полу человек полу козел
О поисках получеловека-полукозла и вере в призраков и монстров
Рокель Бэйн, 26-летняя американка, отправилась на поиски легендарного монстра-полукозла — и ее задавил поезд, сообщает Discovery. Девушка была не одна — искать героя городской легенды с ней ходил ее молодой человек, который остался в живых.
Влюбленная пара решила найти и сфотографировать монстра по имени Поуп Лик — получеловека-полукозла с телом, полностью покрытым шерстью. По легенде, возникшей еще в 1940-е годы, существо обитает под железнодорожной эстакадой в восточном округе Джефферсон, штат Кентукки.
Хотя на дворе уже 2016 год, некоторые американцы (в основном подростки) любят собираться на эстакаде с фотоаппаратами в руках и искать Поуп Лика. Из-за особенностей акустики в близлежащих холмах очень плохо слышно приближающиеся поезда.
По этой причине в последние годы уже несколько американцев погибли под колесами поезда или получили серьезные повреждения после прыжка с эстакады, пытаясь увернуться от приближающегося состава.
При этом в ряде СМИ появляется следующая интерпретация событий: легендарный монстр (обладающий, по легенде, весьма скверным характером) встречает потенциальных жертв, гипнотизирует их и сбрасывает с эстакады. Другой вариант — Поуп Лик «замораживает» любителей острых ощущений (в результате чего они не могут пошевелить ни рукой, ни ногой) — и оставляет перед приближающимся поездом.
Последняя «жертва» Поуп Лика в последнюю минуту заметила надвигающийся состав — проводник также заметил пару, стоящую на путях. Он попытался остановить поезд — но было слишком поздно. Молодой человек успел спрыгнуть с эстакады, однако его возлюбленная растерялась — и оказалась под колесами состава. Спустя несколько мгновений жертва скончалась.
Кстати, недавно в Северной Каролине произошел похожий несчастный случай — группа американцев отправилась на поиски «поезда-призрака» — и один из любителей сверхъестественного оказался сбит настоящим поездом.
Известно, что погибшая Рокель Бэйн любила 16-минутный фильм 1988 года про Поуп Лика. Благодаря этой короткометражке городская легенда стала чрезвычайно популярной среди американцев — многие девушки и молодые люди начали искать встречи с монстром. Власти штата Кентукки с момента выхода картины в прокат называли ее «провоцирующей» и «вредной».
«Я не понимаю, почему так много людей верят в эту городскую легенду, — комментирует один из местных жителей. — И еще больше я не понимаю, почему родители не могут объяснить своим детям, что не нужно ходить ночью по железнодорожным путям. То, что 26-летняя девушка отправилась искать что-то несуществующее, — очень странно».
Тем не менее в наше время остается множество людей, которые не только верят в сверхъестественное, но и утверждают, что видят призраков и монстров. Ученые объясняют это следующим образом: иногда человек становится жертвой иллюзий и миражей, а еще некоторым людям свойственно видеть взаимосвязь и структуру в случайных или бессмысленных данных.
Например, в естественном образовании на Марсе некоторые видят лицо человека, а недавно стала популярной теория под названием «Темная сторона радуги». Согласно этой теории альбом британской группы Pink Floyd «The Dark Side of the Moon» и кинофильм «Волшебник страны Оз» полностью совпадают и становятся единым художественным произведением, если включить музыку сразу после того, как в третий раз прорычит лев из заставки киностудии Metro-Goldwyn-Mayer.
Хотя не существует ни одного научного доказательства существования призраков или явления реинкарнации, СМИ постоянно сообщают о том, что кто-то снова столкнулся с почившим родственником или подтвердил, что после смерти человек вселяется в новое тело.
Так, канадско-американский психиатр Ян Стивенсон в течение 40 лет изучал предполагаемые случаи перерождения, сопоставлял родинки и врожденные дефекты детей и покойников, имевших родинки и шрамы на одних и тех же местах.
Ученые тут же заявили, что психиатр занимается псевдонаукой, тем не менее в настоящее время существует целая толпа последователей Стивенсона, которые не прекращают свою деятельность только потому, что многие люди продолжают верить в сверхъестественное.
О вере в паранормальное рассказал иллюзионист, Николай Фомушин — менталист и фокусник, член экспертного совета премии имени Гарри Гудини:
«Всегда есть область рационального и область иррационального. Есть то, что люди хотят проверять, и есть то, во что люди хотят верить. Люди хотят чуда. Зайдите в интернет — и там будет множество сайтов вроде «Похудеть за неделю на 15 кг». Все понимают, что это невозможно, но такие сайты всегда будут актуальны — потому что человеку свойственно искать какую-то волшебную таблетку.
Если у вас проблемы в бизнесе, то рационально будет сказать: «У меня нет предпринимательской жилки» или «Мне не хватило знаний». Но это сложно, это требует работы над собой. А можно сказать «Сглазили» — ведь так намного проще. Люди постоянно пытаются снять с себя ответственность. Незамужние девушки говорят: «На мне венец безбрачия». Но чаще всего дело в другом — в неуверенности, нежелании следить за собой и восклицаниях вроде «любите меня такой, какая я есть».
Хорошо бы потратить деньги на себя, стать образованнее, стройнее, ухоженнее, но это ведь выход из зоны комфорта, работа над собой. Проще отнести деньги бабушке, которая и амулет даст, и комплиментов наговорит, и заверит, что все будет хорошо.
И вне зависимости от того, как будет развиваться наука, что мы будем открывать, все равно область веры, область иррационального останется. Стоит добавить, что паранормальное сейчас — это большая индустрия. На ней усиленно спекулируют, на ней можно заработать деньги. Поэтому все сверхъестественное так популярно в наши дни».
Кстати, ранее ученые провели испытание, в котором участвовали 10 медиумов, и выяснили, какие области мозга отвечают за восприятие паранормальных явлений. Пять из них были новичками, а другие пять — «экспертами». Всем медиумам ввели радиоактивные маркеры для того, чтобы проследить активность их мозга во время сеанса «общения с духами», когда испытуемые входили в состояние, подобное трансу.
Чтобы определить, какие области мозга медиумов во время этих процессов активны, а какие — нет, испытуемых «просвечивали» однофотонным эмиссионным компьютерным томографом.
Исследователи обнаружили, что для опытных медиумов во время «общения с духами» по сравнению с их нормальным состоянием простого письма были характерны более низкие уровни активности в левом гиппокампе, правой верхней височной извилине и областях лобной доли передней левой поясной и правой прецентральной извилины.
В то же время медиумы-новички показывали противоположную реакцию — активность тех же самых передних областей мозга во время «спиритических сеансов» у них была выше в сравнении с активностью при нормальном письме.
9 нереальных существ с реальной историей
1. Монгольский червь смерти
2. Чудовище с улицы Брея
Если в г. Элкхорн, штат Висконсин, вы увидите нечто похожее на снежного человека или огромного волка, разгуливающего на задних лапах, знайте, это чудовище с улицы Брея. Скорее всего оно вас не убьёт: поговаривают, этот получеловек полуволк убивает лишь мелких животных и ланей. Но всё же я бы не советовал вам испытывать его терпение.
3. Жеворданский зверь
4. Дракон из озера Бросно
Говорят, чудище обитает в озере Бросно в русском городе Новгород с 13-ого века. Это чудище съело солдатов и лошадей Бату Хана (внука Чингизхана), когда солдаты пытались напоить лошадей из озера. По легенде Бату Хан был настолько напуган, что развернул своё войско и покинул Новгород.
Сегодня многие не верят в существование этого монстра и некоторые полагают, что за монстра принимали бобра-мутанта. Пузыри на поверхности озера действительно создают впечатление, что нечто огромное движется под водой. На самом деле, как утверждают учёные, пузыри образуются благодаря газу, идущему со дна озера.
5. Дьявол из Джерси
Этот Дьявол якобы появился на свет в 18-ом веке. По легенде, жительница Джерси. решила родить ребенка от дьявола. Вот и получился некий примат с клыками, хвостом и копытами. Дьявол вышел на волю и стал терроризировать собак и людей. Особый пик террора пришелся на самое начало двадцатого века. Кем являлось устрашающее создание в действительности, история умалчивает.
6. Добхарчу
Традиционная ирландская баллада о событиях 24 сентября 1722 года гласит: бабушка Ni Conalai отправилась на озеро Гленаде искупаться и не вернулась. Муж пошёл её искать и нашёл искажённое тело убитой жены около воды, рядом спало огромное чудовище, нечто среднее между выдрой и собакой.
Муж позвал своего брата, они вместе пришли к озеру и убили чудище, ударив ножом в сердце. Перед смертью чудище издало свист, которым якобы позвало своих родственников отомстить. Правда с тех пор подобных чудищ никто в озере не видел.
7. Монстр Поп Лик
8. Кикияон
Как говорят, это существо живёт в Западной Африке, напоминает сову… сову с очень острыми когтями и убийственным клювом. Пронзительный крик этой птицы обладает удушающим действием. Если вы увидите птицу и спрячетесь от неё, не спешите благодарить судьбу, крик птицы убивает медленно, но верно.
9. Человек-мотылёк
Если вы смотрели одноимённый фильм, то знаете о чём речь. Человек-мотылёк – это существо, которое выглядит как человек с гигантскими крыльями на спине. Впервые его заметила пара влюблённых в Западной Вирджинии ночью. Через год он являлся многим людям.
Спустя чуть больше года после того, как мотылёк появился впервые, обрушился мост Silver на реке Огайо, в результате погибло 46 человек. С тех пор никто не видел человека-мотылька. Не известно, пытался ли мотылёк предупредить людей о трагедии или он является её виновником.
Факт то, что в городе Поинт Плезант в Западной Вирджинии установлена статуя человека-мотылька, и в сентябре прошёл шестой фестиваль, посвящённый этому существу.
Сатиры — рогатые и козлоногие персонажи греческой мифологии
Сатиры — существа из греческих мифов, неизменные спутники дриад. Представляют собой группу лесных божеств, демонов плодородия, всегда жизнерадостных, полных сил. Эти козлоногие создания в великом множестве населяли греческие острова.
Сатиры — что они собой представляют
Сатиры представляют собой существ териоморфных и миксантропичных. На их телах произрастает густая шерсть, у них длинные крепкие и жесткие волосы. На лицах растут козлиные бородки, а на ногах — копыта, как у коз или лошадей, хвосты тоже либо козьи, либо лошадиные. Лоб могут украшать рожки, а вместо человеческих ушей имеются лошадиные.
Фаллос — символ их плодородного мужского начала. Типичный представитель данного рода похотлив, влюбчив, задирист, крайне нагл и прилипчив. Нимфам и менадам нет от них спасу: обязательно найдется такой сатир, что погонится за девами, желая ими овладеть.
Сатиры страдают ленью и распутством, проводят дни за пьянством и погонях за нимфами с целью овладеть ими. Их происхождение описал Гесиод, им же он приписывал первое изготовление вина. Сатиры были поклонниками алкоголя, а также отличались неумеренным сексуальным аппетитом. Они входили в свиту Диониса, Вакха — веселились, пели, а в безумии разрывали людей на части.
Рационалистическая теория полагает, что первоначально за сатиров греки принимали варваров, обитателей гор. Варвары избегали мытья — от того-то и пошло поверье о том, что они покрыты козьим мехом. Вполне вероятно, что за волшебных лесных существ с необузданным нравом греки принимали именно их.
Сатиры — воплощение дикости, их животные качества берут верх над всеми остальными. Они не задумываются о морали, табу и запретов для них нет. Как природные духи и полузвери, сатиры также отличались невероятной выносливостью — любой человек, не будь он полубогом, проиграл бы сатиру в бою и на пиру.
Сатиры также увлекаются игрой на флейте. Флейта — двусмысленный символ, она всегда была основным их атрибутом. Другие атрибуты — это тис, свирель, мехи с вином и глиняные сосуды. Сатиры — частые гости на полотнах таких художников, как, например, Адольф Вильям Бугро. Нередко в их компании были изображены и человеческие девы — общеизвестная слабость лесных созданий.
Подвидом сатиров являются некие титиры, герои мифов, также служившие Дионису. Впервые они упоминаются в восьмом веке до н.э., и уже тогда они были тесно связаны с культом Диониса, покровительствовавшего вину и веселью. Римские легенды нередко называют сатиров панами, фавнами, сильванами. Иногда эти названия служат для обозначения разновидностей данных существ.
Привычки, повадки, особенности сатиров
Греки и римляне описывали их как довольно трусливых, проказливых сластолюбцев, охочих до женщин и вина. Комплексами сатиры не страдают — они вовсе не знают этого слова. У них бурная фантазия и много идей, но человеческих чувств вроде стыда им не понять.
Сатиров привлекают сборища людей праздных, предающихся безделью. Вдвойне хорошо, если поблизости есть пивной или винный погреб: тогда хорошего веселья не миновать! Во все века появление сатиров означало, что грядет бурный праздник. Козлоногие, козлорогие, покрытые густой шерстью, бородатые, с блеющими голосами, они приносили с собой неистовое веселье и желание плясать до упаду.
По окрасу эти существа бывают разными — даже рыжими или ярко-красными. И волосами может быть покрыто не всё тело, а только копыта. Или наоборот: шерстью сатир может зарасти по самый лоб. Существуют расхождения и относительно копыт: в одних источника указано, что те являются парными, как у всякого домашнего скота, а в других — вместо двух ороговевших образований у них имеется три.
Женщины-сатиры не упоминаются ни в одной легенде, а потому человеческие девы и лесные нимфы представляют для них особый интерес. На празднествах они стараются держаться близ женщин, играть на флейтах, веселить народ. Несмотря на свою падкость до женщин, сатиры не насильники. Не прямые, во всяком случае: получив отказ, они стараются споить деву, чтобы она переменила свое решение. Ну а если дева лишится сознания от выпитого, сатир не преминет воспользоваться шансом. Такова их природа.
Бог Пан — главный среди сатиров
Главным над сатирами был бог Пан, покровитель охотников, пастухов, лесной чащи. Сначала он был самостоятельным божеством, но позже вошел в свиту Диониса. Рождение Пана произошло в Аркадии. Матерью его была нимфа Дриопа, а отцом — Гермес. Ряд мифов приписывает материнство Ойнеде, а отцовство — Зевсу.
В любом случае, стоило великому Пану родиться, его мать увидела сына и ужаснулась: он оказался козлоногим, рогатым, длиннобородым. Можно представить, каково было прекрасной нимфе породить такое существо. Дриопа (или Ойнеда, что зависит от версии мифа) бежала от своего позора. Отец был рад такому сыну. Он отнес его на гору Олимп, чтобы показать другим богам. Все небожители были рады рождению Пана, они же и наградили его таким именем.
Пан не стал жить с ними на горе бессмертных. Он предпочел удалиться на землю, под сень лесов, к подножью гор. Он играл на сладкозвучной свирели, пас тучные стада скота. Нимфы полюбили Пана и его игру. Стоило Пану начать играть, как толпами спешили они к нему, водили хороводы, танцевали пока пела свирель. Веселье Пана шумное, далеко разносятся музыка и смех. Сатиры и нимфы развлекаются со своим покровителем. А стоит дневной жаре усилиться, как Пан уходит в чащу или грот, чтобы отдохнуть.
Как и все небожители, Пан опасен — может неожиданно появиться, испугав беспечного путника. Может навести панический страх, такой, что человек ничего не понимает и лишь бежит прочь, не замечая ничего вокруг. По легендам, целым войскам доводилось испытать на себе проклятье Пана. Греки считали, что такой страх овладел персами в битве под Марафоном.
Гневить бессмертного опасно, ведь бог-сатир вспыльчив. Но он отходчив, а в хорошем настроении добродушен, может щедро одарить. Особенно благосклонен к пастухам. Он защищает их стада от диких зверей, болезней и голода.
Греки считали, что именно Пан изобрел свирель. По легенде, он воспылал страстью к прекрасной нимфе Сиринге. Но нимфа испугалась бога, попыталась от него убежать. Путь ей пересекла река, и Сиринга упросила речного бога обратить ее в тростник. Пан взял тот тростник и вырезал из него первую свирель, назвав сирингой. Полюбил Пан и другую нимфу — Эхо. От неё родилась дочка Ямба, любительница непристойных шуток. Он её имени пошло название стихотворного размера. Римские Фавн и Сильван — это аналоги греческого Пана, бога-сатира.
Миф о сотворении винограда
По греческим легендам, вино было подарено людям богами. У Диониса был друг — сатир по имени Ампелос. После его смерти Дионис был очень печален. Он обратился к своему отцу Зевсу с просьбой вернуть друга к жизни. Зевс откликнулся на его просьбу, превратив мертвого сатира в первую лозу винограда, чьи плоды по вкусу напоминали нектар. Дионису так понравился вкус плодов и напитка, изготовляемого из них, что с той поры бог редко обходился без вина, поминая усопшего друга.
Сатиры из свиты Диониса отжимают виноград
У этой легенды существует иная версия. Если верить ей, Дионис подарил виноградную гроздь своему другу — сатиру Ампелосу. Бог предложил сатиру самому взять подарок, который находился на тонкой ветке высокого вяза. Ампелос не смог добраться до виноградной грозди, упал и разбился насмерть.
Опечаленный смертью друга Дионис превратил его тело в гибкую лиану, на которой рос виноград. Так появилась традиция виноделия в античном мире. Имя сатира же увековечено в названиях наук ампелологии и ампелографии.
Сатиры и христианство
С приходом христианской веры на греческую землю сатиры потеряли свою функцию веселых божеств плодородия. Христианство часто связывало облик Дьявола, Люцифера с человеком-козлом. В Средние века сатиры, чей образ полностью противоречил концепции христианской морали, стали чертями, мучившими грешные души в аду.
Античные творцы показывали сатиров как юношей и мужчин с козьими копытами, в венках, со свирелями. Сатиры собирали виноград и делали из него вино, призывали весну и лето, воплощали расцвет природы, её буйную плодоносящую силу. Христианские миссионеры исказили этот образ, сделав из сатиров чертей, от которых воняет серой, шерсть пропитана смолой, а в руках острые вилы.
Вполне вероятно, что появлением в христианском фольклоре черти и бесы обязаны именно прообразом сатиров из греческой мифологии. Они воплощают собой все то, что христианство считает греховным. Нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства полулюди-полукозлы превратились в чертей, бесов и демонов.
Сатиры как наставники героев и враги дриад
Самым известным наставником из рода сатиров является Филакрет, обучавший воинским премудростям знаменитого Геркулеса. Такую известность в двадцать первом веке он приобрел из-за одноименного диснеевского мультфильма. Несмотря на сильные расхождения с оригинальной легендой о Геркулесе, создатели мультфильма отлично передали характер сатира, да и всех сатиров заодно. Это племя всегда готово и к бою, и к любви.
Кадр из мультфильма
С другой стороны, сатирам приписывается привычка строить козни против смертных и против природы заодно. Они с удовольствием обманывают и толкают людей на неверный путь, подначивают сделать какую-нибудь мерзость, от которой станет тошно даже богам на Олимпе. Причиной эту вовсе не изначальное зло, которого в природе сатиров нет — а попросту привычка делать дурное, развлекаясь.
Так и повелось, что на пирах сатиров привечают как дорогих гостей, а вне празднеств они становятся жестокими и беспринципными врагами людей. И природы заодно. Хоть они и обитают в дикой природе, но не имеют с ней единства. Не любят их ни звери, ни духи природы. Нет у них своего дома, оттого что все живое видит в них злокозненных противников, с которыми надо держать ухо в остро, а люди нуждаются в них лишь как в собутыльниках. Остается сатирам лишь странствие в поисках дома, вино, песни и веселье.
Лишь некоторые из этого племени смогли найти свое место в этом мире. Они живут в единстве с природой, никто не может изгнать их с обжитых мест. Такие сатиры поддерживают нейтралитет с извечными противницами — дриадами. Именно они становятся наставниками для людей храбрых, сильных, создают из них настоящих героев, непобедимых воинов. В легендах описывается, что такой сатир наставлял юного Геракла до встречи с кентавром Хироном, помогал ему понять предел своих сил.
В целом, сатиры — существа переменчивые, гонимые с места на место. Общей их чертой остается пристрастие к вину, музыке и веселью. И, разумеется, тяга к женщинам.
Сатиры в мифологии: кто есть кто?
Сатиры в греческой мифологии считались спутниками бога виноделия, плодородия и веселья – Диониса: они устраивали праздничные увеселительные мероприятия, являлись посыльными бога и всячески его развлекали. В иерархической лестнице сатиры занимают одну из низших ступеней и причисляются к низшим лесным божествам.
Как выглядит сатир?
В мифологии греков это существо выглядело как мужчина с козлиными ногами, хвостом, небольшими рожками и бородой.
— В описаниях сатира в мифологии V века до н. э. отличие от человека было только в присутствии лошадиного хвоста и ушей, похожих на лошадиные. Ноги и все тело были как у человека, разве что поросль на лице была обильной, также часто имелась проплешина на макушке.
— Ноги, как у козла, копыта и рога у сатиров появились во времена Возрождения (XIII-XVI века). Поэты стали придавать этому божеству черты все более искаженные, часто стал упоминаться «лошадиный» фаллос и лицо с большими ноздрями и низким лбом. В позднем облике сатира смешивались черты лошади и козла, что в принципе было ошибкой поэтов и историков.
— Красный нос «алкоголика»: ввиду чрезмерных винных возлияний у сатира всегда красный нос и дыхание с винными парами.
Чем занимались сатиры?
Часто они устраивали театрализованные и костюмированные представления, спектакли, в основном на тему плодородия, соблазнения молодых пастушек и лесных нимф.
Сатир преклонных лет
Силен – это состарившийся сатир, хотя в некоторых источниках утверждается, что так звали наставника Диониса и непременного его спутника. По описаниям силен был практически всегда пьян, волосат до косматости, чрезмерно похотлив без разбору и плешив.
Фавн и пан
С этими божествами также часто путают сатиров. В древнегреческой мифологии имеется множество существ, имеющих некоторые черты животных, поэтому иногда возникала путаница: сатир имел черты лошади (не путать с кентавром): хвост, уши и фаллос, по характеру был более грубым и наглым, падким на совокупления без разбору, а фавн был похож на козла: имел рожки, бородку и «козлиные» ноги с копытами, поросшие шерстью, и был более безобиден в отношениях с людьми.
Пан – это бог пастухов и стадных животных, властелин лесов. Его отцом считался бог Гермес, которые изобрел свирель. Поэтому сопровождающие пана фавны и сатиры издают звуки из этого инструмента, подтверждая его первичное право владения.
Внешне это божество было очень похоже на фавна, но с более утрированными чертами и массивными рогами. Пан обладал знаниями магических слов и часто этим пользовался: чарующий звук его голоса вводил в транс людей и властелин леса управлял ими, вступая в интимные связи, а также мог насылать панический страх на путников, которые неуважительно относились к природе леса или самому божеству.
Аналог сатира в мифологии других стран
Кроме фавнов и сатиров, в мифологии Древней Греции еще множество занимательных и необычных существ, но малоизвестных, ведь обычно все обращают внимание на высших богов, вроде Зевса и Афродиты, а мелким «мифическим населением» мало кто всерьез интересуется. Поэтому и рождаются впоследствии неточности, искаженные факты и приписывания чужих заслуг и действий только известным сатирам.