поле базы данных это
Информационные технологии. 10 класс (Базовый уровень)
§ 1. Понятие базы данных. Система управления базами данных (СУБД)
1.1. Базы данных. Поле. Запись
Основой современных информационных технологий являются данные. Практически все информационные системы в той или иной степени связаны с функциями долговременного хранения и обработки данных. Информация является фактором, определяющим эффективность любой сферы деятельности.
Данные, предназначенные для компьютерной обработки, целесообразно структурировать, т. е. организовывать определенным образом. Именно структурирование позволяет пользователю оптимизировать работу с данными (сократить время поиска, обеспечить эффективное хранение, исключить ошибки при обработке).
База данных (БД) — совокупность взаимосвязанных и организованных определенным образом данных.
Базы данных можно классифицировать исходя из способов организации их хранения и обработки:
1. Иерархическая. Такую модель можно изобразить в виде дерева, состоящего из объектов различных уровней.
2. Сетевая. Является обобщением иерархической, т. е. каждый элемент вышестоящего уровня может быть связан с любыми элементами следующего уровня.
3. Реляционная. В такой модели данные организованы в виде таблиц, между которыми установлены связи.
Рассмотрим реляционные БД, как наибольший распространенный в сегодняшнее время.
Таблицы состоят из строк и столбцов. В таблицах баз данных — это записи и поля.
Запись — строка таблицы базы данных, содержащая данные об одном объекте.
В таблице из примера 1.1 пять записей и каждая запись содержит данные об определенном киносеансе.
Поле — столбец таблицы базы данных, в котором указываются значения определенного свойства объектов базы данных.
В таблице из примера 1.1 (п. 3) четыре поля: «Кинотеатр», «Фильм», «Время», «Стоимость».
Взаимодействие с базами данных лежит в основе функционирования многих ресурсов в Интернете.
Электронный школьный журнал работает с базой данных, содержащей информацию о педагогическом коллективе учреждения образования, об учащихся, классах, учебных предметах, отметках и т. д.
Доступ к базе данных необходим при оплате товаров в супермаркете, когда кассир считывает штрих-код с покупок, а также при поиске товаров в интернет-магазинах.
При посещении Национальной библиотеки обычно приходится обращаться к базе данных, содержащей сведения обо всех книгах, имеющихся в этой библиотеке, о ее читателях, заявках на бронирование книг и т. д.
Пример 1.1. Классификация баз данных.
3. Таблица реляционной БД.
Франк Кодд (23 августа 1923 г. — 18 апреля 2003 г.) — британский ученый, труды которого заложили основы теории реляционных баз данных. Работая в компании IBM, он установил правила, определяющие базу данных как реляционную.
Типы данных и полей: общее и в разных СУБД
Характеристики полей БД и типы данных
Одна СУБД отличается от другой в первую очередь набором поддерживаемых типов данных и их свойствами. Но понимание общих подходов позволяет достаточно легко решить значительную часть возникающих нестыковок.
Первым делом введем тип данных, для которого не существует поля, но он чрезвычайно важен, так как означает отсутствие данных. Он обозначается как NULL и его необходимо присваивать отдельно. Сделать это можно только для тех полей, для которых указано в структуре таблицы соответствующее разрешение. В этом случае, например, задав его значением по умолчанию, мы можем получить 3 варианта логического поля: null, true, false. При этом данные будут пустыми (null) при создании записи и актуализируются только после ввода конкретной информации.
Поле — минимальная единица структурированной информации в БД, характеризующая один показатель для одного явления. Каждое поле имеет тип и размер. Все поля для данного явления составляют запись. Поле — структурная единица записи. Обратите внимание, что, уже с точки зрения всей БД, поле является совокупностью какого-либо значения во всех записях.
Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистрированным пользователям!
Характеристики полей БД (на основе xBase)
* В отличие от всех полей хранится в отдельном файле, не имеет фиксированного размера и ограничивается только свободным дисковым пространством, либо размером файла операционной системы.
Характеристики основных полей MySQL
* Размер для символьных (строковых) полей зависит от используемой кодировки.
Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистрированным пользователям!
Неверный выбор типа и размера полей
Поскольку размер поля в «правильной» реляционной БД имеет фиксированное значение, он должен быть достаточным (иначе данные могут не поместиться) но не избыточным (лишнее место на диске и в памяти). Если подумать, то данный параметр должен быть, например, для символьного типа точно равен самой длинной строке генеральной совокупности.
Тип поля должен соответствовать вводимым данным с учетом возможного развития. В том числе числу записей для идентификаторов.
Ошибка типа — достаточно грубая и примитивная. Если недостаточный размер поля еще может быть оправдан просто отсутствием достаточного (исчерпывающего) объема информации, то ошибка в выборе типа — следствие слишком поверхностных рассуждений.
Еще один, совсем неочевидный пример. Так как размер поля всегда измеряется в целых байтах, логический тип, теоретически требующий всего одного бита, следует рассматривать как нерациональный. Да, он будет всегда обрабатываться быстрее, так как может иметь всего от двух до трех вариантов значения (T, F, null). Но даже банальный интерфейсный флажок, чаще всего используемый для управления полем, может иметь до четырех состояний.
Доступ к этим материалам предоставляется только зарегистрированным пользователям!
Прошу обратить особо пристальное внимание на неопределенную информацию, традиционно вносимую для xBase в Memo-поле. Новые концепции не предусматривают такого типа и придется пользоваться текстовыми полями, дополнительно обдумывая их структуру. Важно создать среду, когда не будет вывода пользователю, что он превысил объем сохраняемых данных.
Понятие база данных, поле, запись, свойства полей
База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. С понятием базы данных (БД) тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения её содержимым, редактирования содержимого и визуализации информации.
Базы данных могут содержать целый ряд объектов, но основные объекты – это таблицы. Как понятно в табличной структуре адрес данных определяется пересечением строк и столбцов. В базах данных столбцы называются полями, а строки – записями. Поля образуют структуру базы данных, а записи составляют информацию, которая в ней содержится.
Примечание:Имя полядолжно быть уникальным и содержать не более 64 символов, включая пробелы, причем имя поля не должно начинаться с пробела. Имена полей могут содержать любые символы за исключением (.); (!); (‘); ([); (]).
Поля – это основные элементы структуры БД. Они обладают свойствами. От свойств полей зависит, какие данные можно вносить в поле, а какие нет, а также то, что можно делать с данными, содержащимися в поле. Основное свойство – это тип данных. Тип данныхопределяет тип данных, которые могут содержаться в данном поле. Microsoft Access предлагает следующие типы данных:
· Текстовый – тип данных, используемый для хранения обычного неформатированного текста ограниченного размера (до 255 символов).
· Поле Мемо – специальный тип данных для хранения больших объемов текста (до 65 535 символов).
· Числовой – тип данных для хранения действительных чисел.
· Дата/время – тип данных для хранения календарных дат и текущего времени.
· Денежный – тип данных для хранения денежных сумм. Теоретически, для их записи можно было бы пользоваться и полями числового типа, но для денежных сумм есть некоторые особенности (например, связанные с правилами округления), которые делают более удобным использование специального типа данных, а не настройку числового типа.
· Счетчик – специальный тип данных для уникальных (не повторяющихся в поле) натуральных чисел с автоматическим наращиванием. Естественное использование — для порядковой нумерации записей.
· Логический – тип для хранения логических данных (могут принимать только два значения, например Да или Нет).
· Поле объекта OLE – специальный тип данных, предназначенный для хранения объектов OLE, например мультимедийных.
· Гиперссылка – специальное поле для хранения адресов URL Web-объектов Интернета. При щелчке на ссылке автоматически происходит запуск броузера и воспроизведение объекта в его окне.
· Мастер подстановок – это не специальный тип данных. Это объект, настройкой которого можно автоматизировать ввод в данных поле так, чтобы не вводить их вручную, а выбирать из раскрывающегося списка.
При выборе определенного типа данных для поля открывается соответствующий набор свойств поля характерных для поля имеющего этот тип данных, с помощью которых пользователь определяет вид и функциональные характеристики данного поля. Наиболее важными являются следующие свойства:
· Размер поля определяет максимальную длину данных, которые могут содержаться в данном поле.
· Формат поля определяет способ формирования данных в данном поле таблицы.
· Число десятичных знаков определяет количество знаков после запятой для полей числового и денежного типов.
· Маска ввода определяет форму ввода данных в поле и облегчает контроль над вводимыми символами.
· Подпись – определяет заголовок столбца таблицы для данного поля (если подпись не указана, то в качестве заголовка столбца используется Имя поля).
· Значение по умолчанию – то значение, которое вводится в ячейки поля автоматически.
· Условие на значение –ограничение, накладываемое на вводимые в данное ноле данные.
· Сообщение об ошибке – текстовое сообщение, которое выдается автоматически при попытке ввода в поле ошибочных данных (проверка ошибочности выполняется автоматически, если задано свойство Условие на значение).
· Обязательное поле – свойство, определяющее обязательность заполнения данного поля при наполнении базы;
· Индексированное поле определяет, является ли данное поле индексированным. Индекс ускоряет все операции, связанные с сортировкой, группировкой или поиском записей по значению.
Создание БД
После того как приложение Access запушено, на экране появится диалоговое окно начала работы с данной СУБД. С его помощью можно создать новую БД «Новая база данных» или открыть уже имеющуюся, которая недавно использовалась («Открытие файла»). Если требуемой БД нет в списке, то следует вызвать диалоговое окно «Открытие файла базы данных» с помощью команды «Другие файлы. ». При этом необходимо учитывать, что файлы БД имеют расширение *.mdb.
При выборе команды «Новая база данных» на экране будет отображено диалоговое окно создания новой БД, в котором необходимо выбрать папку где будет помещен файл БД и в поле «Имя файла» указать имя создаваемой БД. После указания имени БД следует нажать кнопку «Создать», после чего на экране появится окно созданной БД. С его помощью можно создать новый объект БД или изменить уже существующий, например, таблицу.
Создание таблиц
Чтобы создать в БД новую таблицу, необходимо в окне открытой БД выбрать в списке Объекты кнопку Таблицы и воспользоваться кнопкой «Создать». После этого отобразится диалоговое окно «Новая таблица», в котором необходимо выбрать один из предлагаемых режимов создания.
· Режим таблицы. Позволяет вводить данные непосредственно в таблицу
· Мастер таблиц. Позволяет создать новую таблицу, используя имеющиеся шаблоны таблиц. При этом в создаваемую таблицу можно добавлять поля из разных шаблонов.
· Конструктор. Предоставляет возможность перед вводом данных определить структуру новой таблицы, т.е. какие именно поля будут в ней использоваться.
· Импорт таблиц. Применяется для создания новой таблицы БД на основании какого-либо файла данных, имеющегося на диске, причем, возможно, даже в другом формате (не Access).
· Связь с таблицами. Позволяет создать в БД таблицу, которая будет связана с таблицей из другого файла данных, другими словами, внешнюю таблицу. Очень удобно использовать этот режим для подключения к серверу БД.
Также 3 режима конструктора, мастера таблиц и режим таблицы могут быть выбраны путем двойного щелчка левой кнопкой мыши по соответствующим пунктам в правой части окна объектов БД:
· Создание таблицы в режиме конструктора
· Создание таблицы с помощью мастера
· Создание таблицы путем ввода данных
Разберем теперь подробнее принцип создания таблиц с помощью этих режимов.
Режим конструктора. Данный режим применяется для создания структуры новой таблицы. При выборе этого режима будет отображено окно, в котором необходимо определить структуру новой таблицы, т.е. указать набор полей таблицы (столбец Имя поля) и определить их свойства (столбец Тип данных и в нижней части окна остальные свойства Свойства поля). О типах данных полей и их других свойствах см.«Понятие база данных, поле, запись, свойства полей». Если свойство Подпись для поля не задано, то Имя поля станет одновременно и именем столбца будущей таблицы. Тип данных для каждого поля выбирают из раскрывающегося списка, открываемого кнопкой выбора типа данных. Эта кнопка – скрытый элемент управления. Она отображается только после щелчка на поле бланка. Это надо иметь в виду ˗ в Microsoft Access очень много таких скрытых элементов управления, которые не отображаются, пока ввод данных не начат. Кроме этого, можно также описать назначение информации, которая будет вводиться в это поле (столбец Описание). Нижняя часть бланка содержит список свойств поля, выделенного в верхней части. Некоторые из свойств уже заданы по умолчанию. Свойства полей не являются обязательными. Их можно настраивать по желанию, а можно и не трогать.
При создании таблицы целесообразно (хотя и не обязательно) задать ключевое поле, которое позволяет однозначно определить ту или иную запись в таблице. Это поможет впоследствии, при организации связей между таблицами. Для задания ключевого поля достаточно щелкнуть на его имени правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выбрать пункт «Ключевое поле». Выше мы говорили о том, что если первичный ключ необходим для связи с другими таблицами, но если ни одно из полей не является уникальным, то первичный ключ можно создать на базе двух (или более полей). Эта операция выполняется точно так же, через контекстное меню, надо только уметь выделить сразу несколько полей. Групповое выделение выполняют при нажатой клавише SHIFT щелчками на квадратных маркерах слева от имен полей. Также можно воспользоваться кнопкой Ключевое поле на панели инструментов, предварительно выделив соответствующее поле.
Примечание 1: Чтобы отменить назначение первичного ключа для поля, необходимо еще раз выполнить описанные выше действия.
Примечание 2: В качестве ключевого поля выбирается такое поле таблицы, в котором не могут содержаться повторяющиеся данные.
Затем необходимо закрыть окно конструирования таблицы и «Сохранить изменения макета или структуры объекта». Далее задать имя таблицы и щелкнуть по кнопке «Оk». Для ввода данных в таблицу необходимо выполнить двойной щелчок по значку только, что созданной таблицы.
Примечание:Для того чтобыоткрыть таблицу для ввода данных можно также воспользоваться кнопкой «Открыть».
Мастер таблиц. Данный режим преимущественно используется при создании новых таблиц на основании имеющихся в Access шаблонов. При выборе режима мастера будет отображено окно первого этапа создания таблицы, в котором необходимо выбрать поля для новой таблицы на основании предлагаемых шаблонов. Для этого следует выбрать категорию Деловые или Личные в списке Образцы таблиц выбрать нужную таблицу. В результате этих действий в списке Образцы полей будет представлен набор полей, соответствующих выбранному образцу таблицы. Затем нужно из списка Образцы полей последовательно выбирать нужные поля и с помощью кнопки переноса названия добавить эти поля в список Поля новой таблицы. Длядобавления или удаления поля из создаваемой таблицы можно использовать следующие кнопки в окне мастера:
Перенести выбранное поле образца таблицы в новую таблицу
Перенести выбранное поле образца таблицы в новую таблицу
Перенести все поля образца таблицы в новую таблицу
Удалить выбранное поле образца таблицы из новой таблицы
Удалить все поля образца таблицы из новой таблицы
После нажатия кнопки «Далее>» на экране появится окно следующего этапа создания таблицы, в котором необходимо задать имя новой таблицы, а также определить ключевое поле, используемое для однозначной идентификации каждой записи в таблице. Причем Microsoft Access может автоматически определить ключевое поле в таблице или это может осуществить пользователь используя соответствующий переключатель в окне. Затем следует снова нажать кнопку «Далее>». На последнем этапе работы мастера предлагается выбрать режим работы, который необходимо установить после создания таблицы:
· Изменить структуру таблицы
· Ввести данные непосредственно в таблицу
· Ввести данные в таблицу с помощью формы создаваемой мастером (в этом случае с помощью мастера необходимо еще будет создать объект БД форму)
В Режиме таблицы можнодобавлять, редактировать, просматривать или выполнять другую работу с данными таблицы, но создание новой таблицы таким способом нерационально.
Урок 21
Система управления базой данных Access
Общая характеристика системы управления базой данных
Изучив эту тему, вы узнаете: — что такое база данных; Назначение базы данныхЧеловеку свойственно систематизировать информацию обо всем, что его окружает: о растениях, животных, химических элементах, механизмах и т. п. Созданы многотомные справочники по самым разным областям человеческого знания, и каждый может воспользоваться этой информацией. Вас интересует журавль? Вы хотите узнать о нем больше? Пожалуйста! Возьмите справочник по орнитологии. В нем хранятся все имеющиеся сведения об интересующих вас птицах, а также обо всех остальных объектах этого класса. Любой подобный справочник представляет собой хранилище информации. Допустим, что вам понадобилась информация о редком цветке. Вы должны найти специализированную библиотеку. А когда вы ее найдете, то окажетесь лицом к лицу с тысячами книг. И где-то среди них, может быть, отыщется нужная вам. Конечно, существует система библиотечных каталогов, которая значительно облегчает поиск нужной информации. В конце концов вы найдете нужную книгу, но как это будет непросто! А если поблизости нет библиотеки? Все эти проблемы можно решить, используя компьютерные технологии обработки информации. Вы уже знаете, что существуют специальные программы, позволяющие готовить документы и книги, производить сложные вычисления, конструировать графические объекты и т. п. Для хранения и обработки большого количества информации люди тоже придумали специальные программы, называемые системами управления базами данных. Но прежде чем вы начнете знакомиться с ними, надо понять смысл, который вкладывается в понятие база данных. Благодаря широкому использованию компьютеров оно настолько прочно вошло в наш лексикон, что многие, понимая его на интуитивном уровне, не задумываются над тем, что стоит за этим понятием, и связывают его исключительно с компьютером. Однако базы данных, хотя они и не назывались так раньше, существовали и до появления компьютеров в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях — в виде книг, справочников, брошюр, газет, журналов и т. п. Под базой данных следует понимать совокупность специально организованных сведений, которые хранятся на каком-либо материальном носителе, например бумаге, магнитном или оптическом носителе, киноленте. Обращаем ваше внимание на то, что это не просто набор разрозненных данных. Они обязательно должны быть связаны между собой так, чтобы человек мог составить представление о каком-либо объекте, явлении, процессе. Например, в базе данных, хранящей кулинарные рецепты, должна находиться информация о различных пищевых продуктах, мерах веса, способах приготовления пищи и т. д. Но никому не придет в голову помещать туда же данные о стоимости сельскохозяйственных машин. Другой пример: словарь терминов по компьютерной технике содержит разъяснения понятий только из этой области. Вы не найдете в нем сведений, разъясняющих смысл, например, термина из экономики или кулинарии. Сведения, находящиеся в одной базе данных, должны быть связаны между собой по смыслу, логически. Это достигается путем группировки, объединения их по определенным параметрам. Такой процесс получил название структурирования данных. Следует заметить, что в результате структурирования данных должна появиться база данных в компьютерном или некомпьютерном варианте, что определяется тем, был ли при этом использован компьютер.
Объекты базы данныхЛюбая база данных, создаваемая в компьютере, состоит из простейших объектов, называемых полем и записью (рис. 5.1). Совокупность полей и записей составляет более крупный объект — таблицу. С помощью этих компьютерных объектов можно составить описание (модель) любого реально существующего объекта или процесса. Рис. 5.1. Объекты базы данных Любое поле предназначено для хранения множества значений одного параметра, характеризующего реальный объект. Каждое новое значение служит отличительным признаком описываемого объекта по сравнению с другими. Например, если мы рассматриваем человека, то поле Цвет глаз может содержать значение голубой, серый, зеленый, карий и т. п. Если же поле описывает такой параметр, как вес человека, то оно будет содержать числовые значения: 45, 57, 60 и т. п. Одно поле не может служить хранилищем значений нескольких разнотипных параметров. Представьте себе, что вы создали базу данных по своему классу и описали внешний вид каждого ученика всего в одном поле. При этом вы поместили туда данные и о росте, и о весе, и о цвете глаз, и о форме носа. В каждом поле у вас получится маленький рассказ о внешности ученика. Казалось бы, ничего страшного, ведь вся информация учтена и занесена в поле. Да вот беда: вы не сможете извлечь пользу из информации, которая записана таким образом. Например, как узнать, сколько голубоглазых детей учится в вашем классе или кто в классе самый высокий? Поэтому на практике для каждого из параметров описываемого объекта отводят отдельное поле. При этом надо стремиться, чтобы информация, помещаемая в поле, была минимальной. Так, например, для описания учащегося в классном журнале используется параметр «Адрес». Соответственно, в базе данных можно организовать поле — Адрес. Это поле будет содержать полные адреса всех учеников класса. Но обработку данных можно будет производить значительно эффективнее, если разбить это поле на несколько более мелких полей: Город, Улица, Дом, Квартира. Такое представление параметра «Адрес» в виде нескольких полей в базе данных позволит вам найти, например, всех учеников, живущих на одной улице или в одном доме.
✔ Имя поля. Как и любой другой объект, поле при создании получает свое собственное имя. Имя поля состоит из последовательности символов — как правило, из латинских и русских букв и цифр. Именовать поля принято в соответствии с предполагаемым назначением. Например, если в поле будет храниться информация о возможных значениях цвета объекта, то разумно дать полю имя Цвет. ✔ Формат данных. Этот параметр поля служит для задания типа данных и характеризуется тем же набором значений, что и в электронной таблице. Дополнительно используется формат счетчик (серия). Обычно поля такого формата заполняются автоматически. ✔ Тип оформления. Определяет внешнее представление данных в поле указанного формата. Например, вам нужно создать поле, в котором хранятся даты рождения учеников. При создании поля введите его имя: Дата рождения. Выберите тип данных Дата. В разделе Оформление (Формат поля) выберите наиболее удобный для вас способ записи, например 30.09.2006. Здесь первые две цифры означают день, вторые две — месяц, а последние четыре — год. Вероятно, вы уже догадались, что одного поля недостаточно для того, чтобы описать какой-либо реально существующий объект. Все зависит от сложности выбранного для описания объекта. Иногда бывает достаточно небольшого количества полей, как, например, для описания воздушного шара. Здесь вполне можно обойтись полями Название, Цвет, Объем, Форма. В поле Название мы запишем название конкретного экземпляра шара, например Шар1. В поле Цвет укажем цвет этого шара, например Синий или Красный; в поле Объем — количество литров воздуха, которое может поместиться в шаре, например 7,5 или 3; в поле Форма — форму шара, например Круглый или Сердце. При описании сложных объектов, таких как, например, человек или растение, может потребоваться значительно большее количество полей. Для того чтобы поля отражали информацию об одном и том же объекте, необходимо каким-то образом связать их между собой. Так в базе данных возникло понятие записи.
Значения записи отражают свойства конкретного объекта. Представьте себе, что имеется следующий набор полей: Имя, Название, Фамилия, Форма листьев, Цвет лепестков, Успеваемость. Трудно представить себе реальный объект, для описания параметров которого нужны были бы все перечисленные поля. Но можно, исходя из смысла названий, разделить эти поля на две записи. Давайте порассуждаем. Если в первую запись включить поле Имя, то очевидно, что поле Название нужно включить во вторую запись. Поле Фамилия ближе по смыслу к полю Имя, чем к полю Название. Включаем его в первую запись. Далее, объект, имеющий имя и фамилию, определенно не должен иметь ни листьев, ни лепестков. Поэтому поля Форма листьев и Цвет лепестков мы включим во вторую запись. А вот поле Успеваемость явно имеет отношение к имени и фамилии. Его включаем в первую запись. Разобрав таким образом все имеющиеся поля, мы получили две записи (рис. 5.2). Рис. 5.2. Две записи, сформированные из предложенного набора полей Запись характеризуется количеством и типами включенных в нее полей. В базе данных обычно описывается не один объект, а несколько однотипных объектов. В рассмотренном примере с воздушными шарами в нашей базе могут быть описаны и красные, и синие, и большие, и маленькие шары. Поэтому в базе данных будет не одна, а несколько записей указанной структуры. Запись для каждого конкретного шара называется экземпляром записи. Экземпляров записи в базе данных может быть столько, сколько объектов данного вида мы описываем. Для простоты изложения в дальнейшем мы будем называть записью любой экземпляр записи. Совокупность экземпляров записи одной структуры называют таблицей. Таблица является документом базы данных и характеризуется следующими параметрами: имя, структура записи, количество записей. ✔ Имя. Как и любой компьютерный объект, таблица имеет собственное имя. Под этим именем она хранится в памяти компьютера. ✔ Структура записи. Этот параметр определяется количеством полей, которые соответствуют параметрам объекта. Каждое поле имеет свои формат и тип данных. ✔ Количество записей. Данный параметр указывает на то, сколько экземпляров записи содержит в себе данная таблица. Структура базы данных Прежде чем строить базу данных, необходимо определить, какие же параметры исследуемого объекта являются наиболее важными. Например, при построении модели библиотечного каталога к важнейшим параметрам можно отнести название книги, автора, издательство, тематику, а такими параметрами, как формат, толщина и вес книги, плотность и качество бумаги, можно пренебречь. После того как вы отобрали интересующие вас параметры, характеризующие свойства объекта, для каждого из них создается соответствующее поле и вводится его значение. Этот процесс получил название создание структуры базы данных. Создание структуры базы данных включает следующие этапы: ✔ определение параметров, характеризующих свойства объекта, которые будут служить полями базы данных; ✔ назначение каждому полю уникального имени; ✔ определение для каждого поля формата представления данных, то есть типа данных и необходимых ограничений.
Первым шагом при создании базы данных является определение ее структуры в виде набора полей. Вся последующая работа с базой данных будет зависеть от того, насколько тщательно спланирована структура записи. В базе данных работа ведется с полями и записями, а не с отдельными ячейками, как в табличном процессоре. Структуру базы данных можно неоднократно изменять, добавляя и удаляя поля и изменяя их параметры. Но следует помнить, что необдуманные операции над заполненной базой данных могут привести к невосполнимым потерям информации. Инструменты системы управления базой данныхДля организации работы с базами данных создан специальный комплекс программ, получивший название системы управления базами данных (СУБД). СУБД предоставляет пользователю различные возможности поиска, сортировки, модификации и редактирования данных. К основным инструментам СУБД можно отнести: ✔ инструменты для работы с записями и полями; ✔ инструменты управления отображением базы данных; ✔ инструменты обработки данных; ✔ инструменты вывода данных. Инструменты для работы с записями и полями К инструментам для работы с записями и полями относятся: сортировка записей, вывод записей на экран, фильтр. ✔ Сортировка записей. Позволяет представить записи в упорядоченном виде. ✔ Вывод записей на экран. При помощи этого инструмента можно скрыть часть записей. Это делается для удобства работы с определенным набором записей. Используя этот же инструмент, можно вывести на монитор ранее скрытые записи. ✔ Фильтр. Позволяет производить отбор данных по одному из имеющихся шаблонов. Фильтр по своим функциям можно сравнить с ситом. Просеивая через сито муку, мы отбираем только те частички, которые проходят сквозь ячейки сита. Применяя к таблице фильтр, мы выделяем только те записи, которые удовлетворяют заданному условию. Инструменты управления отображением базы данных База данных может быть представлена в двух режимах: как таблица и как форма. ✔ Режим таблицы. В этом режиме информация из базы данных выводится на экран в виде строк и столбцов и напоминает электронную таблицу (рис. 5.3). Вы можете видеть одновременно все записи, что облегчает их редактирование. Рис. 5.3. База данных в режиме таблицы ✔ Режим формы. В режиме формы вы будете видеть перед собой только одну запись, реализованную наглядно (рис. 5.4). При этом в нижней части окна формы находится панель с кнопками перехода по записям, позволяющая выбирать первую, последнюю, следующую или предыдущую записи. Рис. 5.4. База данных в режиме формы Кроме переключения режимов эта группа включает в себя также инструмент для разработки дизайна формы. С его помощью можно изменить порядок перехода между полями, размер поля, его цвет. Можно вставить готовую картинку и нарисовать рисунок. Инструменты обработки данных База данных, как мы уже говорили, является не только хранилищем информации, но и мощным средством их обработки. Представьте себе, что вы занесли в компьютер информацию обо всех растениях на земном шаре. Вы описали все: название, цвет, форму, размер и т. д. У вас получился огромный список. Но как найти в этом списке самый большой цветок или, скажем, самое высокое дерево? Как узнать количество цветов, начинающихся с буквы «К»? ОтЬеты на эти и другие вопросы станут для вас очевидными, если вы познакомитесь с возможностями обработки информации в базе данных. База данных располагает следующими инструментами обработки данных: поиск/замена, сортировка, группировка, фильтрация. ✔ Поиск/замена. Позволяет находить в базе данных информацию согласно образцу, указанному пользователем. Например, вам надо найти информацию о цветке, названия которого вы не знаете, но о котором вам точно известно, что он желтого цвета. Тогда, выполнив команду основного меню Правка ► Найти, вы вводите образец для поиска — слово Желтый (рис. 5.5). Результатом поиска будет таблица, в которой окажутся все записи, содержащие слово Желтый хотя бы в одном из полей. Рис. 5.5. Поиск значения по образцу Теперь представьте себе, что при заполнении базы данных вы ошибочно указали место произрастания целого ряда растений. Вместо Южная Америка написали Северная Америка. Тогда вы вводите образец для поиска — Северная Америка, и образец для замены — Южная Америка (рис. 5.6). Далее вы можете использовать одну из трех имеющихся возможностей: продолжить поиск образца, заменить найденное значение, заменить все значения. Если вы щелкнете на кнопке Продолжить, то перейдете к следующей записи, содержащей искомое значение, без изменения найденного значения. Если вы щелкнете на кнопке Заменить, то будет произведена замена только в текущей записи базы данных. Если вы выберете вариант Заменить все, то замена будет произведена сразу во всех записях базы данных. Рис. 5.6. Поиск и замена значения ✔ Сортировка. С помощью сортировки можно переставлять записи в нужном порядке. Например, вы хотите знать, у какого цветка стебель длиннее. Для этого записи сортируются по полю, которое описывает высоту растения, например Высота. При этом сортировку можно осуществлять в двух направлениях: в порядке возрастания, когда за меньшим значением следует большее (1, 2, 3, 4. или а, б, в, г. ), или в порядке убывания, когда за большим значением следует меньшее (100, 99, 98. или я, ю, э. ). Сортировку можно выполнять одновременно по нескольким полям. Например, вам надо найти самый высокий цветок желтого цвета, название которого начинается на «Р». Для этого вам придется отсортировать три поля. Сначала переставим все записи в алфавитном порядке. Для этого отсортируем поле Название по возрастанию, то есть в алфавитном порядке. В качестве второго поля для сортировки укажем поле Цвет и тоже отсортируем его по возрастанию. Теперь отсортируем поле Высота в порядке убывания. В результате проведенной сортировки все записи будут переставлены следующим образом: • все записи будут выстроены по алфавиту; ✔ Группировка данных. Группировка неразрывно связана с сортировкой. Дело в том, что при составлении отчетов имеется возможность организовывать отсортированные записи в группы двумя способами. Можно организовать группы только по первой букве. Например, вы отсортировали названия цветов по алфавиту. Укажите способ группировки только по первой букве. Тогда при формировании отчета сначала отдельной группой будут идти все цветы на букву «А», затем на букву «Б» и т. д. Второй способ заключается в организации групп по изменению содержимого поля в целом. Например, вы отсортировали базу данных по полю Высота и указали способ группировки по изменению содержимого. Тогда все записи будут объединены в группы по мере того, как будет изменяться значение поля Высота. ✔ Фильтрация. Позволяет организовывать «сито», через которое можно «просеивать» записи базы данных. Фильтрация позволяет выбирать из всего множества записей только те, которые отвечают заданным условиям (рис. 5.7). Рис. 5.7. Окно настройки фильтра Параметры фильтрации, как и сортировки, задаются пользователем. Каждому новому фильтру присваивается собственное имя. После этого нужно указать тип фильтра. Существуют два типа фильтров: простой фильтр и фильтр с формулой. По умолчанию предлагается создать простой фильтр, задав условия фильтрации. Делается это следующим образом: 1) сперва выбирается поле, для которого задается условие; 2) затем назначают способ сравнения (равно, больше, меньше и т. д.); 3) после этого указывают образец для сравнения. При организации фильтра можно объединять несколько условий при помощи логических функций. Обычно используются две логические функции: логическое И и логическое ИЛИ. Функция И объединяет два условия. Для того чтобы запись была отобрана фильтром, необходимо, чтобы она отвечала обоим условиям одновременно. Например, нужно отфильтровать все записи, соответствующие желтым цветам высотой более двух метров. Сформируем первое условие: 1) в качестве поля для первого условия выберем поле Цвет; 2) в качестве способа сравнения укажем равно; 3) в качестве образца для сравнения введем слово Желтый. Сформируем второе условие: 1) выберем поле Высота; 2) в качестве способа сравнения укажем больше; 3) для сравнения введем число 200. Теперь объединим эти два условия, выбрав логическую функцию И. Если в качестве логической функции выбрать ИЛИ, то фильтр отберет все записи, отвечающие первому условию, и все записи, отвечающие второму условию. В результате такой фильтрации в таблице будут отображены записи обо всех желтых цветах любой высоты и все записи о цветах высотой более двух метров любого цвета. ✔ Вычисляемые поля. Большие возможности для обработки данных открывают вычисляемые поля. В качестве значений в такие поля вводят формулы. В формулах могут содержаться числа, имена полей или функции. Любое вычисляемое поле должно начинаться со знака равенства. Например, вы работаете с базой данных кулинарных рецептов. В рецепте содержатся данные о расходе продукта на приготовление одной порции. Вам нужно приготовить пять порций. Тогда в качестве значения дополнительного поля вы вставляете формулу: где Расход — имя поля, содержащего данные о расходе продукта на приготовление одной порции, 5 — число порций. Для каждой конкретной записи значение будет вычисляться по общей формуле. Инструменты вывода данных Результаты обработки информации, содержащейся в базе данных, могут быть выведены в виде отчета. Под отчетом понимают специальную форму для вывода информации из базы данных. Форма может быть создана пользователем или выбрана из предлагаемого системой типового набора. Действия по созданию отчета можно разбить на несколько этапов: задание общих параметров оформления, включение полей, сортировка, группировка, установка фильтра, определение итогов. ✔ Задание общих параметров оформления. На данном этапе определяются название отчета, его ориентация на странице и параметры шрифта. ✔ Включение полей. На этом этапе вы определяете, какие поля записи войдут в отчет. Чтобы добавить поле в отчет, надо выбрать его в списке доступных полей. Можно указать, требуется ли выводить имена полей на каждой странице, а также показывать ли итоговую информацию. ✔ Определение итогов. На этом этапе осуществляется итоговая обработка информации, приведенной в отчете. О том, как выполняется сортировка, группировка и фильтрация, было рассказано ранее. Для каждого из полей отчета вы можете задать способ обработки итогов. Например, если в отчете присутствует поле Вес и указан способ обработки Сумма, то вы узнаете суммарный вес по всем записям. Вы можете указать одновременно несколько способов итоговой обработки. На этом этапе также определяется порядок вывода итоговой информации в отчете. Вы можете разместить ее в конце каждой группы или в конце отчета, выводить ее под каждым столбцом или вместе со строками. Контрольные вопросы1. Для чего предназначена база данных? 2. Приведите определение базы данных и поясните его смысл. Приведите примеры баз данных. 3. Из каких объектов состоит база данных? 4. Дайте определение поля и приведите примеры полей. 5. Какие форматы данных существуют для объекта «поле»? 6. Что такое запись? 7. Как вы понимаете структуру базы данных? 8. Что такое СУБД и в чем состоят ее функции? 9. Что такое инструменты СУБД? 10. Какие группы инструментов СУБД вы знаете? 11. Чем отличается режим таблицы от режима формы? 12. Какие существуют возможности обработки данных? 13. Для чего используется группировка? 14. В каких направлениях может осуществляться сортировка? 15. Каков порядок построения простого фильтра? 16. Когда используется логическая функция ИЛИ, а когда — И? 17. В чем отличие фильтрации от сортировки? 18. В каких случаях нужен фильтр с формулой?
|