причина возведения берлинской стены
Зачем построили Берлинскую стену и какое влияние она оказала на жизнь простых немцев
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Окончание Второй мировой войны породило в мире новые противостояние, происходило перераспределение сил, которое вылилось в холодную войну. Именно это явление породило Берлинскую стену, которая в последующем стала ее олицетворением по масштабности и нецелесообразности. Гитлер, столь амбициозно планировавший расширить немецкие владения, в итоге привел страну к столь неоднозначному результату.
После окончания войны Берлин был разделен на четыре части: на восточной стороне командовал СССР, на еще трех частях, более западных, свое господство установила Великобритания, США и Франция. Спустя три года после окончания войны, западные части объединяются в одну, в Федеративную Республику Германию. СССР в ответ формирует свое государство – Германскую Демократическую Республику. Эти две части некогда одной страны теперь живут совершенно по разным принципам. Тем, которые им диктуют оккупанты.
Уже в 50-е годы начинается постепенное укрепление границ ГДР и ФРГ, но пока еще возможно относительно свободное перемещение. В 1957 ФРГ принимает ключевое в этом вопросе решение и обещает разорвать отношения с любой страной, которая будет признавать ГДР в качестве самостоятельного государства. В ответ ГДР отменяет международный статус Берлина и ограничивает въезд с противоположной стороны на Восточную часть. Такой «взаимный обмен любезностями» повышает накал страстей и в итоге возникает настоящая стена недопонимания.
В документах Берлинская стена, а точнее операция по ее возведению именуется как «Китайская стена – 2». Уже 12 августа 1961 года начинают закрываться границы, в ночь на 13 число установлены заграждения, закрыты пропускные пункты. Причем происходит это неожиданно для населения, многие горожане утром собирались ехать по делам на другую часть города, но их планам не суждено было сбыться.
Спорный вопрос о построении стены
После окончания Второй мировой войны и до закрытия границ, из ГДР уехало 3,5 млн человек, а это почти четверть населения. На Западе был более высокий уровень жизни, что и привлекало жителей. По мнению многих историков это является основополагающей причиной возникновения стены и закрытия границ. К тому же на границе часто случались провокации от антикоммунистических группировок.
О том, кому конкретно пришла идея возведения стены, спорят до сих пор. Некоторые считают, что идея принадлежит лидеру ГДР Вальтеру Ульбрихту, якобы, таким образом, он спасал свою часть Германии. Немцам приятнее думать, что вина полностью лежит на стране Советов, таким образом, они снимают с себя любую ответственность за случившееся. Учитывая, что строение стали называть не иначе как «стеной позора», то желание избежать ответственности за ее возникновение вполне оправдано.
Сама Berlin Wall после всех реконструкций и видоизменений представляла собой бетонное сооружение в высоту более 3,5 метров, в длину 106 км. Кроме того, были земляные рвы на протяжении всей стены. Через каждые четверть километра находились пункты охраны на специальных вышках. Кроме того, сверху стены была натянутая специальная колючая проволка, исключающая возможность перебраться через ограждение, была сооружена специальная полоса из песка, которую регулярно рыхлили и разравнивали, чтобы следы беглецов было видно сразу же. Подходить к стене близко (по крайней мере, с восточной стороны), было запрещено, были установлены таблички и находиться там было запрещено.
Стена полностью изменила транспортное сообщение города. Было перекрыто 193 улицы, несколько трамвайных линий и железнодорожных путей, которые частично просто разобрали. Система, работающая долгое время просто стала неактуальной.
Строить стену начали 15 августа, для строительства использовали пустотелые блоки, процесс возведения контролировался военными. На протяжении всего времени существования в конструкцию вносились изменения. Последний раз реконструкция производилась в 1975 году. Первое строение было простейшим, с колючей проволкой сверху, но со временем все более усложнялось и превратилось в сложную погранлинию. Сверху бетонные блоки сделали покатыми, для того чтобы невозможно было ухватиться сверху и перелезть на другую сторону.
Раздельно, но, все-таки, вместе
Несмотря на то, что теперь Германию делили не только идеологические противоречия, но и стена, об окончательной сепарации не шло и речи. Многие горожане имели родственников на другой части города, другие ездили на работу или учебу в другую часть. Они могли делать это свободно, для этого работало более 90 пропускных пунктов, через них ежедневно проходило более 400 тысяч человек. Хотя ежедневно у них требовали пропускные документы, подтверждающие необходимость пересечения границы.
Возможность учиться в ГДР, а работать в ФРГ не могло не раздражать восточных властей. Возможность свободно выезжать в западные регионы, причем ежедневно, давала массу возможностей переехать в ФРГ. Заработная плата там была выше, зато в ГДР было бесплатным образование, в том числе среднее. Именно поэтому, специалисты, получив подготовку за счет ГДР, отправлялись на работу в ФРГ, происходила регулярная утечка кадров, которая никак не устраивала восточную сторону.
Однако заработная плата была далеко не единственной причиной, по которой берлинцы стремились переехать на запад. В восточной части довлел повсеместный контроль, условия работы были плохими – это стимулировало жителей Восточной Германии устраиваться на работу в западной части, искать возможности там закрепиться. Особенно заметным процесс миграции стал в 50-е годы, примечательно, что именно тогда власти ГДР всячески пытались преодолеть разрыв между двумя частями Берлина. ГДР должна была выйти на новые производственные нормы, усиленно проводить коллективизацию, причем делалось это весьма жесткими методами.
Немцы, которые видели уровень жизни по обе стороны границы, все чаще и сильнее хотели уехать в западную часть. Это лишь укрепило местные власти во мнении о необходимости постройки стены. Говоря проще, образ жизни в западной части был ближе по ментальности немцам, привыкшим жить в европейском государстве, согласно определенным традициям, устоям и уровню жизни.
Однако главным фактором, который привел к строительству стены, стали разногласия между союзниками, их точки зрения относительно судьбы Германии диаметрально различались. Хрущев – последний советский руководитель, который пытался мирно урегулировать вопрос о политическом статусе западной части Берлина. Он требовал признать независимость территории и передачу власти гражданскому сообществу, а не оккупантам. Но Запад не пришел в восторг от этой идее, вполне обоснованно полагая, что такая независимость приведет к тому, что ФРГ станет частью ГДР. Потому ничего мирного в предложении Хрущева союзники не увидели, напряжение только нарастало.
Жители обеих частей не могли не знать о переговорах, это породило новую миграционную волну. Люди уезжали тысячами. Однако пришедшие утром 13 августа увидели огромную очередь, вооруженную армию и закрытые двери контрольно-пропускных пунктов. Два дня держалось отцепление, а затем стали появляться первые блоки из бетона. Несанкционированное проникновение на западную часть стало практически невозможным. Для того чтобы пройти на западную часть, необходимо было пройти через КПП и через него же вернуться. Остаться временный переходчик на западной части не мог – у него не было разрешения на жительство.
Беглецы через стену
Стена, за период своего существования, обрастала не только колючей проволкой, дополнительными защитными сооружениями, но и слухами и мифами. Она считалась неприступной, а те, кто все же умудрялся пробраться через нее, считались гениями. Ходили слухи о десятках сотен застреленных беглецов, хотя документально подтверждено лишь 140 случаев гибели, причем речь идет о смертельных случаях, к примеру, в результате падения со стены. А вот успешных побегов было куда больше – свыше 5 тысяч.
Например, известен случай, когда с восточной стороны с крыши здания бросили веревку, которую с обратной стороны держали родственники беглецов. Они удерживали ее до тех пор, пока все успешно не перебрались на противоположную сторону. Другой дерзкий побег был совершен прямо в день закрытия границы – молодому человеку было всего 19 лет и он, не долго думая, просто перепрыгнул через небольшое еще заграждение. Спустя какое-то время по тому же принципу пытался сбежать еще один молодой человек, но его застрелили на месте.
В то же время полиция вела внутреннюю работу по предотвращению побегов и их профилактике. Из 70 тысяч планировавших сбежать, 60 тысяч были за это осуждены. Причем среди задержанных, убитых при попытке к бегству были как гражданские лица, так и военные. Несмотря на то, что жители знали о том, что за попытку побега предусмотрен расстрел – попытки покинуть ГДР не прекращались. Кто-то пытался зацепиться за автомобиль, который ехал в западную часть, а чтобы не обнаружила охрана, прикреплялись за днища, рыли туннели, и даже выпрыгивали из окон зданий, которые стояли рядом со стеной.
История помнит несколько дерзких побегов, которые совершили жители Восточной Германии, для того чтобы перебраться на запад. Машинист поезда протаранил стену на скорости, при этом, в поезде были пассажиры, часть из которых впоследствии вернулись обратно в Восточную Германию. Другие захватили корабль, который плыл в западную часть, для этого пришлось связать капитана. Через подземный туннель регулярно уходили люди, самый массовый побег произошел в середине 60-х годов, когда через туннель сбежало больше 50 человек. Двое смельчаков сконструировали воздушный шар, который помог им преодолеть препятствие.
Стена пала
Инициатива к объединению исходила от западной стороны, жители которой распространяли листовки о том что стена должна пасть задолго до того как это случилось на самом деле. Такие лозунги звучали и с высоких трибун, причем обращения адресовались к Горбачеву. И именно ему было суждено сыграть заметную роль в решении этого вопроса. Начались переговоры относительно стены.
В 1989 году в ГДР был отменен советский режим, а в ноябре был открыт доступ на западную часть. Немцы, слишком долго ждавшие этого момента, собрались у границы до начала действия новых правил. Военизированная охрана сначала пыталась навести порядок, однако впоследствии, когда собралось тысячи людей, были вынуждены открыть границы раньше, чем планировалось. Именно поэтому исторической датой, когда берлинская стена пала, пусть пока исключительно фигурально, принято считать 9 ноября.
Население, в буквальном смысле, хлынуло на запад. За пару дней там побывало больше двух миллионов жителей восточной части. Почему то жители западной части соскучились по восточной части города куда меньше, обратной миграции не наблюдалось. Начали постепенно разбирать стену, сначала пытались сделать это организованно, создавая больше КПП, но горожане приходили к стене и буквально растаскивали ее на памятные сувениры. Власти приступили к ликвидации стены летом следующего года, на то, чтобы убрать все инженерные сооружения вокруг стены, понадобилось еще около двух лет.
Сейчас куски Берлинской стены установлены по всему городу, не только там, где она располагалась исторически. Немцы соорудили из кусков бетона настоящие мемориальные экспозиции, которые сейчас являются местами посещения туристов.
Самый крупный из них – собственно Berlin Wall – это реальный участок стены, который остался на своем месте около метро. Протяженность этого куска достаточно большая – почти полтора километра. Рядом расположен памятник, посвященный этому событию, место религиозного поминовения для того чтобы почтить память людей, которые погибли при попытке перебраться на западную часть. Этот кусок стены в народе называет полосой смерти, поскольку именно здесь было больше всего несчастных случаев во время попыток преодолеть возведенное препятствие.
Здесь сохранена не только сама стена, но и все заграждения, башня сторожей. Рядом расположен музей, в котором есть не только исторические артефакты, но и архив, библиотека, есть смотровая площадка, с которой видно всю территорию. По сути это одна десятая часть Берлинской стены, но даже этого достаточно чтобы понять всю трагичность происходившей ситуации и положение дел в одном городе, жителей которого разделили за несколько дней.
На Потсдамской площади тоже сохранены части стены, в свое время она тоже была поделена на части стеной, сейчас эти бетонные куски почти полностью изрисованы граффити. О том, что это мемориальный комплекс свидетельствуют стенды, на которых есть информация об истории Берлинской стены.
Несмотря на то, что падение Берлинской стены было крайне важным событием, другие проблемы, которые олицетворяла эта постройка, не исчезли. Все же разрушить стену (равно как и возвести ее) куда проще, нежели решать проблемы и недопонимая, делая выводы из уроков которые преподносит сама же история.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Раздел Берлина и история возникновения Берлинской стены
Столица Германии Берлин возник в первой половине ХIII века. С 1486 года город был столицей Бранденбурга (затем Пруссии), с 1871 года — Германии. С мая 1943 года по май 1945 года Берлин подвергся одним из самых разрушительных в мировой истории бомбежкам. На заключительном этапе Великой Отечественной войны (1941-1945) в Европе советские войска 2 мая 1945 года полностью овладели городом. После разгрома фашистской Германии территория Берлина была разделена на зоны оккупации: восточную — СССР и три западных — США, Великобритании и Франции. 24 июня 1948 года советские свойска начали блокаду Западного Берлина.
В 1948 году западные державы уполномочили глав земельных правительств в своих зонах оккупации созвать парламентский совет для разработки конституции и подготовки создания западногерманского государства. Его первое заседание прошло в Бонне 1 сентября 1948 года. Конституция была принята советом 8 мая 1949 года, а 23 мая была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ответ в восточной части, контролируемой СССР, 7 октября 1949 года была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР) и Берлин объявлен ее столицей.
Восточный Берлин занимал площадь 403 квадратных километра и был самым большим по численности населения городом Восточной Германии.
Западный Берлин занимал площадь 480 квадратных километров.
Поначалу граница между западной и восточной частью Берлина была открыта. Разделительная линия протяженностью 44,8 километров (общая протяженность границы Западного Берлина с ГДР составляла 164 километра) проходила прямо по улицам и домам, реке Шпрее, каналам. Официально действовали 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в метро и на городской железной дороге.
В 1957 году правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром ввело в действие доктрину Хальштейна, которая предусматривала автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.
В ноябре 1958 года глава советского правительства Никита Хрущев обвинил западные державы в нарушении Потсдамских соглашений 1945 года и объявил об отмене Советским Союзом международного статуса Берлина. Советское правительство предложило превратить Западный Берлин в «демилитаризованный вольный город» и потребовало от США, Великобритании и Франции провести переговоры на эту тему в течении шести месяцев («Ультиматум Хрущева»). Западные державы ультиматум отклонили.
В августе 1960 года правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина. В ответ Западная Германия отказалась от торгового соглашения между обеими частями страны, что ГДР расценила как «экономическую войну».
После длительных и трудных переговоров с 1 января 1961 года было введено в действие соглашение.
Ситуация усугубилась летом 1961 года. Экономическая политика ГДР, направленная на то, чтобы «догнать и перегнать ФРГ», и соответствующее увеличение производственных норм, хозяйственные трудности, насильственная коллективизация 1957-1960 годов, более высокий уровень оплаты труда в Западном Берлине побуждали тысячи граждан ГДР уезжать на Запад.
В 1949-1961 годы ГДР и Восточный Берлин покинуло почти 2,7 миллиона человек. Поток беженцев почти наполовину состоял из молодежи в возрасте до 25 лет. Ежедневно границы берлинских секторов пересекало в обоих направлениях около полумиллиона человек, которые могли сравнивать условия жизни тут и там. Только за один 1960 год на Запад переселилось около 200 тысяч человек.
На встрече генеральных секретарей компартий соцстран 5 августа 1961 года ГДР получила необходимое согласие восточноевропейских стран, а 7 августа на заседании политбюро Социалистической единой партии Германии (СЕПГ — восточногерманская компартия) было принято решение о закрытии границы ГДР с Западным Берлином и ФРГ. 12 августа соответствующее постановление было принято Советом министров ГДР.
Ранним утром 13 августа 1961 года на границе с Западным Берлином были установлены временные заграждения, а на улицах, соединяющих Восточный Берлин с Западным, разрыта булыжная мостовая. Силами подразделений народной и транспортной полиции, а также боевых рабочих дружин было прервано все транспортное сообщение на границах между секторами. Под строгой охраной пограничников ГДР восточноберлинские строители приступили к замене пограничных ограждений из колючей проволоки бетонными плитами и пустотелыми кирпичами. В комплекс пограничных укреплений были также включены и жилые здания на улице Бернауэр-штрассе (Bernauer Strasse), где тротуары стали теперь относиться к западноберлинскому району Веддинг (Wedding), а дома на южной стороне улицы — к восточноберлинскому району Миттэ (Mitte). Тогда правительство ГДР велело замуровать двери домов и окна нижних этажей — попадать в свои квартиры жильцы могли только через вход со двора, который относился к Восточному Берлину. Началась волна принудительного выселения людей из квартир не только на улице Бернауэр-штрассе, но и в других пограничных зонах.
Для жителей Западного Берлина, граждан ФРГ и иностранных граждан министерство внутренних дел ГДР установило семь уличных и один железнодорожный пункт для перехода через границу. Жителям Восточного Берлина и гражданам ГДР пересечение границы запрещалось.
С 1961 по 1989 год на многих отрезках границы Берлинская стена несколько раз перестраивалась. Сначала она была построена каменной, а потом была заменена железобетонной. В 1975 году началась последняя реконструкция стены. Стену построили из 45 тысяч бетонных блоков размером 3,6 на 1,5 метра, которые были закруглены сверху, чтобы затруднить побеги. За пределами города это переднее заграждение включало также металлические решетки.
К 1989 году общая протяженность Берлинской стены составляла 155 километров, внутригородская граница между Восточным и Западным Берлином — 43 километра, граница между Западным Берлином и ГДР (внешнее кольцо) — 112 километров. Ближняя к Западному Берлину, передняя бетонная заградительная стена достигала в высоту 3,6 метра. Она опоясывала весь западный сектор Берлина.
Бетонное ограждение тянулось на 106 километров, металлическое — на 66,5 километров, земляные рвы имели протяженность 105,5 километров, под напряжением находилось 127,5 километров. Около стены, как на границе, была сделана контрольно-следовая полоса.
Несмотря на жесткие меры против попыток «незаконного пересечения границы», люди продолжали бежать «через стену», используя канализационные трубы, технические средства, сооружая подкопы. За годы существования стены погибло около 100 человек, пытавшихся ее преодолеть.
Начавшиеся в конце 1980-х годов демократические перемены в жизни ГДР и других стран социалистического содружества предрешили судьбу стены. 9 ноября 1989 новое правительство ГДР объявило о беспрепятственном переходе из Восточного Берлина в Западный и свободном возвращении обратно. Около 2 миллионов жителей ГДР побывало в течение 10-12 ноября в Западном Берлине. Тут же началась стихийная разборка стены. Официальный демонтаж был произведен в январе 1990 года, часть стены была оставлена как памятник истории.
3 октября 1990 года после присоединения ГДР к ФРГ статус федеральной столицы в объединенной Германии перешел от Бонна к Берлину. В 2000 году из Бонна в Берлин переехало правительство.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Позорная стена, или Кто и как разделил Берлин на две части
13 августа 1961 года в ГДР было начато строительство Берлинской стены. Она не только разделила город на две непохожие друг на друга части, но и стала главным символом холодной войны. Лайф выяснил причины возведения Берлинской стены и последствия, к которым оно привело.
По соглашениям, заключённым союзниками по антигитлеровской коалиции в годы войны, побеждённая Германия делилась на зоны оккупации. Хотя столицу Третьего рейха — Берлин штурмовали только советские войска, зоны оккупации были созданы и там. СССР занял восточную часть города, американцы — юго-западную, англичане — западную, а французы получили под свой контроль северо-западный участок.
Поначалу город сообща управлялся союзническим Контрольным советом, в который входили представители всех четырёх сторон. Граница между западной и восточной частями города в первое время была чисто условной. Позднее на её месте появилась разделительная линия с контрольно-пропускными пунктами. Впрочем, она распространялась не на всю протяжённость границы. Режим пересечения был свободным, жители разных частей Берлина спокойно перемещались по городу, ходили в гости к друзьям и на работу из западной в восточную часть и наоборот.
Отношения между союзниками стали портиться очень быстро. Поначалу они не затронули Берлин, касаясь только немецких территорий. Союзники под предлогом более эффективной экономической деятельности объединили свои зоны оккупации сначала в Бизонию, а затем и Тризонию.
Фото: © Flickr/Central Intelligence Agency
В 1948 году в Лондоне состоялось совещание представителей шести западных держав, которое выработало механизмы возрождения немецкой государственности. Это было враждебно воспринято в Кремле, и СССР (представителей которого даже не пригласили) в знак протеста бойкотировал деятельность в Контрольном совете.
Летом того же года союзники без согласования с Москвой провели денежную реформу в Тризонии. Поскольку восточная и западная части Берлина в то время ещё были связаны экономически, в СССР сепаратную денежную реформу расценили как попытку саботажа (реформа заставила западных берлинцев «сбрасывать» деньги в восточной части, где ещё сохранялось хождение старых денег) и на несколько дней полностью закрыли сообщение между частями города. Эти события вошли в историю как блокада Западного Берлина и весьма негативно отразились на имидже Советского Союза. Хотя ни голода, ни даже намёка на него в западной части города не было, весь мир обошли кадры «изюмных бомбардировок», когда американские самолёты на парашютиках сбрасывали сладости радующимся берлинским детям.
Фото: © Flickr/Central Intelligence Agency
Блокада Западного Берлина привела к тому, что окончательное размежевание было лишь вопросом времени. В 1949 году западные союзники восстановили государственность немцев, создав ФРГ.
СССР с опозданием на полгода провозгласил ГДР. Незадолго до своей смерти Сталин предпринял последнюю попытку урегулировать вопрос. Он предложил западным союзникам объединить Германию в одно государство, но при категорическом условии её нейтрального и внеблокового статуса. Однако американцы, для которых Западная Германия была главным форпостом в Европе, опасались утери контроля, поэтому соглашались только при условии, что Германия сможет добровольно присоединиться к НАТО. Если, конечно, у неё возникнет такое желание. Но на это не мог дать согласия уже СССР.
Вместо сближения произошло окончательное размежевание. ФРГ принципиально не признавала существования ГДР, даже на картах её территории обозначались как немецкие, но находящиеся под советским контролем. Западная Германия автоматически разрывала дипломатические отношения с любой страной, признававшей существование ГДР, вплоть до начала 70-х годов.
Вольный город Берлин
В 1958 году Никита Хрущёв предпринял попытку решения немецкого вопроса. Он сделал западным союзникам предложение, ставшее известным как Берлинский ультиматум. Идея Хрущёва сводилась к следующему: западная часть Берлина объявляется независимым вольным городом. Союзники покидают зону оккупации и передают управление под контроль независимой гражданской администрации. СССР и союзники берут на себя обязательство не вмешиваться в жизнь вольного города, жители которого сами выбирают его экономический и политический уклад. В противном случае СССР грозился передать контроль над границей властям ГДР, которые ужесточат его. Фото: © Flickr/Central Intelligence Agency
Англичане к хрущёвскому предложению отнеслись скорее нейтрально и были готовы к дальнейшему обсуждению предложения на компромиссных условиях, которые устроят всех. Однако американская сторона была резко против. В случае удовлетворения этого предложения Западный Берлин оказывался островком, со всех сторон окружённым территорией ГДР. В этих условиях его независимость и экономическое развитие напрямую зависели от Восточной Германии и вполне очевидно, что со временем он был бы либо полностью поглощён, либо взят под контроль.
Хрущёв несколько раз переносил сроки окончательного принятия решения, пытаясь договориться о встречах с западными союзниками. Но стороны так и не пришли к компромиссу. В апреле 1961 года он заявил, что до конца года полный контроль над Восточным Берлином будет передан администрации ГДР.
Бегство из республики
Опасаясь, что сообщение между частями города вскоре будет прекращено, многие жители восточной части города решили воспользоваться последним шансом перебежать на запад. Бегство восточных немцев в западную часть было весьма распространено с первых лет оккупации. Тогда сообщение между частями страны ещё было свободным. Из восточной зоны оккупации в западную перебралось несколько сотен тысяч человек. Особенностью этого бегства было то, что значительная часть беглецов являлись высококлассными специалистами. Они не желали жить в советской системе ценностей с массой ограничений как политического, так и экономического характера. Фото: © Flickr/Central Intelligence Agency
Разумеется, бежал и крупный бизнес, существование которого в советской системе было не предусмотрено. Так, почти все заводы концерна Auto Union оказались в советской зоне оккупации. Но всё их руководство и почти все сотрудники успели перебраться в западную часть, где возобновили дело. Так появился всемирно известный автоконцерн Audi.
Бегством из ГДР в Кремле были обеспокоены уже давно. После смерти Сталина Берия предложил кардинально решить немецкую проблему. Но не так, как можно было бы предположить, исходя из его имиджа. Он предложил вообще не спешить с установлением в ГДР социалистической экономики, сохранив капиталистическую. Также предлагалось развивать лёгкую промышленность в противовес тяжёлой (при Сталине было наоборот). Позднее на суде это ставили Берии в вину.
Свободное сообщение между ГДР и ФРГ было прекращено ещё при жизни Сталина, в 1952 году. Однако Берлина эти ограничения не касались, его жители по-прежнему перемещались между зонами. Только за половину 1961 года из Восточного Берлина бежало порядка 200 тысяч жителей. А в последний месяц свободного перемещения перебежчиками стали 30 тысяч человек.
Начало строительства
12 августа 1961 года власти ГДР объявили о закрытии сообщения между восточной и западной частями города. Все городские коммунисты, полицейские и некоторые служащие были мобилизованы на ночную охрану «границы». Они растянулись в живую цепь, никого не пропуская. Неподалёку от них стояли войска.
Фото: © Flickr/Central Intelligence Agency
Власти ГДР обвинили ФРГ в провокациях, акциях саботажа и попытках дестабилизации обстановки. Они также выразили своё негодование переманиванием восточных берлинцев в западный сектор, что вело к срыву экономических планов ГДР и финансовому ущербу. Под этим предлогом ночью 13 августа 1961 года началось возведение стены, которая разделяла город на две части.
На протяжении двух дней охрана границы никого не пропускала ни на одну сторону. Одновременно линия границы обносилась колючей проволокой. Возведение бетонных заграждений началось только 15 августа. Возведение Берлинской стены. 20 ноября 1961 года. Фото: © Wikipedia
Граница была полностью закрыта, никто не должен был уйти из Восточного Берлина и попасть туда. Были перекрыты даже линии метро и железной дороги, соединявшие западную и восточную части города.
Третья мировая близко
Фото: © Flickr/Central Intelligence Agency
24 августа американские военные при поддержке танков были выстроены вдоль строящейся стены. В ответ в Советской армии также были отменены увольнения в запас. Через несколько дней началось наращивание военного контингента в западной части города. К октябрю он был дополнительно увеличен на 40 тысяч солдат. Создавалась взрывоопасная ситуация, которая грозила перерасти в военный конфликт.
Наиболее близко к горячей фазе конфликт подошёл 26 октября 1961 года. Со стороны американского КПП «Чарли» к стене подъехало несколько бульдозеров под прикрытием 10 танков. Советская сторона, опасаясь, что американцы попытаются снести части стены, отправила к КПП несколько советских танков. Эти события вошли в историю как танковое противостояние.
Фото: © Flickr/Central Intelligence Agency
Американские и советские боевые машины всю ночь простояли друг напротив друга, не предпринимая никаких действий. Любое неосторожное движение могло привести к самым серьёзным последствиям. Танкисты простояли так целые сутки. Только утром 28 октября советская сторона отвела машины. Американцы поступили аналогичным образом. Угроза военного столкновения на время миновала.
Антифашистский оборонительный вал
В ГДР стена долгое время именовалась Антифашистским оборонительным валом. Что намекало на необходимость возведения этого укрепления с целью защиты от попыток западногерманских «фашистов» помешать народоправию в ГДР. В Западной Германии её долгое время именовали Позорной стеной. Это продолжалось на протяжении 10 лет. В начале 70-х ГДР и ФРГ признали друг друга и начался постепенный процесс разрядки. Поэтому обидные друг для друга именования стены стали исчезать из официальных заявлений.
Фото: © Flickr/Central Intelligence Agency
Впрочем, чаще всего прыгуны через стену, как их называли, не имели никаких политических и экономических мотивов. В основном это были нетрезвые молодые люди, которые из хулиганских побуждений или чтобы впечатлить друзей демонстрацией своей удали перебирались через стену. Чаще всего их задерживали и после допроса выдворяли обратно.
Несмотря на постепенное сближение двух Германий стена вскоре превратилась в настоящий шедевр фортификации. К концу 70-х годов она стала практически непреодолимым препятствием. Если смотреть со стороны Восточного Берлина, то сначала потенциальным беглецам необходимо было преодолеть бетонную стену либо заграждения из колючей проволоки. Сразу за ними начинался сплошной ряд противотанковых ежей. Миновав их, беглецы вновь оказывались перед заграждением из колючей проволоки, которая была оборудована сигнализацией, оповещавшей патрули о нарушении границы.
Дальше располагалась зона патрулирования, по которой передвигались пешие и автомобильные охранники. За ней располагался заградительный ров, глубиной от трёх до пяти метров. Потом следовала контрольно-следовая полоса из песка, которая освещалась мощными фонарями, расположенными через несколько метров друг от друга. И, наконец, стена из бетонных блоков высотой 3,6 метра, на вершине которых устанавливались цилиндрические барьеры из асбестоцемента, чтобы не дать возможности зацепиться. В дополнение ко всему через каждые 300 метров располагались сторожевые вышки. На отдельных участках устанавливались даже противотанковые укрепления.
Фото: © wikipedia
Пожалуй, это единственный в истории случай, когда столь основательный заградительный барьер был построен с целью воспрепятствовать бегству своих граждан, а не для того, чтобы защитить от вторжения незваных гостей.
Общая протяжённость стены составляла 106 километров. Бетонные блоки устанавливались на всём её протяжении, однако настолько хорошо она была укреплена только в самых потенциально опасных местах. В остальных частях какие-то элементы отсутствовали. Где-то не было колючей проволоки, где-то земляных рвов или сигнализации. Вид на стену со стороны Западного Берлина. 1986 год. Фото: © Wikipedia
Дома, примыкавшие к пограничному заграждению, первоначально были выселены, а все окна и двери забетонированы. Позднее их и вовсе снесли.
Правом свободного перемещения по городу обладали только пенсионеры. А вот экономически активное население восточной части Берлина должно было получить специальный пропуск, который, однако, не разрешал постоянное проживание в другой части города. Между тем уже к моменту возведения берлинской стены уровень жизни в западной части Германии превышал показатели ГДР. И в дальнейшем этот разрыв только увеличивался.
Фото: © Flickr/Central Intelligence Agency
Поток беглецов с возведением стены поредел, но не иссяк. Немцы шли на самые невероятные ухищрения, чтобы миновать стену. Они рыли огромные подземные туннели, использовали для бегства дельтапланы и воздушные шары. В связи с этим в уголовный кодекс была введена статья, карающая бегство из республики тюремным заключением.
Разрушение
Берлинская стена просуществовала почти три десятилетия. Ещё в середине 80-х строились планы её дальнейшего совершенствования с применением самых современных средств сигнализации и наблюдения. Однако начавшаяся волна бархатных революций в Европе резко изменила ситуацию. В начале 1989 года Венгрия в одностороннем порядке открыла границу с капиталистической Австрией. С этого момента стена превратилась в бессмысленный артефакт. Желающие выехать в ФРГ немцы просто приезжали в Венгрию и через её границу попадали в Австрию, откуда перебирались на запад Германии.
Власти ГДР под влиянием стремительно разворачивавшихся исторических процессов вынуждены были уступить. В ноябре 1989 года было объявлено о свободной выдаче виз всем желающим посетить западную часть Германии. А в декабре была демонтирована часть стены возле Бранденбургских ворот. Фактически 1989 год стал последним годом существования стены, хотя простояла она чуть дольше.
Укрепление снесли в конце 1990 года после объединения ГДР и ФРГ в одно государство. Лишь несколько её небольших участков было решено сохранить в память о символе холодной войны, разделявшем две политические и экономические системы на протяжении 30 лет.