полу человек полу волк
Оборотень: жертва колдовства или врачебный диагноз?
Именно в греческих мифах содержится одно из самых древних упоминаний о превращении человека в волка. Согласно легенде, аркадийский царь Ликаон решил подшутить над гостившим у него Зевсом. Шутка была вполне в духе тех времен, которые нынешние мечтатели называют «золотыми».
Человеческая жизнь тогда не имела никакой ценности. Ликаон подал Зевсу на стол блюдо, приготовленное из собственноручно убитого Ликаоном сына. Аркадийский царь имел пятьдесят сыновей и, видимо, не очень-то их берег. Однако Зевс страшно разозлился и превратил Ликаона в волка навечно. Именно из этой легенды и взят термин «ликантропия».
Однако те, кого сейчас называют оборотнями, ходят в волчьей шкуре не всегда. В обычной жизни это рядовые люди, зачастую скромные и незаметные. Лишь в особых обстоятельствах: полнолуние, чрезвычайная опасность, желание отомстить, ну или просто попить кровушки, они превращаются в ужасных монстров.
Предположительно демонизация волков относится к временам европейского средневековья. Тогда разоренная междоусобными войнами Европа лежала в руинах. Во дворах и зданиях разоренных замков и деревень валялись брошенные без погребения трупы. Количество смертей увеличивалось страшными эпидемиями, уносящими иногда всех местных жителей. Волки пировали за этим столом, накрытым для них самой смертью.
Именно к этому периоду и относится большинство легенд о появлении волков-оборотней. Психика людей, перегруженная страданиями и плохо усвоенными церковными догматами, не выдерживала, и в некоторых деревнях ликантропия принимала характер эпидемии. Люди начинали искренне верить в то, что они превращаются в диких зверей и разрывают себе подобных на кровавые куски.
Еще не окончательно сошедшие с ума соседи охотились на них, с тем, чтобы стать еще одной из следующих жертв этого массового помешательства.
Большой вклад в эти мрачные события внесли католическая и различные реформаторские церкви, последние также имели свои варианты инквизиции. Дикие обвинения, судебные процессы с заранее определенным результатом и кровавые казни стали нормой жизни средневековой Европы. Впрочем, в гуманном стремлении кровь не проливать, оборотней, как и остальных колдунов, обычно приговаривали к сожжению.
Обвиненный в колдовстве, практически не имел никаких шансов на спасение. Следствие сопровождалось дикими пытками до тех пор, пока он не давал признания. Один из «изобличенных» оборотней признался, что его волчья шкура спрятана внутри него самого. В целях проверки этих показаний было решено отрубить подсудимому руки и ноги. Шкура обнаружена не была, и его, редчайший случай, оправдали. Правда, он умер от потери крови несколько раньше.
Со смягчением европейских нравов, количество этих казней понемногу сокращалось, и психическое здоровье общества в целом стабилизировалось. Тем не менее, страшные истории о злобных и кровожадных полу–волках полу–людях до сих пор являются одним из любимых элементов фольклора. Рассказывать их полагается трагическим шепотом в стремительно надвигающихся сумерках.
Согласно этим рассказам, для превращения нормального человека в оборотня существует три способа: колдовство злого волшебника, укус другого оборотня или связь, так сказать, генетическая. Ребенок оборотня тоже оборотень. Причем в последнем случае, особенно если оборотнем был только один из родителей, он может ничего не знать о своем проклятии и обратиться совершенно неожиданно для себя.
По-видимому, методы убийства, связанные со смертью головного мозга, в легендах свидетельствуют о том, что народ издавна догадывался о причинах ликантропии. Которые, скорее находятся в разрушаемом болезнью мозгу, чем в спрятанной волчьей шкуре.
Ученые издавна исследуют различные проявления ликантропии. В мексиканском городе Гуадалажара находится Центр биометрических исследований, занимающийся этими проблемами.
Основные исследования Центра сосредоточены вокруг семьи Асиево. Это семейство издавна роднится только между собой, да и причины на поверхности – тела Асиево, в том числе ладони и ступни, покрыты густой шерстью. Не избежала эта напасть и женщин семейства. Ученые провели генетическое исследование, которое показало, что отклонения на генном уровне возникли у предков семьи в средние века, а близкородственные связи увеличили их и закрепили. Живут Асиево в отдаленной деревушке, где остальные жители их боятся и ненавидят.
В украинской Белой Церкви в специальном доме-интернате содержится семнадцатилетний Витя. В обычное время он достаточно добр и ласков, и даже умнее большинства остальных воспитанников. Однако не лучшая наследственность и тяжелые испытания детства оставили на нем неизгладимый след. Мальчик рано лишился матери, и воспитывался в детском доме. Позже его передали на усыновление семье ортодоксальных баптистов, в этот период и произошло ужасное.
Оборотень
— Гляди в оба, братень: Со спины заходит! Может, оборотень? — Не похоже вроде.
А вот — дугой согнулась и иными Двумя ногами на земле стоит, И ночь-Геката оборотня имя Запомнит и спасёт и сохранит.
Оборотни — люди, обладающие способностью превращаться в животных, как по своей воле, так и непроизвольно, под влиянием внешних факторов. Оборотни стали неотъемлемой частью мировой культуры в начале XX века. Хотя первые упоминания данного явления относят ещё к первобытности, а описание превращения человека в зверя встречается в фольклоре любого народа, именно с появлением кино образ оборотня стал популярен — на широком экране процесс перевоплощения выглядит максимально эффектно.
Есть поверье, будто оборотни в человеческом обличье все как один имеют сросшиеся брови — и это один из признаков, по которым их можно вычислить.
Существо, связанное с оборотнями — волчий пастырь.
Дальневосточная версия оборотней — Кицунэ и Девятихвостная Лиса одновременно является прекрасным народом, то есть является местным аналогом неоднозначных эльфов.
Африканская версия — аниото и ипундулу. Аниото перекидываются в леопардов и едят мясо. Ипундулу — оборотень в виде чёрно-белой птицы размером с человека и способной вызывать молнию, и питающейся кровью своих жертв.
Ещё одна разновидность прекрасного народа, малоизвестная у нас (притом что входит в кельтскую мифологию), так как редко встречается в фэнтези — шотландские селки, являющиеся оборотнями-тюленями. Другим кельстким оборотнем, тоже из прекрасного народа, является пука, способный превращаться в различных животных, общее у которых — чёрная шерсть и золотые глаза. Пука является очень шаловливым, но безопасным, и довольно доброжелательным (хоть, шутить может непрятно).
Считается, что легенды об оборотнях породили два совершенно не связанных между собой заболевания: бешенство и гипертрихоз. Первое, как известно, вызывает относительно внезапные и очень сильные изменения психики и передаётся как раз через укус — до развития понятия об инфекции это воспринималось как проклятье, передающееся через укус. Второе на психику само по себе не влияет (другое дело, что у изгоя, коим эта болезнь может сделать человека даже в наше время, со временем независимо от состояния его ДНК формируется весьма неприятный характер) — но предаёт больному весьма своеобразную внешность, которая вызывает стойкую ассоциацию с животным даже у тех, кто знает, в чём на самом деле причина. Так же некоторых собак можно научить напаевать или навывать звуки, похожие на членораздельную речь. Но это сложно, зато морзянке собаки вполне обучаемы. Из-за чего, возможно, происходят сказки о говорящих животных, в том числе оборотней.
Один из немногих «документально подтверждённых» оборотней — некий Петер Штумпф, проживавший неподалеку от Бедбурга (Пруссия, в настоящее время ФРГ). Он был уверен, что превращается в волка и в таком виде ведёт себя по-звериному, жажда крови и прочее в том же духе. Про превращение — это вряд ли, а вот то, что он вёл себя, периодически, очень-очень нехорошо, набрасывался на людей (в основном — беззащитных, чаще всего — детей), убивал и пытался жрать — это факт. Материализм тогда был не в чести, потому, раз сказал, что превращался в волка — отчего бы не поверить, так и запишем, «оборотень». Соответственно, и был казнён как колдун-оборотень, за занятие чёрной магией. С современной точки зрения — у гражданина прохудилась крыша и он пошёл маньячить, а фон страшных сказок про вервольфов внушил ему легенду оборотня, в которую он мог совершенно искренне верить сам. В более цивилизованное время про оборотня вряд ли стали бы говорить, а вот зверские убийства за его авторством — факт, маньяка словили практически на месте преступления, после казни «волчьи» убийства прекратились. Ввиду того, что подобные психозы периодически возникали тут и там, а опасность, исходящая от волков, постоянно фоном присутствовала в жизни людей средневековья, это вполне неплохо подпитывало легенду про оборотней.
Содержание
История [ править ]
Кстати, связь индейцев и оборотней сильнее, чем может показаться вначале. Каждое племя имеет своё тотемное животное, и с давних пор превращение индейца в него считается чем-то вроде единения с предками или духами.
Проклятие оборотня [ править ]
Классическим и первым в своём роде фильмом про оборотней считают «Лондонский оборотень», снятый в 1935 г. В нём феномен оборотня — это проклятие, неизлечимая болезнь; главный герой, укушенный оборотнем, заражён и ищет противоядие, но не преуспевает в этом и превращается в волка. Шесть лет спустя был снят фильм «Человек-волк», также про укушенного и заражённого.
Хотя к середине XX века оборотень прочнее всего ассоциируется с человеком-волком, писатели и режиссёры «превращали» людей и в других животных. Так, в 1942 г. на экраны вышел фильм «Люди-кошки», в которой девушка из проклятого рода превращалась в кошку и охотилась на любовницу своего мужа.
В 1961 г. по роману «Парижский оборотень» вышел фильм «Проклятие оборотня», в котором полностью раскрыта тема полнолуния — герой превращается в волка только при полной луне.
Двадцать лет спустя фильмы про оборотней выходят на новый уровень — с 1981 по 1991 год по книгам Гэри Брэнднера сняты шесть фильмов серии «Вой», в которых проклятие оборотней носит более глобальный характер, нежели просто трагедия одной семьи, как в предыдущих произведениях. «Вой» — настоящие фильмы ужасов восьмидесятых.
Постепенно сюжеты в рамках жанра становились всё закрученнее, а атмосфера всё таинственнее, и фильмы ужасов про оборотней, пугающие зрителя довольно топорно и прямолинейно, отошли в тень. Оборотни стали классическими представителями темной стороны и заняли своё почётное место рядом с вампирами и зомби.
Волки и романтика [ править ]
«Второе дыхание» фигуры оборотня — не пугать, но завлекать. Устав от однообразных фильмов ужасов, люди создали романтический образ оборотня: не просто проклятого зверя, но человека с чувствами и переживаниями, вынужденного бороться со своей тёмной половиной или учиться сосуществовать с ней. Многие авторы обращались к теме любви оборотня и человека, к теме выбора между чувствами и безопасностью любимого.
В средневековых китайских новеллах встречается вариант с лисой, вступающей в близкие отношения с героем. Как в положительном ключе — когда лиса приносит герою счастье, так и отрицательном — когда лиса высасывает из героя жизнь. В свою очередь это отразилось на японском образе кицунэ.
Примеры [ править ]
Мифология и фольклор [ править ]
Литература [ править ]
Русскоязычная [ править ]
— У кого же вы теперь лечитесь, Любовь Ивановна. — Да что, голубчик, всё перепробовала: и лекарей, и знахарей, и колдунов — нет мне облегченья! Теперь… оборотень лечит! — Как оборотень? — Какие бывают оборотни! ни то человек, ни то хавронья. Наговорили мне об нём с три короба; сказывали, будто бы дух от него здоровый… Да вряд ли. Чавкает… ну, роется… воняет… это так! А чтобы он настоящим манером облегчить мог — не верю! [2]
На других языках [ править ]
Все эти страсти Сном он считал, Но вкус мертвечины Во рту ощущал.
Сетевая литература [ править ]
Кино [ править ]
Человек человеку волк
“Иные тела дьявол подменяет, и, пока они отсутствуют или спрятаны где-нибудь в тайном месте, сам овладевает телом спящего волка, образовываясь из воздуха, и, окутав его, производит те действия, которые, как полагают люди, совершаются отсутствующей зловредной ведьмой, которая выглядит спящей”.
Франческо-Мария Гваццо. “Compendium Maleficarum” (1626 г.)
Мифы и легенды разных — порой даже полностью изолированных друг от друга — народов имеют множество удивительно схожих черт, проявляющихся на всех уровнях познания: от теории сотворения мира и ожидания апокалипсиса до искренней убежденности в существовании невиданных волшебных тварей.
Одним из наиболее характерных примеров стереотипности человеческого мировоззрения является всеобщая вера в оборотней — то есть людей, способных принимать облик зверя (реже — неодушевленного предмета), например — тигра (Индия), леопарда, гиены (Африка) или ягуара (Южная Америка). Однако в наше время слово “оборотень” чаще всего ассоциируется с одним-единственным монстром из европейской сказочной традиции, растиражированным по бескрайнему пространству мировой культуры при помощи трех “К” — кинопленки Кодак, воздушной Кукурузы и едкой Кока-колы, лишившейся своего важнейшего ингредиента — кокаина — в 1903 году. Данная статья посвящена именно этому чудовищу — человеку-волку.
Некоторые случаи ликантрапии в XIX веке |