предметное поле политической науки
Предметное поле политологии: от классических к постклассическим исследованиям
Несмотря на то что история политической мысли насчитывает несколько тысячелетий, политология как наука о политике институционализировалась достаточно поздно. В Европе и в России этот процесс происходил в конце XVIII – первой половине XIX в., в США – в конце XIX в.
Из истории политической науки
Во Франции во второй половине XVIII в. в Академии наук существовало отделение нравственных и политических наук. В 1803 г. оно было упразднено Наполеоном, однако в 1871 г. Эмиль Бутми организовал частную «Свободную школу политических наук» (ныне – Парижский институт политических исследований). В Германии в самом начале XIX в. развивалась юридическая государственно-правовая школа, в рамках которой изучались проблемы государства и государственной власти (Г. Ф. фон Вольф, О. фон Гирке, Л. фон Штайн и др.).
В России по предложению М. В. Ломоносова кафедра политики была открыта в Московском университете уже в 1755 г., одной из первых. Несколько позже, в 1804 г., было образовано отделение нравственных и политических наук.
Первой публикацией по политической науке стал труд профессора Московского университета Карла Генриха Лангера (вторая половина 1730-х – после 1792) «О пределах и важнейших представителях политической науки» (1771). В этот период политология была еще тесно связана с юриспруденцией, этикой и практической философией. Она развивалась в русле общей аристотелевской трактовки как наука и искусство управления государством. Как известно, у Аристотеля государство и гражданское общество, по существу, отождествлялись, поэтому его трактовка политики весьма широка: речь идет об управлении всеми общественными делами. Именно такой подход и продемонстрировал К. Г. Лангер, представив политику как «науку о том, как правильным образом управлять и подчиняться», имея в виду «дела общественные».
Уже тогда Лангер призывал не ограничивать эту дисциплину чересчур узкими рамками и, следовательно, не сводить всю политическую мудрость лишь к управлению государством. Он призывал иметь в виду более широкую трактовку управления – как «правильное устройство общественной жизни». Предметом исследования соответственно должны были стать не только начала государств, их рост и преобразования – словом, происхождение общества; не только природа каждой области, но и нравы граждан, язык, численность населения, его телесное и экономическое благосостояние. Лангер предлагал рассматривать положение церкви, высшей власти, государственное устройство, законы, суды, договоры, налоги, форму управления, титулы монархов, привилегии и почести, изучать жизнь известных гражданских и военных деятелей, ученых и путешественников. Следует подчеркнуть, что и в наши дни в трудах профессоров Московского университета такая широкая трактовка предметного поля политической науки является доминирующей.
Формальной датой официального признания политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины является 1948 г., когда эксперты ЮНЕСКО приняли специальный документ, определивший объект, предмет, структуру и задачи политической науки.
Объектом современной политологии выступает многогранный мир политического во всех его проявлениях: государство и политические партии, политическая система и избирательный процесс, политические отношения и коммуникации, политическая культура и этика. Однако предмет политологии ни в отечественной, ни в мировой науке однозначно не определен. Параллельно развиваются две альтернативные парадигмы: одна рассматривает предмет политологии весьма широко, а другая, напротив, предельно узко.
Научная дискуссия
Согласно известной концепции французского философа Мишеля Фуко (1926–1984), политика окружает современного человека повсюду, непрошено вторгаясь во все сферы общественной жизни тайно или явно. Современные средства массовой информации необычайно актуализировали политический процесс, они сделали политику вездесущей и навязчивой, как реклама, поэтому и предмет политологии необходимо интерпретировать в самом широком плане. Политология должна быть междисциплинарной наукой, объединяющей в своем проблемном поле вопросы социологии, философии, географии, антропологии, культурологии, этики в их политическом измерении.
В российской политологии такую точку зрения разделяют А. И. Соловьев и В. П. Пугачев. По их мнению, политология представляет собой общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включая такие ее составляющие, как политическая социология, политическая философия, теория государства и права, политическая география и все другие политические дисциплины.
Альтернативой подобному подходу является не менее известная парадигма американского ученого Гэри Беккера (1930–2014), согласно которой политическая власть имеет достаточно узкую сферу распространения: она локализуется только в области государственных отношений и не должна вмешиваться в другие сферы – экономику, культуру, гражданское общество. Таким образом, Беккер рассматривал политологию как монодисциплинарную науку, которая должна изучать исключительно узкую сферу политической власти.
Большинство же современных политологов стараются избегать крайностей узкого и широкого подходов к определению политологии. Сегодня принято дифференцировать различные политические науки по их предметам. В этой связи К. С. Гаджиев и А. С. Панарин подчеркивают, что, например, политическая социология изучает отношения людей в гражданском обществе, а политология – их отношения в рамках государства, т. е. по поводу власти. Предметом политической антропологии является исследование деятельности человека политического, а предметом политической географии – изучение пространственных отношений между государствами.
Выделяясь среди других политических наук как наука-вектор, политология имеет свой особый предмет. Если попытаться конкретизировать ее предметное поле, то можно сделать следующий вывод: политология дает обобщающие, системные знания о мире политического, фокусируя внимание на институтах и механизмах политической власти и отношениях по поводу власти в обществе.
Таким образом, политология задает тон и направление политических исследований, а ее выводы являются важным методологическим ориентиром для развития других политических наук. От того, как в политологии решаются основополагающие вопросы о правах и обязанностях человека, о свободе и справедливости, о ценностях и нормах общественной жизни, демократических идеалах, зависит главное направление развития политической социологии и политической антропологии, политической психологии и политической географии. Однако важно и обратное влияние, ибо все политические науки взаимно дополняют и обогащают друг друга. Нельзя рассматривать проблемы политического развития вне социологического и психологического контекста, без обращения к исследованиям политической антропологии, не опираясь на факты статистики и достижения современной политической географии. Сегодня бурно развивается весь сложный комплекс современных политических наук, где политологии по праву принадлежит центральное место.
В 1948 г. эксперты ЮНЕСКО предложили объединить все изучаемые политологией проблемы в четыре основные группы (рис. 1.1). Кроме того, в последние десятилетия большое значение начинают приобретать прикладные направления исследований, среди которых выделяют:
Рис. 1.1. Предметное поле политологии
Современная политология аккумулирует фундаментальные и прикладные знания о мире политического, стремится анализировать все грани сложной политической жизни общества, что предопределяет ее ведущие функции (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Основные функции политологии
Знания о мире политического необходимы представителям разных профессий, всем сознательным членам общества, чтобы участвовать в политической жизни, развивать демократические институты и традиции, культуру политического участия. Изучение политологии способствует формированию демократического менталитета, помогает развивать у молодого поколения политическую терпимость (толерантность), плюрализм и уважительное отношение к мнениям и позициям других людей, готовность к компромиссу и консенсусу.
Точка зрения
Классики политической науки, среди которых особо следует выделить немецкого политолога Макса Вебера, подчеркивали, что политике не место в аудитории. Профессора и студенты на лекциях и семинарах не должны заниматься политикой, превращая занятия в политические митинги и собрания. В работе «Наука как призвание и профессия» (1919) М. Вебер справедливо обращал внимание на то, что политолог должен исследовать сферу политики как ученый, без гнева и пристрастия, ибо практическая политическая установка и научный анализ партийной позиции суть разные вещи.
Когда в парламенте происходят политические прения, из политической позиции не делают тайны: ясно выразить свои взгляды – долг и обязанность политика. Политическое слово, сказанное с трибуны парламента, – меч, направленный против оппонентов, законное средство политической борьбы. В студенческой аудитории, где преподаватель объясняет студентам, которые должны молча слушать и записывать лекцию, а потом еще сдавать экзамен, открытая и честная политическая полемика невозможна. Преподаватель политологии, как, впрочем, и любой другой общественной науки, не должен претендовать на роль пророка и политического лидера, ибо это было бы нарушением профессиональной этики ученого и педагога. Подлинный преподаватель и честный ученый будет стремиться к тому, чтобы изложить научные проблемы объективно, всесторонне, показав научную полемику и разные точки зрения современной науки на политические проблемы.
Например, если речь идет о демократии, можно представить различные формы ее бытования в истории, показать их достоинства и недостатки, проанализировать, как они функционировали и какие последствия для социальных отношений имели на разных этапах развития общества. Затем необходимо противопоставить демократии другие, недемократические формы политических режимов и по возможности стремиться к тому, чтобы слушатели могли самостоятельно сделать выводы и занять собственную позицию по изложенным политическим проблемам.
М. Вебер весьма категорично настаивал: «Пророку и демагогу сказано: «Иди на улицу и говори открыто». Это значит: иди туда, где возможна критика». Таким образом, перефразируя Вебера, можно сказать, что политическая наука есть профессия, осуществляемая как специальная дисциплина и служащая делу самопознания и познания фактических связей, а вовсе не милостивый дар провидцев и пророков, приносящий спасение и откровение.
Позитивное значение политологии как научной дисциплины состоит в том, что она разрабатывает технику овладения политической жизнью и политическим процессом, предлагая легальные демократические пути политической социализации и политического участия каждому члену общества. Кроме того, политология предлагает методы мышления и научные инструменты политического анализа, чтобы помочь изучить новые явления политической жизни и прогнозировать их возможные политические последствия. Именно в этом состоит высшая ценность, конструктивная роль и значение политологии в системе общественных наук, в жизни и развитии современного общества в целом.
Постклассическая картина мира политического
Постклассическая картина мира политического начала складываться в политологии во второй половине XX в. под воздействием ряда объективных процессов, среди которых важнейшими стали научно-техническая революция, внедрение передовых технологий и глобализация. При этом чем современнее становилось общество, тем больше значения в нем придавалось не институтам и нормам, а самим действующим лицам.
Цитата и интерпретация
Французский политолог Ален Турен (р. 1925) в книге «Способны ли мы жить вместе? Равные и различные» (1997) утверждает, что самой яркой чертой современности стало ослабление социально-политического поля. Картина политической жизни, которую дает классическая политология, представляется сегодня абстрактной и весьма далекой от наблюдаемой политической реальности. Где можно обнаружить политические ценности, превращающиеся в политические нормы, и, наоборот, политические нормы, которые создают политические системы, формы власти и политические статусы?
Но самое главное – где политический субъект, формирующийся согласно классической модели, принимающий те или иные политические роли и завоевывающий политические права? Во многом постклассический субъект политики формируется сегодня не в рамках политической системы, а вне ее и вопреки ей, в неравной борьбе с политической системой и силами рынка. Как остроумно замечает Турен, современный политический актор уже не стремится создать идеальное государство, идеальный политический строй, «он осваивает и защищает лужайку, которую постоянно пытаются захватить». Человек политический сегодня скорее обороняется, чем участвует в борьбе, скорее защищается, чем пророчествует. Другими словами, он – сила освобождения, а не архитектор политического порядка.
Бурное развитие науки и техники, высоких технологий и массовых коммуникаций порождает виртуальность, стохастичность, нелинейность и дискретность политических процессов. Информационная революция превратила СМИ в виртуальную «четвертую власть», которая по силе влияния, оперативности и проникновению намного превосходит все три традиционные ветви власти, вместе взятые. Политическая борьба стала все больше разворачиваться в виртуальном пространстве и приобретать новые посттрадиционные формы. Новым кредо политтехнологов стал девиз: «То, что не показали по ТВ, вообще не произошло в политике». Мозаичность событий на политической сцене, которую каждый телеканал освещает в нужном ему ракурсе, делает восприятие политического процесса дискретным, нелинейным и разнонаправленным.
Определение понятия
Сетевая структура – это децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев, что придает сети гибкость и динамичность.
Яркими примерами сетевых структур являются Интернет, финансовые потоки, сети мафиозных структур. Сетевую структуру имеет управление Европейским союзом: оно представляет собой сеть советов министров различных европейских государств.
Механизм осуществления политической власти в обществе сетевых структур тоже имеет специфику. Только тот, кто способен подключить свою сеть к средствам массовой информации или стать владельцем одного из информационных каналов, обзаводится своеобразным рубильником – главным рычагом власти, который позволяет формировать виртуальный мир общества и манипулировать им. Сближение технологии политического процесса с информационными технологиями позволило создать управляемое виртуальное политическое пространство, с помощью которого власть активно стремится подчинить себе реальный мир политики.
Глобализация усилила взаимозависимость и взаимопроникновение разнородных политико-экономических систем, способствовала стиранию жестких политических границ и разбалансированию формализованных прежде политических институтов. Новая встреча цивилизаций и культур в условиях информационной революции необычайно накалила вольтову дугу межкультурных, межэтнических и межконфессиональных противоречий, что привело к распространению множества конфликтов низкой интенсивности и сильно дестабилизировало мировой политический процесс.
Новыми постклассическими политическими акторами стали транснациональные корпорации и медиамагнаты, монополизировавшие СМИ, вооруженные черным пиаром телекиллеры, представители террористических группировок, участники неуправляемых миграционных потоков, маргинальные или криминальные структуры. В последние годы в политический словарь прочно вошли такие термины, как «боевики», «группы захвата», «зачистка территории». К сожалению, для решения своих политических проблем новые посттрадиционные субъекты политики, во многом сформировавшиеся вне политической системы, используют нелегальные, полулегальные и попросту мафиозные методы политической борьбы, игнорируя сложившиеся политические нормы и традиции, нарушая законы, расшатывая политическую систему по всем измерениям.
Взрывы в российских городах (Москве, Буйнакске, Волгодонске, Волгограде), американская трагедия 2001 г., взрывы поездов в Испании в марте 2004 г., серия терактов в Лондоне в 2005 г. (скорбный список можно продолжать) свидетельствуют о том, что посттрадиционные субъекты политики оказались настоящей проблемой не только для политической периферии, но и для большой политики.
Точка зрения
Американский политолог Сэмюэл Хантингтон (1927–2008) в своей знаменитой книге «Столкновение цивилизаций» (1996) подчеркивал, что официальные политические лица для характеристики новых посттрадиционных политических акторов не случайно используют такие термины, как «стоящие вне закона», «аморальные», «преступные». Тем самым таким персонажам отводится место вне цивилизованного политического порядка, они рассматриваются как легитимная мишень для контрмер со стороны правительства. По существу, речь идет о новой гражданской войне, и сегодня в этой необъявленной войне погибает больше людей, чем на объявленных полях сражений.
Итак, мы убедились, что центральный конфликт современной постклассической картины мира политического – это конфликт политической системы и внесистемной оппозиции, состоящей из разрозненных постклассических криминальных акторов. В целом постклассический политический мир характеризуется стратегической нестабильностью, конфликтами низкой интенсивности, виртуальными формами политической борьбы, нарастанием информационной агрессии и неравновесным состоянием всех политических институтов.
Предметное поле политической науки
Политология: базовый курс
© Василенко И.А., текст, 2016
© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2016
Предисловие к шестому изданию
В предлагаемом издании учебника автор стремился наиболее полно представить те изменения, которые произошли в политической сфере под воздействием информационных технологий, глобализации, новых международных вызовов. Информационная революция заставила политологов переосмыслить все основные проблемы политики, введя новое, виртуальное, измерение политического пространства и времени, открыв политическую сцену для нетрадиционных субъектов, создав новую сеть политических коммуникаций.
Цель настоящего издания – представить современную концепцию политологии как гуманитарной науки в рамках информационной парадигмы обществознания. Особое внимание уделено национальной безопасности нашей страны в новой геополитической ситуации, которая отражена в Стратегии национальной безопасности России, принятой в декабре 2015 г. Значительное место отводится анализу позиционирования и роли России в сложившейся системе международных отношений и политических коммуникаций, а также современных технологий проведения информационных кампаний и информационных войн. Существенно дополнены главы, посвященные специфике новых медиа в политике (социальные сети, блоги, твиттеры, видеохостинги), в связи с тем, что такие средства коммуникаций, как печать, радио, телевидение, Интернет, находятся в центре внимания политических технологов, которые стремятся с помощью эффективного пиара оказывать решающее влияние на формирование общественного мнения.
Более подробное освещение получили проблемы социокультурного измерения политики, особенности развития гражданского общества в России. Основной акцент при этом сделан на духовных, ценностных и культурных факторах современной политической жизни. Сегодня политолог уже не может рассматривать политические процессы в духе позитивизма и технократии, т. е. как духовно и ценностно нейтральные. Политическая наука активно осваивает богатейший опыт мировых цивилизаций и именно в сфере сравнительного анализа политических культур черпает вдохновение для своих открытий. Такое представление о политологии особенно актуально для Российской Федерации как полиэтничного государства, находящегося на перекрестке цивилизаций Востока и Запада, Севера и Юга.
Таким образом, предлагаемое издание представляет собой развернутый систематический базовый учебный курс по дисциплине «Теория политики». В результате освоения дисциплины студент должен:
– понятийно-категориальный аппарат и основные концепции политической науки;
– современную методологию политической науки;
– роль и значение политики в развитии современного общества, формировании общественного мнения;
– институциональные и внеинституциональные формы политической жизни, функции и особенности политической власти, основные разновидности современных политических систем и режимов, специфику политической системы Российской Федерации;
– нормы политической этики, права и свободы человека и гражданина, специфику политических культур современных цивилизаций, основные черты российской политической культуры, особенности мирового политического процесса;
– применять политические знания на практике для самостоятельного анализа актуальных политических процессов;
– выявлять и формулировать актуальные научные политические проблемы, самостоятельно разрабатывать методологию политологического исследования;
– самостоятельно анализировать современные политические проблемы, демонстрировать критический подход к различным интерпретациям политического процесса;
– методологией научных исследований в сфере политики;
– навыками политической экспертизы и диагностики актуальных политических проблем;
– технологиями самостоятельного осуществления проектов по описанию, анализу и прогнозированию политических процессов и проблемных ситуаций в Российской Федерации, в субъектах РФ, в зарубежных странах;
– в суждениях о практических аспектах властных отношений, критическом анализе существующих властных практик;
– в сфере поиска и обработки политической информации, во владении подходами и методами исследования свойств политических объектов, в том числе с использованием экспертных техник;
– в реализации профессиональной деятельности по политической экспертизе для органов власти, политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органов местного самоуправления;
– в сфере разработки политических рекомендаций стратегического и тактического характера для политических деятелей, партий, органов власти, средств массовой информации.
Учебник включает в себя 13 базовых разделов, в которых освещаются предмет и методы современной политологии, политическая власть в информационном обществе, проблемы государства и гражданского общества, политические партии и избирательные системы, политические коммуникации, новые информационные технологии в политике, значение личностного фактора в сфере политики, политическое лидерство и политические элиты, проблемы политической культуры и этики, новые тенденции в мировой политике и международных отношениях.
Автор надеется, что новое издание учебника окажется интересным для студентов всех специальностей и они откроют для себя увлекательный мир современной политики, в котором каждый должен уметь отстаивать свои позиции и интересы.
Глава 1. Предметное поле и методология современной политической науки
Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером.
Борьба сегодня перенесена в символическое поле, где основными правилами являются вызов, реверсия, неуклонное повышение ставок.
В результате изучения данной главы студент должен:
• знать о предметном поле, методологии и категориальном аппарате политической науки, ее особенностях как дисциплины специализации;
• уметь оперировать понятиями: политика, политология, системный подход, бихевиоризм, ситуационный анализ, синергетика;
• владеть основными теоретико-методологическими подходами к исследованию политических процессов.
1.1. Политическая наука в информационном обществе
Современное общество все чаще называют информационным[1], поскольку именно информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) начинают играть определяющую роль во всех сферах общественной жизни, особенно в политике. Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) пророчески предсказывал, что новая информационная волна принесет с собой «собственные представления о мире, со своими собственными способами использования времени, пространства, логики, причинности»[2]. И вот наконец информационная волна вплотную подступила к политическому берегу.
Начало новой информационной эры ознаменовалось существенными изменениями в политической жизни общества, которые имеют ярко выраженный постклассический характер. Прежде всего информационная революция радикальным образом изменила технологический базис политики.
По данным экспертов, совершенствование ИКТ происходит в три – шесть раз быстрее, чем технологий использования энергии, при этом прогресс в информационной сфере постоянно ускоряется ввиду безграничности спроса на новые технологические разработки. В течение ближайших лет объем информации во Всемирной сети будет удваиваться каждые 11 часов. Через несколько лет любая поверхность сможет выполнять функции дисплея. В ближайшие 10 лет скорость передачи данных в домашних сетях увеличится в 20 раз. К 2020 г. каждое электронное устройство будет иметь универсальное приложение для перевода с других языков[3].
Понятие информационного общества получило широкую известность после выхода в свет книги японского исследователя Й. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество» (Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1981).
Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002. С. 34.