реклама квартиры с отделкой
Реклама квартиры с отделкой
22% запросов о недвижимости задаются из Москвы. Это больше, чем из какого-либо другого региона. Чтобы успешно продвигать свои услуги на рынке, застройщику нужно знать не только своего покупателя, но и других рекламодателей. В этом исследовании мы расскажем, как развивается индустрия недвижимости в Москве и Московской области, и что нужно знать, чтобы быть конкурентоспособным и правильно настраивать рекламные кампании.
Самая плотная застройка новых ЖК бизнес-класса — внутри МКАД
Мы проанализировали застройку жилых комплексов разных классов в Москве и Московской области с 2016 по 2018 год. На слайде — как распределяются ЖК в разрезе классов.
Лишь небольшое количество ЖК эконом-класса, сданных с 2016 по 2018 год, находится в пределах МКАД, в основном — за ним, в пределах и на границе Малого московского кольца.
ЖК комфорт-класса рассредоточены по всему Малому московскому кольцу, но преобладают на северо-западе Москвы: в Химках, Сходне и Отрадном.
Большая часть ЖК бизнес-класса — внутри МКАД, но в целом строилась и за ним, однако на юго-востоке почти отсутствует. Там же не встречаются новые ЖК премиум-класса.
Построенные с 2016 по 2018 год ЖК премиум-класса чаще располагаются в центре Москвы в следующих районах: Хамовники, Филевский парк, Сити, Замоскворечье, а также Пресненском районе.
Самый небольшой разброс в цене жилья — между комфорт- и эконом-классом
Самые близкие по стоимости квадратного метра классы жилья — эконом и комфорт. Цена за квадратный метр жилья премиум-класса более чем в два раза превышает цену за квадратный метр в бизнес-классе.
При поиске квартиры пользователь рассматривает несколько классов жилья
Мы проанализировали поведение пользователей при выборе квартиры и выяснили, как пересекаются их интересы между несколькими классами жилья.
Из пользователей, которые задавали запросы про эконом-класс недвижимости, 21% также искали комфорт-класс, 10% — бизнес-класс и 2% — премиум. Самый популярный класс жилья по количеству запросов — комфорт-класс.
Пользователи часто интересуются «смежным» классом жилья. Например, пользователи, интересующиеся жильем эконом-класса, присматриваются, могут ли позволить себе жилье классом выше. Пользователи, интересующиеся жильем комфорт- и бизнес-класса, чаще сравнивают их по характеристикам и стоимости, так как среди ЖК комфорт-класса могут быть предложения не хуже, чем среди бизнес-класса.
Пересечение между классами достаточно большое — не ограничивайтесь ключевыми фразами по одному классу жилья. Потенциальный покупатель может перейти из числа интересующихся совсем другим классом ЖК. Например, пользователь, пришедший на сайт по запросу «купить квартиру от 2 млн», может рассматривать и ценник выше. Расширяйте рекламные кампании и отрабатывайте запросы смежной конкурентной категории.
Доля запросов про жильё с мобильных за три месяца увеличилась на 3%
Мы учитывали запросы про жилую недвижимость, за исключением тех, в которых пользователи интересовались съёмом, ремонтом, отделкой, приватизацией жилья, искали фото, документы или график осмотра квартир.
Всего за три месяца в Яндексе было сделано 1,6 миллионов таких запросов. 55% из них были сделаны с декстопных устройств и 45% — с мобильных. При этом доля запросов про жильё с мобильных с апреля по июнь 2018 года увеличилась на 3%
Доля запросов с мобильных стабильно растёт. Поэтому обязательно создавайте отдельные сообщения для мобильной аудитории.
Женщины ищут жильё чаще, чем мужчины
Чаще всего недвижимостью всех классов интересуются пользователи от 25 до 45 лет, с доходом выше среднего. При этом размер дохода пользователя относительно увеличения премиальности класса жилья нарастает постепенно.
Женщины чаще ищут жилье, чем мужчины. Например, женщины 25-34 лет ищут квартиры эконом-класса на 6% чаще, чем мужчины того же возраста. Жилье комфорт-класса и бизнес-класса — чаще на 5% и 3% соответственно, и только в категории жилья премиум-класса интерес мужчин и женщин этого возраста примерно одинаков. График — в полной версии исследования.
У каждого класса недвижимости — свой топ конверсионных запросов
Для жилых комплексов эконом-класса конверсия из рекламы на сайт рекламодателя была выше по запросам с указанием конкретного района Москвы или города Московской области.
Что касается жилых комплексов комфорт-класса, то для них конверсия из рекламы на сайт была выше по запросам, в которых пользователь хотел найти официальный сайт застройщика или официальный сайт проекта.
Запросы, содержащие в ключевой фразе уточнение «с отделкой», с большей вероятностью приводили к звонку в рекламе жилых комплексов бизнес-класса.
Для жилых комплексов премиум-класса конверсия из рекламы на сайт рекламодателя была выше по запросам с указанием конкретной улицы или станции метро в пределах ЦАО.
Несмотря на то, что топ конверсионных запросов для разных классов жилья отличается, не стоит сильно сужать семантику рекламной кампании — вы можете потерять охват, а вместе с этом и ухудшить узнаваемость вашего бренда.
Все рекламодатели пробуют новые продукты Директа, независимо от рекламируемого класса недвижимости
Количество рекламодателей, использовавших смарт-баннеры в третьем квартале 2018 года, увеличилось по сравнению со вторым кварталом на 4%. Тех, кто попробовал баннеры на поиске — стало больше на 8%.
Совсем недавно появившиеся в Директе видеообъявления чаще подключали рекламодатели жилья комфорт-класса. По нашим данным, использование видеоформатов позволяет понизить общий CPA по кампании. Читайте подробнее о видеообъявлениях в нашей статье.
Доля рекламодателей, подключивших баннеры на поиске с апреля по сентябрь, в целом увеличилась на 8%. Особенно активно пробовали новый формат рекламодатели бизнес-класса — их число увеличилось на 15%.
Турбо-страницы для рекламы недвижимости в Q3 подключали в целом чаще на 4%, а среди рекламодателей эконом-класса количество рекламодателей, попробовавших их, увеличилось на 9%.
Собственные ролики в видеоодополнения с апреля по сентябрь стали больше добавлять рекламодатели премиум-класса. Их доля увеличилась за этот период на 5%. При этом больше всего собственных роликов у рекламодателей эконом- и бизнес-класса, 17% и 21% соответственно. Все графики по продуктам — в полной версии исследования.
Как распределяется доля звонков и кликов и сколько стоит звонок по разным типам запросов
Также мы изучили, на какие типы запросов приходится больше кликов и звонков, и подсчитали среднюю стоимость звонка по разным типам запросов для разных классов жилья. Эти данные представлены для поиска и для сетей отдельно — как правило, рекламодатели недвижимости используют сети для решения имиджевых задач, а поиск — для отработки сложившегося спроса.
Стоимость звонка также зависит от сезона — летом спрос на жилую недвижимость ниже, так как многие пользователи находятся в отпуске и не собираются в ближайшие месяцы покупать жилье, а предложение при этом остается тем же. Поэтому стоимость звонка с апреля по июнь выше, чем с июля по сентябрь — ближе к осени интерес пользователей к недвижимости возвращается.
Средняя стоимость звонка может не совпадать со стоимостью звонка у отдельных рекламодателей. В статистике учтены данные только тех рекламодателей, у которых подключена передача данных из колл-трекеров в Яндекс.Метрику. Кроме того, помимо сезонности на стоимость звонка влияют настройки рекламных кампаний и уровень конкуренции.
На данных слайдах под ретаргетингом в сетях подразумевается показ объявлений по условиям ретаргетинга и подбора аудитории, а на поиске — корректировка ставок по условиям подбора аудитории.
Не забывайте работать над узнаваемостью бренда жилья эконом-класса
Эконом-класс — самый доступный по стоимости класс жилья, что вызывает высокий спрос.
Большую часть трафика с января по сентябрь приносили общие и брендовые запросы. Объем брендового трафика, своего и конкурентного, составил 47% на поиске, что говорит о необходимости работы над узнаваемостью бренда.
Для рекламы жилья эконом-класса оптимально использовать общие и брендовые запросы при невысокой стоимости звонка с них, а также ретаргетинг, как в сетях, так и на поиске.
Высокое количество звонков по общим запросам в сетях говорит о том, что семантику по таким запросам лучше максимально расширять.
Прорабатывайте общие запросы для рекламы жилья комфорт-класса
Комфорт-класс — переходный между эконом- и бизнес-классом. Среди жилья комфорт-класса могут быть объекты, очень близкие по стоимости и характеристикам как к эконому, так и бизнесу. Как результат, этот класс жилья получает хороший трафик по общим запросам.
На поиске большую долю трафика с января по сентябрь приносили общие и брендовые запросы. Объем брендового трафика, своего и конкурентного, составил 39% в поиске и 28% в сетях.
При этом брендовый трафик самый недорогой на поиске. В сети самый дешевый трафик приходился на конкурентные и общие запросы. Для увеличения объема брендового трафика рекламодателям комфорт-класса жилья необходимо работать над узнаваемостью бренда.
Напоминайте пользователям, уже искавшим жилье бизнес-класса, о своем бренде
Бизнес-класс — достаточно плотная конкурентная среда, так как в портфеле застройщика комфорт- и премиум-класса может быть похожий класс жилья.
Общих запросов, относящихся к бизнес-классу, меньше тех, что относятся к комфорту. Поэтому пользователи по общим запросам чаще ищут комфорт, чем бизнес. По этим причинам доля трафика по общим запросам с января по апрель была небольшой, половину кликов приносили брендовые и конкурентные запросы, а также ретаргетинг.
Брендовые запросы для бизнес-класса приносили больше трафика на поиске, а общие и конкурентные — в сетях. При этом стоимость звонка по конкурентным запросам в сетях была ниже, чем по остальным типам запросов. А звонки по общим запросам обходились дороже остальных, но всё же дешевле звонков с общих запросов на поиске на 17%.
Таким образом, рекламодатели жилья бизнес-класса (как и премиум) получают недорогой брендовый трафик на поиске, а остальной добирают в сети. В сетях трафик обходится им дешевле, к тому же аудитория поиска и РСЯ пересекается только частично.
Прицельно настраивайте условия ретаргетинга и подбора аудитории для своих кампаний в сетях — стоимость звонка по ретаргетингу невысокая.
Прорабатывайте брендовые запросы в РСЯ для жилья премиум-класса
Премиум-класс — самый дорогой в недвижимости, поэтому спрос на него меньше, чем на другие классы жилья.
Большую долю трафика для премиум-класса приносили брендовые, конкурентные запросы и ретаргетинг. При этом брендовые запросы — самые конверсионные, по ним было больше всего звонков.
В РСЯ стоимость звонка практически одинакова для всех типов запросов — все они подходят для масштабирования кампаний на сети. Но на поиске самая выгодная стоимость звонка у брендовых запросов, поэтому стоит активнее позиционировать себя на рынке и наращивать долю таких запросов.
Рекламируя премиум-класс, делайте акцент на бренд, повышайте его узнаваемость и используйте все возможности РСЯ для увеличения числа звонков.
Основная и самая недорогая доля звонков приходится на брендовые запросы, вне зависимости от класса недвижимости. Таким образом, работа над узнаваемостью бренда может принести вам больше звонков.
Количество трафика по брендовым запросам ограничено, так как сильно зависит от узнаваемости бренда. Увеличить трафик по брендовым запросам и принести много недорогих звонков может помочь медийная реклама, как офлайн, так и онлайн. Для повышения узнаваемости запускайте в сетях рекламную кампанию по общим и брендовым запросам с указанием названием бренда и преимуществ на баннере. Также эту задачу решает баннер на поиске и видеодополнения.
Если вам понравилось наше исследование, пожалуйста, пройдите небольшой опрос — мы учтём ваше мнение в следующем материале.
Новостройки с отделкой. Обзор проектов в Москве
Квартиры с отделкой от застройщика — современный тренд на рынке недвижимости Москвы. К таким вариантам относятся проекты с отделкой под ключ и white box (предчистовой). Преимущество заключается в том, что девелопер избавляет собственника от хлопот, связанных с ремонтом, и непредвиденных трат.
Рассказываем, в каких московских жилых комплексах сегодня продаются квартиры с отделкой.
ЖК Headliner
ЖК Headliner от компании «Кортрос» расположен в Пресненском районе неподалеку от метро «Шелепиха». Здесь можно купить недвижимость с четырьмя типами финишной отделки: «аквилон», «зефир», «мистраль» и «сирокко». В проекте предлагаются квартиры с разными планировками. В корпусах жилого комплекса от 4 до 54 этажей. Из окон жилого комплекса открывается панорама на Москву-реку и небоскребы ММДЦ «Москва-Сити».
ЖК «Кварталы 21/19»
«Кварталы 21/19» — жилой комплекс комфорт-класса в Рязанском районе на юго-востоке Москвы (ЮВАО). Застройщиком комплекса выступает ЗАО «ВекторСтройФинанс». Свое название проект получил благодаря квартальной застройке — монолитные и панельные дома объединены в пять закрытых кварталов, общая площадь которых равна 19 гектарам. В комплексе представлены квартиры как с готовой отделкой, так и white box. На территории есть несколько детских садов и общеобразовательная школа. На первых этажах зданий уже размещаются магазины, супермаркет, предприятия услуг, аптеки и детские развивающие центры.
МФК «Савеловский Сити»
Если вам нравятся небоскребы в нью-йоркском стиле, можете присмотреться к МФК «Савеловский Сити» от застройщика MR Group. Комплекс сдан, в нем есть и апартаменты, и квартиры с чистовой отделкой. Новостройка располагается в Бутырском районе на северео-востоке столицы, в семи минутах ходьбы от станции метро «Дмитровская». Стоимость квартиры площадью 34,62 кв. м, расположенной на четвертом этаже, составляет 8,2 млн руб.
ЖК «Скандинавия»
Жилой комплекс «Скандинавия» строится в юго-западной части Москвы в поселении Сосенское, у границы с поселком Коммунарка. Он расположен в пяти минутах ходьбы от станции метро «Ольховая». На первых этажах зданий разместится вся необходимая торгово-социальная инфраструктура. Рядом с комплексом работает несколько школ, детских садов и образовательных центров. Покупателям предлагаются квартиры от 36 кв. м стоимостью от 7,5 млн руб. Часть квартир сдается с дизайнерской отделкой и с предчистовой отделкой формата white box.
ЖК Aquatoria
Жилой комплекс Aquatoria возводится в Левобережном районе Северного административного округа Москвы. В нескольких минутах езды расположены станции метро «Беломорская», «Ховрино», «Речной вокзал». Здесь, на берегу Химкинского водохранилища, появятся четыре корпуса бизнес-класса, объединенные двухуровневым стилобатом. ЖК включает детский сад, школу, кафе, рестораны, фитнес-центр, предприятия социального назначения. Особенность отделки квартир — панорамное остекление и экологичные материалы. Некоторые квартиры оборудованы просторными террасами. Территория комплекса выходит на собственную благоустроенную набережную.
Спрос на жилье под ключ растет
В октябре 2020 года доля квартир с отделкой в новостройках стандарт- и комфорт-класса в Москве достигла 72%. При этом число квартир с финишной отделкой выросло, а число вариантов жилья с предчистовой отделкой сократилось.
«С момента введения государственной программы по субсидированию ипотеки под 6,5% на новостройки спрос на квартиры держался на высоком уровне. Предложение же, наоборот, резко сократилось, что привело к росту цен. Квартиры с отделкой всегда были популярны у покупателей, так как такое решение избавляет их от лишней головной боли по проведению черновых работ и дополнительных затрат уже после получения ключей. Высокая доля таких лотов в массовом сегменте объясняется тем, что эта целевая аудитория не готова тратить дополнительное время и средства на создание собственного дизайн-проекта, выбор материалов и наем бригады рабочих. Для них гораздо удобнее, когда стоимость ремонта уже заложена в стоимость квартиры, на которую большинство покупателей берет ипотеку», — пояснила управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Мария Литинецкая.
Квартиры с отделкой и без: почему растет спрос на жилье с ремонтом
В России вырос и спрос, и предложение квартир с отделкой на первичном рынке. Об этом «РБК-Недвижимости» рассказали девелоперы, работающие в разных регионах страны. В частности, компания «Брусника» опросила 1,6 тыс. человек из Новосибирска, Сургута, Тюмени, Екатеринбурга и Москвы о необходимости чистовой отделки в новостройках. Почти половина опрошенных (44%) купили или планируют покупать квартиру в новостройке в ближайшие два-три года.
Больше половины респондентов (61%) намерены купить или уже купили квартиру с готовой отделкой от застройщика. Предпочтения в отделке варьируются между городами незначительно, но жители Тюмени чуть чаще предпочитают отделку с меблировкой (24%) относительно жителей других городов.
Главным преимущество в отделке респонденты называют возможность сразу заехать в квартиру (47%), а каждый пятый (21%) не хочет связываться с ремонтом. В Сургуте (30%) и Москве (25%) оказался выше процент тех, кто считают отделку от застройщика привлекательной по цене.
Почему выбирают новостройки с отделкой. Главные причины
Ключевая причина, по которой покупатели выбирают квартиру с отделкой, — это желание получить готовый продукт здесь и сейчас. «Сегодня отделка — это признак цивилизованного застройщика, — считает директор департамента по развитию продукта ФСК Петр Кирилловский. — За рубежом, особенно в Европе и Америке, 100% квартир предлагается с отделкой. Это признак уважительного отношения к покупателю».
Фактор «не тратить время на ремонт» важен не только для тех, кто покупает жилья для себя, но и для инвесторов. «Покупатели, которые приобрели квартиры в целях инвестиции и сдачи жилья в аренду, получают более ликвидное готовое жилье», — отметил руководитель управления мониторинга жилищного строительства портала ЕРЗ Денис Гулый.
Вторая причина — экономия. Сопоставимая отделка от застройщика примерно на 30% дешевле ремонта своими руками за счет оптовых цен на строительные материалы, подсчитали в девелоперской компании «Донстрой». Большинство жителей, которые воспользовались предложением о готовой отделке от застройщика, сочли стоимость отделки в той или иной мере приемлемой — такой ответ дали 83% респондентов, опрошенных «Брусникой». «Экономия возникает на стоимости отделочных работ и материалов, цене мебели и техники, а также услугах ремонтных бригад, которые стоят дороже отделочных материалов. В случае с готовой отделкой за качество услуг по договору отвечает застройщик», — добавил Кирилловский.
Третья причина — это возможность включить стоимость ремонта в тело ипотечного кредита. Это было бы невозможно при самостоятельных работах, но в случае приобретения квартиры с отделкой от застройщика стоимость такого жилья оказывается выше — как раз за счет цены ремонта. И на всю эту сумму в банке можно оформить ипотечный займ.
Наконец, есть причины психологического характера и комфорта, обратили внимание в ЕРЗ. «Это и снижение многолетнего шума от ремонта соседей, и уменьшение повреждений и грязи в местах общественного пользования из-за доставки стройматериалов, и даже уменьшение уровня стресса из-за отсутствия необходимости контролировать работу ремонтной бригады, выбор стройматериалов и дизайнерских решений», — перечислил Денис Гулый.
Как меняется спрос на жилье с ремонтом
Сегодня в столичных новостройках около 20% квартир приходится на предложение с отделкой, утверждают в «Донстрое». При этом, существуют, как минимум, два типа ремонта от застройщика — white box (предчистовая) и финишная отделка «под ключ». Это готовые решения, под которые обычно девелопер выделяет определенный пул квартир. Как правило, это происходит посекционно в строящихся корпусах. Соотношение квартир с отделкой и без, которое сейчас установилось на рынке, сбалансировано и у клиента всегда есть выбор, считают в «Донстрое».
Если говорить не о квартирах, выставленных на продажу на первичном рынке, а о реальных сделках, то доля приобретений квартир и апартаментов с отделкой в Московском регионе в 2021 году выросла, и в первом-втором квартале достигла 50% от всего рынка, подсчитали в компании ФСК. Для сравнения: в первой половине 2020 года доля продаж квартир с отделкой составляла 40-45%.
Рост востребованности жилья с отделкой заметили и в ЕРЗ — но сделали важное уточнение о сегментации такого спроса. «Спрос на отделку от застройщика в сегментах бизнес-класса и, особенно, в классе премиум практически не растет. Хотя все больше застройщиков готовы предлагать индивидуальные конструкторы ремонта и варианты с премиальной меблировкой, все же этот сегмент — более рискованный с точки зрения продаж из-за высоких запросов покупателей и необходимости индивидуализации каждой квартиры. Тем не менее, зарубежный опыт показывает, что у этого сегмента также есть потенциал для роста спроса», — отмечает Денис Гулый.
«Аудитория элитной недвижимости взыскательна. Даже разработав индивидуальные авторские проекты для каждой квартиры, невозможно угодить всем, — предупредили в «Донстрое». — В элитном сегменте возможность приобрести квартиру с качественной авторской отделкой должна быть опциональна, но вполне вероятно, что в ближайшей перспективе мы придем к формату white box, когда квартира предлагается покупателю с уже произведенными черновыми работами».
Направление развития рынка зависит также от законодательного регулирования — как, например, в случае с инициативой Минстроя России сделать чистовую отделку квартир в новостройках экономкласса обязательным стандартом для застройщиков.
Почему растут расходы девелоперов
Увеличение доли квартир с отделкой приводит к тому, что затраты застройщиков постоянно растут. Не только из-за прироста в числе таких предложений — хотя количественный фактор также играет роль. Основной причиной удорожания проектов оказалось движение в сторону более дорогих отделочных материалов. «Семь-десять лет назад делалась так называемая муниципальная отделка — это были стены с бумажными разноцветными обоями и казенной плиткой, — рассказал Петр Кирилловский. — Это было связано с потребностью предоставлять отделку для переселенцев. Сейчас даже стандарт реновации подразумевает приличную отделку. Застройщики не могут себе позволить быть ниже по качеству, чем отделка реновации, и вынуждены удорожать отделку».
«Причина удорожания еще и в том, что цены на работы и отделочные материалы выросли, — добавили в ФСК. — Плюс, покупатели готовы платить за более дорогую отделку, поэтому мы стараемся предложить несколько вариантов — более дешевую и более дорогую в одном и том же объекте».
«Донстрой» провел целое исследование, чтобы выяснить наиболее критичные зоны для ремонта от застройщика. Оказалось, что ключевую роль играет отделка кухни — и оснащение ее встроенным гарнитуром с качественной техникой. «Именно кухня часто — самый дорогой предмет в интерьере, — объяснили полученные результаты в «Донстрое». — Более того, заказ кухни, а затем ожидание ее производства, затягивается надолго, что приносит дискомфорт в проживание или вовсе влияет на переезд в квартиру». Когда застройщик взял кухню на себя, клиенты это оценили.
Опрос, проведенный «Брусникой», выявил, что 63% потенциальных покупателей жилья в новостройках готовы доплатить за более качественную отделку от застройщика.
«Маржинальность застройщика увеличивается при продаже квартир с отделкой, иначе бы этот продукт не рос такими темпами на рынке, — признался Кирилловский из ФСК. — Сейчас все больше застройщиков начинают предлагать квартиры с отделкой white box или финишной отделкой. Но маржинальность застройщика увеличивается не за счет заработка на самой отделке, а за счет увеличения общей воронки спроса: больше людей покупают, выше темпы продаж. Из-за этого гипотетически выше и стоимость продаж, но процесс регулирует сам застройщик: он увеличивает либо цену, либо темп. Таким образом, он капитализирует дополнительный спрос, который формируется за счет большей привлекательности объекта».
За что критикуют ремонт от застройщика
Впрочем, купить квартиру с ремонтом от застройщика хотят далеко не все. Среди опрошенных «Брусникой» только 41% готовы воспользоваться предложением отделки от застройщика. Меньше всего заинтересованы в готовой отделке в Сургуте и Москве: 34% и 33% соответственно.
Причины отказа от чистовой отделки, выполненной застройщиком — желание сделать индивидуальный дизайн (37%), свидетельствуют данные «Брусники». Некачественной готовую отделку — материалы и работы — считают 32%. Жители Сургута чаще считают готовую отделку слишком дорогой, а для жителей Москвы основная причина отказа от готовой отделки — сомнения в качестве работ и материалов.
В «Бруснике» рассказали, что пока не нашли партнера, который обеспечит высокое качество и справедливую цену чистовой отделки в масштабах компании. Поэтому в качестве первого опыта девелопер начал делать чистовую отделку в проектах Тюмени. После завершения строительства «Брусника» оценит качество и удовлетворенность покупателей, после чего примет решение, стоит ли переносить этот опыт в другие города.
Многим девелоперам мешает низкий уровень подрядчиков, раскрыли причину сдержанного роста этого сегмента в ФСК. «Если говорить про общестроительные работы, то это подрядчики крупные, которые имеют СРО, работают с большими объемами. У них выше уровень квалификации бригад и подрядчиков, — разъяснил Петр Кирилловский. — В отделке очень много низкоквалифицированных бригад, бригад-однодневок. Вторая причина, которая стала очевидна в период пандемии — это нехватка рабочей силы. К сожалению, в связи с оттоком рабочей силы и закрытием границ квалификация сотрудников только падает. В таких условиях часто не соблюдаются также и сроки».
Чтобы избежать подобных рисков, девелоперам приходится закладывать в смету сразу несколько новых статей расходов. Тот же ФСК решил задачу трехступенчатым контролем качества: технадзором, который контролирует подрядчика, клиентским сервисом, который дополнительно проверяет качество выполненных работ перед передачей клиенту, и управляющей компанией, которая тоже контролирует качество выполненных работ и материалов до того, как объект перейдет конечному потребителю.
Оправдан ли такой подход в каждом случае — решает девелопер в зависимости от ситуации. «Большинству тюменцев понравилась отделка от застройщика: 71% отметил высокое качество ремонта, — поделились своим опытом в «Бруснике». — Каждый недовольный в качестве причин отмечал низкое качество материалов: окон и подоконников, дверей, сантехники, отделочных материалов пола и стен, а также электрики. Более половины ответивших остались неудовлетворены качеством ремонтных работ: низким качеством отделочных работ в санузле и черновой отделки».