поменять стояк в квартире
Как происходит замена стояка горячей воды в квартире?
Любые трубы для горячей воды за длительное время эксплуатации зарастают отложениями и продуктами коррозии. И даже повышение напора может уже не обеспечивать приемлемого расхода воды.
Полная замена стояка для ГВС становится единственным вариантом, восстановления нормального водоснабжения квартир.
Когда необходимо менять?
Срок службы стальных водопроводов 25 лет на ГВС и 30 на холодной. У пластиковых труб 50 лет.
Но и эти сроки могут оказаться намного короче. И причин для этого множество, главная – низкое качество воды.
Должны ли меняться трубы по истечении нормативного срока эксплуатации? Нет, не должны.
Замену труб стояка горячей и холодной воды следует производить в следующих случаях:
Кто делает ремонт и за чей счет?
Состав общего домового имущества определяется «Правилами содержания общего имущества в МКД«, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года. В части инженерных систем горячего и холодного водоснабжения руководствуются 5 пунктом Правил.
Все стояки, служащие для подачи воды, более чем в 1 квартиру, являются общим домовым имуществом. Следовательно, их обслуживанием, а при необходимости, и сменой, должны заниматься организации, управляющие данным домом.
В практике часто встречаются ситуации, когда жители, не желая ждать затянувшегося решения проблемы, самостоятельно организуют замену стояка по своему подъезду.
Закон не запрещает такие действия, однако требует, чтобы любые ремонтные работы проводились под контролем управляющей организации.
В домах с непосредственным способом управления сами собственники несут ответственность за содержание общего имущества, а значит, и стояков водоснабжения.
Если собственник квартиры решил заменить часть стояка в своей квартире, например, чтобы не страдать от течей через многочисленные свищи, то он обязан согласовать такие действия с управляющей организацией (УО), поскольку она несет ответственность за безопасность общедомового имущества в целом и стояка в частности.
Организация работ по обновлению системы водоснабжения
Работа по замене стояка начинается с согласования со всеми собственниками квартир, расположенных по меняемому стояку, порядка допуска в квартиру, обеспечения доступа к стояку и порядок восстановления разрушенных или разобранных элементов отделки.
При обновлении систему водоснабжения возникает необходимость вскрытия мест прохождения трубы межэтажного перекрытия, а в некоторых случаях и части отделки стен, которую установили собственники квартир, чтобы скрыть неприглядный вид проходящих труб.
Кроме этого, предстоит отключение полотенцесушителей, установленных на обратном трубопроводе, если его тоже предстоит менять.
На практике собственники самостоятельно разбирают отделку стен и пола, а после завершения работ также самостоятельно восстанавливают. Если установлены не проектные полотенцесушители, их так же отключают сами собственники после прекращения подачи воды.
Работники УО обязаны отключить внутреннюю сеть горячего водоснабжения от стояка, а после замены стояка также самостоятельно подключить. Это относится и к полотенцесушителям.
Если возникла необходимость замены первого отключающего устройства (крана), то кран предоставляет собственник квартиры, поскольку граница ответственности проходит «до первого отключающего устройства».
После согласования всех организационных вопросов с собственниками, переходят к работам. Вывешивается график проведения работ с указанием даты и номера квартиры, в которых будет выполняться ремонт в указанное время.
Для замены стояка в 5-ти этажном доме достаточно 2-х дней. Для 9-ти этажного понадобится от 3 до 4-х дней. В 16-ти этажном доме, такие работы выполнят за 5 дней. Эти сроки могут отличаться, в зависимости от сложности проводимых работ и своевременности предоставления доступа собственниками квартир.
В случае замены стояка горячей воды, возобновление подачи воды после окончания смены не производится, но возможно.
Работы начинают вести от места подключения системы, как правило, из подвала. После окончания работ необходимо провести промывку всей трубы от попавших отложений из старого трубопровода. Лучший вариант, если старый и новый трубопроводы не будут соединяться для подачи воды в промежутках между монтажом.
Демонтаж старых труб
Для демонтажных работ понадобятся следующие инструменты:
Вначале обрезаются отводы в квартиру, которые в дальнейшем выкручивают из крана. Отдельно демонтируются полотенцесушители, которые будут присоединены после установки нового стояка.
Далее старый стальной трубопровод вырезается с применением машинок УШМ. У потолка и пола оставляют около 25 см трубы для удобства демонтажа из перекрытия.
Если заделка места прохода трубы в перекрытии выполнена по технологии – легкими растворами или в гильзе, то остаток трубы просто выбивается с применением кувалды с короткой ручкой весом от 3-х кг.
Раздалбливая аккуратно бетон вокруг стояка, периодически постукивая по самой трубе, добиваются отслоения бетона от трубы по всей плоскости. После чего труба так же выбивается легкой кувалдой.
Все вырезанные элементы стояка выносятся и складируются на придомовой территории для дальнейшего вывоза в утиль.
Монтаж новой пластиковой трубы
Для монтажа пластикового трубопровода понадобится дополнительный специальный инструмент, применяемый именно для этого материала трубы:
Монтаж начинают с установки гильз в межэтажных перекрытиях, через которые пройдут пластиковые трубы, если такие гильзы отсутствовали или были повреждены.
Гильзы изготавливают из стальных или пластиковых труб, внутренним диаметром, превышающим на 5 — 10 мм наружный диаметр нового стояка. Длина гильзы должна соответствовать толщине межэтажного перекрытия.
Гильзу устанавливают в отверстие в перекрытии и заделывают по периметру раствором гипсовой или цементной штукатурной смеси.
Затем устанавливают опоры, клипсы или хомуты для крепления труб, с шагом не более 50 см. Опоры нужно применять специальные для пластиковых труб, которые позволяют продольное движение трубы. Такие опоры называются «скользящие».
В гильзах производят небольшое уплотнение сальниковой набивкой, паклей или герметиками для предотвращения проникновения запахов и насекомых, не более того. Труба должна свободно перемещаться в гильзе.
Пластиковые трубы имеют коэффициент теплового расширения даже больший, чем стальные. При нагреве они будут значительно удлиняться. Если их закрепить на опоры с шагом больше 50 см, то трубы начнут изгибаться и создавать недопустимую нагрузку на места пайки.
Это может привести к расслоению шва и течи. Поэтому на каждом 3-м этаже или через 10 метров устанавливают тепловые компенсаторы. Они бывают нескольких видов, наиболее применяемые: сильфоны, петлевые и Г-образные. Именно поэтому трубы нельзя жестко заделывать в межэтажных перекрытиях.
Вместо стальных труб с известным внутренним диаметром устанавливают пластиковые трубы с таким же диаметром, но наружным.
Внутренний диаметр такой пластиковой трубы будет меньше, чем у стальной.
Но это оправданно, поскольку пластиковые трубы почти не коррозируют, а на внутренней гладкой поверхности отложения образуются во много раз медленнее, чем у стальных труб.
Обратный стояк выполняется трубой меньшего диаметра на 1-2 размера, поскольку он предназначен лишь для обеспечения циркуляции, а не для расхода горячей воды.
Монтаж начинают с установки переходного фитинга в запорный кран магистрального трубопровода горячей воды, в подвале дома. К фитингу впаивают пластиковую трубу с проходом в квартиру первого этажа, до уровня установки тройника. Тройник впаивают на уровне присоединения внутриквартирной сети.
Так же выполняют и работу по присоединению обратного трубопровода горячей воды. Только для присоединения полотенцесушителя впаивается 2 тройника. Далее впаивается участок трубы с переходом в квартиру второго этажа, до уровня присоединения ее сети через тройник.
Так повторяется до последнего верхнего этажа, где квартира присоединяется через тройник, расположенный под потолком для перехода к обратному стояку и соединяется с ним. На 3-м, 6-м, 9-м, 12-м и т.д. этажах устанавливаются компенсаторы.
Тройник под потолком или в наивысшей точке перемычки, между подающим и обратным стояками, для подключения верхней квартиры, устанавливают, чтобы при отборе горячей воды происходило удаление накапливающегося воздуха. Это обеспечит надежную циркуляцию горячей воды.
Подключение
По окончании монтажа стояка производят присоединения трубопроводов квартир и полотенцесушителей.
Если бригада монтажников имеет достаточно рабочих, то эти работы ведутся одновременно.
Для подключения в тройник впаивается участок трубы, к которой через муфту впаивается фитинг с накидной гайкой «американкой». Накидной гайкой производят подсоединение к запорному крану квартиры.
Для подключения полотенцесушителя в тройник сразу впаивается фитинг с «американкой», к которому присоединяют перекрывающие краны. Уже к самим кранам происходит подключение полотенцесушителя. Полотенцесушитель обязательно должен быть надежно прикреплен к стенке, и не создавать нагрузку на места пайки тройников и краны.
По завершении работ, производят заполнение стояков водой, для выявления течей. Выявленные течи устраняют заменой элементов на новые, с новой пайкой. Перепаивать уже использованные элементы не допускается, обеспечить нужное качество и долговременность эксплуатации уже не удастся.
Стоимость работ
Цена работ зависит от вида разводки трубопроводов, объема выполнения работ и применяемых материалов. В стандартном случае, описанном выше, для крупных городов центральной части России, стоимость начинается от 3000 рублей за 1 стояк и на 1 этаж.
Это стоимость без учета материалов, но с затратами на демонтаж труб. Затраты на материалы могут составлять от 1000 рублей, без запорной арматуры и до 2000 рублей с кранами.
Таблица со стоимостями:
Привлечение сторонних организаций
Лучше, когда подобные работы выполняет специализированная организация.
В таком случае:
Если дом обслуживается УО, то такой договор может заключить она, для производства работ, оставив за собой контроль.
Расчет собственники так же могут произвести через УО, но для этого потребуется решение Общего собрания или внесение авансового платежа на расчетный счет УО, до начала работ.
Выбрать подрядную организацию можно через Интернет или объявления в печатных изданиях. До заключения договора необходимо проверить реквизиты и регистрацию компании в налоговых органах.
Какие документы потребуются для работы с подрядчиком?
Если дом обслуживается УО, то потребуется согласование работ и доступ в подвальное помещение. Это можно сделать простым письменным обращением, как от лица собственника, так и от подрядной организации, со ссылкой на заключенный договор.
Заключение
Большинство жителей готовы больше терпеть неудобство пользования горячей водой со слабым напором, чем начинать замену стояков.
Полагая, что такие работы займут много времени, будут дорого стоить, сильно повредят отделку стен и пола.
Это ошибочное заблуждение. Большую часть проблем собственники создают сами, препятствуя проведению работ. На самом деле, стоимость работ вполне доступна и оправдана. А продолжительность замены труб редко превышает пару-тройку дней.
Замена стояков в многоквартирном доме
Несмотря на то, что большинство жильцов являются собственниками своих квартир и оплату общедомовых нужд вносят ежемесячно, непосредственную замену стояков и других элементов водоснабжения проводят представители управляющей компании (УК). Их действия основаны на нормативной базе законов РФ. Однако, не многие владельцы квартир знают свои права в случае необходимости замены общих коммуникационных элементов, расположенных в их квартирах.
Решение при замене стояков в многоквартирном доме, определение ответственных лиц и правила поведения при конфликтных ситуациях приведем далее.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.
Нормативная база
Нормативная база по замене и ремонту системы водоснабжения регламентируется:
Кто ответственен за замену стояков в многоквартирном доме?
Стояки многоквартирных домов – это личное или общедомовое имущество? Вопрос является актуальным при возникновении необходимости в его замене. Согласно ПП РФ №491 все ответвления труб от стояка находятся под ответственностью (эксплуатация, ремонт и замена) собственников квартир, а следовательно и оплата проходит за их счет.
А вот коммуникационные системы являются общедомовым имуществом и вся ответственность за их содержание и ремонт возлагается на УК.
Кто должен менять стояки в многоквартирном доме?
Ошибочно полагать, что если общие водопроводные стояки находятся в эксплуатации жильцов квартир многоквартирного дома, то и ответственность за их замену полностью возлагается на них. Незнание нормативной базы Жилищного Кодекса приводит к лишним денежным растратам из карманов собственников.
Постановление Российской Федерации №354 ст.149 (от 6.05.2011) и ст.161 Жилищного Кодекса РФ гласят о том, что ремонт, а также полная замена стояков в многоквартирном доме находятся под ответственностью Управляющей Компании, закрепленной за конкретным домом.
Каждый месяц каждый владелец квартиры получает квитанцию на оплату коммунальных услуг, в которой обозначена графа «техническое обслуживание и ремонт». За те средства, которые поступают от жильцов от оплаты квитанций, в частности за обслуживание и ремонт, и должны проводиться все профилактические и ремонтные работы.
Следовательно, в случае прорыва труб или иной порчи стояка ЖЭК обязан проводить ремонтные работы, без взимания платы с жильцов (обратное действие является незаконным).
Нормы замены
Согласно нормам замены стояков в многоквартирном доме их замену необходимо проводить в двух случаях:
Жизненные условия предусматривают 2 режима замены труб:
Гарантийный срок эксплуатации труб многоквартирных домов составляет не менее 25 лет. Даже если по истечении этого срока конструкция является целостной без протечек, стояк все равно необходимо заменить.
Все чаще проводится замена чугунных труб на полипропиленовые. Это обусловлено рядом преимуществ материала:
Что входит в замену стояков в многоквартирном доме?
Процесс замены стояка в МКД – это непосредственное изъятие старой конструкции на новую. Однако это далеко не все, что входит в понятие «замены стояка в многоквартирном доме».
Сперва необходимо обратиться в УК и написать заявление на замену трубы. Удовлетворительный ответ заявитель получит в том случае, если документ составлен правильно, а подкрепляющие его факты не вызовут сомнений.
В назначенный день представители УК перекрывают воду в стояках и сливают ее остатки. После этого приходят мастера от управляющей компании или организации, с которой УК заключила договор. Они и проводят все необходимы процедуры по замене неисправной трубы стояка в многоквартирном доме.
По закону все необходимые элементы коммуникационной системы, которые подлежат замене, доставляются в квартиру собственника. Однако не редки ситуации, когда сам жилец, в чьей квартире надлежит провести монтаж, оплачивает все расходные материалы и сам элемент новой трубы. По закону, все расходы собственника должны быть включены в счет оплаты квитанции по содержанию общедомовых владений за следующий месяц.
Пошаговая инструкция замены стояков в многоквартирном доме
Прорыв водопроводного стояка в одной квартире требует его немедленной замены. Перед проведением ремонтных работ владелец «аварийной» квартиры должен обговорить это действо с соседями верхнего и нижнего этажа. Дело в том, что изношенное состояние труб имеет по всей своей длине, несмотря на то, что прорыв случился в определенном месте. И для надежности их следует заменить полностью, во всех квартирах. В случае несогласия соседей монтаж общего водопроводного канала будет проводиться только в одной квартире.
Следующий шаг – обращение в УК. В их полномочия входит перекрывание стояка и слив воды. Далее происходит полный или частичный (в отдельной квартире) монтаж труб.
Согласно ВСН 58-88 (р) «Об организации и проведении реконструкции, ремонта
и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» плановая замена систем водопровода должна проводиться каждые 25-30 лет. Ремонтные работы проводятся внутри приватизированных и неприватизированных квартир, а также в подвальных помещениях и подъездах.
Замена канализационного стояка
Канализационный стояк относится к общедомовому владению, даже несмотря на то, что он проходит через частную квартиру (согласно ст.290 Гражданского Кодекса). Также, в ПП РФ №491 п.5 от 13.08.2006 говорится: «…к общему имуществу относится система водоотведения, то есть, канализация…».
Следовательно, за монтаж и ремонтные работы канализационного стояка в многоквартирном доме несет ответственность УК. За все необходимы расходные материалы, которые потребуются в процессе замены, а также за сам ремонт вносят оплату жильцы квартир, ежемесячно внося денежные суммы за квитанции с графой «содержание и ремонт жилья».
В день проведения замены стояка канализации владелец квартиры не должен оплачивать ничего.
Но, если ранее собственник квартиры самостоятельно проводил замену канализационной трубы, и факт этот будет доказан, то владелец обязан полностью оплатить последующий монтаж данного элемента системы коммуникации.
Перед началом ремонта канализационного стояка многоквартирного дома жильцу необходимо:
В назначенное время приходят мастера по ремонту и проводят все необходимые действия по замене канализационного стояка.
По завершении составляется «Акт выполненных работ» между УК и организацией по ремонту. Собственнику квартиры тоже стоит оставить себе копию этого акта.
Оплата замены
Ответ на вопрос, касающийся оплаты замены стояка в многоквартирном доме, содержится в Правительственном Постановлении РФ №491 от 13.08.2006. Документ определяет, что является общедомовым имуществом, кто несет ответственность за его содержание и соответственно оплачивает его ремонт и замену.
Согласно ПП №491 и его разделу «Правила содержания имущества многоквартирного дома» каждый владелец квартиры оплачивает содержание и ремонт всех коммуникаций дома. Эта же информация содержится и в ст.158 ЖК РФ «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме»: все собственники квартир МКД задействованы в расходах на содержание и ремонт общедомового имущества.
Таким образом все расходы на замену стояка водоснабжения в многоквартирном доме оплачивает ЖКХ из тех средств, которые вносят все собственники квартир ежемесячно, внося денежные средства за квитанции по содержанию общедомового имущества.
Какие документы выдаются собственнику жилья?
По окончании монтажа трубы водопроводного стояка МКД обязательно составляется «Акт выполненных работ», в котором будет прописано следующее:
Этот документ делается в 2-х экземплярах, один из которых отдается исполнителю, а второй остается у заказчика. Исполнителем является организация, занимающаяся заменой аварийного элемента. Заказчиком может выступать УК (тогда один экземпляр остается у них и на руки собственнику квартиры не выдается) или же непосредственно владелец жилья.
Даже если договор составлен представителем УК и ремонтной компании, собственнику квартиры стоит сделать себе копию этого акта.
Можно ли отказаться от замены стояков в многоквартирном доме?
«Можно ли отказаться от замены стояка?» — актуальный вопрос для тех жильцов, кто сделал капитальный ремонт квартиры, ведь предполагаемая общедомовая процедура подразумевает некоторую порчу имущества собственника в санузле. Есть ли возможность написать отказ?
Исходя из информации, содержащейся в п.5 ПП №491, стояки в МКД являются общедомовым владением. По закону не один из жильцов не вправе препятствовать представителям исполнителя (УК), а также аварийным службам, органам Госконтроля и надзора проводить осмотр текущего состояния коммуникационного оборудования и проводить ремонтные работы. Контрольный осмотр должен проводиться не чаще 1 раза в 90 дней, а при аварийной ситуации – в любой время.
Таким образом, собственники квартир не имеют возможности отказаться от замены общих коммуникационных систем в многоквартирном доме. В ответ на отказ УК или ТСЖ вправе подать в суд.
Возможные конфликты и их решение
При замене стояка в квартире ее владелец может столкнуться с ситуациями, препятствующими проведению ремонтных работ. Конфликтные случаи могут быть следующими:
Затягивать с их решением не стоит, особенно если замена аварийного элемента требуется в самое ближайшее время.
При обращении в управляющую компанию с заявлением на замену стояка в МКД возможно столкнуться с отказом в проведении работ. Причины могут быть высказаны разные, но, чаще всего организация-управленец ссылается на исправность коммуникационной системы. В этом случае собственник обладает полным правом подать в суд на УК, а также взыскать с них денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Общий аварийный трубопровод не редко дает течь не только в одной квартире, но и у соседей сверху или снизу. Или же стояк находится в непригодном состоянии и требует тотальной замены, а не только отдельного «фрагмента». Поэтому и монтаж должна проводиться в нескольких квартирах. Но, нередки случаи, когда одни из собственников отказываются в проведении необходимых работ.
Решить проблему возможно путем разговоров, но они не всегда приводят к желаемому результату. В сложившейся ситуации самым верным решением станет судебное разбирательство. Но, подать заявку в суд должны не другие владельцы квартир, а УК. В своем заявлении в судебные органы представитель УК выдвигает требование к суду принудить собственника к замене стояка.
Разбирательство – процесс не быстрый, но эффективный. По его решению препятствующий ремонту собственник обязуется не только допустить ремонтников к замене трубы, но и к монтажу скрывающего короба (если он есть). Судья может существенно ускорить процесс дела, удовлетворив запрос истца согласно ст. 212 Гражданского Процессуального Кодекса.
Жалоба на некачественную замену стояков в многоквартирном доме
В случае, если замена аварийного стояка произведена некачественно, владелец квартиры вправе подать жалобу на ответственную за это дело организацию. Жалоба в письменном виде подается в Государственную жилищную инспекцию конкретного региона России. В ней указывается имя и адрес собственника, где расположен аварийный водопроводный стояк.
Жалоба состоит из заявления и прошения. В заявление необходимо ссылаться на ст. 161 ЖК РФ «Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом» и указать, что ремонтные работы не устранили аварийную ситуацию. В прошении пишется просьба заявителя об обязывании УК исправить неполадки в соответствие с нормами.
Не лишним будет приложить к жалобе фотоматериалы, доказывающие некачественную работу, а также акт, составленный между жильцом и УК.
Нюансы уборки подъездов в многоквартирном доме в случае затопления
Принятое в 2013 году Постановление Правительства №290 (от 03.04.2013) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» обязало службы УК или ТСЖ проводить уборку подъездов многоквартирных домов.
Проведение гигиенических мероприятий в подъезде, осуществляемых уборщицей, нанятой УК, должно быть ежедневным. Входит ли в ее полномочия уборка общедомовых помещений при затоплении от прорыва стояка?
Когда случилась аварийная ситуация и водопроводный стояк или канализационную систему прорвало в квартире собственника, то ее последствия устраняет сам жилец квартиры, даже если вина за свершившееся лежит на УК. Причем уборка воды должна проводиться незамедлительно, чтобы не затопить соседей снизу.
Если же потоп произошел в подвальном помещении или подъезде, то устранение и уборка последствий возлагается на УК.