приметы стиля художественного стиля
Художественный стиль речи: особенности, признаки, примеры
Содержание:
Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.
В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.
В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.
Особенности художественного стиля
Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.
Выразительные средства
– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.
– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.
– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.
– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).
создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.
– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.
– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.
– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.
—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).
Языковые особенности:
Признаки и отличительные черты художественного стиля речи
Основными признаками художественного стиля называют:
Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.
Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.
Функции художественного стиля
Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:
Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.
Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.
Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.
Подстили и жанры художественного стиля
Эпический (описываются сюжетные линии).
Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).
Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).
С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).
Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).
М. Горький. На дне (драма).
Комбинированный (сочетание стилей).
А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).
Примеры художественного стиля
«Незнакомец деликатно касался моего локтя. В его грубоватом лице угадывалась чувственная сила. Отдельные лаконичные реплики изобличали тонкого бытописателя нравов. Когда мой спутник рассеянно перешел на английский, его выговор оказался безупречным».
Из рассказа С. Довлатова «Дорога в новую квартиру».
«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше».
Из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
«…Есть на свете одна ветеринарная больница. Приземистое такое здание буквой «П», выкрашенное в желтый цвет. В этой больнице студенты сельхозинститута, будущие ветеринарные врачи, «грызут корень науки»: лечат кошек, собак».
Из пьесы Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне».
В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.
Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.
Примеры художественного стиля. Художественный текст в деталях
Художественный стиль – это особый стиль речи, который получил широкое распространение как в мировой художественной литературе в целом, так и в копирайтинге в частности. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя и выступает в роли спускового крючка для его фантазии. Итак, сегодня мы подробно и на наглядных примерах рассматриваем художественный стиль текстов и его применение в копирайтинге.
Особенности художественного стиля
Как уже было сказано выше, художественный стиль наиболее часто используется в художественной литературе: романах, новеллах, рассказах, повестях и прочих литературных жанрах. Этому стилю не присущи оценочные суждения, сухость и официальность, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Вместо этого для него характеры повествование и передача мельчайших деталей, чтобы сформировать в воображении читателя филигранную форму передаваемой мысли.
В контексте копирайтинга художественный стиль нашел новое воплощение в гипнотических текстах, которым на этом блоге посвящен целый раздел «Гипнотический копирайтинг». Именно элементы художественного стиля позволяют текстам воздействовать на лимбическую систему головного мозга читателя и запускать необходимые автору механизмы, благодаря которым достигается порой весьма любопытный эффект. Например, читатель не может оторваться от романа или у него возникает сексуальное влечение, а также другие реакции, о которых мы еще будем вести речь в последующих статьях.
Элементы художественного стиля
В любом художественном тексте присутствуют элементы, которые характерны для стиля его изложения. Для художественного стиля наиболее характерны:
Рассмотрим все эти элементы более подробно и на примерах.
1. Детализация в художественном тексте
Первое, что можно выделить во всех художественных текстах – это наличие подробностей, причем, практически ко всему.
Пример художественного стиля №1
Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.
2. Передача чувств и эмоций автора
Иногда в художественном тексте автор передает свои чувства и эмоции, чтобы сформировать у читателя нужное отношение к тем или иным описываемым объектам. Это отношение может быть как положительным, так и отрицательным.
Пример художественного стиля №2
Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни.
3. Эпитеты
Эпитеты наиболее характерны для художественных текстов, поскольку именно они отвечают за насыщенность лексики. Эпитеты могут быть выражены существительным, прилагательным, наречием или глаголом и чаще всего представляют собой связки слов, одно или несколько из которых дополняют другое.
Примеры эпитетов
Пример художественного стиля №3 (с эпитетами)
Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным.
4. Метафоры
Метафоры – это слова или выражения в переносном значении. Нашли широкое распространение среди классиков русской художественной литературы.
Пример художественного стиля №4 (метафоры)
5. Сравнения
Художественный стиль не был бы самим собой, если бы в нем не было сравнений. Это один из тех элементов, которые вносят в тексты особый колорит и образуют ассоциативные связи в воображении читателя.
Примеры сравнений
6. Аллегория
Аллегория – это представление чего-то абстрактного с помощью конкретного образа. Используется во многих стилях, но для художественного она особенно характерна.
Примеры аллегорий
И так далее. Как правило, аллегории представляют собой устойчивые словосочетания и неразрывно ассоциируются с соответствующими им абстрактными понятиями.
7. Использование элементов других стилей
Наиболее часто этот аспект проявляется в прямой речи, когда автор передает слова того или иного персонажа. В таких случаях, в зависимости от типа, персонаж может использовать любой из стилей речи, однако наиболее популярным в этом случае является разговорный.
Пример художественного стиля №5
Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя:
– Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.
– Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.
– Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.
– Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.
– Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.
С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.
8. Инверсия
Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.
Примеры инверсии
Выводы
В художественном стиле текстов могут встречаться как все из перечисленных элементов, так и только некоторые из них. Каждый выполняет определенную функцию, но все служат одной цели: насытить текст и наполнить его красками, чтобы максимально вовлечь читателя в передаваемую атмосферу.
Мастера художественного жанра, чьи шедевры люди читают, не отрываясь, используют ряд гипнотических техник, которые более подробно будут раскрыты в последующих статьях. Подпишитесь на RSS или на email рассылку снизу, следуйте за блогом в твиттере, и Вы ни за что их не пропустите.
Автор: Даниил Шардаков
Инженер, интернет-маркетолог, копирайтер, писатель, преподаватель. Практик. Автор книги «Копирайтинг с нуля».
================
ВАЖНО! Теперь все бесплатные курсы, задачи и другие материалы есть в Telegram: https://t.me/shardcopy. Подпишитесь, чтобы они были у Вас всегда под рукой в телефоне!
================
10 ответов к “Примеры художественного стиля. Художественный текст в деталях”
Даниил, у Вас очень интересный блог. Зачиталась.
Так хочется писать красиво. Буду учиться.
Oksana, спасибо, я тоже буду стараться быть полезным и не разочаровать =)
Оксаночка, рад был помочь =)
да и правда спасибо огромное!мне очень понравилось и пригодилось!:****
В восторге от Вашего сайта…
Хоть и мельком просмотрела… Мастерски)) Очень
Бум читать, развиваться)
класс нашла то что искала
подскажите пожалуйста откуда история про монаха
Чудовищно. Надо бы просто перечислить имена хороших стилистов. Куприн, Паустовский, Гоголь наконец. Что вы о себе возомнили?)
о спасибо, нам кокрас надо было текст написать.
Художественный стиль: понятие, черты и примеры
Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.
Примеры художественного стиля: пример 1, пример 2.
Художественный стиль – это способ самовыражения писателей, поэтому, как правило, он используется в письменной речи. Устно же (например – в пьесах) зачитываются написанные заранее тексты. Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).
Статья обо всех стилях речи — здесь.
Черты художественного стиля таковы:
Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?
Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.
Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.
А что с качеством?
Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?
Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка 😉
Читай больше о каждом из стилей в этих статьях
Художественный стиль: разбор примера
Рассмотрим на примере особенности разбираемого стиля.
Война изуродовала Боровое. Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Торчали столбы от ворот. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли.
Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы. Лишь кое-где приютились по две-три яблоньки-подростка.
Когда однорукий Федор вернулся домой, мать была в живых. Состарилась, отощала, седины прибавилось. Усадила за стол, а угощать-то и нечем. Было у Федора свое, солдатское. За столом мать рассказала: всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. С перепугу и последнюю отдавали. Вот и у меня ничего не осталось. Ой, худо было! Разорил село фашист проклятый! Сам видишь, что осталось… больше половины дворов спалил. Народ кто куда разбежался: кто в тыл, кто в партизаны. Девчонок сколько поугоняли! Вот и нашу Фросю увели…
За день-два огляделся Федор. Стали возвращаться свои, боровские. Повесили на пустой избе фанерку, а по ней кривобокими буквами сажей на масле – не было краски – «Правление колхоза «Красная заря» – и пошло, и пошло! Лиха беда – начало.
Стиль данного текста, как мы уже сказали, художественный.
Его черты в этом отрывке:
Таким образом, художественный стиль не столько рассказывает, сколько показывает – помогает ощутить обстановку, побывать тех местах, о которых повествует рассказчик. Конечно, имеет место быть и определенное «навязывание» авторских переживаний, однако оно и создает настроение, передает ощущения.
Художественный стиль – один из самых «заимствующих» и гибких: писатели, во-первых, активно используют языковые иных стилей, а во-вторых, успешно сочетают художественную образность, например, с объяснениями научных фактов, понятий или явлений.
Научно-художественный стиль: разбор примера
Рассмотрим на примере взаимодействие двух стилей – художественного и научного.
Молодежь нашей страны любит леса и парки. И любовь эта плодотворная, деятельная. Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов. Однажды на собрании на столе президиума появились ровные щепки. Какой-то лиходей срубил яблоню, одиноко росшую на берегу реки. Словно маяк, стояла она на крутояре. К ней привыкли, как к обличью своего дома, ее любили. И вот ее не стало. В этот день родилась группа по охране природы. Ее назвали «Зеленый патруль». Пощады браконьерам не было, и они стали отступать.
Черты научного стиля:
Черты художественного стиля:
По разнообразию языковых средств, литературных приемов и методов художественный стиль, пожалуй, самый богатый. И, в отличие от других стилей, имеет минимум ограничений – при должной прорисовке образов и эмоциональном настрое написать художественный текст можно даже научными терминами. Но, конечно, злоупотреблять этим не стоит.
Тексты пишутся для читателей, поэтому они должны быть доступны и понятны. И явное использование лексики иных стилей возможно только для достоверности, для создания колоритных образов персонажей или атмосферы.
Так, при беседе двух банкиров экономическая терминология – только в плюс, а вот «официозные» клише и канцеляризмы при описании красивой природы точно будут лишними.
Таким образом, при работе с художественным стилем, при всей его гибкости, за лексикой нужно следить очень внимательно. Особенно – если вы пишете или собираетесь писать художественные произведения. Ибо именно художественный стиль считается отражением русского литературного языка.
Художественный стиль
Урок 49. Русский язык 11 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Художественный стиль»
· Рассмотрим особенности художественного стиля.
· Поговорим о языке художественного стиля.
· Выясним, каким должно быть настоящее художественное произведение.
Представьте, что вы решили написать книгу. Но прежде, чем ожидать восторгов читателей и Нобелевскую премию, нужно ответить на такой вопрос: в каком стиле придётся писать это художественное произведение?
Ответ здесь заключается в самом вопросе. Конечно, в художественном стиле. Но какая у него цель? В какой сфере мы его встречаем? В каких жанрах его можно увидеть? Наконец, какие особенности у языка этого стиля и есть ли у художественного стиля ещё какие-то приметы?
Со сферой разобраться проще всего. Ведь этот стиль называют ещё стилем художественного произведения.
А значит, сфера использования этого стиля – художественные произведения.
Мы помним, что есть три основных рода литературы – эпос, лирика и драма. Во всех этих родах мы как раз встречаемся с художественным стилем.
И тут уже легко догадаться о жанрах художественного стиля. Интересно, где нам вообще могли попадаться такие жанры? Разумеется, на уроках литературы, где мы имеем дело и с эпосом, и с лирикой, и с драмой.
С какими прозаическими жанрами мы встречаемся? Рассказ, новелла, очерк, повесть, роман и так далее.
Но есть ещё и жанры поэзии. Такие, как стихотворение, баллада, сонет, эпиграмма, басня и так далее.
Остаётся вспомнить драматургические жанры. Такие, как трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль и так далее.
Но для чего существуют эти жанры и вообще сам художественный стиль?
Прежде всего, писатель стремится в произведении выразить свои мысли, чувства и эмоции. Он общается с читателями – а это уже коммуникативная функция.
Произведение, которое мы читаем, оказывает на нас воздействие. И у нас появляются собственные мысли и чувства по поводу прочитанного.
Так что стиль выполняет ещё и воздействующую функцию.
Наконец, во время чтения мы получаем удовольствие – неважно, наслаждаемся мы описанием пейзажей, или нас захватывают невероятные приключения. Мы держим в руках произведение искусства – и поэтому у художественного стиля есть ещё и эстетическая функция.
Итак, вот три функции. И считается, что как раз эстетическая является из них самой важной, и ей подчиняются все особенности стиля. Конечно, есть авторы, для которых важнее выразить мысли и призвать к чему-то читателя. Однако без эстетической функции перед нами оказалась бы публицистика. Именно эта функция позволяет искусству быть искусством.
А вот с языком художественных произведений всё непросто. Он может быть слишком разным.
Посмотрим на вот это стихотворение Ивана Бунина.
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Черный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льётся со степи волнами прохлада…
Медленно рдеет заря.
Перед нами – нечто классическое, высокохудожественное и образное. Можно легко увидеть олицетворения, эпитеты и метафоры. При этом здесь используется общеупотребительная или книжная лексика. И рисуется очень живописная картина начинающейся зари.
Но не всегда стиль художественного произведения настолько красочен. Вот отрывок из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».
– Как же вам угодно именоваться?
Человек поправил галстук и ответил:
– Не валяйте дурака, – хмуро отозвался Филипп Филиппович, – я с вами серьёзно говорю.
Язвительная усмешка искривила усишки человека.
– Что-то не пойму я, – заговорил он весело и осмысленно. – Мне по матушке нельзя. Плевать – нельзя. А от вас только и слышу: «дурак, дурак». Видно только профессорам разрешается ругаться в ресефесере.
Здесь мы видим уже явно разговорную речь. Ещё и с вкраплениями просторечий – дурак, в ресефесере. От художественности, которую мы видели в предыдущем примере, не осталось и следа.
А вот ещё один отрывок:
«Литодомы – продолговатые раковины, соединённые в гроздья и крепко пристающие к скалам. Они принадлежат к тому виду моллюсков-бурильщиков, которые просверливают отверстия в самых крепких камнях. Раковины литодом закруглены с обоих концов; этот признак отличает их от прочих съедобных ракушек».
Снова никакого сходства с предыдущими текстами! Описательный характер, существительные… похоже на научный текст.
На самом деле это отрывок из произведения Жюля Верна «Таинственный остров».
На страницах книги мы часто встречаем разговоры между людьми. Но там может оказаться и отрывок из научной статьи. В художественное произведение может затесаться репортаж. Или оно может содержать лирические размышления.
И получается, что в художественном произведении могут использоваться средства любых стилей. Всё зависит только от цели употребления этих средств.
Посмотрим на вот такой отрывок из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина: «Прыщ, майор, Иван Пантелеич. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличён местным предводителем дворянства».
Здесь автор сознательно пародирует официально-деловой стиль своей эпохи.
И это создаёт комический эффект.
Но какие же черты можно отметить в художественном стиле, при всём его разнообразии?
Для начала, эмоциональность. Ведь автор хочет поделиться с читателем именно своими чувствами. Он наделяет эмоциями и своих героев, это видно в тексте. Наконец, и читатель должен после прочтения испытывать какие-то чувства.
Посмотрим на вот такой диалог:
– Привет, − сказал радостно Стас.
Паша кивнул и спросил:
– Хорошо, – ответил Стас. – Я недавно видел Лёню.
Этот текст лишён эмоций, а потому получился невыразительным, неинтересным и тусклым. Он только обескуражит читателя.
Добавим в текст эмоциональности:
– Привет! – радостно воскликнул Стас.
Паша едва кивнул и обронил небрежно:
– Лучше некуда, – усмехнулся Стас. – И знаешь, кого я видал на днях? Лёньку!
Здесь речь героев стала разговорной, обозначились их отношения. И всё это – за счёт эмоциональности.
С этим пунктом тесно связана и выразительность.
В науке, например, важно, что именно сказано и насколько точно это выражено. Но в литературе важно ещё и как именно это сказано!
Особенно ясно это видно при переводе текстов.
Посмотрим на два перевода известного стихотворения Эдгара По «Ворон».
Вот отрывок из перевода, сделанного неизвестным автором.
«Раз, когда я в глухую полночь, бледный и утомлённый, размышлял над грудой драгоценных, хотя уже позабытых учёных фолиантов, когда я в полусне ломал над ними себе голову, вдруг послышался лёгкий стук, как будто кто-то тихонько стукнул в дверь моей комнаты.
«Это какой-нибудь прохожий, – пробормотал я про себя, − стучит ко мне в комнату, − прохожий, и больше ничего»».
А вот как переводит стихотворение Михаил Зенкевич:
Как-то в полночь, в час угрюмый,
утомившись от раздумий,
Задремал я над страницей фолианта одного,
И очнулся вдруг от звука,
будто кто-то вдруг застукал,
Будто глухо так затукал
в двери дома моего.
там стучится в двери дома моего.
Гость − и больше ничего».
Конечно, такое стихотворение звучит более выразительно, чем обычный пересказ.
Ещё одна черта художественного стиля – это образность. Писатель не просто описывает явления или размышляет о чем-то – он создаёт художественные образы.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
В отрывке из стихотворения Ивана Бунина сразу же создаётся цельный и красочный образ осени, который легко представить.
Качества художественного стиля, конечно, тесно связаны с его языком. Особое внимание тут нужно уделить разнообразию лексики.
В художественном стиле можно встретить архаизмы и историзмы. А можно – неологизмы. Персонаж может употреблять диалектные выражения. А может вносить в свою речь термины.
Мы часто встречаемся с книжной и высокой лексикой. И так же часто – с разговорной речью и просторечием.
В художественном стиле могут встречаться жаргонизмы и даже бранные выражения!
Если взглянуть на морфологию, то мы столкнёмся с большим количеством глаголов. Они обеспечивают динамичность произведения.
В художественном стиле много личных местоимений, поскольку в произведении самое важное – это личность.
Можно встретиться и с причастиями и деепричастиями, поскольку с их помощью можно передать образное описание предмета.
Вообще, морфологические и синтаксические особенности полностью зависят от индивидуального стиля автора. Поэтому их сложно выделить.
О синтаксисе можно сказать, что в произведениях легко рассмотреть все виды предложений. В том числе односоставные и неполные.
Много восклицательных и вопросительных предложений.
Конечно, используется прямая речь, диалоги.
И, конечно, художественный стиль бы не был сам собой без средств художественной выразительности.
Тропов в художественных произведениях огромное количество.
И они появляются на разных уровнях, от фонетики до синтаксиса.
Чтобы понять, в чём именно заключается художественность текста, прибегнем к образу сами. Мы можем вообразить школьное сочинение нерадивого ученика в виде равнины, засеянной редкой травкой. Такой текст можно пробежать насквозь, не встретив при этом ни единого тропа. Или же метафоры, эпитеты, олицетворения покажутся почти незаметными – ведь они стёртые, неинтересные.
А вот настоящее художественное произведение подобно саду или густому лесу, где можно бродить бесконечно долго, открывая всё новые грани. Можно наугад ткнуть в любую строчку – и за ней откроется целый мир: метафоры, аллитерации, антитезы…
Пожалуй, это ещё одна примета художественного стиля: у каждого автора свой, индивидуальный язык. Тренированное ухо легко отличит стиль Толстого от стиля Тургенева. А Маяковского вообще ни с кем не спутаешь!
У каждого настоящего автора есть своя мелодика, свои особенности построения текста и повествования.
Каждый автор приносит в художественный стиль нечто своё.
И это именно то, к чему стремятся при написании книги. И то, что отличает настоящую качественную литературу.
Итак, что мы можем сказать о художественном стиле?
У него три основных функции – коммуникативная, воздействующая и эстетическая. Сфера его применения – художественная литература.
И его жанры – это все жанры художественной литературы: роман, рассказ, повесть, стихотворение, басня, комедия, трагедия и все жанры, которые мы можем вспомнить.
Особенности этого стиля – в его эмоциональности, выразительности, образности.
Язык художественного стиля отличается огромным разнообразием: например, в лексике могут смешиваться средства самых разных стилей.
В морфологии часто используются глаголы, личные местоимения, причастия и деепричастия.
В синтаксисе можно увидеть прямую речь, вопросительные и восклицательные предложения.
В художественном стиле используются все лексические и синтаксические средства образности.