проблемное поле современной культурологии
Проблемное поле современной культурологии
Сегодня проблематика культурологии выходит за рамки компетенции сложившихся научных дисциплин социально-гуманитарного профиля, и в этом смысле культурологическое знание имеет метанаучный, трансдисциплинарный характер. Универсальность культурологической методологии определяет ее «энистемо-строительные» потенции, способность не только познавать, но и конструировать мир культуры совокупностью духовных, интеллектуальных и душевных энергий исследователя. Универсальность рефлективных форм и качественное многообразие выражений культурологической мысли во многом обусловлены универсальностью культуры как «духовного эфира», пронизывающего все аспекты, грани и модусы бытия человека и общества. При этом и область, и специализация, и компетенция культурологического знания определяются не столько объектом анализа, сколько спецификой метода, методологией понимания и интерпретации входящих в предметное поле социально-культурных феноменов.
Предметное поле культурологии образует многоуровневая система абстракций, отражающая различные аспекты онтологической реальности. Многие из этих категорий ранее входили (и входят) в категориальный аппарат научных методов других наук (философии, социологии, антропологии, этнографии и др.), но в рамках культурологии эти феномены выявили иные грани смысла[78].
Во-первых, группа категорий фиксирует культуру как целостность, включая культурно-исторические типы социокультурной организации, региональные культуры, этнические и социальные субкультурные сообщества, обыденную, элитарную и народную культуру.
Во-вторых, значительный пласт категорий фиксирует различные аспекты, грани и уровни феномена культуры, а именно: свойства и функции культурных объектов и явлений (знаков, символов, образов, мифов, верований, обрядов и ритуалов, символов и семантических конструктов, ментальностей и архетипов сознания, культурных текстов и кодов); культурные ценности и нормы (витальные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, а также образцы, паттерны, правила, стандарты, каноны, традиции, роли, стиль, мода); культурную среду (искусственная предметно-пространственная среда жизнедеятельности, а также социально-информационная среда взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей); субъекты культуры (личность, семья, социально-функциональные группы и коллективы, классы, касты, сословия, социумы, сообщества, социальные организмы, этносы, нации, человечество); культурные институты (культурная политика, учреждения культуры и досуга, образования и социального патронажа, творческие организации, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации и т. п.); культурные аспекты специализированных областей деятельности (культура правовая, политическая, военная, философская, религиозная, художественная, научная, образовательная, информационная, природопользования, охраны здоровья, физического воспроизводства, развития и реабилитации людей и т. п.).
В-третьих, культурологические категории отражают технологический пласт бытия культурных организмов: культурные модальности эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм); культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, распространение, воспроизводство, сохранение, изменение); культурно-интеграционные и дифференциальные явления (кооперация, консолидация, солидарность, социальность, взаимопомощь); культурные технологии (социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, технологии целеполагающей деятельности и взаимодействия, вербальное и невербальное коммуницирование, художественное творчество и физическое развитие); межкультурные взаимодействия (культурная диффузия, заимствования, отторжение, конфликт, культурный синтез и т. д.).
Сегодня культурологическая парадигма обладает соответствующими атрибутами и признаками — она органично включает информационно-аналитические концепты, выработанные в различных областях социально-гуманитарного знания (своеобразные «аксиомы» культурологического знания, на базе которых в процессе культурологического дискурса выстраиваются новые культурные онтологии). Ее научный метод образуют методологические принципы и специфическая методология интерпретации знаний, полученных другими науками социально-гуманитарного профиля (своеобразные «парадигмальные образцы» — Т. Кун). Наконец, она имеет мощную метафизическую составляющую — систему концептуальных представлений о феномене культуры, которая конструирует в предельно широком формате предметную область настоящих и будущих исследований и одновременно обеспечивает онтологический статус культуры как духовной матрицы, благодаря которой осуществляется воспроизводство — народа, нации, этноса, человеческого в человеке.
Помимо сугубо теоретических вопросов, культурология исследует те проблемы, от решения которых во многом зависит качество «повседневной жизнедеятельности» (и которые находятся в компетенции ее «теоретико-прикладных» разделов). В частности, в числе приоритетных направлений культурологических исследований (часть из которых реализуется в рамках исследовательских проектов нашего Университета[79]) можно выделить следующие: понимание духовной специфики отечественной культуры (тех факторов, которые обеспечивают ее историческую устойчивость и целостность, тех ценностей, которые определяют специфику ее ментальности и выступают условием национально-культурной идентичности); обоснование функций, факторов и перспектив обретения государственной идеологии; осмысление национальной идеи как особой и специфически российской формы культурного самосознания; изучение характера духовных угроз и разработка условий обеспечения культурной идентичности и духовной безопасности общества (в том числе оценка опасности духовных угроз, возникающих в связи с экспансией ценностей других культур, модернизационными процессами, разрушающими культурную целостность путем некритичного заимствования и насильственного внедрения культурно неоправданных моделей экономического и политического устройства и т. д.); разработка перспектив и приоритетов государственной культурной политики; прогнозирование и разработка вероятных (и оптимальных) моделей мировоззренческого самоопределения и грядущего устройства России.
4. «Проблемное поле» современной культурологии
Сегодня проблематика культурологии выходит за рамки компетенции сложившихся научных дисциплин социально–гуманитарного профиля, и в этом смысле культурологическое знание имеет мета–научный, трансдисциплинарный характер. Универсальность культурологической методологии определяет ее «эпистемостроительные» потенции, способность не только познавать, но и конструировать мир культуры совокупностью духовных, интеллектуальных и душевных энергий исследователя. Универсальность рефлективных форм и качественное многообразие выражений культурологической мысли во многом определяется универсальностью культуры как «духовного эфира», пронизывающего все аспекты, грани и модусы бытия человека и общества. При этом и область, и специализация, и компетенция культурологического знания определяются не столько объектом анализа, сколько спецификой метода, методологией понимания и интерпретации входящих в предметное поле социально–культурных феноменов.
Предметное поле культурологии образует многоуровневая система абстракций, отражающая различные аспекты онтологической реальности («тексты культуры»). Многие из этих категорий ранее входили (и входят) в категориальный аппарат научных методов других наук (философии, социологии, антропологии, этнографии и др.), но в рамках культурологии эти феномены получили иные грани смысла.
Во–первых, группа категорий фиксирует культуру как целостность, включая культурно–исторические типы социокультурной организации, региональные культуры, этнические и социальные субкультурные сообщества, обыденную, элитарную и народную культуру.
Во–вторых, значительный пласт категорий фиксирует различные аспекты, грани и уровни феномена культуры, а именно: свойства и функции культурных объектов и явлений (знаков, символов, образов, мифов, верований, обрядов и ритуалов, символов и семантических конструктов, ментальностей и архетипов сознания, культурных текстов и кодов); культурные ценности и нормы (витальные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, а также образцы, паттерны, правила, стандарты, каноны, традиции, роли, стиль, мода); культурную среду (искусственную предметно–пространственную среду жизнедеятельности, а также социально–информационную среду взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей); субъектов культуры (личность, семья, социально–функциональные группы и коллективы, классы, касты, сословия, социумы, сообщества, социальные организмы, этносы, нации, человечество); культурные институты (культурная политика, учреждения культуры и досуга, образования и социального патронажа, творческие организации, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации и т.п.); культурные аспекты специализированных областей деятельности (культура правовая, политическая, военная, философская, религиозная, художественная, научная, образовательная, информационная, природопользования, охраны здоровья, физического воспроизводства, развития и реабилитации людей и т.п.).
Сегодня культурологическая парадигма обладает соответствующими атрибутами и признаками – она органично включает в себя информационно–аналитические концепты, выработанные в различных областях социально–гуманитарного знания (своеобразные «аксиомы» культурологического знания, на базе которых в процессе культурологического дискурса выстраиваются новые культурные онтологии). Ее научный метод образуют методологические принципы и специфическая методология интерпретации знаний, полученных другими науками социально–гуманитарного профиля (своеобразные «парадигмальные образцы» – Т.Кун). Наконец, она имеет мощную метафизическую составляющую – систему концептуальных представлений о феномене культуры, которая конструирует в предельно широком формате предметную область настоящих и будущих исследований и одновременно обеспечивает онтологический статус культуры как духовной матрицы, благодаря которой осуществляется воспроизводство – народа, нации, этноса, человеческого в человеке.
Помимо сугубо теоретических вопросов, культурология исследует те проблемы, от решения которых во многом зависит качество «повседневной жизнедеятельности» (и которые находятся в компетенции ее «теоретико–прикладных» разделов). В частности, в числе приоритетных направлений культурологических исследований (часть из которых реализуется в рамках исследовательских проектов нашего университета 25 ) можно выделить выделил следующие: понимание духовной специфики отечественной культуры (тех факторов, которые обеспечивают ее историческую устойчивость и целостность, тех ценностей, которые определяют специфику ее ментальности и выступают условием национально–культурной идентичности); обоснование функций, факторов и перспектив обретения государственной идеологии; осмысление национальной идеи как особой и специфически российской формы культурного самосознания; изучение характера духовных угроз и разработка условий обеспечения культурной идентичности и духовной безопасности общества (в том числе оценка опасности духовных угроз, возникающих в связи с экспансией ценностей других культур, модернизационными процессами, разрушающими культурную целостность путем некритичного заимствования и насильственного внедрения культурно неоправданных моделей экономического и политического устройства и т.д.): разработка перспектив и приоритетов государственной культурной политики; прогнозирование и разработка вероятных (и оптимальных) моделей мировоззренческого самоопределения и грядущего устройства России.
6 «Проблемное поле» современной культурологии
Сегодня проблематика культурологии выходит за рамки компетенции сложившихся научных дисциплин социально–гуманитарного профиля, и в этом смысле культурологическое знание имеет мета–научный, трансдисциплинарный характер. Универсальность культурологической методологии определяет ее «эпистемостроительные» потенции, способность не только познавать, но и конструировать мир культуры совокупностью духовных, интеллектуальных и душевных энергий исследователя. Универсальность рефлективных форм и качественное многообразие выражений культурологической мысли во многом определяется универсальностью культуры как «духовного эфира», пронизывающего все аспекты, грани и модусы бытия человека и общества. При этом и область, и специализация, и компетенция культурологического знания определяются не столько объектом анализа, сколько спецификой метода, методологией понимания и интерпретации входящих в предметное поле социально–культурных феноменов.
Предметное поле культурологии образует многоуровневая система абстракций, отражающая различные аспекты онтологической реальности («тексты культуры»). Многие из этих категорий ранее входили (и входят) в категориальный аппарат научных методов других наук (философии, социологии, антропологии, этнографии и др.), но в рамках культурологии эти феномены получили иные грани смысла.
Во–первых, группа категорий фиксирует культуру как целостность, включая культурно–исторические типы социокультурной организации, региональные культуры, этнические и социальные субкультурные сообщества, обыденную, элитарную и народную культуру.
Во–вторых, значительный пласт категорий фиксирует различные аспекты, грани и уровни феномена культуры, а именно: свойства и функции культурных объектов и явлений (знаков, символов, образов, мифов, верований, обрядов и ритуалов, символов и семантических конструктов, ментальностей и архетипов сознания, культурных текстов и кодов); культурные ценности и нормы (витальные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, а также образцы, паттерны, правила, стандарты, каноны, традиции, роли, стиль, мода); культурную среду (искусственную предметно–пространственную среду жизнедеятельности, а также социально–информационную среду взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей); субъектов культуры (личность, семья, социально–функциональные группы и коллективы, классы, касты, сословия, социумы, сообщества, социальные организмы, этносы, нации, человечество); культурные институты (культурная политика, учреждения культуры и досуга, образования и социального патронажа, творческие организации, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации и т.п.); культурные аспекты специализированных областей деятельности (культура правовая, политическая, военная, философская, религиозная, художественная, научная, образовательная, информационная, природопользования, охраны здоровья, физического воспроизводства, развития и реабилитации людей и т.п.).
В–третьих, культурологические категории отражают технологический пласт бытия культурных организмов: культурные модальности (эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм); культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, распространение, воспроизводство, сохранение, изменение); культурно–интеграционные и дифференциальные явления (кооперация, консолидация, солидарность, социальность, взаимопомощь); культурные технологии (социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, технологии целеполагающей деятельности и взаимодействия, вербальное и невербальное коммуницирование, художественное творчество и физическое развитие); межкультурные взаимодействия (культурная диффузия, заимствования, отторжение, конфликт, культурный синтез и т.д.).
Сегодня культурологическая парадигма обладает соответствующими атрибутами и признаками – она органично включает в себя информационно–аналитические концепты, выработанные в различных областях социально–гуманитарного знания (своеобразные «аксиомы» культурологического знания, на базе которых в процессе культурологического дискурса выстраиваются новые культурные онтологии). Ее научный метод образуют методологические принципы и специфическая методология интерпретации знаний, полученных другими науками социально–гуманитарного профиля (своеобразные «парадигмальные образцы» – Т.Кун). Наконец, она имеет мощную метафизическую составляющую – систему концептуальных представлений о феномене культуры, которая конструирует в предельно широком формате предметную область настоящих и будущих исследований и одновременно обеспечивает онтологический статус культуры как духовной матрицы, благодаря которой осуществляется воспроизводство – народа, нации, этноса, человеческого в человеке.
Помимо сугубо теоретических вопросов, культурология исследует те проблемы, от решения которых во многом зависит качество «повседневной жизнедеятельности» (и которые находятся в компетенции ее «теоретико–прикладных» разделов). В частности, в числе приоритетных направлений культурологических исследований (часть из которых реализуется в рамках исследовательских проектов нашего университета) можно выделить выделил следующие: понимание духовной специфики отечественной культуры (тех факторов, которые обеспечивают ее историческую устойчивость и целостность, тех ценностей, которые определяют специфику ее ментальности и выступают условием национально–культурной идентичности); обоснование функций, факторов и перспектив обретения государственной идеологии; осмысление национальной идеи как особой и специфически российской формы культурного самосознания; изучение характера духовных угроз и разработка условий обеспечения культурной идентичности и духовной безопасности общества (в том числе оценка опасности духовных угроз, возникающих в связи с экспансией ценностей других культур, модернизационными процессами, разрушающими культурную целостность путем некритичного заимствования и насильственного внедрения культурно неоправданных моделей экономического и политического устройства и т.д.): разработка перспектив и приоритетов государственной культурной политики; прогнозирование и разработка вероятных (и оптимальных) моделей мировоззренческого самоопределения и грядущего устройства России.
Содержание понятия «культура»
В современных гуманитарных науках понятие культура является одним из важнейших. Вместе с тем оно настолько сложно и объемно, что его невозможно определить однозначно. В настоящее время специалисты насчитывают более 500 определений культуры, в зависимости от того, какие ее стороны являются предметом рассмотрения (см. [Кравченко 2001: 11]). Само слово культура многозначно во всех европейских языках. Раймонд Уильямс, один из основателей культурологии как научной дисциплины, в своей книге Key words («Ключевые слова» [Williams 1976], пытаясь определить слово ‘culture’, признал, что это одно из самых трудных для определения слов в английском языке.
Культура является предметом изучения всех социальных и гуманитарных наук (истории, социологии, антропологии, этнологии, культурологи, лингво-культурологии, лингвистики и др.), каждая из которых рассматривает определенный ее пласт. Это одна из причин того, что существует такое большое количество определений понятия культура. Другая причина в том, что существуют разные взгляды на культуру.
Наиболее классическое определение культуры, господствовавшее многие десятилетия, было предложено профессором антропологии Оксфордского университета Эдвардом Тайлором [Tylor 1903]: «Культура, или цивилизация, рассматриваемая в широком этнографическом значении, представляет собой сложное целое, включающее познание, верования, искусство, мораль, право, обычаи и некоторые другие способности и привычки, присущие человеку как члену общества. Особенности культуры различных обществ человеческого рода, насколько они в принципе могут быть изучены, являются темой, близкой к изучению законов человеческого мышления и поступков» [Tylor1903, цит. по: Лурье 1998: 140].
Привлекает своей доступностью и образностью определение, которое дал Клакхон – «Культура для общества – это то же, что память для человека» (Culture is to society what memory is to individuals) [Kluckhohn 1954, цит по: Triandis 1994: 1]. Подобную мысль высказывал Д. С. Лихачев: «Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти» [Лихачев 1991: 201]. Ю. М. Лотман также отмечал, что, с точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, то есть надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых» [Лотман 2004: 673].
Г. Хофштеде назвал культуру «программным обеспечением ума» (Culture is a software of the mind) [Hofstede 1991], подчеркнув тем самым, что культура определяет сознание человека и руководит его деятельностью.
В российской культурологии существует два основных направления: ценностный подход к культуре и деятельностный. Согласно первому, культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. При деятельностном подходе культура рассматривается как способ деятельности, как система механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе [Лурье 1998: 155]. Впервые эта мысль была высказана Э. С. Маркаряном, который определил этнические культуры как «исторически выработанные способы деятельности, благодаря которым обеспечивалась и обеспечивается адаптация различных народов к условиям окружающей их природной и социальной среды» [Маркарян 1978: 8–9].
Совместное долгое проживание групп людей на одной и той же территории, их хозяйственная деятельность формируют у них единый образ жизни, стиль поведения, стиль одежды, манеру общения, общее мировоззрение ит.д. В результате формируется самостоятельная культурная система – этническая культура. Таким образом, культура – продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования. В процессе жизнедеятельности и адаптации к окружающей среде люди вырабатывают языки коммуникации, социальные нормы, сплачивающие коллектив в сообщество, правила общежития, нормативный этикет – все то, что регулирует социальную жизнь в данном сообществе, накапливается им и передается из поколения в поколение. Рождаясь в конкретном социуме, человек приобретает принятые в нем правила и нормы как наиболее естественный и правильный способ поведения.
Представляется, что ценностный подход, который рассматривает культуру как «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком», с позиций теории межкультурной коммуникации не противостоит деятельностному подходу, а дополняет его и даже является его составляющей. Культурные ценности сказываются на поведении людей, но все же они являются производными. Как подчеркивает С. В. Лурье, составляющими «центральной зоны» культуры являются не верования и ценности, а адаптационно-деятельные модели [Лурье 1998: 220]. Понимание культуры как «способа человеческой деятельности, способа существования людей, имеющего адаптивную природу» [Маркарян 1978: 8–9] позволяет объяснить многие особенности коммуникативного поведения представителей определенной лингво-культурной общности.
Как предмет изучения культурной антропологии культура определяется как совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени [Тер-Минасова 2007: 13]. В то же время культура – это не только результат материального и духовного развития, но и сам процесс сознательной деятельности, в ходе которого изменяется не только окружающая среда, но и он сам [А. С. Мамонтов, С. П. Мамонтов 2005: 27].
Культурное своеобразие проявляется в самых разных сторонах человеческой деятельности. В связи с этим представляется важной идея различать культуру на глубинном (deep culture) и поверхностном (или внешнем) (surface culture) уровнях [Guirdham 1999], между которыми существует тесная взаимосвязь, ибо культура – это образ жизни людей, и она пронизывает все ее стороны. Поверхностный уровень включает все то, что мы можем наблюдать и воспринимать органами чувств (различия в одежде, еде, архитектуре, музыке, ритуалах, жестах и т. д.), глубинный – то, что скрыто от глаз, но не менее важно, поскольку внешние различия предопределяются глубинными различиями и являются их проявлением. Для формирования взгляда на культуру как на целостную систему, а не совокупность разрозненных фактов, большое значение имеют элементы глубинной культуры, находящиеся в сознании людей (мировоззрение, мораль, традиции, ценности – все то, что нельзя ощутить органами чувств). К элементам глубинной культуры исследователи относят и характерные для данного социума социально-культурные отношения [Guirdham 1999: 50].
Для теории межкультурной коммуникации особое значение имеет та часть культуры, которая связана с нормативно-регулятивными и коммуникативными механизмами. По этой причине социальная организация общества должна быть в центре внимания исследователей, так как именно она регулирует взаимоотношения между членами группы, определяет их социальные роли, дает ключ к пониманию культурных ценностей, а также норм поведения. Через нее можно объяснить многие национально-культурные особенности коммуникации представителей различных культур.
В межкультурной коммуникации важно не столько то, какому из существующих определений культуры отдать предпочтение, сколько понимание того, что дает знание культуры участникам межкультурного общения, оказывающимся в роли интерпретаторов культуры. И здесь важно учитывать, что культура является основным регулятором деятельности людей. Как отмечал Л. С. Выготский, «культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций человека» [Выготский 1960: 45]. По мнению А. Я. Флиера, система социальных норм является квинтэссенцией культуры, порождаемой в процессе накопления и аккумуляции социального опыта, его селекции и выделения наиболее оправдавших себя образцов проявления сознания и осуществления деятельности [Флиер 2000: 39]. Нормативный и поведенческий аспект кладут в основу определения культуры многие авторы, и именно этот аспект имеет особо важное значение для теории межкультурной коммуникации. А. С. Мамонтов и С. П. Мамонтов определяют культуру как сложнейшую, исторически развивающуюся систему норм и взаимоотношений, «сложившихся за сотни тысяч лет внутри биологического вида Homo sapiens и направленных на его выживание и совершенствование» [Мамонтов, Мамонтов 2005: 27]. Таким образом, культура предопределяет сознание народа и его поведение, она дает нам ключ к пониманию национально-культурных различий.
Поскольку целью нашего исследования являются различия в коммуникации, помимо понятия культура, мы будем использовать предложенное И.А. Стернинымпонятие коммуникативная культура, которая понимается как фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение нации [Стернин, Ларина, Стернина 2003: 9].