психологическая комната в школе
Комната психологической разгрузки: что это, для чего нужна, где применяется
Напряженная жизнь школьников, низкая двигательная активность подростков – всё это приводит к дисбалансу их интеллектуального и эмоционального развития. Регулярное переутомление и плохая устойчивость организма к негативным факторам нередко становятся причинами психосоматических расстройств: ухудшения работоспособности, нарушения сна, потери аппетита и т.д.
В связи с этим наиболее остро встает вопрос использования интерактивных методов работы в школах и ДОУ с целью стабилизации психоэмоционального состояния детей, особенно социально запущенных подростков с деформированной системой нравственных ценностей. Особую роль в этом отношении играют занятия в сенсорной комнате с применением инновационных устройств.
Что такое сенсорная комната
Сенсорная комната — это специальное помещение, где ребенок в комфортной и безопасной среде самостоятельно или в сопровождении специалиста изучает окружающие объекты. Мультисенсорное оборудование эффективно выполняет сразу две задачи:
Воздействие может осуществляться на следующие органы чувств: слух, обоняние, зрение, осязание. Выполняться оно может как целенаправленно на какую-то одну область, так и комплексно на все участки. Интерактивные игры в сенсорной комнате позволяют подростку прийти в состояние полной релаксации и ощутить идеальную атмосферу для раскрепощенности и свободы.
Современное оборудование для объектов психологической разгрузки
Сенсорное помещение специально оснащено современными инновационными устройствами, помогающими детям получить заряд положительной энергии и психологическую помощь. Можно выделить несколько ведущих систем, которые позволяют добиться нужного эффекта.
В настоящее время комната психологической разгрузки с инновационным набором оборудования становится ведущей составляющей программы дошкольных, школьных учреждений и в медицинских центрах. Применение интерактивных современных методов воздействия на нервную систему и чувства детей, обучающихся в школе и ДОУ, обеспечит полноценное психоэмоциональное развитие учеников.
Задачи комнаты психологической разгрузки в ДОУ и школах:
Практика подтвердила, регулярные занятия в сенсорной комнате активизируют процессы восприятия и познания у подростков. По мнению ученых, использование сенсорной комнаты в школе должно стать важной составляющей программы полноценного развития детей в нашем обществе.
Применение комнат психологической разгрузки
Сенсорная комната является важным составным элементом психотерапевтического воздействия и может применяться не только в детских учреждениях.
Сенсорная комната востребована:
Представители образовательных и медицинских учреждений отмечают следующее: процедура психологической разгрузки помогает снять мышечное напряжение, стабилизирует функции ЦНС, стимулирует сенсорные способности и особенно незаменима для всех образовательных учреждений.
Сенсорное оборудование от производителя ANRO tech проходит строгий контроль качества и имеет необходимые сертификаты. Производимое нами детское интерактивное оборудование не только сделано специально специально под потребности детей, но и имеет множество всероссийских наград. Одним из направлений производства является производство оборудования для сенсорных комнат психологической разгрузки в школе и ДОУ.
Выбирая оборудование для детских сенсорных комнат от АНРО, вы создаете лучшие условия для положительного развития детей — нашего будущего поколения!
Проект «Комната релаксации в школе»
Комната релаксации представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, может расслабиться и отдохнуть.
Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровьесберегающей образовательной среды, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности родителей, детей и педагогов, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Проект охватывает большую аудиторию: учащиеся школы, родители, педагоги, социальные партнеры.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Комната релаксации в школе»»
Проект Комната релаксации в МБОУ «Арктическая гимназия»
Авторы: Федорова А., Стручкова Т., ученицы 10 класса
Обучающиеся МБОУ «Арктическая гимназия» и педагоги
Федорова Алина, Стручкова Татьяна, обучающиеся 10 класса
Шагланова Ю.А., педагог-психолог Мухоплева Е.В., учитель русского языка и литературы
Комната релаксации представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, может расслабиться и отдохнуть.
Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровьесберегающей образовательной среды, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности родителей, детей и педагогов, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Проект охватывает большую аудиторию: учащиеся школы, родители, педагоги, социальные партнеры.
— создать собственную комнату силами администрации поселка совместно с педагогами, учащимися и родителями.
1)Изучить материальную базу.
Необходимое оборудование для комнаты; финансирование
2)Исследовать имеющиеся варианты
Комната психологической разгрузки в МБОУ «Арктическая гимназия»
3) Разработать свой вариант комнаты,
приемлемый для нашей школы.
Примерный план реализации проекта
Срок реализации(примерный): июнь 2019 – январь 2020
Наблюдение за психологическим состоянием детей и педагогов в различных видах деятельности
Разработка письменной информации для родителей и педагогов (анкеты, памятки, консультации)
Приобретение оборудования для комнаты релаксации
Приобретение дидактического материала для детей
Приобретение мебели для комнаты релаксации
Открытие комнаты релаксации
Проведение мастер-классов для детей и родителей
Свободное посещение комнаты релаксации
Проект «Комната психологической разгрузки»
Ф. И.О. руководителя проекта, контактная информация:
Калинина Светлана Ивановна – социальный педагог – психолог МАОУ «Саган – Нурская СОШ»
География проекта: МАОУ «Саган – Нурская СОШ»
Аннотация проекта «Комната психологической разгрузки» как метод оздоровления детей и взрослых»
Данный проект направлен на создание условий для сохранения и укрепления психологического, эмоционального здоровья и поддержку детей, подростков, молодежи. Реализация данного проекта послужит решению оздоровительных задач средствами психологического вмешательства с использованием методов и приемов снятия психоэмоционального напряжения и релаксации; развитие и коррекцию эмоциональной сферы.
Обоснование целесообразности реализации проекта:
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей, подростков, молодежи.
Увеличилось количество детей школьного возраста, которые не могут обучаться в школе по медицинским показаниям: проблема речи, ДЦП, аутизм, умственная отсталость, ЗПР и т.п. В МАОУ «Саган – Нурская СОШ» обучаются дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (не сформированы навыки общения, агрессивные, конфликтные, замкнутые, инфантильные и т. д.); с низким уровнем развития высших психических функций (ЗПР, ММД, СДВГ); с повышенной невротизацией: тики, энурез. Эти дети воспитываются зачастую в с семьях, у которых нет возможности выезжать за пределы поселка, района и как следствие, они обделены специализированной помощью – отсюда их страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Создание данной комнаты позволит решать психологические проблемы детей, подростков, молодежи, взрослых.
Цели и задачи проекта:
Цель: создание и оснащение комнаты психологической разгрузки
1. Оказать помощь и поддержку детям, имеющим проблемы в развитии и обучении:
2. Создать условия для сохранения и укрепления психологического здоровья работников школы.
3. Оздоравливать территорию работы МАОУ «Саган – Нурская СОШ», оказывать специфическую психологическую помощь детям, семьям, работникам школы.
Рабочий план – график реализации проекта
Оформление интерьера комнаты психологической разгрузки
Иванова Т.А. учитель ИЗО
Праздничное мероприятие открытия комнаты психологической разгрузки
Подготовка сценария, проведение
Дальнейшее использование оборудования, работа комнаты психологической разгрузки
Калинина С.И. педагог – психолог, педагоги школы, учащиеся, самореабилитация
Оборудование комнаты психологической разгрузки
Релаксация, коррекция состояния
кинестетической и тактильной чувствительности;
Коррекция тревожности и агрессивности.
Саморегуляции психического состояния, упражнения для релаксации, игры на снятие агрессии.
Снижение психоэмоционального напряжения.
Снижение двигательного тонуса.
Регуляция мышечного напряжения.
Создание положительного эмоционального состояния.
Набор компакт – дисков для релаксации
Создание психологического комфорта.
Музыкальное фоновое сопровождение занятия.
Ионизатор воздуха «Горный»
Снижение нервно-психического напряжения.
воздействие на обаняние
мимики и пантомимики;
умение выражать различные эмоциональные состояния.
Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.
Формирование уверенности в себе, позитивного настоя.
Снижение нервно-психического напряжения.
Воздействие на зрительную память, воображение
Ожидаемый результат реализации проекта:
Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся, имеющих проблемы психоэмоционального характера и взрослого населения п. Саган – Нур.
Развитие эмоциональной сферы детей, подростков, молодежи, коррекция поведения, создание предпосылок дальнейшей успешной социализации и адаптации в современных условиях.
Улучшение микроклиматов в классах, школе, семье, сообществе.
В результате профилактических, коррекционных, оздоровительных мероприятиях будут сглажены процессы адаптации детей на различных ступенях обучения.
Обучение родителей основам психологии и физиологии детей;
Отработка методик психологической разгрузки (сказкотерапия, музыкотерапия, арттерапия);
Улучшение психологического здоровья работников компании СУЭК.
Дальнейшее развитие проекта:
Проект рассчитан на долговременное использование. Виды и формы работы с детьми, родителями, педагогами, жителями поселка Саган – Нур, работниками компании СУЭК будут расширяться и совершенствоваться.
Все необходимые материалы и дополнительное оборудование для функционирования комнаты психологической разгрузки и сенсомоторной интеграции в дальнейшем будут совершенствоваться.
Приобретенное оборудование будет находиться в пользовании МАОУ «Саган – Нурская СОШ».
Мастер-класс «Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и педагогами»
Олеся Шакирьянова
Мастер-класс «Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и педагогами»
Задачи мастер-класса:
1. Теоретические основы по работе в сенсорной комнате.
2. Познакомить участников с интерактивной средой сенсорной комнаты;
3. Демонстрация занятия в сенсорной комнате.
Сенсорная комната.
Сенсорная комната— в литературе встречаются и другие названия: комната психологической разгрузки, комната релаксации, комната «Снузлин», мультисенсорная комната. Представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальном проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у здоровых и больных людей.
аудиальный и визуальный.
Сенсорная комната предназначена для: обучения на основе сенсорной стимуляции; психокоррекции; социальной адаптации. «Комната – доктор»способствуе: улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и агрессивности; снятию нервного возбуждения и тревожности; нормализации сна; ускорению восстановительных процессов после болезни.
Теоретические основы по работе с сенсорным оборудованием.
В образовательном учреждении сенсорная комната используетсяв следующих направлениях:
• Психопрофилактические занятия с детьми от 3-х лет и старше;
• Психолого-педагогические групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми;
• Индивидуальные занятия с детьми по уменьшению тревожного состояния;
• Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Основными целями и задачами занятий в сенсорной комнате являются:
1.Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
• Снятие психоэмоционального напряжения;
• Саморегуляция и самоконтроль;
• Умение управлять своим телом, дыханием;
• Умение передавать свои ощущения в речи;
• Умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
• Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
• Уверенность в себе.
2.Развитие коммуникативной сферы детей:
• Эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
• Формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
• Преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психическихпроцессов и моторики детей:
• Произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость
• Мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности;
• Развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Работа в сенсорной комнатеорганизуется в следующих формах:
• Использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
• Непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности;
• Релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.
Все занятия в сенсорной комнатеимеют следующую структуру:
• Ритуал начала занятия;
• Игры и упражнения на развитие психических процессов;
• Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматера-пия, мышечная релаксация);
• Рефлексия, подведение итогов;
• Ритуал окончания занятия.
Результатом посещения сенсорной комнаты являются:
• Умение взаимодействовать в группе;
• Сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих;
• Снижение агрессивности, тревожности;
• Приобретение навыков произвольной саморегуляции;
• Достижение состояния расслабления.
Основными показаниями для проведения работы в сенсорной комнате являются:
• Психически здоровые дети и взрослые, которым необходима психологическая поддержка;
• Дети, имеющие трудности в общении;
• Дети младшего возраста, испытывающие проблемы адаптации к детскому саду.
Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате:
• Ограниченно использовать интерактивное оборудование сенсорной комнаты с детьми или взрослыми с астеническими проявлениями (патологическая усталость после нормальной активности, резкое снижение работоспособности. Сопровождается вялостью, сонливостью, раздражительностью);
• Синдром гиперактивности (ограничение по времени);
• Умеренная и тяжелая умственная отсталость;
• Психоневрологические заболевания, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.
Оборудование для сенсорной комнатыусловно можно разделить на два функциональных блока:
Перечень оборудования сенсорной комнаты:
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. Безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.
Безопасный оптико-волоконный пучок водопад огромного числа тонких волокон, на концах которых то загораются, то гаснут «звездочки». Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.
Напольный фибероптический модуль «Волшебный фонтан» – Фиброоптические волокна как бы струятся с трубы, постоянно меняя свой цвет по всей длине и создавая эффект каскадирующего фонтана, который привлекает внимание, позволяет развивать координацию «глаз-рука», зрительный праксис и гнозис. Используется на занятиях по релаксации.
Светильник «Пламя»- Имитирует пламя костра. Используется для концентрации внимания при проведении тематических тренингов. Применяется как стимулятор визуальных ощущений.
Аромалампа «Эфа» и набор масел – Аппарат для проведения сеансов ароматерапии за счет ультразвукового распыления эфирных масел.
Линейный у/ф светильник Специальные у/ф материалы (стержни и пластилайт) светятся яркими, насыщенными цветами. Белые предметы, при его включении, светятся синеватым свечением
Все составляющие сенсорной комнаты, к ним относится световое и звуковое оборудование, мягкие модули и массажные материалы, приборы и специальные масла для ароматерапии, многофункциональные развивающие панели и дидактические игры, обеспечивают эффективное влияние на развитие и коррекцию психологического состояния детей и взрослых.
Сенсорная комната ускоряет процесс выздоровления, обучения и развития на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.
Сенсорная комната в детском саду может стать настоящим «помощником» для психолога, которому приходится периодически проводить беседы с детьми, оценивать их психоэмоциональное состояние.
Демонстрация тематического занятия в сенсорной комнате
Цель: Сформировать практические навыки снятия психологического напряжения в работе психолога ДОУ с педагогами в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты.
• Нормализация эмоционального состояния педагогов.
• Создание оптимальных условий для психофизиологической релаксации.
Необходимое время: 30-40 минут.
Материалы: Аудиозапись «Шум моря», листы бумаги и ручки.
Участникам мастер-класса предлагается пройти в сенсорную комнату и ознакомится с ее оборудованием. Поочередно рассказать о приборах и ответить на возникающие вопросы.
Ритуал начала занятия
Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).
Игра для установления контакта
Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку.При этом вы говорите простые слова: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего.Но в этой игре есть одно простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.
Друзья, теперь я предлагаю вам, удобнее расположится в мягких креслах и посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну. Закройте глаза и попытайтесь удержать увиденное в памяти. Теперь опишите свои ощущения от увиденного. После того, как каждый из присутствующих опишет свои ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что это живой фонтан и так же описать свои ощущения, эмоции которые появляются.
Процедура: звучит музыка, руководитель произносит текст спокойным тоном, напоминая участникам о том,что напряжение их покидает:
«Сядьте в удобное кресло. Руки свободно опущены. Кисти рук положены на бедра. Стопы стоят на полу. (Или можно лечь на спину на пол.) Закройте глаза.
Сделайте два-три глубоких вдоха, обращая внимание на то, как воздух наполняет легкие до самой диафрагмы.
Вытяните правую руку и сожмите кисть в кулак. Прочувствуйте напряжение в кулаке. Через 5-10 секунд концентрации на этом напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и прочувствуйте, как напряжение проходит, уступая место чувству расслабленности и комфорта.
Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Через 15-20 секунд снова сожмите правую руку в кулак, испытывайте чувство напряжения в руке в течение 5-10 секунд и опять разожмите кулак. Прочувствуйте тепло и расслабленность в руке.
Через 15-20 секунд повторите всю процедуру левой рукой. Старайтесь сосредоточиться только на тех группах мышц, которые вы напрягаете и расслабляете, и не напрягайте при этом остальные мышцы».
Используйте имеющееся у вас время на выполнение таких же циклов напряжения/расслабления со следующими группами мышц (указаны действия, необходимые для напряжения мышц):
руки – сгибайте их, чтобы напрягать бицепсы;
руки – разгибайте их, чтобы напрягать трицепсы;
плечи – поочередно горбите и распрямляйте их;
шея – наклоняйте голову вперед, пока подбородок не упрется в грудь;
рот – открывайте его как можно шире;
язык – надавливайте им на нёбо;
глаза – крепко их зажмуривайте;
лоб – поднимайте брови как можно выше;
спина – прогибайте ее, выпячивая грудь (будьте осторожны, если спина у вас не в порядке);
ягодицы – сокращайте ягодичные мышцы;
живот – втягивайте его к позвоночнику;
икры – прижимайте пальцы ног к верху обуви.
Добиваясь расслабления определенной группы мышц, каждый раз убеждайтесь в том, что оно полное. Заканчивая упражнение, сделайте два-три глубоких вздоха и прочувствуйте, как расслабленность расходится по всему телу – от рук до плеч и далее – к груди, туловищу, ногам.
Аутогенная тренировка «Маяк»
«Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком. Он стоит так прочно, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. У вас много энергии, вы в состоянии поддерживать постоянства вашего светлого луча. Этот луч скользит по океану, предупреждая мореплавателей о мелях.
Вы – символ безопасности для людей в море и на берегу. Ощутите внутренний источник света в себя – света, который никогда не может угаснуть».
Когда будете готовы открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1, на каждом счете чувствуя себя все более бодрым и свежим.
— Как вы себя чувствуете?
— Какое у вас настроение?
— Что понравилось, что не понравилось?
Упражнение «В лучах солнца»
Участники рисуют солнце, в середине солнца пишут своё имя, рисунок передаётся по кругу, и каждый участник пишет пожелание на лучике.
Сегодня я познакомила вас с сенсорной комнатой, с ее оборудованием, направлениями, целями, задачами работы. Формами и структурой занятий психолога в сенсорной комнате. Вы узнали, какие существуют показания и противопоказания по применению сенсорной комнаты в дошкольном учреждении.
Вы приняли участие в занятии по снятию психологического напряжения, таком, которое я использую в своей работе с педагогами детского сада «Березка» в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты.
Я считаю, сенсорная комната необходима в каждом учреждении нашего города, так как ее применение имеет высокую эффективность для психопрофилактической и развивающей работы с детьми и педагогами детских садов.
Материал подготовила: педагог-психолог