прыжок в пол оборота

Как пишется в пол оборота слитно или раздельно

Как правильно написать сложное слово » в пол оборота» или «вполоборота» то есть уже вопроса очевидно, что это тот самый случай, который у многих вызывает затруднение.

Как пишется вполоборота

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Однако, чтобы развеять все сомнения в написании, необходимо вспомнить основные правила написания сложных слов с частицей «пол-«:

Частица «пол-» может писаться слитно или раздельно.

Основное правило учит обращать внимание на части речи: итак, если речь идёт о наречиях, которые начинаются с «впол-» или «полу» будет их правописание слитно.

Например: повернуться вполоборота. Это наречие и отвечает на вопрос как? Поэтому в данном случае это сложное слово пишется слитно.

Она сидела на парте вполоборота и смотрела на нас
Взвод стоял вполоборота к главному дому в городе
Модельер стоял вполоборота к модели

А вот раздельно пишется данное слово в том случае, если после этого сложного слова следует определяемое существительное. Например: в пол оборота головы. Таким образом, имеется определяемое существительное. Следует отметить, что это определяемое существительное

Покажите себя в пол оборота головы
Станьте в пол оборота туловища
Упражнение сидя в пол оборота туловища

На тотальном диктанте «сидеть вполоборота» — был рекорд на количество ошибок, действительно не простой случай. Желание писать пол- оборота через дефис возникает через правило, что пол- со словами пишется через дефис если следующая гласная, но есть более сложные формы в которых стоит разобраться.

Источник

Как и за счет чего фигуристы прыгают (особенно 4 оборота)? Раскрываем секреты физики

От редакции: вы находитесь в блоге «Физика в помощь», который изучает фигурное катание с необычной – научной – точки зрения. Этот пост о физических свойствах прыжков – сложный, но познавательный – заслужил выноса на главную страницу Sports.ru. Поддержите автора комментариями, плюсами и подпиской на блог – чтобы не пропустить будущие записи.

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Этот текст о физике прыжка в фигурном катании. И немного – о вращениях.

При его подготовке использовано несколько статей по биомеханике и биологии

Разберемся, из чего состоит прыжок с точки зрения физики: какие силы действуют на каждом этапе, чего пытаются достичь фигуристы и какие перегрузки испытывают.

На самом деле каждый прыжок – прекрасная иллюстрация физики в действии: очень тонкий баланс между временем в воздухе и скоростью/количеством вращений.

Но для начала небольшой экскурс в определения, которые будем использовать дальше.

Некоторые объекты вращаются быстро и хорошо, а некоторые виляют и качаются. Почему так?

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

За это отвечает момент инерции I. Момент инерции — мера инертности тела во вращательном движении вокруг оси, подобно тому, как масса тела является мерой его инертности в поступательном движении (тяжелее заставить двигаться тяжелый объект). Характеризуется момент инерции распределением масс в теле (m и dm на рисунке одно и то же) вокруг оси вращения:

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Момент инерции зависит от массы и расстояния от этой массы до оси вращения. Соответственно, чем больше расстояние (или чем больше масса), тем больше момент инерции, и тем хуже тело вращается. Попробуйте вращаться на компьютерном кресле с широко расставленными руками и с руками, плотно прижатыми к груди. В первом случае вы быстро остановитесь, а во втором – может закружиться голова.

Следующее определение – момент импульса.

Момент импульса характеризует количество вращательного движения. Величина, зависящая от того, сколько массы вращается, как она распределена относительно оси вращения (то есть момент инерции I) и с какой скоростью происходит вращение (угловая скорость w). Грубо говоря, момент импульса показывает, сколько у вас есть энергии на вращение.

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Фундаментальный принцип физики, который используется в фигурном катании – это сохранение момента импульса телом без дополнительного воздействия извне.

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Проиллюстрировать это можно снова примером с крутящимся креслом. Сядьте на кресло, начните крутиться, потом резко расставьте руки в стороны (вы замедлитесь), а если прижмете руки к груди – ускоритесь. Момент импульса (энергия), который вы приобрели, когда начали крутиться, остается постоянным (конечно, если не учитывать трение), а вот меняется момент инерции (расставленные руки увеличивает его) и угловая скорость (как только увеличивается момент инерции – уменьшается скорость, как только уменьшается момент инерции – увеличивается скорость).

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Это видно и во вращении фигуристов.

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Кроме угловой есть еще и вертикальная скорость, которая помогает понять, как высоко фигурист прыгнет.

Важна также поступательная (обычная) скорость фигуриста перед прыжком. И трение, которое позволяет делать фигуристу две вещи: отталкиваться ото льда сильнее с помощью бороздки между внутренним и внешним ребром, а также гасить вращение при приземлении.

А теперь к самим прыжкам.

Тренер Алексей Мишин писал в учебнике:

Можно прыжок разделить на периоды и фазы:

1) Период разбега. Он включает фазу приобретения скорости и фазу подготовки к волчку;

2) Период толчка. В него входит фаза амортизации и фаза активного отталкивания;

3) Период полета. Он состоит из фазы группировки и фазы разгруппировки;

4) Период приземления. В него входит фаза амортизации и фаза выезда.

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Позволю себе немного другое разделение для удобства описания физических сил, действующих на тело. Итак, прыжок состоит из 4 важных частей, во время которых действуют разные силы:

3) вращение в прыжке (spin),

4) приземление (landing).

Полет и вращение происходят одновременно, но для ясности их разделим.

Отрыв

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Во время отрыва задача фигуриста – набрать (увеличить) момент импульса: тот самый вращательный, который помогает крутиться фигуристу, и, по сути, может рассматриваться как потенциал вращения. Это происходит главным образом за счет толчка и начала вращения пока фигурист еще на льду (тот самый преротейшен).

Также часть поступательной скорости разгона фигуриста перед прыжком переходит в вертикальную скорость.

Много факторов влияет на количество момента импульса: начальная позиция, как эта позиция меняется во время отрыва, сила, которую спортсмены создают, отталкиваясь ото льда, давя на лед вниз и немного вбок, потому что надо начинать вращаться.

Полет

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Средняя высота прыжка для женщин 38 см, для мужчин 48 см (данные для тройных прыжков американских фигуристов).

Способность прыгать высоко приходит с неким компромиссом: чтобы увеличить высоту, фигуристу нужно увеличить силу отталкивания. Сила отталкивания приходит с увеличением мышечной массы, но как только увеличивается масса, замедляются вращения. После многочисленных измерений в лаборатории было доказано, что потери на моменте инерции могут быль значительно больше, чем при увеличении силы, с которой прыгают фигуристы, и соответственно высоты.

Вращение

Как только фигурист оказывается в воздухе, он уже не может изменить момент импульса, который создал, отрываясь ото льда. Но может изменить момент инерции. Большой момент инерции, когда фигурист распрямляет руки, замедляет скорость вращений. А маленький момент инерции, когда фигурист складывает руки близко к телу, приведет к ускорению вращения. Поэтому фигуристам так важно тренировать специфические мышцы, который позволяют резко прижать руки к груди.

Поступательная скорость (как быстро фигурист двигался до прыжка), момент импульса и вертикальная скорость позволяют фигуристу достичь его цели – закончить обороты в воздухе. Время в воздухе где-то 0,5 – 0,7 секунды. Для сравнения – сноубордисты и лыжники имеют в своем распоряжении где-то 3 секунды, и это позволяет маневрировать намного больше.

Приземление

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Точные значения сил, которые действуют на фигуриста неизвестны, но приблизительные оценки показывают, что спортсмены воздействуют на лед с силой в 5-8 раз превышающей их вес (зависит от прыжка, количества оборотов и т.д.). Если фигуристка весит 40 кг, то она приземляется, ее вес 200-320 кг!

Фигуристам нужно остановиться очень быстро. Профессор Дебора сравнивает это с резкой остановкой на скорости 90 км/ч. Почему же они обречены останавливаться так резко?

Во-первых, лезвие и ботинок очень твердые – у спортсменов нет абсолютно никакого маневра для стопы и лодыжки, чтобы рассеять энергию в течение какого-то времени или с помощью каких-то движений (в отличие от волейболистов, например, которые приземляются сгибая колени, лодыжки и бедра).

Во-вторых, лед покрывает твёрдый бетонный пол, который тоже не позволяет рассеять энергию (в отличие, например, от прыжков на кровати, когда матрас начинает колебаться, если вам вдруг захотелось попрыгать).

Перегрузки, которые получают фигуристы, при этом довольно большие. В США уже думают над изобретением особых коньков, которые позволяли бы во время приземления бОльшую подвижность стопы и брали бы на себя задачу по рассеиванию энергии.

Теперь мы знаем, что есть три главных компонента прыжка: как много вращательного импульса фигурист наберет при отрыве со льда, насколько маленьким будет момент инерции при вращении и как много времени фигурист проведет в воздухе ( высота).

Именно эти значения интересуют исследователей.

Профессор прикладной физиологии Джеймс Ричардс из университета Делавэр консультирует олимпийскую сборную США в технике прыжков. Его лаборатория обнаружила интересную вещь: большинство спортсменов покидает лед при прыжке с достаточным моментом импульса, но не заканчивает прыжок, потому что не развивает достаточную скорость вращения.

Профессор был удивлен, как незначительное изменение в позиции рук спортсмена может менять результат. Для лучшего объяснения и репрезентации своих выводов группой была разработана программа. Обрабатывая высокоскоростные видео, они строили аватар фигуриста в этой программе, а потом моделировали прыжок с небольшими изменениями.

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

У серебряный фигурки руки скрещены чуть плотнее – уменьшен момент инерции. И это позволяет приземлить четверной сальхов в отличии от золотой фигурки

Профессор установил, что быстрые вращения для фигуристов сложны ментально, а не физически. В мозге каждого фигуриста существует граница предельной скорости, при которой он вращается, не теряя контроля. Могут потребоваться недели и месяцы, чтобы преодолеть это и научиться вращаться быстрее, чем позволяет мозг.

Большинство фигуристов проводят в воздухе похожее количество времени независимо от прыжка. Момент вращательного импульса немного выше для четверных, чем для тройных, а наибольшее различие между тройными и четверными достигается в моменте инерции.

Приблизительные измерения с помощью датчиков приведены ниже в виде графиков.

Angular (rotational) velocity – угловая (вращательная) скорость, vertical position – высота. Тренды ясные: квад (синяя линяя) прыгается выше с гораздо более высокой скоростью вращения, чем тройной (красная линия)

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Это пример измерений для каскада.

Можно заметить, что большое количество времени фигурист тратит на достижение максимальной скорости вращения (кривая медленно ползет вверх). Дебора считает, что, научившись быстрее менять положение рук при прыжке, фигурист сможет ускорить крутку. Это требует упражнений на верхнюю часть тела, на специфические мышцы рук и грудной клетки, что не совсем типично для тренировок в фигурном катании.

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Подобные измерения позволили Деборе получить следующую статистику изменения высоты (height), момента инерции (I) и момента импульса (L) от одинарных (S) до тройных (T) и от тройных до четверных (Q) прыжков.

Положение тела (момент инерции) изменяется на 400% при переходе от одинарного акселя к тройному. То есть спортсмены группируются в 4 раза плотнее (Increase – увеличивается, decrease – уменьшается).

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Увидим ли мы пятерной?

Интересно, что оба профессора верят в пятерные.

Джеймс настроен более скептически, говоря, что достигнут предел четверных. Но в лаборатории им удался эксперимент, который показал возможность пятерного: если дать фигуристам в руки маленькие веса, то масса будет распределяться более неравномерно, а, значит, момент инерции I будет меняться сильнее:

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Как видно из формулы сохранения момента импульса, если I1 сильно больше I2, то w2 будет сильно больше w1.

Таким образом, когда спортсмены сначала расставляли руки с небольшим весом до прыжка, а потом подносили их близко к телу, то за счет сильного изменения момента инерции вращались быстрее. Теоретически, достаточно быстро, чтобы при той же высоте исполнить пятерной.

Расчеты ниже были сделаны в лаборатории Деборы на примере Брайана Жубера.

Чтобы сделать квинт (так же будет называться пятерной?), нужно добавить к четверному еще 360 градусов. Первый столбец показывает действие фигуриста: Height only – изменение высоты, I Only – изменение позиции тела (то есть тот самый момент инерции), H only – момент импульса, полученный при отталкивании и вращении на льду.

Из таблицы видно, что увеличение высоты на 20% даст дополнительные 140 градусов вращения, а группировка на 10% плотнее – 110 градусов.

прыжок в пол оборота. Смотреть фото прыжок в пол оборота. Смотреть картинку прыжок в пол оборота. Картинка про прыжок в пол оборота. Фото прыжок в пол оборота

Возможно, утяжелители в руках – нарушение правила, но ведь костюмы с декоративными перчатками никто не запрещал?

P.S. Американская ассоциация фигурного катания спонсировала исследования по созданию устройства для помощи фигуристам и тренерам, по сути такой FitBit. Этот девайс надевается на талию и содержит измеритель скорости до и после прыжка, гироскоп для трекинга скорости вращений и магнетометр для установления высоты и направления.

Об устройстве и результатах будет следующий пост.

Источник

От акселя до флипа: история прыжков в фигурном катании

Фигурное катание на заре своего существования относилось к прыжкам совсем не с таким пиететом, как в наше время. Пионеры этого вида спорта считали, что его основу должны составлять вращения, спирали, различные связующие элементы, а также умение выписывать красивые фигуры на льду. Прыжки в XIX веке считались простым ребячеством и допускались только для того, чтобы избежать какого-то препятствия вроде ветки или трещины. Женщинам прыжки были противопоказаны, так как они выступали в длинных юбках, в которых прыгать было просто невозможно.

Со временем значимость элемента всё-таки возросла. Спортсмены пускались в эксперименты с ними и повышали таким образом зрелищность фигурного катания. Всё чаще при исполнении программ делалась ставка на физическую силу, выразить которую можно было именно через прыжки. Значительную роль в их продвижении сыграла трёхкратная олимпийская чемпионка Соня Хени, которая одной из первых стала выступать в короткой юбке и смогла демонстрировать элементы, на которые соперницы были не способны. С годами прыжки вышли на первый план и стали основой фигурного катания, а в наше время именно их чистое исполнение приносит больше всего баллов на соревнованиях.

Развитие прыжков потребовало их строгой классификации, которая сформировалась в начале XX века. Международный союз конькобежцев признаёт шесть видов прыжков: зубцовые — тулуп, флип и лутц, рёберные — риттбергер, аксель и сальхов. Особняком стоит ойлер, который является связующим прыжком в каскадах и до недавнего времени не имел собственного обозначения в протоколах.

Аксель

Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 1,1 (одинарный) — 3,3 (двойной) — 8,0 (тройной) — 12,5 (четверной).

Самым сложным прыжком в фигурном катании считается аксель. Он единственный исполняется при движении вперёд, и поэтому его легко отличить от всех остальных. При исполнении акселя фигурист совершает в воздухе дополнительные пол-оборота, что и делает его особенно трудным по сравнению с другими элементами.

Аксель назван в честь норвежца Акселя Паульсена, который впервые показал этот прыжок на публике. Произошло это в 1882 году на соревнованиях в Вене. Примечательно, что Паульсен тогда не одержал победу, хотя и был отмечен особым призом за новый элемент. Интересно и то, что норвежец был известен современникам больше как конькобежец и свой исторический прыжок исполнил на беговых коньках.

Хотя аксель и является старейшим прыжком, фигуристы добились в нём гораздо меньшего прогресса, чем во всех остальных. Успешные попытки акселя в 2,5 и 3,5 оборота произошли гораздо позже, чем были исполнены другие двойные и тройные прыжки. Первопроходцами были американец Дик Баттон в 1948 году и канадец Верн Тейлор в 1978-м. Четверной аксель по сей день остаётся непокорённым, хотя неудачные попытки на соревнованиях были у Артура Дмитриева, а Макс Аарон, Киган Мессинг, Брендан Керри и Юдзуру Ханю пробовали его на тренировках.

Девушкам аксель покорился только в 1920-х, когда прыжок в 1,5 оборота показала Соня Хени. Почти 30 лет спустя его усложнила американка Кэрол Хейсс. В 1988 году первой в клуб «трикселисток» вступила японка Мидори Ито. Тройной аксель у девушек по-прежнему является довольно редким явлением: за 32 года этот прыжок исполнили только 11 фигуристок, большинство из которых освоили его лишь за последние несколько лет. В их число без учёта Людмилы Нелидиной, сменившей гражданство в 1998-м, входят две россиянки — Елизавета Туктамышева и Алёна Косторная.

Сальхов

Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,4 (одинарный) — 1,3 (двойной) — 4,3 (тройной) — 9,7 (четверной).

Ещё одним именным прыжком является сальхов, названный в честь олимпийского чемпиона 1908 года Ульриха Сальхова. На следующий год после своего успеха в Лондоне шведский фигурист впервые показал прыжок с внутреннего ребра одной ноги с приземлением на другую. Сальхов можно отличить по характерному маху правой (у большинства фигуристов) ногой вокруг тела и долгому скольжению после исполнения.

Сальхов считается самым простым среди всех прыжков и имеет наименьшую ценность. Именно с него началась эра двойных прыжков, но при этом сальхов в три оборота появился чуть позже тройного риттбергера. Первопроходцем стал Рональд Робертсон, которому новый элемент принёс серебро на ЧМ-1955.

Автором четверного сальхова стал Тимоти Гейбл, показавший каскад с ним в финале юниорского Гран-при 1998 года. За это американского фигуриста в своё время называли королём четверных прыжков. Другим фигуристам и раньше удавалось исполнить сальхов в 1440 градусов, но рекорд не ратифицировали из-за приземления на две ноги — это распространённая ошибка для данного прыжка.

Первая женщина, исполнившая сальхов в один оборот, удостоилась за это немалой критики. Американка Тереза Велд показала его на Олимпийских играх в 1920 году, что не понравилось судьям, так как при выполнении прыжка её юбка задралась выше колен. Но со временем нравы изменились, и двойной сальхов Сесилии Колледж, показанный на ЧЕ-1936, стал огромным прорывом, тем более что прежде женщинам вообще не покорялись двойные прыжки.

По поводу первого автора тройного сальхова историки фигурного катания ведут споры: ISU признаёт им Петру Бурку, показавшую прыжок на чемпионате Канады 1962 года, но имеются свидетельства, что на год раньше это сделали чешка Яна Мразкова и австрийка Хелли Зенгстшмид.

С четверного сальхова началась эпоха четверных прыжков у женщин. Его ещё в 2002 году сделала в финале юниорского Гран-при японка Мики Андо. Повторить её достижение смогли пока только Александра Трусова и Элизабет Турсынбаева, хотя Рика Кихира и совершила несколько попыток исполнить этот элемент на соревнованиях.

Риттбергер

Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,5 (одинарный) — 1,7 (двойной) — 4,9 (тройной) — 10,5 (четверной).

Последним рёберным прыжком является риттбергер. В англоязычных странах его называют прыжком петлёй, или лупом, в то время как в русском языке устоялось название в честь немца Вернера Риттбергера, который продемонстрировал его в 1910 году. При исполнении петли фигурист отталкивается с ребра правой ноги и приземлятся на неё же. Благодаря этому элемент может использоваться в качестве второго прыжка в каскаде.

История не сохранила имя автора первого двойного риттбергера, но исполнитель тройного достоверно известен. Если в 1948 году Дик Баттон стал олимпийским чемпионом благодаря двойному акселю, то спустя четыре года он повторил свой успех с помощью первого в истории тройного прыжка, которым стал риттбергер. К слову, Баттон является единственным американцем, выигравшим чемпионат Европы, — до 1948 года первенство Старого Света было открытым.

Четверной риттбергер первым записал на свой счёт Юдзуру Ханю. Это произошло в 2016 году — после этого непокорённым у мужчин остаётся только четверной аксель. Довольно быстро по стопам Ханю пошли Сёма Уно, Нэйтан Чен и Даниэль Грассль.

Женщинам данный прыжок в четыре оборота не покорялся, хотя кореянка Ю Ён показывала удачную попытку на тренировке в феврале 2020 года — вполне возможно, что на отменённом чемпионате мира в Канаде могло бы произойти историческое событие. Пока же девушки исполняют только тройной риттбергер, и первым это удалось немке Габриэле Зайферт в 1968 году на ЧЕ.

Тулуп

Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,4 (одинарный) — 1,3 (двойной) — 4,2 (тройной) — 9,5 (четверной).

Самым простым зубцовым прыжком повсеместно признаётся тулуп, чьё название никак не связано с зимней одеждой, а означает в переводе с английского «петля на носке». Так что его принято считать «родственником» риттбергера. Разница между ними состоит только в том, что в тулупе толчок происходит не с ребра, а с зубца конька.

Тулуп является самым молодым прыжком — американец Брюс Мэйпс придумал его только в 1920 году. Примечательно, что его же иногда признают и создателем флипа, однако оба прыжка получили нарицательные названия, так как Мэйпс не достиг никаких успехов как спортсмен. Впрочем, в фигурном катании на роликовых коньках тулуп всё-таки называется в честь его создателя.

Дальнейшее развитие тулупа получилось противоречивым. В 1964 году американец Томас Литц впервые показал прыжок в три оборота — значительно позже всех других, за исключением акселя. Однако эпоха четверных прыжков началась как раз с тулупа, причём с фальстарта. На ЧЕ-1986 первопроходцем стал чех Йозеф Сабовчик, однако его прыжок вскоре был лишён ратификации из-за касания льда второй ногой. Понадобилось два года, прежде чем канадец Курт Браунинг всё-таки исполнил революционный элемент чисто.

Погоня женщин за тулупом в истории не отразилась — два и три оборота вошли в обиход слишком быстро, чтобы имя автора осталось зафиксированным. Зато первая исполнительница четверного тулупа является общепризнанной. Это Александра Трусова, показавшая прыжок на юниорском ЧМ-2018 одновременно с четверным сальховом. Кроме неё, исполнить четверной тулуп чисто пока что удавалось только Камиле Валиевой. А вот с недокрутом прыжок несколько раз демонстрировала француженка Сурия Бонали ещё в начале 1990-х.

Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,5 (одинарный) — 1,8 (двойной) — 5,5 (тройной) — 11,0 (четверной).

Более сложным прыжком является флип. При его исполнении необходимо оттолкнуться зубцом правой ноги в момент, когда фигурист едет назад на внутреннем ребре левого конька. Из-за этого удара ногой о лёд флип и получил своё название — в переводе с английского слово означает «щелчок».

Как уже было сказано, авторство флипа иногда приписывается Мэйпсу, однако ни дата, ни место исполнения первого прыжка не сохранились, а популярность он набрал уже в 1930-х.

Первый исполнитель тройного флипа тоже неизвестен, хотя на чемпионате мира его впервые явил миру американец Терри Кубичка в 1975 году. Ещё один оборот в своё время пытался прибавить японец Дайсукэ Такахаси, но получилось это только у его соотечественника Сёмы Уно. На командном Кубке вызова в 2016 году он исполнил четверной флип, после чего прыжок сразу вошёл в арсенал других фигуристов.

Авторство тройного флипа у женщин делят сразу две немецкие спортсменки — фигуристка из ГДР Катарина Витт и представительница ФРГ Мануэла Рубен. Они одновременно показали прыжок на ЧЕ 1981 года, однако обе тогда остались без медалей. Почти в одно время болельщики увидели и четверной флип. В финале Гран-при 2019 года Александра Трусова и Анна Щербакова исполнили этот прыжок, но чистым он оказался только у Трусовой. Щербакова, впрочем, быстро к ней присоединилась уже на следующем чемпионате России.

Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,6 (одинарный) — 2,1 (двойной) — 5,9 (тройной) — 11,5 (четверной).

Из прыжков с заходом назад лутц считается самым сложным. По условиям исполнения он напоминает флип, однако фигуристу нужно выполнять его с внешнего ребра, из-за чего сначала требуется описать на льду большую дугу. Довольно распространённой ошибкой является переход с внешнего ребра на внутреннее, и такой прыжок шутливо называют флутцем.

Лутц получил своё название в честь австрийца Алоиса Лутца, который показал новый прыжок в 1913 году в возрасте 14 или 15 лет. Увы, больших успехов как фигурист достичь он не успел, скончавшись в 19 лет от воспаления лёгких. Другие спортсмены быстро освоили лутц в два оборота, а тройной прыжок первым показал канадец Дональд Джексон на ЧМ-1962. Это принесло ему золото на последних в карьере соревнованиях.

Четверной лутц записал на свой счёт американец Брэндон Мроз. Этот прыжок он освоил в 2011 году уже на заре своей недолгой и не слишком успешной карьеры, которую реанимировать новым элементом так и не смог. Так же как и в случае с риттбергером и флипом, почти сразу же лутц стали исполнять лучшие фигуристы мира.

У женщин вся история развития лутца оказалась неплохо задокументирована. Двойной прыжок первой показала чешка Алена Врзанова на победном ЧМ-1949. Спустя 29 лет версию с тремя оборотами продемонстрировала швейцарка Дениз Бильман, в честь которой названо вращение с поднятой ногой. Авторство первого четверного лутца оспаривают всё те же Трусова и Щербакова. Трусова показала прыжок на этапе юниорского Гран-при, а Щербакова исполнила его на этапе Кубка России, но на несколько дней раньше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *