поле в расстановках это

Поле в расстановках это

Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>

Рекламно-информационная статья для барнаульского портала «Самопознание».

Метод системных расстановок (метод Берта Хеллингера) уже хорошо знаком многим клиентам, психологам, целителям и просто интересующимся. С помощью системной расстановки человек может почувствовать свою взаимосвязь с членами своего рода, даже с теми, кто уже умер или о ком ничего не известно. Эта взаимосвязь иной раз носит болезненный характер, мы связаны с прошлым своей семьи и как будто несем боль за тех (или в честь тех), кто ее испытал в прошлом. Эта связь остается неосознанной, и мы живем не свою жизнь. Расстановка помогает увидеть эту связь и во многих случаях завершить ее.

Расстановщики используют в своей работе феномен, который назвали заместительским восприятием. Этот феномен пока еще не имеет объяснения, признанного научными академическими кругами. Случайно оказалось, и теперь используется способность человека воспринимать, чувствовать в общих чертах то, что чувствует другой человек, даже если они не знакомы и даже, как выяснилось, если тот, другой человек уже умер (тогда можно почувствовать, как он жил). Иногда это внешне напоминает то, что называют «ясновидением», настолько точным может быть восприятие заместителя.

Пространство или место, откуда заместители черпают информацию и чувства других людей, стали называть Поле (морфическое поле, морфогенетическое поле). Наверное, можно сказать, что в Поле хранится весь человеческий опыт (а возможно и не только человеческий, но также и опыт природных явлений).

Получая возможность узнавать и проживать в расстановке (в символической форме, но не поверхностно) опыт людей из прошлого, мы можем завершать влияние этого опыта на нас сегодняшних. Процесс восприятия Поля мы назовем «чтением».

Расстановщики стали изучать, каким образом устроена наша способность читать Поле, является ли она безграничной или, если нет, как она ограничена, насколько эти ограничения объективны и непреодолимы, а насколько субъективны. Также интересен вопрос, можно ли развивать, тренировать способность читать Поле и насколько эта способность «врожденная», либо приобретается со временем.

Как сделать себя более чутким инструментом?

В России одним из исследователей всех этих вопросов является Елена Веселаго, директор Центра Современных системных расстановок в Москве, автор этой статьи.

Какие существуют объективные и субъективные ограничения в чтении Поля? Перечислим лишь некоторые из них.

Наши ограничения ведут свое происхождение из наших личных травм, из наших убеждений, из усвоенных нами социальных конструкций, из постулатов систем верований, которым мы следуем. А также это могут быть неосознанно унаследованные нами убеждения, ограничения и травмы наших родителей и членов семьи.

А к восприятию некоторых историй мы просто не способны физиологически. Например, мужчина всегда будет ограничен в чувствовании историй беременности и родов, нерожавшая женщина тоже, и всякая женщина органичена в том, чтобы чувствовать мужские сексуальные импульсы. Это не полное ограничение, опытный заместитель и расстановщик способен переводить совершенно не знакомые ему (в том числе и связанные с полом) состояния в область восприятия, узнавать их и называть. Многие даже находят этот опыт очень глубоким, расширяющим наш внутренний мир, делающим его богаче и целостнее.

В расстановках есть способы прикасаться к такого масштаба боли бережно, без отрицания, но и без перегруза, а также без мании величия. Читать и узнавать такие истории мы можем тоже, несмотря на несопоставимые масштабы.

Елена Веселаго разработала подход к изучению и развитию чувствительности к Полю, который предлагает на своих семинарах «Чтение поля в системных расстановках: возможности и ограничения». Участники семинаров будут «знакомиться» со своей полевой чувствительностью, узнают о том, как реагирует наше тело на те или иные воспринимаемые из поля состояния. Будут рассмотрены и некоторые распространенные схемы чтения. Но основное внимание будет уделено свободному чтению живого Поля, творческому диалогу с ним, установлению контакта и умению следовать за движением Поля, завершая прошлое и возвращая себе авторство своей сегодняшней жизни.

В семинаре могут участвовать расстановщики, а также опытные заместители, знакомые с теоретическими основами метода. Участники получают сертификат Центра Современных системных расстановок и могут продолжать обучение на длительной программе.

Источник

Феномен семейной расстановки по Хеллингеру

Годунова Ирина Артемьевна. Июнь 2007

Каждый человек мечтает о любви, каждая семья хочет жить в мире и гармонии. Что мешает и как этого достичь? Ответ приходит вместе с пониманием силы нашей включенности в истоки – ту семью, из которой мы родом. На глубоком бессознательном уровне мы связаны в единое целое с родителями, братьями и сестрами, дядями и тётями, бабушками и дедушками и всеми, кто жил раньше. Влияние этих связей можно увидеть благодаря методу системной психотерапии «Семейная расстановка».

Автор метода семейных расстановок Берт Хеллингер родился в 1925 году в Германии. По образованию богослов и философ, он долгое время работал католическим священником в Южной Африке, там же начал изучать психотерапию. В «Семейной расстановке», как новом направлении системно-семейной психотерапии, аккумулированы опыт и техники гипнотерапии, поведенческой терапии, психо-драмы, гештальт терапии, системной терапии, психоанализа.

Базовые положения метода семейных расстановок

В основе семейных расстановок лежит важное наблюдение – что любовь, как основа жизни, может существовать только в границах порядка семейной системы. Нарушение порядка ведет к уменьшению любви и, как следствие, к конфликтам, разводам, невозможности создать семью, родить ребенка, к болезням, несчастным случаям, ранней смерти.

«ПОРЯДОК, — это первоначальный принцип, на котором все построено. ПОРЯДОК сильнее ЛЮБВИ», — к такому выводу в результате многолетней практики семейных расстановок пришел Б. Хеллингер.

Красивый образ этих понятий дает терапевт Марианна Франке-Грикш:

«ПОРЯДОК — это сосуд.
ЛЮБОВЬ — это вода.
Если разбить ПОРЯДОК, ЛЮБОВЬ утечёт».

Порядок является правильным, когда:

Состав семейной системы

Особенно важны лица, у которых была тяжелая судьба, с которыми обошлись несправедливо, или же они были изгнаны, пропали без вести, отданы на воспитание в чужие руки, презираемы и забыты.

«Семейное поле»

Ребенок и его родители связаны на клеточном уровне. В свою очередь родители связаны со своими родителями. Все, кто жил раньше, и мы, живущие ныне, представляем единое целое, которое Хеллингер называет «семейным полем» или «семейной душой».

Наиболее известны в области полей работы английского биолога Руперта Шелдрейка. Каждая структура Вселенной, будь то организм или система, живёт в морфическом поле, которое хранит всю важную информацию о системе. Каждая часть этой структуры, каждый член системы или же каждый индивид в организации имеет часть знаний об общем и все важные подробности. Вследствие этого, считает Шелдрейк, «наша собственная память находится не в нашем мозге», а в поле памяти системы.

Морфическое поле обладает:

Все эти 4 аспекта, по мнению Шелдрейка, относятся и к семейному полю, которое проявляет себя в процессе системной семейной расстановки через движения и чувства заместителей.

Как это происходит?

Обычно, семейный расстановки по Хеллингеру проходят в группах, но возможна и индивидуальная терапия (подробнее об отличии групповых и индивидуальных расстановок…). Клиент выбирает для себя и для важных членов семьи заместителей из участников группы и расставляет их, исходя из движений тела или следуя своему образу. Терапевт опрашивает заместителей (иногда нет, доверяя только их движению) о телесных ощущениях, чувствах и восприятии.

А далее начинается процесс, в котором, как мудро отметила психотерапевт Урсула Франке, «тело служит резонатором и точным носителем информации о мире». Через движения тела и ощущения можно увидеть куда течет любовь или где течение любви оказалось блокировано, в каких переплетениях с судьбами нашего рода мы находимся.

Реальность бессознательного становится зримой, очевидной. Становятся видны не только причины конфликтов, болезней и несчастных случаев, но и проясняется возможность исцеления и улучшения сложных ситуаций. «Психотерапия в гармонии» — так называет это Б.Хеллингер.

Какие основные проблемы помогает решить семейная расстановка?

Системные семейные расстановки решают проблемы, которые мешают человеку быть счастливым и радоваться жизни. Тяжелые отношения между родителями и детьми, запутанные отношения в паре, алкоголизм, наркомания, инцест, депрессия, тяжёлые болезни, самоубийства, бесплодие, приемные дети и т.д.

«С помощью «Семейной расстановки» Берт Хеллингер показывает, что на глубоком бессознательном уровне мы живем внутри некой Большой Души, охватывающей всех членов семьи. Мы чувствуем, как любим своих родителей, как служим своим семьям и часто неосознанно пытаемся в собственной жизни компенсировать вину или беды родителей, или родственников из предыдущих поколений. Поэтому люди живут порой не той жизнью которую выбирают сами и чувствуют себя чужими самим себе, а некоторые даже испытывают стремление к преждевременной смерти», — пишет Марианна Франке-Грикш в книге «Ты с нами».

Расстановка показывает реальность, дает толчок к изменению, но главный результат зависит от самого человека, от его готовности к духовному росту, мужества и смирения.

В данной статье приведу лишь несколько тем, наиболее часто встречающихся во время проведения семейных расстановок.

Невротик: без вины виноватый

На приеме у терапевта красивый мужчина могучего телосложения, но как только он начинает говорить, по тону голоса и построению фраз чувствуешь виноватого ребенка. В его истории все мужчины были плохими: отец издевался над матерью, один дед бросил беременную жену, другой сменил фамилию… Пытаясь исправить неосознаваемую чужую вину, этот человек прожил очень тяжелую жизнь и много страдал. Расстановка позволила увидеть корни проблемы.

Вина (как и другие чувства) бывает двух видов: личная и системная, т.е. перенятая. Это чувство может передаваться ребенку через многие поколения и, как чужое чувство, оно не поддается анализу и контролю. Перед чужими чувствами мы бессильны. Чем больше вины чувствует человек, тем более суровым кажется наказание.

Когда мы смотрим на своих родителей и тех, кто жил раньше, перед ними мы — дети, мы маленькие, а они большие; мы, как дети, невинны и не можем нести ответственности за чужие поступки. Но как часто нас при этом сгибает вина! На мой взгляд, перенятая вина является одной из базовых причин, превращающих людей в невротиков. Человек (бессознательно) чувствует не личную вину по конкретному поводу, а некую огромную необъяснимую вину.

Гипервина у матери может привести к тому, что ее ребенок принимает на себя миссию искупления. В расстановках часто сталкиваешься с тем, что неизлечимые детские болезни, такие как микроцефалия или ДЦП, связаны с родителями и системной виной. К сожалению, компенсация путем искупления вины ничего не решает, она лишь усиливает и продлевает страдание. Проблема начинает разрешаться только, если удается вернуть вину туда, где находится ее место в системе.

При проведении семейных расстановок терапевты проводят ритуал «возвращения вины». Пример из личной практики. Женщина обратилась по поводу немотивированной агрессии у старшего сына. Мальчику 12 лет, он кидается на мать с кулаками, обзывает ее, ломает мебель и т.д. В работе с ней, помимо других системных переплетений, мы столкнулись с огромной виной, которая превращала ее в жертву. Осознав, кто был действительно виноват в ее семье, клиентка освободилась, обрела силу и смогла занять в системе подобающее ей место. А ребенок успокоился.

«Лучше я, чем ты»

Часто причиной смертельной болезни является внутреннее решение, принятое в отношении любимого человека, которое можно выразить так: «Лучше умру я, чем ты!», «Я сделаю это вместо тебя».

На одном из курсов Хеллингера участница, больная множественным склерозом, увидела себя на коленях перед постелью парализованной матери. Она говорила ей: «Дорогая мамочка, лучше я, чем ты». Молодая женщина после этого почувствовала, что освободилась от тревоги и обрела гармонию с собой и собственной судьбой.

«Я последую за тобой»

И тогда женщина, побледнев, рассказала о происшествии, случившемся пару недель назад. Семья отправилась в горы на пикник. И пока шли приготовления, приемная мать упустила девочку из виду, а когда кинулась искать, то обнаружила ее стоящей на краю пропасти. Девочка стояла, закрыв глаза и раскинув руки. Заметив приемную маму, она мечтательно произнесла: «Как бы хорошо прыгнуть вниз и полететь»…

Отказ принять (уважать) собственных родителей

«Кто смог принять своих родителей, таких, какие они есть», говорит Хеллингер, «тот в ладу с собой, ощущает себя целым и обладает полнотой силы обоих родителей».

Не принимая и не уважая родителей, человек не может уважать жизнь, которую он от них получил. Это значит, в жизни мало или нет смысла, она растрачивается впустую. Только смиренное принятие и благодарность родителям за жизнь освобождает и исцеляет.

Замещение детьми предыдущих партнеров родителей

Пример из личной практики. Старший брат ненавидит младшего и злится на отца. Отец любит младшего сына, а к старшему чувствует агрессию. Мать замечает в семье только старшего сына…

До замужества мать очень любила одного человека, но так сложилось, что не вышла за него замуж: «В сыне я видела ЕГО». Ребенок идентифицирован с прежним партнером матери. Занимая чужое место, он становится для отца и брата «чужим». А для сыновей отец — главный источник мужской энергии. «Мамин сын» в лучшем случае останется холостяком.

Результаты расстановок

Из письма участницы группы по системным семейным расстановкам: «расстановки показывают человеку его защиты, иллюзии, самообман и многие другие причины его проблем; дают возможность увидеть себя другими глазами, увидеть то, что есть в действительности.

Путем личного восприятия понять, пережить и принять открывшуюся реальность.

Понять, что измениться можно только после бесповоротного принятия сердцем сложившихся обстоятельств его жизни и решения следовать правильному течению любви в базовом порядке семьи».

Что можно считать хорошим результатом расстановок?

В первую очередь, это обретение внутренней позиции смирения и осознания своей «роковой» включенности в систему. Принятие родителей (и жизни), а также всего, что было, с благодарностью и уважением. Понимание своего места в системе и отказ от искупления вины. Позитивные действия вместо страданий. Осознанная любовь и гармония с тем, что больше нас. Это «прекрасные плоды, которые сами созревают» со временем в душе, когда человеку удается навести внутри себя порядок.

Заключение

В нашей стране, как и во всем мире, популярность системно-феноменологического подхода Берта Хеллингера непрерывно растет. Хеллингер считает, что «помощь – это искусство», и будучи великим мастером, часто рассказывает истории.

Эта история о том, как быть полезным в помощи: Однажды старого учителя спросили: «Когда ты помогаешь другим, как же ты это делаешь? К тебе нередко приходят люди и спрашивают у тебя совета в таких вещах, о которых ты сам знаешь совсем немного. И все же после этого им становится лучше». В ответ учитель сказал: «Если человек остановился на пути и дальше двигаться не хочет, дело не в знании. Просто он ищет уверенности там, где требуется мужество, и свободы там, где правильное ему уже не оставляет выбора. Так он и ходит по кругу. Учитель же не поддается иллюзиям и отговоркам. Он ищет середину и там, собравшись, ждет — как тот, кто расправил паруса навстречу ветру, — пока его не достигнет слово в котором есть сила». И если тогда придет к нему другой, учителя он обнаружит там, куда ему самому нужно — это ответ для них обоих. Здесь оба слушатели».

Источник

Поле в расстановках это

Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>

Тезисы доклада на международной конференции «Родосвiт», 24-26 августа, г. Киев.

Вслед за Бертом Хеллингером мы говорим о непредвзятости и пустой середине. Но мы упускаем из рассмотрения (интересно, почему?) то, что пустая середина нами не достигнута. У нас есть представление о ней как о «путеводной звезде» и мы можем почувствовать, насколько мы от этой звезды далеки, как только честно зададим себе этот вопрос. Нам предстоит работать не из пустой середины. И, если продолжить говорить о нашей честности, то почему бы не обратиться к исследованию того, как работать не из пустой середины?

Я исследую эту тему несколько последних лет. Плоды этих исследований описаны в статьях «Кого мы ставим, когда ставим маму» и «Кто может поставить Судьбу», которые были опубликованы в английском расстановочном журнале «The Knowing Field» («Знающее поле») и в российском журнале «Системные расстановки», и я преподаю их также на своем семинаре «Чтение поля». Сегодня я рада представить несколько основных идей для участников украинской конференции «Родосвiт». Я расскажу о своем подходе на этом докладе и затем покажу упражнения и практики на мастер-классе.

Я пока оставлю эти вопросы без ответа и перейду к следующим вопросам.

Вторая группа вопросов встает в связи с нашими наблюдениями за резонансными явлениями на группах. Мы все замечали, что роль, которая нам предлагается в заместительствовании, обычно резонирует с нашей собственной историей. Истории на группе резонируют друг с другом. И еще клиентские истории резонируют с личной историей расстановщика. Однажды у меня был веселый случай, когда я несколько дней была занята получением виз в разных посольствах и очень боялась не успеть (и поэтому все мои мысли были заняты этим). И клиентская группа примерно наполовину состояла из запросов об эмиграции, получении паспорта и вида на жительство. За всю мою предыдущую практику и за всю последующую ко мне с такими запросами ни разу не обращались. Никто из клиентов о моих визовых проблемах не знал, разумеется. Но самое интересное, что группа была набрана и закрыта за две недели до возникновения этих моих проблем. Каким образом поле работает на резонанс? Или, может быть, это мы ограничиваем поле и отбираем только резонирующее нам?

Некоторые наблюдения, позволяющие приблизится к пониманию этих вопросов, я сделала на семинарах Берта Хеллингера и затем на мастер-классах американской расстановщицы Джейн Петерсон. (Я пока не говорю об ответах на эти вопросы, я говорю только о наблюдениях, наводящих на размышления).

Наверняка многие коллеги видели, как Берт Хеллингер некоторое время сидит рядом с клиентом, не говоря ни слова. В клиенте что-то открывается, может быть, он плачет, может быть говорит несколько слов или Хеллингер предлагает ему короткую фразу. Это продолжается несколько минут, клиент возвращается на место и при этом все чувствуют, что произошла полноценная расстановка. Если не относить этот опыт исключительно к личному величию Хеллингера, то что происходит? Забегая вперед, я скажу, что каждый из нас не зависимо от квалификации может делать такую практику. Не «как Хеллингер», а как он сам, от первого лица, собою.

Эта идея состоит в том, что мы признаем резонанс личных историй клиента и расстановщика как существующий (т.е. мы не считаем его ни иллюзией, ни недостатком, который нужно устранять). Наоборот, мы считаем его инструментом, который позволяет нам двигаться к восприятию поля. Метафорически можно было бы сказать, что поле стремится к целостности и объединяет клиента и расстановщика, чтобы они вместе прошли к общей истории (теме, проблеме). Возможно, это не такая уж метафора. Еще точнее можно было бы сказать, что встреча клиента и терапевта состоится только тогда, когда им есть куда идти вместе. Это также означает, что абсолютная пустая середина нам не требуется. Расстановщику достаточно «просто» быть готовым пройти вместе с клиентом к чувствованию того, что в одиночку он (клиент) не может пока сделать. Еще одной метафорой можно было бы описать этот проход как работу проводника в горах и альпиниста. Альпинист называет маршрут, проводник знает эти места в некоторой степени, он также тренирован. Но тяготы этого маршрута они разделят на двоих и здесь вряд ли можно оценить, кому достанется больше. От неожиданностей они не застрахованы. Погода бывает разная, и в этих местах сходят лавины. Гарантии безопасности также нет.

Куда мы идем? Мы идем к тому, чтобы общую скрытую (проблемную) область сделать яснее. Пройти туда, прочувствовать то, что там. «Распаковать» боль и сжатие. Эта боль может принадлежать нам самим, либо она может быть системной. Известный всем нам хеллингеровский первый порядок гласит, что если кто-то был исключен, то позднее появится кто-то, кто повторит историю исключения. Мы можем смотреть на это шире: если какой-то опыт был отвергнут, то он остается для проживания, самому человеку или членам его системы. В части актуальных травм это соответствует известным в психотерапии идеям пост-травматического расщепления (в шаманской практике это называют «потерянными кусочками души»). Отвергнутый опыт становится недоступным, помещается «за барьер», и при этом он начинает действовать так, чтобы быть освоенным. Травмы повторяются, сначала, возможно, в жизни одного человека, а затем в «жизни» систем, причем не обязательно семейных.

Без каких-либо слов клиент позволяет терапевту чувствовать себя. Также без слов терапевт погружается в это чувствование, спокойно и плавно следуя туда, куда его это чувствование относит. Могут появиться симптомы в теле, новые чувства (как и в заместительском восприятии они опознаются как «не свои»), и даже могут появиться образы, иной раз очень четкие. Моя самая предельная четкость в таком упражнении состояла в цветной картине сгоревшего дома и людей. Эта картина (я о ней не сказала вслух ничего) была через несколько минут прочитана и заместителями в расстановке.

Однако, это упражнение не является упражнением в ясновидении. Здесь было бы ошибкой пытаться получить более ясную картинку и расшифровать динамику. Это упражнение в Присутствии и Восприятии. Погружаясь в чувствование (но не отключаясь), расстановщик как бы является заместителем всей истории клиента. Когда он находится с ней в контакте, не посылает в эту историю сильных импульсов отрицания, история перестает быть скрытой. Собственно, «расстановка» на этом завершена. Иногда клиент при этом плачет, иногда начинает дышать с облегчением, иногда заметно, как он «просто» светлеет. Насколько я понимаю, это и есть то, что делает Хеллингер, когда «просто сидит». Это же может делать каждый из нас.

Заместители, если делать «обычную» расстановку, добавят к воспринимаемой области свои ресурсы. Объем восприятия и его точность могут возрасти (хотя есть риск и утонуть в деталях и попытках их расшифровать). Об этом мы поговорим далее.

Это была первая часть моего доклада. Здесь можно задать вопросы, а демонстрацию этой практики я сделаю на мастер-классе и, если будет время, это могут попробовать все участники. Процесс слияния полей для совместного чувствования очень красив и иногда поддается наблюдению вплоть до понимания геометрии, формы полей двух человек.

На всякий случай я хочу оговориться, что имею в виду тот стиль расстановок с предметами и фигурками, который основан именно на чтении поля, а не проективную работу с предметами, которую нередко путают с расстановками или соединяют в эклектический авторский стиль.

Если мы подходим к расстановкам именно так, то из этого можно сделать ряд практических выводов. Во-первых, не так важно наименование фигур, как контакт с ними. Это уже давно ввел в практику Хеллингер, работая со сменой ролей, многоуровневыми ролями, неназываемыми ролями. Все хорошо, что в контакте и движении, даже если мы не понимаем, кто движется и что это означает. Во-вторых (и это будет звучать, на первый взгляд, как противоречие первому), становится особенно важно четкое понимание и осознанность, кого мы ставим и зачем. Но не понимание с позиций логики или правил, а понимание с точки зрения перспектив контакта и взаимодействия фигур. И прежде всего каждую фигуру мы должны «протестировать» на способность нашего контакта с ней и контакта с клиентом.

Я поясню сейчас эти не самые простые в современных расстановках идеи. Например, коллеги легко вводят в расстановку такие фигуры как Судьба или Женственность или Война. Что такое Судьба, однако? Признает ли клиент это понятие? Какое место занимает это понятие во внутреннем мире заместителя? Каков контакт группы с этим? Мы легко вбрасываем в поле слово «Судьба», не контролируя и не осознавая, что подключаем таким образом глубочайшие пласты как коллективного бессознательного, связанного с этим словом, так и общественные дискурсы и личные представления. Грубо говоря, мы не имеем понятия, куда мы таким образом попадаем. И если, например, клиент или заместитель считают, что судьбы вообще не существует и человек сам кузнец своего счастья, то может получиться так, что мы либо будем подавливать свое мировоззрение, либо роль совсем не придет. В обоих случаях контакт с клиентом и его полем будет значительно нарушен.

На мастер-классе мы с вами сделаем упражнение. Мы сядем рядом и один будет читать поле другого, а другой будет то открывать, то закрывать его для чтения. Это возможно и это даже легко.

А еще поле можно передавать другому. Тому, кто открыт. Именно это происходит, когда мы просим клиента взять заместителя за плечи и дать ему роль.

Нередко бывает, что клиент не имеет ресурса быть в достаточном контакте с ролью, которую предлагается поставить. Тогда я ставлю эту роль сама. Иногда мы идем и ставим ее вместе, буквально держась за руки. Иногда я добавляю к поставленной клиентом роли еще и свое восприятие (подхожу и еще раз дотрагиваюсь до заместителя или, не дотрагиваясь, направляю на него свое внимание и осознанность).

Вот сколько источников и энергетических потоков сливается в одной роли! Конечно, это намного больше и богаче, чем мы можем назвать просто словом «мама». На мастер-классе мы попробуем поставить несколько ролей и сохранять осознанность, проходя через все этапы фокусировки и выставления роли.

Одновременно мы будем исследовать свои барьеры и ограничения, как личные, так и идущие из наших систем, в том числе из общества, религии и других больших систем. Мы будем учиться относиться к ним с уважениям и вплетать это уважение в ткань расстановки.

В рамках этого доклада я хотела бы обозначить еще две темы, относящиеся к чтению поля. Это слои поля и это чтение поля в движении. Ведь после того, как роль поставлена, она начинает двигаться, и это не только физическое движение заместителя (его может и не быть), это движение энергии, смена состояний. Мы должны читать поле постоянно и мы должны удержаться в этом море постоянно сменяющихся энергетических волн.

Что касается слоев поля, то я хочу просто обратить внимание, что мы ставим в расстановках фигуры, относящиеся к совершенно разным типам. Я бы даже сказала, к разным мирам. Для краткости я обозначу пять самых известных слоев (эта классификация взята мною у английской расстановщицы Джудит Хемминг, но это не полная и очень условная классификация, только для обозначения темы в рамках этого доклада).

Расстановки прежде всего начали работать с этим слоем.

Есть еще миры и слои, мы сейчас не сможем охватить их все.

Это имеет прямое отношение к искусству чтения поля, т.к. если мы насильственно сбиваем роль в более понятный нам слой, мы отсекаем от чтения значительную часть энергий и запускаем весь сложный процесс калибровки роли с начала. Кроме того, мы вносим таким образом в расстановку наше собственное состояние неуверенности в работе с тем, что проявилось. Это барьер.

Для примера, я могу описать слои, которые часто встречаются в постановке материальных объектов. Такие фигуры, как квартира, машина, деньги и т.п. не имеют человеческих чувств, они светятся «отраженным светом» наших с ними отношений, а также не наших (других) отношений. Поэтому на их примере лучше видно, как могут меняться слои поля.

Например, мы ставим Дом (в этом примере будем считать, что дом уже существует, но не построенный дом тоже можно поставить!). Вот только три примера, в кого он может превратиться:

— в кого-то из семейной истории владения этим домом. Например, в бабушку, которая любила этот дом и заботилась о нашей клиентке. Дом просто стал символом заботы и уюта. Это системно-семейный слой.

Дом также может превратиться в несуществующее лицо. Например, в «хорошего мужчину», которого у клиентки в реальности нет. Тогда мы попали в архетипический слой.

— в кого-то, кто ранее жил в этом доме или участвовал в его жизни. Например, в еврейскую семью, которая пряталась в этом доме в годы войны. Это уже бОльшая система. Обратите внимание, что это не обязательно известно членам семьи клиента или связано с ними. Это история Дома.

— в историю места или местности. Например, если на месте дома было церковное кладбище, занятое позднее под стройплощадку, это может проявиться в расстановке. Это тоже бОльшая система. Некоторые дома могут провести нас и в духовный слой. Кто знает, кто там жил и на каком месте он построен.

Осознавание слоев делает наше чтение поля богаче. Поле может приходить к нам в красках, если мы готовы их видеть.

Поиск парных и контекстуальных фигур мы тоже попробуем на мастер-классе.

А сейчас есть время для вопросов и обсуждения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *