проблемное поле современной культурологии

Проблемное поле современной культурологии

проблемное поле современной культурологии. Смотреть фото проблемное поле современной культурологии. Смотреть картинку проблемное поле современной культурологии. Картинка про проблемное поле современной культурологии. Фото проблемное поле современной культурологии проблемное поле современной культурологии. Смотреть фото проблемное поле современной культурологии. Смотреть картинку проблемное поле современной культурологии. Картинка про проблемное поле современной культурологии. Фото проблемное поле современной культурологии проблемное поле современной культурологии. Смотреть фото проблемное поле современной культурологии. Смотреть картинку проблемное поле современной культурологии. Картинка про проблемное поле современной культурологии. Фото проблемное поле современной культурологии проблемное поле современной культурологии. Смотреть фото проблемное поле современной культурологии. Смотреть картинку проблемное поле современной культурологии. Картинка про проблемное поле современной культурологии. Фото проблемное поле современной культурологии

проблемное поле современной культурологии. Смотреть фото проблемное поле современной культурологии. Смотреть картинку проблемное поле современной культурологии. Картинка про проблемное поле современной культурологии. Фото проблемное поле современной культурологии

проблемное поле современной культурологии. Смотреть фото проблемное поле современной культурологии. Смотреть картинку проблемное поле современной культурологии. Картинка про проблемное поле современной культурологии. Фото проблемное поле современной культурологии

Сегодня проблематика культурологии выходит за рамки компетен­ции сложившихся научных дисциплин социально-гуманитарного про­филя, и в этом смысле культурологическое знание имеет метанаучный, трансдисциплинарный характер. Универсальность культурологической методологии определяет ее «энистемо-строительные» потенции, спо­собность не только познавать, но и конструировать мир культуры сово­купностью духовных, интеллектуальных и душевных энергий исследо­вателя. Универсальность рефлективных форм и качественное многооб­разие выражений культурологической мысли во многом обусловлены универсальностью культуры как «духовного эфира», пронизывающего все аспекты, грани и модусы бытия человека и общества. При этом и область, и специализация, и компетенция культурологического знания определяются не столько объектом анализа, сколько спецификой мето­да, методологией понимания и интерпретации входящих в предметное поле социально-культурных феноменов.

Предметное поле культурологии образует многоуровневая система абстракций, отражающая различные аспекты онтологической реально­сти. Многие из этих категорий ранее входили (и входят) в категориаль­ный аппарат научных методов других наук (философии, социологии, антропологии, этнографии и др.), но в рамках культурологии эти фено­мены выявили иные грани смысла[78].

Во-первых, группа категорий фиксирует культуру как целостность, включая культурно-исторические типы социокультурной организации, региональные культуры, этнические и социальные субкультурные сооб­щества, обыденную, элитарную и народную культуру.

Во-вторых, значительный пласт категорий фиксирует различные ас­пекты, грани и уровни феномена культуры, а именно: свойства и функ­ции культурных объектов и явлений (знаков, символов, образов, мифов, верований, обрядов и ритуалов, символов и семантических конструктов, ментальностей и архетипов сознания, культурных текстов и кодов); куль­турные ценности и нормы (витальные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, а также образцы, паттерны, правила, стандарты, каноны, традиции, роли, стиль, мода); культурную среду (искусственная предметно-пространственная среда жизнедеятельности, а также социально-информационная среда взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей); субъекты культуры (личность, семья, социально-функциональные группы и коллективы, классы, касты, сословия, социу­мы, сообщества, социальные организмы, этносы, нации, человечество); культурные институты (культурная политика, учреждения культуры и досуга, образования и социального патронажа, творческие организа­ции, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации и т. п.); культурные аспекты специализированных областей деятельности (культура правовая, политическая, военная, философская, религиозная, художественная, научная, образовательная, информационная, природопользования, охраны здоровья, физического воспроизводства, развития и реабилитации людей и т. п.).

В-третьих, культурологические категории отражают технологи­ческий пласт бытия культурных организмов: культурные модальности эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм); культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, рас­пространение, воспроизводство, сохранение, изменение); культурно-интеграционные и дифференциальные явления (кооперация, консоли­дация, солидарность, социальность, взаимопомощь); культурные тех­нологии (социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, технологии целеполагающей деятельности и взаимодействия, вербальное и невербальное коммуницирование, художественное творчество и физическое развитие); межкультурные взаимодействия (культурная диффузия, заимствования, от­торжение, конфликт, культурный синтез и т. д.).

Сегодня культурологическая парадигма обладает соответствующими атрибутами и признаками — она органично включает информационно-аналитические концепты, выработанные в различных областях социаль­но-гуманитарного знания (своеобразные «аксиомы» культурологического знания, на базе которых в процессе культурологического дискурса вы­страиваются новые культурные онтологии). Ее научный метод образуют методологические принципы и специфическая методология интерпретации знаний, полученных другими науками социально-гуманитарного профиля (своеобразные «парадигмальные образцы» — Т. Кун). Наконец, она имеет мощную метафизическую составляющую — систему концептуальных представлений о феномене культуры, которая конструирует в предельно широком формате предметную область настоящих и будущих исследований и одновременно обеспечивает онтологический статус культуры как духовной матрицы, благодаря которой осуществляется воспроизводство — народа, нации, этноса, человеческого в человеке.

проблемное поле современной культурологии. Смотреть фото проблемное поле современной культурологии. Смотреть картинку проблемное поле современной культурологии. Картинка про проблемное поле современной культурологии. Фото проблемное поле современной культурологии

Помимо сугубо теоретических вопросов, культурология исследует те проблемы, от решения которых во многом зависит качество «повсе­дневной жизнедеятельности» (и которые находятся в компетенции ее «теоретико-прикладных» разделов). В частности, в числе приоритетных направлений культурологических исследований (часть из которых реализуется в рамках исследовательских проектов нашего Университета[79]) можно выделить следующие: понимание духовной специфики оте­чественной культуры (тех факторов, которые обеспечивают ее истори­ческую устойчивость и целостность, тех ценностей, которые определяют специфику ее ментальности и выступают условием национально-куль­турной идентичности); обоснование функций, факторов и перспектив обретения государственной идеологии; осмысление национальной идеи как особой и специфически российской формы культурного самосозна­ния; изучение характера духовных угроз и разработка условий обес­печения культурной идентичности и духовной безопасности общества (в том числе оценка опасности духовных угроз, возникающих в связи с экспансией ценностей других культур, модернизационными процесса­ми, разрушающими культурную целостность путем некритичного за­имствования и насильственного внедрения культурно неоправданных моделей экономического и политического устройства и т. д.); разработка перспектив и приоритетов государственной культурной политики; про­гнозирование и разработка вероятных (и оптимальных) моделей миро­воззренческого самоопределения и грядущего устройства России.

Источник

4. «Проблемное поле» современной культурологии

Сегодня проблематика культурологии выходит за рамки компетенции сложившихся научных дисциплин социально–гуманитарного профиля, и в этом смысле культурологическое знание имеет мета–научный, трансдисциплинарный характер. Универсальность культурологической методологии определяет ее «эпистемостроительные» потенции, способность не только познавать, но и конструировать мир культуры совокупностью духовных, интеллектуальных и душевных энергий исследователя. Универсальность рефлективных форм и качественное многообразие выражений культурологической мысли во многом определяется универсальностью культуры как «духовного эфира», пронизывающего все аспекты, грани и модусы бытия человека и общества. При этом и область, и специализация, и компетенция культурологического знания определяются не столько объектом анализа, сколько спецификой метода, методологией понимания и интерпретации входящих в предметное поле социально–культурных феноменов.

Предметное поле культурологии образует многоуровневая система абстракций, отражающая различные аспекты онтологической реальности («тексты культуры»). Многие из этих категорий ранее входили (и входят) в категориальный аппарат научных методов других наук (философии, социологии, антропологии, этнографии и др.), но в рамках культурологии эти феномены получили иные грани смысла.

Во–первых, группа категорий фиксирует культуру как целостность, включая культурно–исторические типы социокультурной организации, региональные культуры, этнические и социальные субкультурные сообщества, обыденную, элитарную и народную культуру.

Во–вторых, значительный пласт категорий фиксирует различные аспекты, грани и уровни феномена культуры, а именно: свойства и функции культурных объектов и явлений (знаков, символов, образов, мифов, верований, обрядов и ритуалов, символов и семантических конструктов, ментальностей и архетипов сознания, культурных текстов и кодов); культурные ценности и нормы (витальные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, а также образцы, паттерны, правила, стандарты, каноны, традиции, роли, стиль, мода); культурную среду (искусственную предметно–пространственную среду жизнедеятельности, а также социально–информационную среду взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей); субъектов культуры (личность, семья, социально–функциональные группы и коллективы, классы, касты, сословия, социумы, сообщества, социальные организмы, этносы, нации, человечество); культурные институты (культурная политика, учреждения культуры и досуга, образования и социального патронажа, творческие организации, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации и т.п.); культурные аспекты специализированных областей деятельности (культура правовая, политическая, военная, философская, религиозная, художественная, научная, образовательная, информационная, природопользования, охраны здоровья, физического воспроизводства, развития и реабилитации людей и т.п.).

Сегодня культурологическая парадигма обладает соответствующими атрибутами и признаками – она органично включает в себя информационно–аналитические концепты, выработанные в различных областях социально–гуманитарного знания (своеобразные «аксиомы» культурологического знания, на базе которых в процессе культурологического дискурса выстраиваются новые культурные онтологии). Ее научный метод образуют методологические принципы и специфическая методология интерпретации знаний, полученных другими науками социально–гуманитарного профиля (своеобразные «парадигмальные образцы» – Т.Кун). Наконец, она имеет мощную метафизическую составляющую – систему концептуальных представлений о феномене культуры, которая конструирует в предельно широком формате предметную область настоящих и будущих исследований и одновременно обеспечивает онтологический статус культуры как духовной матрицы, благодаря которой осуществляется воспроизводство – народа, нации, этноса, человеческого в человеке.

Помимо сугубо теоретических вопросов, культурология исследует те проблемы, от решения которых во многом зависит качество «повседневной жизнедеятельности» (и которые находятся в компетенции ее «теоретико–прикладных» разделов). В частности, в числе приоритетных направлений культурологических исследований (часть из которых реализуется в рамках исследовательских проектов нашего университета 25 ) можно выделить выделил следующие: понимание духовной специфики отечественной культуры (тех факторов, которые обеспечивают ее историческую устойчивость и целостность, тех ценностей, которые определяют специфику ее ментальности и выступают условием национально–культурной идентичности); обоснование функций, факторов и перспектив обретения государственной идеологии; осмысление национальной идеи как особой и специфически российской формы культурного самосознания; изучение характера духовных угроз и разработка условий обеспечения культурной идентичности и духовной безопасности общества (в том числе оценка опасности духовных угроз, возникающих в связи с экспансией ценностей других культур, модернизационными процессами, разрушающими культурную целостность путем некритичного заимствования и насильственного внедрения культурно неоправданных моделей экономического и политического устройства и т.д.): разработка перспектив и приоритетов государственной культурной политики; прогнозирование и разработка вероятных (и оптимальных) моделей мировоззренческого самоопределения и грядущего устройства России.

Источник

6 «Проблемное поле» современной культурологии

Сегодня проблематика культурологии выходит за рамки компетенции сложившихся научных дисциплин социально–гуманитарного профиля, и в этом смысле культурологическое знание имеет мета–научный, трансдисциплинарный характер. Универсальность культурологической методологии определяет ее «эпистемостроительные» потенции, способность не только познавать, но и конструировать мир культуры совокупностью духовных, интеллектуальных и душевных энергий исследователя. Универсальность рефлективных форм и качественное многообразие выражений культурологической мысли во многом определяется универсальностью культуры как «духовного эфира», пронизывающего все аспекты, грани и модусы бытия человека и общества. При этом и область, и специализация, и компетенция культурологического знания определяются не столько объектом анализа, сколько спецификой метода, методологией понимания и интерпретации входящих в предметное поле социально–культурных феноменов.

Предметное поле культурологии образует многоуровневая система абстракций, отражающая различные аспекты онтологической реальности («тексты культуры»). Многие из этих категорий ранее входили (и входят) в категориальный аппарат научных методов других наук (философии, социологии, антропологии, этнографии и др.), но в рамках культурологии эти феномены получили иные грани смысла.

Во–первых, группа категорий фиксирует культуру как целостность, включая культурно–исторические типы социокультурной организации, региональные культуры, этнические и социальные субкультурные сообщества, обыденную, элитарную и народную культуру.

Во–вторых, значительный пласт категорий фиксирует различные аспекты, грани и уровни феномена культуры, а именно: свойства и функции культурных объектов и явлений (знаков, символов, образов, мифов, верований, обрядов и ритуалов, символов и семантических конструктов, ментальностей и архетипов сознания, культурных текстов и кодов); культурные ценности и нормы (витальные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, а также образцы, паттерны, правила, стандарты, каноны, традиции, роли, стиль, мода); культурную среду (искусственную предметно–пространственную среду жизнедеятельности, а также социально–информационную среду взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей); субъектов культуры (личность, семья, социально–функциональные группы и коллективы, классы, касты, сословия, социумы, сообщества, социальные организмы, этносы, нации, человечество); культурные институты (культурная политика, учреждения культуры и досуга, образования и социального патронажа, творческие организации, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации и т.п.); культурные аспекты специализированных областей деятельности (культура правовая, политическая, военная, философская, религиозная, художественная, научная, образовательная, информационная, природопользования, охраны здоровья, физического воспроизводства, развития и реабилитации людей и т.п.).

В–третьих, культурологические категории отражают технологический пласт бытия культурных организмов: культурные модальности (эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм); культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, распространение, воспроизводство, сохранение, изменение); культурно–интеграционные и дифференциальные явления (кооперация, консолидация, солидарность, социальность, взаимопомощь); культурные технологии (социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, технологии целеполагающей деятельности и взаимодействия, вербальное и невербальное коммуницирование, художественное творчество и физическое развитие); межкультурные взаимодействия (культурная диффузия, заимствования, отторжение, конфликт, культурный синтез и т.д.).

Сегодня культурологическая парадигма обладает соответствующими атрибутами и признаками – она органично включает в себя информационно–аналитические концепты, выработанные в различных областях социально–гуманитарного знания (своеобразные «аксиомы» культурологического знания, на базе которых в процессе культурологического дискурса выстраиваются новые культурные онтологии). Ее научный метод образуют методологические принципы и специфическая методология интерпретации знаний, полученных другими науками социально–гуманитарного профиля (своеобразные «парадигмальные образцы» – Т.Кун). Наконец, она имеет мощную метафизическую составляющую – систему концептуальных представлений о феномене культуры, которая конструирует в предельно широком формате предметную область настоящих и будущих исследований и одновременно обеспечивает онтологический статус культуры как духовной матрицы, благодаря которой осуществляется воспроизводство – народа, нации, этноса, человеческого в человеке.

Помимо сугубо теоретических вопросов, культурология исследует те проблемы, от решения которых во многом зависит качество «повседневной жизнедеятельности» (и которые находятся в компетенции ее «теоретико–прикладных» разделов). В частности, в числе приоритетных направлений культурологических исследований (часть из которых реализуется в рамках исследовательских проектов нашего университета) можно выделить выделил следующие: понимание духовной специфики отечественной культуры (тех факторов, которые обеспечивают ее историческую устойчивость и целостность, тех ценностей, которые определяют специфику ее ментальности и выступают условием национально–культурной идентичности); обоснование функций, факторов и перспектив обретения государственной идеологии; осмысление национальной идеи как особой и специфически российской формы культурного самосознания; изучение характера духовных угроз и разработка условий обеспечения культурной идентичности и духовной безопасности общества (в том числе оценка опасности духовных угроз, возникающих в связи с экспансией ценностей других культур, модернизационными процессами, разрушающими культурную целостность путем некритичного заимствования и насильственного внедрения культурно неоправданных моделей экономического и политического устройства и т.д.): разработка перспектив и приоритетов государственной культурной политики; прогнозирование и разработка вероятных (и оптимальных) моделей мировоззренческого самоопределения и грядущего устройства России.

Содержание понятия «культура»

В современных гуманитарных науках понятие культура является одним из важнейших. Вместе с тем оно настолько сложно и объемно, что его невозможно определить однозначно. В настоящее время специалисты насчитывают более 500 определений культуры, в зависимости от того, какие ее стороны являются предметом рассмотрения (см. [Кравченко 2001: 11]). Само слово культура многозначно во всех европейских языках. Раймонд Уильямс, один из основателей культурологии как научной дисциплины, в своей книге Key words («Ключевые слова» [Williams 1976], пытаясь определить слово ‘culture’, признал, что это одно из самых трудных для определения слов в английском языке.

Культура является предметом изучения всех социальных и гуманитарных наук (истории, социологии, антропологии, этнологии, культурологи, лингво-культурологии, лингвистики и др.), каждая из которых рассматривает определенный ее пласт. Это одна из причин того, что существует такое большое количество определений понятия культура. Другая причина в том, что существуют разные взгляды на культуру.

Наиболее классическое определение культуры, господствовавшее многие десятилетия, было предложено профессором антропологии Оксфордского университета Эдвардом Тайлором [Tylor 1903]: «Культура, или цивилизация, рассматриваемая в широком этнографическом значении, представляет собой сложное целое, включающее познание, верования, искусство, мораль, право, обычаи и некоторые другие способности и привычки, присущие человеку как члену общества. Особенности культуры различных обществ человеческого рода, насколько они в принципе могут быть изучены, являются темой, близкой к изучению законов человеческого мышления и поступков» [Tylor1903, цит. по: Лурье 1998: 140].

Привлекает своей доступностью и образностью определение, которое дал Клакхон – «Культура для общества – это то же, что память для человека» (Culture is to society what memory is to individuals) [Kluckhohn 1954, цит по: Triandis 1994: 1]. Подобную мысль высказывал Д. С. Лихачев: «Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти» [Лихачев 1991: 201]. Ю. М. Лотман также отмечал, что, с точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, то есть надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых» [Лотман 2004: 673].

Г. Хофштеде назвал культуру «программным обеспечением ума» (Culture is a software of the mind) [Hofstede 1991], подчеркнув тем самым, что культура определяет сознание человека и руководит его деятельностью.

В российской культурологии существует два основных направления: ценностный подход к культуре и деятельностный. Согласно первому, культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. При деятельностном подходе культура рассматривается как способ деятельности, как система механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе [Лурье 1998: 155]. Впервые эта мысль была высказана Э. С. Маркаряном, который определил этнические культуры как «исторически выработанные способы деятельности, благодаря которым обеспечивалась и обеспечивается адаптация различных народов к условиям окружающей их природной и социальной среды» [Маркарян 1978: 8–9].

Совместное долгое проживание групп людей на одной и той же территории, их хозяйственная деятельность формируют у них единый образ жизни, стиль поведения, стиль одежды, манеру общения, общее мировоззрение ит.д. В результате формируется самостоятельная культурная система – этническая культура. Таким образом, культура – продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования. В процессе жизнедеятельности и адаптации к окружающей среде люди вырабатывают языки коммуникации, социальные нормы, сплачивающие коллектив в сообщество, правила общежития, нормативный этикет – все то, что регулирует социальную жизнь в данном сообществе, накапливается им и передается из поколения в поколение. Рождаясь в конкретном социуме, человек приобретает принятые в нем правила и нормы как наиболее естественный и правильный способ поведения.

Представляется, что ценностный подход, который рассматривает культуру как «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком», с позиций теории межкультурной коммуникации не противостоит деятельностному подходу, а дополняет его и даже является его составляющей. Культурные ценности сказываются на поведении людей, но все же они являются производными. Как подчеркивает С. В. Лурье, составляющими «центральной зоны» культуры являются не верования и ценности, а адаптационно-деятельные модели [Лурье 1998: 220]. Понимание культуры как «способа человеческой деятельности, способа существования людей, имеющего адаптивную природу» [Маркарян 1978: 8–9] позволяет объяснить многие особенности коммуникативного поведения представителей определенной лингво-культурной общности.

Как предмет изучения культурной антропологии культура определяется как совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени [Тер-Минасова 2007: 13]. В то же время культура – это не только результат материального и духовного развития, но и сам процесс сознательной деятельности, в ходе которого изменяется не только окружающая среда, но и он сам [А. С. Мамонтов, С. П. Мамонтов 2005: 27].

Культурное своеобразие проявляется в самых разных сторонах человеческой деятельности. В связи с этим представляется важной идея различать культуру на глубинном (deep culture) и поверхностном (или внешнем) (surface culture) уровнях [Guirdham 1999], между которыми существует тесная взаимосвязь, ибо культура – это образ жизни людей, и она пронизывает все ее стороны. Поверхностный уровень включает все то, что мы можем наблюдать и воспринимать органами чувств (различия в одежде, еде, архитектуре, музыке, ритуалах, жестах и т. д.), глубинный – то, что скрыто от глаз, но не менее важно, поскольку внешние различия предопределяются глубинными различиями и являются их проявлением. Для формирования взгляда на культуру как на целостную систему, а не совокупность разрозненных фактов, большое значение имеют элементы глубинной культуры, находящиеся в сознании людей (мировоззрение, мораль, традиции, ценности – все то, что нельзя ощутить органами чувств). К элементам глубинной культуры исследователи относят и характерные для данного социума социально-культурные отношения [Guirdham 1999: 50].

Для теории межкультурной коммуникации особое значение имеет та часть культуры, которая связана с нормативно-регулятивными и коммуникативными механизмами. По этой причине социальная организация общества должна быть в центре внимания исследователей, так как именно она регулирует взаимоотношения между членами группы, определяет их социальные роли, дает ключ к пониманию культурных ценностей, а также норм поведения. Через нее можно объяснить многие национально-культурные особенности коммуникации представителей различных культур.

В межкультурной коммуникации важно не столько то, какому из существующих определений культуры отдать предпочтение, сколько понимание того, что дает знание культуры участникам межкультурного общения, оказывающимся в роли интерпретаторов культуры. И здесь важно учитывать, что культура является основным регулятором деятельности людей. Как отмечал Л. С. Выготский, «культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций человека» [Выготский 1960: 45]. По мнению А. Я. Флиера, система социальных норм является квинтэссенцией культуры, порождаемой в процессе накопления и аккумуляции социального опыта, его селекции и выделения наиболее оправдавших себя образцов проявления сознания и осуществления деятельности [Флиер 2000: 39]. Нормативный и поведенческий аспект кладут в основу определения культуры многие авторы, и именно этот аспект имеет особо важное значение для теории межкультурной коммуникации. А. С. Мамонтов и С. П. Мамонтов определяют культуру как сложнейшую, исторически развивающуюся систему норм и взаимоотношений, «сложившихся за сотни тысяч лет внутри биологического вида Homo sapiens и направленных на его выживание и совершенствование» [Мамонтов, Мамонтов 2005: 27]. Таким образом, культура предопределяет сознание народа и его поведение, она дает нам ключ к пониманию национально-культурных различий.

Поскольку целью нашего исследования являются различия в коммуникации, помимо понятия культура, мы будем использовать предложенное И.А. Стернинымпонятие коммуникативная культура, которая понимается как фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение нации [Стернин, Ларина, Стернина 2003: 9].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *