приметы перед войной 1941

Народные приметы грядущей войны

приметы перед войной 1941. Смотреть фото приметы перед войной 1941. Смотреть картинку приметы перед войной 1941. Картинка про приметы перед войной 1941. Фото приметы перед войной 1941

Люди издавна стараются предугадать будущее. Особенно проницательными были наши предки, когда дело касалось предвестников войны. Люди наблюдали за природой и метеорологическими явлениями, чтобы предвидеть беду.

Таким образом, в народе сформировался ряд примет, которые могут указывать на предстоящие тяжёлые испытания.

Примета древняя, она живёт с тех времён, когда междоусобные конфликты были делом обычным и случались гораздо чаще, чем выпадало грибное лето. Если в какой-то местности на самом деле грибов вырастало хоть косой коси, люди были уверены: беда непременно придёт и к ним.

Два подряд грибных года было перед нападением Германии на Советский Союз, а ещё раньше — накануне русско-японской войны.

Другая народная примета гласит, что в год, когда мальчиков рождается гораздо больше, чем девочек, война случится непременно. Считается, что Всевышний или Богородица заранее позаботились о том, чтобы восполнить грядущие потери среди мужского населения.

Перед войной меняется поведение насекомых и животных. В прошлом, паутина, затянувшая колодец, считалась верным признаком грядущих лишений.

В далекие времена было замечено, что перед войной лесное зверьё вело себя наглее обычного, к человеческому жилью приближаясь уже не только ночью, но и в светлое время суток. Над поселениями, как над кладбищами, тучами кружило вороньё.

Говорят, что перед войной плохо растапливались печи: дрова были повсюду отсыревшие.

Также, существуют явления другого порядка, предвещающие войну.

То, что в народе называют знамениями. Это «разовые» явления в отличие от «проверенных» веками примет.

Скажем, «плачущие» иконы. Накануне Великой Отечественной войны иконы Богородицы в ряде храмов по всему Советскому Союзу вдруг начали дружно слезоточить.

Старинное поверье известно широко: плачет Матерь Божия — это к слезам народным.

Также есть одна примета, прямо касающаяся церкви: когда среди молящихся в храме становится всё больше военных, война неминуема.

Перед военными действиями наши предки наблюдали появление на небе кроваво-красной Луны.

В преданиях сказано, что, перед великим нашествием татар на Русь «Солнце и Луна стали неузнаваемы», будто предупреждали о грядущих страданиях и беде.

Падение комет обычно также расценивается как недобрый знак.

Перед войной сильная буря нередко интерпретируется как знак грядущих грозных событий.

Со всей надеждой на светлое будущее и чистое небо над головой.

Источник

Мистические события, которые предсказали Вторую мировую войну (три кометы и грибы)

Многие помнят известную примету, которую все считают предвестником войны – это большой урожай грибов.

приметы перед войной 1941. Смотреть фото приметы перед войной 1941. Смотреть картинку приметы перед войной 1941. Картинка про приметы перед войной 1941. Фото приметы перед войной 1941

Маргарита МИГУНОВА

Журналист с 2015 года. Работала в информационных изданиях, в журналах «Юг-новая общественная газета», «Новости Регионов России» и «Что происходит». Являюсь автором канала в «Яндекс Дзене».

приметы перед войной 1941. Смотреть фото приметы перед войной 1941. Смотреть картинку приметы перед войной 1941. Картинка про приметы перед войной 1941. Фото приметы перед войной 1941

Маргарита МИГУНОВА

приметы перед войной 1941. Смотреть фото приметы перед войной 1941. Смотреть картинку приметы перед войной 1941. Картинка про приметы перед войной 1941. Фото приметы перед войной 1941

Перед началом Великой Отечественной войны произошла целая череда мистических событий

Многие помнят известную примету, которую все считают предвестником войны – это большой урожай грибов. Такое явление было не за долго до начала Великой Отечественной войны. Но перед тем, как Германия напала на СССР, произошло еще много других мистических событий.

Грибной урожай

Три кометы

Автор книги «Приметы верные и суеверные» М.И. Шахнович рассказывает о том, что согласно народным приданиям, кометы являются предвестниками болезней, голода и войн. В своем романе «Война и мир» Лев Толстой описывает такое явление. В далеком 1812 году, незадолго до Отечественной войны, кометы являлись очень часто. В Книге сказано: «власатая комета, съ огромнымъ ярко-блестящимъ хвостомъ». А в 1941 году, до того, как напал Гитлер, советские граждане наблюдали в небе за тремя кометами. На небосклоне 17 января появилась первая комета, 25 февраля появилась вторая комета, а третья показалась в небе за 10 дней до того, как немцы напали на границу СССР – 12 июня 1941 года.

Массовая гибель птиц

В издании «Мистика катастроф» Юрий Подольский рассказывает, что такое явление было зафиксировано в Ленинградской области весной 1941 года. Стрижи в это время погибали в огромном количестве. Подольский рассказывает, что мертвые птицы лежали на лугах и на полях. В те годы газеты пытались верить людей в том, что птицы погибали из-за нехватки корма, а не по мистическим причинам. Якобы, тогда уменьшилась численность насекомых. Только доводы не убедили советских граждан. Многие были уверены, что мор птиц – это ничто иное, как мистический знак страшной беды. К сожалению, народные догадки подтвердились.

Проклятие Тамерлана

Советские ученые начали вскрывать гробницу легендарного завоевателя в июне 1941 года. Оператор малик Каюров рассказывал, что тогда снимал такое историческое событие на камеру и говорил с местными жителями. Люди уверяли, что нельзя открывать гробницу, иначе начнется кровопролитие и война. Оператор встречался с Григорием Жуковым и передал ему пророчество. Так пишет в своем издании «Маги на престоле: от Рюрика до Сталина» Валерий Володченко. Иосифу Сталину это проклятие тоже стало известно, через Жукова. Когда советский правитель узнал про это, то стал спешить вернуть останки Тимура. В декабре 1942 года их снова захоронили. Спустя несколько дней стало ясно про однозначную победу Красной Армии в Сталинградской битве. Она была знаменем коренного перелома в ходе войны.

Подпишитесь на RRNews.ru

Получайте самые интересные и свежие публикации на вашу почту

Источник

Война и народные суеверия

приметы перед войной 1941. Смотреть фото приметы перед войной 1941. Смотреть картинку приметы перед войной 1941. Картинка про приметы перед войной 1941. Фото приметы перед войной 1941Красивый вид Авроры Боревалис, или северного сияния, создал несколько суеверий как знаков войны.

Конечно, в северном климате такое поверье не пустили бы и на порог, так как зимними ночами это явление является там обычным. Но на юге, где Аврору редко видно, страх отыскал плодородную почву.

В 1939 году, когда Британия все ближе катилась к войне, северное сияние увидели южнее Лондона. И в США перед японской атакой Пёрл-Харбор удивительное зрелище было видно три ночи подряд в Кливленде, штат Огайо.

Но и более обычные явления могут служить знаками войны. Чаще всего тут фигурируют животные. Американцы говорят, что войну предвещает появление большого количества саранчи с любопытными метками на крыльях, напоминающими букву W. (Некоторые говорят, что буква ссылается не на войну, а на бедность. А если бы на крыльях стояла буква Р, то наступил бы всеобщий мир.)

Также необычная плодовитость овец означает приближение войны, словно сама природа готовится к периоду трудностей; большой рост крыс означает то же самое. Когда муравьи очень плодовиты и активны, война тоже не за горами. И наоборот, когда пчелы ведут себя вяло и почти не производят мед, это тоже к войне.

Появление в Британии необычно большого количества жуков — это признак скорой войны. В Швеции на войну указывают удоды; в других странах войну предвещают вороны, летящие друг к другу, или орлы, низко летающие над долиной.

приметы перед войной 1941. Смотреть фото приметы перед войной 1941. Смотреть картинку приметы перед войной 1941. Картинка про приметы перед войной 1941. Фото приметы перед войной 1941Война грядет, когда рождается много мальчиков или когда дети начинают играть на улице в солдат.

Сон с кровью тоже предвещает войну.

Что касается небесных тел, то красная луна означает войну, как и вид странного сердечка на северо-западном небе, со звездами, видимыми на нем.

В США говорят, что исчезновение группы из семи звезд (неопределенных) означает войну. И в позитивном смысле можно добавить, что появление полной радуги во времена международных кризисов является знаком мира.

На важность войны в суевериях может показывать существование особенных и необычных знаков. Например, некоторые британские ручьи и озера ведут себя странно перед войной. Эссендский ручей в Оксфордшире известен свое нерегулярностью.

Перед войной он пересыхает полностью; местные клянутся, что так было в 1914 г. и в 1939-м. Колодец св. Хелены в Стаффордшире пересыхает перед войнами и другими бедами. Сухой пруд в Девоне был полным перед национальной катастрофой и был полным перед смертью короля Джорджа VI в 1952 г.

Британцам известен чудесный барабан, который принадлежал сэру Френсису Дрейку, который издает долгую дробь, сам про себе предвещая войну. Говорят, что последний раз так было в 1914 г. Очевидно, он предсказывает победы, так как Кристина Хоул заметила современную легенду: барабан отстучал в 1918-м, когда немецкий флот сдался в Скапа-Флоу.

В соответствии с этим из американской истории пришло поверье, что во время Гражданской войны полосы красного, белого и синего цветов появлялись на ночном небе перед большими битвами.

Ужасные травмы войны, нанесенные нации, порождают потребность в каких-либо заверениях, а также широкий ассортимент иллюзий, охвативших встревоженное население. Ничто иное не может объяснить невероятный расцвет астрологии и сходных форм псевдонаучных предсказаний, которые сопровождали Вторую мировую войну.

Этот бум заставил британское правительство вступить в контакт с астрологами, которые часто предсказывали быстрые победы союзников. Не было сомнений — как указывало массовое мнение, — что миллионы, людей начали отчаянно верить в предсказания.

Более локализованные заблуждения были вызваны осложнениями в войне, из которых следует упомянуть широко распространенную среди союзных солдат байку, что неполадки и падения самолетов вызывались злобными существами — гремлинами. Эти и им подобные твари были последними в долгой линии «маленького народа», известного по европейским легендам, которые, казалось, изо всех сил старались испортить жизнь людей.

Пилоты в союзных войсках имели множество магических средств, чтобы отразить активность гремлинов; среди них славилась пустая пивная бутылка — гремлины просто не могли устоять перед ней и забирались внутрь, а выбраться у них уже не получалось.

В некоторых береговых областях Британии во время Первой мировой войны люди верили, что души убитых моряков тоже участвовали в битве. Легенда гласит, что старые огни вспыхивали на британском побережье, видимые только вражеским кораблям. Те направляли суда на скалы, так же как пираты два века назад завлекали корабли на скалы, чтобы затем разграбить их.

Самые известные заблуждения происходили от недоразумений или принятия выдумки за факт. Английский писатель Артур Мешен, тогда неизвестный, а сейчас признанный мастер фантастики, написал короткую историю, в которой ослабевшие души британских солдат в Монсе, Бельгия, оживились при появлении ангельских воинов в небе, призывавших их к битве.

Это обычный мотив в фольклоре: Божественная помощь часто приходит в моменты большой опасности и она принимается христианами, включая св. Томаса Аквинского, с ранних веков. Но история вызвала в стране восторг, и о вымышленной стороне истории забыли. Люди реально верили, что ангелы в Монсе были видимы; солдаты и офицеры тут же заявили, что были свидетелями этого события и добавили свои фантазии к истории Мешена; сотни статей анализировали смысл манифестации в ключе возможной победы Британии. (Следует добавить, что роль Мешена в драме была забыта, и он оставался неизвестным, как и раньше.)

В атмосфере тревоги военного времени достаточно известные суеверия могут добавлять дополнительные аспекты в умы людей. Во время Второй мировой войны жены солдат верили, что нельзя ссылаться в беседах на отсутствие их мужей. На оборонных заводах рабочие царапали имена вражеских лидеров на бомбах и снарядах. (Имена всегда фигурируют в магических чарах.)

Люди, чьи родственники были на передовой, шли на все, чтобы избежать хорошо известных знамений смерти, например держали собак в доме, чтобы они не выли около дома. Семьи выставляли дополнительные тарелки по особым случаям для мужей или сыновей, которые сражались на фронте. Власти предупреждали людей не говорить на публике о своих любимых, служивших на фронте, но суеверные люди сделали это табу из страха как-то подвергнуть риску их солдат.

Но, конечно, в военное время реальный пакет суеверий приходился на сами вооруженные силы. Люди, которые шли в бой, прислушивались к каждому совету, который мог заверить их в светлых надеждах. Суеверия включали в себя не только принятие религии, но и различные виды философского фатализма.

Однако тревога возрастала при определенных знамениях беды или поражения в бою. Намечалась неудача, если солдат оступался, когда шел в бой. Солдаты верили, что не вернутся из битвы, если уберут кровати перед выходом в бой. (Неубранная кровать указывала, что владелец вскоре вернется. Сходным образом считалось к счастью побриться перед боем: то есть вы вернетесь на вечернее веселье.)

Многие птицы считались плохими предвестниками; древние римляне боялись появления стервятников над их легионами, когда они были на марше к битве. Во многих частях мира сейчас хищные птицы — особенно ястребы, — летящие слева от армии, указывают на поражение. Британские солдаты боятся свистящих птиц, известных как «семь свистунов», как и моряки.

И, конечно, худшим знаком является потеря в битве флага, стяга, полковых штандартов и тому подобное. Это суеверие связано с примитивной верой в тотемную магию: тотем, обычно животное, считался вместилищем духа племени. Нанесенный ему вред переходил на все племя. Потеря штандартов не только ранила честь полка, но и магически подрывала его единство и само существование.

Естественно, во Второй мировой войне использовалась защитная магия. Группа американских психологов в детальном исследовании войск США отметила использование магических практик: в бою носились обычные амулеты, включая кроличьи лапки, кресты и Библии; использовались различные табу, например против зажигания трех сигарет от одной спички или прочего испытания судьбы; фиксированные манеры действий в подготовке к бою; предметы одежды и снаряжения, которые связывались с прошлыми выходами из опасных ситуаций.

Датский психолог Мирлу писал во время войны: «Мы все идем на войну с амулетами и талисманами, убежденные, что их наличие избавит нас от вреда. Мы используем магические формулы, которые отгоняют страх». Он отметил формулы и заклинания, которые лично использовал на войне: он повторял снова и снова: «Это философский абсурд закончить свою жизнь в это чертово мгновение».

Писатель Джон Стейнбек, служивший военным корреспондентом, рапортовал «Нью-Йорк геральд трибьюн», что «замечал у солдат амулеты. Они носили гладкие камешки, странные куски металла, счастливые монетки, кольца и другие украшения, связанные с родными и близкими людьми. Иногда даже фотографии жен и родителей становились магическими, ассоциируясь со счастливыми исходами битв. Один солдат носил маленькую, вырезанную из дерева свинку с надписью: „Свинья — это не для нас“».

Фольклор традиционно связывает некоторые предметы с защитой солдат в бою — кусочки угля, аметисты и даже послед, купленный на удачу. Но многие солдаты используют собственные амулеты и находят пути внести в них удачу. В Первой мировой войне, например, артиллеристы решили, что неприятности происходят, когда кто-либо привозит с собой роман Райдера Хаггарда. Поэтому с тех пор они сжигали любую книгу этого автора.

Но суеверия можно найти не только среди солдат. Офицеры, генералы, а также лидеры стран тоже подвержены им. Гитлер был предан таким верованиям: он и некоторые его генералы обращали пристальное внимание на астрологические прогнозы во время войны. И Гитлер слепо верил в силу приносящей удачу семерки. Воскресенье, седьмой день недели, стал благоприятным днем в его глазах — большую часть атак на Австрию, Польшу, Нидерланды, Югославию, Грецию и Россию он назначил на воскресенье.

приметы перед войной 1941. Смотреть фото приметы перед войной 1941. Смотреть картинку приметы перед войной 1941. Картинка про приметы перед войной 1941. Фото приметы перед войной 1941 В силах союзников сам генерал Эйзенхауэр носил особую золотую монету на счастье. А Джордж Кеннеди, служивший в 5-й военно-воздушной армии США, носил с собой пару игральных кубиков, которые он приобрел в Париже.

Их благословил священник с условием, что они не будут участвовать в азартных играх. Это было еще до успешных атак против японцев. Кеннеди бросал кубики как знак, и иногда они давали счастливые одиннадцать очков.

Возможно, самым ясным указанием на эту магию были службы, которые занимались распространением амулетов и живых животных для некоторых отрядов. (Здесь также видна связь с тотемами.) Конечно, иногда талисманы выполняли свой долг, если, например, они были собаками, тренированными для спасательных заданий.

Но многие талисманы были просто любимчиками — хранителями групповой удачи. Имелись козлы, принадлежавшие королевскому уэльскому полку; овчарки у ирландских гвардейцев. Были даже лев у эскадрона канадских летчиков, осел — у 8-й воздушной армии США, кролик, канарейка, гусь — у Пустынной воздушной армии, гималайский медведь — у эскадрона RAF.

Источник

«ЧУДЕСНЫЕ ВИДЕНИЯ / ЗНАМЕНИЯ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 гг.»

приметы перед войной 1941. Смотреть фото приметы перед войной 1941. Смотреть картинку приметы перед войной 1941. Картинка про приметы перед войной 1941. Фото приметы перед войной 1941

«О том, что война придет, чувствовалось, об этом все говорили. Признаки природы. Было огромное количество белок, зверьков. На каждом суку яблони, прямо под ногами. Говорили: «Это к войне». Это Духовщинский район сейчас. Смоленская область. Вёрткинский сельсовет. Деревня Село. Грибов никогда столько не было! Уйма грибов! И мальчишки принимали участие в работе колхозной. И вот одна женщина рассказывает такую быль, небылицу. Милые мои, дорога узкая полевая, рожь высокая-высокая стеной стоит. Машина ехала. Машин тогда было мало. И вдруг колёса крутятся, машина стоит. Выходит женщина в костюме Евы.

— Из ржи, из посевов. И обращается к этим, кто был в машине.

— А там много было в машине человек?

— А бог знает! Трудно сказать.

Машин мало ведь до войны было. В нашем колхозе была одна машина.

Так вот. И держит три колоса: колос ржи, колос пшеницы и колос ячменя. Тучные колосья. Зёрна налитые. И говорит: «Не спеши! Вот видишь, какой урожай. А убирать некому будет. Некогда будет. Будет война».

Были предчувствия войны. Другие приметы какие-то находили. Огурцов много. Тоже к войне. Это было в 41-ом году, за несколько недель до войны. Война ж началась 22 июня. Рожь ещё не созрела. Она выколосилась. Действительно, урожаи были как на погибель.

Был мальчишкой ещё.

И всегда люди ищут прецедентные ситуации. Сравнивают природные явления перед грозными событиями разных лет. Вспомним солнечное затмение в «Слове о полку Игореве». Чаще всего сопоставляются войны Отечественная и Великая Отечественная, иногда – ещё и нашествие татар.

«Накануне 1812 года на небесах России зажглась невиданная звезда. Она появлялась в долгие ночи и горела странной зловещей точкой среди ровного сияния привычных светил.

Люди, смотревшие в глубине неба, чувствовали, как сжимаются сердца от упорного, неколебимого взгляда незнакомки. Она словно предсказывала беду, словно твердила: «Быть несчастьям… Быть горю… Ждите на порог войну…»

Вслед за необъяснимым появлением звезды начались жестокие пожары. Горели российские города, сёла, леса; земля курилась дымами, как небрежно брошенное костровище. И в этих огнях люди тоже видели неумолимое предзнаменование: «Быть несчастьям… Быть горю… Война не за горами…»

Два огненных столба могли драться на небе, что трактовалось рассказчиком как битва богатырей. Также количество столбов на небе приравнивалось к числу лет войны. Причём, такие параллели в предзнаменованиях касались не только Великой Отечественной войны.

Символика креста явно отсылает к христианской традиции: народу уготовлено нести свой крест. Также напрашивается аналогия с распятием, жестокостью, несправедливостью, муками, а в целом – с большим горем.

Я взглянула на небо и обомлела. Около радуги вспыхивало пять крестов. Два-то из них были яркими, а три еле-еле светились. Миропия Ивановна-то и говорит: «Вот и перед ерманской так… Сначала кресты, а потом война. А урожай-то был… Ой-ёй-ёй. Особенно грибов было видимо-невидимо. Так и сейчас… Стало быть, не избежать нам новой войны. Особенно тяжёлыми будут первые два года, а потом немного полегче, а кончится война на пятый год» Верила я и не верила.

Известны также предания, связанные с единичными судьбами. Перед войной сильная буря [21] нередко интерпретируется как знак грядущих грозных событий. Мужчина, куривший в бурю у открытого окна, погибнет на войне. Можно сопоставить это и с обрядом окуривания умершего. Символика бури в целом же расценивается как вторжение врага (вспомним былины, песни, сказки).

Радуга же, наоборот, сопутствует успехам советских войск. В христианстве она расценивается как знак милости свыше и оказания в ближайшем будущем Божьей помощи.

Но может и радуга (трансформированный образ) входить в состав предзнаменования с негативной семантикой. «Вы знаете, снился мне сон до войны. Люся, я рассказывала? Ты помнишь?
— (Дочка): да.

— (Дочка): ясновидящая ты наша.

Это, этот случай. А дальше, значит, продолжается. Опять сон, как будто уже с вот этой стороны, с запада, два столба, и знаете, какие два столба? Как радуга бываеть, радуга, а это тоже как радуга, только другая. Два столба вот так, и до самой вот до горизонта. А мы одноклассники как будто вышли у нас во дворе, и с одного столба и течеть кровь. Я вот как ногой вот и размазывает. А у меня спрашивают: что это такое? А я им говорю, это мужская чаша наполнена кровью. А вот когда наполнится кровью вторая чаша, тогда как будто будет конец этой самой какой-то бойне. Вот что. Вот эти сны я видела.

— А когда снились эти сны про чашу?

— (Дочка): с востока на запад тогда!

Природа в воспоминаниях о войне не остаётся безучастной к происходящему. Изменения в ней и появление многочисленных знаков предупреждают о важных как для судьбы конкретного человека, так и для страны в целом, событиях. Нехарактерные для данного времени года погодные условия не только показывают нарушение обычного течения времени, но и интерпретируются как помощь свыше в борьбе с врагом. Также большую роль играют приметы, многие из которых получили символическое наполнение в предыдущие войны.

Воспоминания о знамениях и приметах войны – метеорологических и природных – интересно сопоставить с традиционно бытующими в фольклоре рассказами о вещих снах, поверьями о знамениях на небе и о светилах. Порой данный вид примет сочетается с другими, в т. ч. связанными с образами некоторых животных. Например, такой случай. «Однажды утром жительница деревни Стволовка вышла во двор и около своего сарая увидела огромных размеров орла с окровавленным клювом, а над сараем всполохи огня.

Знамения на небе – довольно широко распространённая тема для военных воспоминаний. Отсылая к предыдущему опыту, они внушают людям преимущественно суеверный страх (реже – религиозное чувство и умиление от осознания присутствия Бога).

Небеса в сознании людей связаны с Царством Божиим. Поэтому необычные изменения, происходящие на небе, особенно остро воспринимаются очевидцами. Знаки, появляющиеся на небе, можно отослать как к христианской, так и к языческой традиции – в зависимости от вариантов реализации знамения.

а вот запись о случае[33] массового видения, записанного со слов Т.А. Печёнкиной, директора Бобровского краеведческого музея : «У них[староверов] был старший кто-то в Малой Бобровке [Сузунский район Новосибирской области] и вот они рассказывают такую вещь. Перед войной вдруг закричали, чтобы все выходили из домов на улицу. Все люди вышли из домов и увидели, что на небе поднялись два огненных столба и они были в виде коней – как будто два огненных коня встали на дыбы друг против друга.

И вот этот старший старовер, а это было у нас, в Малой Бобровке, сказал: “Всем стоять и смотреть”! Все стояли и смотрели. Человек, который мне всё это рассказывал, ему сейчас 82 года, он коммунист до сих пор и он говорит: “Мы стояли и смотрели, я это помню, как зарево было”. Он пацаном тогда был. И потом этот старший им сказал: “Будет война, сильно тяжёлая, трудная, но мы победим”! Войны тогда ещё не было, это был то ли 1940 год. Знамение это было только в Малой Бобровке, а в соседней Бобровке этого никто не видел. И потом они все рассказывали, что у них это был. » (ПМА: Т.А. Печёнкина).

А в Крупском районе Могилевской области накануне Великой Отечественной войны (вариант: в первые дни войны) подростки в ночном видели при заходе солнца как бы поднимающиеся от земли образы солдат с ружьями за плечами, которые уходили на небо (ПМА: А.В. Титовец).

Исследователь Александр Портнов пишет: «Зимой 1941 года мне было пять лет, но я отлично помню, как моя мама несколько дней была под впечатлением кошмарного сна. Она видела огромную реку, покрытую тонким льдом, в которую с обоих берегов валились бесчисленные массы людей и исчезали в черной воде и под льдинами.

Все происходило на ее глазах: она сидела на берегу в заснеженных кустах, прижимая к себе меня и мою двухлетнюю сестру, у берега билась в воде, утопая, лошадь. Был слышен вой массы погибающих людей. Какой-то человек стоял рядом и говорил маме: «Сидите здесь — и уцелеете». Хорошо помню, как мама сказала: «Будет война. Газеты и радио нас просто успокаивают».

В годы Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. и после по рукам православных верующих ходили рукописи «О чудесном видении валаамскому старцу Михаилу о промысле Божьем в отношении русского народа», «О Божественном спасении матушки России», «О чудесах и знамениях недавнего и настоящего времени», т.е. о пророческих видениях отдельных людей (ПМА 1999–2016).

В отличие от участников описанных выше массовых зрелищ, люди, о которых шла речь в рукописях, обладали, как считалось, особо развитым духовным зрением, были старцами, опытными молитвенниками. Например, в рукописи «О чудесном видении Валаамскому старцу Михаилу о промысле Божьем в отношении русского народа» повествуется о том, как за месяц до начала Великой Отечественной войны был открыт смысл «великого испытания нашей страны». Рукопись изложена в разлинованной тетради формата А4 (85 с.), в нее включены другие различные рассказы о чудесах, явленных православным верующим, в основном на протяжении ХХ в.

На первой странице указана тематика «Чудеса Господние над морем (возможно, ошибка, по смыслу надо “миром”. – Е.Ф.) сияют». На с. 36 повествуется о том, что Валаамский старец Михаил усердно молился Божией матери и всем святым, чтобы «Господь чашу сию пронес» (рис. 1). Во время службы в храме ему было три видения, о которых в тексте написано так : «Первое. Он увидел матерь Божию и Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворца и многих святых, которые молились Спасителю спасти и защитить нашу матушку Россию от страшной войны.

Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость и запустение, и развращенность нравов, упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония “Я не пощажу Россию”. Второй раз матерь Божия и Святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят его о помиловании, о спасении России. Спаситель снова отвечает: “Не пощажу Россию”.

Третий раз. Матерь Божия одна перед сыном своим и со слезами молит его о спасении России. “Вспомни сын мой как я стояла у креста твоего и приклонила колени пред ним”. Но Спаситель остановил ее: “Не нужно. Я знаю, как ты любишь Россию и народ ее. Ради молитвы твоей сохраню этот народ, утопающий в беззакониях и поправшие Святыни сохраню, но позднее накажу”» (Рукопись прихожанки, л. 36).

Судя по тексту, здесь изложен сюжет молитвенного подвига схииеромонаха-затворника Михаила (Питкевича, 1877–1962 гг.) из Валаамского монастыря, которого в народе называли «последним великим старцем Валаама» [34]. Следует заметить, что подобные видения с участием Божией матери были и у некоторых других православных старцев, однако именно в данной рукописи мы сталкиваемся с детализацией и развитием сюжета (когда отступились все святые угодники, только его мать, оставшись в одиночестве, молила Бога пощадить русский народ).

Видения и чудесные знамения, отраженные в нарративных источниках, рукописях о молитвенном стоянии православных старцев, нередко происходили уже в момент военных действий и были направлены на призвание Божией помощи на защиту страны и народа. Таков, например, сюжет о патриархе Илии Салибе как избраннике воли Господней, которому была явлена Божия матерь и высказаны условия спасения страны.

Наряду с требованиями открыть православные церкви, монастыри, духовные семинарии, выпустить из тюрем священников прозвучало и такое: «Сейчас готовят к сдаче врагу Ленинград. Город Святого Петра не сдавать. Доколе мое изображение находится в городе Святого Петра, ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую его землю. ».

[1] Запорожец В. В. Знамения войны // Живая старина, 2005, № 2. С. 16.

[2] День Победы. – Смоленск: Государственное учреждение культуры «Смоленская областная детская библиотека имени И. С. Соколова-Микитова», 2005. С. 19.

[3] Спустя полвека. Народные рассказы о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Сост. В. Н. Бекетова. Курган, Парус-м, 1994. С. 9 – 10.

[5] Здесь и далее полужирным выделено мной. – А. Б.

[6] День Победы. – Смоленск: Государственное учреждение культуры «Смоленская областная детская библиотека имени И. С. Соколова-Микитова», 2005. С. 19.

[8] Фольклорные записи 1945 года из Брянской области. Публикация и комментарии О. В. Беловой // Живая старина, 2005, № 2. С. 13 – 14.

[9] Смит С. Небесные письма и рассказы о лесе: «суеверия» против большевизма // Антропологический форум. 2004. №1. С. 290.

[10] Васильева О. Призрак, бродивший по России // Наука и религия, 1995, № 5. С. 12.

[11] Спустя полвека. Народные рассказы о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. Сост. В. Н. Бекетова. Курган, Парус-м, 1994. С. 10.

[12] Знамения войны. Публикация В. В. Запорожец // Живая старина, 2005, № 2. С. 16.

[13] Алексиевич С. У войны не женское лицо // У войны не женское лицо. Последние свидетели. М.: Остожье. С. 70.

[14] Бормор П. Книга на третье. – М.: Гатри, 2008. С. 140 – 141.

[16] Адрианова И. А. Спаситель отечества: Жизнеописание М. И. Голенищева-Кутузова. – М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1999. С. 3 – 4.

[17] Кузнецов Анатолий. Бабий яр. Роман. М., 2005. Издатель – Захаров. С. 30.

[18] Силецкая Галина Петровна. Дежурная 7 этажа студенческого общежития ДСВ (МГУ). Запись сделана 17 февраля 2010 г. Из личного архива. – А. Б.

[19] Серебряков Александр, 1988, студент исторического факультета МГУ, запись февраля 2010 г. Из личного архива. – А. Б.

[20] Спустя полвека. Народные рассказы о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. Сост. В. Н. Бекетова. Курган, Парус-м, 1994. С. 9 – 10.

[21] Разумова И. А. Семейные военные рассказы // Фольклор Великой Отечественной войны: Сборник научных трудов / 60-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается / Под редакцией О. Е. Лебедевой и М. В. Строганова. – Тверь: Золотая буква, 2005. С. 83.

[22] Лукина Зоя Андреевна 1925 года рождения, образование 10 классов. Уроженка хутора Гребенниковского, в войну была там же. В настоящее время проживает в станице Шумилинской. Архив кафедры фольклора МГУ. Записал Чернов А.

[23] Запорожец В. В. Знамения войны // Живая старина. 2005. № 5. С. 16.

[25] Азбелев С. Н. Русская народная проза // Народная проза. М.: Русская книга, 1992. С. 18.

[26] Скоробогатько Н. Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны. Свидетельства очевидцев. М.: Белый город, 2007. С. 17.

[27] Силецкая Галина Петровна. Дежурная 7 этажа студенческого общежития ДСВ (МГУ). Из личного архива. – А. Б.

[28] «За Веру и Отечество» Православный календарь, 2007 год. Из рассказов протоиерея Василия Швеца. О заступничестве Святителя Николая в годы Великой Отечественной войны.

[29] Силецкая Галина Петровна. Дежурная 7 этажа студенческого общежития ДСВ. ЛАБ.

[30] Спустя полвека. Народные рассказы о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. Сост. В. Н. Бекетова. Курган, Парус-м, 1994. С. 9 – 10.

[31] Запорожец В. В. / Знамения войны. Публикация В. В. Запорожец // Живая старина, 2005, № 2. С. 17.

[32] Феоптистов Алексей Кузьмич. Рукопись «Старообрядцы за 80 лет». Методический отдел Смоленской областной универсальной библиотеки им. А. Т. Твардовского.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *