ARCHICAD позволяет перемещать или изменять форму элементов посредством их позиционирования относительно существующих элементов в процессе выполнения операции перемещения.
Примечание: Позиционирование Элементов действует только при отключенном Позиционировании по Сетке.
При включенном Позиционировании Элементов, специальные точки перемещаемых элементов отображаются в виде маленьких квадратов.
К этим специальным точкам относятся:
• Точки выбора элемента, включая точки привязки;
• Точки деления элементов на части (если включено отображение Точек Привязки);
При соприкосновении одной из специальных точек с вершиной, точкой привязки или ребром другого элемента, эта специальная точка выбора становится больше по размеру. В этот момент вы можете сделать щелчок мышью, чтобы соединить редактируемый элемент с существующим; при этом перемещать курсор в в точку фактического соединения элементов не требуется.
Если рядом с вершиной располагается гнсколько точек привязки, то вы можете аоспользоваться клавишей Пробел для циклического перебора возможных точек.
Привязка к Поверхности в 3D
Привязка Поверхности по умолчанию включена (ее можно отключить при помощи переключателя в меню Вид > Привязка к Поверхности ).
В ARCHICAD курсор привязывается к любой поверхности (а также к ребрам и точкам) в 3D-окне, что облегчает построение объектов в окружении других элементов.
Например, при включенной Привязке к Поверхности, становится проще разместить светильник на стене:
Затруднительные ситуации при черчении и моделировании
Одним из самых надежных критериев удобства и скорости черчения является возможность выходить из затруднительных ситуаций. Например, построить линию (или смоделировать стену) заданной длины достаточно просто (рис. 1).
Рис. 1. Простейшая отрисовка стены
Построить примыкание линий или стен уже немного труднее. Еще более сложные ситуации возникают, когда нужно:
Обычно в таких случаях наносят вспомогательные линии и выполняют построения, привязываясь к ним. Затем вспомогательные линии удаляют. Но так ли это просто и удобно? Сначала нужно строить линии, потом удалять. При этом можно случайно удалить нужные объекты или, наоборот, оставить на чертеже лишние.
Мы предлагаем решение получше: научиться использовать скрытые возможности черчения прямо в ArchiCAD.
Рис. 2. В процессе черчения проектировщик постоянно решает задачи связи одних объектов с другими
Настройка рабочей среды
Для начала вспомним, что внешний вид и поведение интерфейса ArchiCAD задаются настройками рабочей среды. Вы можете изменять их так, как вам нужно, и сохранять для последующего использования. Помните, что интерфейс не зависит от файла проекта. В поставку ArchiCAD включены три набора настроек, они же профили. Профиль Стандартный формирует простой и интуитивно понятный интерфейс, который идеально подходит для начинающих (рис. 3).
Рис. 3. Стандартный профиль ArchiCAD
По мере освоения ArchiCAD вы можете захотеть перенастроить элементы интерфейса. Гибкие настройки позволяют легко сделать это по вашему усмотрению.
В интерфейсе ArchiCAD есть две панели инструментов, которые по умолчанию скрыты. Именно в них содержатся инструменты черчения, которые порой помогают выходить из затруднительных ситуаций. Активировать эти панели можно, выбрав из меню Окно пункт Панели. Панели Координаты и Панель управления обеспечивают удобный доступ к мощным средствам черчения (рис. 4).
Рис. 4. Панель управления и координатная панель ArchiCAD
Активировав эти две панели, необходимо выбрать место, где их удобнее всего разместить. Например, в нижней части экрана (рис. 5).
Рис. 5. Обычно панель управления и координатная панель располагаются в нижней части экрана ArchiCAD
Поговорим подробнее о некоторых командах Панели управления, поскольку в дальнейшем мы будем рассматривать ситуации, в которых необходимо использовать вспомогательные линии.
Работа с Панелью управления
Панель управления содержит мощные команды черчения и обеспечивает удобный доступ к ним. В компактном режиме (включенном по умолчанию) команды сгруппированы по типам. В расширенном режиме каждая команда отображается отдельно. Если в рабочей области достаточно места и вы хотите, чтобы все 24 команды отображались в виде кнопок, такой режим — именно то, что вам нужно. В противном случае рекомендуем включить компактный режим. Щелкните правой кнопкой мыши в области панели. Откроется контекстное меню (рис. 6).
Рис. 6. Панель управления может отображаться как в компактном режиме, так и в расширенном
Для нас наиболее важны группы команд Параметры направляющих линий, Электронные рейсшины, Варианты проецирования курсора и Позиционирование в специальных точках. Давайте рассмотрим использование этих групп для решения чертежных задач.
Ситуация первая: привязка стены относительно произвольной точки
При построении стены мы можем легко задать ее начало, длину и направление. Но что же делать, если стена наклонная и требуется привязать один из ее концов к уже существующему элементу, при этом его не касаясь?
Для этого в ArchiCAD предусмотрена группа команд Варианты проецирования курсора:
Рис. 7. В процессе построения объектов пользователь может управлять режимом проецирования курсора
Варианты привязки активируются при задании направления отрезка: нажмите и удерживайте клавишу Shift или нажмите Alt/Option-A. Остается выбрать требуемый тип выравнивания и опорный элемент (рис. 8).
Рис. 8. Режим проецирования курсора можно быстро задавать с помощью горячих клавиш
Ситуация вторая: построение окна посередине между дверным проемом и углом стены
Хотя это не такая уж большая проблема, мы попробуем поместить окно без использования вспомогательных линий. Воспользуемся другим набором команд Панели управления — так называемыми электронными рейсшинами (рис. 9).
Рис. 9. Электронные рейсшины ArchiCAD
С их помощью тот или иной элемент строится с привязкой относительно других элементов, то есть параллельно, перпендикулярно и по биссектрисе. Первые три команды используются довольно редко, поскольку то же самое можно сделать с помощью направляющих линий. А вот следующие три команды этой группы очень востребованы, и вызвать их можно только из Панели управления. Это команды Смещение, Повторяющееся смещение и Позиционирование в специальных точках. Мы вкратце рассмотрим команду Смещение, но для решения нашей задачи будем применять позиционирование в специальных точках. Эта команда широко применяется при размещении окон, дверей, светильников и т.п. Кроме того, ее можно использовать для задания опорной точки при перемещении группы элементов, что избавляет от необходимости создавать вспомогательные линии.
Рис. 10. Выбираем режим привязки по центру
Рис. 11. Настраиваем режим привязки окна — по центру
Рис. 12. Кнопка Позиционирование в специальных точках — быстрый способ нестандартной привязки объектов
Рис. 13. Указываем первую точку и…
Рис. 14. …указываем вторую точку: жирная точка на «резиновой» линии обозначает точку вставки объекта
Окно вставлено в нужное место. Такой способ можно использовать практически везде — например при построении объекта в центре помещения, выбрав два его противоположных угла.
Ситуация третья: создание штриховки с заданным смещением относительно стен
Теперь перейдем к решению третьей, самой простой задачи. Активировав Панель управления, мы получили доступ к команде Смещение. Рассмотрим эффективность этой команды в ArchiCAD на конкретном примере. С помощью смещения вы можете создать любой элемент на основе уже имеющейся геометрии. Можно указывать любую траекторию, использовать любую опорную геометрию и даже автоматически выбирать замкнутые пространства — например помещения. Создание нового элемента с помощью команды Смещение состоит из четырех этапов:
Рис. 15. Настраиваем параметры штриховки
Рис. 16. Выбираем рейсшину Смещение
Рис. 17. Задаем траекторию смещения
Рис. 18. Мы быстро вычертили штриховку со смещением внутрь помещения
Задайте направление и расстояние смещения. Если вы применяете повторяющееся смещение, продублируйте описанные действия (рис. 18).
Итак, мы очень быстро создали штриховку с заданным отступом от стены помещения.
Резюме
Надеюсь, вам пригодятся методы черчения, которые мы здесь рассмотрели. Панели управления и координат помогут повысить производительность и гибкость проектирования в ArchiCAD. Закрепите их в рабочем пространстве, чтобы они всегда были под рукой.
Джефф Олкен (Jeff Olken)
ARCHVISTA Building Technologies.
Перевод с английского Дениса Ожигина (ЗАО «Нанософт»).
Главная » CADmaster №2(57) 2011 » Архитектура и строительство Малоизвестные чертежные возможности Archicad
Затруднительные ситуации при черчении и моделировании
Одним из самых надежных критериев удобства и скорости черчения является возможность выходить из затруднительных ситуаций. Например, построить линию (или смоделировать стену) заданной длины достаточно просто (рис. 1).
Построить примыкание линий или стен уже немного труднее. Еще более сложные ситуации возникают, когда нужно:
Обычно в таких случаях наносят вспомогательные линии и выполняют построения, привязываясь к ним. Затем вспомогательные линии удаляют. Но так ли это просто и удобно? Сначала нужно строить линии, потом удалять. При этом можно случайно удалить нужные объекты или, наоборот, оставить на чертеже лишние.
Мы предлагаем решение получше: научиться использовать скрытые возможности черчения прямо в Archicad.
Настройка рабочей среды
Для начала вспомним, что внешний вид и поведение интерфейса Archicad задаются настройками рабочей среды. Вы можете изменять их так, как вам нужно, и сохранять для последующего использования. Помните, что интерфейс не зависит от файла проекта. В поставку Archicad включены три набора настроек, они же профили. Профиль Стандартный формирует простой и интуитивно понятный интерфейс, который идеально подходит для начинающих (рис. 3).
По мере освоения Archicad вы можете захотеть перенастроить элементы интерфейса. Гибкие настройки позволяют легко сделать это по вашему усмотрению.
В интерфейсе Archicad есть две панели инструментов, которые по умолчанию скрыты. Именно в них содержатся инструменты черчения, которые порой помогают выходить из затруднительных ситуаций. Активировать эти панели можно, выбрав из меню Окно пункт Панели. Панели Координаты и Панель управления обеспечивают удобный доступ к мощным средствам черчения (рис. 4).
Активировав эти две панели, необходимо выбрать место, где их удобнее всего разместить. Например, в нижней части экрана (рис. 5).
Поговорим подробнее о некоторых командах Панели управления, поскольку в дальнейшем мы будем рассматривать ситуации, в которых необходимо использовать вспомогательные линии.
Работа с Панелью управления
Панель управления содержит мощные команды черчения и обеспечивает удобный доступ к ним. В компактном режиме (включенном по умолчанию) команды сгруппированы по типу. В расширенном режиме каждая команда отображается отдельно. Если в рабочей области достаточно места и вы хотите, чтобы все 24 команды отображались в виде кнопок, такой режим — именно то, что вам нужно. В противном случае рекомендуем включить компактный режим. Щелкните правой кнопкой мыши в области панели. Откроется контекстное меню (рис. 6).
Для нас наиболее важны группы команд Параметры направляющих линий, Электронные рейсшины, Варианты проецирования курсора и Позиционирование в специальных точках. Давайте рассмотрим использование этих групп для решения чертежных задач.
Ситуация первая: привязка стены относительно произвольной точки
При построении стены мы можем легко задать ее начало, длину и направление. Но что же делать, если стена наклонная и требуется привязать один из ее концов к уже существующему элементу, при этом его не касаясь?
Для этого в Archicad предусмотрена группа команд Варианты проецирования курсора:
Варианты привязки активируются при задании направления отрезка: нажмите и удерживайте клавишу SHIFT или нажмите ALT/OPTION-A. Остается выбрать требуемый тип выравнивания и опорный элемент (рис. 8).
Ситуация вторая: построение окна посередине между дверным проемом и углом стены
Хотя это не такая уж большая проблема, мы попробуем поместить окно без использования вспомогательных линий. Воспользуемся другим набором команд Панели управления, так называемыми электронными рейсшинами (рис. 9).
С их помощью тот или иной элемент строится с привязкой относительно других элементов, то есть параллельно, перпендикулярно и по биссектрисе. Первые три команды используются довольно редко, поскольку то же самое можно сделать с помощью направляющих линий. А вот следующие три команды этой группы очень востребованы, и вызвать их можно только из Панели управления. Это команды Смещение, Повторяющееся смещение и Позиционирование в специальных точках. Мы вкратце рассмотрим команду Смещение, но для решения нашей задачи будем применять позиционирование в специальных точках. Эта команда широко применяется при размещении окон, дверей, светильников Кроме того, ее можно использовать для задания опорной точки при перемещении группы элементов, что избавляет от необходимости создавать вспомогательные линии.
Окно вставлено в нужное место. Такой способ можно использовать практически везде — например, при построении объекта в центре помещения, выбрав два его противоположных угла.
Ситуация третья: создание штриховки с заданным смещением относительно стен
Теперь перейдем к решению третьей, самой простой задачи. Активировав Панель управления, мы получили доступ к команде Смещение. Рассмотрим эффективность этой команды в Archicad на конкретном примере. С помощью смещения вы можете создать любой элемент на основе уже имеющейся геометрии. Можно указывать любую траекторию, использовать любую опорную геометрию и даже автоматически выбирать замкнутые пространства — например, помещения. Создание нового элемента с помощью команды Смещение состоит их четырех этапов:
Итак, мы очень быстро создали штриховку с заданным отступом от стены помещения.
Резюме
Надеюсь, вам пригодятся методы черчения, которые мы здесь рассмотрели. Панели управления и координат помогут повысить производительность и гибкость проектирования в Archicad. Закрепите их в рабочем пространстве, чтобы они всегда были под рукой.
Как построить стены в ARCHICAD? Давайте разбираться. Рассмотрим основные настройки и способы построения стен. А также преимущества этого инструмента.
Стены – один из основных элементов здания, они ограждают нас от непогоды и от друг друга.
Мы посвятили эту статью и несколько видеоуроков созданию стен в ARCHICAD.
Построение стен легче выполнять в 2D виде, однако эти объекты являются объемными, что очень удобно. Не нужно преобразовывать двухмерные объекты в 3D. Такая концепция работы в ARCHICAD делает проектирование зданий не только наглядной, но и логически понятной.
Построение стен
Для того чтобы начертить стены в ARCHICAD, воспользуемся инструментом «Стена». Он находится в панели слева во вкладке «Конструирование».
Построим обычный прямолинейный сегмент стены.
Выберем инструмент «Стена», чтобы выполнить построение кликаем в точку начала и конца.
Длину стены можно задавать с клавиатуры. Кликайте в точку начала построения, а затем просто вводите число и жмите клавишу Enter.
Стену можно построить по-разному, есть несколько вариантов. Выбирайте их в зависимости от ваших задач.
Рассмотрим все способы построения стен в ARCHICAD.
Способы построения стен в ARCHICAD
Есть несколько геометрических вариантов построения стен:
Также есть дополнительные способы построения, которые могут упростить нам жизнь. Поэтому, рассмотрим каждый из них подробно.
Прямая стена
У этого геометрического варианта есть свои дополнительные опции для построения стен.
Изменим геометрический вариант построения стены.
Когда вы выбираете инструмент «Стена», сверху в информационном табло появляются дополнительные пункты меню. Обратите внимание на пункт «Геометрический Вариант». Кликаем на черную стрелку после первой иконки.
Из раскрывшегося меню можно выбрать один из четырех способов построения для прямой стены.
Рассмотрим особенности каждого из вариантов.
Используется для построения отдельного сегмента стены. Чтобы его создать кликаем в начальную точку. Затем задаем конец, с клавиатуры или кликом мыши.
2. Сегментированная стена.
Используется чаще всего, потому что ей можно обрисовать весь контур здания не прерываясь.
Сегментированная стена может состоять из множества прямолинейных и криволинейных частей. Чтобы ее построить просто кликаем в необходимые точки начала и конца сегментов. Так же как и в предыдущем пункте. Есть лишь одно отличие. Чтобы завершить построение вам нужно замкнуть контур. Или сделать двойной щелчок мыши в конечной точке.
С помощью этого способа легко создавать прямоугольники или квадраты. Нужно лишь указать начальную и конечную точку по диагонали.
Также можно ввести точные значения с клавиатуры. Но тут их два. Чтобы переключаться между ними нажимайте клавишу Tab.
4. Повернутый прямоугольник.
Если вам нужно создать повернутый прямоугольник на плане, этот способ будет полезен.
Сначала нужно задать начало и конец отрезка. Затем вытянуть прямоугольник по длине.
Как построить круглую стену в ARCHICAD
Чтобы построить круглую или полукруглую стену нужно кликнуть на вторую иконку в пункте «Геометрический Вариант».
Так же как и с прямолинейной стеной, тут есть несколько дополнительных вариантов построения.
Давайте разберемся со способами построения круглых стен.
1. По центру и радиусу.
Тут все просто. Первым кликом задается точка центра, вторым радиус круглой стены.
Если вы выберите этот способ построения, то нужно задать три точки для построения окружности. Он не часто используется, но все же бывает полезн.
3. По двум касательным и точке.
Способ полезен, когда окружность нужно куда-то вписать. Например, между двух элементов, как на скриншоте ниже.
Сначала выбираются две касательные. Кликаем по порядку на нужные грани, в моем случае стен, затем указываем точку.
Как видите, круглая стена четко вписалась в угол.
Чтобы разобраться с построением стен в ARCHICAD раз и навсегда посмотрите видео.
Вы узнали как сделать стену в Архикаде.
Но как вводить числа с клавиатуры для построения по заданным размерам? Если вы не разобрались, смотрите видео.
Так же вам будет полезен материал про работу с координатами в ArchiCAD, это позволит избежать построения дополнительных линий.
Мы рассмотрели основные способы построения стен. Осталось ещё два способа, которые используют не так часто. Давайте их рассмотрим.
Трапецеидальные и Многоугольные стены
Эти способы построения используются при нестандартной форме профиля стены на плане.
Давайте попробуем построить эти виды стен.
Построение трапецеидальной стены выполняется таким же способом, как построение прямой отдельной стены. Только у нее есть два параметра толщины. Их можно отредактировать и получить стену в форме трапеции.
Этот вариант построения удобно использовать при создании обмерных планов. Т.к. стены не всегда параллельны и могут иметь отклонения по размерам.
Последний способ это – многоугольная стена.
Многоугольный геометрический вариант используется для построения сложных профилей стен на плане.
Например, можно одним контуром начертить стену с пилястрами или другими элементами. Преимущество в том, что стена будет цельной, а не построенной из отдельных элементов.
Строиться она так же, как сегментированная стена. Только контур должен быть замкнутым.
Мы рассмотрели все способы построения стен в ARCHICAD. Надеемся, что вы сможете ещё раз самостоятельно опробовать все эти варианты. И закрепить материал.
Ввод координат хотя и способствует в определенной мере точности построений, но не решает проблемы удобства и скорости работы. Слишком часто встречаются простейшие ситуации, когда знания координат характеристических точек недостаточно для выполнения точного чертежа. Например, необходимо восстановить перпендикуляр к касательной, проведенной через середину произвольно отрисованной дуги. Да, можно посмотреть координаты ее концов и величину радиуса, но сколько времени потребуется на то, чтобы высчитать координаты ее середины? Да и с какой точностью нужно выполнить вычисления?
Для решения подобных задач в системах автоматизированного проектирования существуют механизмы, позволяющие выполнять построения с максимальной точностью и не требующие от пользователя никаких вычислений.
Ведь все должен делать компьютер, не так ли?
Интеллектуальный указатель мыши
Прежде чем начать рассматривать механизмы привязки, давайте познакомимся с одной из дополнительных возможностей пользовательского интерфейса, непосредственно относящейся к привязке. Это так называемый интеллектуальный указатель мыши. Он имеет такое имя потому, что изменяет свой вид в зависимости от свершения какого-либо события. В основном это нахождение указателя вблизи объекта, его составляющих элементов или одного из узлов.
К узлам относятся следующие элементы.
• Характеристические точки объекта:
· конечные точки объекта;
· точки разделения объекта на части;
· точки пересечения окружности/дуги с ее осями.
• Точки пересечения и касания объектов.
• Точки пересечения и касания направляющих с объектами и друг другом.
• Горячие точки – не связанные ни с одним из объектов произвольные точки привязки, которые пользователь может создать, используя инструмент Hotspot (Горячая точка), находящийся в разделе More (Дополнительно) палитры инструментов.
Указатель мыши меняет свою форму и в зависимости от текущего режима работы: создания или редактирования объектов, а также от вида объекта. Основные формы указателя в зависимости от различных условий приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Формы интеллектуального указателя мыши
Примечание
В скобках приведена форма указателя мыши при установке на базовых линиях стен или базовых осях балок при создании или редактировании трехмерных объектов.
Первый из механизмов, позволяющих выполнять построения с максимальной точностью, который мы рассмотрим, – использование направляющих. Направляющие – это вспомогательные линии, к которым тем или иным образом может быть привязано построение объекта.
В системе ArchiCAD существуют три стандартные категории направляющих.
• Main-direction Guide Lines (Основные направляющие) – к ним относятся пересекающиеся под прямым углом направляющие, которые могут быть ориентированы по основной координатной сетке (в этом случае это горизонтальная и вертикальная направляющие) или по пользовательской координатной сетке, а также направлящие, имеющие произвольно заданный угол наклона, по отношению как к основной, так и к пользовательской координатным сеткам.
• Relative-direction Guide Lines (Относительные направляющие) – это направляющие, параллельные или перпендикулярные по отношению к активной направляющей, являющиеся биссектрисой угла, который образован пересекающимися направляющими, а также направляющие, являющиеся касательными к окружности.
• Incremental Guide Lines (Регулярные направляющие) – направляющие, имеющие регулярный шаг угла наклона, устанавливаемый пользователем. По умолчанию этот угол равен 15°.
Кроме того, вы можете задать собственные направляющие, указав угол наклона, начертив произвольный вектор.
С регулярными направляющими вы уже встречались при создании объектов. Это те самые оранжевые пунктирные линии, которые появлялись и исчезали в процессе перемещения указателя мыши.
Технология работы с направляющими проста: при приближении указателя мыши к направляющей он «притягивается» к ней. Если после этого нажать клавишу Shift, то дальнейшее перемещение конечной точки объекта происходит только по направляющей, вне зависимости от положения указателя мыши.
Для создания направляющей, ассоциированной с объектом, выполните объект, поместите на объект указатель мыши так, чтобы он принял форму
и задержите его на объекте в течение некоторого времени. Объект будет продолжен штриховой линией голубого цвета в обе стороны. Если объектом является дуга, то будет построена окружность, частью которой является дуга. Сместите указатель мыши вдоль объекта. Линия поменяет цвет на оранжевый и станет толще. Построена активная направляющая.
Примечание
Количество направляющих, которые одновременно можно создать на экране, практически неограниченно.
Для иллюстрации возможностей простой привязки решим поставленную выше задачу восстановления перпендикуляра к касательной, проведенной к середине дуги. Поскольку перпендикуляром к касательной является радиус, необходимо соединить середину дуги с ее центром. Выполните следующие действия.
1. Постройте дугу одним из рассмотренных выше способов.
2. Перейдите к построению линии щелчком на кнопке Line (Линия).
3. Подведите указатель мыши к построенной дуге так, чтобы он принял форму
Через некоторое время будет построена направляющая в виде окружности, частью которой является дуга, и крестиком будет помечено место центра дуги (рис. 3.39).
Рис. 3.39. Построение направляющей
4. Переместите указатель мыши по дуге к точке, в которой он примет форму
Это означает, что произошла привязка к середине дуги.
5. Щелкните кнопкой мыши. Так вы определите начальную точку радиуса, лежащую на середине дуги.
6. Переместите указатель мыши к крестику, отмечающему центр дуги, так, чтобы указатель принял форму
Рис. 3.40. Построение радиуса к середине дуги
7. Щелкните кнопкой мыши. Задача решена.
Примечание
Для привязки к центру дуги с помощью кнопки Special Snap Points (Специальные точки привязки)
расположенной на панели инструментов Standard (Стандартная), должен быть активизирован механизм привязки к точкам деления объекта и в меню этой кнопки должен быть установлен флажок Half (Пополам).
Электронная рейсшина – еще один механизм точных построений. Для его активизации щелкните правой кнопкой на панели инструментов. Из списка панелей выберите Drafting Aids (Вспомогательные инструменты). На экране появится панель вспомогательных инструментов (рис. 3.41).
Рассмотрим четыре инструмента точных построений, находящихся на этой панели.
Щелчок на кнопке Parallel Constraint (Построение параллели)
активизирует режим черчения параллельных линий. Чтобы понять механизм работы этого режима, выполните следующие действия.
1. Начертите произвольную линию.
2. Щелкните на кнопке Parallel Constraint (Построение параллели)
3. Подведите указатель мыши к линии так, чтобы он принял вид
и щелкните кнопкой мыши в этом месте.
4. Щелкните кнопкой мыши на свободном месте рабочей области, определив начальную точку линии.
5. Переместите указатель мыши в положение конечной точки линии. Указатель мыши будет передвигаться только по прямой, параллельной указанной (рис. 3.42).
Рис. 3.42. Построение параллельной линии
6. Щелкните кнопкой мыши в положении конечной точки прямой. Линия построена.
Щелчок на кнопке Perpendicular Constraint (Построение перпендикуляра)
активизирует режим черчения перпендикуляра к линии. Последовательность действий при применении этого режима черчения идентична предыдущей, за исключением используемой кнопки и соответственно результата построения (рис. 3.43).
активизирует режим построения биссектрисы угла. Как известно из геометрии, биссектриса – линия, делящая угол на две равные части. Для выполнения такого построения выполните следующее.
1. Начертите две пересекающиеся линии.
2. Активизируйте режим построения биссектрисы.
3. Щелкните кнопкой мыши на одной, а затем на другой линии, следя за тем, чтобы указатель при щелчке имел вид
Между линиями появится точка, перемещающаяся при движении указателя мыши по биссектрисе между линиями.
5. Переместите указатель в положение конечной точки (рис. 3.44) и зафиксируйте ее щелчком кнопки мыши. Линия построена.
Рис. 3.44. Построение биссектрисы угла
Кнопка Special Snap Constraint (Особая привязки)
предназначена для позиционирования указателя мыши в точку деления отрезка или расстояния. Деление может происходить на равные части или с определенным шагом. Рассмотрим более подробно этот исключительно полезный способ точного построения.
В примечании к примеру построения перпендикуляра к касательной, проведенной к середине отрезка дуги, мы упоминали о механизме привязки к точкам деления объекта. Опишем возможности этого механизма.
Меню привязки к точкам деления, которое появляется при щелчке на стрелке кнопки
• Half (Пополам) – указанный объект или расстояние делится на две равные части;
• Divisions (На равные части) – объект или расстояние делятся на n равных частей. Текущее количество частей указано в скобках рядом с параметром;
• Percent (Процент) – от начальной точки объекта (расстояния) отмеряется часть, длина которой составляет указанное количество процентов от общей длины объекта (расстояния);
• Distance (Расстояние) – расстояние или объект делятся на части, имеющие заданную длину. Если длина объекта (расстояния) не кратна длине части, то последняя часть будет короче.
Во втором разделе меню привязки к точкам деления определяется часть объекта (расстояния), которая будет разделена. Имеются два режима: Along Entire Element (Весь объект) и Between Intersection Points (Между точками пересечения).
В последнем разделе меню привязки к точкам деления расположена команда Set Special Snap Values (Установка значений параметров привязки), вызывающая окно Special Snap Values (Значения параметров привязки). В полях этого окна и происходит установка конкретных значений параметров Divisions, Percent и Distance.
Рассмотрим пример. Необходимо построить прямую из точки пересечения отрезков (см. рис. 3.44) к точке, делящей расстояние между концами этих отрезков в соотношении 3 : 7. Эту задачу можно решить следующим образом.
1. Активизируйте инструмент построения линий.
2. Щелчком на стрелке кнопки
активизируйте меню механизма привязки к точкам деления объекта.
3. Выберите команду Set Special Snap Values (Установка значений параметров привязки) из меню кнопки
4. В окне Special Snap Values (Значения параметров привязки) установите значение параметра Divisions (На равные части) равным 7.
5. Закройте окно щелчком на кнопке OK.
6. Щелчком на стрелке кнопки
снова активизируйте меню механизма привязки к точкам деления объекта.
7. Активизируйте в меню кнопки
параметр Divisions (На равные части), если он не активен. Обратите внимание на значение, стоящее в скобках. Оно должно быть равно 7.
8. Щелкните на кнопке Special Snap Constraint (Особая привязки)
9. Переместите указатель мыши к концу верхнего отрезка так, чтобы он принял форму
10. Щелкните кнопкой мыши. Вы определили начальную точку расстояния между концами отрезков.
11. Переместите указатель мыши к концу нижнего отрезка так, чтобы он принял форму
(рис. 3.45). Это означает, что произошла привязка конечной точки расстояния к концу второго отрезка. Обратите внимание, что расстояние между отрезками разделено на 7 равных частей, причем точки деления обозначены крестиками.
Рис. 3.45. Деление расстояния между концами отрезков
12. Щелкните кнопкой мыши. Тем самым вы определите конечную точку расстояния между концами отрезков. Последняя точка деления, совпадающая с конечной точкой отрезка, будет помечена объемным крестиком.
13. Переместите указатель мыши так, чтобы третья точка деления была помечена объемным крестиком (рис. 3.46).
Рис. 3.46. Выбор точки соотношения частей расстояния
14. Щелкните кнопкой мыши. Вы определили начальную точку отрезка, лежащую на прямой, соединяющей концы отрезков, причем расстояние от конца верхнего отрезка до этой точки равно 3/7 всего расстояния между концами отрезков.
15. Переместите указатель мыши в точку пересечения отрезков так, чтобы он принял форму
Если активизирован механизм привязки, то при установке указателя мыши на объект он будет автоматически разбит на n частей. Точки отсечения, помеченные штрихами, будут являться характеристическими точками объекта.
Рис. 3.47. Окно настройки параметров сеток
В области Construction Grid (Конструкторская сетка) можно определить параметры двух сеток: Main Grid (Основная сетка) и Aux. Grid (Вспомогательная сетка).
Настраиваются два параметра: Spacing (Интервал), задающий длину и высоту клетки, и Steps (Шаги), указывающий количество интервалов (смежных клеток) данной сетки. У стандартной основной сетки интервал равен 2000 ед. по обеим осям, шаг – 1. У дополнительной интервал – 500 ед., шаг – 0. Это означает, что линии сетки располагаются по горизонтали и вертикали с единичным шагом, равным 2000 ед. Шаг, равный нулю, в полях Steps (Шаги) дополнительной сетки говорит о том, что линии вспомогательной сетки отсутствуют.
Чтобы понять принцип настройки основной и вспомогательной сеток, установите значения параметров сеток так, как показано на рис. 3.47. «Расшифруем» данные значения параметров: по горизонтали идет один интервал основной сетки шириной 2000 ед., затем два интервала вспомогательной по 500 ед., по вертикали – два интервала основной сетки по 1500 ед. и один интервал вспомогательной шириной 200 ед. Как выглядит сетка с такими настройками, показано на рис. 3.48.
Рис. 3.48. Вид конструкторских сеток
Примечание
Как будет выглядеть сетка в процессе настройки параметров, можно видеть в поле, расположенном в окне Grids & Background (Сетки и фон) справа. Кнопками с рисунками лупы можно менять в ту или другую сторону отображаемый масштаб сетки. В текстовом поле, расположенном слева от кнопок изменения масштаба, можно установить желаемый масштаб.
При двойном щелчке кнопки мыши на полях Background (Фон) и Grid Lines (Линии сетки) появляется цветовая палитра Windows, с помощью которой можно изменить цвет фона и линий сеток.
С помощью полей Local Origin (Локальная система координат) и Rotation Angle (Угол поворота), расположенных в области Skewed Grid (Наклонная сетка), можно установить местоположение начальной точки и угла наклона пользовательской системы координат.
В полях Spacing (Интервал) области Snap Grid (Сетка привязки) задаются шаги перемещения указателя мыши по осям X и Y. При перемещении указателя по линиям пересечения сетки передвигается с указанным шагом связанная с указателем мыши черная точка, которая и определяет активную точку экрана.
Под областью Snap Grid (Сетка привязки) расположены семь кнопок, с помощью которых можно переключить режимы привязки и видимости сеток. Первые три кнопки изменяют режим пошагового перемещения указателя. Активизация первой отключает режим пошагового перемещения, вторая включает режим перемещения с шагом, установленным в полях Spacing (Интервал) области Snap Grid (Сетка привязки), а третья включает режим перемещения указателя по узлам активной конструкторской сетки. Четвертая и пятая кнопки позволяют переключиться между отображением ортогональных и наклонной сеток. Шестая и седьмая кнопки включают и отключают соответственно видимость линий конструкторской сетки.
Читайте также
Нахождение более точных значений
Нахождение более точных значений Чтобы получить более точные значения, используем дисплей курсора следующим образом. Закройте окно Probe и возвратитесь к позиции PSpice из главного меню. Выберите Edit Simulation Settings и выполните моделирование от 50 до 70 Гц для трех частот. Когда
Привязки
Привязки Суть действия привязок заключается в следующем. Система анализирует объекты, ближайшие к текущему положению указателя, чтобы определить их характерные точки (например, конец или центр отрезка, центр окружности, точку пересечения двух линий и т. п.) и затем
Определение шага привязки
Определение шага привязки В режиме шаговой привязки SNAP курсор может находиться только в определенных точках согласно установленному значению шага и при этом движется не плавно, а скачкообразно между узлами воображаемой сетки, как бы «прилипая» к ее узлам. Активность
Отмена объектной привязки
Отмена объектной привязки Snap to None – режим отмены всех текущих и разовых режимов объектной
Выбор режимов привязки
Отслеживание объектной привязки
Отслеживание объектной привязки Режим объектного отслеживания позволяет создавать новые объекты, расположенные в заданной позиции относительно уже имеющихся объектов. При использовании отслеживания объектной привязки практически отпадает необходимость во
Привязки (Binders)
Привязки (Binders) Привязки bind1st и bind2nd берут функциональный объект f двух параметров и значение x и возвращают функциональный объект одного параметра, созданный из f с первым или вторым параметром соответственно, связанным с х.template ‹class Predicate›class binder1st: public unary_function
Определение шага привязки
Определение шага привязки В режиме шаговой привязки SNAP курсор может находиться только в определенных точках согласно установленному значению шага и при этом движется не плавно, а скачкообразно между узлами воображаемой сетки, как бы «прилипая» к ним. Активность режима
Отмена объектной привязки
Отмена объектной привязки Snap to None – режим отмены всех текущих и разовых режимов объектной
Выбор режимов привязки
Определение шага привязки
Определение шага привязки В режиме шаговой привязки SNAP курсор может находиться только в определенных точках согласно установленному значению шага и при этом движется не плавно, а скачкообразно между узлами воображаемой сетки, как бы «прилипая» к ее узлам. Активность
Отмена объектной привязки
Отмена объектной привязки Snap to None – режим отмены всех текущих и разовых режимов объектной
Выбор режимов привязки
Выполнение точных построений
Выполнение точных построений До сих пор при построении объектов мы в основном использовали произвольное указание с помощью мыши таких их параметров, как начальная или конечная точка, радиус, угол наклона и т. п. Однако при построении реальных чертежей графические
Определение шага привязки
Определение шага привязки В режиме шаговой привязки SNAP курсор может находиться только в определенных точках согласно установленному значению шага и при этом движется не плавно, а скачкообразно между узлами воображаемой сетки, как бы «прилипая» к ее узлам.Шаговая
Выполнение точных построений
Выполнение точных построений До сих пор мы при создании объектов использовали произвольное указание характеристических параметров объекта, таких как начальная или конечная точка, радиус, угол наклона и т. п. Но при построении чертежей графические элементы должны иметь