последовательность капитального ремонта квартиры
Как сделать ремонт квартиры
Часть 1: план, бригада, договор
Мы с мужем купили квартиру без отделки и получили ключи в начале июня. На ремонт у нас было 2 месяца, 350 тысяч рублей, один инженер технадзора и бригада рабочих из Таджикистана.
Готовить базу для ремонта мы начали за три месяца до выдачи ключей: узнали цены на стройматериалы в крупных сетях, выбрали сантехнику и отделочные материалы. Пока ничего не заказывали, только составили список желаний.
Мы знали, что нам нужен качественный ремонт без излишеств: простые экологичные материалы и функциональная мебель. Не нужны были золотые гобелены, резные дверные ручки и дизайнерские люстры из чугуна. Благодаря такому подходу еще на этапе подготовки у нас был четкий план действий и полное понимание того, что в итоге мы хотим сделать в квартире.
Расскажу, как мы уложились в срок и вышли за рамки бюджета всего на 15 тысяч рублей.
Команда
Мы купили квартиру в новостройке в новом районе, дома здесь сдаются фазами. В нашей фазе сдали сразу 10 домов, во всех нужно было делать ремонт. Поэтому ремонтных бригад было много.
Прорабы ищут клиентов у офиса управляющей компании, когда жильцам выдают ключи. В таких новостройках, как у нас, прорабы могут показывать квартиры, в которых идет ремонт прямо сейчас.
Мы познакомились с тремя прорабами. Первые двое нам дали листовки с расценками, а третий сразу предложил посмотреть квартиру в работе. Мы попросили показать еще несколько объектов на разных стадиях ремонта. Так мы вживую оценили, как бригада выполняет черновые работы, как устанавливают сантехнику, и познакомились с рабочими, которые будут участвовать в ремонте нашей квартиры.
Если в округе бригад нет, на объект приглашают несколько потенциальных подрядчиков. Встречи назначают подряд, чтобы прорабы сталкивались друг с другом в дверях. Так сравнивают квалификацию и торгуются с теми, с кем хотят работать.
Вот как обычно оценивают квалификацию работников.
По проектам — хорошо, если есть возможность увидеть объект вживую или, на худой конец, на фотографии. Если вы попадете на объект, смотрите на углы, стыки и любые сложные места: по ним видно, как работает команда.
Смотреть на ровно окрашенную стену бессмысленно — смотрите на стыки с полом и потолком. Посмотрите, как установлены розетки, как затерта плитка, что творится под раковиной или мойкой, как выглядят места входа труб в стену. В ремонте дьявол в деталях.
По общению — для этого удобно подключить третью сторону, чтобы специалист со стороны заказчика оценил квалификацию работников, задал вопросы о том, какие материалы мастера будут использовать и по какой технологии работать. Если нет подкованных в этом вопросе друзей, добро пожаловать в технадзор.
Технадзор
Если опыта в ремонте недостаточно, для выбора бригады и оценки работ приглашают специалиста со стороны. Это может быть строитель или инженер по техническому надзору. Мы такого специалиста нашли в интернете.
Наш инженер в 70-х получил специальность инженера-строителя и с тех пор работает в строительной сфере. Договорились, что он приедет на сдачу чернового этапа.
Третью сторону в ремонте приглашают на отдельные этапы или на весь период ремонта. Технадзор за ремонтом квартиры в Москве стоит от 4000 рублей за выезд, цена зависит от удаленности от Мкада, площади объекта и того, как часто нужно контролировать работы.
минимум стоит один выезд специалиста по технадзору в Москве
Плохо привлекать технадзор внезапно или в середине работ. Наш инженер рассказал, как его наняли в конце ремонта, когда 60% работ уже были приняты и оплачены. Он выдал кучу замечаний, рабочие испугались, бросили все и натурально сбежали. Поэтому прораба перед началом работ предупреждают, что в приемке этапов будет участвовать технадзор.
Стоимость
Чтобы рассчитать стоимость ремонта, прораба приглашают на объект. Заказчик подробно описывает работы: указывает места розеток, план переноса моек на кухне, расположение сантехники, разводку проводки, расположение светильников на потолке и стенах.
Чтобы прорабу было проще понять клиента, показывают дизайн-проект или подборку фотографий квартир, отделка которых нравится. Прораб замеряет площадь каждого помещения, высоту потолков, оценивает состояние квартиры до ремонта. К дорогим работам относят замену радиаторов, утепление балкона, шумоизоляцию комнат, замену стеклопакетов, перепланировку. После этого прораб составляет список работ и выдает стоимость работ и материалов.
Все то же самое вам может сделать хороший дизайнер интерьера, который берет на себя сметы, замеры и инженерные планы. Он может не дать финальную цену работ, но хотя бы точно определит все площади, длины и объемы, по которым прораб сделает свой расчет.
Такая схема оценки работает в новостройках. В домах старого фонда стоимость рассчитать сложнее: она зависит от степени износа квартиры. Оценивают износ и рассчитывают количество работ окончательно, когда вскрыт пол, видно состояние несущих конструкций, проводки и сантехнических труб. Поэтому на начальном этапе рассчитывают стоимость демонтажа, а точное количество работ по реконструкции и черновой отделке определяют после того, как становятся видны все недостатки помещения.
У нас однокомнатная квартира в новостройке без отделки. Мы планировали потратить 350 тысяч рублей вместе с работой и материалами. Прораб оценил только работу в 240 тысяч. Для нас это было дорого: не хватало на покупку материалов.
наш запланированный бюджет на ремонт однокомнатной квартиры
Когда мы поняли, что не укладываемся в смету по работам, вычеркнули то, что можем сделать сами или отложить на будущее. Утепление балкона, укладку ламината, шпатлевку и покраску стен взяли на себя. Потолок в комнате решили сделать позже. В итоге стоимость работ уменьшилась до 140 тысяч, или 3600 рублей за квадратный метр.
На покупку материалов для черновых работы мы запланировали 90 тысяч, на чистовые — на 120 тысяч, так мы уложились в бюджет — 350 тысяч рублей.
Как снижают стоимость работ
Просят скидку на работы. Надо понимать, что строители дают скидку просто из своего кармана, поэтому сильно прожимать их может оказаться себе дороже.
Выбирают строителей с невысокой квалификацией. Бригады, у которых мало опыта и нет собственного оборудования, стоят дешевле. Брать на себя роль эксперта в этом случае придется заказчику. Нужно будет консультироваться на стороне, подробно вникать в каждый этап работ и часто приезжать на объект.
Отказываются от части работ или меняют технологию. Выравнивание стен — дорогая работа. Если в помещении неровная стена, но заказчик знает, что в этой зоне установит встроенный шкаф, идеально ровная поверхность может быть не нужна — правда, сначала нужно обязательно посоветоваться с компанией, которая будет делать шкаф.
Экономят на материалах. Строители не рекомендуют экономить на электрическом кабеле, сантехнической арматуре и на трубах для разводки. Качество этих материалов проверяют уже по окончании ремонта. Если материалы окажутся плохими, то придется делать демонтаж и запускать процесс отделки заново. Можно сэкономить на материалах для финишной отделки, штукатурку купить не за 600 рублей за мешок, а за 350 рублей. Или на пол положить не паркетную доску за 5 тысяч, а ламинат за тысячу.
Часть работ заказчики берут на себя. Экономят на демонтаже напольных и настенных покрытий. Если достаточно опыта и свободного времени, заказчики оставляют себе часть чистовых работ, поклейку обоев, укладку ламината и плинтуса.
Нужен ли дизайнер интерьера
Есть такая профессия — дизайнер интерьера. Если это хороший специалист, он возьмет на себя три аспекта: эстетику, рабочие чертежи и материалы с комплектацией.
Эстетика — это то, как будет выглядеть квартира: какого что будет цвета, из каких тканей, как все принципиально будет выглядеть, как и где будет стоять мебель, какого она примерно будет размера. Эдакое общее ощущение от квартиры. Хорошие интерьерщики делают коллажи и визуализации, чтобы вы могли заранее представить результат ремонта.
Рабочие чертежи — это план полов, стен, плитки, потолка, электрики, светильников и чего угодно, что требуется для вашей квартиры. Дизайнер оформляет это в чертежах, чтобы не вы тыкали пальцем прорабу, что как строить. Это важно: сегодня вы показали ему на розетку в одном месте, а завтра она появится в другом и никто ничего не докажет.
Особенно в рабочих чертежах полезна плитка и сантехника. Дизайнер прямо раскладывает плитку нужного размера от нужных углов, обходит опасные стыки, прокладывает бордюры. Если вам нужна сложная плиточная работа в санузле или на кухне, такой план обязательно должен быть: иначе останетесь с кучей ненужной плитки и обрезков, а в итоге все еще и не сойдется.
Планировать электрику тоже надо заранее: чтобы розетки были там, где они нужны, а не за шкафом; чтобы по квартире потом не нужно было кидать удлинители, а сами розетки не облеплялись тройниками. Дизайнер определяет, что здесь, например, будет зона телевизора. Он считает: нужны розетки под панель, ресивер, колонки, приставку, Эпл-тиви и еще три запасных. Дизайнер проектирует в этом месте блок на 8 розеток и аккуратно его прячет от глаз.
Комплектация и материалы — дизайнер подбирает конкретные артикулы обоев, плитки, покрытий, мебели и светильников, часто с ценами. В итоге получается таблица, что и где покупать. Обычно дизайнеры подбирают артикулы из дорогих салонов, от которых получают комиссию. В отдельных случаях можно договориться составить ведомость материалов по мебели из Икеи и обоям из «Леруа-мерлена», но мы в такое не верим.
Главный вопрос — нужно ли обращаться к дизайнеру или лучше все это сделать самим?
Обычно ответ такой: если у вас дорогие материалы и в целом дорогой ремонт в большой квартире, то обязательно обращайтесь к дизайнеру. Если вы ограничены во всем и квартира у вас небольшая, то лучше всю дизайнерскую работу проделать самостоятельно: нарисовать все те же рабочие чертежи и самим выбрать материалы.
Можно найти дизайнера, который посмотрит ваши планировки и чертежи и что-нибудь подскажет за умеренную плату. Обязательно донесите свои пожелания и покажите чертежи инженеру технадзора: он вам скажет, где ваши желания нереальные.
за м² стоит работа нормального дизайнера интерьера в Москве по нашему опыту
Стоимость услуг дизайнера в Москве начинается от 1000 рублей за квадратный метр и улетает в бесконечность. Хорошего дизайнера можно найти за 2500 рублей за квадрат — это ненамного меньше, чем весь наш бюджет на ремонт в пересчете на метр. Поэтому мы делали все сами.
Договор
В России мы можем заключить договор с гражданином Таджикистана, если у него есть вид на жительство, разрешение на временное проживание или патент на работу.
Каждый из этих документов дает возможность работать в России определенный период:
Если ни одного из документов нет — плохо: иностранному гражданину работать без этих документов нельзя. Мигранта, у которого нет документов, могут депортировать из страны, а все обязательства и договор подряда не будут иметь юридической силы.
У нашего прораба есть вид на жительство, работать он может в любом регионе России. РВП и патент дают возможность работать только в том регионе, в котором выданы.
Мы заключили с ним договор, указали в нем сроки начала и окончания работ, ответственность за срыв сроков и задержку оплаты работ, условия гарантийного обслуживания после сдачи объекта.
Оплата ремонта в три этапа
В договоре мы указали общую стоимость работ и разделили оплату на три части. Договорились, что деньги будем вносить после приема каждого этапа.
Инженер по технадзору посоветовал нам делить оплаты так: 30% + 30% + 40%. Это мотивирует рабочих сдавать работу вовремя. Черновой этап работ нужно выполнять строго по технологии, переделки обойдутся дорого и выльются в стоимость нового ремонта. Этап чистовой отделки в нашем случае очень простой, нет сложных материалов. Рабочим выгодно сделать качественно черновую работу, не тратить время и силы на доработку дефектов.
На последний этап заложили большую сумму. В итоге чистовая отделка прошла быстро и рабочие получили окончательный расчет.
Как обманывают
В последнюю выплату мы заложили риски: некачественный ремонт, срыв сроков и другие неприятности, вплоть до пропажи подрядчика. На рынке услуг по ремонту есть популярные схемы обмана.
Рабочие получают аванс и исчезают. Поэтому работу оплачивают поэтапно. Порядок оплаты прописывают в договоре, подробный план работ указывают в смете, каждый этап закрывают актами приемки работ, оплачивают этап после подписания акта. Если находят дефекты, строители их устраняют, заказчик заново принимает работу и только после этого оплачивает ее. Если аванс все же нужно перечислить, нужно документально зафиксировать передачу денег.
Рабочие берут деньги на покупку материала и пропадают. Заказчик может самостоятельно закупать все материалы по списку прораба. Но для ускорения процесса покупку материалов для первого этапа доверяют подрядчику. В этом случае рабочие покупают материалы за свой счет, доставляют и разгружаются на объекте. Заказчик проверяет купленное по товарным чекам и возвращает деньги подрядчику. Отдельно оговаривают покупку дорогих материалов, за них подрядчик передает всю сумму или основную часть.
Рабочие выполняют основную часть работ, получают 80% оплаты и пропадают после появления третьей стороны в приеме. Это случается, если подключить к приему работы строителя со стороны, инженера или специалиста по техническому надзору. Рабочие получают претензии к качеству уже выполненной и оплаченной работы, не хотят устранять недочеты и пропадают. Чтобы такого не случилось, бригаду предупреждают о том, что с начала ремонта или на одном из этапов работу будет контролировать третья сторона.
В следующей статье я расскажу непосредственно про сам ремонт: как составляют смету, закупают материалы, контролируют сроки и принимают работу.
Как проконтролировать капремонт в многоквартирном доме
Я убедилась: если жильцы не контролируют капремонт, через 5—7 лет дом снова приходит в негодность.
Я муниципальный депутат одного из округов Москвы. Среди прочего я помогаю жильцам решать вопросы с капремонтом жилых домов. Например, если ремонт затянулся, а подъезд превратился в катакомбы. Или если качество ремонта сомнительное: в подъезде криво красят стены, а кровля, несмотря на ремонт, явно вот-вот рухнет.
Если ко мне обращаются за помощью, я выясняю, какая фирма делает ремонт, и требую, чтобы его вели аккуратно, добросовестно и в срок. А в конце помогаю жильцам принять работы.
То же самое может сделать и управляющая компания, и ТСЖ. Но депутаты, ТСЖ и УК рассматривают обращения до 30 дней — это долго. К тому же никто не проконтролирует капремонт лучше жильцов. Ведь вы бываете в подъезде каждый день и можете регулярно общаться с прорабом и строителями. А депутат и представитель УК делают это редко, только в дни специально созываемых комиссий.
Так что жильцам лучше самим найти документы по ремонту, узнать сроки и объемы работ и отыскать контакты подрядчика. А потом высказать ему претензии и проконтролировать ремонт. Расскажу в статье, как это сделать.
Что такое общедомовое имущество
В статье пойдет речь о капремонте общедомового, а не личного имущества.
Общедомовое имущество — это фасад, чердак, подвал, крыша и все, что есть в подъездах: лестницы, перила, стены, лифты, окна на лестничных площадках и электропроводка до счетчиков. То есть то, что предназначено для всех жильцов дома. А, например, провода от счетчиков в квартиру — это личное имущество жильца. И их он должен ремонтировать за свой счет.
В квартирах к общедомовому имуществу относятся стояки отопления и радиаторы. Если во время капремонта их меняют на лестницах и в подвалах, то заменят и в квартирах.
Периодически общедомовое имущество нужно ремонтировать или заменять полностью: проводку, лифты, канализацию и кровлю, стояки отопления. Иначе в доме становится опасно жить, потому что он ветшает. Любая из этих работ относится к капремонту.
Как победить выгорание
Кто решает, делать ли капремонт
У Фонда капитального ремонта — ФКР — есть сведения обо всех домах: износе кровли, фасадов и всего остального. На их основании ФКР составляет программу капремонта по каждому дому. И не позднее чем за шесть месяцев до года, в котором планируется ремонт, публикует предложение о начале работ. Например, если ремонт должен начаться в ноябре 2022 года, то предложение появится самое позднее в июне 2021 года. Москвичи могут найти его на портале предложений о проведении капремонта. Или на «ГИС ЖКХ» — он охватывает не только Москву, но и всю Россию.
В идеале после этого собственники проводят общее собрание, рассматривают список работ и решают, нужны они или нет. Допустим, ФКР предлагает отремонтировать кровлю и подъезды. Если собственники решат, что подъезды пока в порядке, они могут отказаться от ремонта и избавить себя от грязи и запаха краски. Свое решение они должны оформить в протокол и передать в управляющую компанию, а оттуда его перешлют в ФКР.
Без согласования с собственниками в доме устраняют только аварии. Например, когда обвалилась кровля или прорвало трубу.
Но бывает, что ФКР опубликовал предложение, а собственники его не рассмотрели — например, потому что не смогли или не захотели проводить для этого общее собрание. Дома, где на предложение ФКР ничего не ответили, называют «молчунами». Если через три месяца ФКР не получает решения собственников, он может начать капремонт и без их согласия — это разрешено.
Кто отвечает за ремонт
Каждый месяц собственники платят взносы на капремонт. Деньги могут храниться в ФКР или на специальном счете дома в банке — это тоже решают на собрании собственников. Если деньги идут в ФКР, он сам отвечает за ремонт: нанимает подрядчиков, контролирует процесс и сроки, принимает работы.
А если деньги лежат на специальном счете, за ремонт отвечают собственники: выбирают на собраниях подрядчиков, а потом контролируют и принимают работы. Или доверяют это ТСЖ или управляющей компании.
Зачем жильцам контролировать ремонт
Люди часто приходят ко мне с жалобами. Например, жалуются на то, что во время ремонта в подъезде кто-то вечно стучит, топает и курит. Или в квартирах перекрывают воду и невозможно дышать от пыли. Где-то отключают домофон, а на лестницах ночуют бездомные. У кого-то ремонт идет уже несколько месяцев, а когда он закончится — никто не знает.
Даже если во время ремонта все спокойно, непонятно, хорошо ли его делают. Например, в конце работ не понять, есть на фасаде армирующая сетка под штукатуркой. А ведь без нее штукатурка может отслоиться и упасть кому-то на голову.
Швы, где сваривались магистрали отопления и подачи воды, должны окрашивать. Иначе они заржавеют, и трубы прорвет. Но вместо этого их часто просто заворачивают в утеплитель.
Если в доме ремонтируют мусоропровод, то должны установить систему промывки. Без этой системы промывать его не получится, и в мусоропроводе может завестись плесень и тараканы.
У конструкции кровли нужно обрабатывать все деревянные элементы жидкостью, которая защищает от огня и насекомых. Без этого они его уничтожат, и кровля рухнет. Это легко проконтролировать: защитная жидкость красного цвета — если дерево красное только с одной стороны, значит, защита плохая.
В общем, без контроля жильцов ремонт может идти как попало. Рассказываю, как действовать, чтобы проконтролировать его самостоятельно.
Я уже писала, что собственники должны собраться и решить, что именно ремонтировать в доме. На таких собраниях выбирают и ответственных добровольцев, которые готовы контролировать капремонт и быть представителями собственников на комиссиях по приемке работ. Их телефоны есть в протоколе собрания.
Этот протокол можно найти на порталах «Дома Москвы», «ГИС ЖКХ» или «Реформа ЖКХ». Вбейте адрес дома в поиске на одном из этих сайтов. А потом посмотрите раздел «Протоколы», «Документы» или «Сведения об общих собраниях собственников».
Если вы нашли протокол и номера ответственных, позвоните им и расскажите, что вас беспокоит. Ответственные поговорят с прорабом насчет грязи и шума или попросят что-то переделать. А если добровольцев не выбрали или они не реагируют на жалобы, переходите к следующему шагу — ищите старшего по дому, или управдома.
Бывает, что протокола вообще нет. Это значит, что УК или ТСЖ забыли его опубликовать. Или дом — так называемый молчун, и Департамент капремонта начал ремонт без согласия собственников. Тогда тем более нужно искать управдома — чем он поможет, расскажу дальше.
Старший по дому, или управдом, — это собственник, который представляет интересы остальных жильцов. В домах, которыми управляет ТСЖ, старший по дому — это председатель самого ТСЖ. Его обычно выбирают на собрании собственников.
А в домах, где предпочли управляющую компанию, старший — это председатель совета дома. Совет состоит из нескольких активных собственников, и они контролируют работу УК: качество воды и отопления, уборку в подъездах и своевременный капремонт. А председатель среди них главный.
У старшего по дому много обязанностей. Например, от лица всех он подписывает договор с УК, а если она не справляется с работой, ведет переговоры с новой. Еще он проводит собрания собственников — например, насчет установки шлагбаума. И следит, как используется общее имущество: вдруг кто-то огородил в подъезде место под свою кладовку. А еще старший по дому может контролировать капремонт.
Управдом должен знать, кто ремонтирует дом и какие у ремонта сроки. Ведь это он подписывает перечень работ по капремонту. Он поговорит с прорабом и передаст ему ваши претензии. Еще он скажет, было ли вообще в доме собрание насчет капремонта. Если нет, он его организует, и вы выберете добровольцев, которые его проконтролируют. А можете и сами стать таким добровольцем.
Узнать, кто старший по дому, можно на портале «Дома Москвы». Просто введите в строку поиска на главной странице адрес дома.
Но я много раз сталкивалась с тем, что управдом и сам не знает, кто делает капремонт. Например, если подписывает документы не читая.
Тогда он вряд ли вам поможет, и подрядчика придется искать самим: в строительном городке, через информационный стенд или по госзакупкам.
Подрядчик капремонта должен организовать строительный городок. Обычно это бытовка или вагончик во дворе, хотя порой городок устраивают прямо в подвале. Вообще, это возможно только по согласованию с жильцами. Но я много раз сталкивалась с тем, что управляющие компании подделывали подписи жильцов и пускали в подвал рабочих. Те там и жили, и хранили стройматериалы.
п. 2.2 требований к подрядным организациям при выходе на объект капремонтаPDF, 4,7 МБ
В строительном городке обычно сидит прораб. Если у вас есть претензии насчет грязи или шума, их нужно предъявлять ему. Напомните, что по общим правилам подрядчик должен поддерживать чистоту и вовремя выносить за собой мусор. Еще он обязан обеспечить себе автономную подачу электричества, а не подключаться к общедомовому источнику. Иначе в конце месяца жильцам придется платить за электричество, которое он израсходовал. Плюс прораб должен соблюдать графики отключения воды и электричества и заранее оповещать об отключениях.
Даже если претензий нет, вы можете попросить подрядчика показать вам документы по капремонту. Это может быть договор с ФКР или управляющей организацией, проекты, сметы, графики работ, журнал учета материалов и много чего еще. По ним легко понять, все ли условия выполняет подрядчик.
По графику работ будет видно, когда закончится один этап ремонта и начнется другой. Допустим, подрядчик обязался в феврале починить кровлю, а в марте покрасить стены. Если на дворе апрель, а ничего не готово, сроки явно нарушены.
На все это можно указать прорабу. Обычно они идут навстречу: заставляют рабочих убирать за собой мусор, поторапливают со сроками и не пропускают этапы работ. Если подойти в самом начале ремонта, то прораб почувствует контроль и побоится обманывать с материалами.
Но бывает, что прораб не реагирует на замечания жильцов, ведь по сути его наняли не они. Тогда можно пожаловаться на него в УК или в фонд капремонта — ФКР. Как это сделать, я расскажу дальше в статье. Но учтите, что ждать ответа придется до 30 дней.
Если строительного городка во дворе нет, поищите информационный стенд. Он обязательно должен быть на стене дома, где идет капремонт. На стенде будет перечень работ, сроки ремонта и телефоны прораба и начальника участка. По ним можно позвонить, высказать претензии или попросить встретиться и показать документы по ремонту. А если прораб не отреагирует, вы можете пожаловаться на него в ФКР или УК — это шестой шаг моей инструкции.
Если стенда нет, оставьте жалобу на портале «Наш город». Я много раз убеждалась: после нее стенд появляется через 3—5 дней. То есть ждать меньше, чем ответа из ФКР или управляющей компании.
Правда, стенд часто заполняют как попало: виды работ отмечают небрежно, а указанные телефоны недоступны. Если у вас так, переходите к следующему шагу — ищите подрядчика по госзакупкам.
Подрядчика можно найти и по госзакупкам. Дело в том, что управляющая организация или ФКР не нанимают для капремонта кого попало, а проводят электронный аукцион. Через него находят подрядчика, который попросит самую низкую цену за работы.
Все электронные закупки, в том числе аукционы, фиксируются в интернете. Например, в Единой информационной системе в сфере закупок или на «Росэлторге» — это оператор электронных торгов.
Через поиск по госзакупкам вы узнаете виды работ и сроки вашего капремонта. А главное, наименование подрядчика, его электронную почту или телефон. Через них можно будет с ним связаться и рассказать о претензиях.
Поиск по госзакупкам бесполезен только в двух случаях: если дом в принципе аварийный и если в нем произошла разовая авария, например, прорвало трубу отопления. Тогда подрядчика ищут без конкурса, по особому регламенту.
Если вы не нашли подрядчика или он не реагирует на ваши жалобы, позвоните или сходите в ТСЖ, УК или ФКР. Там объяснят, почему ремонт начался, а вы о нем ничего не знали. Возможно, ваш дом — молчун, и просто подошел плановый срок ремонта. А может, в доме авария и с собственниками не успели согласовать ремонт. Вас должны сориентировать по срокам, а прорабу сделать выговор насчет ваших претензий.
Проблема только в том, что дозвониться в УК, ТСЖ и ФКР бывает сложно. Или сотрудника, который отвечает за ваш дом, все время нет на месте. Вам говорят, что он перезвонит, но этого не происходит.
Если вам не помогли в течение дня, оставляйте обращение на сайтах ФКР, ТСЖ или УК. Но вам ответят только в течение 30 дней.
Если вам никто не помог, а управляющая организация или ФКР не ответили на обращение, обратитесь в совет депутатов. Он есть в каждом муниципальном округе. Контакты совета депутатов всегда есть на сайте округа.
Кто-то из депутатов рассмотрит вашу жалобу и узнает информацию по ремонту. Правда, на это тоже уйдет до 30 дней. Зато депутат точно поможет, а в конце ремонта примет работы вместе с вами.
Что требовать во время капремонта
Чтобы контролировать ремонт, достаточно знать сроки, объемы работ и общаться с прорабом — напрямую или через ответственных добровольцев и управдома.
Вот что точно можно и нужно требовать от подрядчика:
п. 1.1 ст. 2 закона города Москвы о соблюдении покоя гражданPDF, 95,2 КБ
Все это я делала даже без жалоб в ФКР. Думаю, это получится и у вас: прорабам не нужны проблемы. Так что если вы взялись за контроль, то ремонт, скорее всего, закончится успешно.