиново Нижегородской областиКрасивый дом где-то на въезде в Кстово, Нижегородская обл.
Бахромчатые наличники из Костромской и соседних областей
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Украшение дома резными деревянными элементами: карнизы, наличники, причелины, балясины, фризы
Домовая резьба известна на Руси еще с языческих времен. Она не только служила оберегом и украшала дом, но и решала практические задачи: наличники закрывали щели между оконными рамами и бревенчатой стеной, а причелины не давали крыше обрастать сосульками
С течением лет культовое значение утратилось, для теплоизоляции стали использовать менее трудоемкие приемы, и, казалось бы, «деревянному кружеву» пора уйти в небытие, но и по сей день оно пользуется спросом.
Сегодня для строительства загородных домов довольно часто используют профилированный брус и оцилиндрованное бревно. Однообразные, как по линейке расчерченные стены обезличивают дом, делают его невыразительным и скучным. Резные карнизы, наличники, балясины и фризы, как ничто другое, способны придать ему индивидуальность и стиль. Более того, рука мастера может превратить непритязательную деревянную «коробку» в настоящее произведение искусства. Конечно, эту разновидность декора нельзя назвать массовой. Резьбу может позволить себе не каждый, особенно если речь идет об эксклюзивной работе, выполняемой на заказ. Но тем не менее фасады, украшенные причудливым деревянными узорами, отнюдь не редки.
Разновидностей резьбы существует великое множество, поэтому можно найти вариант на любой вкус. Самой древней считают плоскую, или глухую, резьбу, при которой на деревянной поверхности делают углубления и канавки, составляющие геометрический рисунок. Так в старину украшали торцы бревен, наличники и ставни.
Более сложной, а потому и более выразительной является рельефная резьба c выпуклым, объемным изображением.
Скульптурная резьба, как ясно из названия, предполагает создание самостоятельных, отделенных от фона фигур. В качестве примера можно привести традиционную голову коня, венчающую крышу избы. Ну а самая поздняя, притом и самая популярная в настоящее время — сквозная (ажурная, прорезная) резьба, выполняемая путем прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. По сравнению с другими видами деревянного декора она наиболее проста в исполнении, да и стоит дешевле. Но ее популярность объясняется не только этим. Сквозная резьба удивительно красива. Эффект от тонкого ажурного плетения многократно усиливается кружевной тенью, рисунок которой меняется в зависимости от угла падения солнечных лучей. А если украшения многоярусные (то есть доски наличников, причелин и подзоров накладываются друг на друга) да еще и окрашены в контрастные цвета, декоративный эффект усиливается еще больше.
Наличники, причелины и балясины не должны ни «проваливаться» в фасад, ни выпячиваться, а органично вписываться в общую композицию, создавая единое целое с другими элементами декора
Словарь терминов
Материальный вопрос
Очевидно, что материалом для резьбы служит прежде всего древесина. Преимуществ у нее множество — она красива, поддается обработке, пластична и прочна. Все это позволяет создавать сложные скульптурные фигуры довольно больших размеров. Но и недостатков хватает — пожароопасность, восприимчивость к атмосферным воздействиям, подверженность атакам грибка и насекомых. Памятники древнего зодчества дошли до нас лишь потому, что дерево, прежде чем пустить в дело, несколько лет сушили естественным образом и породы брали только те, что способны противостоять гниению. Но сейчас, с развитием химической промышленности, на фасадах можно использовать едва ли не все виды древесины. Вот наиболее популярные:
Осина и липа. Эти породы лучше других поддаются обработке, прочны и устойчивы к сколам. Осина, кроме того, почти невосприимчива к влаге, и изделия из нее пригодны для окрашивания водорастворимыми красками.
Клен и дуб устойчивые к сколам и вмятинам, твердые, а потому сложные в проработке деталей. Еще один недостаток — высокая цена. Плюсы — прочность и респектабельный вид.
Лиственница очень твердая и трудная в обработке, подвержена образованию сколов и отслаиванию. Но зато она устойчива к воздействию влаги, а потому долговечна. Со временем древесина приобретает очень красивый серебристый оттенок.
Ель и сосна — смолистые породы, при сушке подверженные растрескиванию. Работа с ними требует навыков и крайней аккуратности. Плюсом является ценовая доступность. Древесина ели и сосны наиболее распространена в центральной части России, и потому пользуется популярностью. При грамотном уходе украшения из нее могут служить долгие годы.
Для домовой резьбы подходят только качественные доски из массива (клеевые швы в первую очередь подвержены растрескиванию при использовании изделий вне помещений). Влажность древесины — не более 8–12%, геометрические параметры доски: толщина 18–20 мм, ширина до 190 мм. Не рекомендуется брать очень длинные ламели, 1,5–3 м — вполне достаточно, чтобы было удобно работать как при выполнении резьбы, так и при монтаже изделий. Нужно помнить, что чем короче доска, тем меньше вероятность поломки резных декоров при установке. Да и заменить такой элемент проще.
Пиломатериал отбирают с минимумом сучков на лицевой части будущих изделий. Причем все они должны быть живыми и не выпадать
Защиту древесины от агрессивных воздействий сейчас обеспечивают грунтовки и пропитки. Предотвратить возгорание способны антипирены, которые дают долговременный огнезащитный эффект. В качестве «лекарств» от грибка, плесени и насекомых-древоточцев выступают антисептические пропитки. Наносить их нужно как минимум в два слоя, на сухую и чистую поверхность. Как правило, мастера делают это при помощи кисти, валика или распылителя, а мелкие детали окунают в раствор. Особое внимание следует обращать на торцы, которые наиболее интенсивно впитывают влагу. Обрабатывать резные изделия желательно до установки, иначе места стыков не будут защищены антисептиками. Обновление защитного покрытия рекомендуют производить каждые 3–4 года.
Ну а после того, как резные украшения установлены на свои места, их следует окрасить, защитив от ультрафиолетовых лучей. Если этого не сделать, древесина очень быстро постареет, растрескается и приобретет некрасивый серый оттенок. Специальные краски для дерева в огромном количестве предлагает рынок. Существуют лессирующие составы, которые оставляют видимой естественную фактуру древесных волокон, и кроющие, образующие плотный декоративно-защитный слой. Обычно для рельефной резьбы берут прозрачные краски, а для ажурной — непрозрачные.
Экономить на защитных и декоративных составах, по меньшей мере, неразумно. Обидно будет видеть, как дорогостоящее деревянное «кружево» рассыхается лишь потому, что были выбраны некачественные дешевые ЛКМ
Альтернативой древесине может стать деревянный композит — листовой материал, изготавливаемый из древесной стружки методом горячего прессования. В качестве связующего выступает вещество природного происхождения — лигнин. Готовые изделия обрабатывают эвкалиптовой смолой.
Данный материал менее восприимчив к капризам погоды, нежели древесина, да и стоит заметно дешевле. Среди очевидных плюсов также отметим тот факт, что из композита, поставляемого в довольно больших листах, можно изготовлять крупногабаритные предметы декора — ажурные стенки беседок, украшения для крыльца, элементы садового дизайна и т. д. Но главное преимущество материала в том, что прочность его позволяет вырезать очень тонкие рисунки. Правда, это могут быть только прорезные украшения. Рельефную или скульптурную резьбу выполнить не получится — лист композита тонок, так что резцу мастера просто негде разгуляться. Обрабатывают материал вручную или на станках с цифровым управлением.
Украшая дом резьбой, очень важно соблюдать меру. Переборщив с декорами, можно превратить респектабельный особняк в пряничный домик
Цена изделий из древесного композита зависит от сложности резьбы — чем более ажурный вариант вы выбираете, тем выше будет стоимость. И конечно, изделия, в которых несколько слоев, будут дороже однослойных. Скажем, наличник стандартного размера может обойтись в сумму от 18 000 до 27 000 руб. Декоративные элементы поставляют полностью готовыми к установке, с прилагаемой схемой сборки, но можно заказать и фирменный монтаж.
Процесс заказа и монтаж
Услуги по украшению фасадов предлагают как частные мастера, так и ряд небольших компаний. Художники по дереву, работающие индивидуально, могут сотворить не только резное «кружево», по старинке выпиленное лобзиком из тонких, от 15 до 30 мм, дощечек, но и рельефные и скульптурные предметы декора. А вот фирмы, как правило, специализируются на ажурных изделиях, изготавливаемых машинным способом — при помощи лазерной установки и станков с цифровым управлением.
Выбор декоров зависит от множества факторов. Это и геометрия здания, и его этажность, и конструкция крыши, и, конечно же, форма оконных и дверных проемов. Очевидно, что универсальных украшений, подходящих к любому строению, крайне мало. Обычно домовую резьбу изготавливают на заказ, и цена определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности изделий. Рисунок может быть выдержан в любом из традиционных стилей или сделан по предоставленным эскизам.
После того как определена общая концепция, на объект выезжает замерщик. На основе полученных данных специалисты компании разрабатывают подробный дизайн-проект, и заказ отправляется в работу. На изготовление домовой резьбы уходит в среднем от одного месяца до трех.
Крепят элементы домовой резьбы сухим способом — гвоздями или, что предпочтительнее, саморезами с цинковым покрытием, которое обезопасит от появления потеков ржавчины. Ажурные предметы декора в местах крепления рекомендуют предварительно засверливать, чтобы тонкие дощечки не растрескивались в процессе монтажа. В некоторых местах, особенно при установке легких внешних планок, возможна фиксация с помощью клея для наружных работ. При грамотном монтаже и пост-обработке резные украшения будут служить многие десятилетия.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!
Резной деревянный декор домов на сайте Недвио
Оформление дома деревянной резьбой — это одна из самых старых и ярких традиций русской архитектуры. Великолепные орнаменты в форме цветов, животных, фамильных гербов украшали русские дома издавна.
Чаще всего резные элементы делали на окнах или фасадах, однако со временем домовладельцы стали искусно украшать таким образом и комнаты домов. На стенах комнат стали появляться резные плинтуса и молдинги, резные барельефы и причудливые розетки-орнаменты, резные фризы, пилястры, колонны и многое другое. Такой декор позволял сделать интерьер дома изысканным, грамотно расставить акценты в его оформлении и, заодно, подчеркивал вкус его владельца.
Да, разумеется, отделка стен коттеджа резным декором — это недешевое удовольствие. Однако надо понимать, что это лучшие сорта дерева и тонкая (зачастую ручная) работа и такая отделка останется в вашем доме на десятилетия, а может и на века!
Многие старинные деревянные русские усадьбы радуют своими изысканными резными интерьерами спустя столетия. Хотя сегодня такие элементы декора интерьера могут прослужить еще дольше: все благодаря тщательно высушенной и специально обработанной древесине. Сегодня технологии обработки совершенно другие — это новые защитные средства, новые пропитки, это новые лакокрасочные материалы с антисептическими свойствами. Все это обеспечивает высокую долговечность декоративным изразцам из дерева.
Виды резного фасадного и стенового декора
Разнообразие деревянного стенового декора сегодня просто поражает воображение. Это могут быть: наличники, фризы, подзоры, балясины, столбики, консоли, портики, пилястры, молдинги, кронштейны для полок и многое-многое другое. Рассмотреть всех их в рамках одной статьи невозможно. Давайте рассмотрим более предметно самые интересные, на наш взгляд:
Карнизы
Резные карнизы обычно используют для украшения фасадов и кровли. Это один из самых популярных компонентов традиционного русского зодчества.
Такие декоративные элементы несомненно делают дом более ярким и запоминающимся. Раньше такие узоры делали только под заказ, по нескольку месяцев руками, а к мастерам по дереву выстраивалась очередь. Сегодня современные технологии позволяют изготовить резной карниз в считанные дни, при том что получаются невероятно красивые кружевные рисунки качества не хуже, чем в древней Руси.
Наличники
Ими украшают оконные и дверные проемы, как снаружи, так и внутри домов. Изысканный орнамент, необыкновенная фактура резных наличников никого не оставят равнодушным. Установив такой декор в своем доме вы можете быть уверены, что гости восхитятся вашим вкусом.
Резной декор крыши
Как правило, резьбой украшают фронтон крыши. В древней Руси его еще называли очельем.
Еще часто украшают резьбой конек (это верх крыши). Коньки в русских домах традиционно украшали деревянными фигурами, исполненными в форме коня, птицы и пр.
Причелина, так называют доски, фиксируемые на торцах бревен, удерживающих крышу. Иногда их называют ветровыми, и они нужны не только для украшения, она является преградой на пути природных осадков. Резьбу для этих досок выполняют в ажурной или в выступающей (рельефной) форме.
Можно встретить и многослойные компоненты, в состав которых входят несколько рядов узорных досок. На самом верху, там, где пересекаются причелины, устанавливают центральный декор, украшаемый сложными узорами, символичными фигурами солнца и пр.
Резные розетки
Это потрясающие по своему виду орнаменты из дерева, которые прекрасно смотрятся в классических интерьерах, в оформлении гостиных, кабинетов, кальянных, бильярдных комнатах.
Утонченные узоры, необычные геометрические линии, интересные цветочные орнаменты, возможность вырезать на них свой фамильный герб или инициалы — все это позволяет считать такие орнаменты очень интересным решением в оформлении дома.
Фризы
Так называют широкие резные доски, плинтусы, молдинги с симметричным узором.
Обычно фризы располагают в самой верхней части стены под потолком, хотя иногда ими заменяют и обычные напольные плинтуса. Если вы хотите сделать интерьер своего дома оригинальным, покупка и установка фризов в комнатах — идеальное решение.
Резные накладки на стены
Если ваши стены кажутся вам скучными, либо хочется сделать интерьер более утонченным и роскошным, покупка и установка резных накладок на стены будет правильным решением.
При помощи таких деревянных накладок можно скрыть неровности стен, создать акценты, выделив только часть стены в нужном месте. Смотрится такая отделка очень эффектно, особенно в классических интерьерах и на стенах, оформленных из массива дерева или деревянными панелями.
Как видите: мода приходит и уходит, но некоторые вещи в дизайне интерьера, как например резной декор, остаются актуальными всегда. Выше мы рассказали только часть того, что могут сделать искусные мастера в вашем доме. Если вам интересно узнать больше и познакомиться с полным ассортиментом резного декора из дерева советуем обратиться в компанию derevodekor.ru.
Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.
Русь деревянная. Домовая резьба на рубеже 19-20 веков.
Желание написать эту статью появилась, когда в очередной раз по кругу прозвучало, бездумно повторяя попугаями, что строки принадлежат Лермонтову:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
Я уверена, что эти строки не могли принадлежать М. Лермонтову. И делала об этом тему. Стихи были опубликованы в 1873 года (через 32 года после смерти поэта, вдруг «нечаянно» обнаруженные). И они периодически всплывают в информационном поле.
В ответ на эти строки мне захотелось показать какие люди заселяли эту «немытую Россию» в этот период, творение их рук и возвышенность их устремлений, выраженных в красоте русского зодчества. Такое чудо не могли творить «рабы» и «тупые»!
Восьмое чудо света
К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.
Домовая резьба
В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном. Из дерева рубили царские дворцы, боярские хоромы, усадьбы крестьян, крепостные стены и башни, церкви и монастыри.
В конце 1880-х архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания. Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились! Возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба.
В домовой резьбе нашли применение практически все виды деревянной резьбы:
— глухая рельефная (барочная) резьба. Такой резьбой со сплошным «глухим» фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон;
Барочная или рельефная резьба.
Считается, что такая резьба взяла начало от украшательства судов, ходивших по Волге еще в середине XVIII-начале XIX веков. В те времена суда — бáрки было принято украшать резными досками с узорами в виде орнаментов и диковинных существ. Но сама традиция вырезать травяной орнамент и «чудо-существ» сохранилась ещё с языческих времён, когда люди придавали каждому изображению смысл и вкладывая в них значение оберегов.
Известны археологические находки деревянных коней-охлупеней, украшавших жилища древних славян.
Судостроители воздвигали суда как правило в холодное время года, а весной им приходилось искать подработку. Так видимо и повелось, что своё искусство они применяли не только на кораблях, но и для украшения жилищ. Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца.
Ивановская обл
Применение такой резьбы с раскрашиванием яркими масляными красками в украшении дома в Ивановской области. Ивановская обл.(фот. Побединский Владимир)
Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.) (фот. Побединский Владимир)
фот. Побединский Владимир
Нижегородская область
Археологические раскопки, сделанные в Новгороде, датируются началом XI века и служат доказательством того, что рельефная резьба применялась еще в древнерусском зодчестве. Нижний Новгород. Берегини Птицы-Сирин, 1864
Нижегородская область. Колосово. Глухая резьба
Нижегородская область. Колосово. Глухая резьба
Архангельская область Архангельская область Черевково, Красноборский район. Фото Николая Телеги.
Там же
Ажурная (пропильная) резьба
Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири. На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков — наиболее яркие памятники архитектурной резьбы.
В 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.
Ивановская область
Нижегородская область
Пенза
Томск
Томск, как и большинство городов в России, всегда был деревянным. Но ему повезло больше других: провинциальный статус помог сберечь значительно больше деревянных построек, чем в крупных городах. Деревянное кружево — тончайшая резьба, украшающая дома XIX века на улицах Томска
Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.Дом на Кузнецова, 27 Позволить резьбу могли себе не только богатые люди. Почти все дома, созданные на рубеже веков, обладают декором.
Некоторые здания поражают роскошной резьбой дворцовой стилистики. Например, такие здания есть на Шишкова, на Пушкина, на Татарской.
Особняк Хомича
Особняк Хомича.
Визитной карточкой тюменского купеческого дома является объемная «иконостасная» резьба. Тюменские мастера — «сницари» еще с XVII столетия славились изготовлением резных иконостасов на Урале и Сибири.
Широкое распространение в тюменской домовой резьбе имеет геометрический орнамент — круг, крест, квадрат и ромб. Все эти знаки весьма архаичны. Время их появления можно отнести к периоду каменного века.
В дальнейшем элементы иконостаса вышли на улицы Тюмени в виде резных цветочно-плодовых гирлянд и виноградной лозы.К концу XIX века на первый план выходит декоративность наличника, в связи с этим усложняются и увеличиваются в размерах верхняя и нижняя его части, боковины. Поверхность навершия становится плоскостью, где размещаются резные панно, то же происходит и с подоконной доской, которая также становится местом размещения декора.
Именно поэтому на тюменские дома, созданные с любовью, можно смотреть часами и не уставать, а только поражаться мастерству и искусности умельцев.
Особенное значение в декоре зданий придавалось украшению окон. При всем богатстве и многообразии декоративных элементов дома, именно наличник в этом отношении является наиболее значимым.
Резьба очень разновысокая, подчеркивает игру света и тени, и при этом не выглядит массивной. Наличники выполнена из кедра, а кедровое масло — фитонцид, так что обитатели дома открывали окно, вдыхали кедровый запах — и были здоровыми.
Преобладающими видами в тюменской домовой резьбе являются глухая и объемная, меньшее распространение получила пропильная резьба.
Форма и характер наличников чрезвычайно разнообразны, своеобразие их зависит от многих причин. К наиболее древнему типу наличников относятся валютные с гладким полем навершия и слаборазвитой подоконной доской, в более скромном виде повторяющей мотив верхней его части
Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону.
Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.ам термин «наличник» на Руси начинает использоваться уже с XV века.
Однако только в XIX веке, с расцветом домовой резьбы, он приобретает особенную архитектурно-декоративную ценность в украшении всего здания.
Так, у наличника, как и у дома, выделяют: фронтон, карниз, фриз, консоль и другие конструктивные части. Как и дом, наличник отражает представления человека о строении Вселенной.
Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону. Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.
Ещё одной особенностью Тюменских наличников можно назвать украшение нижней части наличники — под окном. Хотя этот элемент украшения встречается и в других городах, но здесь он более распространен, что и позволяет говорить о вытянутой форме наличника, при вполне обычных пропорциях собственно окна.
О современных мастерах уральской глубинки
Изучая памятники народного деревянного зодчества, мы видим не только красоту построек, но и можем понять смысл труда и быта самих строителей — плотников-крестьян как того далекого времени, когда зарождалось строительное искусство Урала. так и совсем недавнего.Терем кузнеца Кириллова находится в старинной деревне Кунара в 20 км от города Невьянска Свердловской области, но известен и за ее пределами, да и тема об этом доме у нас есть. Можно глянуть вот тут: Самые красивые русские избы часть 1
В 1999 году по итогам всероссийского конкурса самодеятельного деревянного зодчества дом Сергея Ивановича Кириллова был признан лучшим в России.
СССР, кресты и купола церквей, всадники на коне, женихи с невестами, дети, голуби, котята, сотни кованых цветов и тысячи каких-то симпатичных завитушек – такое ощущение, что этот дом создавала рука ребенка.
В городе Берёзовский Свердловской области есть красивый домик «Дом Вольхина» который тематикой своего орнамента напоминает домик в Кунаре, кузнеца Сергея Кириллова.