проблемное поле социологии культуры

Проблемное поле социологии культуры

Представленный выше краткий обзор основных теоретичес-

ких направлений, которые к настоящему времени сформирова-

лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

щем виде определить ее предметную область, во-вторых, выделить

наиболее значимые, но пока нерешенные здесь проблемы и, в-тре-

тьих, выявить наличное социологическое знание, которое обеспе-

чивает возможности справиться с ними.

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

Социология культуры сложилась как особая область социо-

логии. Из всего сказанного о социологии культуры следует, что к

настоящему времени она сложилась как самостоятельная область

социологии. В ее рамках определились:

– исходные теоретические основания, присутствующие практи-

чески во всех работах общего характера. Они представляют собой

объединение структурно-функциональных и феноменологичес-

ких (в варианте социального конструирования реальности) пред-

посылок; базовых положений символического интеракционизма с

попытками придать им семиотическое измерение; постмодернист-

ских идей, выходящих за пределы системного мировидения;

– основные направления научного поиска, которые можно распо-

ложить между двумя полярными (в идеально-типическом смысле)

исходными позициями, одна из которых утверждает социальную

детерминированность культурных феноменов, а другая — культур-

ную обусловленность социально-структурных образований;

– предметная область; ее можно назвать социокультурной, пос-

кольку в рамках любого из направлений принимаются во внима-

ние и социальные, и культурные факты. В этом контексте изуча-

ются связи между социальной структурой, культурой и действием.

Для исследований такого рода наиболее приемлемым становится

микросоциологический уровень анализа, который во временном

отношении определяется как современность, а с точки зрения

масштаба рассматриваемых объектов в основном сводится к ор-

ганизациям, а также формальным и неформальным социальным

– объекты исследования, которые остаются традиционными для

социологии и на макроуровне представляют собой социетальные

институты и социальные классы в их культурном измерении, а на

групп, общественных движений;

– методологические принципы; в этой области те, что традици-

онны для социологии (гипотетико-дедуктивный, индуктивный, но-

мотетический, диагностический) дополняются идиографическим,

– достаточный объем теоретического и эмпирического материа-

ла, который позволяет сделать выводы как о дальнейшем направле-

нии продвижения этой научной области, так и о проблемах, реше-

ние которых поможет ему.

Проблемные области социологии культуры, связанные с изуче-

нием социокультурной микродинамики. Хотя тема изменений обсуждается в социологии постоянно, для

ее изучения в рамках социологии культуры, особенно на микроу-

ровне, пока не хватает теоретической базы. Об этом свидетельству-

ют следующие существующие здесь концептуальные затруднения:

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

– изменения обычно констатируются по схеме «было-стало», т. е

как события, а не процессы, и объясняются в структурно-функцио-

нальных терминах; процессы изменений, преобразований, их рас-

пространения не изучены в их формах, динамических механизмах,

длительностях, хотя такая необходимость декларируется;

– во многих теоретических работах открыто признается необхо-

димость локализовать точки порождения и пути распространения

изменений или консервации status quo, но для этого не определена

«система координат», в рамках которых можно было бы установить

агентов, содержание и возможность распространения соответс-

твующих процессов в их социальном и культурном измерениях;

– динамика констатируется применительно к отдельным ви-

дам деятельности; применительно к обществу «в целом» обычно

рассматриваются экономический и политический ее виды, в ос-

тальном речь идет о том, что происходит в отдельных институцио-

нальных областях, которые изучаются в соответствующих ветвях

социологии — наука, образование, медиа, искусство, право и др.

Теоретическая модель, которая объединила бы их в общую соци-

окультурную систему на единых концептуальных основаниях, от-

сутствует. Соответственно, нет общего аналитического пространс-

тва, которое позволило бы прослеживать связи между ними и соот-

носить содержание происходящих в их рамках изменений;

– все социологи культуры говорят о том, что институты и соци-

ально значимые символические системы суть производные соци-

альных взаимодействий и коммуникаций. Однако ни процессы, ни

формы интеракций систематическим образом не определены. В то

же время очевидно, что без концептуализации взаимодействия как

механизма социокультурной динамики — на макро- и микроуров-

не — изменения в обществе и культуре останутся без достоверных

– в рамках социологии понятие «культура» представлено в са-

мом общем значении, но в разных содержательных аспектах.

Соответственно каждый раз, когда нужно сопоставить результа-

ты, полученные представителями разных направлений социологии

культуры, обнаруживается необходимость в отчетливо сформули-

рованной дефиниции, с которой можно было бы соотносить ва-

риации и объяснять их смысл. Представляется, что это возможно,

поскольку существующие здесь определения не противоречат друг

Теоретический потенциал для решения выделенных проблем. В рамках социологии есть теоретический потенциал, который мож-

но актуализовать и организовать для решения выделенных проблем:

– сближение социологии с антропологией позволяет обратить-

ся к существующим здесь развернутым определениям культуры

и дополнить ими социологические. Это целесообразно, посколь-

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

проблемное поле социологии культуры. Смотреть фото проблемное поле социологии культуры. Смотреть картинку проблемное поле социологии культуры. Картинка про проблемное поле социологии культуры. Фото проблемное поле социологии культуры

ку культура всегда была предметной областью антропологичес-

ких исследований, а в социологии стала недавно. На этой основе

можно построить культурное измерение социокультурного про-

– в социологических работах существуют попытки определить

социальность; из их сопоставления и обобщения можно построить

социальное измерение социокультурного пространства;

– теоретическое объединение этих измерений создает основу для

конструирования модели социокультурного пространства, кото-

рое можно считать фундаментальной составляющей социологии

– в такой «системе координат» можно будет локализовать соци-

ально значимые события, источники, агентов, содержание социо-

культурных изменений, а также проследить пути их распростране-

ния и последствия через процессы социальных взаимодействий и

– в рамках социологии существуют определенные концептуали-

зации социального взаимодействия (например, в разработках так

называемой конфликтологии). И хотя отсутствует единая теорети-

ческая модель, где были бы выделены его фундаментальные фор-

мы, и потому все рассуждения об интеракции носят самый общий

характер, имеющееся знание оказывается полезным для ее внут-

Далее речь пойдет о представленности этих предметных тем в

социологии, чтобы осмыслить их с точки зрения социологии куль-

туры. Таким образом можно определить содержание ключевых со-

ставляющих предметной области социологии культуры, соответс-

твующей изучению социокультурной микродинамики.

1. Объекты изучения в современной социологии культуры: связь

между социальным и культурным уровнем рассмотрения.

2. Макросоциологические объекты: представленность культурно-

3. Микросоциологические объекты: представленность культурно-

4. Объяснительные принципы в современной социологии культу-

5. Предметная область современной социологии культуры.

6. Проблемное поле современной социологии культуры.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Проблемное поле социологии культуры.

В обьекте науки всегда выделяется та или иная область, подлежащая активному изучению со стороны конкретной научной дисциплины. Но выделяется она не только пространственно, но и предметно. Предметно значит проблемно. Проблемно значит то, что научное «око» взглянуло на эту область и увидело в ней те проблемы, которые жизненно важны для этой сферы и которые можно разрешать, создавая соответствующую теоретическую реконструкцию (модель предметной области) методами данной дисциплины. Например, медицина в целом изучает человека как обьект. Предметом же ее являются болезни человека. В рамках медицины как научной дисциплины в свою очередь развиваются различные направления : терапия, хирургия и т.д. Они, в свою очередь имеют свои обьекты и предметные области, например, глаза и болезни глаз у офтальмолога и т.д.

Итак, высокая ( специализированная) культура – это совокупность форм духовной деятельности, представляющих собой обобщение процессов жизнедеятельности в идеях, науке, искусстве и просвещении (Кант, Кнабе), взятых со своим инфраструктурным обеспечением. Массовая (популярная) культура в основном производна от высокой культуры. Оба уровня культуры опираются на базовую (повседневную) культуру, изученную студентом в курсе социальной антропологии. Производны от высокой культуры (знаний) и артефакты культуры (artefaktum – лат.) – физические предметы, технологии («технэ» – Аристотель), являющиеся овеществленными формами прежде всего высокой культуры.

Читатель увидит предметную область дисциплины воочию, если еще раз взглянет на перечень тем курса.

1.Существует ли различие между цивилизацией и культурой? Если «да», то в чем они выражаются.

2.Что Вы понимаете под предметом социологии культуры?

3.Что входит в проблемное поле культуры? Дайте определения основных видов культуры.

4.Назовите этапы превращения жизненного опыта индивидов и групп в атрибуты культуры.

Американская социологическая мысль. Тексты. / под ред. В.И.Добренькова. Изд-во МГУ, 1994

Вебер М. Избранные произведения. М.,1990

Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов в 2 частях. М.,1994

Ионин Л.Г.Социология культуры. Учебное пособие. Гл.1.М.,1996.

Култыгин В.П. Классическая социология. М.,2000.

Минюшев Ф.И. Феномен существования : экзистенциальные основы изменений в России. Константы человеческого существования.// Человек и современный мир. М.,2002.

Минюшев Ф.И.Системный и жизненный миры : проблема взаимодействия.//Наука о культуре и социальная практика : антропологическая перспектива.М.,1998.

Михайлова Л.И. Социология культуры. Учебное пособие. Ч.1. М.,1999.

Моль А. Социодинамика культуры. М.,1979.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. //Культурология. ХХ век. М.,1995.

Сорокин П.А.Человек, цивилизация, общество. М., 1992. Раздел «Социокультурная динамика».

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989.

Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе… т.1. Раздел «Социология культуры». М.,2003.

Человек и современный мир. М.,2002.Раздел 1.

Тема 2.Типология культур общества.

Россия является поликультурной страной. На ее территории функционируют более ста этнокультур. Каждая из культур в свою очередь имеет свою структуру, поскольку население состоит не только из наций и народностей, но и расслаивается на большие и малые группы по различным признакам : профессиональным, половозрастным, уровню и качеству жизни и пр. Каждая из них «обслуживается» своей культурой или субкультурой. В лекции будет дан сравнительный анализ исторических и современных типов и видов культур.

1.Социокультурные миры : аналитика макрокультур

В курсах «Культурология», «Социология духовной жизни» и «Социальная антропология» студенты изучили классификацию культур, присущих доиндустриальному и индустриальному обществам, а также социокультурные миры, формирующиеся при проживании человеком констант своей жизни. В данном курсе лекций мы переходим от аналитики человеческого существования в контексте повседневной культуры к анализу социокультурных миров, возникающих при воздействии на аудитории продукции, вырабатываемой институтами и сообществами высокой (специализированной) культуры. Анализ таких социокультурных миров связан с изучением внутреннего строения (морфологии) культуры общества; последнюю иногда называют системной культурой. Однако, логика перехода к такому уровню анализа требует освежения в памяти студента знаний о культурах макроуровня, связанных с формой всего общества. Как известно, здесь существуют четыре схемы анализа : с позиций формационнного, цивилизационного, регионального и этнического подходов.

Формационный подход дает нам возможность различать первобытную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и пролетарскую (социалистическую) культуры. Эти социокультурные миры различаются по тому какой класс и его культура стоят в центре общественного развития в данное историческое время. Марксизм, да и современные социально-политические теории основной формой деятельности, важной для общественного прогресса, считают экономическую. Именно здесь реализуются различные общественные противоречия : например, труд, основанный на личной зависимости трудящегося (рабство), труд, основанный на внеэкономическом принуждении (крепостничество) и труд, вызываемый к жизни экономическими средствами (постфеодальные формы общества) образуют собой ступени общественного прогресса в теории формационного обьяснения истории.

Обозначим основные признаки этих исторических типов культур.

— первобытная культура. Homo sapiens появился около 100 тыс. лет тому назад, самый древний город – Иерихон- возник около 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства образовались на рубеже IV- III тысячелетий до н.э. Первобытный образ жизни, присущий древним народам, сохраняется и в ХХ веке у некоторых племен Африки. Существуют общие черты первобытной культуры, самой длительной в истории человечества : синкретизм (нерасчлененность) форм, например, мифологичность сознания, бесписьменность, ритуальность; дальнейшее общественное развитие привело к выделению из синкретического целого религии, искусства, науки, философии (Древний Египет, Месопотамия, Китай, Индия).[16]Историю же европейской культуры в рамках формационного подхода можно схематизировать по ведущим формам духовной жизни:

Первобытная культураСинкретизм Þ мифология[17]. Доклассовое общество.
Античная (рабовладельческая) культураМифология Þ религия, искусство, философия, науки. Господствующий класс – рабовладельцы (патриции и плебеи). Отношения личной зависимости.
Средневековая (феодальная) культураРелигия. Господствующий класс – феодальный. Отношения личной зависимости.
Современная (буржуазная) культураИскусство, философия, науки. Господствующий класс – буржуазия. Отношения вещной зависимости. Антагонизм буржуазной и пролетарской культур[18].
Синтетическая культура Как общемировой ориентир в условиях глобализации.Гуманизм, общечеловеческие ценности в виде прав и свобод человека. Диалог науки и религии. Массовизация искусства.

Ныне взгляд на культуру как на элемент структуры общественно-экономической формации, испытывает кризис. В последнее время стало «модным» рассматривать культуру в цивилизационном ключе.Если цивилизация обусловливает параметры устройства и изменений в обществе, то культура выглядит как код цивилизации, позволяющий раскрывать возможности цивилизации применительно к ижизненному и историчекомй опыту того или иного народа.

Цивилизационный подход рассматривает формы общества и его культуру в зависимости, прежде всего, от технологического уровня развития производительных сил. В современной теории различаются доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. В XXI веке стали очерчиваться контуры информационного общества. Таким обществам присущи свои социокультурыне миры со своими ценностно-нормативными координатами социальной регуляции и ориентации жизнедеятельности людей. В интересах раскрытия темы лекции остановимся на эволюции сознания общества. В истории цивилизаций следует выделить пять структур сознания.

1.Архаическая как первичная, экстрасенсорная, сохраняемая в глубинных значениях корневых слов и полуосознанных ассоциациях.

2.Магическая структура как восприятие бытия вне пространства и времени в постоянном контакте со всеми вещами, которые представляют равную ценность.

3.Мифическая структура сознания, построенная на временном измерении, с которой связаны представления о душе как путнике, идущем сквозь время. Вместо властного отношения к окружающей среде, как это принято в магической структуре, предпочтение отдается принципу откровения.

4.Ментальная (рациональная) структура, ориентированная на измерение линейного пространства. Ей соответствуют понятия целенаправленной мысли, индивидуальной воли и обязательной причинности

5. Интегральная структура сознания, в рамках которой в настоящую эпоху вырабатывается многообразие перспектив внешнего мира, включая и их интуитивное восприятие со всех возможных точек зрения.

Основным принципом всякой цивилизации является поддержание социальной жизнедеятельности на основе ценностных критериев. Определяя их, выявляем глубинную основу, кроющуюся за жизненными проявлениями и определяющую эволюцию общества[19].

Социокультурные (ценностно-нормативные) характеристики исторических типов социальности следующие.

Отношение к человеку : статусное (т.е. оценка человека по его месту в иерархической системе социальной структуры).

Отношение к труду : наказание за грехи

Отношение к богатству : средство поддержания статуса

Отношение к власти : она дана «от бога».

Мировые религии[20] являются основой социокультурной организации доиндустриального общества. В теократических государствах власть сращивается с религией. В целом во всех государствах религия является государственной идеологией (пример- в России господствовал воинский девиз «За веру, царя и Отечество!»).

Формируется и поддерживается поле напряженности между обыденным и трансцендентным (профанным и сакральным) сознанием и поведением..

Постиндустриальное общество (гипотетические ценностно-нормативные координаты поведения)

Отношение к труду –обычно понимаемый труд выпадает из списка приоритетных ценностей.

Отношение к богатству –богатство для большинства выступает как средство обеспечения удовольствий ( начинает побеждать принцип «больше развлечений в единицу времени»!).

Появляется массовая культура как cледствие массового образования и влияния средства массовой коммуникации. Развитие индустрии развлечений, культурного рынка.

Власть профессиональная, развивается лоббизм.

Внутренний мир людей испытывает фрустрацию виду усиления отчужденности между людьми; появляется аномия (обезличенность) как следствие бюрократической и технологической рационализации.

Культа наслаждений выступает как коррелят технологизма.

Региональные (надэтнические) социокультурные миры стали достаточно четко различаться в эпоху глобализации (конец XX века). Ясно видны контрастные показатели Западной и Восточной культур, культур Юга и Севера. Также стали различаться и даже противопоставляться геополитические зоны Европы, США, Латинской Америки, Евразии, Азии, Афроазиатской, имеющих свои типы религиозной и светской культур[21].

Этнические (национальные) социокультурные миры различаются по субъекту культуры (этносу) : английская, французская, китайская, русская и пр. Каждой национальной культуре присущи свои ценности, нормы, образцы, традиции, знания и навыки деятельности и поведения людей.

2.Структура культуры социума.

Войдем «во внутрь» конкретной культуры. Анализ строения культуры полезно начать с напоминания о компонентах родового социокультурного явления, выявленных П. Сорокиным.

Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонентов :

а) мыслящие, действующие и реагирующие люди, являющиеся субъектами взаимодействия;

б) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими;

в) открытые действия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериальные значения, ценности и нормы[22]

Родовое социокультурное явление лежит в основе развития и функционирования всех культур мира. Социологический анализ культуры начинается именно с этого явления, т.е. с признания того, что культура и человек неотрывны друг от друга, и только такой подход позволяет рассматривать развитие культуры в тесной связи с развитием и функционированием общества.

Культуру любого социума можно структурировать по следующим основаниям.

Материальная и духовная культура. Весьма распространенное в теории и практике деление. Однако, такое расчленение культуры имеет эвристические возможности лишь в пределах решения основного вопроса философии, а за его пределами теряет свои объяснительные потенции. Такой подход- порождение гипертрофированного гносеологического взгляда на социальные явления, присущего нашему недавнему прошлому в общественных науках. Ныне совершается переход к феноменологическому подходу в понимании природы культуры. Культура целостна также как и человек, ее производящий : духовное, телесное и психическое начала человека органически входят друг в друга, поддерживают друг друга и объективируются в продуктах человеческой деятельности и формах поведения. Этот вывод связан с пониманием природы культуры как позитивного опыта жизнедеятельности, в котором невозможно различить духовное и материальное – в опыте человек целостен. Итак, ныне культуру надо понимать как целостное явление, в котром можно выделить в целях анализа артефакты – объективированные («опредмеченные») продукты культурной деятельности, т.е. искусственно созданные объекты культуры.

Повседневная («низовая», «обыденная») культура.

Повседневная культура включает в себя все то, что необходимо освоить индивиду для того, чтобы стать и быть членом социума, общества. Знания в виде опыта жизнедеятельности (социально значимое знание), ценности (смысловые и инструментальные) и нормы (моральные и правовые), традиции и верования, образцы (референтные, эталонные группы и лица), умения и навыки, необходимые для жизни в социальной среде – все это составляет содержание повседневной культуры.

В высокой культуре также можно выделить блоки культурных порядков :

а) культурные свойства социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);

б) знание, формирующее и развивающее ментальность, картину мира социума (наука, идеология, искусство, религия, философия);

В последнее время стали выделять и «популярную» культуру.Это определение относится прежде всего к области искусства.Часто ее появление связывают с технолгическим прогрессом в сфере массовых коммуникаций, позволяющим транслировать произведения искусства (пение, музыка, танец, фильм) большой массе людей – потребителей художественной продукции. Именно в процессе преобразования продукции высокой культуры в популярный вид происходит ряд изменений, делающих эту продукцию усвояемой миллионами слушателей и зрителей.

В литературе и в жизненном обиходе встречаются также понятия : организационная культура, политическая культура, предпринимательская, профессиональная и пр. культура. Все они объяснимы в рамках данной выше структуры порядков культуры.

Итак, на каждом из означенных уровней культуры происходит селекция и накопление позитивного опыта (кумуляция); передача, обмен достижениями и атрибутами (трансляция); повседневное использование атрибутов культуры : знаний, ценностей, норм, традиций, образцов, выраженных в знаковых системах (речь, письмо, зрительные образы, танец, музыкальные звуки и пр.).

Популярная или массовая культура. На стыке повседневной и высокой культуры (науки и искусства) формируется достаточно большой слой популярной (массовой культуры) как результат воздействия специализированной культуры на повседневную. В мировой литературе массовая культура часто характеризуется как эрзац-культура. Это следствие деления культуры на элитарную и массовую. Традиция идет от Ортега и Гассет, Д.Белла. Считается, что в ХХ веке началась массовизация процессов, связанных с переходом в экономике к нематериальному производству (к производству услуг). Происходит стандартизация потребления. Появилось внимание к исследованию массы и ее культуры. В этом смысле представляют интерес выводы Д.Белла («Конец идеологии») о понятии «масса».

Массы как недиференцированное множество : не имеет организации, конформна, потребитель информации, распространяемую средствами массовой коммуникации; стандартизированный материал воспринимается единообразно.

Массы как синоним невежественности. «Широкие массы не могут быть образованными и овладеть культурными ценностями»;

Массы как механизированное общество ( бытие человека приобретает маскоподобный характер). Человек есть придаток техники, он потерял индивидуальность.

Массы как бюрократизированное общество. Все решения принимаются наверху, это лишает людей инициативы, приводит к потере самоуважения, личность теряет свои черты в пользу «стадности».

Массы есть толпа. Отсюда «охлократия» как власть толпы. В то же время толпа не рассуждает, а повинуется, Это сумма однотипных посредственностей. Человек в толпе – варвар.

В целом, массовая культура есть производство культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление. Но она привлекательна в силу демократичности.

Эти мрачные оценки были присущи философам и социологам в начале развития средств массовой коммуникации. Позже Р.Хоггарт выделяет в массовой культуре «мертвую» и «живую» части. Поскольку многие его оценки носят современный характер, то имеет смысл проследить эволюцию теоретических представлений о массах и массовом сознании.В массовой культуре в последнее время стали различать две ее разновидности : мертвую и живую масскультуру.

К этим характеристикам, вполне адекватным российской действительности, надо добавить, что массовую культуру формируют в основном средства массовой коммуникации. Именно их язык, тематика, манера интерпретации (клишеобразное, стереотипное), поверхностные знания комментаторов о социальной жизни порождают у аудитории огрубленное, а порой и искаженное представление о социальной реальности.

Субкультуры. Система ценностей, установок, нормы поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе (системной) культуры, хотя и связанная с ней. Наибольшее применение это понятие находит при анализе молодежи и девиантного поведения. При анализе преступности (делинквентное поведение) выясняется, что такие субкультуры компенсируют «неудачи» их членов в обычном обществе. Носители субкультуры характеризуются «особой» ментальностью, т.е. совокупностью готовностей, установок и предрасположенностью действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.

Для современной российской молодежи характерны следующие ориентации.

-Наблюдаются серьезные противоречия в процессе гражданской идентификации. При оценках успехов, достигнутых при периодах развития страны на первое место, почти по всем показателям вышло время «застоя». Современное государство часто оценивается как чуждое, даже враждебное.

-Неоднозначно отношение к атрибутам демократии. На вопрос «Что такое выборы?» молодые респонденты отвечали следующим образом : это мое гражданское право, возможность повлиять на политику страны –21%, это мой гражданский долг- 17%; это рутинная обязанность – 4%; это пустая формальность- 26%; это обман народа, «комедия» –28%. Последние 54% могут не прийти на выборы.[24]

Здесь даны показатели в основном идейно-политической ориентации. Внимания исследователей заслуживают также отличия субкультуры молодежи в стиле одежды, музыке, речи (жаргон), степени оппозиционности по отношению к культуре « старших», социокультурные последствия такого отрицания.

В современном обществе взаимоотношения всех уровней культуры сложны, оцениваются неоднозначно. Как происходит проникновение в массу специализированной культурной продукции (знаний, художественных образов, правовых норм, политических ценностей и т.д.) и как, в свою очередь, воздействует повседневная (базовая) культура на высокую – предмет социокультурного анализа. Именно раскрытию этих процессов в основном и посвящен данный курс лекций.

1.Какие этапы исторического развития культуры общества Вы знаете? :

а) при формационном анализе

б) при цивилизационном анализе.

2.Существует ли самостоятельная евразийская культура?

3.Определите функции повседневной, массовой и высокой культур общества;

4.Дайте характеристику субкультуры современной российской молодежи.

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурный словарь). М.,1991.

Викторов А.Ш. История русской культуры. М.,1997

II Всероссийский социологический конгресс. Материалы секции «Социология культуры». М.,2003.

Ионин Л.Г. Социология культуры. гл.2; М. 1996.

Кармин А.С. Основы культурологии.гл.4, 5.СПб, 1997.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология.ч.1, М.,1997.

Михайлова Л.И. Социология культуры. Ч.I, М.,1999.

Человек и современный мир. М.,2002. Раздел 1.

Тема 3. Взаимодействие культур. Духовная практика восточных культур.

В России совместно проживают более ста наций и народностей, поэтому она является поликультурной и поликонфессиональной страной. Попытаемся ответить на вопросы : каков категориальный аппарат анализа взаимодействия культур? Какие процессы порождаются при взаимодействии культур? Что происходит при соприкосновении лиц разных культур? Что мы знаем о восточных культурах?

1.Категории анализа процесса взаимодействия культур.

Обозначим систему категорий, с помощью которых можно анализировать процессы взаимодействия культур – это важно для российского социолога, живущего и работающего в поликультурной стране. Надо знать, что в основе взаимодействия культур лежит обмен жизненным опытом народов.

Диффузия – процесс взаимопроникновения и взаимозаимствования у других культур элементов культуры : речи, письменности, смысловых и инструментальных ценностей, норм поведения, элементов правосознания, эстетических символов и пр.

Ассимиляция – (этнографический и политический термин) – поглощение господствующей культурой культуры меньшинств, сопровождающееся становлением единой культуры. Ассимиляция может протекать в насильственных или естественных формах. Социокультурными институтами и механизмами ассимиляции являются государственный язык, образование, техническая документация, делопроизводство, судопроизводство, литература, средства массовой коммуникации.

Культурная экспансия – сознательно организованное вторжение сюжетов, нравственных и политических ценностей и норм одной культуры в иную культуру (иногда такой процесс называют культурным империализмом). Средства : языковая политика, политика в области образования и СМИ.

Открытость культур – диалогичность культур; понятие применяется особенно при анализе взаимодействия систем «Запад – Восток». При диалоге культур происходит процесс диффузии.

Детерминанты культурных нововведений : а) признаки нового (идеи, материальные продукты, какие-либо действия) б)время, необходимое для одобрения и принятия нововведения; в) индивиды, группы или иные воспринимающие группы; г) каналы проникновения нового к потребителю; д) определенная общественная группа и преобладающая в ней система ценностей (агенты влияния, референтные группы).

Язык есть несущая основа передачи культурного опыта от поколения к поколению, он обеспечивает возможность традиции, а диалог между культурами осуществляется через поиск общего языка.

Что усваивается быстрее при диалоге культур? П. Сорокин выявил, что более близкое одобрение получают те ценности, которые близки к культуре данного общества; Тард утверждал, что в процессе подражания идеи проникают быстрее, чем с помощью материальных субстрат; Линтон Р. делает вывод, что материальные ценности проникают и одобряются быстрее, чем не материальные; Роджерс считает, что основным побудителем восприятия новшества является осознание людьми выгоды, им приносимой;

Способы восприятия различий между культурами

В условиях глобализации практическое значение имеет установление этнических стереотипов восприятия иной культуры. Существуют два четко различающихся типа такого восприятия : этноцентрическое и этнорелятивное восприятие. Для первого типа характерны либо отрицание различий культур, сопровождающееся подчеркиванием превосходства своей культуры либо минимизация таких различий. В обоих случаях в «центр мироздания» ставится лишь своя культура. Эта позиция препятствует диалогу культур, их взаимоб

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *