полу русская полу татарка
Полу русская полу татарка
О гендерной психологии и психологических последствиях гендерных трансформаций в нашем обществе рассказала доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ Ольга Лопухова.
Как отличаются гендерные представления татар и русских? Как эти отличия отражаются в повседневной жизни? Какая она, типичная татарская женщина? Психолог уверена, что различия обусловлены культурными кодами, существующими в каждом из нас. Этот вывод она сделала из своих многолетних исследований гендерных отношений народов Поволжья.
Так, например, согласно полученным результатам, респонденты татарской национальности разделили лишь около 20% личностных качеств, которые были предложены для гендерной оценки, на чисто «мужские» или «женские». По мнению большей части опрошенных татарской национальности, такие качества, как самостоятельность, отзывчивость, доброта, находчивость, свойственны обоим полам, в то время как респонденты русской национальности больше половины качеств из предложенного списка разделили на «мужские» и «женские». Поэтому возникло предположение о влиянии гендерных традиций локальных этнических культур, которые даже при современных тенденциях вестернизации остаются в сознании и подсознании людей, определяя их реакции, восприятие себя и друг друга. В результате начались сравнительные исследования гендерных традиций татарской и русской культур и сопоставление их с современными тенденциями в межполовом взаимодействии, отношениях и конфликтах.
«Традиции межполового взаимодействия у татар и русских, как выяснилось в ходе исследования, накладывают отпечаток на современное поведение и отношения представителей этих культур. И несмотря на века совместного существования в общей государственной и экономической системах, вплоть до настоящего времени многие обряды и традиции татар и русских различны. Это отражается, в свою очередь, на особенностях восприятия мира, себя, на социальных установках и ожиданиях, а также на объяснении для себя причин поведения другого, то есть на процессах межличностного понимания и взаимоотношениях.
В гендерных исследованиях О.Лопуховой было установлено, что различия в гендерных системах воспитания сохраняются в сознании современных людей. Они не всегда до конца поняты и осознанны, но они проявляются в поведении и понимании друг друга. Эти различия также могут обуславливать взаимонепонимание, неприятие поведения другого, даже конфликты. Это такие подводные камни, невидимая часть айсберга, на которые мы можем натолкнуться в наших взаимоотношениях на работе и дома, ведь в нашем обществе представители этих двух культур повседневно привычно общаются, очень много смешанных браков. Поэтому возможность лучше понять гендерные различия в традициях взаимоотношений русских и татар может быть полезна для современного человека.
В русской культуре больше смотрят на человека. Если сварливая, склочная девушка, то лучше не жениться на ней. В татарской культуре на характер и какие-то нелицеприятные черты характера не обращали внимания, зная, что есть определенные правила поведения, которые женщина будет соблюдать, где-то, возможно, наступая на горло своему характеру или желаниям.
«Начала я с анализа древних татарских и русских сказок, где присутствуют герои мужского и женского пола. Как оказалось, в русском фольклоре женский персонаж очень активен. Нет татарской сказки, где бы героиня была столь же активна, инициативна, как в русской сказке.
В результате анализа сказок выявилось, что только в русских сказках красивые, обеспеченные, умные героини выбирают себе в спутники неприспособленного и менее статусного Иванушку. Знакома сказка? У татар подобных сказок нет. Как и не встречаются среди татарских женщин подобные паттерны поведения с мужчинами: одеть, обуть и сделать из него социально значимого человека. В татарских сказках мужской персонаж характеризуется трудолюбием и желанием учиться, а женский прорисовывается как награда мужчине за его удаль и ум.
В традиционной культуре для мужчин-татар женщина – показатель его статуса. Поэтому и сегодня на каком-то подсознательном уровне татарская женщина будет стремиться одеваться хорошо, даже если не позволяет доход семьи, выглядеть ухоженнее, богаче, чем она может себе позволить. Это будут делать современные женщины, даже не осознавая зачем. У татарского мужчины отторжения это не вызовет. Он оценит то, что, благодаря женщине он кажется «круче», чем есть на самом деле. Эти древние коды «вшиты» в сознание современных мужчин и женщин.
В национально смешанной семье влияние этих древних кодов может нарушать взаимопонимание. Жена-татарка может стараться выглядеть лучше, чем позволяют средства, а русский муж будет ей говорить: «И чего ты вырядилась? Для кого? И почему ты деньги тратишь? Зачем тебе вообще шуба?» Он может это расценить как то, что она хочет еще кому-то понравиться. А она понимает, что он не уважает ее усилий для подчеркивания его статуса.
Взаимонепонимание представителей разных культур рождает межличностные и внутриличностные конфликты.
Доцент ИПО КФУ участвовала и в кросс-культурном исследовании гендерных отношений. Ученые России, США, Японии сравнивали различия мужчин и женщин. В результате международный коллектив ученых пришел к выводу, что американская модель имеет самые гендерно разделенные представления о мужчинах и женщинах.
Практически нет гендерного разделения личностных характеристик у японцев в их самооценке.
Более того, отмечает ученый КФУ, в японской культуре существуют два разных названия для личности: личность для себя и личность для других.
Исторически в татарской культуре людям свойственно менять паттерны поведения в зависимости от своей социальной позиции. Татарин, будучи подчиненным, выступает в роли исполнительного, скромного, а становясь начальником, меняет свое поведение на противоположное: властное и доминантное. Причем это присуще как мужчинам, так и женщинам.
В татарской культуре существуют разные нормы поведения молодых девушек-невесток и пожилых свекровей. Переходя в статус пожилой и заслуженной, социально состоявшейся, женщине позволено быть такой, какой она является личностно: даже если она и доминантная, и агрессивная, и властная. Эти нормы отражаются и в современном социальном сознании и взаимовосприятии.
Наши знаменитости смешанных кровей)
Меседа Багаудинова (экс солистка Виа Гра) отец-аварец, мать-украинка.
Филипп Киркоров-у Филиппа ирландские,цыганские,армянские,французские,русские корни.
Тимур Родригез-певец,шоумен. У Тимура отец азербайджанец а мама еврейка.
Корнелия Манго-певица.У Корнели отец гвинеец с испанскими корнями а мама ногайка.
Маргарита Мамун-гимнастка,олимпиская чемпионка.У Риты папа бенгалец а мама русская.
Лена появилась на свет в Москве. Её отец сделал матери предложение, перед тем, как должен был стать премьер-министром Занзибара. Для этого он специально приехал из своей страны. Мама Елены родилась в городе Ташкенте. Её мама была польской еврейкой, а папа афроамериканцем. Какая национальность у Ханги, однозначно не сможет ответить даже она.
Тимати(Тимур Юнусов)-отец татар мама еврейка.
Эмин Агаларов-отец азербайджанец мама еврейка.
Эрика Герцег-солистка группы Виа Гры. У Эрики отец украинец а мама венгерка.
Надежда Мейхер-Грановская-у Надежды украинские и еврейские корни.
Диана Мелисон(да да сейчас полетят в меня тапки от сплетниц)-бельевая модель и диджей(модель на подобии Эмили Ратаковски),и бывшая девушка Егора Крида(ваш любимец:D),у неё отец азербайджанец а мама украинка.
Ксения Бородина-отец армянин мама русская.
Дмитрий Билан-по одним источникам отец у него кабардин-балкарец а мама татарка,а по другим папа русский а мама татарка,но Дима сам говорит что он русский,так что история тут мутная.
Алина Кабаева-отец татарин а мама русская.
Алия Мустафина-отец татарин мама русская.
Ирина Шейк-отец наполовину татарин наполовину русский, а мама русская.
Ирина Шарипова-отец узбек,а у мамы русские, татарские, украинские корни.
Анна Селезнева-модель.Отец русский,мама армянка.
Впечатляющие фото! Что будет, если папа — узбек, а мама — русская? Как выглядят дети, рожденные в смешанных браках
К смешанным бракам у нас в России по-прежнему относятся настороженно. Если россиянка выходит замуж за европейца или американца, то это еще можно понять. Но за представителя бывших союзных республик — уже как-то не комильфо. И зря. Фотограф Наира Оганесян подготовила фотопроект, в котором показала, насколько красивыми бывают дети у родителей разных национальностей.
«Мне всегда нравились детки, у которых смешанная кровь. Чаще всего они очень привлекательные, так как берут от той или иной нации самое лучшее, — рассказывает она. — Я долго вынашивала идею создания такого фотопроекта, и вот однажды я написала в одну из родительских групп, что ищу разнонациональных детей. И была очень удивлена, когда откликнулось более 200 родителей».
По ее словам, ей пришлось очень сложно во время отбора, так как хотелось взять всех ребятишек.
«Но я остановила свой выбор на детях в возрасте 6-9 лет, так как они хотя бы могут минуту просидеть на стуле не двигаясь», — говорит фотограф.
Майя, 5 лет. Папа — русский, мама — армянка.
Даниэль, 6,5 года. Папа — нигериец, мама — русская.
Лукьян, 5 лет. Папа — украинец/русский, мама — туркменка/татарка.
Ксения, 9 лет. Папа — немецкий еврей, мама — русская/татарка.
Анна, 8 лет. Папа — армянин, мама — русская.
Алиса, 5 лет. Папа — русский, мама — узбечка/татарка.
Доминик, 6 лет. Папа — грузин/татарин, мама — осетинка.
Элиза, 5 лет. Папа — армянин/грузин, мама — русская.
Даниил, 7 лет. Папа — татарин, мама — грузинка.
Сальма, 4,5 года. Папа — узбек, мама — армянка.
Лукас, 5 лет. Папа — бельгиец, мама — русская.
Ева, 5 лет. Папа — кореец, мама — русская/украинка/еврейка.
Тимур, 7 лет. Папа — азербайджанец, мама — русская.
Он татарин, я русская
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Войти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Похожие публикации
Всем доброго времени суток! Буду благодарна за советы и, может быть, даже наставления.
Постараюсь изложить свою историю максимально кратко. Но несмотря на это, спасибо всем тем, кому удасться прочитать это до конца!
Живу заграницей, уже довольно долго (почти 10 лет). Уехала молодой (по программе научных грантов), неопытной, познакомилась с парнем, очень долго встречались, потом стали жить вместе. Жили как весёлые товарищи-квартиранты с привилегиями:
Но проблема в том, что это был практически мой первый парень, и по неопытности и будучи «правильной и хорошей девочкой», я очень цеплялась за эти отношения. Было некое давление и со стороны моей родни (мол, сколько вы там ещё будете просто встречаться, пора бы уже законно оформиться). И вот, около трёх лет назад оформились, через какое-то время сыграли свадьбу (с родственниками и церемонией). Но при этом в отношениях ничего не изменилось: мы так же жили каждый своим кошельком, ходили на работу, развлекались и жили каждый своими интересами. Вместе по сути смотрели сериалы и ужинали.
Доброго дня! Помогите,пожалуйста,разобраться в сложившейся непростой для меня ситуации,нуждаюсь в мнении со стороны.
Что запрещено женщинам в татарских семьях
В Татарстане немало мусульманских семей, где для замужней женщины многое находится под запретом. Чаще всего жена осознанно ограничивает свою свободу теми или иными правилами, но в ортодоксальных семьях у нее может и не быть выбора. SmartNews пообщался с представительницами светских и религиозных семей Казани и узнал, что им запрещается после замужества.
Татарские семьи в наши дни условно можно поделить на несколько типов. Свобода женщины во многом зависит от того, к какому течению ислама склоняется семья. Первый тип татарских семей — это светский.
В светских татарских семьях живут практически так же, как в русских семьях. Для женщин здесь нет особых запретов, даже наоборот, жены в таких семьях испокон веков задают тон. Они властвуют в доме, ведут хозяйство и управляют всеми делами, в том числе мужа. Особенно этим гордятся татарки-мишарки (мишари — этнографическая группа татар. В отличие от казанских татар, формирование мишарей происходило на правобережье Волги. — Ред.).
Второй тип — светско-мусульманская семья, где справляются как религиозные, так и светские праздники. Эти семьи практически не отличаются от светских семей по правилам внутренней жизни. Разве что мужья склонны более ревностно опекать жен от мужского внимания, что, в общем-то, им разрешает ислам. Женщина же склонна больше сосредоточиваться на семье.
А третий тип — мусульманские семьи, которые придерживаются строгих правил ислама. Его еще называют закрытым типом семьи, который диктует конкретные и строгие правила жизни замужней женщины. И этот тип исламоведы делят на еще два подтипа: те семьи, которые придерживаются ислама турецкого типа, и те, что склонны следовать исламу Саудовской Аравии.
Экспертное мнение Фарид хазрат Салман
мусульманский богослов, ученый-теолог, автор многочисленных трудов по теологии и богословию
— Тюркский, или турецкий, вариант — более либеральный. Здесь женщина — соратница, сотоварищ, наша вторая половина. Саудовский вариант считает, что женщина ниже в правах, чем мужчина. Такой подтип семьи создают в Татарстане те, кто отучился в Саудовской Аравии, в Катаре, в жестко патриархальной части Египта, Пакистана, в Кувейте. Таких семей немного на фоне остальных. По моим наблюдениям, это 2,5–3 тыс. человек. Такие семьи стали появляться у нас с середины 1990-х годов, сейчас это явление уже укрепилось в нашей культуре.
Последний вариант семьи — ортодоксальный. В таких семьях царит агрессивное отношение к женщинам.
В радикальных семьях муж запрещает любую косметику, он начинает ограничивать возможности просто смотреть телевизор, часто выходить из дома. Здесь часто простая мужская ревность накладывается на религиозное запретительство. То есть религия становится прикрытием элементарной ревности. Поэтому когда женщины уходят из таких семей, то бывают случаи, что они становятся светскими, я знаю несколько таких примеров: побывав женами радикалов, они снимают платок.
РАБОТА В ЖЕНСКОМ КРУГУ
Если не впадать в крайности, то во всех татарских мусульманских семьях есть свои запреты, чаще всего добровольно и даже с радостью принимаемые женщинами. Первый и самый известный из них — внешний вид. В религиозной татарской семье женщина должна носить одежду, скрывающую ее тело от посторонних глаз, то есть длинное платье или тунику, а также — чаще всего — платок. Даже в светских семьях, к каким, например, относятся Лукмановы, дома татарки предпочитают носить длинные платья.
Дома обязательно нужно носить платье, еще лучше, если оно длинное, потому что так оно не вызывает лишних мыслей у мужа или гостей и так женщина выглядит женственнее.
Есть запреты и относительно социальной деятельности замужней женщины. Запрет на работу стоит только в ортодоксальных семьях. В более лояльных женщина сама решает, хочет ли она иметь дело с социумом. Однако в своей работе она не должна соприкасаться с мужчинами — как в прямом, так и в переносном смысле.
Экспертное мнение Фарид хазрат Салман
мусульманский богослов, ученый-теолог, автор многочисленных трудов по теологии и богословию
— Женщинам не запрещается работать, никто не говорит: «Сиди дома». Однако женщина не может быть врачом, потому что к ней могут прийти мужчины, не может быть парикмахером. В наиболее строгих семьях женщины уходят работать в детские сады, школы, в торговую сферу. Не думаю, что это очень хорошо. Ограничивается сфера соприкосновения религиозных семей со светским началом. Создается закрытая среда. Женщин из ортодоксальных татарских семей в обществе почти не видно. Они занимаются домашним хозяйством.
Зачастую даже в светских татарских семьях, не говоря уже о религиозных, женщина не должна ставить работу на первое место. Она не может задерживаться на рабочем месте, доделывая план, большой проблемой является и посещение корпоративных вечеринок.
В нашей семье все очень толерантно: если есть возможность не работать, то пожалуйста. А если работаю, то только в определенное время, то есть с 8 до 17 часов. Оставаться после работы — это неприемлемо. И одеваться на работе надо скромно и невызывающе. Что касается корпоративов, это очень проблематично для нас. Если идешь, то должен быть всегда на связи и не задерживаться. Еще лучше вообще не ходить.
Зарабатывает женщина в татарской религиозной семье в основном для себя, тогда как обеспечивает семью мужчина.
Женщинам-мусульманкам не запрещено работать и зарабатывать для своих личных трат. Единственное, мы не должны лишний раз находиться в обществе мужчин, чтобы у мужа было меньше ревности. Общение с мужчинами для женщин — это потеря энергии, у нее меньше сил остается для семьи, мужа, она всё оставляет на работе. А ведь дома у нее много обязанностей. И если она дома будет больше времени проводить, то это хорошо для всех.
Однако в семьях ортодоксальных верующих женщина не только не зарабатывает, но и не может распоряжаться деньгами мужа. Ей не разрешается даже самой делать покупки.
Экспертное мнение Фарид хазрат Салман
мусульманский богослов, ученый-теолог, автор многочисленных трудов по теологии и богословию
— В традиционной татарской мусульманской семье женщина сама распоряжается своим заработком. Более того, перед свадьбой супруга получает дар — калым, выкуп. Это та финансовая подушка безопасности, которая является достоянием жены. В ортодоксальных татарских семьях женщина не зарабатывает и не распоряжается деньгами. Им категорически это запрещено. Стоит вспомнить о неутихающем скандале с дочерьми саудовского монарха, которые десятилетиями заточены во дворцах Аравии. Такую практику пытаются насаждать и в Татарстане. Но это чуждое и инородное для нас явление. Такая женщина растет в замкнутом пространстве и ведет себя заторможенно, когда оказывается среди обычных мусульманок. Круг ее близких людей ограничивается супругом, который не разрешает ей даже пройтись по магазинам.
ЖЕНЩИНЫ ЕДЯТ ОТДЕЛЬНО
Правила поведения татарской женщины-мусульманки в обществе и семье диктуются мусульманским этикетом. Адаб — это правила, предписанные нормами шариата, включающие в себя хорошие манеры, нормы приличия, порядочность, человечность и охватывающие все аспекты жизни мусульманина. Согласно этим правилам, во всех татарских мусульманских семьях, когда в дом приходят гости, женщины и мужчины не сидят вместе. Им накрывают ужин за разными столами. А если в дом приходит гость-мужчина, то муж просит женщину уйти в другую комнату.
В семье родителей, когда приходил мужчина в гости, женщинам запрещалось выходить, влезать в разговор. Дети не должны были выходить и присутствовать во время какого-либо торжества взрослых, есть с одного стола. Дети сидели в отдельной комнате. И сейчас в моей семье, когда к нам приходят муж с женой, само собой происходит разделение: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами, ну а за столом сидим вместе. Но на религиозных праздниках у нас и столы разные.
Когда приходят гости, женщины садятся отдельно, чтобы не было смущения, соблазнов, ведь кому-то может понравиться чужая жена, чужой муж. Поэтому у каждого свой круг общения.
Женщина в татарской религиозной семье не может дружить с мужчинами и тем более подолгу общаться с ними наедине.
Дружбы с мужчинами у женщин не существует. Очень тяжело сохранить грань. Ислам не одобряет тесную дружбу.
Такая женщина, например, не может продолжать общаться с другом-одноклассником. Очень часто запрещается общаться и с неверующими подругами.
Правда, в более лояльных семьях женщина может общаться с друзьями, которых знает ее муж, если они вошли в круг общения семьи и не являются «чужими», — это родственники, общие с мужем приятели.
Я не делю в дружбе на иноверцев. Мне кажется, это неэтично. А вот чтобы создать семью с иноверцем — это для меня табу. С детства я слышала наказ бабушки: «Ищи среди своих, с иноверцем будет тяжело».
Не одобряется в татарских семьях и активное общение женщины в социальных сетях. В ортодоксальных семьях мужья и вовсе запрещают своим женам выставлять фотографии в интернет, даже в хиджабе. Однако очень часто женщины-мусульманки в Татарстане и сами не хотят выкладывать в Сеть свои личные фотографии.
Как правило, сводится всё не к полному запрету, а к вычищению своих персональных страниц в социальных сетях. Убираются любые фотографии, не должно быть фото даже в хиджабе. Пусть будет рисунок — цветы, на религиозную тематику. Здесь жесткое ограничение.
Ряд ограничений для женщин существует и в непосредственных отношениях с мужем. Основаны они на том, что уважение мужчины для жены в татарских религиозных семьях на первом месте. Конечно, в более лояльных семьях женщины имеют право мягко осадить мужа. Но лучше всего обсуждать проблемы без свидетелей, дома, чтобы не порочить репутацию мужа, а значит, и всей семьи.
У меня отношения с мужем сложились так, как учили в семье: горячий ужин, провожать на работу, встречать. И у детей воспитывать уважение, и самой показывать веру в него. Например, когда идем в гости, никогда не показываю свое недовольство чем-либо. Все разговоры и претензии дома, без свидетелей.
Женщина-мусульманка в любом случае никогда не будет оскорблять мужчину. У нее такого права нет — она должна его уважать как человека и тем более как мужа. Уважение мужчины для нас на первом месте. Если немусульманка может позволить себе унизить, оскорбить мужчину, то мусульманка — нет. Но точно так же и мужчина не имеет права оскорблять жену.
В личном общении муж и жена могут также поставить себе запрет на обсуждение каких-либо тем и свято чтить его. Под запрет чаще всего попадает светская жизнь до того, как супруги приняли ислам.
Женщина служит своему мужу. Это не принуждение, а служение, через которое женщина приходит к Богу. С мужем индивидуально решаем, какие темы считать запретными. Но с точки зрения ислама людям лучше не напоминать о грехе — о том, что было раньше, какие жизни у нас были. Это будет нас толкать на раздумье о грехе, толкать к повторению греха. Поэтому в некоторых семьях не принято говорить о прошлой жизни, когда мы не придерживались религиозных норм. Мы уважаем прошлое, но это уже прошло.
Что касается интимных отношений, то женщина-татарка в религиозной семье изначально настроена на многодетность, на 3–5 детей. Правда, запрета на контрацептивы нет, но вот аборты делать категорически запрещено.
Кроме того, женщине-татарке в мусульманской семье запрещается игнорировать отношения со всеми родственниками, даже если они ей неприятны.
В исламе обязательно нужно поддерживать отношения с родственниками, мы не должны разрывать связь. Даже если тебе родственник не нравится, даже если он к тебе плохо относится, мусульманин должен найти подход к человеку. Свекровь нужно любить. Когда женщина выходит замуж, то мать мужчины становится ее родственницей. И ее нужно принимать такой, какая она есть.
А вот вопреки распространенному мнению о том, что женщина в мусульманской семье обязана взвалить на свои хрупкие плечи все бытовые дела, у нее, оказывается, есть святое право не заниматься хозяйством. Как говорят исламоведы, религия дает право женщине просить у мужа помощниц для ведения домашних дел — правда, не всегда семья может себе это позволить.