поле динамичный портрет это

Три совета по съемке динамических портретов

Недавно моя сестра попросила меня дать ей несколько основных советов по съемке ее двух маленьких…

Недавно моя сестра попросила меня дать ей несколько основных советов по съемке ее двух маленьких сыновей. Она со своим мужем очень заняты работой и воспитанием детей, так что, по ее словам, у них не было времени досконально изучить функции их зеркалки, но им очень хотелось бы знать основные важные моменты.

Когда мы встретились, потратив 20 минут на беглое объяснение основных функций камеры и трех основных элементов, которые я использую при портретной съемке, я передал ей камеру, чтобы она попробовала на практике все, о чем мы говорили.

Через несколько дней по электронной почте я получил от нее отличные фотографии сына, которые она сделала с учетом моих советов, гуляя с ним в парке.

Так совпало, что в это же время я сделал несколько фотографий моего сына. Хотя эти кадры и более постановочны, чем фото, сделанные моей сестрой, и для их съемки я использовал кое-какое осветительное оборудование, но принципы, используемые при съемке, были одни и те же. Так что я решил использовать эти фотографии в качестве иллюстрации трех основных советов, которыми я поделился со своей сестрой.

Совет по съемке динамических портретов # 1: Эмоции

Не просите людей, которых вы фотографируете, говорить «Чи-и-и-з» или «Сы-ы-ы-р». Я прошу произнести это слово мою двухлетнюю дочь, когда помогаю ей чистить зубы, но не когда фотографирую людей. Попробуйте занять вашу модель любым разговором или делом так, чтобы она не чувствовала себя слишком застенчивой.

Совет по съемке динамических портретов # 2: Фон

Всегда помните о том, что самые великие портреты легко притягивают взгляд зрителя к образу человека, не отвлекая внимание на фон. Готовясь к портретной съемке, учитывайте все элементы фона и постарайтесь сделать его как можно менее отвлекающим внимание.

Совет по съемке динамических портретов # 3: Освещение

Отключайте встроенную вспышку, когда это возможно. Встроенные вспышки, конечно, могут относительно эффективно осветить предметы в пределах доступной им дистанции, но вот качество выдаваемого ими света оставляет желать лучшего. В большинстве случаев, предметы, освещенные встроенной вспышкой, выглядят неестественно.

Попробуйте использовать естественное освещение или, если его недостаточно, используйте внешнюю вспышку.

Фотографируя сына, я решил бросить себе своеобразный вызов: я хотел заснять его, качающимся на качелях в доме моих родителей. Казалось бы, все просто, но дело в том, что я хотел сфотографировать его напротив высоких деревьев на заднем плане, а качели подвешены под навесом, где практически нет естественного освещения для того, чтобы достаточно осветить лицо моего сына.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

Конечно, я мог бы сменить мою позицию на противоположную и сфотографировать его на фоне дома, но вариант с домом в качестве фона меня визуально не устраивал.

Я решил сделать портрет сына с деревьями на фоне во что бы то ни стало, а это означало лишь одно: мне необходимо дополнительное освещение и встроенная вспышка мне в этом абсолютно не поможет.

Для дополнительного освещения, я использовал набор Photoflex FlexFlash (с комплектом аккумуляторов для стробоскопа), состоящий из двух ламп, софтбокса и зонта.

В качестве основного источника освещения я использовал софтбокс – он дает рассеянный свет, который смотрится естественно. Чтобы создать мягкие, нисходящие тени на лице сына и добавить ощущение объема я установил источник света высоко и на достаточном удалении от него.

Синхронизировав камеру со стробоскопом при помощи радиосинхронизатора, я настроил мощность стробоскопа так, чтобы его свет сочетался с окружающим освещением и смотрелся естественно.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

В качестве последнего штриха, я добавил второй стробоскоп с зонтом, для создания светового ореола. Мне нравится использовать световые ореолы потому, что они помогают выделить объект съемки из фона, к тому же этот эффект очень приятно смотрится на фото.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

В результате у меня получилась вот такая схема освещения.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

После того как я закончил установку и настройку света, актуальным остался лишь вопрос времени. Я знал, что мой сын достаточно быстро потеряет интерес к процессу фотосъемки. Кроме этого, я должен буду нажать кнопку спуска затвора именно в тот момент, когда сын, качаясь на качели, будет в точке, на которой я сфокусировался вручную и на которую настраивал освещение. Если я нажму затвор в тот момент, когда качели с сыном отклонятся дальше расчетной точки, то фото получится недоэкспонированным, если же тогда, когда они будут ближе ко мне – переэкспонированным.

Ниже вы можете увидеть фотографию, которую я сделал без дополнительного освещения, чтобы продемонстрировать каким было естественное освещение.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

В то время как я сосредоточился на процессе съемки, мой отец раскачивал качели и всячески развлекал моего сына, чтобы поддерживать его интерес к фотосъемке.

Кстати, обратите внимание, как солнце, появившееся всего на мгновение, удачно подсветило на заднем фоне опавшую листву.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

Конечно, съемка подобного портрета требует некоторого опыта и наличия дополнительного освещения, но она базируется на трех основных составляющих: эмоции, фон и освещение.

Автор: Бенджамин Клэй

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».

Источник

Поле динамичный портрет это

Роль портрета в литературе

Виды портретов в литературе

Психологический портрет

Психологический портрет – это не просто описание внешности героя, а изображение его особенностей внутреннего мира с помощью внешних черт. Писатели акцентируют внимание на тех деталях, которые передают информацию о мыслях, мировоззрении, переживаниях и амбициях персонажа. Выделяют 2 основных типа психологического портрета в литературе:

Вот как Григорий сам себя описывает: «…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен».

Складывается ощущение, что перед нами – привлекательный и бесстрашный мужчина, но иногда он чувствует себя слабым, словно ребенок. Внешность Печорина и его мысли, поступки наглядно показывают противоречивость натуры. Офицер – человек неплохой, но все ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.

Контрастный портрет для создания образа литературного героя использовал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Вспомним 8-ую главу произведения: «Но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон…у ней и бровь не шевельнулась, не сжала даже губ она». Тут Татьяна напоминает словно неподвижную статую, в которой совершенно нет никаких чувств. Но в финале Онегин видит девушку рыдающей над его письмом, что раскрывает ее подлинные эмоции. Такой резкий контраст между напускным равнодушием и приливом чувств показывает, сколько на самом деле пережила страданий Татьяна, что у нее нежная и ранимая натура.

Лейтмотивный портрет

В литературных произведениях по типу локализации портретные характеристики могут быть экспозиционными и лейтмотивными. Первые более распространены, и представляют собой описание персонажа с первых строк его появления произведения. В свою очередь, в лейтмотивном варианте герой изображается понемногу на протяжении всего произведения. Кроме того, писатель может акцентировать внимание на одних и тех же деталях несколько раз, чтобы они прочно ассоциировались у читателя с описанным персонажем.

Яркий пример лейтмотивного литературного портрета – это многие произведения Льва Николаевича Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» автор регулярно упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, подчеркивая ее красоту, немного большеватом рте Наташи, обаятельной и живой, любознательной девушки.

С помощью лейтмотивного портрета героя писатель также может описывать его становление личности на протяжении всего времени действия произведения, подчеркивать его изменения в лучшую или худшую сторону. Читатель понимает, что происходит не только с внешним обликом, но и с внутренним миром персонажа.

Экспозиционный портрет

Экспозиционный портрет – это подробное изображение внешности героя в художественном произведении при первом его появлении в произведении. Зачастую писатели акцентируют внимание читателя на тех деталях в облике персонажа, которые выдают в нем представителя конкретного социального слоя. Кроме того, могут упоминаться особенности телосложения, жестов, мимики, стиля одежды и т.д.

Экспозиционное изображения внешности часто встречается у представителей «натуральной школы» середины 19-го века. Авторы в деталях описывали мелких чиновников, купцов и т.д., чтобы в целом отразить перед читателями особенности социальной группы, к которой принадлежит герой. Экспозиционное описание портрета характерно больше для писателей-реалистов.

Идеализирующий портрет

Идеализирующее описание внешности персонажа было распространено начиная со времен фольклора и заканчивая началом 19-го века, когда популярность приобрели романтические произведения. Как правило, такие портреты литературных героев чаще всего встречались в высоком жанре, то есть одах, героических поэмах, трагедиях и т.п. Подобные произведения отражали исторические события, образ жизни правителей и храбрых воинов, героев мифологии, так что писателям было важно акцентировать внимание именно на положительных чертах персонажей.

К примерам идеализирующего портрета в русской литературе можно отнести «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Вот как описывается образ красавицы Алены Дмитревны: «..ходит плавно — будто лебедушка… молвит слово – соловей поет…как заря на небе божием».

Гротескный портрет

Гротескный портрет литературного героя часто встречается в произведениях смехотворного, комедийно-фарсового характера. Отличительная черта такого описания внешности состоит в том, что внимание акцентируется не на духовном, а на материальном начале в самом персонаже. Как правило, в сатирическом портрете человеческое тело подается гротескно, то есть с чрезмерным преувеличением, причудливо комически и нереалистично. Образ персонажа лишен общепринятых идеалов (стройной фигуры, привлекательного выражения глаз, правильных черт лица и т.д.). Часто встречаются слишком большие щеки, носы, животы, преподнесенные словно карикатурно.

Яркий пример гротескного портретного описания – произведение «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина. Пример видим уже с первых строк: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». С помощью такого гротескного описания внешности героя в литературном произведении автор подчеркивает его внутренние черты. Складывается ощущение, что персонаж не только глуп, но и ленив, не привык к тяжелой работе, предпочитает вести праздную жизнь, наполненную приземленными удовольствиями.

Характеристики персонажей также могут подаваться с помощью приема гротескного параллелизма. Такая черта присуща многим произведениям Гоголя, который постоянно использовал сравнения, размывающие границы между предметами. За счет такого приема эти объекты словно «превращались» друг в друга. Множество подобных описаний присутствует в поэме «Мертвые души». Например: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета» и далее: «они влетели… чтобы только показать себя».

Такое необычное портретное описание ассоциирует «жесты» мух с «жестами» мужчин, присутствующих на балу. Складывается ощущение, что это уже не насекомые оказались на балу, чтобы «показать себя», а сами гости явились на званый вечер с этой целью.

Источник

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.

Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/

Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.

Симметрии на плоскости бывают:
Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.

Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.

Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

Метр и ритм могут взаимно сочетаться.

✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.

✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ

Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА

• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.

✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА

Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.

✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ

Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.

поле динамичный портрет это. Смотреть фото поле динамичный портрет это. Смотреть картинку поле динамичный портрет это. Картинка про поле динамичный портрет это. Фото поле динамичный портрет это

Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.

Источник

Лекция № 2. Поэтика портрета. Портрет в литературе

Портрет персонажа. Статический и динамический портрет. Развёрнутый и фрагментарный портрет. Приметы внешнего облика. Бытовой, пейзажный фон, предметный мир вокруг персонажа. Портретно-психологическая характеристика персонажа- психологический портрет. Портреты-описания и портреты-впечатления. Идеализирующие и сатирические портреты. Сложные литературные портреты. Мимика, жесты, формы поведения в литературных портретах.

Портретное описание соединяет в себе статический и динамический портрет. Статический портрет передает объективные, относительно устойчивые и неизменные признаки внешнего облика: указания на рост, особенности телосложения, цвет кожи, глаз и волос. Динамический портрет включает совокупность мимики (движение мышц лица) и жестов, особенности походки и пластики тела, речевую манеру(голос, интонации, характер дикции). Портретное описание может быть развёрнутым (подробным) и фрагментарным (кратким), сведённым к одной или двум деталям.

Портретное описание может быть дано сразу как цельное описание в момент первого знакомства с ним на страницах книги. Важную роль в портрете играет фон – обстановка, среда, окружение, на котором дан изображаемый персонаж. Писатель может соединить портретное описание с бытовым фоном, пейзажным фоном, предметным миром. Так, портрет Марии в поэме «Полтава» дан на фоне панорамы Полтавского края, а портрет Дуни в «Станционном смотрителе дан на бытовом фоне.

В портретном описании можно разграничить чистое описание примет внешнего облика и моменты психологической характеристики персонажа. Часто эти две стороны портретного описания называют «внешний портрет» и «психологический портрет». Переход от внешнего портрета к внутреннему происходит в художественном тексте часто совершенно естественно. Так, И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг», то чуть отстраняясь от своих героев и наблюдая их со стороны, то приближаясь к ним, подглядывая, запоминая жесты, оттенки выражений лица, дает читателю психологические этюды о внутренней жизни человека. Для того, чтобы понять психологический портрет персонажа, важно наблюдать за его жестами, которые называют «безмолвными знаками мысли». Жесты повелительные, вопросительные, жесты отчаяния, беспомощности, грубые, нежные, детские, порывистые помогают проникнуть во внутреннюю жизнь человека.

При внимательном рассмотрении можно выделить портреты-описания и портреты-впечатления, которые передают мнение смотрящего на человека. Считают, что портрет есть изображение не одной, а двух личностей – модели и художника. Эмоциональное, тендецнциозное авторское начало всегда вольно или невольно присутствует в портретном рисунке. Это может быть восхищение, любование, ирония, сожаление, презрение, антипатия, жалость, предупреждение. При воссоздании портретов персонажей авторы часто обращаются к сравнениям, метафорам, которые определённым образом сдвигают восприятие читателем отдельных черт внешности человека. (Портрет Марии в поэме Пушкина «Полтава»). Велика роль деталей в портретных описаниях. Это могут быть детали цветовые, телесные, детали поведения, мимические жесты, звуковые детали. Например, поющий, говорящий, плачущий, смеющийся голос, походка легкая, бесшумная, тяжелая, шумы платья, шуршание лент, стук каблучков. Художественные тексты поражают обилием разноречивых описаний глаз, волос, рук, талии, оттенка голоса и смеха, жестов, элементов костюма. Одежда литературного персонажа всегда значима. Писатель придумывает костюмы персонажей, как художник и костюмер в театре, которые создают эскизы костюмов и воплощают их в жизнь. Одежда выдает пол, возраст, национальность, профессию, общественное положение, вкус, отношение к моде и даже мировоззрение. Одежда часто и ситуативно значима: небрежность, неряшливость, отсутствие каких-то необходимых компонентов (шлема, галстука, украшений) всегда мотивированы внутренним состоянием личности (спешка, волнение, забывчивость, равнодушие, вызов). Особого внимания заслуживают в портретных описаниях детали одежды.

Особым объектом в портретном описании часто оказывается лицо персонажа. Художники обращают внимание на волосы, лоб человека, глаза(очи), нос, щеки(ланиты), губы(уста). Дается харктеристика правильных и неправидьных черт лица, его величины, формы, цвета кожи, национальной специфики (азиатское, славянское, китайское, монгольское), волосяного покрова, формы глаз, носа, рта и подбородка.

Важны для человека и эстетические характеристики (прекрасное, страшное, безобразное), социальные (мужицкое, бандитское, аристократическое, холуйское), интеллектуальные (умное, глупое)

Наряду с прямым проникновением во внутренний мир человека литература хорошо знает также формы его косвенного освоения, при которых черты наружности, позы, движения, жесты, мимика, интонации персонажей предстают как симптомы того, что творится в их душах. Иначе говоря: постигаемый писателями «внутренний человек» одновременно явлен вовне. Для традиционных высоких жанров характерны идеализирующие портреты. Вот строки о графе Гвенелоне из «Песни о Роланде»:

Он плащ, подбитый горностаем, сбросил.

Остался только в шелковом камзоле.

Лицом он горд, сверкают ярко очи,

Широкий в бедрах стан на диво скроен.

Подобного рода портреты нередко изобилуют метафорами, сравнениями, эпитетами. Вот что сказано о героине поэмы «Шах-Наме» персидского поэта XI в. Фирдоуси:

В подлунной не было стройнее стана

Ушные мочки, словно день, блистали,

В них серьги драгоценные играли.

Жемчужин полон ларчик нежный рта.

Идеализирующие портреты сохранились в литературе вплоть до эпохи романтизма. Так, героиня пушкинской «Полтавы» «свежа, как вешний цвет», стройна, «как тополь киевских высот», ее движения напоминают лебедя «плавный ход» и «лани быстрое стремленье», «звездой блестят ее глаза; ее уста, как роза, рдеют». А в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» о красавице полячке, в которую влюбился Андрий, говорится, что она была «черноглазая и белая как снег, озаренный утренним румянцем солнца», и что глаза ее, «глаза чудесные, пронзительно ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство».

Совсем иной характер имели портретные живописания в произведениях смехового, комедийно-фарсового характера. Здесь, по словам М.М. Бахтина, внимание сосредоточивалось не на духовном, а «на материальном начале в самом человеке». Характеризуя образность повестей Ф. Рабле о Гаргантюа и Пантагрюэле, ученый говорил, что центром реальности для писателя было человеческое тело, подаваемое гротескно. Вот, к примеру, портретная характеристика Гаргантюа-ребенка: «мордашка была славная, число подбородков доходило едва ли не до восемнадцати»; «ляжки были очень красивые и всему его сложению соразмерные». В подобных портретах нет места ни стройности фигуры человека, ни выражению его глаз, зато присутствуют щеки, носы, животы и так далее.

Со временем (особенно явственно в XIX в.) в литературе возобладали портреты, раскрывающие сложность и многоплановость облика персонажей. Здесь живописание наружности нередко сочетается с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом. Вспомним характеристику внешности лермонтовского Печорина (глава «Максим Максимыч»), сообщающую о его фигуре и одежде, о чертах его лица, цвете и выражении глаз («глаза не смеялись, когда он смеялся Это признак-или злого нрава, или глубокой постоянной грусти»). А вот слова повествователя-автора об Обломове в начале романа И.А. Гончарова: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица Ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, быть может, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам».

Без примет. Белым пробелом

Весь. (Душа, в ранах сплошных,

Вороной, русой ли масти

Пусть сосед скажет: он зряч.

Часовщик я или врач?

Ты как круг, полный и цельный.

Цельный вихрь, полный столбняк.

Я не вижу тебя отдельно

От любви. Равенства знак.

Портреты запечатлевают не только статическое во «внешнем» человеке, но и жестикуляцию, мимику, которые динамичны по своей сути. При этом дает о себе знать интерес писателей-портретистов к тому, что Ф. Шиллер называл грацией, отличая ее от красоты архитектонической (красоты строения): «Грация может быть свойственна только движению», это «красота движимого свободного тела». Она возникает «под воздействием свободы» и «зависит от личности», хотя в то же время и безыскусственна, непреднамеренна: в мимике и жестах чувства и импульсы сказываются непроизвольно; узнав же, что человек «управляет выражением своего лица согласно своей воле, мы перестаем верить его лицу».

Обратим внимание на рассказ А.П. Чехова «Красавицы» (1888). Он построен на сопоставлении облика двух девушек. В первой из них героя-рассказчика поражают черты фигуры и лица: «Красоту армяночки художник назвал бы классической и строгой. Вы видите черты правильные волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и, все движения молодого тела слились вместе в один цельный, гармоничный аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну малейшую черту».

У второй же девушки правильные черты лица отсутствуют («глаза ее были прищурены, нос был нерешительно вздернут, рот мал, профиль слабо и вяло очерчен, плечи узкие не по летам»), но она «производила впечатление настоящей красавицы, и, глядя на нее, я мог убедиться, что русскому лицу, чтобы казаться прекрасным, нет надобности в строгой правильности черт». Секрет и волшебство красоты этой девушки «заключались в мелких, бесконечно изящных движениях, в улыбке, в игре лица, в быстрых взглядах на нас, в сочетании тонкой грации этих движений с молодостью, свежестью, с чистотою души, звучавшею в смехе и голосе, и с той слабостью, которую мы так любим в детях, в Птицах, в молодых оленях, в молодых деревьях». И о ней же немного ранее: «Стоя у окна и разговаривая, девушка то подбоченивалась, то поднимала к голове руки, чтобы поправить волосы, говорила, смеялась, изображала на своем лице то удивление, то ужас, и я не помню того мгновения, когда бы ее тело находилось в покое».

1. Каковы виды портретных описаний в художественном тексте.?

2. Что такое статический портрет?

3. Что такое динамический портрет?

4. Чем отличается портрет-описание от портрета-впечатления?

5. Какую роль играет деталь в портретной характеристике?

6. Являются ли жест и мимика элементами портретной характеристики?

7. Как соотносятся внешний и внутренний портрет персонажа?

8. Какую роль в поэтике портрета играет описание одежды образа-персонажа?

9. Какую роль в описании персонажа играет лицо и изображение деталей лица(глаз, губ, носа, лба)?

10. Можно ли считать характеристики человеческого голоса частью общего портрета?

11. Какую роль звуковые образы играют в портретных описаниях?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *