пол зер стать бэтменом
Нон-фикшн как откровение: Бэтмен, Железный человек и профессор неврологии
Maria Dolgopolova
Riddler из телесериала «Бэтмен» (1966).
Культура нон-фикшн литературы, родившаяся на Западе и благополучно там процветающая, постепенно приживается и в умах российских ученых и писателей. О том, как написать захватывающую научно-популярную книгу, в своем эссе подробно рассказывает Е. Пол Зер — профессор кинезиологии и неврологии и глава Лаборатории реабилитационной неврологии в Университете Виктории, который написал книги «Стать Бэтменом: возможности супергероев» и «Изобретение Железного человека: возможности человеческой машины».
Такие суперпопулярные фильмы, как «Железный человек», «Капитан Америка» или «Темный рыцарь», иллюстрируют интерес общества к возможности стать супергероем —пусть только на время фильма. Для ученых эти фильмы предоставляют возможность наладить коммуникацию с обществом и рассказать о своих работах. Я остановился на Бэтмене и Железном человеке потому, что оба героя изображены как обычные люди, использовавшие тренировки (Бэтмен) или технологии (Железный человек) для того, чтобы достичь невероятных, но в то же время правдоподобных результатов. Именно эта часть их легенды, подкрепленная тяжелой работой, открытиями и достижениями, и делает их привлекательными. В моих книгах я развернул историю и задал вопрос по существу: «Реальны ли эти истории с научной точки зрения? И если да, то как это работает и что значит?»
В обеих книгах я объяснял теории неврологии обычному читателю, используя физические и технологические чудеса художественных персонажей, чтобы объяснить работу механизмов человеческого тела в реальности. Книга включала следующие теории: иерархическую организацию нервной системы, супраспинальный и рефлекс контроля движения; адаптации нервной системы в ходе обучения навыкам и моторным движениям; нейропсихологию тренировок в области боевых искусств и борьбы; патопсихологию сотрясений мозга; нейропластичность вследствие повреждений и тренировок; корковые соматосенсорные и моторные карты и фантомные боли в ампутированных конечностях и концепцию нейропротезирования, включая нейро-компьютерный интерфейс.
Моя основная цель в написании этого эссе состоит преимущественно в том, чтобы поощрить других ученых-единомышленников оценить важность привлечения широкой общественности в допустимой форме и подумать об интеграции ключевых моментов поп-культуры в их собственную пропагандистскую и преподавательскую практику.
За все время я получил бесчисленное количество писем от людей, прочитавших «Бэтмена» и «Железного человека»: многие читатели поблагодарили меня за новые знания о работе человеческого организма. Снова и снова читатели писали мне что-то вроде: «Я и подумать не мог, что мускулы работают подобным образом» или «Я не знал, что мои кости могут меняться».
Совсем недавно я получил сообщение, которое позволило мне понять, что то решение, которое я принял пять лет назад, было правильным: «Последние несколько лет я провел в путешествии, чтобы привести себя в форму. Прочитав вашу книгу, я приступил к более детальному исследованию. Этот вдохновляющий опыт заставил меня оторвать задницу от дивана. Может показаться смешным, но когда я был маленьким, я хотел стать Бэтменом. На сегодняшний момент я знаю, что никогда не смогу выйти на улицу бороться с преступностью, но я хотя бы ощущаю себя в достаточной для этого форме, если мне придется. Спасибо за написание этой прекрасной книги».
Письмо от читателя вряд ли принесет очередной исследовательский грант или повышение. Но это именно тот эффект, который позволяет мне чувствовать себя гораздо лучше относительно моего вклада в общество и о том, что однажды результат всей моей работы может быть взвешен и оценен. Этого влияния мне достаточно, чтобы жить спокойно.
Можно ли в реальности стать Бэтменом? Достигнув таких же физ. показателей?
Я лично являюсь фанатом данного героя, поэтому в юных летах не раз опрашивал родителей относительно реализации себя как супер-героя.
Учитывая то, что на самом деле вопрос многогранен, я не буду спойлерить свой же ответ. Но советую детально присмотреться к проблемам.
1) Бэтмен как Брюс Уэйн, непосредственно
Я считаю, что его нарисовали действительно «слишком» красиво. Когда в 2016 на экранах появилось противоядие от часовой скуки, а именно фильм «Бэтмен против Супермена» у меня в голове окончательно поселился таракан относительно Брюса. Учитывая тот факт, что еще будучи ребенком он жил в достатке, а его родители всячески изолировали его от мелочей рутины, то с чего бы ему становится супергероем?
Сказка достаточно красивая, и нечего говорить, что в действительности всё было бы иначе. Ребенок бы остался с сильной моральной травмой, избавление от которой требовало бы долгосрочное лечение. Хотя создатели и определили его как человека, который сам себя и создал, всё равно детали не укладываются в голове.
2) Физические данные изменимы
К счастью всех жителей планеты 21-й век принес не только волну солнечной радиации и потерю интереса к выживанию, а еще и прогресс в пищевой цепи. Вы с легкостью сможете посоревноваться с собственной анатомией тела, стоит лишь учитывать все реальные данные. Добавив в свой рацион необходимые продукты, подкорректировав программу упражнений, усилив добавки к питанию (спортивное питание, энергетические напитки, чистые витамины) вы сможете создать тело своей мечты.
Масса меняется так же. От 89 до 102 кг примерно.
3) Психология мышления
Но существует еще масса факторов. Бэтмен есть самый натуральный филантроп, НО!
В своих личных действиях он крайне сдержан
Он не допускает проявление излишних чувств
Мало того вспоминать как он относится к некоторым женщинам. Но недавно, в августе 2017 года компания выпустила мультики с Квинн и помошником Бэтта, а в последней части он даже прикоснулся губами к её щеке. так что мало ли.
Меняя своё личное мышление в пользу мышления Бэтмена, вы автоматически будете меняться. Ведь в нужных ситуациях, сейчас я процитирую типичное тв-шоу: «МЫСЛИ МАТЕРИАЛЬНЫ».
Таким образом, физически приблизиться к параметрам героя возможно. На уровне нейронов вы так же сможете позаимствовать у Бэтмена множество вещей. Но важно учитывать тот факт, что даже Бэтмена создал человек. Его рисуют люди, и он есть всего лишь образом, что когда-то был придуман.
Поэтому зачем Вам копировать чью-то жизнь или чьи-то данные, если можно создать свою собственную жизнь?
Правда о Бэтмене: 9 мифов о супергерое, в которые верят даже преданные поклонники
Не все комикс-гики знают то, что узнаешь ты.
Миллиардер, плейбой, филантроп… Стоп-стоп! Нет, это мы не о мистере Старке, а о самом крутом и мрачном парне вселенной DC – Бэтмене. Вечеринкам он предпочитает сырой подвал – ну или бороться с преступностью под покровом ночи.
Комиксы о Бэтмене издаются со времен Второй Мировой, а фильмы собирают миллиарды долларов в прокате.
Один из больших минусов такой популярности – большое количество фейковых фактов о самом крутом парне в Готэм-Сити.
Спорим, некоторые из них ты даже принимала за чистую монету? Давай разбираться, что к чему.
Бэтмен – одиночка
Да, этот герой действительно любит иногда побыть наедине, склонен к паранойе и депрессии. К новым знакомым он тоже не сразу испытывает хоть какие-то теплые чувства. Но значит ли это, что он абсолютно одинок?
Вот и нет! Стоит Бэтмену оказаться в беде, вся Бэт-семья уже спешит на помощь. Состав «банды» постоянно меняется, ведь все зависит от вселенной, в которой происходят события. Мало того, что под маской Робина были разные люди, среди друзей «летучей мышки» отметились несколько Бэтгерл, Женщина-кошка, Оракул, Бэтвуман, Найтвинг …
В общем, ты поняла – персонажей там хоть отбавляй. Бэт-семья даже больше, чем вся Лига Справедливости!
Ни в одном фильме Бэтмен не восстает против зла один на один. Даже в трилогии Кристофера Нолана у героя Кристиана Бейла есть Альфред, помогающий ему создавать оборудование и машины.
У Бэтмена есть суперспособности
Он – представитель «смертных», потому так близок читателям. Конечно, он владеет несколькими видами единоборств, а также у него куча изобретений, помогающих бороться с преступностью. Бэтмен даже сумел победить Супермена! Правда, только со знанием слабых местах противника.
Бэтмен изначально был мрачным
Фрэнк Миллер – художник и создатель комиксов, вдохновивший многих режиссеров и разработчиков компьютерных игр. Учитывая, сколько историй Миллер создал для вселенной Бэтмена, многие фанаты считают его «первооткрывателем» этого мрачного нуарного мира. Он был тем, кто сломал довольно нелепый образ человека в костюме летучей мыши из 60-х.
Но нет, Миллер был не первым. До него были писатель Дэниел О’Нил и художник Нил Адамс. В 1969 Marvel завоевывали внимание фанатов комиксов, а у DC стали падать продажи.
Персонажи были слишком одинаковыми, и любители цветных картинок не видели разницы между двумя изданиями.
Тогда О’Нил и Адамс решили поменять историю. То, что они придумали, оказалось более мрачным, угрюмым и эпическим по сравнению с радужными приключениями Супермена. «Темный» образ закрепился за персонажем и прошел с ним вплоть до последних фильмов. Так что Миллер сам вдохновлялся работой двух этих людей, а нам, фанатам нужно помнить, кого за это благодарить.
Бэтмен мог бы существовать в реальности
Конечно, нет. Мы уже разобрались, что сверхспособностями его не одарили, но вряд ли такой человек мог бы существовать в нашем мире. Брюс Уэйн, как известно, 10-15 лет провел в горах, где обучался искусству единоборств. Потом он вернулся в Готэм и тут же стал бороться с преступностью. Только вот в реальности ландшафт и климат в городе и на скалах совершенно разные.
Бэтмену пришлось бы провести еще пару лет, адаптируясь к новым условиям, прежде чем он бы смог кого-нибудь одолеть в городе – уж тем более прыгать с крыши на крышу.
К тому же просто невозможно вести такой образ жизни – управлять компанией днем и бороться со злодеями ночью. Обычного человека хватило бы на пару лет, прежде чем физические и эмоциональные силы окончательно истощились. На это сделал акцент Кристофер Нолан в своей трилогии: его Брюс Уэйн отошел от дел спустя несколько лет «карьеры» героя Готэма. Плюс за реалистичность!
Бэтмен никогда никого не убивал
Вариантов смерти для врагов всегда было много. Он даже бросил KGBeast (да-да, производное от КГБ) умирать от голода в канализации. Злодей успел сбежать, но это не делает чести супергерою в черном костюме. Ну а о последних фильмах и говорить нечего: на YouTube есть ролики со счетчиком всех убийств в трилогии Нолана и фильме Зака Снайдера.
У Бэтмена не было детей
С таким опасным образом жизни о спокойных вечерах в окружении деток и мечтать не приходится. Тем не менее – у Бэтмена есть сын. Если ты смотрела мультсериал 2000-х, то наверняка помнишь героиню Талии Аль-Гул, которая сыграла не последнюю роль в судьбе Брюса Уэйна. Она и стала матерью их общего сына Дэмиена.
В подростковом возрасте мальчик был оставлен матерью на попечение отцу, который до этого не знал о существовании сына.
Причины скрывать ребенка были: по матери Дэмиен был внуком заклятого врага Бэтмена – Ра’са аль Гула. Закончилась история довольно мило: сын примерил на себя маску Робина и стал помощником отца.
У Бэтмена нет братьев и сестер
В большинстве киношных версий Брюс Уэйн – действительно единственный ребенок в семье. Персонаж становится тем, кем он есть, из-за смерти родителей. Но есть вселенная, в которой у Уэйнов был еще один ребенок, старший Томас Уэйн. У него тоже трагическая судьба: он попал в автокатастрофу и получил серьезную травму головы. Родители Брюса не успели рассказать ему о семейной тайне, и сам герой узнал о существовании брата гораздо позже.
В фильмах Томас Уэйн еще не появлялся, но надеемся, что все еще впереди и нас ждет неплохая семейная драма.
Боб Кейн придумал Бэтмена
Каждый раз, когда ты смотрела фильм или мультфильм о Брюсе Уэйне, читала комикс или играла в компьютерную игру, ты могла натыкаться на одно имя. Предложение, которым открывается любое произведение о мстителе из Готэм-Сити, звучит примерно так: «Персонаж Бэтмен придуман Бобом Кейном».
Но так ли это? Отчасти да. В 30-е у Кейна была идея создать героя по имени «Человек-летучая мышь». Он нарисовал скетч: парень-блондин в красной рубашке и в маске расцветки домино. Боб показал рисунок художнику комиксов Биллу Фингеру, который взял идею и внес свои изменения. То есть, создал персонажа, которого мы сегодня знаем как Бэтмена.
Именно Фингер дал Бэтмену крутой кожаный костюм, Бэтмобиль, трагическое прошлое и полное отсутствие суперспособностей. Билл также подарил миру главного врага и главную союзницу Бэтмена – Джокера и Женщину-кошку соответственно.
Фингер прописал историю, а Кейн – нарисовал ее. Так почему же создателем называют только одного из них?
Дело в том, что Боб Кейн запатентовал свою придумку, поэтому Билл Фингер не имел никаких юридических прав на персонажа.
А раз нет прав, то и в титрах упоминать его было незачем. И именно поэтому большинство фанатов комиксов и кино считают, что создание Бэтмена – заслуга только одного человека. Заслуга Фингера так и оставалась неоцененной до 75-летия персонажа. Билла официально признали со-создателем. А в фильме «Бэтмен vs Супермен: на заре справедливости», впервые в титрах были указаны оба художника.
Геймеры в форме: Как тренироваться, чтобы получить тело Бэтмена
Большинство людей хотят выглядеть хорошо — рельефные мышцы, минимум лишнего жира, отличная выносливость и ловкость. Неудивительно, что индустрия фитнеса продолжает расти и предела ей не видно. А самое главное, независимо от того, как вы хотите выглядеть и на кого хотите походить телом, подходящие тренировки обязательно найдутся.
Лучший способ достижения поставленной перед собой задачи — это четкое визуальное представление цели. К счастью, видеоигры за многие годы представили нам множество примеров того, как может выглядеть человек в форме. Естественно, что виртуальным персонажам не трудно выглядеть в топовой форме — однако сосредоточение на определенном образе поможет следовать цели, сохранять мотивацию и дисциплину. В конце концов, главное, что нужно сделать для движения к своей мечте, это начать заниматься и не придумывать оправдания для пропусков.
Данный материал основан на статье VG247 — читайте оригинал тут.
Чтобы не заваливать вас целой горой различных тренировок, имеющих различные предназначения, сегодня сосредоточимся только на одном персонаже, знакомом всем нам. Сегодняшняя программа посвящена тому, как начать приводить свое тело в форму Бэтмена.
К сожалению, сегодня не существует технологий и девайсов, которые позволят стать настоящим Бэтменом и выживать в тех ситуациях, в которых оказывается персонаж, однако если вы хотите обзавестись телом Брюса Уэйна, то это гораздо более реалистичная и достижимая цель. Да, она требует посвящать как минимум пять часов в неделю тренировкам и поддерживать определенную диету, однако в общей перспективе, это не так уж и много времени.
Сократите свои игровые сессии на час в день и вместо этого сходите в зал.
В случае с Бэтменом, начинать можно с типичного плана для бодибилдера — однако не надо паниковать. Главная цель данного плана в том, чтобы нагружать все группы мышц еженедельно. Если же через 6-8 месяцев вы проснетесь и обнаружите, что выглядите как Арнольд Шварценеггер, то вам повезло с генами!
Вот простой недельный график, чтобы превращать свое тело в Бэтмена:
В рамках каждого дня вам также требуется соблюдать базовый план — по четыре упражнения на каждую часть тела, состоящие из четырех сетов. Прежде чем приступать к тренировкам, не забывайте про разогрев и растяжку. Даже если это 5-10 минут кардио и 10 минут растяжек — это может показаться бесполезным, однако ваша будущая версия скажет вам большое спасибо.
Что касается самих упражнений, то тут тоже все достаточно просто:
Начиная тренировки, попробуйте разный вес и количество повторений. Оптимально начинать с 8-12 повторений и 4 сетов. Вместе с тренировками не забывайте про здоровую диету. К сожалению, вам придется отказаться от фастфуда и прочего мусора — вместо этого стоит сделать упор на протеин, чтобы поддерживать мышцы и их рост.
Чтобы подробнее разобраться с каждым из типов упражнений, проще всего посмотреть видео на ютубе, а в самом зале обратиться за помощью к тренеру — это самый быстрый способ для новичка на пути к Бэтмену.
Учтите, что у большинства людей результаты не возникнут внезапно — данный набор упражнений и график рассчитан на создание основы для формы и позволяет экспериментировать. По мере развития вы сможете найти программу, которая лучше всего подходит вам.
В следующем материале на тему геймеров в форме, поговорим о том, как заниматься для тела Нейтана Дрейка.
Что делает Бэтмена Бэтменом? Вспоминаем главные атрибуты Темного рыцаря
Бэтаранги
Впервые они появились в Detective Comics #31 (сентябрь 1939 года). И тогда он назывался baterang, а не batarang. В этом же выпуске, кстати, впервые появился и batgyro — прообраз бэт-крыла. Там же прямым текстом указывался источник вдохновения — бумеранги, которыми на протяжении десятков тысяч лет пользовались австралийские аборигены.
Впоследствии название изменилось на уже ставшее классическим batarang.
Спустя двадцать два года Брюс рассказал Робину, как на самом деле в его арсенале появились бэтаранги — в вышеупомянутом комиксе все выглядело так, будто Брюс изобрел их самостоятельно. Это не так.
Бэтмен оказался впечатлен эффективностью бумеранга, и после короткой тренировки (длиной в одну панельку) он в совершенстве овладел им, а Коллинз смастерил ему его первый бэтаранг. В том же выпуске Брюс продемонстрировал еще несколько видов бэтарангов: магнитный, бэтаранг со скрытой камерой, бэтаранг, имитирующий звук полицейского свистка, бэтаранг-вспышку, бэтаранг с тросом — ну и конечно же, Царь-Бэтаранг. На самом деле, это Бэтаранг-Икс, но вы только посмотрите на него.
У Бэтмена, кстати, есть даже специальный бэтаранговый бюджет, который он расходует на восполнение запасов бэтарангов. И он настолько большой, что Робин ухитрился спрятать в нем покупку Бэтмобиля для Юных Титанов, сказав Бистбою, что этот бюджет «больше, чем ты думаешь».
Ну и раз уж упомянули Бэтмобиль, то не грех и про него сказать пару слов.
Бэтмобиль
Про него недавно был большой материал, в котором я рассматривал его эволюцию, поэтому здесь сосредоточимся немного на другом. Бэтмобиль появился в комиксах практически одновременно с самим Бэтменом — в 1941-м году, в Batman #5.
Очень быстро он эволюционировал от простого автомобиля до передвижной криминальной лаборатории и надежной опоры Бэтмена в самых тяжелых ситуациях. На протяжении восьмидесяти лет он постоянно улучшался и модернизировался, но суть его оставалась прежней — быстро добраться в нужную точку Готэма, хорошенько кого-нибудь или что-нибудь протаранить и все в таком духе.
Если рассматривать супергероев «первой волны», то это, пожалуй, первое супергеройское транспортное средство (если не считать автомобиль Тени), которое появилось в силу естественных ограничений Брюса — ни летать, ни быстро бегать он не может — и очень быстро стало одним из самых главных орудий Темного рыцаря.
Бэтмобиль эпичен, и без него представить Бэтмена невозможно. Точно так же, как его невозможно представить без…
Альфред
Я надеюсь, что Альфред Пенниуорт не сильно обидится, если мы включим его в список «атрибутов» Бэтмена — если бы мы делали, например, список союзников Брюса, там был бы он один. Несмотря на все навыки и умения, Бэтмен все равно не может сражаться в одиночку — кто-то должен подсказывать, направлять и давать оперативные сводки в реальном времени. Это уже не говоря о том, что кто-то должен штопать его раны и уговаривать лечь спать или поужинать. Все эти функции взял на себя Альфред.
Сегодня это может прозвучать невероятно, но Альфред не всегда был рядом с Брюсом. Более того — привычный нам образ тоже появился не сразу. Альфред Бигл дебютировал в 16-м выпуске серии Batman в 1943-м году, прибыв в особняк Уэйна и представившись Брюсу и Дику как их новый дворецкий. Первое время он даже не знал об их двойной жизни! И выглядел вот так:
А изменился он благодаря… сериалу. В 1943-м году в телевизионном сериале Batman роль дворецкого исполнил актер Уильям Остин, и редакторы тут же захотели, чтобы комиксный Альфред был похож на сериального. В итоге Альфред отправился «в отпуск», из которого вернулся уже подтянутым и заметно изменившимся внешне.
С течением времени Альфред прошел долгий путь от второстепенного комедийного персонажа до надежного и преданного союзника Бэтмена. Его биография пополнялась и расширялась — он стал бывшим актером театра и сотрудником британских спецслужб, отчего имел богатейший военный и медицинский опыт. Идеальная поддержка для Бэтмена. Он, пожалуй, единственный человек, кому Брюс доверяет полностью, поскольку Альфред взвалил на свои плечи воспитание Уэйна и заботу о нем.
Более того — Брюс может прислушаться только к Альфреду, который в чисто английской ироничной манере частенько выражает сомнение или неодобрение касательно тех или иных решений Бэтмена. Одно известно точно — он не одобряет Бэтмена, но никогда не бросит Брюса.
А там, где Альфред, там и…
Робин
Вообще, Робинов на данный момент аж четверо (пятеро, если считать Стефани Браун, и шестеро, если считать Кэрри Келли). Все они — очень разные, каждый со своим характером, особенностями, силами и слабостями.
Изначально самый первый Робин — Дик Грейсон — появился потому, что, по мнению Билла Фингера, «у Бэтмена должен быть свой Ватсон, с которым он мог бы общаться». К тому же Фингер рассказывал, что он был очарован фильмом The Adventures of Robin Hood, и образ первого Робина очень много почерпнул оттуда. К тому же был серьезный расчет на детскую аудиторию, что могла бы соотносить себя с новым героем. Эксперимент вышел удачным — продажи подскочили вдвое.
С течением времени роль Робина изменялась — из комедийного элемента, нацеленного на детскую аудиторию, он становился все более драматическим персонажем. Бэтмен все больше видел в мальчике самого себя, точно так же потерявшего родителей, и стал для него отцом и наставником, которых сам был лишен. Робин был противоположностью Бэтмена — несмотря на утрату близких, он сохранил оптимизм и даже артистизм, оттеняя все более мрачного и серьезного Брюса.
И несмотря на все разногласия, что были у Бэтмена и его Робинов, они нужны друг другу — поскольку, как и положено у хорошего наставника и хорошего ученика, они учатся и направляют друг друга.
Да, я слегка слукавил — наставник у Бэтмена все-таки был. Точнее не один, а целых пятеро.
Навыки и способности
Кто же были те люди, что помогли Брюсу стать Бэтменом? С течением времени и ребутами они менялись — на данный момент список примерно такой:
Это те, что были недавно упомянуты в последних выпусках Detective Comics. До этого в комиксах упоминались:
Также ходят упорные слухи о том, что Бэтмен какое-то время тренировался с Лигой убийц и лично Раʼс аль Гулом — в «Бэтмен: Начало», например, это показали.
Тем не менее, со всеми этими тренировками и навыками, Брюс — всего лишь человек. Ему был нужен образ, который внушал бы страх и ужас.
Костюм и образ
Вообще, еще в самом первом комиксе о Бэтмене читателям рассказали, почему Брюс решил выбрать себе такой экстравагантный костюм. Да, то самое Criminals are a superstitious cowardly lot:
Это еще не считая приборов ночного видения, тепловизоров, сонара, прямой связи с Бэт-компьютером, пояса с полезными приспособлениями. Плащ тоже варируется от автора к автору — от простого куска ткани до пуленепробиваемого материала, что по своим характеристикам копирует вингсьют.
Маска Бэтмена скрывала его зрачки так, что были видны только белки его глаз. По замыслу Билла Фингера это должно было придать ему более загадочный и таинственный вид. И сработало! Но в первую очередь его костюм должен создавать жуткий и пугающий образ, благодаря которому ему не будет нужна броня — противник просто не сможет оказать сопротивления.
Кстати о поясе — с ним все тоже не так просто.
Как однажды сам сказал Бэтмен: «На поясе у меня есть все, что нужно в экстренных случаях… кроме денег, чтобы заплатить за еду и напитки!».
Просто это было сказано до появления Бэт-кредитки. А если серьезно, то на поясе Бэтмен действительно носит предметы экстренной необходимости — от отмычек до антидотов и дымовых шашек. Изначально он как раз и использовался для крепления Бэт-троса и слезоточивого газа.
Вообще, попытаться перечислить устройства и предметы, что он там носит невозможно — очень быстро пояс стал этаким «Богом из машины», ибо при желании сценариста там могло храниться все, что угодно и что было необходимо для нужд сюжета. Тем не менее, пояс с инструментами стал еще одной характерной особенностью Бэтмена, которую можно сравнить разве что с колчаном Зеленой стрелы, в котором хранятся разнообразные стрелы.
Итак, враг повержен, справедливость восторжествовала — куда потом отправляется Бэтмен? Верно — в Зал трофеев!
Зал трофеев
Если попытаться вспомнить, у кого из персонажей комиксов есть помещение, в котором хранятся памятные вещи и трофеи с поверженных врагов, то можно зависнуть очень надолго. Трофейный зал впервые появился в Detective Comics #137 в 1948-м году.
Зал очень быстро начал заполняться самыми разнообразными вещами. Перечислим самые знаменитые:
Но ведь зал должен быть где-то расположен, верно? Где живут летучие мыши?
Бэт-пещера
Возможно, что не все знают о Зале трофеев — но абсолютно все знают о существовании Бэт-пещеры. Как-то описывать ее или озвучивать ее важность и значимость как для Бэтмена-персонажа, так и для его образа бессмысленно — лучше пробежимся по датам.
Изначально никакой пещеры вообще не было — костюм хранился в шкафу, а Бэтмобиль и Бэткрыло в сарае, к которому был прокопан тоннель.
Затем на замену сараю пришел подземный ангар, и только к Detective Comics #83 появилась полноценная Бэт-пещера — с гаражом, тренажерным залом, сигнализацией и тайным проходом. Туда же впоследствии переехала криминальная лаборатория.
Она постепенно расширялась и модернизировалась — куда же без этого — но не всегда была обиталищем Бэтмена. Несколько раз он покидал пещеру на довольно долгое время — впервые это случилось в ту пору, когда Дик Грейсон поступил в университет и покинул особняк. Брюс решил перебраться с задворок города в самый его центр, переехав жить в пентхаус. Продолжалось это довольно долго — почти десять лет, — до тех пор, пока Темный рыцарь не решил вернуться обратно.
С течением времени пещера приобретала собственную историю — то там обитало племя аборигенов, что поклонялись летучим мышам, то предки Уэйна использовали ее для спасения беглых рабов.
Помимо всего прочего, там хранится огромное количество информации как о врагах Бэтмена, так и о союзниках — на всякий случай. Ведь у Бэтмена всегда есть план, верно?
«Бэтмен готов ко всему»
Вообще, довольно трудно отследить, когда конкретно появилась эту устойчивая максима в головах фанатов. Наиболее очевидный виновник — сюжет Tower of Babel Марка Уэйда 2000 года, суть которого заключалась в следующем: Раʼс аль Гул выкрал планы и наработки Бэтмена по устранению всех членов Лиги в случае, если возникнет такая необходимость, и использовал их же против супергероев. Это вызвало серьезный разлад в команде и неподдельную радость поклонников — ведь Бэтмен воочию показал, что способен навалять всем этим богам и прочим спидстерам.
Хотя, можно копнуть еще глубже — еще в 90-м году Бэтмен заполучил Криптонитовое кольцо, что держал при себе «на всякий случай». Или вообще вспомнить разборку между Брюсом и Кларком в «Возвращении Темного рыцаря». Откуда все это пошло? И почему Бэтмен вдруг превратился в такого жуткого параноика, что он, по мнению некоторых, готов буквально ко всему? Ответ прост — кроссоверы.
Когда в комиксах активно поперли масштабные события с жуткими битвами с инопланетными богами и завоевателями, Бэтмену нужно было как-то приспосабливаться. Чем чаще персонажи ходили друг к другу в гости, тем более отчетливо было заметно то, что Бэтмен — простой человек; и ему нужно что-то посерьезнее, нежели чем бэтаранги или транспорт.
Шаг, в принципе, логичный и оправданный — к тому же, Бэтмен всегда был на пике популярности и просто не мог быть задвинут на второй план своими сверхсоюзниками. Вот только здравая идея превратилась в натуральную паранойю и одержимость — если окинуть взглядом последние комиксы о Бэтмене, становится отчетливо видно, что из детектива и уличного борца с преступностью Бэтмен превратился в какого-то безумного Макиавелли от мира костюмированных героев, бесконечно конструирующего боевых роботов, какие-то звуковые пушки, криптонитовую жвачку (!) и прочие полезные в хозяйстве вещи. Хорошо это или плохо — решать вам. Благо, основные противники Бэтмена не требуют вливания миллиардов долларов в невероятные вундерфавли. Кстати, о них.
Пантеон врагов
Бэтмен обладает, пожалуй, самым разнообразным и оригинальным набором оппонентов. Тут и мафиозные боссы (Двуликий, Черная маска, Фальконе, Чревовещатель, Пингвин), безумные полу-люди полу-непонятно кто (Убийца крок, Ядовитый плющ), просто отмороженные товарищи (Пугало, Джокер), хитрые и расчетливые убийцы и бойцы (Бэйн, Дэдшот), главари полувековых сообществ убийц, что незримо поддерживают баланс в мире (Раʼс аль Гул) и так далее и так далее — на любой вкус и цвет в обширной галерее врагов Бэтмена найдется персонаж вам по душе.
Но как бороться с таким впечатляющим набором? Одними кулаками управиться не выйдет.
Величайший детектив
В одном из прошлых материалов я рассматривал несколько примеров детективной работы Бэтмена. Если говорить начистоту, то от него не стоит ждать уровня Ниро Вульфа или Эркюля Пуаро — все-таки Бэтмен больше герой действия, особенно в последние годы. Да, он декларируется как великий детектив, с ним действительно есть детективные сюжеты — хорошие и не очень — но так уж вышло, что наиболее популярные сюжеты о Бэтмене не содержат даже намека на сколько бы то ни было внятный детектив. Почему?
Вопрос хороший._ Тем не менее, в массовом сознании за ним закрепился такой статус — в общем и целом заслуженно, так как все-таки время от времени он проявляет свои навыки. Нужно просто четко держать в уме, что он «величайший детектив» во вселенной DC, где с этим делом все довольно глухо, и наслаждаться моментами наблюдательности и неожиданных выводов._ Вроде бы все. Или нет?
«Я поклялся на могиле родителей…»
Гибель родителей Брюса долгое время была штукой довольно условной. Много супергероев так или иначе кого-то потеряли, из-за чего они и стали тем, кем стали — на ум тут же приходит Человек-паук, напримерили тот же Найтвинг. С Бэтменом долгое время то же самое — он был Бэтменом просто потому, что был Бэтменом, иногда вспоминая о данной клятве.
Каждый новый автор старается привнести что-то еще, посмотреть на ту трагедию под каким-то новым углом, заставить Брюса страдать снова и как можно сильнее сделать на это упор. Том Кинг, текущий автор серии комиксов о Бэтмене, как-то вообще заявил, что Бэтмен не может не страдать — иначе бы он им не был.
Согласен ли я с этим? Нет. Нравится ли мне эта тенденция? Тоже нет.
Я сейчас не говорю о том, что он должен был забить на это и не вспоминать — я ничего не имею против образа сломленного человека, который потерял себя. Но по-моему иногда с этим очень сильно перегибают.
Грант Моррисон как-то сказал, что он воспринимает Бэтмена как воинствующего монаха, что давно переборол свое горе и помогает людям из чувства долга, сострадания и просто потому, что он может это делать. И лично мне ближе эта интерпретация персонажа, чем бесконечные страдания и прокручивание той самой сцены в переулке.
Увы, обо всем рассказать невозможно — Бэтмен герой довольно многогранный, несмотря на внешнюю простоту. А что для вас делает Бэтмена Бэтменом?