разбросанные игрушки по полу
Зачем ваш малыш бросается игрушками, и как реагировать? Разбираемся с психологом и «бывалыми» мамами
Такое письмо пришло от читательницы на прошлой неделе. Давайте разбираться.
Как было у нас
Рассказывает Екатерина Новицкая, ведущая рубрики «Мама в декрете»:
– Судя по детям моего ближайшего окружения, в той или иной степени такое поведение свойственно практически всем малышам. Лично мне кажется, нужно для начала правильно выстроить свою реакцию и не впадать в эмоции. Сама я сперва пробую объяснять: вещь может разбиться, сломаться, мама расстроится и будет плакать. Если сын не прекратит, придётся эту вещь забрать, совсем. Не знаю, насколько это педагогично, но я в самых критических ситуациях спрашиваю, хочет ли он, чтобы эту вещь мы отдали кому-то другому, кто будет хорошо с ней обращаться. Обычно ответ – категорическое «нет!».
Иногда сочиняю на ходу похожую историю и эмоционально рассказываю, что, например, вещь так расстроилась из-за того, что её обижали, что в один прекрасный момент убежала из дома. Потом напоминаю эту историю при случае, и в конце концов ребёнок начинает сам про это вспоминать в похожих ситуациях – в нашем случае это довольно действенный метод. Частенько предлагаю чаду и альтернативу: «Очень хочешь что-то бросить? Бери мягкие игрушки, лёгкие мячики и бросай изо всех сил, сколько хочется. А это бросать нельзя, ни в коем случае».
Но даже все это не гарантирует 100% результат. В любом случае, шлепать и повышать голос, наверное, все-таки не стоит. Самое главное, выбрать какую-то понятную ребенку линию поведения и не отступать, а спокойно и последовательно ее придерживаться. Ну, и на мой взгляд, все члены семьи должны действовать сообща.
А как правильно?
А вот что по этому поводу думает бобруйский практикующий семейный и детский психолог Светлана Глагола:
– Если расспросить знакомых, то окажется, что все дети начинают разбрасывать игрушки примерно в одном возрасте – около года. Это очень интересный феномен и заключается он в том, что разбрасывание предметов для ребенка – это способ развития мышления.
Когда взрослый собирается бросить что-то, он точно знает, что произойдет дальше. Более того, заранее известно, что стеклянные предметы могут разбиться, мяч покатится, а погремушка будет шуметь. Наших знаний, опыта, развитого мышления достаточно для точного прогноза.
У ребенка такого рода знаний нет. Малыш довольно долго исследует этот процесс, пока не придет к пониманию того, что причиной происходящего шума является он сам. Таким образом формируется «Я» ребенка.
Что делать родителям?
Набраться терпения и поддержать своего ребенка на пути познания. Со временем он перестанет кидать игрушки и вещи сам по себе.
Общие советы для родителей ребёнка в этот период:
• Будьте внимательны к потребностям ребёнка.
• Убирайте запрещённые для него предметы. Можно переключить внимание ребенка на что-то другое: воду в ванной, музыку.
• Постарайтесь нечасто использовать слово «нельзя», иначе ребёнок перестанет на него реагировать. Для угрожающих жизни ситуаций и предметов можно использовать слово «опасно».
• Помните, что даже в этом возрасте ребенок должен знать, что ему можно, а что делать недопустимо. Избегайте «исключений из правил».
• Поощряйте желание ребенка делать все самому. Можно предоставить малышу личное пространство (например, коробку для игрушек).
• Если вам нужно уйти из дома, следует предупредить ребенка и сказать, когда вернетесь, но не в часах, а в привычных для него ритуалах (например: вернусь, когда ты днем поспишь).
• Обучайте своего ребёнка. Показывайте, как пользоваться разными предметами. Старайтесь раскрывать их свойства.
• Обогащайте сенсорный опыт ребёнка: дайте ему потрогать разные поверхности, понюхать разные запахи, послушать разные звуки.
Советы бывалых мам
Вот, что отвечали бобруйские мамы на вопрос, бросаются ли их дети игрушками и другими предметами.
Юлия, сыну 2 года:
– Да, бросается. Чаще объясняю, что так нельзя и что можно вещь сломать. Понимает и начинает «жалеться».
Наталья, сын-дошкольник:
– Мой бросался, причём ему было не важно, чем и как. Отучился, как в сад пошёл, спустя пару недель.
Ксения, сыну два с половиной года:
– Бросаем тоже всем и во все. Знает, что так нельзя делать. Когда я спрашиваю, зачем, отвечает, что ему так захотелось. Надеюсь, скоро этот этап перерастем.
Судя по ответам полудюжины опрошенных родительниц, возраст начала этого периода варьирует у детей примерно от девяти месяцев до двух с небольшим лет. По их мнению, общую идею, которую нужно донести до ребёнка, можно обозначить так: бросать можно, но только определённые предметы в определённое время в определённом месте. Как этого добиться?
Ниже – несколько рекомендаций.
Необходимо продемонстрировать ребёнку альтернативу: что можно и даже нужно бросать – скажем, мячик в стену, или бумажки в мусорное ведро, или грязные носочки в стиральную машину, или мягкие игрушки в корзину, или, наконец, камешки и листья в лужу.
Следует, когда возможно, избегать реакции на разбрасывание, особенно бурной – ребёнок может воспринять это как безотказный способ привлечения внимания и повторять при случае.
Ни в коем случае не кричать и не шлепать ребёнка, даже по руке. Объяснять, убедившись, что малыш слушает. И повторять многократно, если требуется.
Если чадо чем-то бросается в других людей, в обязательном порядке нужно остановить, чётко объяснить, что это больно и повторять это при каждой попытке. Если ребёнок проявляет агрессию, нужно решительно устроить перерыв на 1-3 минуты, например, отвести в сторонку, чтобы он чётко понимал, за какой проступок игры прекращаются.
Нужно вместе убираться, складывать вещи на место, не делая этого за ребёнка – пусть он непременно (по возрасту) помогает.
Если ребёнок бросается едой, следует сидеть рядом и контролировать процесс, приобрести небьющуюся посуду и не класть сразу много еды – чаще дети начинают бросать еду, когда уже насытились.
И все мамы были единодушны в одном: ценные, хрупкие и опасные предметы нужно убрать подальше и ни на минуту не терять бдительности.
Отучаем ребёнка кидаться вещами и едой: 8 полезных советов
Бросать вещи, предметы и даже еду – новый навык, который осваивают дети в возрасте от 1,5 до 3 лет. И он не плохой, если посмотреть на него иначе. Чтобы кинуть, а не выронить предмет, нужно не просто разжать пальцы, а скоординировать работу глаз и рук. Целенаправленное бросание вещей помогает развивать мелкую моторику пальцев. Это очень захватывающая способность. Понятно, почему ребёнок хочет бросать предметы снова и снова. Но и желание мамы отучить малыша кидаться вещами вполне оправданно.
Да, вас сводят с ума летающая по кухне еда или соска, которая приземляется на тротуар. Но вот для ребенка это все сплошное удовольствие. Вы должны понимать, что умение кидать вещи не только приносят удовольствие малышу, но и развивает его. Поучительно даже то, что происходит после броска: ребёнок начинает понимать, что все предметы падают только вниз, а не вверх. Пусть ему пока ничего не известно о гравитации, зато он может наблюдать последствия её действия. Броски дают малышу понять, что мячик отскакивает от пола, ягода сплющивается на нём, а яйцо разбивается всмятку.
Что можно предпринять, чтобы ребёнок перестал бросать еду, вещи и предметы
Не ругайте и не наказывайте ребёнка за то, что он бросает какие-то предметы, если только он не целится камнем в кошку, окно, людей или машину. Заставить малыша 1,5-3 лет прекратить разбрасывать вещи невозможно. Но выход есть: возьмите новое увлечение ребёнка под свой контроль, ограничив список вещей, которыми можно кидаться, и уменьшив количество «мишеней».
Покажите малышу предметы, которые можно бросать
Если предложить ребёнку много вещей, которые можно кидать, он быстрее поймёт, что нельзя так поступать с другими предметами и едой. Покажите ему мячики и другие штуки (воздушные шарики, шары от детского боулинга, мягкие игрушки и другие безопасные предметы), которые он может бросать, не опасаясь маминого негодования. А во время прогулки предложите покормить голубей: двухлетнему малышу очень понравится отламывать и бросать кусочки хлеба.
Смысл этого совета заключается в том, что ребёнку нужно помочь уяснить: кидаться вещами можно, но только определёнными вещами, в определённых местах и в определённое время. Если же он уже приготовился кинуть тапок, спокойно заберите его из рук и скажите, что обувью бросаться нельзя, зато можно кинуть мячик.
Пресекайте агрессивное разбрасывание вещей
Как поступить, если малыш кидается тем, чем нельзя? Постарайтесь сделать вид, что ничего не произошло, постарайтесь проигнорировать это. Если вы прервёте свои дела и неодобрительно посмотрите на ребёнка, вскоре он опять попробует привлечь ваше внимание. Ведь он знает, как это сделать: нужно лишь кинуть то, что нельзя, и он обязательно будет делать это снова и снова.
Если ребёнок начал бросать вещи в других малышей, вы должны выработать тактику, которой будете придерживаться постоянно. Детям помогает запоминать многоразовое повторение одного и того же. Если ребёнок что-то кинул, скажите ему, что это больно, поэтому так делать нельзя. После этого уведите его в сторонку, сделав перерыв в его игре, чтобы он остыл и понял, что значит слово «нет». Но этот перерыв не должен длиться дольше 1 минуты, иначе малыш забудет, зачем его остановили и оторвали от дел.
Если ребёнок обиделся или обозлился на других детей и начал кидать в них предметами именно из-за злости и когда “психует”, объясните ему, что свои чувства можно выражать словами.
Видео вопрос в студии доктора Комаровского: “Что делать, если ребенок бросает предметы, когда злится?”
Не кричите и никогда не поднимайте на ребенка руку. Этим примером вы покажете, что гнев можно сдержать, а недовольство высказать словами. О том, что вы расстроены его поведением, малыш поймёт по вашему тону. Если же он продолжает бросать вещи в детей, и все ваши старания отучить его от этого оказались тщетными, выход остаётся один: следить за тем, что попадает в руки вашего ребёнка.
Прикрепите игрушки к поручню коляски, и ребёнок не сможет их бросить
Когда малыш сидит в детском автокресле или в коляске, привяжите несколько игрушек так, чтобы он мог их достать. Для этого используйте шнурки или резинки (чтобы в них не путались пальцы, отрежьте концы узлов). Тогда ребёнок поймёт, что можно не только кинуть игрушку, но и подтянуть её обратно к себе. Этим вы удвоите ему веселье и избавите себя от необходимости поднимать разбросанные предметы.
Привлекайте ребёнка к уборке в детской
Не заставляйте его собирать всё, что он раскидал. Для маленького человечка это задание почти невыполнимое. Лучше превратите работу в игру, собирая разбросанные игрушки наперегонки. А вместе с этим вы можете закрепить у малыша знание цветов. Просто скажите: «Помоги-ка мне найти красные кубики».
Будьте для ребёнка хорошим примером
Вы можете на своём примере показать, чем можно бросаться, а чем – нет. Отбросьте на диван подушку на глазах у малыша. Но не кидайте телефон, даже если вы уверены, что он ни в кого не попадёт и не разобьётся о пол. А если ребёнок ещё раз бросит что-то «запретное», пройдитесь по дому и вместе киньте грязную рубашку в корзину, фантик от конфеты в мусорное ведро, а игрушку в контейнер для игрушек.
Будьте рядом, когда ребёнок ест
Примерно в 1,5-2 года наступает самый «грязный» период относительно приёма пищи. И чтобы отучить малыша не кидать еду, нужно сидеть рядом с ним, пресекая любую попытку пульнуть кашей или хлебом. Каждый раз, когда он начинает замахиваться едой, берите и останавливайте тарелку или руку, давая понять, что так делать нельзя. Да и вам будет проще, если не придётся отмывать пол со столом после каждой трапезы. Сидя рядом во время обеда малыша, вы также сможете убедиться, что он тщательно пережёвывает пищу, а не глотает её кусками.
Если малыш кидается едой, подавайте её в небьющейся посуде для детей
Не ставьте на стол свой лучший фарфор, если малышу пришло время покушать. Купите набор детской небьющейся посуды со стаканами с трубочками, которые можно прикрепить к столику или к детскому стульчику. Но помните: это избавит вас от раскиданной посуды, но, скорее всего, не остановит малыша от попыток оторвать «прилипшие» к столу тарелки и стаканы.
Если ребёнок раскидывает еду, накладывайте её в тарелку маленькими порциями
Если в тарелке у ребёнка мало еды, и вы не будете докладывать добавку до тех пор, пока она не опустеет, то и кидаться будет почти нечем. И не заставляйте малыша съедать всё до последней ложки. Обычно дети начинают кидаться едой, когда они уже насытились и им за столом становится скучно.
Поэтому убирайте тарелку со стола, как только ребёнок теряет к еде интерес, не обращая внимания на то, сколько было съедено. Но не нервничайте и не ругайтесь, если у малыша что-то осталось в руках: взрослые тоже иногда роняют еду. Если на полу оказались хлебные крошки – это не очень страшно.
Видео урок для женщин. Ита Минкин. Ребенок бросает еду на пол… Не давать ему еду?
Если все же что-то осталось у ребенка в руках, случайно или нарочно, постарайтесь не перенапрягаться из-за этого: все мы иногда что-то роняем, поэтому кусок хлеба или сыра на полу — не так уж и страшно.
Мы надеемся, что эти советы помогут вам, если ваш малыш, разбрасывая всё вокруг, больше похож маленького поросёнка. Придерживайтесь своей тактики поведения и будьте последовательны в своих действиях. И тогда отучите малыша бросаться вещами, предметами или едой.
Видео секреты воспитания: ребенок кидается игрушками:
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:
Когда сын случайно может выронить что-то – не ругаю. А если капризничает и бросается едой или даже вещами в кого-то с агрессией, ругаю и пресекаю. Понравился совет с заменой запрещённых предметов на разрешённые: сегодня попробовала дать ему мячик вместо пульта, отвлекся и без капризов перестал разбрасывать вещи. Супер!
Удивительно, но мой сын практически ничего не кидал, кроме игрушек – наблюдал, как они падают вниз из кроватки или коляски. А почему? Потому что с самого начала надо пресекать попытки кидать то, что раскидывать нельзя. А знакомые до сих пор бьются, пытаясь отучить своего трехлетку кидаться едой и вещами в других людей, т.к. в тот период, когда он только начинал это делать, умилялись и не объясняли, что так делать нельзя.
Моему сыну 1 год и 5 месяцев. Он постоянно кидается едой. У меня уже сдают нервы. Может кушать спокойно только под мультик. Я понимаю, что так нельзя. Пытаюсь его отучить. Стараюсь останавливать его, когда он собирается кинуть. Думаю, что со временем поймет.
Разбросаны игрушки по полу
Сонник Разбросаны игрушки по полу приснилось, к чему снится во сне Разбросаны игрушки по полу? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).
Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Разбросаны игрушки по полу, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!
Старые игрушки — к печали и расстройствам новую игрушку — знак успехов в будущем.
Получить в подарок игрушку — к переменам в жизни, которые будут еще не скоро.
Дарите кому-то игрушку — такой сон уважение коллег и руководства, а возможно, и повышение в должности.
Детскую куклу — вам предстоит приятное времяпрепровождение и развлечения, которые напомнят вам о детских годах.
Играть самому или с детьми надувными игрушками — предвестие вашего переутомления и больших нагрузок. Вам необходимо больше отдыхать и обратить внимание на своё здоровье.
Игрушка является замещающим предметом и, в зависимости от её типа, она может выступать как модель матери/отца, сиблингов, объектов агрессии.
Но игрушка также является объектом проекции и моделью будушего (барби).
Потребность в замещении истинных предметов и объектов может быть связана со страхом перед ними (агрессивная игрушка), депривацией (кукла как модель матери).
Символ управления (игрушка в чужих руках).
Если вам приснилось, что вы играете в игрушки, в ближайшее время у вас все будет хорошо и ничто не будет вас тревожить. Чтобы это время продлилось как можно дольше, вырежьте куклу из дерева (из пенопласта) и в полночь капните на нее своей крови, после этого поставьте на неделю на подоконник.
Если вам приснилось, что вы сломали игрушку, то очень скоро вы потеряете что-то важное. Чтобы избежать потери, слепите куклу из глины (пластилина). В полночь разведите на улице огонь и положите в него игрушку, когда пламя потухнет, засыпьте пепелище землей.
Видеть во сне детские игрушки — обмануться в задуманном.
Ваша затея не стоит тех усилий, какие вы затрачиваете.
Выбирать игрушки в магазине — увлечься мелочами, забывая о главном.
Дарить — к дружеским отношениям с сотрудниками.
«Убери игрушки или я все выкину!»: колонка о том, как обуздать беспорядок в детской комнате и не сойти с ума
14 июля отмечается День хаоса и беспорядка. Мне кажется, этот день по праву может считаться профессиональным праздником всех родителей и, конечно же, их детей, благодаря которым мы прекрасно представляем, что именно стоит за словами «хаос» и «беспорядок».
За четыре с половиной года родительства мои отношения с порядком и беспорядком прошли долгий и извилистый путь (и, кажется, продолжают куда-то идти). Я решила описать его — чтобы дать кому-то, кто сейчас в исступлении заметает детальки Lego веником или пытается отмыть от стены кабачковое пюре, немного сил и уверенности. Или пищи для размышлений, которые, возможно, помогут вам избавиться от парочки бытовых проблем.
Признаюсь, я никогда не была адептом белоснежных скатертей или блестящих полов. Меня не вводят в исступление клубы пыли, кувыркающиеся под диваном, я неделю могу медитативно наблюдать за тем, как растет гора немытой посуды.
Однако, конечно же, какие-то требования к санитарному и эстетическому состоянию моего жилища у меня имеются, и то, что регулярно происходит в комнате моего четырехлетнего сына, в них явно не вписывается.
Я не знаю, что раздражает меня больше — то, с какой скоростью все игрушки, краски, конструкторы, пластмассовые овощи и машинки расползаются из разноцветных икеевских ящиков (я почти готова поверить, что они на самом деле живые!), или то, с какой скоростью они возвращаются на свои места (не возвращаются). Причем «раздражает» — это еще мягко сказано, я легко могу вспомнить несколько случаев, когда я впадала в ярость, зайдя в детскую после долгого рабочего дня.
Конечно же, те способы решения проблемы, которые мне подкидывало мое подсознание, были совершенно варварскими. Я ругалась, убирала все сама (и параллельно ругалась), лишала ребенка мультиков, грозила все выкинуть, сломать, запылесосить, отдать соседям, забрать себе, больше никогда не покупать ему ни единой игрушки и больше никогда не заходить в его комнату.
Я не горжусь этим, и меня саму, честно говоря, немного пугало, что именно такие методы генерирует мой мозг в течение одной напряженной секунды.
Каждый день заканчивался руганью, скандалами, манипуляциями и не очень убранной комнатой, от одного только вида которой меня начинало трясти.
Когда я поняла, что моя зацикленность на порядке в детской значительно портит день и мне, и сыну, я решила, что пришло время что-то менять. И, как известно, если ты не в силах изменить ситуацию (сомневаюсь, что на свете существуют силы, способные заставить четырехлетку не разбрасывать Lego), то, значит, надо изменить свое отношение к ней. Не молча терпеть хаос и беспорядок, скрежеща зубами (это не работает — вот тут подробнее рассказывали, почему), а реально что-то изменить. И вот, что я сделала.
Задала вопрос «Почему?»
В своем родительстве я пытаюсь придерживаться правила, согласно которому мои запреты и решения должны иметь логичное объяснение, которым я могу поделиться с ребенком.
Зубы надо чистить, потому что иначе они испортятся и заболят. Дорогу надо переходить на зеленый, потому что иначе попадешь под машину. В комнате надо убирать, потому что…?
Единственная логичная причина убирать игрушки, которую я нашла, заключается в том, что раскиданные игрушки проще ломаются (когда они ровным слоем лежат по всей площади комнаты, на них обязательно кто-нибудь наступит), а еще их легко потерять — например, все те же мелкие детали конструкторов. Впрочем, должна признаться, что этот довод не сильно убедил моего ребенка — даже после потери нескольких ценных и незаменимых деталек.
Еще один довод звучал так: в комнате надо убирать, потому что в неубранной комнате мне неприятно находиться. Я оставила за своим сыном право наслаждаться горами разрозненного хлама, громоздящимися на полу, но я его восторга не разделяю, о чем я ему и сообщила.
Перестала угрожать
Я не знаю, откуда взялось во мне вот это «либо ты убираешь игрушки, либо я их выкидываю», но говорить так я перестала ровно в тот момент, когда поняла, насколько несправедливо звучит эта фраза. С того момента, как мы купили или подарили сыну какие-то книги и игрушки, они превратились в его собственность. То же самое произошло, когда мы решили отдать ему одну комнату и назвать ее «детской».
В какой-то момент я осознала, что когда я топочу как Бармалей и грожусь все смести веником, я творю большую несправедливость — лишаю ребенка чувства безопасности, ставлю под сомнение его право владениями его же вещами, ну и вообще — веду себя как Бармалей.
Так что от этой, казалось бы, логичной цепочки мне пришлось отказаться. Да, я могу принять решение не покупать больше игрушек, если меня не устраивает то, как ребенок с ними обращается, но отнимать, ломать и выкидывать то, что уже принадлежит ему — нечестно. И уж точно не способствует развитию чувства ответственности.
Снизила стандарты
Об этом часто пишут в инструкциях по тому, как научить ребенка убираться, но сделать это с наскока непросто — мне понадобилось довольно много времени, чтобы признать, что в комнате четырехлетки не может быть идеального порядка каждый вечер. Ну, то есть, может, конечно, но это требует от меня активного участия, кучи времени и нервов, которые тратить ежедневно мне не хочется.
Я разделила свои требования на повседневные и «требования выходного дня», когда мы все вместе наводим более серьезную чистоту. Повседневных требований немного — перед сном все игрушки должны находиться только в детской, а в детской должен быть расчищен проход от двери до кровати, чтобы, заходя в темноте проведать сына, я не рисковала наступить на все те же детали клятого конструктора (да, кто-то ходит по ним в качестве хобби, но я сразу поняла, что это не мое).
Облегчила процесс уборки
В какой-то момент я осознала, что для четырехлетки педантичная сортировка игрушек по полочкам и ящикам (причем игрушка каждого типа должна попасть в свой ящик!) — далеко не такое увлекательное развлечение, как для меня. Это требует высокой концентрации внимания, которое к концу дня у ребенка сильно истощается.
В какой-то англоязычной статье я встречала рекомендацию поставить в детской комнате hamper — большую корзину с крышкой. Ее, конечно, чаще всего используют для грязного белья (чтобы не собирать его по всей комнате), но, кажется, такая рекомендация больше подходит подросткам.
Суть этой корзины в том, что она большая, вместительная, и в нее можно закидывать все подряд без разбору.
Это такая промежуточная станция между абсолютным хаосом и «правильной» уборкой, в результате которой все лежит на своих местах. План прост: ребенок каждый вечер убирается в комнате, скидывая все разбросанные вещи в один большой ящик, а на выходных мы вместе разбираем его и сортируем вещи по местам. В итоге и волки сыты, и овцы целы — в том смысле, что и моя потребность в чистоте удовлетворена, и ребенок выполняет посильную для себя задачу.
Добавила радости
Когда мы по выходным наводим основательный порядок в детской, я стараюсь сделать так, чтобы процесс больше походил не на унылое отбывание повинности, а на маленький праздник. Мы слушаем веселую музыку, поем и танцуем, обнимаемся и дурачимся.
Да, никто не любит убираться, но если рассматривать это как семейное мероприятие, становится немного проще.
Я хотела бы вам сказать, что после принятия всех этих решений я перестала скорбно выть, заходя в комнату к ребенку по вечерам — к сожалению, бывает всякое, правда происходить это стало намного реже.
Одно я знаю точно: у меня нет желания замучить четырехлетку уборкой так, чтобы в итоге он приобрел к ней стойкое отвращение, как большинство моих взрослых друзей. В конце концов, уборка — это простейшая бытовая задача, превращать которую в повод для постоянных скандалов мне совсем не хочется.