психологический тест коммунальная квартира
Проективный рисуночный тест «Дом»
В рамках марафона «Познакомься с собой» психолога Зоряны Лужиной участникам предлагались интересные тесты, в том числе проективный рисуночный тест «Дом». Тест достаточно простой, и уметь рисовать здесь совсем не обязательно.
Задание
1. Взять лист бумаги и нарисовать дом, какой угодно.
На этом инструкция заканчивается, потому что если начать ставить условия, то это загоняет испытуемого в некие рамки и может значительно исказить конечный результат и его интерпретацию.
2. Далее, и только после того, как дом уже нарисован, предлагается ответить на ряд вопросов:
Пример
Я не умею рисовать. От слова совсем. Никакого пространственного воображения.
В рамках марафона я нарисовала вот такую картинку. И хотя я всегда жила в многоквартирных домах, понятие «дом» ассоциируется у меня с такой небольшой избушкой, с чердаком или вторым этажом и балкончиком. А вот и ответы на вопросы:
1. Домик стоит у леса (хвойного), на окраине деревни.
2. Дом снаружи небольшой, а внутри очень просторный и уютный, имеет много комнат, можно даже заблудиться. Каждый гость может найти себе уединенный уголок.
3. В нем живет старенькая бабушка, добрая, мудрая и уютная. И когда тебе требуется отдохнуть или подумать, ты приходишь к ней. Или просто прячешься от мирской суеты.
4. Стоит на окраине деревни где-то в Центральной России, а за забором лес, обязательно хвойный.
5. У него есть балкончик на втором этаже. На нем хорошо сидеть и любоваться лесом.
6. Есть и захламленная кладовка, куда складываются временно ненужные вещи. Там тесно и неуютно.
Интерпретация
А теперь приступим к расшифровке.
Сам дом – это как бы внутренний мир, он характеризует человека в целом и олицетворяет его.
Если рисунок в целом неяркий, бледный, выполнен еле видными линиями и штрихами – это может означать усталость и общую апатию испытуемого. Имеющаяся штриховка отдельных элементов демонстрирует тревожность и неуверенность.
Далее Зоряна в марафоне предлагала оценивать получившийся рисунок дома по элементам.
1. Дверь.
Дверь в проективном тесте «Дом» означает коммуникацию и открытость в общении. Обращаем внимание на ее наличие, расположение, размер и ширину.
Если она впереди, на фасаде дома – это означает, человек коммуникабельный и общительный, открытый к коммуникации.
Если дверь находится сбоку – то имеются сложности в коммуникации и избирательность в общении.
Если дверь узкая или крыльцо узкое, значит, человек не всех готов принять к общению и нужно пройти испытания, чтобы стать близким. Иными словами, человек впускает в свой мир только избранных, преодолевших испытания; принимает людей, только если они откровенно подходят ему, а не всех подряд.
Если дверь расположена на высоком крыльце (как на моем примере) – человек не каждого принимает к общению. Ему сложно довериться, поверить людям сразу, необходимо время, чтобы появилось доверие.
Если имеются вензеля на двери – это означает стеснительность, и еще это можно интерпретировать как желание развить свою женственность (такие рисунки чаще свойственны женщинам).
Если имеется тропинка к двери – значит, есть сложности в общении.
Цвет двери имеет значение, если неестественно выделяется, а не дополняет основную картину.
Решетки на двери означают потребность в защите, т.е. демонстрируют наличие страхов у человека.
2. Окна – глаза у дома.
Окна означают степень интереса к миру, заинтересованности в информации. Потребность смотреть за миром, познавать, наблюдать, читать, анализировать.
Чем больше размер окон – тем более человек склонен познавать мир, любопытен. Такое часто наблюдается в детских рисунках.
Если не очень большое окно – соответственно, это означает небольшую любознательность.
Когда окна достаточно большие и на них много всего (растения, лампы, разные вещи) – это значит, что присутствует заинтересованность в наблюдении за миром, но человеку страшно, имеется определенный барьер. Иными словами, хочется быть на виду, человек наблюдательный и хочет себя показать. Но что-то ему мешает.
Когда окна огромные – значит человек хочет быть на виду, жить напоказ, возможно, выступать на публике. Имеется потребность состояться социально, ему необходимо быть в потоке жизни и деятельности.
Если рисунок очень простой и в доме присутствуют светлые горящие окна – это характеризует человека как наблюдателя и наличие у него качества созерцательности.
Если есть кресты и решетки на окнах – значит, имеются тревога, недоверие, возможно, человек пережил предательство. Часто это означает, что были проблемы в детстве, множественные родительские запреты. В настоящее время у человека имеются какие-либо комплексы. Причина кроется в детстве – родители соткали ковер из ограничений и убеждений («туда не ходи, это не делай»), которыми человек руководствуется и теперь. Проблемные убеждения могут мешать выйти из дома наружу.
Важно понимать, что если человек осознает наличие у себя таких вредных и неконструктивных установок – это уже наполовину решает проблему. Когда мы понимаем, что есть детские запреты, и хотим от них избавиться, то это уже не запреты, а повод обратиться к психологу. И решетки на окнах часто демонстрируют именно неосознаваемые негативные убеждения и социальные запреты, которые человек может и не признавать.
Отсутствие решеток на окнах означает достаточно открытого к жизни человека (не обязательно к общению), для которого существует очень мало границ и запретов.
Если имеются жалюзи или шторы – это желание посмотреть на мир, самому, а не показать себя.
Узорчатые занавески – стремление привлечь внимание. Важно быть красивой и нравиться окружающим. В целом украшательство и много деталей означает желание привлечь к себе внимание, продемонстрировать себя.
Затемненные окна означают эмоциональное оскуднение, этап усталости.
3. Крыша.
Крыша – это символ нашей головы, ума и разума.
Любые украшения на крыше – это потребность продемонстрировать интеллектуальные способности.
Чем больше заштрихована, проработана крыша – тем более выражена тревога относительно своих интеллектуальных способностей.
Если имеется окно в плоскости крыши и в него можно заглянуть – это означает переживания человека. Ощущение, что за человеком наблюдают. Он чувствует, что его мысли ему не принадлежат, а как бы вложены ему в голову. Возможно, в детстве человек был как под микроскопом, у него не было личного пространства, и ему все время что-то навязывали. И сейчас он чувствует, что проживает не свою жизнь.
4. Труба.
Труба может быть, а может не быть.
Причем мужчины, как правило, обязательно рисуют трубу, т.к. это фаллическая символика и означает их принадлежность к сильному полу.
Дым из трубы символизирует эмоциональность, выход каких-то чувств.
Если труба есть, а дыма нет – присутствует самоконтроль, человек живет чужими идеями, мыслями, не своей жизнью.
Если нет трубы – возможно, проблемы сексуальной сферы для человека не значимы.
Дымка нет – все под контролем.
Если дыма очень много – это демонстрирует эмоциональность и возможно агрессивность, вспыльчивость.
Труба в целом не только про сексуальные переживания, но и про то, насколько мы умеем выплескивать свои эмоции, выпустить пар, либо держим эмоции при себе, присутствует самоконтроль, сдержанность.
Если дым адекватный (не слишком густой) – человек умеет выпускать эмоции.
Если имеются антенны на окнах или крыше – значит присутствует высокая потребность в информации и знаниях.
Пример: Окно на крыше, дом с закрытыми ставнями. Интерпретация: Человек сам хочет наблюдать за миром, только когда захочет. Откроет свой мир не каждому.
5. Чердак – означает рассудок.
Когда на рисунке много хлама, вещей, деталей, зимний сад – можно делать вывод, что у испытуемого не очень хорошо с психикой. Не управляемый ум. Либо имеются навязчивые мысли, но их вытесняют, в том числе неотложными делами. Это повод задуматься, своей ли жизнью ты живешь, возможно, есть сильные нереализованные желания.
6. Прочие элементы – забор, дорога, животные, деревья.
Если дорога идет мимо дома – призыв «проходите мимо, я вас внутрь не пущу», т.е. это низкая заинтересованность в социальных контактах.
Если есть забор – то человек живет в своем внутреннем мире, переживает из-за социальных контактов, предпочитает не выходить в социум.
Если 2 дорожки – значит есть разные притоки друзей, непересекающиеся компании.
На примере моего рисунка: «сначала попади ко мне во двор, а потом я решу, пускать ли тебя во внутренний мир».
Дом с высоким фундаментом, укрепленным – крепость. Если дом в целом выглядит как крепость, значит, с одной стороны, ему есть что скрывать, а с другой – он готов дать серьезный отпор тем, кто покусится на его внутренний мир.
Еще пример: Если дверь находится на главном фасаде, она большая и на низком крыльце, но к двери ведет сильно заштрихованная дорожка, это означает следующее:
Интерпретация: Кто-то испортил жизнь, сделал так, чтобы вера к людям и миру потерялась. Изначально все было хорошо. Человек закрыт по внешней причине. Присутствует одиночество. Человек хочет общения, но не может. И это не черта характера, а приобретенное свойство личности.
Если балкон полон решеток – это не просто наблюдение за жизнью. Имеется сфера в душе, в которой куча запретов и которую закрыли на замок. Там травмы, проблемы, установки и т.п.
Животное – символ хранителя или страха. Или это просто может быть желание завести животное.
Если вокруг дома есть и другие дома – это характеризует стремление примкнуть к коллективу.
Одиночный дом означает стремление дистанцироваться от общества.
Ответы на вопросы
Из рисунка этих элементов не видно, но они также имеют значение.
1. Количество комнат говорит об уровне самооценки и притязаний.
В среднем если комнат до 5 – это норма. Если комнат больше – у человека возможны проблемы с реальностью: хочется объять необъятное, побывать во всех местах, человек не сопоставляет свои мечты с реальностью.
Много комнат может означать завышенную самооценку в смысле того, что человек много от себя требует. Присутствует перфекционизм, потребность быть самым лучшим.
Одна комната – заниженная самооценка.
Если человек не знает, сколько комнат – это означает боязнь представить свои цели; не чувствует, чего может достичь.
2. Где в доме находится самое уютное место?
Хорошо, если оно где-то возле камина, в гостиной – там, где собираются люди.
Если на кухне – значит человек чувствует себя хозяином в доме.
Терраса – это граница дома и внешнего мира. Означает, что дома не комфортно, человек пытается расширить зону своего влияния, стремится раздвинуть границы.
Если уютное место на втором этаже, в мансарде или отдельной комнате – человек любит побыть собой наедине, имеется потребность уединиться, отдохнуть, заняться хобби.
Коридор и прихожая не должны быть уютным местом.
Если это кресло-качалка – потребность расслабиться и отдохнуть.
Если гостиная, наоборот, является неуютным местом, значит человек не любит быть на людях.
3. Где в доме находится неуютное место?
Традиционно это коридор, место перед дверью, где чужие люди и беспорядок. Это норма.
Кухню не любят те, кто на диете, или не любят готовить и убирать за всеми.
Если на чердаке неуютно – значит неуютно быть с самим собой. А возможно, там поселились детские страхи, которые мешают жить.
Когда спальня неуютная – это часто означает разборки в семье или личной жизни.
Подвалы и погреб в целом характеризуют сексуальную сферу и подсознание.
Наличие подвала еще могут означать проблемы в роду. Либо когда женщину воспитывают в нелюбви к себе, имеются проблемы с удовольствием, в восприятии себя. Человек не может чувствовать себя счастливым, он все время в каких-то рамках.
Кладовка также связана с подсознанием, ранним детством.
Ну и в целом — если ощущения и общее впечатление от дома хорошие – значит все в порядке. Если есть сомнения – ищите проблемы.
А вот еще одна интерпретация проективного теста «Дом»:
Конечно, оценка проективных тестов очень субъективна, но в целом она позволяет получить общее впечатление об объекте.
А вы умеете рисовать? И как бы выглядел ваш дом?😊
Возможно, вам будут интересны и другие проективные тесты:
Тест Автопортрет
Точно нет: 3 причины, почему не стоит покупать комнату в коммуналке
Несмотря на программы по расселению, в коммуналках до сих пор живет около 2,8 миллиона россиян.
Пьянки, воровство и загадочные запахи из-за двери — собрали истории читателей Т—Ж о жизни в коммуналке для тех, кто подумывает купить комнату, чтобы ощутить романтику советского быта.
Я прожила в коммуналке 40 лет, 20 из которых мы без толку простояли в очереди на квартиру. У нас было 3 комнаты и 2 собственника, но в один момент прежние соседи съехали и к нам въехала семья алкоголиков. Были и пьянки, и воровство, и сын, вышедший из тюрьмы, и чуть не сгорели из-за них. Благо повезло купить свое жилье по субсидии.
Хороший ремонт для меня намного важнее, чем близость исторического центра. Да, я живу в спальном районе и добираюсь до метро 15 минут на транспорте. Но это моя собственная квартира, мой туалет и моя кухня, и я не увижу чужих людей, когда выйду из комнаты. Мой дом — моя крепость.
Я жила в коммуналке, и это очень тяжело. Это раньше люди помогали друг другу и жили дружно в таких условиях. А сейчас все как с цепи сорвались: не уважают друг друга, не соблюдают личные границы, не понимают, где они находятся. Новые жильцы постоянно брали посуду, пропадали вилки и ложки. Как-то раз вообще взяли и помыли моим банным полотенцем пол в своей комнате.
Проблемы с водой и электричеством: постоянно приходится напоминать, что у нас тут не бездонная скважина и из крана фактически вытекают деньги. Кроме того, сложно привести гостей и завести животных.
В общем, купила бы комнату в коммуналке только в ситуации, когда срочно нужно жилье, а денег на квартиру совсем нет. Но все же лучше ипотека в Подмосковье, чем комната в Бирюлеве.
Мои друзья жили в трехкомнатной коммунальной квартире с тремя собственниками на Васильевском острове. Вложились в ремонт, но прожили от силы полгода.
Пока они были пару дней в отъезде, за стенкой умерла бабушка. Пришлось ждать неделю, пока полиция вскроет комнату. В итоге запах пошел такой, что они моментально съехали к родителям.
Новый сосед заселил трудовых мигрантов, чем вынудил друзей продать комнату по крайне невыгодной цене. Денег хватило на первый взнос по ипотеке на маленькую однушку на стадии котлована в Кировске Ленинградской области.
Эдгар, читал как книгу) котоламповая история прямо!
Психологический тест «Дом»
Инструкция к рисуночному тесту «Дом»
Нарисуйте, пожалуйста, дом (это не должен быть многоквартирный дом, не должен быть конкретный дом, принадлежащий Вам или Вашим знакомым).
Материал для тестирования необходим лист бумаги размера А4, а также карандаш. Лист бумаги должен быть белый, не глянцевый, безо всяких линеек или клеточек. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой или фломастерами рисовать нельзя.
Когда мы рассматриваем окна, у нас ассоциации с глазами. Если мы вспомним детские рисунки, у маленьких детей домики антропоморфные (крыша как волосы, окна как глазки и тп). По Фрейду, если мы во сне видим, что мы ищем какой то дом или ходим внутри какого-то здания, это интерпретируется как то, что мы ищем себя или что-то внутри себя. У него однозначно отождествление человека и дома.
Дверь может быть непропорционально маленькой или так нарисована, что невозможно в нее войти.
Рисуночные тесты, так как они проективные, могут быть более глубинными
Если дорога ведет мимо дома, это низкая заинтересованность, чтобы к тебе пришли. Вообще дорога это социальная желательность. Нужно показать, что человек коммуникабельный.
Когда высокие окна и высокий фундамент и высокое крыльцо, возникает ощущение некоей крепости.
Антенны на крыше и огромные окна говорит о высокой потребности в информации и в знаниях.
Бывают дома, которые производят впечатление неживых, эмоционально выхолощенных, обедненных.
Если у дома не сводятся концы с концами и туманное и недостаточно простроенное изображение, это будет говорить о его нечеткости образа собственного «Я».
Бывают окна, которые тоже в решетках. И здесь возникает другая интерпретация дома, скорее соотнесение с родительским домом, в котором вырос наш испытуемый. Потому что если он рос как в тюрьме, он нарисует окна как переплеты, но похожи на решетки. И с внутренней свободой у него и будут проблемы.
Наоборот, у людей шизоидов, склонных к мечтательности будет самым приятным местом. Потому что это выше уровня быта, это возможность подняться над бытом. И многие подростки, которые в этом смысле похожи на шизоидов, также выбирают чердак.
Также как крыша это голова, то погреб или подвал это сексуальная сфера. Зачастую говорят, например, мужчины, что это неприятное место, потому что там одна техника (нет чувств, нет отношений, а только техника). Может быть в подростковом возрасте. Это довольно неприятный момент, потому что в подростковом возрасте происходит соединение эмоционального и сексуального компонентов.
Если говорят, что нет неприятных мест это вытеснение проблем. И надо, чтобы он сказал, какое место наименее приятное.
Для того, чтобы доверять тому, что, например, если большие уши, то зависимость от мнения окружающих, а если дупло в дереве, то психотравма, надо быть в теме. Большинство склонны обесценивать сказанное.
Рассмотрим места уютные, неуютные
Когда чердак трактуется как неуютное место, могут быть варианты:
Почему чердак может быть неприятным местом? Потому что там водятся неприятные крысы, как сказал один испытуемый. И тогда там очень много страхов (водятся привидения и летучие мыши).
Зачастую говорят, например, мужчины, что это неприятное место, потому что там одна техника (нет чувств, нет отношений, а только техника). Может быть в подростковом возрасте. Это довольно неприятный момент, потому что в подростковом возрасте происходит соединение эмоционального и сексуального компонентов.
500 лет московской недвижимости
Москва при первых Романовых
Как цари новой династии пытались сделать из средневекового города европейскую столицу
Где Москва начиналась и заканчивалась
К тому времени, как начал царствовать Михаил Фёдорович Романов, Москва уже стала крупным мегаполисом. Путешественники сравнивают столицу с Парижем, Лондоном и Константинополем. Москва кажется им больше, чем она есть, из-за внушительных расстояний и хаотично построенных зданий. Единого плана застройки нет, и большую часть городского пространства занимают сады, огороды и пустыри. Москва внешне напоминает деревню.
«…при большинстве домов находятся обширные пустыри и дворы, к очень многим домам примыкают ещё и огороды, плодовитые сады, да, кроме того, разделяют их друг от друга довольно обширные луга, вперемежку с ними бесчисленные, можно сказать, церкви и часовни; следовательно, в ней нет такого множества народа, как полагали некоторые, обманувшись её обширностью с виду».
Население Москвы составлял в основном посадский люд — ремесленники и торговцы. Их дворы делили город на слободы, которых к XVII веку было около 140. У каждой слободы была своя специализация: в одной жили кузнецы, в другой — кожевенники, в третьей — гончары, в четвёртой — каменщики.
Как и другие средневековые города Европы того времени, Москва застраивалась по радиально-кольцевому принципу. В центре размещался Кремль — княжеский дворец с церквями, окружённый рвом и стеной. Торговые и ремесленные слободы теснились вокруг Кремля и связывались сеткой улиц. Улицы прерывали укрепления, которые окольцовывали город от центра к окраинам — чем дальше от Кремля, тем шире. Вдоль защитных стен устраивались круговые улочки.
Москва состояла из четырёх колец: Кремля, Китай-города, Белого и Земляного городов. У такой планировки в Средние века были свои преимущества: если неприятель возьмёт Земляной город или пожар уничтожит все деревянные дома, их остановит следующая линия каменных стен. Но чем дальше мы уходим от Средних веков, тем меньше смысла строить город кольцом. Крепостные стены теряют значение, а поддерживать их дорого.
В XVII веке Кремль утрачивает оборонительное значение и превращается в парадную царскую резиденцию.
Как выглядела Москва: дома, палаты и церкви
Основа города в XVII веке — деревянная, и эта особенность сохранится за Москвой до XIX века. Но постепенно строится всё больше каменных церквей и палат. Они теснятся на территории Китай-города и Белого города — зажиточных торговых районов Москвы.
Типовой жилой дом в XVII веке — деревянный, с одним или двумя этажами. При строительстве домов в ремесленных слободах использовалась одинаковая технология. Плотники соединяли брёвна-венцы в сруб, перекрывали его крышей из тёса и прорубали небольшие световые оконца. Производство стекла в XVII веке ещё не наладили, поэтому оконные проёмы закрывали слюдой или промасленным холстом.
Готовый сруб с окнами и крышей назывался клетью. Клеть ставилась на землю или другой сруб — подклет. Подклет использовался для хранения продуктов и скарба. Жилое помещение — горница — располагалось наверху. Если дом становился тесен, к нему пристраивали новую клеть. По такому принципу строились не только жилые дома, но и деревянные княжеские дворцы.
Каменные палаты бояр и купцов можно пересчитать по пальцам. Благодаря прочному материалу некоторые сохранились до наших дней: палаты бояр Романовых и старого английского двора в Зарядье, палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и Симеона Ушакова — в Ипатьевском переулке.
От домов ремесленников палаты купцов, бояр и князей отличал не только строительный материал, но и размеры и обстановка. Палаты строились в два или три этажа. Первый ярус, почти без окон, всё так же использовался под склад. На втором этаже устраивалась трапезная, библиотека и жилые помещения мужской половины дома. Третий этаж отводился женщинам. Там располагалась комната с большими окнами для занятий рукоделием — светлица — и, конечно, спальни.
Церкви были первыми и самыми высокими каменными зданиями Москвы. Их количество поражало ещё при въезде в город. Блестевшие на солнце купола выстраивались вдоль линии горизонта и возвышались над остальными зданиями.
«В Кремле и в городе очень много церквей, часовен и монастырей; внутри и вне городских стен их насчитывается более 2 000, так как теперь каждый из вельмож, имеющий некоторое имущество, велит себе построить особую часовню; большинство из них из камня. Каменные церкви все внутри с круглыми сводами».
В середине века вместо массивных храмов с толстыми стенами зодчие начинают строить нарядные церкви в стиле узорочья. Фасады украшают разноцветные изразцы, традиционные кокошники и пока непривычные элементы западноевропейской архитектуры, которые каменщики подглядели на гравюрах. Архитекторы меньше следуют строгим церковным канонам и больше экспериментируют.
Узорочье стало первым шагом к обмирщению архитектуры. В 80-х годах XVII века облик церквей снова меняется, и на смену узорочью приходит новый стиль — нарышкинский. Его используют в строительстве при царском дворе и в домах близких к двору вельмож. Название стиля связано с тем, что заказчиками самых ярких его памятников были бояре Нарышкины.
Композиция здания становится симметричной, все ярусы стремятся к центральной оси. Мастерство каменщиков растёт — теперь они думают не только об украшении, но и о целостном впечатлении от здания.
Столичные здания в нарышкинском стиле сменит петровское барокко, но это будет только в начале следующего века.
Как Москва жила: городские бедствия, быт и развлечения
XVII век — время восстаний, пожаров и эпидемий. Слободы горели не меньше 10 раз за столетие, постоянно случались заражения грязной водой из протоков Москвы-реки, а инфраструктура была развита недостаточно, чтобы предотвратить бедствия. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович начинают обустраивать город по европейскому образцу.
Инфраструктура
Первый водопровод в Кремле спроектировал англичанин Христофор Галовей в 1631–1633 годы. До этого момента Кремль снабжали водовозы и примитивный самотёчный водопровод. Теперь вода подаётся в нижний ярус Водовзводной башни самотёком, а водоподъёмная машина качает её в резервуар верхнего яруса башни. Оттуда вода поступает по трубам в сады и дворцы Кремля.
Первый каменный мост в Москве строили 40 лет и торжественно открыли в 1680-е годы. Его называли Всехсвятским, позже — Большим Каменным. Его деревянные предшественники были временными: их разбирали вместе с зимними заморозками и весенними паводками, а потом снова собирали. «Живые» мосты удивляли приезжих.
«Мост близ Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление, он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми верёвками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что он держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда убывает, опускается и мост».
Временные мосты легко собрать и разобрать при нападении неприятеля. Но необходимость защищать Кремль с воды постепенно сходит на нет. Зато царская резиденция украшается всё пышнее — как и нарядная Спасская башня с часами, каменный мост стал главной достопримечательностью города.
Комментарий ПИК
В XVII веке жители слобод страдали от пожаров из-за неудачной планировки улиц, материала домов и отсутствия инфраструктуры. Современные дома уже не делают из дерева и не ставят так близко друг к другу, но риск возникновения пожара всё равно остаётся.
Избегать пожаров помогает использование современных негорючих материалов в строительстве, а также планировочные решения. Например, низкая плотность застройки: дома выше, но размещаются дальше друг от друга, что мешает распространению огня в случае пожара. Вокруг домов часто встречаются размеченные площадки — места, где паркуется пожарная машина, чтобы спасатели могли снимать жителей с балконов.
Образование и городские развлечения
Жизнь москвичей не ограничивалась тяжёлым трудом и спасением от пожаров. Бойкая книжная торговля, высшее образование и городские гуляния тоже новшества XVII века.
Московский печатный двор восстановили после разорения поляками в 1620 году. Если раньше он обслуживал только государев двор, то в XVII веке появляются частные торговцы книгами и книжный ряд. Чтение к концу столетия становится доступным развлечением. В продаже у книготорговцев можно найти книги по военному делу, буквари и сборники поэзии.
При Печатном дворе открывается библиотека, в 1687 году — первое высшее учебное заведение. Славяно-греко-латинскую академию основали братья Лихуды, греческие православные монахи. Здесь жителей разных сословий на протяжении 12 лет обучали греческому языку, риторике, логике и грамматике.
Во время престольных праздников и официальных зрелищ москвичи XVII века прогуливались по новому каменному мосту, смотрели выступления скоморошьего и кукольного театров, покупали сласти на ярмарках и с любопытством наблюдали торжественные въезды иноземных послов.
Уже в следующем столетии Москву будет не узнать: на улицах появятся первые масляные фонари и городские усадьбы, а балы и салоны станут любимыми развлечениями горожан.
Перейти в XVIII век
Дворяне, купцы и мещане: как жили люди разных сословий в Москве XVIII века
Застройка Москвы шла неравномерно. Широкие мощёные камнем улицы переходили в деревянные мостовые. Жалкие лачуги кучно стояли вокруг дворцов и домов знати. Некоторые районы напоминали пустыри, в других теснились бедные дома, третьи впечатляли столичным блеском.
«Неправильная», «необычайная», «контрастная» — так описывали Москву иностранцы, которым удалось побывать здесь во времена Елизаветы и Екатерины II.
«Я был удивлён странным видом Смоленска, но несравненно более меня поразила неизмеримость и разнообразие Москвы. Это нечто настолько неправильное, своеобразное, необычайное, здесь всё так полно контрастов, что мне никогда не случалось видеть ничего подобного».
Дворяне
В Москве селились дворяне средней руки, поэтому особняки чаще строились в дереве. Они страдали от пожаров и вновь выстраивались по «красной линии» — она обозначала границы строительства на каждой улице. Дома самых богатых фамилий строили из камня знаменитые архитекторы. До наших дней сохранились именно эти здания. Самый впечатляющий пример дворянского жилья XVIII века — дом Пашкова, который, как предполагают, был построен по проекту архитектора Василия Баженова.
Купцы
Типичный купеческий дом был двухэтажным. Первый этаж мог быть каменным, второй — деревянным. Европейская практика, когда купцы селились над собственными лавками, ещё не стала популярной, потому что торговые ряды выносились в отдельные районы города. Ближе к концу века, при Екатерине II, в Москве появляется новый тип жилья — доходные дома. На верхних этажах доходных домов находились жилые комнаты купцов и квартиры под аренду, внизу — лавки и магазины. Одним из первых доходных домов такого типа в Москве был дом Хрящева на Ильинке.
Мещане
Как и жители ремесленных слобод в XVII веке, мещане селились в простых деревянных домах. Их быт менялся медленнее, чем у более богатых сословий. Дома дворян и купцов строились по последней моде, дома мещан — по привычке. Единственное изменение произошло во внутреннем устройстве дома: вместо общего для всей семьи помещения в домах теперь появляются отдельные комнаты.
Комментарий ПИК
В XVIII веке очень заметным было различие между домами знати и бедных горожан. В XX веке жильё стало доступным, но комфорт подразумевал лишь отдельную квартиру со всеми удобствами: об окружающей среде речи ещё не шло.
Сейчас популярна квартальная застройка. В отличие от точечного строительства, она подразумевает чёткое деление пространств вокруг домов на общественные — площади и улицы вокруг жилых домов, и приватные — дворы и скверы, доступ к которым с улицы ограничен. Теперь при покупке квартиры человек оценивает не только стоимость и расположение будущего дома, но и качество благоустройства территории.
Дворяне
Распорядок дня
Дворяне
Офицеры приходили в казармы к 6, чиновники — к 7–8 утра. К полудню заканчивались смотры и парады, а присутствия прерывались на обед.
Светский человек просыпался ближе к полудню. После завтрака следовала прогулка по парку или поездка в сопровождении скорохода — слуги, пешком сопровождавшего экипаж. Затем — обед, театр и бал, который продолжался до утра.
«Дворянин, который желает быть светским человеком, должен иметь датскую собаку, скорохода, много прислуги (дурно одетой) и француза‑учителя».
Купцы
Торговля в Москве начиналась рано, поэтому уже к 6 утра купец открывал свою лавку в Гостином дворе или на первом этаже жилого дома. На месте он пил чай, обильно обедал, общался с торговцами по соседству. Вечером посещал трактир или ярмарку, а уже в девятом часу погружался в сон.
Мещане
Ремесленники работали на дому, в жилых помещениях или внутреннем дворе. Участие в работе принимали все домашние, даже дети. Из-за появления мануфактур и организованного производства некоторым ремесленникам стало невыгодно работать на себя, и они становились наёмными рабочими: ткали, строили суда, ковали металлические изделия и заготавливали стекло. Крупнейшей мануфактурой Москвы был Суконный двор. Рабочий день там начинался в половине пятого утра, а продолжался 13,5 часа в весенние и летние месяцы и 11,5 часа в остальное время года.
Для дворян принятие пищи было искусством, для купцов — способом скоротать время, для мещан — вопросом выживания.
Дворяне
В богатых домах предпочитали европейскую кухню. Чай и кофе в XVIII веке перестали быть экзотикой, но стоили дорого. С начала века пришла мода на иностранных поваров — французов, реже англичан. Некоторые продукты выписывались из Европы, над чем иронизировал Гоголь в «Ревизоре», где Хлестакову к столу «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа».
Купцы
Купеческий стол был проще. Чай из самовара, который пили «до седьмого платка» (пока не прошибёт пот), каши пополам с салом, супы, пироги, редька и блюда из овощей — главное в питании не разнообразие, а обилие и сытность.
«Пузатые купцы, как и прежде, после чаепития упражнялись в своих торговых делах, в полдень ели редьку, хлебали деревянными или оловянными ложками щи, на которых плавало по вершку сала, и уписывали гречневую кашу пополам с маслом».
Мещане
В повседневном меню были картофельная похлёбка, щи из серой капусты, ржаные пироги и пареная репа. Кроме того, мещане могли себе позволить блюда из гороха, овощей с огорода и круп. Квас заменял им чай и кофе.
Городские развлечения
То, как житель Москвы развлекался, в первую очередь говорило о его социальном статусе. Праздничная жизнь в городе была на любой вкус: от театров, балов и музыкальных салонов до уличных ярмарок и кулачных боёв.
Дворяне
Жизнь московской знати была настолько праздной и неторопливой, что вызывала раздражение у Екатерины II:
«Москва — столица безделья, и её чрезмерная величина всегда будет главной причиной этого. Я поставила себе за правило, когда бываю там, никогда ни за кем не посылать; для одного визита проводят в карете целый день, и вот, следовательно, день потерян».
Днём дворяне гуляли по паркам или улицам в щегольских нарядах. Затем путь лежал к родственникам на чай. Семейные посиделки были не столько развлечением, сколько необходимостью: поддерживать родственные связи полагалось по светскому этикету.
После обеда, чтения и смены платья дворянин отправлялся в театр. В 1757 году открылась опера Локателли, позже — Петровский театр, в котором играли вольные и крепостные актёры. Около 10 часов вечера начинались балы, где можно было не только потанцевать, но и сыграть в карты, шарады или буриме.
Купцы
Шумные уличные ярмарки, кукольный театр, комедии и выступления скоморохов — такими были главные купеческие развлечения.
«За комедией выступал обыкновенно доморощенный трубадур с бандурой, с песнями и пляской. Дивные штуки выделывал он ногами, да и каждая косточка в нём говорила. А как подскочит под самый нос пригожей купчихи, поведёт плечом и обдаст её, как кипятком, молодецким спросом: „Аль не любишь?“ — так восторгу не было конца».
Вечера купцы проводили в трактирах или дома, а на городские праздники выбирались смотреть фейерверки. Но это только в XVIII веке: со следующего столетия зажиточные купцы будут стремиться подражать дворянству во всём.
Мещане
Походы по трактирам и ресторанам им были не по карману, но в уличных гуляниях участвовали все. Из зимних развлечений любили кулачные бои, один на один или стенка на стенку. Команды расходились по берегам замёрзшей Москвы-реки и бились посередине. Главные бои проходили на праздники: Николу Зимнего, рождественские святки, Крещение и Масленицу.
В XIX веке острее различия между городским и сельским населением, чем между мещанином и купцом. Купцы, мещане и ремесленники стали зваться «городскими обывателями». Но пропасть между повседневной жизнью дворянства и «среднего состояния людей» сохранялась и в следующем веке.
Дом и быт москвича в XIX веке
По каким правилам жили, что ели и как разговаривали в богатых и бедных семьях
Дворянский быт
Московские дворяне обмельчали после войны и пожара 1812 года. «Открытый стол» и хлебосольность прошлого века поддерживать могли немногие. Повально обнищавшие дворянские фамилии вели кочевой образ жизни и питались при богатых домах. Стало больше чиновников. Они причислялись к дворянскому сословию, но не имели большого состояния.
Где селились
Настоящие дворяне строили дома и городские усадьбы на Маросейке, Покровке и территории между Остоженкой и Арбатом. Чиновники селились поближе к купцам: в Замоскворечье, на Таганке, Сретенке и Девичьем поле. За Садовым кольцом строили дачи и загородные усадьбы с садом или парком.
Дом и обстановка
Дворянство среднего достатка строило дома из дерева. Зато большие, в 7–9 окон, с мезонинами и колоннами. Парк или сад с липовой аллеей, бузиной и сиренью был обязательным атрибутом барской жизни. Чем дальше от центра, тем обширнее был сад.
Во внутреннем убранстве дома погоня за модой сменилась постоянством. Купленная в начале века мебель в стиле ампир стояла в парадной части дома вместе с фарфоровыми безделушками и кабинетной бронзовой скульптурой. Тесные жилые помещения в антресолях и с обратной стороны дома обставляли абы как.
В отличие от утончённых обедов Петербурга, московские были сытными и обильными. В утренний чай добавляли сливки и запивали калачи с маслом. Второй завтрак готовили плотный, с яичницей, сырниками или биточками. Около трёх часов семья и частые гости собирались на обед из нескольких блюд на французский или русский манер. На полдник подкреплялись чаем с пирогами, а вечером доедали остатки обеда или готовили ещё несколько смен блюд, в зависимости от богатства дома.
Семейный уклад
В дворянском доме было много обитателей. Кроме близких родственников здесь находилось место для тёток, двоюродных, троюродных братьев, сестёр и племянников, а также малоимущих и гувернанток.
Дом, как и прежде, делился на мужскую и женскую половины. Кабинет, библиотека и курительная были мужскими комнатами, а будуар, диванная и девичья — женскими. Домашние и прислуга свободно перемещались между половинами, но принимали личных гостей строго на своей территории.
Детским комнатам отводилось место подальше от спален взрослых. Малыши жили в общих комнатах по несколько человек, подростковые детские делились на мужскую и женскую половины. Домашние уроки проводились в классной комнате, куда приходил приглашённый учитель. Он давал уроки светского этикета, музыки и иностранного языка.
Словарь дворянина
Купеческий быт
Купечество в Москве XIX века процветает. Появляются новые фамилии, которые по богатству не уступают дворянским. Морозовы, Рябушинские, Прохоровы возглавляют список богатейших предпринимателей Российской империи. Амбициозные купцы стремятся дотянуться до дворян по уровню жизни и образования и вкладывают свои капиталы в развитие искусства и наук. Другая часть тщательно оберегает свои обычаи и сторонится всего непривычного.
Где селились
Купеческими районами были Таганка, Пресня, Лефортово и Замоскворечье. Последний — из-за близости к китайгородскому торгу. Купцы-фабриканты предпочитали строить дома ближе к производству, поэтому выбирали окраины города.
Дом и обстановка
Пока дворяне беднели, купцы наживали состояния. Они строили простые, но добротные каменные дома или выкупали бывшие дворянские усадьбы и обставляли их на свой вкус. Дома обычно выходили в сад с огородом. Во внутреннем дворе хранились товары, которые купец поставлял в лавки.
Купеческий дом отличался от дворянского количеством икон и разношёрстным убранством: малиновые стены в гостиных, обилие картинок и безделушек вперемешку с дорогими предметами мебели. Единство стиля в обстановке дома соблюдали редкие, самые образованные семьи.
Припасы в купеческом доме заготавливали сами — погреба были заставлены соленьями до потолка. Накрывали стол не менее богато, чем дворяне, но блюда были русскими: пироги, каши. На купеческом столе не приживались сервизы, вся посуда была разномастная.
Купец не всегда возвращался домой к обеду, поэтому вся семья собиралась за столом вечером, около восьми часов. После плотного ужина с жирными блюдами все домашние долго пили чай вприкуску с сахаром или вареньем.
Семейный уклад
Семейная жизнь купцов в XIX веке начиналась с участия свахи. Приданое невесты тщательно пересчитывали. Брак заключали после смотрин: жених присматривался к купеческой дочке в публичном месте, а потом приходил с личным визитом и просил её руки. Купеческие жёны жили праздно и почти не занимались хозяйством — только принимали гостей или устраивали выезды. Детей отдавали на воспитание нянькам, а в образовании полагались на церковь. Даже в конце века только немногие купеческие дети обучались в гимназиях и университетах.
Словарь купца
Мещанский быт
В XIX веке мещане составляли основное население Москвы. Особенно много их стало после реформы 1861 года, когда крестьяне стали перебираться в города в поисках работы. К мещанскому сословию относились и учителя, и подёнщики, и все остальные наёмные работники.
Где селились
Фабричные рабочие и мастеровые селились за Садовым кольцом в съёмных квартирах и небольших домиках. Хамовники, Лефортово и Грузины закрепились за ними ещё в XVII веке. В московском «гетто» — Зарядье и тёмных закоулках Китай-города — селились сапожники, портные и другие мелкие ремесленники.
Дом и обстановка
Мещанское жильё было скромным: квартиры и деревянные дома в две-три комнаты. Стены украшали дешёвыми репродукциями, которые вырезали из газет и журналов. Самовар и настенные часы считались роскошью. Сад и огород держали по возможности, если хватало места. Мещанские районы на окраинах напоминали деревню, там не было фонарей и мощёных дорог.
Комментарий ПИК
Сегодня, чтобы создать новый район, в котором захотят жить люди, мало просто спроектировать дома — нужно создать пространство, комфортное для каждого. В проектах ПИК рядом с домами строятся школы, детские сады, поликлиники, места для парковки, детские площадки и спортивные зоны. На первых этажах открываются магазины, аптеки, пекарни и ателье, так что за необходимыми вещами не нужно далеко ездить. А чтобы новый район сразу казался уютным, во дворе высаживают взрослые деревья, а не саженцы.
Когда мещане не постились, они ели солонину и щи, обязательно с ржаным хлебом для сытости. Белый ситный хлеб и калачи считались за десерт. Мясные блюда готовили из субпродуктов, которые покупали в многочисленных лавках Зарядья. Пироги, ветчина, студень и блины были праздничными блюдами. Работники ели дома только завтрак и ужин, а обедали уличной едой, которой торговали лоточники.
Семейный уклад
Ранний подъём, ранний обед и ужин — мещанская жизнь определялась тяжёлым трудом. Глава семьи в шесть утра уходил на фабрику или службу, женщины работали на дому. Летние вечера проводили во дворах, на свежем воздухе — здесь собиралась не только семья, но и соседи.
Семейная иерархия соблюдалась строго, детей воспитывали тычками и подзатыльниками. Уже к 12 годам мальчики поступали в ученичество к мастеровым, а девочки — к швейкам, в ателье или шляпные мастерские.
Словарь мещанина
С XVII по XIX век Москва изменилась меньше, чем за первые десятилетия следующей — советской — эпохи. Совсем скоро деревянные дома заменят бараки, позже — хрущёвки. В доходных домах устроят коммунальные квартиры, а ради футуристических проектов авангардистов снесут половину исторических зданий.
Разная Москва XX века: гид по архитектурным течениям
Рационализм
Архитектор как режиссёр
«Пространство, а не камень — материал архитектуры».
Первые авангардистские архитектурные эксперименты начали рационалисты и конструктивисты. Архитекторы этих направлений работали одновременно и постоянно друг с другом спорили.
Рационализм появился на год или два раньше конструктивизма. В основе проектов рационалистов лежала идея о том, что архитектор может режиссировать эмоции человека через обыгрывание эффектов пространства. По мнению главного архитектора рационалистов Н. А. Ладовского, человек получает максимальное эстетическое удовольствие от простых форм: сферы, куба, цилиндра.
Архитекторы-рационалисты больше преподавали, чем строили. Многие их проекты сохранились только на бумаге.
Рационализм в Москве
Хавско-Шаболовский жилмассив, наземная часть южного вестибюля метро «Красные ворота».
Н. А. Ладовский, АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов).
Используют простые формы (куб, сфера, конус).
Здания состоят из повторяющихся геометрических форм.
Нет украшений, только контрастная покраска фасадов.
Конструктивизм
Архитектор как инженер
В отличие от рационалистов, которые в первую очередь думали об эстетике и природе восприятия, архитекторы-конструктивисты считали, что определять внешний вид здания должна функция. Честная, обнажённая конструкция, которая не скрывается за украшательством, — новый идеал красоты.
Конструктивизм был первым международным течением. В этом стиле строили похожие здания по всему миру, но проекты советских зодчих признавали самыми романтическими и передовыми. Ле Корбюзье, легендарный французский архитектор, писал в одном из писем С. Горному: «. Ваша молодёжь полна таланта, но поверьте, что она в десять раз более романтична, чем я».
Конструктивисты искали новые типы зданий, которые отвечают социальному заказу рабочего класса: дома-коммуны, фабрики-кухни, клубы, универмаги и заводы. Каждое здание проектировалось с учётом возможностей стандартизации и быстрого строительства.
Дом-коммуна представлял собой здание, построенное по принципу «машины для жилья». Архитекторы пробовали избавить жильцов от тягот быта — общие столовые, библиотеки, банно-прачечные комплексы почти не оставляли пространства для частной и семейной жизни. Зато в домах-коммунах предполагалось полное бытовое обслуживание, как в гостинице. Идеальный дом-коммуна не был предназначен для семей: здесь должны были формироваться новые коллективистские отношения. Из домов-коммун выросли совсем не такие удобные советские коммуналки, а об окончательном провале идей коллективного проживания заявил Хрущёв.
Фабрики-кухни были похожи на заводы по производству дешёвого питания. Здесь совмещался комбинат, где в промышленном масштабе готовили еду сотни сотрудников, и общественная столовая. Фабрика-кухня должна была изменить общественные отношения. Вместо «мещанских» обедов, когда за одним столом собиралась вся семья, фабрика-кухня предлагала совместное принятие пищи сотнями людей и освобождала женщин от бытовых хлопот. Постепенно стало понятно, что бесплатное питание в таких масштабах — слишком накладно, и фабрики-кухни остались только при промышленных предприятиях.
Дома-коммуны и фабрики-кухни почти не строились после 1930-х годов и стали символом утопических проектов раннего коммунизма.
Конструктивизм в Москве
Культурный центр ЗИЛ, дом Наркомфина, клуб «Пролетарий» завода «Компрессор».