ребенок ходит по комнате

Первые признаки аутизма

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

Источник

Навязчивые движения у детей

В современном мире с его ускоренным ритмом жизни становится больше и больше людей, страдающих различными невротическими расстройствами. Неврозы – это практически бич двадцать первого века, и, к сожалению, с каждым годом они «молодеют». Всё чаще загруженность в школе и на дополнительных занятиях, хроническая усталость, стрессы и многие другие факторы способствуют развитию невротических расстройств у детей и подростков. Одно из таких заболеваний – невроз навязчивых движений.

Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий). Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится. Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке. Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними). Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.

Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:

Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.
Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д. Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.

Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).

Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.

Причины навязчивых движений

К синдрому навязчивых движений предрасположены застенчивые, боязливые, тревожно-мнительные, чрезмерно впечатлительные, неуверенные в себе дети. Причинами развития невроза могут стать следующие факторы:

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей основана на жалобах родителей и наблюдении за пациентом. Для постановки точного диагноза необходимо пройти неврологическое, психиатрическое обследование, а также психологическое тестирование.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей. Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его. Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь. В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Источник

Маленькие сомнамбулы

Олег Иноземцево том, что делать, если ребенок ходит и говорит во сне

Детский организм настолько интересен и загадочен, что иногда поведение ребенка кажется удивительным и даже мистическим. Человеку, непосвященному в «тайны» детства, некоторые действия могут показаться ненормальными, противоестественными. Речь идет о таких непонятных явлениях, как снохождение (лунатизм) и сноговорение ребенка. Явления эти с древних времен волновали умы ученых, и в наше время уже хорошо ­изучены.

Сноговорение — явление, когда дети во время сна произносят различные звуки, фразы. Зачастую фразы эти настолько неотчетливые, что невозможно понять, о чем речь. Ночной «разговор» может продолжаться несколько секунд, а иногда минут. Приступы сноговорения обычно слабо выражены и довольно редки, это не должно волновать родителей и не требует специального лечения. Подобное состояние может быть следствием дневных стрессов, усталости и дефицита ­сна.

Снохождение, или сомнамбулизм (F51.3 по МКБ — 10, лунатизм) — известное с древних времен удивительное расстройство детского сна. Снохождение чаще выражено в полную фазу луны (отсюда и название — лунатизм). По данным статистики, примерно 10–30 % детей хоть раз в жизни испытывали на себе симптомы сомнамбулизма. А у 3–5 % явление имело повторный характер. Чаще всего снохождение бывает в возрасте от четырех до двенадцати лет, и скорее встречается у мальчиков. Хотя возможно появление признаков лунатизма у детей и в подростковом ­возрасте.

Как это выглядит?

На взгляд неискушенного наблюдателя происходит нечто таинственное: среди ночи, примерно через 1–2 часа после засыпания, малыш встает с постели и начинает ходить или что‑то делать. Иногда ребенок может не вставать, а просто проявлять признаки беспокойства, «крутясь» на кровати. Кажется, что малыш все делает осмысленно, как будто он проснулся и отдает отчет своим действиям, на самом деле он находится в глубоком ­сне.

Если приглядеться, можно заметить, что все движения ребенка бессмысленны и плохо координированы. Чаще всего можно наблюдать хождение по разным комнатам, реже можно видеть действия с предметами, которые как бы копируют обычные ежедневные действия (одевание, манипуляции с игрушками и т. д.). Обычно снохождение продолжается от нескольких минут до получаса. Взгляд малыша становится отрешенным, выражение лица безучастным, какая‑либо реакция на окружающих отсутствует. Разбудить малыша тяжело, но если вдруг эти попытки увенчались успехом, то он долго не может прийти в себя, не понимает и не помнит, что делал, он просто дезориентирован.Дело в том, что действия во сне происходят в фазе глубокого (медленного) сна. Поэтому все, что было в этот период во сне, ребенок после пробуждения не ­помнит.

Причины лунатизма у детей

Как проявляется лунатизм у детей? Механизмы сноговорения и снохождения похожи на механизмы появления ночных детских страхов. В первую половину ночи не происходит плавного перехода от глубокого сна к поверхностному, поэтому развивается возбуждение в двигательных центрах коры головного мозга, что и является причиной появление сомнамбулизма у детей. Также как и ночные детские страхи, явления снохождения и сноговорения «любят» появляться в периоды стрессов, недосыпания, усталости.

Лунатизм связан с наследственностью. Согласно статистическим данным, в 30–60 % случаев такие же расстройства сна имелись у родственников малыша. Обычно сомнамбулизм у детей не требует специфической терапии и исчезает к шестнадцатилетнему возрасту.

Но нужно помнить, что в некоторых случаях (очень редко) под якобы «доброкачественным» сомнамбулизмом могут скрываться ночные эпилептические приступы. И в этом случае необходимо серьезное и безотлагательное лечение.

По внешнему виду отличить лунатизм от эпилепсии сложно, но вполне возможно: снохождение длится 5–30 минут, а ночные эпиприступы — 20 секунд — 5 минут; снохождение обычно постепенно прекращается самостоятельно или при лечении седативными препаратами к 12 годам, а эпиприступы во сне «поддаются» только противоэпилептической терапии. В дифференцировке этих состояний также может помочь консультация невропатолога и ночная полисомнография (ночной ЭЭГ мониторинг).

Опасен ли детский лунатизм и как себя вести родителям?

Если в семье есть ребенок-лунатик, не нужно волноваться и «сеять» панику, родители должны успокоиться. Нужно рекомендовать взрослым лишь более внимательно присматриваться к малышу во время его ночных хождений. Это необходимо, чтобы описать в подробностях все действия ребенка специалисту.

Важный момент: ребенка не нужно будить. Лучше просто провести его назад на кровать и подождать, когда малыш снова уснет. Впрочем, некоторые дети могут «поддаться» мягкому и ласковому пробуждению, после чего их легче перенести в спальню в свою кроватку.

Родителям не стоит обсуждать снохождение с ребенком. Можно лишь попытаться осторожно выяснить, помнит ли он что‑нибудь из прошлой ночи.

Обеспечить безопасность

Как мы уже упоминали, сноговорение практически безопасно, да и снохождение само по себе серьезной опасности для здоровья не представляет. Но существует опасность последствий. По данным статистики, дети, страдающие снохождением, в 25 % случаев причиняют себе вред (столкновение с опасными предметами, падение с крыши, выпадение из ­окна).Нередко дети-сомнамбулы причиняют повреждения окружающим — ранения острыми предметами и т. ­д.

Если факт сомнамбулизма очевиден и доказан, следует «рассчитать» вероятные «маршруты» ночных прогулок малыша, и тем самым предотвратить риск ­повреждений.

При приступах снохождения нельзя закрывать детей одних в комнате, но можно ограничить их выход из комнаты с помощью специальных предметов: дверь с сеткой, заборчик. Это поможет родителям услышать необычные ночные шумы и вовремя прийти на ­помощь.

Бывают случаи, что родители сами не замечают приступов лунатизма у ребенка (крепко спят и т. д.), но у них закрадываются подозрения. В таком случае можно «положиться» на радионяню или ­видеокамеру.

Снять напряжение

С медицинской точки зрения при детском сомнамбулизме эффективными будут незапланированные пробуждения ребёнка. Прерывание цикла сна предотвращает приступ снохождения. Лучше выработать своеобразный «график» сна. В первую очередь подразумевается отказ от активных игр перед сном и обеспечение полной тишины при ­засыпании.

При сомнамбулизме хорошим эффектом обладают успокаивающие чаи из лаванды, мелиссы, валерианы. Эти чаи способствуют стабилизации сонных ритмов. Благоприятно влияет хмель, который можно оставить в мешочке под подушкой малыша. Хмель оказывает успокоительное ­действие.

Хорошо перед засыпанием поговорить с ребенком о том, как у него прошел день, или просто похвалить малыша за хорошие поступки, которые он совершил днем. Даже обычные сказки на ночь и колыбельные могут существенно снизить риск появления приступов ­сомнамбулизма.

Наладить семейную обстановку

Такие хронические нарушения сна, повторяющиеся по несколько раз в месяц, незаметно и постепенно формируют поведенческую инсомнию, т. е. расстройство организации поведения, обусловленное неправильным сном, которое «превращает» жизнь родителей в ­кошмар.

Если мама ребенка, страдающего снохождением и сноговорением, полноценно не спит в течение трех-шести месяцев, то очень скоро она будет нуждаться в неврологической помощи! И хотя на первый взгляд сам ребенок не страдает от недосыпания, но проблемы со сном матери неизбежно вызывают психологические проблемы и у ребенка.

На практике заметна теснейшая связь расстройств сна у ребенка с психологическими неудачами в семье. «Климат» в семье при хронических расстройствах сна у ребенка заметно меняется не в лучшую сторону. И возникает замкнутый круг, где детские расстройства сна приводят к психологическим проблемам в семье, которые неминуемо ведут к учащению приступов сомнамбулизма. Не все семьи способны самостоятельно справиться с этими проблемами. В таком случае хорошие педиатры, неврологи и психологи помогут найти выход из сложной ситуации и справиться с ­трудностями.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Как насчёт самостимулирующего поведения?

Помимо социализации наиболее частая тема при обсуждении аутизма – это самостимулирующее поведение или «стимминг». Для тех, кто не знает, стиммингом называют явно не функциональные, повторяющиеся движения. Довольно размытое определение, так что я приведу несколько примеров того, что относят к стиммингу. «Стимы» могут включать такие движения, как раскачивание взад и вперед, накручивание на пальцы и дерганье себя за волосы, покачивание из стороны в сторону, кружение на одном месте, быстрая ходьба туда-сюда, тряска кистями рук или расчесывание кожи. К слову, дыхание или моргание – это тоже повторяющиеся движения, но поскольку они служат определенной и явной цели, их не относят к стиммингу. Термином стимминг также называют поведение, напоминающее обсессивно-компульсивное расстройство, например, выстраивание предметов в прямые линии. Причина такого поведения иная, но его все равно называют стиммингом, несмотря на разные причины.

ребенок ходит по комнате. Смотреть фото ребенок ходит по комнате. Смотреть картинку ребенок ходит по комнате. Картинка про ребенок ходит по комнате. Фото ребенок ходит по комнате

Все люди «стимят» время от времени. Например, когда людям скучно, они могут начать стучать пальцами по столу, играть со своими волосами или крутить большими пальцами. Разница между нормальным стиммингом и стиммингом при аутизме состоит только в степени и частоте. В то время как любой нормальный человек может иметь привычку время от времени постукивать пальцами, аутичный человек будет прыгать и кружиться по комнате (что куда больше бросается в глаза), и он также будет делать это гораздо чаще. Возникает вопрос, почему он это делает? Лучшее объяснение состоит в том, что стимминг – это способ тела понять, как воспринимать все вокруг.

Сенсорная обратная связь

Когда мы только рождаемся, мы не различаем сенсорные сигналы. Например, маленький ребенок, который только учится ходить, обладает мышечной силой, чтобы ходить прямо, но когда он встает, он тут же падает. Это потому, что он еще не разобрался в собственных ощущениях. Он не знает, что определенное давление в пятках означает, что он падает назад, или что давление в носках значит, что он падает вперед. У него еще не развились навыки получения сенсорной обратной связи. Для развития сенсорной обратной связи (и, соответственно, лучшего контроля над своим телом) маленькому ребенку нужно как можно больше сенсорной стимуляции, чтобы тестировать различные ощущения и «откалибровать» все свои чувства.

Вот почему младенцы все тянут в рот. Они развивают таким образом чувство вкуса и прикосновения. Поэтому маленьких детей хлебом не корми, дай побалансировать на каких-нибудь бордюрах или бревнах. Недаром детские площадки оборудуют разными качелями, каруселями и горками. Для маленьких детей это возможность развивать тактильную обратную связь, и они биологически предрасположены это делать. Маленький ребенок не рассуждает о том, что ему нужно качаться на качелях, потому что он подсчитал, насколько у него развиты чувства, и определил, что ему нужно еще попрактиковаться. Маленький ребенок любит играть на качелях, потому что у него есть подсознательное, инстинктивное желание развивать свои сенсорные ощущения, и это делает такие предметы как батуты источником огромного веселья.

По мере того как люди взрослеют и начинают лучше ориентироваться в сенсорных ощущениях, они перестают получать такое же удовольствие от балансирования на бревне или раскачивания на качелях. В то время как двухлетний ребенок получает огромную радость от балансирования или раскачивания, это связано с инстинктивной потребностью протестировать свои ощущения и лучше узнать окружающий мир. Когда люди вырастают и знакомятся с окружающим миром, у них исчезает инстинктивное желание тестировать свои ощущения. Так что качели и карусели теряют свою былую привлекательность, которую они имели в детстве. Причина, по которой аутичные люди занимаются самостимулирующим поведением – они «застряли» в этой младенческой фазе развития собственных ощущений. Другими словами, их мозг так и не решил, на что же похож окружающий мир.

Как и в случае с другими проявлениями аутизма, это связано с тем, что функционирование и развитие мозга отличается от обычного. Когда маленький ребенок играет на качелях или кружится на одном месте, его мозг получает сенсорную обратную связь. Но в отличие от обычного человека, который учится с помощью этой обратной связи, у аутичного человека эта информация теряется или неправильно интерпретируется. Это означает, что их чувства так и не становятся «откалиброванными», а стремление к получению сенсорных ощущений остается очень похожим на поведение младенца.

Стимминг – это больше, чем просто получение тактильной обратной связи. Все чувства человека нуждаются в калибровке. Так что ваш ребенок может ходить туда-сюда и издавать странные звуки или говорить сам с собой, просто чтобы услышать свой собственный голос. Это значит, что он пытается откалибровать свое слуховое восприятие. Все обычные маленькие дети делают нечто похожее – сначала они просто гулят, потом повторяют чужие слова и фразы, потом говорят сами с собой. Когда ребенок более старшего возраста продолжает повторять одни и те же слова снова и снова или издает звуки – это просто попытка удовлетворить потребность организма в обратной связи. Таким же образом ваш ребенок может раскачивать или трясти различными предметами у себя перед глазами – это попытка откалибровать зрительное восприятие. Стимминг не обязательно должен быть движением вроде раскачивания взад и вперед.

Это объясняет, почему на стимминг обычно начинают обращать внимание, только когда ребенок подрастает. Когда годовалый ребенок наматывает круги или прыгает с одной ноги на другую, родители считают это совершенно нормальным поведением. Однако когда аутичный восьмилетний ребенок постоянно делает то же самое, это кажется немножко странным и получает ярлык «самостимулирующее поведение». В реальности ваш ребенок старшего возраста просто делает то же самое, что и совсем маленький ребенок, он инстинктивно тестирует свои чувства. Как и в случае с совсем маленьким ребенком, аутичный человек не делает этого сознательно, он не выбирает стимминг. Это совершенно инстинктивный процесс, он происходит бессознательно, автоматически. Очень часто аутичные люди сами не осознают свой стимминг, например, не замечают, что они начали раскачиваться взад и вперед, точно так же этого не замечает и маленький ребенок.

С более личной точки зрения, я могу вам сказать, что я даже не замечаю и не думаю о стимминге, когда я начинаю им заниматься. Обычно я расковыриваю кожу на руках, когда смотрю телевизор. Я даже не замечаю этого, пока не начинается реклама, и я не смотрю на свои руки – только тогда я вижу, что я делаю. Я практически всегда делаю что-то бессознательно руками. Иногда я потираю их друг о друга, иногда расковыриваю кожу, иногда заламываю пальцы, иногда начинаю с чем-то играть. Я никогда не пытаюсь делать что-то подобное, мои руки начинают вытворять такие штуки абсолютно автоматически, стоит мне хоть на секунду отвлечься.

Лучшая аналогия, которую я могу придумать для стимминга – это дыхание. Вы можете думать о своем дыхании, вы можете контролировать вдохи и выдохи. Однако стоит вам сосредоточиться на чем-то другом, как вы начнете дышать абсолютно автоматически. Точно так же я могу сосредоточиться и прекратить стимминг, но как только я сосредоточу внимание на чем-то еще, мои руки начнут делать это снова, мне нужно думать о моих руках, чтобы остановить их.

Обсессивно-компульсивные тенденции

Некоторые люди верят, что обсессивное поведение, например, выравнивание предметов или повторение каждый день одной и той же последовательности действий – это разновидность стимов. Это правомочная категоризация, поскольку обсессивно-компульсивное поведение обычно повторяющееся и не функциональное. Однако важно понять, что в отличие от другого стимминга, причина такого поведения не в сенсорной обратной связи. Основа такого поведения – это стремление к порядку и жесткой рутине.

Как я уже говорил в предыдущих главах, предсказуемый порядок и рутина очень упрощают жизнь. Они делают все проще, более понятным и предсказуемым, и это уменьшает тревожность, связанную с неопределенностью. К тому же, когда все вокруг на своем месте, это очень приятно и успокаивает. По большей части, нет ничего плохого в том, чтобы установить жесткий порядок или рутину в выполнении тех или иных задач. Это облегчает исполнение и уменьшает стресс, но в некоторых ситуациях отклонение от установленной рутины необходимо, и в этих случаях обсессивно-компульсивные тенденции могут приводить к проблемам.

Преимущества стимминга

Следующая тема обсуждения – это возможные преимущества стимминга. На первый взгляд, стимминг кажется глупой и бесполезной потерей времени. Само определение стимминга утверждает, что он не функционален, так какая же от него может быть польза? Ответ в том, что преимущества стимминга – эмоциональные.

Другими словами, стимминг позволяет аутичному человеку чувствовать себя хорошо. Как я уже упоминал, аутичные люди стимят, потому что у них осталась инстинктивная потребность это делать. Эта потребность исключительно бессознательная, так что с ней уже ничего не поделать. Можно научиться откладывать стимминг, чтобы заниматься им в наименее проблематичных ситуациях, но аутичный человек никогда не сможет полностью избавиться от этой потребности, для него это все равно, что полностью избавиться от чувства голода. Так что если ваш ребенок стимит, то это удовлетворяет его инстинктивную потребность и может приносить огромное удовольствие, точно так же, как и любимая еда.

Стимминг очень полезен, если человеку нужно успокоиться. Я не могу знать, почему это происходит, могу лишь предположить, что это похоже на то, когда человеку становится лучше от любимого лакомства. Удовлетворение инстинктивной потребности позволяет нам почувствовать себя лучше и помогает нам успокоиться. Это похоже на то, когда люди едят мороженое, чтобы поднять себе настроение.

Стимминг также помогает нам в стрессовых ситуациях, поскольку он позволяет нам избавиться от проблематичных установок. Если вы сосредоточились на раскачивании взад и вперед, то вам проще сосредоточиться на самом важном и блокировать хаос в окружающей обстановке. Говоря кратко, от стимминга мы чувствуем себя лучше, и он помогает нам лучше справляться со стрессом.

Проблемы со стиммингом

Теперь, когда мы рассмотрели преимущества стимминга, пора взглянуть на проблемы, связанные с ним. Первая проблема заключается в том, что стимминг выглядит очень странно. Лично я придерживаюсь мнения, что странный внешний вид не является проблемой сам по себе. Нет ничего страшного в немного причудливом виде. Но когда причудливый внешний вид становится причиной оскорблений и насилия со стороны других людей, то он становится проблемой. Вторая проблема в том, что стимминг может раздражать других людей. И третья проблема в том, что иногда стимминг причиняет ребенку физический ущерб. Так что рассмотрим эти проблемы более детально.

Первая проблема, как я только что сказал, состоит в том, что стимминг выглядит странно. Это приводит к проблемам, если люди, которые наблюдают странное поведение, делают ошибочные выводы. Например, если показаться странным во время собеседования о приеме на работу, то вы эту работу вряд ли получите. Странный внешний вид также является проблемой, если вы хотите произвести хорошее первое впечатление. Проблема в том, что люди всегда предполагают самое худшее и не знают о реальной проблеме аутичного человека. Тем не менее, поскольку аутичному человеку приходится жить среди ошибочных идей других людей, его может беспокоить, как не выглядеть сумасшедшим в ситуациях, когда важно произвести хорошее первое впечатление.

Вторая проблема в том, что иногда стимминг раздражает других людей. Например, вращение на одном месте, размахивание руками и издавание звуков не представляют проблемы, если ребенок находится один у себя в комнате. Однако в классе школы такое поведение может отвлекать и беспокоить окружающих.

Точно так же некоторые стимы ребенка могут быть проблематичными сами по себе, например, привычка добывать флаконы с жидким мылом и выливать все мыло себе на руки, потому что ему нравится ощущение от мыла. Или ребенок может раздражать, потому что он все время жует рубашку и портит новые вещи. Опять же, эти стимы обычно не являются проблемой сами по себе, а вызывают проблемы у других людей. В интересах общества в целом вашему ребенку, вероятно, стоит попытаться воздерживаться от подобных действий, если они проблематичны для окружающих.

И наконец, третья проблема стимминга состоит в том, что он может быть физически вреден для самого ребенка. Как я уже упоминал ранее, ваш ребенок может иметь необычное чувство боли. То, что должно бы вызывать боль, для него может быть просто необычным ощущением. Люди, которые не воспринимают боль, могут расковыривать кожу и биться головой о разные предметы, потому что им нравятся эти ощущения. Частично это объясняется эндорфинами, которые выделяются при травмах. Эти эндорфины вызывают чувство благополучия и радости. Цель эндорфинов – уменьшить боль и позволить функционировать после травмы. Однако в отсутствие боли эти эндорфины становятся лишь способом почувствовать себя хорошо. Это может привести к самоповреждениям, особенно в ситуациях острого стресса, когда человек пытается быстро уменьшить стресс таким образом.

Стимить или не стимить

Теперь, когда мы рассмотрели основы стимминга, перед нами остается вопрос – хорошая ли идея продолжать стимминг. Однако это не значит, что вы должны отказаться от стимминга целиком и полностью. Это просто не реалистичная цель, и обычно это лишь осложняет ситуацию. Гораздо лучший подход к стиммингу – определить, какой уровень стимминга допустим в той или иной ситуации.

Например, существуют определенные ситуации, когда необычный внешний вид очень нежелателен. Например, во время собеседований о приеме на работу и похожих ситуациях, когда необходимо произвести хорошее первое впечатление. В этих ситуациях разумно избегать стимминга, если это возможно. Обычно это нужно на час, не дольше, так что это вполне разумная цель. Если стимминга не избежать, то нужно по возможности перейти на максимально незаметный стим. Например, потирать руки вместе или шевелить ступнями ног в ботинке. Вращать языком во рту тоже можно незаметно, если делать это правильно.

Следующий пункт в списке – общественные места. Когда вы учитесь в школе и сидите в классе, отправляетесь в магазин или просто находитесь на людях, то нужно немного подавлять стимминг, но не в такой степени, как во время собеседования. В первую очередь, важно избегать очень шумного стимминга или того, что привлекает всеобщее внимание, например, такое сильное раскачивание взад и вперед, что это отвлекает сидящих позади людей. В подобных ситуациях предпочтительнее умеренные виды стимминга. Например, потирание рук, заламывание пальцев, ерзанье на стуле, потирание ног друг о друга, загибание пальцев назад, кручение волос или небольшое ковыряние кожи. Идея в том, чтобы стимминг не привлекал большого внимания окружающих. Так что старайтесь сохранять тишину и избегать крупных или слишком неожиданных движений.

Далее по списку стимминг в группе понимающих и дружелюбно настроенных людей. Например, дома с семьей или среди хороших друзей. В этих обстоятельствах можно расслабиться насчет стимминга и делать самые очевидные стимы, например, сильно раскачиваться взад и вперед, ходить туда-сюда, тихо мычать под нос или делать то, что могло бы привлечь нежелательное внимание в публичном месте. Мой любимый стим из этой категории – хождение туда-сюда. Когда я дома, я все время это делаю – помогает думать. На работе я тоже это делаю, только там я притворяюсь, что пошел выпить воды.

Последний пункт – это стимминг, который практикуется только в одиночестве. Он делается в основном только дома, когда рядом никого нет. Если вы одни, то можно делать все, что угодно. Например, издавать громкие звуки, врезаться в стены (в буквальном смысле) или дубасить вещи. Эти самые очевидные стимы можно делать и при некоторых членах семьи, но поскольку это может сильно их отвлекать, то лучше пойти в отдельную комнату. Члены семьи обычно не любят громкого пения или когда дубасят вещи в то время, когда они смотрят телевизор.

Стимминг или самоповреждения

Одно из самых распространенных заблуждений состоит в том, что любые самоповреждения при аутизме – это стимы. Люди могут относить в одну категорию расковыривание кожи, и когда человек бьет сам себя в момент истерики. Это совершенно разные вещи. Самоповреждения во время стимминга совершенно автоматические. Когда я сижу на месте, я всегда делаю что-нибудь руками. Если нет других вариантов, я начинаю расковыривать кожу. Я не пытаюсь намеренно причинить себе вред, мне просто нужно что-то делать руками. То, о чем думают люди, когда слышат слово «самоповреждение», это куда более драматичные и опасные действия во время истерики. Стимы-самоповреждения не связаны с желанием причинить себе вред, но во время истерики самоповреждения преследуют именно эту цель.

Если у вашего ребенка бывают истерики, которые сопровождаются агрессией против самого себя (или других), то вам нужно помочь ему лучше справляться со стрессом и заниматься профилактикой истерик. Если вы не можете избежать истерик, то вам нужно разработать план действий на этот случай (например, отвести ребенка в тихое место без посторонних стимулов). Однако это проблема совершенно другого уровня, чем просто расцарапывание кожи ради удовольствия.

Чем могут помочь родители?

Поскольку эта книга написана для родителей, которые ищут полезные советы, то я решил добавить раздел про то, что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку стимить наиболее эффективно. Как я уже говорил ранее, стимминг – это исключительно инстинктивное желание. Таким образом, попытки полностью прекратить стимминг равносильны требованию, чтобы человек перестал есть или спать. Это не работает. Так что в первую очередь родители должны научиться понимать, когда их ребенок хочет стимить. Нет ничего плохого в том, чтобы попросить ребенка пойти постимить куда-нибудь еще, если он вас раздражает. Однако если ребенок занимается приятным стиммингом, когда расслабляется у себя дома, то не стоит это запрещать.

Во-вторых, родители могут предоставить детям возможности стимить более эффективно. Если ребенок один из тех, кому нравится много двигаться, бегать туда-сюда и кружиться на месте, то вы можете помочь ребенку направить эту энергию в мирное русло. Особенной популярностью для этой цели пользуются мини-батуты, и большинство рекомендуют именно их. Другие варианты – установка качелей или лесенок. Точно так же вы можете отвести ребенка в парк и просто выпустить на игровую площадку. Если ваш ребенок из тех, кто все жует, дайте ему что-нибудь для жевания. Жвачка – очевидное решение, а также жевательные бусы и соломинки. Если вы заметили, что ваш ребенок постоянно что-то делает, то нужно найти способ делать это более эффективно, не деструктивным и безопасным способом.

Вы также можете помочь ребенку, если приобретете ему игрушки для стимминга. Это маленькие предметы, с которыми можно играть во время стимного настроения. Возможные варианты включают: кожаные мячики, эластичную ленту, йо-йо, пластилин и так далее. Вот здесь можно найти другие варианты: http://www.officeplayground.com/Fidget-Toys-C102.aspx

Какие игрушки для стимов вы выберете зависит только от вас и ребенка. Однако они должны соответствовать тому, как обычно стимит ваш ребенок. Если он любит много двигаться, то качели – это лучше, чем пластилин. Если он любит тереть руки вместе, то пластилин – неплохая идея. А если он делает и то и другое, то пластилин с качелями – хорошее сочетание. Если у вашего ребенка есть визуальный стимминг, подумайте о лампе с «лавой» или игрушках с огоньками.

Есть растущая тенденция использовать рубашки с давлением (рубашки, которые сдавливают тело, чтобы обеспечить небольшое давление) и утяжеленные жилетки для сенсорной обратной связи. Лично у меня нет утяжеленного жилета или рубашки с давлением, так что я не могу судить об их эффективности, но некоторые люди считают их очень полезными. Их часто рекомендуют тем же людям, которым рекомендуют батуты, так что разумно предположить, что они подходят детям, которые очень много двигаются. Если хотите найти больше информации, советов и идей, то наберите в поисковике термин «сенсорная диета». Очень многие другие люди уже нашли эффективные приспособления для стимминга, которые оказались очень полезны.

Если решите заказать аксессуары для стимминга, то берегитесь товаров, которые продают по сильно завышенным ценам. Очень многие люди с удовольствием наживаются на паникующих родителях и выставляют безумную цену за красивое название, которое на самом деле ничего не дает. Например, утяжеленный жилет или утяжеленный пояс можно найти в любом большом спортивном магазине за 15 долларов. Или можно заказать «специальный вестибулярный сенсорный утяжеленный жилет для лечения аутизма, одобренный специалистами по АВА» за 80 долларов. И это будет одна и та же вещь, красивое название не делает ее чем-то другим. Точно также рубашка с давлением продается в спортивных магазинах за 15 долларов. «Жилет с давлением для лечения аутизма» обойдется во много раз дороже.

Если хотите сделать качели для ребенка, то вы можете просто купить веревку и доску в строительных материалах. Такие качели обойдутся вам в несколько долларов, в отличие от «качелей для сенсорного интеграционного лечения». Я хочу сказать, что не нужно покупать специальное оборудование только потому, что кто-то назвал его «лечением аутизма». Обычные предметы и игрушки вполне могут выполнить те же функции.

Представленный выше материал — перевод текста «What About Stimming?» из книги «Congratulations! Your Child Is Strange».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *