приметы свадьбы на кубани
Кубанская свадьба
Самобытная культура казаков наглядно проявляется на примере кубанской свадьбы, сохранившей вековые традиции, красивые обряды и множество примет. В давние времена парню и девушке, чтобы стать мужем и женой, достаточно было прийти на Казачий круг – собрание старейшин казацкой общины. Жених выводил невесту на круг и, взяв ее за руку, громко говорил: «Будь моей женой!», а девушка в ответ: «Будь моим мужем!». Для завершения обряда молодоженов три раза обводили вокруг священного дерева – осины, после чего они считались мужем и женой.
А накануне свадьбы у невесты собирались ее подруги, пели обрядовые песни, символизирующие прощание с девичеством. Сама же свадьба начиналась с выкупа невесты и венчанья молодых. Кольца новобрачных отличались: невесте надевали серебряное кольцо, а жениху – золотое, что означало преимущество мужа перед женой. Праздник продолжался пышным застольем в двух домах: родителей жениха и невесты. Веселье дополнялось танцами и застольными песнями, осыпанием молодых шишками хмеля, пшеницей и монетками – на счастье, здоровье и достаток.
Утром второго дня свадьбы муж вел жену завтракать к ее родителям. Молодая хозяйка сама должна была следить, чтобы гости были сыты, а их рюмки – полны.
В этот день было необходимо съесть и выпить все, что приготовлено к веселью, чтобы не осталось ни одного кусочка свадебного хлеба – новая семья должна жить и процветать! Праздник продолжали ряженые, а завершалось гуляние купанием родителей в речке, куда их везли в повозке, запряженной захмелевшими молодцами.
Сегодня в России идет активный процесс возрождения казачества с его многочисленными вековыми традициями. Поэтому свадьбой, сыгранной, как говорят в России, по всем казачьим традициям, сейчас в Краснодарском крае никого не удивишь.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Кубанский свадебный обряд» традиция и современность
fpm_start("true");
Прежде всего, следует сказать о том, из каких основных компонентов состоит структура традиционной свадьбы, проведенной в соответствии со старинными обрядами и ритуальными деяниями. Итак, со стародавних времен свадьба представляла собой целую совокупность обрядов, осуществляемых строго по определенному сценарию.
Среди основных моментов, сопровождающихся выполнением обрядовых ритуалов и обычаев следует, в первую очередь, отметить такие, как:
· сватовство или сватание;
· погляды (иначе – смотрины) и сговор;
· девичник и молодечник;
Источник
Как сыграть свадьбу по-кубански
Писатель Петр Ткаченко собрал в своей новой книге все свадебные обряды земляков.
Песни о главном
Сегодня может показаться удивительным, но раньше свадьба была отнюдь не развлекательным зрелищем, а имела воспитательное значение. Причем нравственный урок преподносился не в поздравлениях и напутствиях, а разыгрывался в обрядовых действах.
Вьется новое гнездо
Когда молодые отправлялись в дом жениха, перед двором палили костер, который бояре должны были разбить ногами. Суженый проводил невесту по углям, либо новобрачные, взявшись за концы платка, перепрыгивали пламя, чтобы все лихо осталось в огне. Дружко внимательно смотрел, чтобы свадебному поезду не перешли дорогу с пустыми ведрами. Драка во время гуляния считалась верным признаком, что союз молодых будет непрочным. При венчании жениху и невесте клали под ноги рушник, и невеста, сходя с него, должна была потянуть его каблучком. Это значило, что ее дружку тоже скоро возьмут замуж.
Комическая изнанка
Продолжалась свадьба не меньше двух дней. Если в первый день всему придавался серьезный, отчасти трагический тон, то во второй в комической форме разыгрывалось все, что происходило до этого. Из гуляющих выбирались новые «мать», «батька, «молодые», их наряжали посмешнее, в рваную одежду, путая мужские и женские наряды.
Николай Тернавский, заведующий отделом традиционной культуры и ремесел краевого научно-методического центра культуры:
— У многих народов Северного Кавказа элементы свадебной обрядности совпадают. Вероятно, на это повлияли ислам и адат (право, основанное на обычаях). Свадьба обычно была здесь чисто мужским занятием. Когда мужчины праздновали, невеста безучастно стояла в углу. Жених с друзьями гулял отдельно от старших. Женщины могли отметить событие, но в своей комнате.
Калым родителям раньше не платили только аварцы. Но традиции меняются: как рассказывала студентка-аварка, невесты уже не стоят в углу, а вот калым как раз стали платить. А осетинки подтвердили: у них новобрачная стоит по-прежнему. Девушка не может напрямую общаться со свекром, только через свекровь или мужа. У калмыков и адыгов на второй-третий день после свадьбы невеста должна сделать свекру подарок, после чего он разрешает с ним разговаривать.
О женитьбе могут договориться сами молодые люди либо родители. В Дагестане брачный возраст наступает уже в 14 лет. И уже лет с 12 девушка готовит приданое, как минимум она должна выткать один ковер. Жених мог и не видеть невесту, ему привозили ковер, а он смотрел, как тот сделан. Это показатель талантов суженой. Можно и украсть невесту, но даже в этом случае жених платит калым. Но если девушка провела ночь в доме мужчины, а тот не женился, ему грозит кровная месть. Во время сватовства происходит обмен подарками. Если родители невесты неожиданно передумают, то должны вернуть презент.
Калмыки строили для праздника отдельную белую кибитку, и там молодые жили после свадьбы. Черкесы устраивали джигитовку. Здесь особенно ценились невесты, которые умели играть на гармонике и воспевать мужскую храбрость.
Войдите в ОК
Традиции кубанской свадьбы.
Сколько живу на кубани ни разу не встречала казачей свадьбы по традициям, вот решила накопать информации, оказалось очень интересно, делюсь.
В день свадьбы невеста просыпалась раньше всех и будила подружек. Потом девушки несли жениху подарок невесты — свадебную рубаху. Важно было застать его в постели и надеть на него дар непременно с застегнутыми пуговицами, что давало возможность дольше мучить жениха и получить хороший выкуп. Как правило, откупался жених от подружек цветами, конфетами, духами и помадой. Помимо этого, девушки получали свадебное платье, туфли и спешили в дом наряжать невесту. Кудри — основной элемент прически. Делали их так: брали большой толстый гвоздь, накаляли его на жару, натирали о кусок сала и накручивали на него волосы. Завитки укладывали в несколько рядов вокруг лба и закрепляли сверху венком — этот символ девичьей чистоты хранился всю жизнь, а казачки, повторно вступавшие в брак, не надевали венок и фату. Остальные волосы заплетали в косу.
Платье невесты могло быть белым, голубым или нежно-розовым. В свадебном наряде казачки обязательно присутствовал белый искусственный цветок, который прикалывали к платью, такой же цветок был на костюме жениха. Чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол ее платья закалывали крест-накрест с четырех сторон иголки без ушек из непочатой пачки, иногда за пазуху с той же целью клали кусочки ладана. В качестве украшений служили кольца, серьги, бусы. Наряд жениха включал в себя военный казачий костюм, дополненный поясом с кинжалом, сапогами со скрипом и шапкой-кубанкой.
С приближением времени, условленного для встречи с невестой, жених получал благословение родителей. Сняв икону с божницы, отец расстилал перед сыном шубу наизнанку, шерстью вверх, чтобы сын был богатый и счастливый с молодой женой, да чтоб в хозяйстве было так же густо, как шерсти в овчине.
К невесте ехали большой шумной компанией. По дороге молодые парни показывали свою удаль, скакали, стоя на лошадях, проползали у них под брюхом на полном скаку, стреляли из ружей, пели под гармонь.
Невесту усаживали под образа на вывернутую шубу. Жених в это время со своей свитой откупался перед родственниками невесты спиртным и конфетами, стараясь как можно быстрее занять место рядом с суженой, которая сидела в святом углу в окружении младших братьев и сестер. Вооруженные каталками, они «продавали косу» (обычно цену назначали во время пропоя). Выкупив косу, жених занимал место рядом с невестой.
После благословения молодые кланялись на четыре стороны и отправлялись в церковь на венчание. Оттуда они направлялись в дом невесты. Молодых усаживали за стол, непременно за широкую сторону. На столе стоял каравай, украшенный веточками калины, две бутылки вина, обязательно перевязанные красной лентой, между бутылками вставляли колоски пшеницы. Спиртное плотно закрывали кочаном от кукурузы, чтобы «бесовская сила не вошла в него», и выпивали его только на второй день свадьбы. Кроме того, на столе жениха и невесты обязательно ставили стакан с медом, чтоб жилось им в супружестве сладко. Затем начиналась церемония одаривания, после которой молодые в сопровождении нескольких участников свадьбы шли в дом жениха.
Свадьба на Кубани гулялась не 2, а три дня. Третий день называется «куры». До сих пор в станицах так и гуляют. На третий день воруют во дворах гостей петушков и курочек, из которых и варят лапшу. А еще, вместе с птицей, прихватывают домашнюю утварь. Хозяин пропавшей вещи должен ее выкупить песней или другим шуточным заданием. Эти задания придумываются на самом застолье.
Казачья свадьба: «дать гарбуза», «пропитая невеста», отрезание кос и «куры»
Сегодня — Красная горка. «Кубань 24» рассказывает, как 150 лет назад играли свадьбы в станицах.
Свадьба в казачьем обществе была очень значимым событием, и готовиться к ней начинали практически с рождения ребенка. Женились молодые люди (как правило — из одного социального круга) в 17-19 лет. Торжества обычно справляли после окончания полевых работы или после пасхальных праздников.
До середины 19 века невесту искали для сына родители казака, потом юношам стало позволено выбирать суженую самостоятельно. По традиции, о намерении жениться парень сообщал понравившейся девушке, бросая в ее двор через плетень шапку. Возврат головного убора означал категорический отказ. Если же казак был девице люб, шапка оставалась у нее.
Не дождавшись возвращения головного убора, счастливый молодой человек шел к родителям, рассказывал им о своих намерениях и просил засватать его.
Сватовство
Родители вместе с крестным и свахой отправлялись к родителям невесты. Пока сваха нахваливала жениха, девушка скромно стояла в стороне или вообще уходила в другую комнату.
Если родителям невесты нравился молодой человек, всех приглашали за праздничный стол, за которым и договаривались, когда устаивать своды.
Если жених не подошел, сватов за стол не звали, а казаку выносили тыкву (гарбуз), что означало отказ.
Своды
Угощение для сводного обряда должна была приготовить сама девушка. Приглашали будущего супруга, его друзей, братьев и сестер, а также подруг невесты.
Все девушки прятались в отдельной комнате. Когда приезжал жених, ему нужно было отыскать среди них свою суженую. Дружка подносил молодым рюмку и спрашивал, знают ли они имя и отчество своего избранника.
После этого родители интересовались у пары, готовы ли они жениться. Молодые люди отвечали согласием. Далее отцы молодых в подтверждение уговора били по рукам и договаривались о дате свадьбы.
После сводов девушку называли «пропитой невестою».
Вечеринки
До свадьбы в доме девушки устраивались вечеринки до утра, на которых гостям было запрещено спать. Уснувшего шутливо наказывали. Например, на верхнюю одежду на спине пришивали тряпку.
Праздник подушки
За несколько дней до свадьбы казаками отмечался «праздник подушки». В этот день переносили приданое невесты в дом жениха, в том числе одеяла и подушки. Родственники молодого человека принимали приданое и угощали гостей.
Свадьба и венчание
В этот день будущая супруга вставала рано, обходила свой двор, прощалась со всем, что ей было дорого. Потом она шла в сад и причитала. Вместе с подругами девушка ходила на погост, чтобы получить разрешение на брак уже почивших родственников.
Подругам невесты нужно было отнести невестин подарок казаку — свадебную рубашку. Они торопились застать его в кровати и долго мучили, надевая дар, застегнутый на все пуговицы. Парень откупался от девушек конфетами, цветами или даже духами.
Казак отдавал им платье и туфли для невесты, и девицы бежали обратно.
У казачки обязательным элементом свадебной прически были кудри на челке. Для этого большой гвоздь раскаляли докрасна, смазывали его куском сала и накручивали волосы. Локоны укладывали вокруг лба и закрепляли венком, который символизировал чистоту невесты. Такой венок бережно хранился потом всю жизнь. Остальные волосы заплетали в косу.
Платье у невесты было белое, голубое или розовое, на плече красовался белый цветок — такой же должен был быть и на костюме жениха. Чтобы избежать сглаза, к подолу платья с четырех сторон прикалывали иголки, порой клали за пазуху ладан от злых духов. Жених был одет в военную казачью форму с портупеей, сапоги и шапку-кубанку.
Молодой казак получал благословение родителей и шумной компанией на лошадях, с песнями и стрельбой из ружей отправлялся за избранницей.
Девушка сидела под образами на вывернутой шубе, что означало будущее богатство, и ждала, пока жених выкупит ее у родственников. Потом молодые шли венчаться в церковь.
После церкви свежеиспеченные супруги шли в дом родителей девушки, где их уже ждал праздничный стол. Обязательным атрибутом был каравай, две бутылки с вином и стакан меда. Молодоженов одаривали, затем они выходили во двор, получали от матери невесты икону и благословение, и девушка навсегда покидала отчий дом.
Свадьба же перемещалась в дом жениха. Там на пороге родители встречали молодых, держа икону и хлеб-соль. Супругов осыпали хмелем и монетами. Муж переносил жену на руках через порог, чтобы показать домовому: в семье появился новый человек, которого нужно оберегать.
Затем сваха заводила девушку в отдельную комнату с занавешенным углом, снимала с нее венок и расплетала волосы. Брат девушки отрезал часть волос тупым ножом и торговался за них с дружкой. Потом девушке делали уже две косы и повивали вокруг головы.
После «повивания невесты» супруги принимали поздравления и «шишки».
Тесть вручал зятю плетку и тот делал вид, что якобы бьет жену. После этого молодая супруга трижды до земли кланялась мужу, показывая покорность.
За соблюдением традиций следил дружка — остроумный, шустрый и веселый парень из окружения жениха. Его можно было узнать в толпе гостей по длинной разукрашенной палке-посоху.
Важная роль на свадьбах была и у свахи. Ею назначалась замужняя женщина с детьми, красноречивая, с хорошим чувством юмора. На голове свахи красовался огромный бумажный цветок. Оба были подпоясаны полотенцами.
Гости веселились на свадьбе до утра, а молодые в сопровождении дружка и свахи отправлялись поздним вечером на супружеское ложе.
Второй день
Утром второго дня сваха умывала у колодца невесту. Девушка бросала в колодец монетку, набирала воду и шла к свекру и свекрови, умывала их и вытирала своим полотенцем. Пока она была занята, в спальне молодоженов проверялась «честность» молодой жены.
Потом новоиспеченная жена звала гостей за стол. Мужу предлагалось разделать руками отварную курицу. По тому, как супруг разделывает птицу, смотрели, как он сможет «справиться» с женой.
Свадебное пиршество перемещалось в бывший отчий дом девушки. Гости шли туда веселой гурьбой. Женщины одевались в мужские вещи, мужчины — в платья. Порядок уступал место нарочитому беззаконию. Именно на второй день родителей молодых катали по станице в тачках и могли (якобы случайно) уронить. И хорошо, если не в грязь и не в лужу.
Но и после «маскарадного» второго дня празднование свадьбы в станице не прекращалось. Был еще третий день — так называемые «куры». В этот день самые загулявшиеся гости воровали на подворьях птицу и варили из нее похлебку. Прихватывали и домашнюю утварь. Вернуть вещь обратно можно было, спев песню или выполнив шуточное здание. После «кур» станица возвращалась к обычной жизни.
Авторы: Анастасия Панькова
В пригороде Краснодара открыли парк со светящимися качелями и амфитеатром
В колледже Ейска по нацпроекту «Образование» открылись федеральные мастерские
На командном чемпионате Европы по дзюдо выступят два кубанских спортсмена
В Новороссийске заводу грозит штраф за загрязнение воздуха цементной пылью
В Краснодаре обсудили планы по будущей застройке микрорайонов
На Кубани прогнозируют сильный дождь и ветер
В Госдуме предложили выплачивать пособие детям борющихся с COVID-19 медиков
В Анапе женщина без маски в ТЦ столкнулась с ОМОНом
В ожоговый центр Краснодара доставят пострадавших при взрыве газа в Чечне детей
Крупный пожар в торговом центре поселка Яблоновского потушили