проективная методика комната интересов

Проективная методика «Игровая комната»

Цель исследования: выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности детей 5-7 лет.

Инструкция: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней все, что захочешь. Но есть два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам».

Затем ребенку задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?». Если ребенок называет имена детей, например: «Возьму Сашу и Вову», то важно уточнить, что это за дети (из группы детского сада, куда ходит ребенок; соседи; родственники; знакомые по даче и т.п.), какого они возраста (такого же, старше, младше). После этого ребенку говорят: «Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что ты предложишь там делать?».После ответа ребенка (например: «Играть в машинки») следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать. Затем экспериментатор продолжает: «Хорошо, все поиграли, а потом сказали, что им это надоело, и они не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?» Обсуждается второе предложение ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать. После того, как ребенок сделал третье предложение, ему говорят: «Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?». В заключение ребенку необходимо сказать, что он очень хорошо все придумал, и волшебник, наверное, еще пригласит его в свой замок.

При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры.

Инициатива и позиция в общении. Можно предположить, что ребенок, который легко вносит разнообразные (например, первый раз – играть в дочки-матери, второй – в прятки, третий – в доктора и т.п.), четкие по замыслу (может рассказать, как будет идти игра) предложения по совместной игре, в реальном игровом взаимодействии также будет инициативным предложит другим детям совместные игры с разнообразной тематикой). Как правило, такие дети принимают на себя главные роли в игре и занимают ведущую (доминирующую) позицию в общении. При этом доминирование может быть как положительным (ребенок доброжелателен, склонен конструктивно решать возникающие конфликты, учитывать мнения и желания других и т.п.), так и отрицательным (ребенок авторитарен, стремится достичь своей цели любыми, чаще неконструктивными средствами – криком, физической силой и т.п.). Характер доминирования уточняется на последнем этапе применения методики, экспериментатором задается воображаемая ситуация конфликта.

Инициативные, занимающие ведущую позицию в игре дети чаще всего пользуются большой популярностью у сверстников и иногда даже при выраженной тенденции к отрицательному доминированию, так как умение организовать интересную совместную игру – одно из важнейших качеств, влияющих на эмоционально-личностные предпочтения дошкольников.

Дети, предлагающие один-два варианта игры и не всегда представляющие себе ее ход, затрудняющиеся или отказывающиеся распределить роли, скорее всего, в ситуации реального общения будут менее активны (они, как правило не выступают активными организаторами игры, а лишь поддерживают ее, вносят предложения и уточнения, связанные только с принятой ими ролью, а не по всей игре в целом). Такие дети выбирают для себя средние по значимости роли (помощников главных персонажей) и занимают подчинительную позицию в общении Дети с указанными особенностями игрового взаимодействия обычно не пользуются у сверстников большой популярностью, но и не оказываются в изоляции, т.е. занимают среднее положение в структуре групповых взаимоотношений.

Когда дети отказываются от проявлений инициативы («Не во что играть», «Во что хотят все, в то и буду играть»), предлагают в лучшем случае один вариант игры (например, первый раз – играть в машинки, второй раз – в другие машинки и т.п.), не могут рассказать о замысле игры, то можно предположить, что и в реальной игре они выступают пассивными участниками, которым достаются второстепенные, мало привлекательные роли и занимают подчинительную позицию в общении. Такие особенности взаимодействия могут быть следствием недостаточно сформированных игровых навыков, а также отрицательного отношения со стороны сверстников. Реально эти два фактора тесно переплетены. Так, недостаточно сформированные игровые навыки ребенка обуславливают нежелание других с ним взаимодействовать, негативное отношение ровесников, что в свою очередь тормозит их развитие, и наоборот, отрицательное отношение к ребенку, обусловленное иными причинами (например, личностными особенностями), препятствует развитию его игровых навыков, что может усугублять негативное отношение к нему.

Благополучие общения. Потому, сколько партнеров и кого именно для воображаемой игры выбирает ребенок, можно судить о его благополучии в общении.

Если ребенок легко выбирает партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивается двумя), то можно предположить, что он достаточно успешен в общении и у него благополучные взаимоотношения со сверстниками.

Когда ребенок долго обдумывает свой выбор, берет с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от него по возрасту, или детей, с которыми он не имеет постоянных контактов (сосед по даче), то это может свидетельствовать о каких-то трудностях, возникающих у него при общении (в первую очередь с ровесниками), и об относительном неблагополучии его взаимоотношений с детьми.

Очень неблагополучный в общении со сверстниками ребенок, как правило, отказывается кого-нибудь взять с собой («Один буду играть»), иногда берет с собой только свою собаку или взрослых (маму, бабушку, экспериментатора и т.п.).

Развитие игровых навыков. Уровень развития игровых навыков в старшем дошкольном возрасте определяется умением детей включаться в сюжетно-ролевую игру или в игру с правилами, распределять роли, выполнять их, последовательно разворачивать сюжет игры. Об уровне развития игровой деятельности могут свидетельствовать разнообразие и характер предлагаемых ребенком игр.

Высокий уровень характеризуется тем, что дети могут предложить несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказать, хотя бы в общих чертах, о ходе игры, ее правилах, распределении ролей.

При среднем уровне дети могут предложить один вариант сюжетио-ролевой игры или игры с правилами, либо только настольно-печатные игры, иногда – игры, предполагающие наличие двух партнеров (шашки, шахматы).

Низкий уровень – когда дети предлагают манипулятивные (машинки катать) или деструктивные (подушками кидаться) игры.

Способы разрешения конфликтной ситуации. Конфликтную ситуацию задают через воображаемый отказ детей принять третье предложение ребенка-испытуемого.

Можно выделить два основных способа разрешения конфликта: деструктивный и конструктивный. Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Бабушку позову, она всех заставит играть»).

Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше играть, и мы договоримся»). Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общительны, и у них, как правило, устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками.

Необходимо помнить, что результаты, полученные с помощью любых проективных методов, в том числе и результаты выполнения задания методики «Игровая комната», не всегда прямо и однозначно соотносятся с особенностями общения и взаимодействия детей. Методика позволяет только выстроить гипотезы о таких особенностях, которые нуждаются в проверке с помощью других методик и наблюдения за реальным поведением детей.

Источник

Комната наших интересов

Занятие для учащихся 5–6-х классов

Рисунок Н.П. Репиной

“Здравствуйте, давайте познакомимся!” — так мы начинаем работу в каждой новой группе, в каждом новом классе. А так ли важно быть знакомыми и сводится ли знакомство к представлению по имени?

На заданный мною вопрос: “У вас есть друг?” — я почти всегда получаю утвердительный ответ. Однако следующий вопрос: “Скажите, какая игра (книга, фирма, еда) у вашего друга любимая?” — зачастую приводит детей в растерянность. Да что там друзья, иногда и родители с детьми не знают пристрастий друг друга.

Сколько же занятий нужно провести, чтобы с уверенностью сказать: “Мы знакомы”. Я считаю, что занятий на знакомство много не бывает. Мы постоянно узнаем друг о друге что-то новое, постоянно находим точки соприкосновения, ниточки друг к другу. И наши интересы, увлечения могут послужить такими ниточками.

Хочу рассказать об одном таком занятии. Проводить его можно как с детьми, знакомыми друг с другом, так и с впервые увидевшими друг друга. Всё время занятия дети находятся в творческом поиске. Им требуется помещение, в котором можно свободно передвигаться группе.

Тема: занятие на знакомство “Вот это да!”.

Цель: знакомство участников игры друг с другом, создание условий для поиска единомышленников, формирование чувства принадлежности к группе, развитие творческих способностей, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: бланк для заполнения, цветные гелевые ручки, музыкальный фон.

Время занятия: 40–45 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Если участники не знакомы друг с другом, то проводится игра “Мое имя!”. В знакомой аудитории достаточно вступительного слова ведущего.

Ведущий. Ребята, мы сегодня приоткроем завесу тайны над нашими пристрастиями и увлечениями. Процедура работы проста — пока звучит музыка, мы выполняем задание, заполняем бланк, с остановкой музыки прекращаем работу.

Ведущий. Рассмотрите бланк-картину (см. на с. 8). Это комната. И не просто комната, а комната наших интересов. Начнем рассматривать ее более внимательно.

• Книжная полка — это наши книжные пристрастия. Напишите названия ваших любимых книг на форзацах либо нарисуйте лицевую часть книги, которая имеет для вас огромное значение.

• Письменный стол — наши учебные пристрастия. Пока непонятно, по какому предмету учебник и тетрадь лежат на столе.

Подпишите их так, чтобы стало понятно, какой учебный предмет у вас самый любимый, какому предмету вы отдаете предпочтение.

• Компьютер — это показатель технических увлечений. А любимая программа или любимая компьютерная игра у вас есть?

• На подоконнике цветочный горшок — растительные пристрастия. У вас есть любимые цветы?

• За окном нарисуйте ваше любимое время года.

• На стене картина — ваш любимый автор и его творение?

• Телевизор — у вас есть любимая телепередача?

• Пора подумать об обеде — на обеденном столе расположите ваши любимые яства.

• Зеркало — в нем нарисуйте ваше отражение в тот момент, когда вы себе особенно нравитесь.

• Игровая зона — у вас есть любимая игрушка, игра?

• Магнитофон — на дисках напишите названия группы, имена музыкантов, исполнителей, которые вам особенно нравятся.

• Свободная тумбочка — возможно, у вас еще есть пристрастия и чего-то в комнате вам не хватает (например, аквариума, или обувной полки, или лампы).

• Диван — кого из своих близких, друзей вы хотели бы видеть в этой комнате?

• Ковер — рисунок этого ковра составляют слова, словосочетания и предложения, которые являются для вас любимыми, которые вы используете с удовольствием, чаще остальных.

• Цвет стен — в комнате с какими обоями или стенами какого цвета вам будет комфортнее всего?

Ведущий. А теперь, после завершения творческой работы, мы будем поэтапно знакомиться. Свободно передвигаясь, мы находим тех, кто имеет такие же интересы и пристрастия, как и вы. Если вы обнаруживаете таких людей, то образуете группу и обращаетесь друг к другу со словами: “Вот это да!” (практика показывает, что без подобного возгласа данный этап теряет свою привлекательность для детей).

Группу можно объединять по разным категориям, в том числе ассоциативным. Например, не точное совпадение цвета обоев, а теплая или холодная гаммы, не точное совпадение имени любимого исполнителя, а стиль исполнения (рок, поп и др.), совпадение не яств, а их категории (сладкое, мучное, жареное, печеное).

После того как участники объединились в группы, можно переходить к завершению занятия.

• Какую группу единомышленников вы запомнили?

• В какой группе вам было комфортнее всего?

• Какую группу вам хотелось бы еще создать?

Для тех, кто был знаком ранее:

• Было ли для вас неожиданностью создание именно таких групп?

• Насколько лучше вы узнали одноклассников?

После занятия ребятам предлагается заполненный бланк поместить в портфолио и через несколько лет еще раз пройти такой “тест”, а результаты сравнить. Быть может, кто-то из детей захочет и дома, в семье провести подобное занятие — это тоже может оказаться интересным.

Каким будет бланк — решать организаторам занятия. Можно предложить такой же, а можно и придумать что-то свое.

Источник

Проективная методика комната интересов

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «ДЕРЕВО»

Дерево нарисовано тонкими линиями без нажима— неприспособленность к жизни, нерешительность как черта характера,
Дерево нарисовано тонкими и прерывистыми линиями — свидетельствует об ярко выраженном беспокойстве в данный момент,
Обведённые несколько раз контуры — агрессия, защитная агрессия.

Очень большое дерево — агрессия,
Маленькое (или маленькое и молодое) деревце — низкая самооценка.

ДЕРЕВО ЭКЗОТИЧЕСКОЕ
(для данной местности) склонность к эпатажу, демонстративное поведение,
ДЕРЕВО ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР— в целом, импульсивность и гиперактивность.

Крона открыта — характер экстраверта,
Крона очерчена кружком — характер интроверта,
Крона структурирована (как ветки метрополитена) — склонность к планированию и педантизм,
Крона проработана, но хаотична —
— беспорядочность в контактах, неумение планировать свои действия,
— мечтательность, «защитное фантазирование» (то, что раньше называли — лживостью).
Крона заканчивается острыми ветками — агрессия
Крона узкая — характер интроверта,
Ветки вниз — депрессия, астения.
Кроны у дерева нет — человек не представляет себе своего будущего, не видит никаких перспектив.

ДЕРЕВО ЗАСОХШЕЕ, ПОВАЛЕННОЕ

Наличие конкретной психотравмы, сильный стресс, агрессия, направленная на себя.
Тщательно прорисованные одинаковые листья — зацикленность на неких травмирующих переживаниях, навязчивые мысли.

Животные в дупле — потребность в защите более сильных, желание иметь «свой дом», неуют в нынешнем доме.
Огромное дупло — подсознательное стремление обзавестись большим потомством,
Небольшое дупло, нарисованное с нажимом, затушёванное, зарисованное концентрическими кругами всегда говорит о травме или несчастном случае, которые до сих пор воздействуют на психику человека.
Очень часто дупло свидетельствует об изнасиловании или очень раннем сексуальном опыте в прошлом.
Сломанная ветвь — несчастный случай или потеря близкого человека.
Фантастические деревья — нежелание раскрывать свои секреты, подсознательный отказ от работы с тестом, агрессия — даже прикрытая дружелюбием, особенно когда дерево — «улыбается».

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

СЕМЬЯ В ОБРАЗЕ ЦВЕТОВ ( рисуночный тест).

Материалы: гуашь, кисти, баночка для воды, белый лист бумаги (А-3).
Предлагается нарисовать свою семью в виде
цветов. Рисунок семьи в образе цветов отражает эмоциональное самочувствие, представление о своем месте и роли в семье.
После создания рисунка предлагается ответить на вопросы:

— Какие чувства у вас возникали, когда вы изображали свою семью на рисунке?
— Есть ли на нем Вы?
— Как себя чувствует Ваш цветок?
— Какие чувства вызывает у Вас рисунок?
— В каких частях тела у Вас появились ощущения, вызванные рисунком?
— Какие члены семьи здесь изображены?
— Какие чувства они испытывают?
— Взаимодействуют ли цветы?
— Есть ли члены семьи, проживающие с вами, но отсутствующие на рисунке?
— Какую ситуацию из вашей семейной жизни иллюстрирует этот рисунок?
— Что вы способны изменить?

Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию и помогают автору рисунка ее осознать.

Образы цветов могут отражать:

Семья, в которой вырос или сейчас живет человек.

Отдаленно расположенные цветы, отсутствие кого-то из членов семьи указывают на слабые эмоциональные связи, сложности и напряженность во взаимоотношениях.

Если цветы помещены в цветочный горшок, вазу или растут на клумбе, важно прояснить, кто ухаживает за этими цветами, от кого они получают заботу?

Если некоторые цветы размещены на близком расстоянии или растут из одного стебля, важно уточнить, что для автора рисунка означает
слишком близкое их расположение.

Присутствие в рисунке похожих цветов, а также одинакового цвета может говорить об эмоциональной близости этих людей, их сходстве.

В норме рисунок обычно располагается в центре листа и занимает практически всё свободное пространство.

Цветы могут занимать разное пространство на листе, это может быть связано с тем, как человек воспринимает то жизненное пространство, которое люди позволяют себе занимать в
реальности.

Если в рисунке присутствуют дополнительные элементы, важно уточнить их значение.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «МОРСКИЕ СОКРОВИЩА»

На этом рисунке вы видите небольшой кусочек морского пейзажа, точнее, морского дна.
Вам надо, во-первых, дополнить эту картину деталями, завершить ее, а во-вторых, особое внимание обратить на сундук. Как вы уже заметили, он раскрыт, но пуст.
Заполните его тем содержимым, которое сочтете наиболее подходящим и верно отражающим ваши мысли.

Как правило, тестируемые предполагают, что их цель напрямую связана с тем, что они поместят в сундук. Но на самом деле все, что нарисовано в сундуке, расскажет о ресурсах, необходимых для достижения мечты.

Но начнем с морского дна. Если вы нарисовали множество рыб или других живых существ, то это говорит о том, что ваша цель касается других людей, возможно, вы мечтаете о крепкой взаимной любви, новых друзьях, общественной деятельности. Вам важно знать, что у вас есть понимание и поддержка ваших близких и друзей.

Если вы нарисовали множество растений, то, вероятно, ваша цель из духовной сферы. В целом это означает личностный рост и саморазвитие, в частном случае это может быть, желание чему-то научиться, что-то узнать, приобрести какой-то навык, усовершенствовать имеющиеся знания.

Если вы нарисовали на дне много камней, то это говорит о том, что ваша мечта носит материальный характер. Возможно, вы мечтаете что-то купить, большую радость вам принесет определенная вещь.

Если вы нарисовали корабль, лодку или плывущего человека, то это говорит о том, что вы мечтаете куда-то поехать, повидать мир, получить новые впечатления.

Если вы наполнили сундук деньгами, то это, как вы и сами догадываетесь, говорит о том, что вам нужны деньги, но у вас их мало или недостаточно.

Если среди денег встречаются драгоценные камни, то это значит, что вы пока даже не пытались прикидывать, сколько денег вам нужно.

Если вы положили в сундук драгоценности и тщательно их обрисовали, то это говорит о том, что вам стоит быть более решительным и действовать с большей уверенностью – и вы обязательно добьетесь успеха.

Если вы поместили в сундук скелет – вам нужно время, чтобы прийти в себя после предыдущего разочарования. Спустя какое-то время вы поймете, что испытания делают нас сильнее и мудрее.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ».

Инструкция.
Итак, перед вами небольшой, совершенно необитаемый островок в океане и одинокая, растущая на нем пальма. Ваша задача – «оживить» картинку, придать ей законченный вид, согласно своей фантазии.

Нарисуйте на листе бумаги А4 необитаемый остров, изобразите на картинке человека, солнце и корабль. Если есть такое желание, можно дополнить рисунок и другими деталями, но это уже — на ваше усмотрение.

Солнце – это символ нашей жизненной энергии. Если нарисованное вами небесное светило сияет высоко в небе – то и вы находитесь «в зените». Но чем сильнее оно склоняется к горизонту, тем меньше вы ощущаете в себе жизненных сил. Изображенный вами закат – признак того, что пришла пора срочно что-то менять: сделать перерыв в работе, развеяться, получить новые впечатления…
Нарисовали рассвет? Возможно, совсем недавно вы были не в лучшей форме, но сейчас — уже снова на подъеме. И очень скоро вновь будете бодры и полны энергии.

Человечек, которого вы нарисовали – это Вы и Ваше состояние на данный момент. Какой он? Каково его настроение в настоящий момент? Выражение лица? Впал ли он в отчаяние, оказавшись заброшенным судьбой в столь уединенный уголок? Или, наоборот – блаженно раскинулся под солнышком и радуется жизни? Если он наслаждается одиночеством или увлеченно занимается каким-то интересным для него делом – то и вы довольны тем, что с вами сейчас происходит. В вашей душе царят спокойствие и умиротворение.
Если же созданный вашим воображением островитянин чувствует себя в одиночестве неуютно, то и вам, вероятно, не хватает общения и дружеской поддержки.

Корабль – это возможность изменить свою жизнь. Хотите вы этого или вас вполне устраивает реальное положение дел? Судите сами. Если изображенный вами человек старается, во что бы то ни стало, попасть на плавающее транспортное средство — машет руками, подает команду SOS, устремляется к судну вплавь – вы испытываете острое желание что-то поменять в своей судьбе. Возможно, ваши надежды на лучшее будущее связаны с окружающими: вы ищете общения и надеетесь, что близкие и знакомые помогут вам осуществить заветные мечты.
Если же он не обращает на корабль никакого внимания, то сложившаяся в данный момент в вашей жизни ситуация вас вполне устраивает. К общению вы особенно не стремитесь: может, достаточно сдержаны и закрыты от природы, а может, просто немного устали от людей?

Вода – это наша связь с окружающим миром. Если главный герой вашего рисунка не боится воды, то и у вас наверняка нет проблем в установлении контактов с окружающими. И, конечно, обратите внимание на дополнительные, изображенные вами детали, если таковые имеются. Наверняка, вы сумеете расшифровать их самостоятельно, опираясь на те символы, которые предоставлены выше, и, конечно же, на силу собственного воображения.

Источник

«Рисунок – зеркало души» (о проективных методиках в практике школьного психолога)

«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал.
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.
Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств.
Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни.
Известно, что за осознаваемой частью конфликтной ситуации часто скрывается и бессознательная динамика, которая влияет на развитие конфликта. Часто случается, что когда неосознаваемое содержание осознаётся, вводится в сознание, то конфликт решается сам собою. В этом смысле рисуночные методы могут использоваться не только как средства диагностики, но и как средства коррекции.
К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью. Так, например, когда анализ рисунка указывает на какую-то важную личностную проблему человека, то для более достоверной диагностики необходимо получить и дополнительную информацию посредством интервью и других стандартных психологических методик, а также с помощью наблюдения. Наиболее значимые личностные характеристики проявляются во всех данных, полученных с помощью разных методов.

1. Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов

Существует большое количество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Несмотря на это, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проблем. Рисуночные задания дают возможность человеку выразить их в полной мере при минимальном влиянии со стороны экспериментатора. Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при исполнении этого задания. Кроме того, они часто помогают «растопить лёд» во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью. Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то определённое русло, бессознательный материал проявляется в обход защитных механизмов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной.
Многие практики используют рисуночные тесты в процессе психотерапии как метод, способствующий самовыражению, самопониманию и личностному росту. Для оценки личностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов.

Проективные (рисуночные) тесты – один из самых распространенных методов в клинической психологии, также широко применяются в психологическом консультировании, психотерапии (семейная, детско-родительская и др.) Проективные методики имеют свои плюсы и минусы. Так, к плюсам можно отнести их валидность и надежность, широкий возрастной спектр применения (начиная со старшего дошкольного возраста), возможность многократного повторного проведения, в отличие от некоторых стандартизированных тестов, а к минусам – фактор субъективной оценки в процессе интерпретации.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

Рисуночные тесты дают возможность представить человека в целом, создать его психологический портрет. Однако, для создания более-менее полной картины необходимо проведение батареи тестов. Повторное проведение позволяет отслеживать динамику состояния.

2. Нюансы выполнения проективных техник:

– Классические проективные техники лучше выполнять простым карандашом (М, ТМ), так как это занимает меньше времени, лучше отражает характер движения, степень нажима и т. д;
– Желательно отказаться от использования ластика, т.к. первый вариант самый «верный», наиболее связанный с бессознательным, все коррективы сознательны.
Однако, некоторые люди, например те, которым присуща высокая тревожность, могут отказаться рисовать без ластика. Если использование ластика все же требуется клиенту, то лучше предложить ластик на карандаше – он хуже стирает и, соответственно, лучше видны исправления.

Гиперактивному ребенку больше подходят материалы с сильным сопротивлением, тревожному – наоборот.

Описательные характеристики материалов:

– Бумага гладкая – сопротивление меньше, шершавая больше;
– Пастель сухая – оттенки бледнее, сопротивление больше;
– Пастель масляная – оттенки ярче, сопротивление меньше, ложится мягче.

Ошибочно полагать, что проективные методики больше подходят для младшего школьного возраста.
Можно рассмотреть некоторые методики, используемые в моей работе, как с младшими школьниками, так и со старшими.
Представленную ниже методику можно использовать в группах разного возраста.

3. Методика «Четыре рисунка»

Инструкция: «Сложите лист бумаги пополам и затем еще раз пополам. Пронумеруйте полученные прямоугольники. Под номером один будет рисунок «Я в виде животного», под номером два – «Я в виде растения», под номером три «Я в виде неживого предмета» и под номером четыре «Я в виде пейзажа».

Значение и краткая интерпретация рисунков:

– «Я в виде животного» отражает образ «Я» (какой я есть, сущность, внутренние качества, некоторые аспекты прошлого).
хвост трубой – довольство;
пантера – скрытая сила, способность постоять за себя;
– «Я в виде растения» отражает рост (физический и духовный), временные представления, представления о настоящем и особенно, о будущем (аналогия с деревом в тесте «Дом – дерево – человек »). Маленькое растение – недостаточно ресурсов, сил; большое – предстоящие свершения, амбиции, внутренняя сила.
Обрезанный стебель – не самодостаточность, перспективы дальнейшего роста смутные.
Много цветов / букет – разносторонность интересов, перспектив развития.
– «Я в виде неживого предмета» – отражение значимой сферы деятельности, интересов, хобби, «Я – концепции».
– замок – закрытость;
– открытый замок – высокая избирательность, внутреннее содержание;
– сундук, шкаф – накопление чего-то, например, опыта, достижений.
– «Я в виде пейзажа» трактуется как общий эмоциональный настрой, особенности взаимоотношения с окружающим миром. Значения отдельных элементов пейзажа:
река – движение, гибкость;
волны – эмоциональные всплески;
камни – препятствия;
цветы – положительный настрой;
гора – трудности и одновременно путь вверх;
солнце – потребность в тепле / желание давать тепло окружающим.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

Используя рисунки, не следует забывать об ограниченных диагностических возможностях методик данного типа. Широко распространенным является мнение, что рисуночные методики не могут быть единственными при диагностике. Здесь многое зависит от умения школьников рисовать и целого ряда других субъективных причин. Поэтому при диагностике рисуночная методика обычно применяется наряду с другими методиками.

4. Данный вариант рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников рекомендуется применять начиная со 2-го полугодия 1-го класса.

С этого времени ученикам начинают выставлять оценки, отношение школьника к учению становится более выраженным, что отражается в рисунке.
– Методика заключается в следующем. Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: «Про самое интересное» и «В школе зверей».

Необходимость использования для диагностики двух рисунков объясняется тем что,
во-первых, они показывают умение школьника рисовать;
во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а следовательно, более точно определить эмоциональное отношение к изображаемому;
в-третьих, включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное» свидетельствует о явно выраженном положительном отношении к школе.

Оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок «В школе…» дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами — получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном положительном или отрицательном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей используются 2 вида характеристик рисунков:

1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ученика к школе;
2) содержательные характеристики, выявляющие отношение школьника к учению.

К формальным характеристикам относятся следующие:

а) цвет рисунка: темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т. д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т. е. отрицательного отношения к изображаемому, как использование не подражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т. д.) считаются проявлением положительных эмоций, т. е. положительного отношения к изображаемому.

б) тщательность прорисовывания деталей рисунка: при положительном отношении изображаемое прорисовывается со всем старанием, при отрицательном — рисуется нарочито небрежно.

в) творческое отношение к рисунку: динамичность, свобода композиции, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных характеристик.

В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изображаемому, могут также выступать:

а) орнаменты и симметричные композиции для выражения положительного отношения к изображаемому;

б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого элемента предмета.

Таким образом, формальные характеристики рисунка, выявляющие эмоциональное отношение школьника к учению, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т.е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для школьника личностно-значимой деятельностью.

К содержательным характеристикам, выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:

1. Количество рисунков «В школе…»:

а) если ученик принес один либо несколько рисунков «Про самое интересное» и ни одного рисунка «В школе…», несмотря на многочисленные напоминания, это свидетельствует о его отрицательном отношении к учению;
б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного рисунка на школьную тему — это свидетельствует о его положительном отношении к учению.

2. Включена ли школьная тема в рисунок «Про самое интересное». Если да, то это надежно свидетельствует о самом положительном отношении ученика к учению.

3. Какой момент школьной жизни отражен в рисунке:

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

а) урок;
б) перемена;
в) ситуация, внешне связанная со школой — «уход от школы» — при изображении только школьного здания; рисунок на тему с измененным названием — «В школу…».

Содержание рисунка ученика оценивается по данным характеристикам с точки зрения выраженности положительного (а) либо отрицательного (б, в) отношения к учению. Если изображается урок, это может служить показателем того, что учение является для ученика личностно значимой деятельностью;
– если изображается перемена или другие внешние по отношению к учению ситуации, следовательно, для ученика личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.

4. Отраженность содержания обучения:

а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школьными предметами;
б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориентации на оценку. Наличие в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.

5. Изображение себя с другими субъектами:

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

а) с учителем, б) со сверстниками; в) изображен сам автор, г) изображен учитель и ученики, д) изображен ученик того же класса, но не он.

Данные возможные варианты включения субъектов в содержание рисунка могут быть проинтерпретированы различным образом, в зависимости от содержания рисунка в целом.

Однако изображение учителя, как правило, свидетельствует о его личной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о том, что некоторые школьники просто не умеют рисовать людей.

Выделенные формальные и содержательные характеристики рисунка не являются равнозначными для диагностики мотивации учения младших школьников. Среди формальных характеристик рисунка определяющее значение для диагностики имеет цвет.

Среди содержательных характеристик рисунка исчерпывающую информацию о том, что учение является для школьника личностно-значимой деятельностью, может дать, например, то, включил ли ребенок школьную тему в рисунок «Про самое интересное».

В целом рисуночная методика позволяет определить реальное отношение ученика к учению в том случае, если положительное отношение ученика к учению является известным. Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выделенным показателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

5. Исторически использование методики «Рисунок семьи» (РС) связано с общим
развитием «проективной психологии».

Считаеся, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Вульфа (Wolff W., 1947),В. Хьюлса (Hulse W., 1951), И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана (Corman L., 1964) и др. В работах советских авторов также обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями (Захаров А.И., 1977; 1982; Кольцова Н.Н., 1980; Мухина В.С., 1981; Хоментаускас Г.Т., 1985 и др.).

Назначение: методику «Рисунок семьи» и ее модификации можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи («семья глазами ребенка»). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности «Я-образа» ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта – «семья глазами ребенка» и «развитие ребенка в семье», – так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи.

Диагностическая процедура: для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция:

(РС) – «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».
(РС) – «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь».
(КРС) – «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
(КРС) – «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не «мультяшек» и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого, делающим что-нибудь, какое-либо действие«*.

Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания, мной, обычно, задаются следующие вопросы:
– Расскажи, кого ты нарисовал(а)?
– Где они находятся?
– Что они делают?
– У них весёлое настроение или грустное? Почему?
– Кто здесь самый счастливый? Почему?
– Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:
– чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);
– что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Можно использовать непрямые вопросы:

«Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?»,
«Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?»,
«Кого мама позовет идти с собой?» ит. п.

Для интерпретация методики «Рисунок семьи» нам необходимо располагать объективной информацией:

а) о возрасте исследуемого ребенка;
б) о составе его семьи, возрасте братьев и сестер;
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка мы можем условно разделить на три части:
– Анализ структуры «Рисунка семьи»;
– Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи;
– Анализ процесса рисования.

Анализ структуры «Рисунка семьи» и сравнение состава нарисованной и реальной семьи

Предполагается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:

а) вообще не изображены люди;
б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко.

За такими реакциями мы можем предположить следующее:

а) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости
в) аутизм;
г) чувство небезопасности,высокий уровень тревожности;
д) это может быть результатом плохого контакта психолога с ребенком.
В своей практической работе мне чаще приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи.
Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

Семён 7 лет – отсутствует изображение бабушки.

Сталкиваясь в рисуночном тесте с отсутствием в рисунке братьев или сестёр, я убедилась, что связано это с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

Артём 8 лет – отсутствует изображение младшего брата (семья без отца).

Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, как правило, защитными:
«Не нарисовал потому, что не осталось места»;

«Он пошел гулять» и т. д.

Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоциональные ответы:

«Не хотел – он дерется»;
«Не хочу, чтобы он с нами жил», и т. п.

Интерпретация особенностей графических изображений членов семьи.

Анализ особенностей нарисованных фигур могут дать нам, психологам, информацию большого диапазона:
– об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи,
– о том, каким ребенок его воспринимает,
– об «Я-образе» ребенка, его половой идентификации и т. д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;
3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивным рисованием его, что в результате отражается в большем количестве деталей. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его изображения. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

О восприятии других членов семьи и «Я-образе» рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом. Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности.
При анализе рисунка, я большое внимание обращаю на изображение рук.

Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими.

Голова – центр локализации «Я», интеллектуальной деятельности; лицо – самая важная часть тела в процессе общения. Дети 3 лет уже в рисунке обязательно изображают голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.
Изображение зубов и выделение рта часты у детей, склонных к агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку либо к иным членам семьи.
Расположение членов семьи указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.

Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью. Психологически интереснее те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц – отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него. Часты случаи, когда такое изображение связано с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.
Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи.

Анализ процесса рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

а) последовательность рисования членов семьи;
б) последовательность рисования деталей;
в) стирание;
г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
д) паузы;
е) спонтанные комментарии ребенка в процессе рисования.

Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

Процесс рисования доставляет удовольствие ребятам с разными физическими возможностями. Кроме диагностических целей, мы можем использовать рисунок для занятий в мини-группах, включая детей с ОВЗ. Таким образом, развивается творческий потенциал и умение взаимодействовать с другими участниками процесса – это помогает процессу социализации.

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов

Литература:

1. Общая Психодиагностика/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 206 – 221.
2. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20 – 21.
3. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. – МН.: «ТЕСЕЙ», 1999. С 157 – 164.
4. Проективные графические методики: методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

проективная методика комната интересов. Смотреть фото проективная методика комната интересов. Смотреть картинку проективная методика комната интересов. Картинка про проективная методика комната интересов. Фото проективная методика комната интересов