положение дверей в самолете
Процедура перевода двери в положение « ARMED/DISARMED»
Перевод двери в положение ARMED.
В положение ARMED дверь переводится по команде СБ. После отгона трапа и закрытия ВСЕХ дверей подается команда по громкой связи: «Внимание бортпроводникам! Приготовиться к переводу селектора двери! Двери в положение ARMED, проверить дверь напротив».
После получения первой части команды бортпроводники занимают свои места около дверей и подают СБ сигнал о готовности к переводу селектора. После второй части команды бортпроводники переводят двери в положение ARMED, проверяют, переведена ли в это положение дверь напротив и подают сигналы СБ.
Чтобы перевести дверь в положение ARMED:
Перевод двери в положение DISARMED.
В положение DISARMED дверь переводится по команде СБ по громкой связи после полной остановки самолета и выключения табло «ЗАСТЕГНУТЬ РЕМНИ/SEAT BELTS»: «Внимание бортпроводникам! Приготовиться к переводу селектора двери! Двери в положение DISARMED, проверить дверь напротив».
Если СБ не имеет возможности подать команду бортпроводникам, сигналом к переводу двери в положение DISARMED служит выключение двигателей и табло «Застегните ремни».
Чтобы перевести двери в положение DISARMED:
1. Открыть напольные замки, потянув их вверх, и вынуть штангу трапа;
2. Поместить штангу на крючки крепления на контейнере;
3. Убрать красную сигнальную ленту с иллюминатора и зафиксировать ее в верхнем положении.
Открытие дверей в положении DISARMED
Открытие дверей в положении ARMED
Наступив ногой на штангу трапа, выдернуть ручку ручного наполнения трапа (красного цвета, на пороге двери справа.
Закрытие дверей изнутри.
Дверь должна быть закрыта, прежде чем трап отъедет от самолета.
Если для обслуживания используется трап с узкой платформой, то порядок закрытия дверей следующий:
1. Надеть страховочный ремень.
2. Нажать на рычаг стопорного механизма двери;
3.Потянуть дверь во внутрь при помощи вспомогательной ручки;
4.Снять страховочный ремень.
5.Запереть дверь поворотом ручки против стрелки.
Открытие дверей снаружи.
3. Потянуть ручку против часовой стрелки; дверь снимается с замков и сдвигается вовнутрь;
Трапы выходов 1L/1R, 3L/3R.
Двери пассажирской кабины 1L/1R/3L/3R оборудованы однодорожечными надувными трапами.
Время наполнения трапа 3-4-сек.
Надувные трапы считаются исправными, если стрелка манометра находится в зеленой зоне, либо в зоне более высокого давления. При резкой смене температуры наружного воздуха, стрелка манометра может находиться в зоне более низкого давления (слева от зеленой зоны), но не более чем на половину размера зеленой зоны. Бортпроводник ответственный за дверь, перед выполнением рейса должен убедиться в исправности надувного трапа.
• В случае несоответствия немедленно проинформировать СБ.
Заключение о возможности использования трапа, не отвечающего вышеперечисленным требованиям, дает технический персонал, обслуживающий самолет.
Что такое «кросс-чек»? Секретные слова, звучащие на борту самолета
У экипажей самолётов, помимо профессионального сленга, есть определённый набор выверенных команд, а также кодовые слова и фразы. Некоторые из них пассажиры всякий раз слышат на борту, хотя не понимают их значения. Anews рассказывает, что кроется за знакомыми на слух, но не всегда ясными по смыслу терминами.
1. «Селекторы в положение автомат/ручное»
Команда «бортпроводникам занять места для перевода селекторов» звучит перед взлётом и после посадки и означает, что нужно включить или отключить автоматическое надувание спасательных трапов при открытии дверей.
Трапы всегда должны быть наготове, пока работают двигатели – на случай экстренной эвакуации. Поэтому перед взлётом специальный рычаг на двери (он же селектор) переводят в положение ARMED («автомат»).
Когда же посадка завершена, этот режим отключают переводом рычага в положение DISARMED («ручное»), и тогда при открытии двери спасательный трап не надуется, но при необходимости его можно будет развернуть вручную. Отключать «автомат» очень важно для аэропортов и авиакомпаний, потому что сдувать и собирать трап весьма долго и дорого.
2. «Кросс-чек»
Cross-check – буквально «перекрёстная проверка». Это важнейший принцип гражданской авиации «сделай сам – проверь другого», когда члены экипажа постоянно контролируют действия друг друга, чтобы исключить забывчивость, ошибки, недоделки и любую импульсивную реакцию.
Например, по команде «селекторы в автомат, кросс-чек» каждый бортпроводник переводит свой рычаг и проверяет, переведён ли он на двери напротив. Согласно тому же принципу, в экипажах всегда по два пилота.
3. «Всем выйти на связь»
Так называемый призыв «all-call», как правило, звучит в конце перечня команд, отданных экипажу перед взлётом. Он обязывает бортпроводников доложить со своих служебных мест (станций) о том, что все предполётные требования выполнены. Пока командир экипажа не получит этих отчётов, самолёт не тронется с места.
4. «Крутим зону ожидания»
«Этажерка стоит»
Зона ожидания – это кольцевой маршрут в форме ипподрома, по которому диспетчеры в аэропорту прибытия пускают самолёты, если по каким-то причинам нельзя сразу зайти на посадку. Воздушное пространство в зоне поделено на уровни по высоте – эшелоны. На одном эшелоне в один момент может находиться только один самолёт. Если очередь большая и занято несколько эшелонов, то говорят: «этажерка стоит».
Но на своём языке пилоты объясняются с экипажем по внутренней связи, а пассажирам, чтобы они не волновались, просто объявляют, что мы поставлены в очередь на посадку и примерно столько-то времени будем находиться в зоне ожидания.
При этом российские экипажи частенько молчат в ситуации, которая пугает пассажиров куда больше: заходя на посадку, самолёт почти у самой полосы вдруг резко берет вверх и уходит на второй круг. На иностранных авиалиниях командир в этом случае спокойно сообщает по громкой связи, что с первого раза не сели потому-то, но сделаем ещё круг и сядем нормально.
Прерванный заход на посадку – это штатная ситуация, о которой экипаж не обязан предупреждать пассажиров. Этот манёвр им ничем не грозит – наоборот, уберегает от опасности. Пилот может решить уйти на второй круг на высоте 30-60 метров.
Самая частая причина – погодные условия, особенно сдвиг ветра, когда резко меняется его направление и скорость. Также может быть внезапное препятствие на полосе, либо какие-то критерии (например, высота или скорость самолёта) не соответствуют условиям стабилизированного захода на посадку, определённым авиакомпанией.
5. «Болтанка», «воздушная яма», «воздушный карман»
Всем известны эти разговорные обозначения турбулентности, и у многих они вызывают неприятный холодок. Паникёрам советуют наблюдать в этот момент за бортпроводниками – если они продолжают как ни в чём не бывало ходить по салону и разносить еду, то нет никаких причин для страха.
А если самолёт сильно трясёт и звучит команда «бортпроводникам занять свои места» – пора бояться? Вовсе нет! Как пояснила одна из стюардесс, самолёт может даже «кидать из стороны в сторону», но это опасно только тем, что можно не устоять на ногах и сильно удариться. Поэтому, убедившись, что пассажиры пристёгнуты и оборудование закреплено, бортпроводники пристёгиваются сами и ждут, когда «болтанка» закончится.
О подходе к зоне турбулентности командир оповещает экипаж заранее. Но бывает, что, занимаясь пассажирами, бортпроводники не успевают дойти до своего кресла и тогда занимают ближайшие свободные места. В этом тоже нет никаких зловещих признаков.
Если турбулентность не сильная, то обслуживание пассажиров не прерывается, однако временно запрещается раздача горячих напитков.
6. «Запрет на вылет»
Это означает, что временно запрещена отправка самолётов в один или несколько пунктов назначения (например, в ряд городов в одном определённом направлении). В основном это связано с погодой (сдвиг ветра, гроза, град и т.п.). На рейсах иностранных компаний такая задержка вылета называется «ground stop».
При этом для одних рейсов может быть запрет, а для других, в тот же самый город, разрешены взлёт и посадка. Почему? Зависит от расстояния и времени. Скажем, по Самаре неблагоприятный прогноз, но пока что погода позволяет принимать самолёты. Из Москвы лететь ближе, чем из Питера, поэтому московские рейсы отправятся без задержки – по фактической погоде, а Питеру дадут запрет, и придётся ждать прогнозируемого улучшения.
7. «Бригадиру – в кабину!»
«Экипажу – внимание!»
А вот это действительно тревожные команды: они отдаются в аварийных и экстренных ситуациях и означают: первая – старшему бортпроводнику немедленно связаться с кабиной пилотов по интерфону для получения специальных инструкций, вторая – бортпроводники должны подготовиться к возможной эвакуации.
В этот момент все бортпроводники прекращают обслуживание, закрепляют оборудование и собираются в первом вестибюле (возле кабины пилотов) для брифинга и сверяют часы. Речь может идти о любой нештатной ситуации, включая ту, когда один из пилотов по какой-то причине больше не может выполнять свои обязанности.
На разные случаи у каждого экипажа есть специальные кодовые фразы, которые обычно оговариваются перед полетом. Например, на случай захвата самолёта.
8. «Стерильная кабина»
Это не команда, но правило гражданской авиации, согласно которому пилотам запрещено отвлекаться на что-либо, включая посторонние разговоры между собой и лишние контакты с бортпроводниками, с момента запуска двигателей до набора нужной высоты и при снижении вплоть до выключения двигателей.
Обычно «стерильная кабина» выдерживается до 10 тысяч футов, после чего подаётся звуковой сигнал «бип» о том, что теперь можно «отвлекать» пилотов чаем/кофе.
9. «Беспосадочный рейс»
Именно так на «профессиональном» языке авиакомпаний называется перелёт без промежуточных посадок и пересадок. Мы, пассажиры, называем это «прямым рейсом», что не всегда верно. С технической точки зрения «прямой рейс» – это перелёт, на протяжении которого его номер не изменяется, при этом могут быть остановки. Так что, строго говоря, «прямой рейс» – не то же самое, что рейс без остановок и пересадок.
Впрочем, большинство сотрудников авиакомпаний поймут, что именно вы подразумеваете под «прямым рейсом». Однако на всякий случай лучше уточнить для себя этот момент перед покупкой билета.
Положение дверей пассажирской кабины
Красная предупреждающая лента.
Установлена над иллюминатором каждой двери самолета. Предназначена для визуального информирования о положении двери. После перевода двери в положение ARMED – лента закрепляется на иллюминаторе, DISARMED – над иллюминатором.
Двери пассажирской кабины могут находиться в двух положениях, в зависимости от места нахождения штанги двери (селектора):
— на фюзеляже (в напольных замках) – в положении ARMED. После открытия двери произойдет выброс и наполнение трапа.
Любые манипуляции с селектором дверей ВС производятся ТОЛЬКО ПРИ ЗАКРЫТЫХ ДВЕРЯХ.
6.3. Процедура перевода двери в положение « ARMED/DISARMED»
Перевод двери в положение ARMED.
В положение ARMED дверь переводится по команде СБ. После отгона трапа и закрытия ВСЕХ дверей подается команда по громкой связи: «Внимание бортпроводникам! Приготовиться к переводу селектора двери! Двери в положение ARMED, проверить дверь напротив».
После получения первой части команды бортпроводники занимают свои места около дверей и подают СБ сигнал о готовности к переводу селектора. После второй части команды бортпроводники переводят двери в положение ARMED, проверяют, переведена ли в это положение дверь напротив и подают сигналы СБ.
Чтобы перевести дверь в положение ARMED:
Перевод двери в положение DISARMED.
В положение DISARMED дверь переводится по команде СБ по громкой связи после полной остановки самолета и выключения табло «ЗАСТЕГНУТЬ РЕМНИ/SEAT BELTS»: «Внимание бортпроводникам! Приготовиться к переводу селектора двери! Двери в положение DISARMED, проверить дверь напротив».
Если СБ не имеет возможности подать команду бортпроводникам, сигналом к переводу двери в положение DISARMED служит выключение двигателей и табло «Застегните ремни».
Чтобы перевести двери в положение DISARMED:
1. Открыть напольные замки, потянув их вверх, и вынуть штангу трапа;
2. Поместить штангу на крючки крепления на контейнере;
3. Убрать красную сигнальную ленту с иллюминатора и зафиксировать ее в верхнем положении.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Как устроена дверь в самолете
Это часть главы «Двери и люки» из книги «777. Системы и практика»
Дверь «пробкового» типа (plug type) – она больше проема и наглухо запечатывает сама себя, когда внутреннее давление выше наружного.
На двери и в проеме расположены стопоры. Если внутреннее давление выше наружного, то стопоры на двери упираются в стопоры в проеме. И даже незначительная разница в давлении делает открывание двери невозможным.
При открытии дверь сперва совершает движение вверх, чтобы сдвинутся со стопоров дверного проема, а затем движется под углом наружу и вперед параллельно фюзеляжу.
(1) Окно обзора.
(2) Манометр давления в баллоне надувного трапа. Стрелка должна быть в зеленой зоне.
(3) Переключатель режима двери: ARMED или MANUAL.
(4) Манометр давления системы аварийного открывания двери. Стрелка должна быть в зеленой зоне.
(5) Ручка открывания-закрывания двери.
(6) Ручка замка двери.
(7) Емкость для компактного хранения надувного трапа, он же – плот.
(8) Маячки готовности надувного трапа. Если в окошке желтый флажок – трап в положении ARMED. Черный – отключен (Disarmed).
Закрывание
А. После команды «закрыть двери» бортпроводник тянет за ручку (5) назад (к хвосту самолета) и на себя.
Б. Поворотом ручки (6) закрывает замок двери.
В. После команды «Двери в положение ARMED» переводит дверь в положение ARMED переключателем (3).
Г. Проверяет манометры (2) и (4). Проверяет наличие желтых флажков (8).
Штатное открывание
А. Перед обычным открыванием после команды «Двери в положение DISARMED» бортпроводник переводит двери в положение MANUAL (DISARMED) переключателем (3).
Б. Через окно (1) бортпроводник убеждается в отсутствии препятствий к открыванию двери.
В. Поворачивает ручку (6) в положение OPEN.
Г. Прилагая усилие, толкает дверь ручкой (5) наружу и вперед (к носу самолета) до фиксации замком в открытом положении.
Аварийное открывание
Система аварийного открывания, во-первых, позволяет открывать дверь, не прилагая физических усилий и, во-вторых, надувает аварийный трап.
А. Через окно (1) бортпроводник убеждается в отсутствии препятствий к открыванию двери.
Б. Ручку открывания (6) переводит в положение OPEN.
Если, не дай Бог, случится так, что двери будут открывать снаружи, то дверь автоматически переведется в положение MANUAL (DISARMED).
В случае приводнения надувной трап можно использовать как плот.
Важно!
На скорости выше 80 узлов ни одна дверь не откроется!
Если внутреннее давление выше внешнего давления – дверь не откроется!
Помните!
Несанкционированное открывание дверей и люков самолета может привести к уголовному преследованию!
Специально для @hater212 и всех, кто полетит в первый раз.
4. Посадка (boarding)
Рано или поздно (обычно всё-таки рано) вас пригласят на посадку в самолёт.
Выход на посадку может измениться буквально за несколько минут до вылета, поэтому всегда следите за табло!
Важно! Один и тот же самолёт может одновременно иметь несколько номеров рейса. Это происходит потому что в рамках соглашений код-шеринг авиакомпания может продавать от своего имени билеты на рейсы партнеров! Например, рейсы Аэрофлот/Россия имеют одинаковые номера с разными префиксами (FV6131 и SU6131). А рейсы компании S7 часто имеют номера ещё и от партнеров по альянсу One World, и там цифры могут не совпадать!
Никогда не стоит ориентироваться только по городу, куда вы летите. Например, аэрофлотовские «шаттлы» Питер-Москва имеют нумерацию типа SU25, SU27, летают каждый час и посадка на них происходит практически одновременно. Стоя летать у нас пока еще не разрешают, поэтому оказавшись в чужом самолёте вы можете получить кучу веселых приключений (хотя скорее всего вас просто туда не пустят, а ваш рейс может быть в другом конце аэропорта).
Обычно на посадку приглашают так:
Самолёты типа Airbus A319 и меньше (всякие Бомбардье и Эмбайры) обычно обслуживают одним автобусным рейсом, как раз все влезают
A320/321, Boeing 737 обычно двумя. В первом рейсе больше народу, во втором посвободнее, но приходится ждать опаздывающих. Плюс на коротких рейсах ко второму автобусу уже почти все багажные полки забиты.
Поздравляю, ваше путешествие началось.
5. Взлёт. Полёт. Посадка.
Итак, двери закрыты, начинаем буксировку и руление.
Любознательному пассажиру может быть интересно, что происходит с нашим самолётом.
Буксировка (необязательно). У самолётов как правило нет заднего хода, поэтому используют буксиры типа такого:
В зависимости от используемой процедуры по уменьшению шума, на безопасной высоте самолёт снижает тягу двигателей и паралельно уменьшает тангаж (угол относительно земли). Возникает отрицательная перегрузка, и в этот момент аэрофобы начинают думать «о госпаде, двигатели отказали, мы падаем. «
Снижение и посадка
Минут за 20 до предполагаемого приземления вас попросят привести спинки кресел, открыть шторки иллюминатора и т.д.
Учтите, что в расписаниях обычно предусмотрена довольно серьезная «подушка» времени и даже если вы задержались с вылетом на полчаса, на месте будете, скорее всего, вовремя.
Из неприятного вас может ждать:
— Долгие полёты по кругу в зоне ожидания
— Уход на второй круг
— Полёт на запасной аэродром
Но в 99% случаев все происходит хорошо.
Пожалуйста, оставайтесь в креслах, пока не погаснет табло «пристегните ремни»! Самолёт еще не зафиксирован на месте башмаками, его ждут манёвры, а вы все равно раньше времени борт не покинете!
Надёжным сигналом к началу сборов служит объявление «parking position» и «двери в положение Disarmed». Как раз успеете не спеша.
Кстати, выход бывает и через хвостовые люки.
Система с автобусами примерно такая же, как и при вылете.
Багаж обычно везут довольно долго, поэтому толпиться у багажной ленты довольно бессмысленно
В большинстве Российских аэропортов обратно в зону выдачи багажа не пускают с улицы!
Найдены возможные дубликаты
На Як-40 посадка веселая, мало того, что под большим углом, так еще и реверс в полете включается. Шайтан-машина 😀
3-4 раза в месяц летаю по маршруту Самара-Москва и обратно, в основном А-319, на салон от 2 до 5 индивидуумов.
PS Не ссы, летать не страшно.
Пилотам пофигу, они в кабине не слышат.
От аэропорта зависит, честно
у аэрофлота часто встречается и сокращение AFL.
либо то, либо то
Главное в полете, через открытую дверь в пилотской кабине, сквозь писк зуммеров не услышать фразы типа:
PULL UP! PULL UP! TERRAIN! TERRAIN!
Рейс Москва-Кишинев,при посадке в Кишиневе,у пилотов раскрылась дверь нараспашку)
Стюардесса на пенсии: Крепко сложенный и одиноко летящий
Иногда пассажирам кажется, что бортпроводники занимаются самоуправством. Например, берут и пересаживают от аварийного выхода какую-нибудь маму с ребенком. А ведь им было бы очень удобно там сидеть, хотя бы потому, что можно вытянуть ноги. И вообще. по билетам все сходится. Но нет. Стюардессы настаивают — нужно поменяться вон с тем здоровым молодым человеком.
Но зачем? Что ж, точно не из вредности. А из соображений безопасности. Ведь по правилам у аварийных выходов должны сидеть только одиноко путешествующие и крепко сложенные люди. Они же в случае чрезвычайной ситуации смогут оказать наиболее эффективную помощь при эвакуации.
И если с физической формой все понятно сразу — справятся с дверью, подстрахуют, пресекут панику. То критерий «одиноко путешествующий» часто остается непонятым. Однако тут тоже все просто.
Если пассажир летит не один, то велика вероятность, что в критической ситуации вместо действий направленных на общее спасение он бросится в салон, дабы разыскать и вытащить своих близких. А это плюс суматоха и минус подготовленный помощник.
Да, именно подготовленный. Поскольку перед каждым рейсом такие пассажиры получают отдельные инструкции от бортпроводников.
Обычная ситуация — народ уже в своих креслах. А возле аварийного выхода сидит счастливая семья или пожилой человек. Они в восторге — им удалось заполучить комфортные места. Пространство до впереди стоящего ряда внушительней, можно дать свободу телу. Полет пройдет с большим удобством, чем у других. Короче: шеф, трогай! Но не тут-то было. Подходит стюардесса, и начинается: «Вы не имеете права», «это мое место, я не собираюсь. » и т.д.
Приходится уговаривать, убеждать, либо грозить снятием с рейса. Ибо речь не о праве, а о правилах и безопасности.
И одна из важных задач бортпроводника — перед взлетом за короткий период времени выявить потенциальных «пассажиров-помощников» и, если они не сидят у аварийных, их туда поместить.
Для тех, кому удобнее читать в тг — https://t.me/exstuardessa Присоединяйтесь, буду рада.
Она сочла обидным тот факт, что другие пассажиры бизнес-класса снимали ее курение на видео. А в целом в произошедшем пассажирка обвинила бортпроводников: «Мне кажется, что-то стюард мне примешал. Потому что у меня была потеря сознания. «
Почитал комментарии и пришел к выводу, что народ у нас достаточно интересный и избирательный. » Обочечники», » яжмамки», » мигранты», и прочая вызывают волну всеобщего и в целом, заслуженного, негодования. А тут подумаешь, ножки устали за полёт и ну никак 10-15 минут не выдержат, чтобы их не размять. Ну или край надо в первый автобус попасть, потому что второй поедет совсем в другую сторону. А ведь, наверное, никто не задумывается, почему возникает требование у ВСЕХ авиакомпаний оставаться на местах до полной остановки самолёта или до окончания буксировки.
На моём, достаточно недолгом, веку в гражданской авиации тоже случались несколько случаев, когда организм сжимался в известном месте. Это было связано с обледенением рулежных дорожек, когда многотонный тягач телепается как пушинка, а самолёт катится сам по себе, ломается проушина, за которую цепляется водило, появляется неожиданное препятствие на пути буксировки. И все эти и другие случаи требуют достаточно интенсивного торможения. А тут в салоне уставший пассажир разминает ноги и достает сумку, а под ним сидит ребенок ( хорошо если свой). В общем, законы физики никто не отменял. Вариант второй- ситуация, когда необходима экстренная эвакуация, а подходы к аварийным выходам забиты упавшими людьми с багажом. А потом будет примерно так:
На что способны привязные ремни в самолёте очень ярко показала аварийная посадка Ан-28, где все остались живы и практически без повреждений ( за исключением командира):
Так что уважаемые пассажиры, наш самолёт прибыл в аэропорт назначения, температура комфортная, просьба оставаться на своих местах с пристёгнутыми и ремнями до погасания табло » пристегнуть ремни». И в заключение анекдот: Перед взлётом самолёта стюардесса идёт по проходу между креслами и вдруг замечает непристёгнутого мужчину.
— Простите, вам необходимо пристегнуться, скоро взлетаем, — с улыбкой говорит она.
— Знаете, дорогуша, не буду я пристёгиваться! Я провёл в полетах дольше, чем вы живёте на свете!
— О, понятно… — растерянно отвечает стюардесса и идёт докладывать о пассажире главному пилоту.
Спустя некоторое время в салоне появляется капитан и обращается ко всё ещё непристёгнутому мужчине:
— Мне сказали, что у вас большой стаж полётов, это так?
— Да, я летаю уже 40 с лишним лет!
— Ну тогда для вас не будет так уж сложно представить такую ситуацию. Вообразите, что я сейчас веду самолёт по взлётно-посадочной полосе и практически перед самым отрывом от земли у самолёта отказывают двигатели. Что я буду делать? Правильно, начну экстренно тормозить. В этот момент вы пулей вылетаете из своего кресла, пролетаете через весь салон, проламываете своей дурной головой несколько перегородок, сносите всё на своём пути и попадаете в кабину пилота, оказываясь прямо у меня на коленях. Вообразили?
Пассажир, подумав, кивает. Капитан:
— Ну и отлично. А вот теперь ответьте, за каким чёртом вы мне в кабине сдались, если у меня и так аварийная ситуация?