поющие полы в японии
«Соловьиный пол»: для чего в старинных японских домах делали скрипучие половицы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Каждый, кто хотя бы раз сталкивался с деревянным полом, прекрасно осведомлен о том, какой раздражающий скрип и скрежет способно издавать данное покрытие при неправильном уходе или отсутствии ремонта на протяжении длительного периода времени. Нашему брату будет достаточно сложно объяснить, что в мире есть места, где скрипящие доски под ногами – это «не баг, а фича». Достаточно вспомнить знаменитый японский «Соловьиный пол», название которого говорит само за себя.
На сегодняшний день до нас дошел всего один единственный «Соловьиный пол», и сложно сказать, делался ли он еще где-то. Увидеть или скорее услышать скрипящего «соловья» можно в Японии в замке Нидзё, расположенном в городе Киото. Строго говоря, Нидзё – это не один замок, а целый комплекс площадью 275 тысяч кв.м. При этом непосредственно строения всех видов и мастей на территории комплекса занимают всего 8 тысяч кв. м. (впрочем, и это очень много!).
Каждый замок состоит из нескольких обводов стен, башен, цитадели и одного или двух рвов с водой. Строился Нидзё в XVII веке по приказу сёгуна Токугавы Иэясу. Строительство замка было закончено в 1626 году. Большая часть комплекса была построена из дерева и погибла в пожарах 1788 и 1791 года. После падения режима Токугавы Нидзё перешел во владение императорской семьи и был переименовал во дворец, став одной из резиденций правителя Японии. Сегодня он причислен в фонд всемирного населения ЮНЕСКО.
Собственно, «соловьиный пол» сохранился в резиденции до сих пор. Как уже можно было догадаться, главная его особенность в том, что он скрипит весьма характерным образом, когда на него наступает человек. Сделано это специально и нужно по двум причинам. Во-первых, во времена Токугавы подобное дизайнерское решение считалось весьма экзотичным. Считалось, что пол издает красивые звуки, похожие на пение птицы, за что и получил свое прозвище. Во-вторых, скрип выполнял защитную функцию. Пройти по соловьиному полу к покоям, кабинету или приемному залу сегуна без шума было просто невозможно. Таким образом, пол работал еще и специфической сигнализацией.
Достигался подобный эффект благодаря специальной конструкции. Половицы укладывались на балки, которые в свою очередь ставились на металлические шипы и крепились на специальные скобы длиной 15 см. Когда нога ступала на половицу, скобы приходили в движение, создавали трение между металлическими шипами и производили звук, напоминающий пение соловьев. Примечательно, что скрип усиливался, если человек ступал на половицы на носках.
Если же хочется узнать еще больше интересного, тогда обязательно стоит почитать о том, как японцы выживают зимой в многоквартирных домах без центрального отопления.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ниндзя и соловьиные (поющие) полы в Японии
В своем романе о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды» Йен Флеминг описал японские соловьиные полы (угуисубари): «Сконструированы с исключительным мастерством. Они поют при шаге любого человека. Никакой убийца не может пересечь их незамеченным.»
Самым известным из строений с настоящим соловьиным полом является замок Ниномару в Киото, Япония.
Поющие полы были японским способом предупреждения сёгуна и остальных обитателей дворца о возможных лазутчиках: поддерживающим половицы балкам с помощью металлических шипов прикрепляются специальные, упирающиеся в пол скобы длиной около 12 см. Когда человек проходит по такому полу, то скобы двигаются вверх-вниз, трутся о металлические шипы и издают звуки, похожие на птичье пение. Причём хождение на цыпочках только усиливает эффект, так как давление на пол в этом случае выше, чем от полной стопы.
Основатель Токугавского сёгуната, феодального военного правительства, ввел использование специальной структуры досок и пола. При наступании на половицы опорные брусы и гвозди соприкасаются друг с другом, издавая мягкий, похожий на пение птицы звук. В отличие от сигнала тревоги, звук мелодичен и может сбить лазутчика с толку, не внушая ему опасений.
В октябре 1867 года 15й сёгун Токугава, Ёсинобу, собрал в этом зале князей из сорока провинций Японии и провозгласил, что верховная власть будет возвращена Императору. Это комната, в которой завершилось примерно 270-летнее военное правление клана Токугава.
Сёгуны вышли из рядов самураев, формировавших собственные наследственные кланы и ставших постепенно более могущественными, чем император. Во времена феодализма они присягали на верность даймё, потомственным аристократам-землевладельцам. В эру же Токугавского сёгуната владение землями для самураев было запрещено, вместо этого им разрешалось лишь жить в определенных кварталах примыкавших к замкам селений.
Именно в феодальную эпоху в Японии развилось ниндзюцу, искусство скрытности. Ниндзя возвели свою профессию шпионажа и наемного убийства в сложную комплексную науку, практикуя самоограничение и изучение широкого спектра дисциплин, включая астрономию, травоведение, медицину и основы питания. Для победы над своими врагами они изобретали хитроумнейшие приспособления, такие как отмычки, разборные плотики для пересечения водных преград, одежду, позволяющую скрывать мечи и ножи, и более 30 видов сюрикенов, смертельно опасных металлических метательных звезд.
Однако, несмотря на свою невероятную искусность, ниндзя остерегались проникать в замок Ниномару. Поступать так означало прожить слишком мало, чтобы рассказывать байки о великолепном соловином поле, ведь пересечь его, не будучи услышанным, было невозможно. Даже для того, чтобы просто достичь дверей дворца, лазутчику пришлось бы преодолеть два рва с водой и перебраться через крепостные стены.
В 1939 году дворец был передан в собственность города Киото и переименован в замок Нидзё, а в 1994 году вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом году замок Нидзё празднует свой 410й юбилей.
Пройдя по соловьиным полам, посетители могут выйти на свежий воздух и прогуляться в огромном саду Нидзё, известном изобилием и разнообразием камней и являющемся настоящим оазисом спокойствия. Его каменный ансамбль подчеркивает величие замка, а пруд отражает деревья с их оживающим весной и осенью многоцветием.
Неизвестно, ниндзя ли переиграли сёгунов с их поющими полами или все было наоборот, однако в наследство от той эпохи остался совершеннейший образец архитектурного мастерства. И в противоположность флеминговскому «Живешь только дважды» этот дворец обязательно нужно посетить с убеждением, что мы живем лишь раз.
Наша компания предлагает вам внутренний отделочный материал, который позволит убранству вашей усадьбе прекрасно выглядеть.
Поющие полы в японии
В своем романе о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды» Йен Флеминг описал японские соловьиные полы (угуисубари): «Сконструированы с исключительным мастерством. Они поют при шаге любого человека. Никакой убийца не может пересечь их незамеченным.»
Самым известным из строений с настоящим соловьиным полом является замок Ниномару в Киото, Япония (на фото).
Поющие полы были японским способом предупреждения сёгуна и остальных обитателей дворца о возможных лазутчиках.
Основатель Токугавского сёгуната, феодального военного правительства, ввел использование специальной структуры досок и пола. При наступании на половицы опорные брусы и гвозди соприкасаются друг с другом, издавая мягкий, похожий на пение птицы звук. В отличие от сигнала тревоги, звук мелодичен и может сбить лазутчика с толку, не внушая ему опасений.
В октябре 1867 года 15й сёгун Токугава, Ёсинобу, собрал в этом зале князей из сорока провинций Японии и провозгласил, что верховная власть будет возвращена Императору. Это комната, в которой завершилось примерно 270-летнее военное правление клана Токугава.
Сёгуны вышли из рядов самураев, формировавших собственные наследственные кланы и ставших постепенно более могущественными, чем император. Во времена феодализма они присягали на верность даймё, потомственным аристократам-землевладельцам. В эру же Токугавского сёгуната владение землями для самураев было запрещено, вместо этого им разрешалось лишь жить в определенных кварталах примыкавших к замкам селений.
Именно в феодальную эпоху в Японии развилось ниндзюцу, искусство скрытности. Ниндзя возвели свою профессию шпионажа и наемного убийства в сложную комплексную науку, практикуя самоограничение и изучение широкого спектра дисциплин, включая астрономию, травоведение, медицину и основы питания. Для победы над своими врагами они изобретали хитроумнейшие приспособления, такие как отмычки, разборные плотики для пересечения водных преград, одежду, позволяющую скрывать мечи и ножи, и более 30 видов сюрикенов, смертельно опасных металлических метательных звезд.
Однако, несмотря на свою невероятную искусность, ниндзя остерегались проникать в замок Ниномару. Поступать так означало прожить слишком мало, чтобы рассказывать байки о великолепном соловином поле, ведь пересечь его, не будучи услышанным, было невозможно. Даже для того, чтобы просто достичь дверей дворца, лазутчику пришлось бы преодолеть два рва с водой и перебраться через крепостные стены.
В 1939 году дворец был передан в собственность города Киото и переименован в замок Нидзё, а в 1994 году вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом году замок Нидзё празднует свой 410й юбилей.
Пройдя по соловьиным полам, посетители могут выйти на свежий воздух и прогуляться в огромном саду Нидзё, известном изобилием и разнообразием камней и являющемся настоящим оазисом спокойствия. Его каменный ансамбль подчеркивает величие замка, а пруд отражает деревья с их оживающим весной и осенью многоцветием.
Неизвестно, ниндзя ли переиграли сёгунов с их поющими полами или все было наоборот, однако в наследство от той эпохи остался совершеннейший образец архитектурного мастерства. И в противоположность флеминговскому «Живешь только дважды» этот дворец обязательно нужно посетить с убеждением, что мы живем лишь раз.
shkaf_gingemy
Шкаф Гингемы
Киото: «соловьиные полы» и живописный сад в замке Нидзё
Замок Нидзё находится в самом центре города и примечателен своим «соловьиным полом» и садом, прекраснейшим из всех, что я видела в Японии.
Ещё в детстве я читала про так называемые «соловьиные полы», но никогда не верила в то, что пол может по-настоящему петь, как птица. Скорее скрипеть старыми половицами. Как же я ошибалась!
А если деньги идут непрерывным потоком, зачем же ограничивать себя в чём-либо? Расположенный неподалёку от императорского дворца и превосходящий его по площади, роскоши и величию, замок Нидзё демонстрировал, кто в стране настоящий хозяин.
По иронии судьбы, именно здесь последний из сёгунов Токугава отрёкся от власти в пользу императора Мейдзи.
На входе во дворец нам пришлось снять обувь и сдать зонт. Посмотрите, какое классное приспособление для зонтов придумали японцы! Вставляешь зонт в одно из отделений, вытаскиваешь ключ с номерком и можно на время забыть о дожде.
Стены украшены росписями с изображениями цапель, цветов, тигров, леопардов. Даже открывать окна здесь запрещено, чтобы не повредить настенные росписи.
Самое главное чудо, «соловьиный пол», тоже не сфотографируешь. 🙂
На вид это обычный деревянный пол, но стоит на него наступить и раздаётся звук, напоминающий пение птицы. Я пробовала наступать очень осторожно, но пол реагирует на малейший нажим.
На сторожевых башнях несла караул охрана, чтобы вовремя заметить вторжение непрошенных гостей.
По саду мы гуляли под дождём. Но от дождя сад, по-моему, лишь выиграл, стал ещё живописнее и романтичнее.
Здесь есть большой пруд с камнями разного размера, формы и цвета.
В саду замка Нидзё преобладают вечнозелёные деревья, но есть и лиственные деревья, и цветы.
Окажись я в Киото ещё раз, непременно вернулась бы в этот чудесный сад!
«Соловьиные полы»: старинная система безопасности у японцев
Писклявые скрипучие половицы раздражают. Кто-то ищет советов, как сделать полы менее скрипучими. Но в древних японских сообществах, особенно в королевских семьях, скрипучие полы были желанными.
Когда пол визжал и стонал от каждого шага, он представляет собой эффективную систему безопасности по обнаружению вторгшегося неприятеля. Некоторые японские замки, построенные в эпоху Эдо, имели такие полы в коридорах. Они известны как соловьиные полы. Это относится к японской кустарниковой камышёвке (японскому соловью) — очень застенчивой птице, которая предпочитает скрываться среди листвы, но её пение можно слышать по всей Японии с самого начала весны.
Говорят, что эти специально разработанные скрипучие полы звучат так же, как пение японского соловья-камышёвки.
Соловьиные полы были популярны в период Эдо, с начала 17-го до середины 19-го века, когда Япония находилась под управлением сёгуната Токугава. Период Эдо был довольно мирным, с наименьшим количеством войн и соперничества, но угроза исходила со стороны подчинённых феодалов и других врагов сёгуна.
Токугава Иэясу, основатель сёгуната Токугава, построил замок Нидзё в Киото в качестве своей резиденции. Он приказал плотникам установить скрипучие полы в своих коридорах, чтобы любой убийца, проникнувший в замок, немедленно был обнаружен охранниками.
Сухие доски, естественно скрипят под давлением, но у соловьиных полов есть дополнительные металлические зажимы, расположенные между балками, которые поддерживают половицы коридора. Каждый зажим имеет два отверстия, через которые проходит железный шип. Когда кто-то ходит по доскам, зажим перемещается вверх и вниз, заставляя шип притираться к зажиму, создавая сильный звук.
Невозможно было пройти по этим коридорам незамеченным. Охранники разработали особый ритм, который они использовали для прохождении по доскам, чтобы дать знать другим охранникам, что это идёт один из них. Если охранники слышали, что полы поют другую мелодию, то они уже знали, что у них появился незваный гость и настало время давать сигнал тревоги.
Два лучших места, где можно увидеть соловьиные полы, это замок Нидзё в Киото и храм Chion-in.