путешествие вокруг моей комнаты

Ксавье де Местр. Путешествие вокруг моей комнаты

Повесть

Купить в журнале за апрель 2019 (doc, pdf):
путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.04.2019 Оглавление

Глава I

Как хорошо открыть новый путь и оповестить учёный мир об открытии чего-то совершенно невиданного и неизвестного, как, например, об открытии неожиданно засверкавшей в пространстве кометы! Но особую радость доставляет открытие того, что у всех на глазах, что буквально копошится под рукой, но чего никто не замечает.

Вот и я не собираюсь держать своё открытие в душе. Нет, меня буквально распирает плюнуть им в людей. Вот она, мсье, моя книга, вот оно моё открытие: читайте и завидуйте. Я замыслил и совершил путешествие в течение 42 дней вокруг своей комнаты. Многочисленные и интересные притом наблюдения, которые я при этом сделал, и немалое удовольствие, которое я испытывал в дороге, понудили меня сделать их предметом публичного внимания. А уверенность быть полезным дала при этом мне решительного пинка.

Моё сердце чувствует невыразимое удовлетворение, когда я думаю о бесчисленном количестве несчастных, которым я предлагаю верный ресурс против скуки, средство для смягчения их несчастий. Удовольствие, которое можно найти, путешествуя по своей комнате, не подвержено беспокойной зависти других и не зависит от фортуны.

Не у каждого есть своя комната, поэтому те многие, кого судьба одарила подобным подарком, должны хватать его и пользоваться обеими руками, зубами, ногами и другими частями тела, которые могут быть приспособлены для хватательных телодвижений. Это главный, но не единственный побудительный резон для подобного путешествия.

Я уверен, что всякий рассудительный человек, каким бы темпераментом он ни обладал, воспользуется моим открытием. И каковы бы ни были его индивидуальные особенности: жопист он или разгильдяй, богат или беден, молод или стар (хотя на стариков, силою обстоятельств, прикованных большую часть времени проводить не выходя из дому, я рассчитываю особенно), порождён ли его темперамент знойным югом или сибирской зимой, он может путешествовать подобно мне. Наконец, в той громадной семье людей, которые кишат по поверхности земли, нет ни одного (из тех, конечно, кто обитают по комнатам), кто мог бы, прочитав эту книгу, отказать в одобрении тому новому способу путешествия, которое я собираюсь ввести в мир.

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2019 года в полном объёме за 197 руб.:

Банковская карта:Яндекс.деньги:Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru

Вы получите доступ к каждому произведению апреля 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты

путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.

путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты

Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты

Источник

Voyage autour de ma Chambre/Вокруг моей комнаты

В. Соколов. О повести К. К. Местра «Путешествие вокруг моей комнате» и ее авторе

Французский аристократ, итальянец по происхождению (родом из Савойи, провинции со смешанным французско-итальянским населением) прожил жизнь полную событий и приключений. Военные, человек неугомонного нрава, он в мирное время активно искал приключений на свою задницу. Был одним из пионеров воздухоплавания, летал на воздушном шаре и сломал себе ногу по приземлению, участвовал в дуэлях, был не чужд амурных похождений.

В России он браво служил, участвовал в войне 1812 года на стороне русских, потом воевал на Кавказе, попал в Чечне в окружение и, проявив воинскую доблесть, сумел вырваться из нее. Умер в Москве в 1852 году и похоронен там же.

При всем авантюрном складе был не чужд умственных интересов. Из повести можно видеть, что он был начитан в философии и литературе. Любил живопись и сам был художником-любителем. Интересовался наукой. В Москве, где он жил между военными компаниями имел успех в обществе как занятный собеседник, был мастером стихотворной импровизации, наряду с Мицкевичем став прообразом Чарского из «Египетских ночей».

Бурная жизнь Ксавье де Местра (не путать с его братом Жозефом де Местром, католическим деятелем и также известным писателем и также жившим в России), послужила ему материалом для литературных рассказов и очерков. Но прославился он не ими, а своей повестью, где рассказывает о путешествии. вокруг своей комнаты.

Повесть относится к жанру т. н. сентиментального путешествия. Это особое путешествие. Человек, который попытается извлечь из него какую-нибудь полезную информацию, останется с абсолютным носом. Автор сентиментального путешествия ставит целью не столько описать увиденное им, сколько дать отчет о тех мыслях и, главное, чувствах, которые это увиденное вызвало.

Изобрел жанр сентиментального путешествия Лоренс Стерн в своем знаменитом «Путешествии по Франции и Италии» (увлекшись своими чувствами до Италии Стерн так и не добрался). Образованный народ, похоже, только и ожидал чего то подобного, потому что «роман» Стерна дал старт целому отряду подобных путешествий. Особенно усердствовали в этом направлении дамы, которые заполняли целые тома описанием своих ахов, охов, глупых сентенций и нравоучений, пока за окнами кареты или иллюминатором фешенебельного лайнера на парусах проплывали Париж, Вена, Москва.. Пекин, Сингапур. Березовка, Альтдорф.

Довольно быстро авторы открыли, что, чтобы писать о себе любимом или любимой, вовсе не обязательно ездить черти куда. И появились путешествия «из Лондона в Дурхэм», «Парижа в Фонтенбло», «Москвы в Захарово», а потом и «вокруг Садового кольца», «из квартиры на 4-м этаже в квартиру на 2-ом». Рекорд поставил Ксаверий Ксаверьевич Местр (как он именуется на надгробном памятнике в Москве) со своим «Путешествие вокруг моей комнаты».

Как и в любом другом жанре достоинства сентиментального путешествия определяются индивидуальностью автора. Если она есть, то и мысли и чувства, которые вызывает внешний мир интересны и глубоки и волнуют читателя. А на нет и суда нет: идет тягомотное нагнетание никому неинтересных подробностей. Ксавье де Местр, конечно, не мыслитель мощного интеллекта, но человек очень живой, наблюдательный, умный. Поэтому те мысли и воспоминания, которые рождаются в его воображении, пока он переходит от постели к камину, от камина к столу, усаживается в вертящемся кресле, довольно интересны и забавны.

При этом он человек добрый, может быть даже сентиментальный в самом обычном смысле слова («сентиментальный путешественник» не обязательно человек чувствительный, главное, что он на все смотрит через призму своих чувств, весьма брутальных может даже быть). Он сочувствует слуге, любит собаку, у него сжимается сердце от сострадания людям, у которых нет возможности путешествовать по своей комнате, потому что нет даже своего дома, швейцарской пастушке, чей дом разрушен войной: как участник перехода через Альпы он все это мог видеть собственными глазами. Он вспоминает друга, офицера, с которым у него и «места в палатке хватало вполне, с ним и время текло для обоих», но который, как и друг Высоцкого погиб. Правда, на наш взгляд, автор несколько преувеличил свою чувства, на наш взгляд, надо бы писать пожестче, что автор перевода и постарался сделать, несколько убрав сиропа, которым уж чересчур обильно полита повесть.

Но более интересным мне кажется то, что писатель присматривается к самым обычным вещам вокруг нас, которыми мы пользуемся, видим и трогаем по сто раз на дню, но на которые мы, вовлеченные в круговерть борьбы за кусок хлеба насущного, не обращаем внимания.

Повесть Местра написанное то ли всерьез, то ли как пародия, а вернее как пародия, которая по мере развертывания повествования переходит в лирику, а порою даже драму, уже вызвала в свою очередь волну пародийных путешествий. Так что к 1800 г жанр выдохся: ближе путешествовать уже было некуда (разве что среди клопов и тараканов).

Повесть Местра имела счастливую судьбу и вошла в мировую литературу как образец жанра. О нем отзывались тепло Стендаль, Бальзак, Флобер. Об авторе хорошо писали Ламартин, чья эпитафия на Местра помещена в Париже в Пантеоне славы, Гюго. Но самым мощным отзвуком стала прустовская «В поисках утраченного времени», шесть томов которой являются настоящей сентиментальной эпопеей. В России имя Местра также было хорошо известно (Пушкин, Тургенев, Лев Толстой), но после 1917 как то выпало из культурного обихода, так что современный, даже начитанный читатель даже и не слышал о таком авторе. Хотя его дела живут и процветают. Сентиментальных путешествий, где автор описывает себя любимого, где бы он ни был, и чтобы ни делал пруд пруди. Хотя бы Битов, о котором можно многое узнать из его путешествий по Армении, Средней Азии, в Уфу. Пушкинскому дому, но не о странах, городах и домах, где он побывал.

Источник

Ксавье де Местр. Путешествие вокруг моей комнаты

Повесть

Купить в журнале за апрель 2019 (doc, pdf):
путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.04.2019 Оглавление

Глава II

Я мог бы начать эклогу своему вояжированию с того, что оно мне ничего не стоило; этот пункт заслуживает внимания. Идею могли бы прежде всего принять люди среднего достатка. Есть и другой класс людей, для которых моя идея должна выглядеть особенно заманчивой, и как раз потому, что она не стоит ничего. Кто эти люди? Вам назвать их? А вы что, сами никак дотямить не можете, и вы ещё спрашиваете? Да это же богатые люди.

Кроме того, какой ресурс эта манера путешествовать представляет для больных! Им нечего бояться атмосферных и сезонных неурядиц. Как и трусам. Они будут защищены от воров; они не встретят ни пропастей, ни рытвин, и сами будут вне подозрений, какое приключение ни случилось бы по дороге.

Сотни персон, которые до меня вообще не рисковали путешествовать, а другие не могли, или просто не смели, решатся на него по моему примеру. Даже самое наиапатичнейшее существо ничем не рискует, пускаясь со мной в путь, ибо может совершить приятное путешествие, которое ему не будет стоить ни денег, ни трудов. Итак, мужества и в путь!

Следуйте за мной и вы, которых любовные неурядицы ли, неудачи в дружбе ли удерживают в своей квартире, следуйте прочь от ничтожества и вероломства людей.

Сколько несчастных, больных и скучающих в мире должно за мной последовать!

А сколько лентяев может подняться одним махом! А вас, которые вертят в своих головах мрачные проекты перемены жизни? А вас, которые ищут уголка, где можно спрятаться оскорблённому чувству? Вы, которые не мыслят себе досуга вне общества, откажитесь от него ради спокойной и наполненной жизни. Вы, любезные анахореты, как и вы, завсегдатаи вечеринок и дискотек, и вы также присоединяйтесь к нашему путешествию.

Откажитесь от чёрных мыслей, неразрывных с бесконечным вращением в обезумевшей толпе: вы теряете ничем не восполнимые моменты быстротекущей жизни ради сомнительных удовольствий. Осмельтесь присоединиться к моему путешествию; мы промаршируем смеясь лёгким аллюрам по дорогам, которыми следовали путешественники, видевшие Рим, Париж и Пукхет – никакое препятствие нас не остановит; и весело поддаваясь игре нашего воображения, мы последуем за ним повсюду, куда ему вздумается нас забросить.

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2019 года в полном объёме за 197 руб.:

Банковская карта:Яндекс.деньги:Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru

Вы получите доступ к каждому произведению апреля 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты

путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.

путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты

Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты

Источник

Путешествие вокруг моей комнаты

[Tags|XVIII век, Книги 7]

Книга шестьсот тридцать четвертая

Путешествие по комнате длиной в сорок два дня (ровно шесть недель, возможно, это был домашний арест). Да, он описывает обстановку комнаты, но не стоит думать, что мысль его этой комнаты не покидает; но останемся пока в комнате:

Что за чудесная мебель: кресло; это особенно необходимая полезность для всякого человека, склонного к размышлениям. Долгими зимними вечерами, приятно и всегда безопасно растянуться в нем вдали от шума многолюдных сборищ.
Огонек, книги, перо; какие вам еще требуются ресурсы против скуки! И какое удовольствие забыть эти книги и эти перья, чтобы пошевелить огонь в камине, пустившись по волну каких-нибудь приятных воспоминаний о просто прохожей или размышлений о новейших открытиях немецкого профессора Канта в области метафизики, или порифмовать немного для забавы друзей!
Часы при этом медленно скользят вместе с вами и упадают в вечность, а вы и не чувствует их печального хода.

Наш автор не так прост и профессор Кант тут не просто к слову пришелся. У автора есть своя антропология, теория о составе человека, весьма любопытное философическое рассуждение:

Я заметил разными наблюдениями, что человек составлен из души и животного.
Эти два существа абсолютно различны, но настолько вставлены одно в другое, или одно надставлено над другим, что нужно определенное усилие над животным, чтобы быть в состоянии сделать различие.

Поистине это и есть та, другая субстанция, которая нас дразнит столь странным манером. Хорошо замечено, что вообще-то человек двойственен; но это, говорят, потому что он состоит из души и тела; и обычно обвиняют это тело я не знаю в каких вещах, но совсем не по делу, поскольку оно точно так же неспособно чувствовать, как и думать.
Это как раз о животном идет речь, об этом чувствующем существе столь отличном от души, обладающем индивидуальностью, которое имеет свое отдельное существование, свою волю, и которое не стоит выше других животных только потому, что лучше воспитано и лишено более совершенных органов.

И все же важнее, куда уносится мысль автора, какие размышления она порождает.

Часто видят детей, как они бренчат на клавесине на манер великих грандов; но никогда не видели хорошего художника 12 лет. Живопись, кроме вкуса и чувства, требует думающей головы, без которой музыканты вполне могут обойтись.

Да, но что вы скажете, спросят меня, если сравнить исполнение музыки, действительно, не требующее особого интеллекта, с ее сочинением? Признаюсь вопрос снова ставит меня в тупик. Если бы те, кто вздумал рассуждать были бы последовательны, то все рассуждения заканчивались бы подобной озадаченностью.
Начиная исследование какого-нибудь вопроса, обычно принимают догматический тон, ибо в душе вопрос уже решен, как это и было, по правде говоря, в моем случае в отношении живописи, хотя я несколько лицемерно и демонстрировал непредвзятость; но дискуссия пробуждает возражение.. и все кончается сомнением.

К сожалению, ее изящество сильно подпорчено «вольным переводом» В. Соколова. Вот один из примеров его вольностей:

Какая перемена с тех пор произошла в моих идеях и чувствах! А какая разница в моих друзьях! Как они до потери пульса волновались тогда проектами, которые им по барабану сейчас.

Источник

Путешествие вокруг моей комнаты

Места: Хаммерсмит, Лондон, Барбадос

Теперь же парк предстал передо мной в ином обличии: чужая, даже враждебная земля, насквозь пропитанная водой и бесконечно поливаемая нескончаемым дождем. Любые грустные мысли, любое унылое настроение, любая осторожная догадка насчет того, что счастье или, например, понимание между людьми в принципе невозможны, — все это мгновенно находило эмоциональное подтверждение и поддержку в окружавших меня и, по-моему, тоже насквозь промокших красных кирпичных стенах и в низко нависшем надо мной небе, слегка подсвеченном снизу оранжевыми лампами уличных фонарей.

Вышеперечисленные погодные условия, равно как и череда неприятных событий, произошедших в моей жизни в то время (явившихся нагляднейшим подтверждением правоты знаменитой максимы Шамфора, согласно которой человеку следует каждое утро проглатывать по живой жабе, с тем чтобы быть уверенным в том, что на протяжении предстоящего дня ему не придется столкнуться с чем бы то ни было более омерзительным), словно сговорившись, заставили меня потерять бдительность и поддаться очарованию нежданной гостьи — объявившейся в один прекрасный день в моем почтовом ящике ярко иллюстрированной рекламной брошюрки под названием «Зимнее солнце». На обложке этого шедевра рекламной индустрии красовалась шеренга пальм, выстроившихся вдоль кромки пляжа с белоснежным песком, отороченного с противоположной стороны каймой бирюзового моря. Фоном для этого милейшего пейзажа служили покрытые густой зеленью холмы, где, как я немедленно догадался, утомленный тропической жарой путник мог найти убежище в тени источающих благоуханные ароматы и увешанных экзотическими плодами деревьев на берегу какого-нибудь очаровательного ручейка, срывающегося с каменного уступа живописнейшим водопадом. Эта фотография, равно как и те, что следовали за нею на страницах брошюры, напомнила мне виды Таити, которые Уильям Ходжес привез с собой из путешествия, совершенного вместе с капитаном Куком. На тех картинах были изображены тропические лагуны, на берегах которых, нежась в лучах мягкого заходящего солнца, весело и беззаботно резвились местные девушки. Выставленные в Королевской академии в Лондоне суровой зимой 1776 года, картины вызвали у столичной публики стоны зависти и спровоцировали у многих зрителей неудержимое желание побывать в этом земном раю. Пожалуй, та давняя выставка Ходжеса и стала образцом для демонстрации жаждущей тепла, солнца и комфорта публике бесчисленных тропических идиллий, включая и ту, что была запечатлена на глянцевых страницах «Зимнего солнца».

путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть фото путешествие вокруг моей комнаты. Смотреть картинку путешествие вокруг моей комнаты. Картинка про путешествие вокруг моей комнаты. Фото путешествие вокруг моей комнаты

Уильям Ходжес. Вновь на Таити, 1776 г.

Составителям брошюры каким-то дьявольским образом удалось угадать, насколько легко подпадут их читатели и потенциальные жертвы под очарование этих фотографий. Ощущение было такое, словно эти магические пейзажи способны лишить человека разума и парализовать его свободную волю и способность критически осмысливать увиденное. Как мало оказалось для этого нужно: всего-навсего несколько сделанных с излишне длительной выдержкой снимков, запечатлевших пальмы, голубое небо и золотистый песок. Люди, вполне способные в обычной жизни скептически оценивать чужие предложения и вести себя благоразумно и осторожно, оказывались беззащитными перед очарованием тропических пейзажей: вселявшийся в них оптимизм, казалось, граничил с первобытной доверчивостью и простодушием. Желание немедленно перенестись в земной рай, появлявшееся у людей при просматривании этого рекламного буклета, являлось, с одной стороны, трогательным, а с другой — вопиющим примером того, как серьезные решения, важные планы (а то и судьбы) выстраиваются людьми под воздействием простейших, абсолютно безыскусных образов того, что принято называть счастьем. Я наглядно убедился в том, как человек может отправиться в долгое, разорительно дорогое для него путешествие после минутного созерцания картинки с пальмой, изящно изогнувшейся под напором тропического бриза.

В общем, я решил немедленно поехать на Барбадос.

Нашу жизнь объединяет присущее человеку стремление к обретению счастья. Пожалуй, наиболее наглядно реализацию этого стремления демонстрируют как раз совершаемые нами путешествия — во всем их многообразии, во всей парадоксальности и эмоциональной насыщенности. Именно они выражают — пусть и не слишком очевидно — наше понимание того, какой именно, по нашим представлениям, должна быть жизнь, та самая жизнь, которая не укладывается в рамки повседневной работы и борьбы за выживание. При этом поездки и путешествия нечасто оказываются материалом для рассмотрения тех или иных вопросов философского характера. Впрочем, мы и вообще редко задумываемся над тем, что не относится к сугубо практическим проблемам и требует по-настоящему глубокого осмысления. На нас постоянно обрушивается поток советов и рассуждений о том, куда нам следует съездить; гораздо реже мы задумываемся и говорим о том, почему или как нам нужно ехать в то или иное место, — и это несмотря на то, что искусство путешествовать самым естественным образом ставит перед нами целый ряд далеко не простых и не тривиальных вопросов, изучение которых может, пусть и в достаточно скромной степени, приблизить нас к пониманию того, что великие греческие философы подразумевали под изящным и вместе с тем торжественным термином «эвдаймония» — высшее состояние ума, уподобление человеческой жизни божественному существованию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *