пол в казанском соборе

Знаки масонов и предсказание о крахе династии Романовых: загадки и легенды Казанского собора

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

История Казанского собора зародилась почти за 100 лет до самой постройки. В 1710 году Петр I перевез в Петербург Казанскую икону Божьей Матери. По легенде, в Москву икона попала еще в 1552 году при взятии Казани. Казанская икона Божьей Матери очень почиталась в России и даже стала семейной реликвией царского дома Романовых. В 1737 году специально для нее построили церковь Рождества Богородицы (сейчас на этом месте находится сквер перед Казанским собором). Эта церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии, а в 1773 году в ней венчался цесаревич Павел Петрович, который впоследствии и возвел Казанский собор. Ровно 220 лет назад, 8 сентября 1801 года, состоялась закладка Казанского собора.

Легенда 1: Казанский собор – русская версия Ватикана

Во время поездки в Европу Павел I настолько вдохновился Ватиканом и Собором Святого Петра, что решил построить его точную копию в Петербурге. По приезде на родину Павел Петрович объявил конкурс на проектирование Казанского собора, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Камерон, Кваренги, Тома де Томон. Участие в организации конкурса принимал и член Государственного совета, президент Академии художестве граф Александр Строганов. Павел I частенько прислушивался к мнению графа, именно по его совету было решено построить первый православный храм в Петербурге полностью из отечественных материалов. Строили его также только русские мастера, да и архитектора выбрали – русского. Конкурс на проект выиграл Андрей Воронихин. Парадокс в том, что в списке участников конкурса его не было, а он на самом деле являлся бывшим крепостным того же Строганова, который и обучал Воронихина азам архитектурного мастерства. Сейчас бы это назвали «пробился по знакомству», да и тогда петербуржцы упорно считали Воронихина внебрачным сыном Строганова.

Архитектурный замысел Воронихина отличался от замысла Павла I: копию Собора Святого Петра невозможно было включить в структуру Невского проспекта. В соответствии с нормами храмостроительства алтарь должен был быть обращен обязательно на восток, что и мешало постройке точной копии. Тогда Воронихин решил соорудить четырехрядную колоннаду со стороны северного фасада собора, выходящего на Невский проспект.

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе Фото: Петр Ковалев, ТАСС

Легенда 2: Об архангелах, или «Когда в России появится мудрый, правдивый и честный правитель».

Но не вся задумка Андрея Воронихина осуществилась: не была построена колоннада у южного фасада храма, а колоннаду со стороны Невского проспекта не украшают архангелы. Согласно проекту, для них были построены каменные пьедесталы, на которых до 1824 года стояли гипсовые статуи архангелов. В будущем их планировали заменить на бронзовые, однако, как мы сейчас можем заметить, пьедесталы пустуют. В народе ходит легенда, мол, архангелы тогда займут свои места, когда в России появится мудрый, правдивый и честный правитель.

Легенда 3: О душе Строганова и белой курочке

Граф Александр Строганов скончался через 12 дней после освящения Казанского собора. Несмотря на плохое самочувствие и слабое здоровье, он до последнего контролировал стройку и без устали трудился. Как говорили очевидцы, графа хоронил весь Петербург. Ходит легенда, что когда гроб с телом Строганова несли по лестнице его дворца, внезапно появилась белая курочка, которую отождествили с душой графа. Курочку видели потом и на кладбище. По словам многих, она обернулась прелестной бабочкой, которая кружила над толпой скорбящих.

Легенда 4: Масоны, каббала и Кутузов

Во время Отечественной войны 1812 года Казанский собор, построенный изначально для чудотворный иконы, превратился в хранилище святых реликвий войны. Здесь находились военные трофеи, ключи от завоеванных городов, армейские знамена. В народе ходит легенда, якобы полководец Михаил Кутузов накануне военного столкновения России с Наполеоном был посвящен в высокий градус масонской системы. Опять же, как поговаривают, масонство дало ему внутреннюю дисциплину и внутренний непоколебимый стержень. Многие убеждены, что Казанский собор является твердыней масонов. На фасаде даже есть пресловутое Всевидящее око! На самом деле, вопреки такому мнению, есть логичное обоснование: Всевидящее око масонов никак не связано ни с каббалой, ни с масонством. Он символизирует Всевидящего Бога, а не Строителя, равносторонний треугольник – совершенное триединое Божество, глаз – всевидящее Провидение, а сияние – неприступная слава. При Александре I этот знак использовался для украшения орденов и медалей после войны 1812 года. Этим же объясняется «масонское Око» на одном из рельефов Александровской колонны.

Легенда 5: Где сердце Кутузова?

Легенда 6: Крах династии Романовых был предсказан

Как уже было сказано, Казанская икона Божьей Матери была семейной реликвией царского дома Романовых, а Церковь Рождества Богородицы придворным храмом. После возведения Казанский собор унаследовал эту роль и святыню. Здесь венчались все члены царской семьи и хранились различные подарки. Здесь же и отмечала свое 300-летие династия, но из-за того, что на празднование пришло слишком много желающих – образовалась толпа. Тогда, по официальным сводкам, погибло 34 человека. Это послужило тому, что в народе стали говорить о плохом знаке, знаке тревоги, и о том, что правление династии скоро закончится. Повлияло это событие на будущее или нет, но в 1917 году царская семья была расстреляна.

Источник

Загадки Казанского собора в Санкт-Петербурге.

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Достопримечательности нашей страны таят в себе множество загадок. Даже при самом поверхностном рассмотрении построения того или иного памятника архитектуры вскрывается ряд интересных фактов, которые ставят под сомнение основную историческую версию, а то и вовсе разносят её в пух и прах грубейшими нестыковками.

Одной из таких достопримечательностей является Казанский собор — один из самых узнаваемых храмов города на Неве, построенный по официальной версии в начале 19-го века архитектором Андреем Воронихиным. Одной из главных особенностей храма является то, что здесь после войны с Наполеоном был похоронен легендарный полководец Михаил Кутузов, а также в храме находятся ключи от поверженных русской армией городов и ряд других военных трофеев войны 1812-го года.

Какие же тайны и загадки хранит древний собор, ставший одной из визитных карточек города Санкт-Петербурга? Всё ли так гладко в официальной исторической версии? Кем на самом деле был построен собор и для чего? Действительно ли шедевр русской архитектуры был построен Андреем Воронихиным — крепостным крестьянином, который даже не имел на момент проектирования здания профильного образования?

Что было на месте Казанского собора до начала строительства?

Попробуем найти ответы.

На месте Казанского собора была церковь Рождества Богородицы.

Казанский собор — языческий храм?

Андрей Воронихин строил храм под руководством графа Строганова.

Технология строительства купола Казанского собора опережает время.

Постараемся разобраться в этих вопросах и найти противоречия в официальной исторической версии, опираясь исключительно на факты, сопоставление которых часто раскрывает ложь официальной истории.

История строительства Казанского собора

Согласно официальной исторической версии, собор был построен за десять лет. Изначально на месте строительства собора находилась церковь Рождества Богородицы. Собственно, вот она:

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

А вот так церковь выглядела изнутри:

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

После строительства церкви в неё была перенесена Казанская икона Божьей Матери, и поэтому эту церковь часто называли Казанским собором. И уже на её месте был построен тот Казанский собор, который известен нам с вами. Примечательно, что аналогичная ситуация отмечается и с Исаакиевским собором. Мало кто знает, но нынешнее здание — четвёртое по счёту, которое носит название Исаакиевского собора.

Стоит отметить, что церковь Рождества Богородицы по своему внешнему виду очень сильно напоминает вторую версию Исаакиевского собора, а также Петропавловский собор. Таким образом, получается, что в Санкт-Петербурге было как минимум три собора, которые похожи друг на друга как братья-близнецы.

История самой церкви Рождества Богородицы также интересна важными фактами. К примеру, в 1739-м году совершается бракосочетание принцессы Анны с принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским. В этой же церкви происходило венчание императора Павла Петровича с принцессой Натальей Алексеевной.

Из всего этого мы можем сделать вывод, что церковь Рождества Богородицы имела большое архитектурное, культурное, историческое и социальное значение.

Вот мнение об этой церкви одного из современников, аббата Жоржеля: «Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажжённых лампад из золота или серебра, которые пылают над алтарём…».

И возникает вопрос: почему же столь величественный храм был снесён для строительства другого сооружения, пусть и не менее величественного? Неужели в огромном городе не нашлось другого места для строительства?

Согласно официальной исторической версии, причина такого решения была в том, что церковь Рождества Богородицы изрядно обветшала, да причём настолько, реставрировать её не было смысла, а проще было снести.

Тут снова можно предложить ознакомиться с изображениями внешнего и внутреннего вида церкви. Неужели такой роскошный храм не достоин того, чтобы попытаться его отреставрировать, а гораздо проще его просто снести? Также стоит отметить, что решение о сносе храма было принято в 1781-м году, то есть спустя 44 года после строительства. Неужели строители того времени были настолько неумелыми мастерами, что храм обветшал, не простояв и полвека?

Достаточно посмотреть на старые дома, которые построены ещё в позапрошлом веке: даже те из них, которые сделаны из дерева, спустя более, чем 200 лет после постройки, имеют вполне себе достойный вид. Что же такое случилось с первым Казанским собором, что решено было его срочно снести и заменить на второй?

А чего стоят белокаменные храмы, которые пережили татаро-монгольское иго и стоят уже более восьмисот лет? А здесь речь идёт о церкви, в которой ни много ни мало венчались императоры. Неужели она была настолько низкого качества, что не смогла простоять и полвека?

Проектирование Казанского собора

Однако вернёмся к официальной исторической версии, согласно которой Павел Первый во время путешествия по Европе вдохновился римской архитектурой и решил нечто подобное построить и у себя на родине. И наконец, в ноябре 1800-го года Павел Первый повелевает воздвигнуть на месте церкви Рождества Богородицы тот самый Казанский собор. Император объявляет конкурс на лучший проект православного храма.(. )

Но если посмотреть на чертежи, которые предлагались в качестве проекта, то возникает сомнение, что собирались строить именно православный храм. Вот, к примеру, один из чертежей, который более напоминает некую языческую постройку и, самое главное, противоречит базовым канонам, по которым строятся православные храмы.

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Такая постройка больше напоминает языческий античный храм, нежели православную церковь. Также обратите внимание, что по предписаниям православной религии главный вход в храм должен быть на западе, а алтарь — на востоке. На чертеже главный вход выходит на Невский проспект, то есть с северной стороны. Более того, даже с современной версии Казанского собора, которая была воплощена в жизнь, главный вход выходит всё так же — на север, то есть прямое противоречие канонам построения православной церкви.

Стоит отметить, что вход с западной стороны всё же есть и, по мнению историков, он главный. Но по какой-то причине все основные изваяния и колоннада находятся возле входа с севера, а вход с запада больше напоминает чёрный ход. Что интересно, возле западного входа также есть ниши для скульптур, но вот сами скульптуры почему-то отсутствуют. Официальная историческая версия это никак не комментирует.

Таким образом, вполне возможно, что храм изначально был языческим и именно языческие скульптуры стояли возле входа. А затем часть из них заменили, а какие-то и вовсе убрали, оставив пустые ниши. Но с входом получилось дело скверное — как был северный вход основным, так и остался, — уже ничего не поделаешь.

И это ставит под сомнение также и версию о крещении Руси в 988 году. Если в самом деле предположить, что Русь «крестили» в 988-м году, то как же стало возможным строительство храма, очень похожего на языческий, в начале 19-го века?

Однако вернёмся к началу строительства храма. Император Павел Первый отвергает все конкурсные чертежи храма. Но затем, после беседы с неким графом Строгановым, вдруг выбирает чертёж никому не известного архитектора Андрея Воронихина.

Самое интересное, что Андрей Воронихин даже не имел звания архитектора, а лишь получил его позже, благодаря настойчивому содействию со стороны… всё того же графа Строганова. Звание архитектора было присвоено Андрею Воронихину от Академии художеств, которой на тот момент заправлял — как вы думаете кто? — никто иной, как снова всё тот же граф Строганов. А произошло это в 1800-м году, то есть уже после того, как проект строительства храма был утверждён императором и непосредственно перед самим началом строительства.

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Сам же Андрей Воронихин был простым крепостным крестьянином, который, как вы уже можете догадаться, принадлежал графу Строганову.

Итак, Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян и с рождения принадлежал графу Строганову. Особенностью мальчика было то, что он с детства имел талант к живописи и даже обучался у одного известного иконописца. Это официальная историческая версия. Однако будем реалистами. Крепостные крестьяне в плане прав и свобод на тот момент не сильно отличались от скота и всецело принадлежали хозяину. И в такой ситуации предположить, чтобы крепостному мальчику позволили вместо труда на благо барина заниматься такой «ерундой», как живопись, — это скорее похоже на сказку.

Труд крепостных крестьян в то время был настолько изнуряющим, что у них едва ли хватало времени на еду и сон. И говорить о том, что простому мальчику была бы предоставлена возможность рисовать, да ещё и профессионально обучаться этому, просто не приходится.

Дальше — больше. Официальная историческая версия утверждает, что граф Строганов отправил мальчика учиться в Москву у самых известных архитекторов того времени — Баженова и Казакова. То есть граф не только позволил мальчику обучаться, но ещё и оплатил обучение. А в 1779-м году, когда Андрей закончил обучение и приехал в Петербург, граф Строганов поселил его в своём собственном доме.

Версия о «добром барине», который не только разглядел талант крепостного мальчика, но и вырастил из него настоящего зодчего, конечно, звучит красиво, но существует и альтернативная версия, более похожая на правду. Согласно этой версии, Андрей Воронихин был внебрачным сыном двоюродного брата графа Строганова. Одним словом, история самого автора Казанского собора так же полна загадок.

Да и сам Казанский собор выглядит весьма странно. К примеру, с высоты птичьего полёта он имеет форму католического креста, что тоже весьма странно для храма, который по официальной версии задуман был как православный. И надо отметить, что такая особенность — визитная карточка католических соборов Европы.

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Собор Св. Петра Ватикан

Почему так произошло? Возможно дело в том, что сам Андрей Воронихин к Казанскому собору имеет отношение чуть меньшее, чем никакое, а проект собора, который так настойчиво был предложен императору графом Строгановым, им самим и был создан. Стоит отметить, что граф Строганов с 1761-го года являлся графом Римской Империи и большую часть жизни он прожил за границей. Самое интересное, граф Строганов был членом масонской ложи. Возможно, этим и объясняется наличие масонской символики, которой украшен Казанский собор.

Вот, к примеру, легендарное «всевидящее око» — один из самых узнаваемых масонских символов, которым украшен Казанский собор:

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Ещё одна интересная подробность — согласно официальной исторической версии Павел Первый хотел построить Казанский собор по образу и подобию собора Святого Петра в Риме. Но тут снова загвоздка — сам Андрей Воронихин в Риме никогда не был. Неужели по картинкам создавал проект?

Купол Казанского собора — ещё одна загадка

Купол Казанского собора создан из кованого железа. Стоит отметить, что метод переделки чугуна в сталь способом продувки через него воздуха был придуман только в 1856-м году, то есть спустя почти полвека после завершения строительства. Да и сталепроката тогда не было, по крайней мере, согласно официальной исторической версии.

И каким-то чудом вот такой шедевр архитектуры производят под руководством Андрея Воронихина — крепостного, едва получившего архитектурное образование.

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

И вот эта сложная конструкция из двух рядов железных рёбер, на которых держится весь купол и завершающий его крест на крыше, была построена ещё до разработки метода статического расчёта стержневых конструкций.

И, согласно версии официальной истории, такое чудо стало возможно благодаря удачному интуитивному проектированию.

То есть Воронихин со своим двухлетним обучением у известных архитекторов, не имея никакого реального практического опыта самостоятельного строительства, смог «на глазок» построить шедевр архитектуры, который оказался к тому же ещё и настолько устойчив, что пережил бомбёжки во время войны.

Таким образом, мы можем видеть, что при строительстве купола были применены технологии, которые опережают время. И более того, применены они были не гениальным опытным архитектором, а никому не известным крепостным крестьянином, который и архитектором-то стал благодаря графу Строганову.

Таким образом, в истории Казанского собора немало загадок. Остаётся достоверно неизвестным — кем и когда был построен этот собор, и как мы могли убедиться, в официальной исторической версии много временных и фактических нестыковок.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Казанский собор

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Рождественская (Казанская) церковь

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века была переведенская слобода. Рядом с пересечением Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня, а спустя два года на её месте появилась деревянная церковь Рождества Богородицы.

24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Автором проекта каменной церкви Рождества Богородицы часто называют М. Г. Земцова. Но более поздние исследования доказывают, что им был архитектор И. Я. Бланк. Заложен храм был 6 сентября того же года. Кирпичные стены храма были возведены уже к сентябрю 1734-го, после чего плотник Иоганн Геринг подписался, что:

Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.

Строительство храма было завершено в сентябре 1736 года, когда купол обили жестью. Торжественное освящение церкви состоялось 23 июня 1737 года в присутствии императрицы.

Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта. Её шпиль перекликался со шпилем построенной в это же время башни Адмиралтейства. Вокруг храма был организован сад, окружённый оградой из кирпичных столбов и деревянной решётки.

2 июля 1737 года сюда перенесли Казанскую икону Божией Матери. В Санкт-Петербург эта реликвия, принадлежавшая царице Прасковье Фёдоровне, была привезена ещё при Петре I в 1708 году. До переноса в новый храм она хранилась в деревянной часовне на посадской улице, затем в Троицком соборе на Троицкой площади. Освящение церкви состоялось 13 июня (по мнению историка П. Я. Канна) или 3 июля 1737 года. Второй вариант кажется более логичным, если учитывать дату переноса сюда Казанской иконы. На церемонии присутствовала Анна Иоанновна. По хранимой здесь иконе церковь в народе стали именовать «Казанской».

Строительство Казанского собора

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта.

В конкурсе с самого начала приняли участие Ч. Камерон, П. Гонзага и А. Н. Воронихин. В 1800 году в Петербург прибыл Ж. Ф. Тома де Томон, тоже успевший предоставить свой проект.

Первоначально Павлом I был принят проект Чарльза Камерона. Но при поддержке графа А. С. Строганова, ответственного за строительство, работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину. Его проект был утверждён Павлом I 14 ноября 1800 года. Данное решение широко обсуждалось в обществе. Особенно указывалось на то, что Воронихин был бывшим крепостным Строгановых (получил вольную в 1786 году).

В 1800 году была создана «Комиссия о построении Казанской церкви» во главе с графом А. С. Строгановым. Она получила широчайшие полномочия. Комиссия распоряжалась всеми ассигнованиями на постройку собора, ей были переданы государственные кирпичные заводы, Олонецкие мраморные каменоломни и материалы с мызы Пелла.

В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира. На эту просьбу Павел I ответил отказом: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся». Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы (Невский пр., 25). Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора.

«Минувшего Августа в 27 день положено основание святому храму во имя Пресвятые Богородицы чудотворная ея иконы Казанския, при Высочайшем присутствии ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ, ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА, Супруги ЕГО Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ и Матери ЕГО вдовствующей ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЁДОРОВНЫ, Их Императорского Высочеств, Государя Цесаревича и Великого Князя КОНСТАНТИНА ПАВЛОВИЧА, Государыни Великой Княгини ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ и Супруга Ея Светлейшего Наследного Принца Баден-Баденского Карла Людвиха, Супруги Его Принцессы Амалии Фридерики и Фамилии Его, следующим образом: По прибытии ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ в 1 часу по полудни в соборную Казанския Богоматери церковь, встречены были ИХ ВЕЛИЧЕСТВА при входе в оную Высокопреосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским, Санктпетербургским, Эстляндским и Выборгским, Преосвященным Иринеем Архиепископом Псковским и Рижским и всем знатнейшим Духовенством в облачении. также Членами Высочайше учреждённой о построении оной церкви Комиссии, в предшествии которых изволили ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорские Высочества следовать к назначенному для созидания вышеупомятуного храма месту, где приготовлен был мраморный камень с сделанными внутри оного впадинами для положения во первых медалей с грудным изображением ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА и с надписью на обороте означаюшею день основания храма 27 Августа 1801 года и монет золотых и серебряных разного достоинства, во вторых кирпичей яшмовых и агатовых с вензловым ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ Именами, и наконец позлаченной бронзовой доски и надписью следующего содержания:

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Изначально Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако в действительности работы затянулись более чем на 10 лет. Строился собор южнее Рождественской церкви, всё это время она продолжала свою работу. Имеющиеся к тому времени строения на углу Невского проспекта и Мещанской улицы и близ Зимина переулка были снесены (11 частных домов). За каждый из них владельцам было заплачено по 500 рублей [3].

Подготовка к строительству проходила на фоне патриотического подъёма. Это стало причиной того, граф Строганов предложил возводить Казанский собор только силами русских мастеров, только из отечественных строительных материалов.

На время строительства Воронихин переселился в дом №27 по Невскому проспекту.

На стройке работали не только оброчные крестьяне. Например, для украшения храма в 1810 году у помещика Теплова за 1 000 рублей был куплен крепостной художник Тарас Иванов.

Иностранцы так описывали русских рабочих:

Большую помощь при строительстве храма оказал военный губернатор Петербурга Михаил Илларионович Кутузов. Он по первому требованию Воронихина предоставлял территории для мастерских и складов, выделял солдат для неотложных и трудоёмких работ.

Из-за того, что главный вход в Казанский собор по правилам православной церкви должен был быть устроен не со стороны Невского проспекта (с севера), а со стороны Казанской улицы (с запада), Воронихин сделал входы с обеих сторон здания. Северная колоннада собора архитектурно объединила здание с Невским проспектом. Боковые порталы колоннады служили проездами в сторону набережной Екатерининского канала и Казанской улицы.

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Проект собора полностью осуществлён не был. Когда его сооружение подходило к концу, архитектор предложил построить колоннаду и с южной стороны здания, которая бы повторила северную, состоящую из 96 колонн. Эта идея замечена даже в записной книжке Александра I за 1819 год, где он планирует наиболее значимые постройки в центре Петербурга. Но построена южная колоннада так и не была.

Ещё в 1805 году была освобождена часть земли с запада от собора, до того момента принадлежавшая саду Воспитательного дома. Здесь был снесён один из его флигелей. С лета 1811 года по ноябрь 1812-го на этом участке возводили художественную ограду. На пьедесталах по краям решётки должны были стоять фигуры апостолов Петра и Павла. Для них под Выборгом были изготовлены две гранитные глыбы весом около 1 500 пудов. Одна из них утонула при погрузке на баржу, а вторая упала с платформы при её транспортировке к храму по улицам Петербурга. Несколько десятилетий кусок скалы перегораживал Аптекарский переулок. В конце концов этот камень пригодился для строительства фундамента Спаса-на-крови. Утонувшая глыба в 1911 году пошла на изготовление пьедестала памятника адмиралу С. О. Макарову в Кронштадте.

Строительные работы были завершены в 1811 году. В старой Рождественской церкви провели последнюю службу 26 августа. Сразу после неё казанскую икону переместили в установленную рядом палатку, после чего приступили к разборке старого храма [4]. 15 сентября состоялось освящение Казанского собора. Петербургская пресса так это описала:

Графом Строгановым Александру I были вручены ключи от нового храма. Его архитектора А. Н. Воронихина наградили орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

С момента завершения строительства Казанского собора и до 1826 года перед колоннадой располагался деревянный обелиск. Воронихин предполагал наличие здесь каменного памятника, но из-за недостатка средств это осуществлено не было.

Фасады и интерьеры

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

В нишах северного портика расположили четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В. И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И. П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). У ног последнего размещены меч со львом, символом Швеции. На льва опирается русский щит.

Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции, работы Лоренцо Гиберти (XV век). Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов уже после окончания строительства Казанского собора. Для этого ему понадобилось 182 пуда и 39 фунтов меди. Но Екимову не дали консультанта, который подсказал бы ему как правильно расположить на дверях десять библейских сюжетов. В итоге он сделал это произвольно. «Флорентийские врата» были установлены на своё место в 1811 году.

Северные аттики над боковыми проездами украшены панно, в центре которых изображён Моисей. Панно над восточные проездом, названное «Источение Моисеем воды в пустыне», создал И. П. Мартос. Над западным проездом находится барельеф «Медный змий в пустыне». Его создал И. И. Прокофьев. Автором барельефов северного портика («Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет») стал Ф. Г. Гордеев.

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Из барельефов внутри храма сохранились два: «Шествие на Голгофу» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду» Д. Рашетта.

Казанской иконе Божией Матери был посвящён главный алтарь. Придел с правой стороны освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, куда был перенесён иконостас из старой Рождественской церкви. С левой стороны находился придел во имя Святых Антония и Феодосия.

Зал Казанского собора действительно выглядит как зал дворца. Иконы для Казанского собора были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым, Ф. Брюлло, К. Брюлловым. Интерьер здания украшают 56 монолитных колонн из красного гранита, добытого на острове Сорвали близ Выборга. Бронзовые капители колонн созданы на заводе Ч. Берда литейщиком Тарасом Котовым. Пол в зале покрыт несколькими тысячами пластин из шокшинского камня и олонецкого мрамора. Один из первых посетителей описал внутреннее убранство Казанского собора:

Каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур архангелов Михаила и Гавриила. Эскиз фигур был заказан академику А. И. Иванову ещё в 1803 году. Но Комиссия по строительству собора работу Иванова забраковала. Новый проект создал скульптор И. П. Мартос. Ко времени открытия храма он изготовил фигуры из гипса, покрыл бронзовой краской в расчёте на будущую отливку фигур из бронзы. Но заменить их бронзовыми так и не удалось. Гипсовые архангелы настолько обветшали, что в 1824 году их пришлось убрать.

Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года. Построенный изначально для иконы, он превратился в хранилище реликвий войны. Перед принятием командования русской армией в соборе молился фельдмаршал М. И. Кутузов. Сюда свозили военные трофеи, в том числе 107 армейских знамён и полковых штандартов наполеоновских войск, 94 ключа от завоёванных восьми крепостей и 17 городов, жезл маршала Даву. К настоящему времени здесь осталось шесть трофейных знамён и 26 ключей в шести связках.

В декабре 1812 года генерал Платов через Кутузова передал церкви серебро, которая русская армия отняла у отступающих французов. Фельдмаршал предлагал, согласно желанию воинов, изготовить из драгоценного металла четыре фигуры евангелистов для внутреннего убранства Казанского собора. Модели фигур изготовил И. А. Мартос, но этот проект не понравился обер-прокурору Синода А. Н. Голицыну. Через несколько лет серебро решили использовать для изготовления нового иконостаса. Но в связи со строительством Исаакиевского собора на эту работу не было денег. Первоначальный иконостас был заменён на серебряный только в 1836 году. Его создал архитектор К. А. Тон.

Спешка при строительстве довольно быстро привела к осыпанию штукатурки внутри здания. В 1814 году её пришлось удалить, а вместе с ней и декорирующие иконостасы барельефы с изображениями евангелистов. Их заменили росписью по штукатурке.

Казанский собор до 1917 года

21 декабря 1812 года, когда русские войска вышли на границы империи, Казанский собор стал местом празднования полного освобождения русской земли от завоевателей. В феврале 1913 года в Казанский собор прибыли ключи города Варшавы, которые доставил в столицу генерал Васильчиков.

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Особым событием для Казанского собора стали похороны фельдмаршала М. И. Кутузова 13 июня 1813 года. Его могила расположена напротив Казанской иконы.

Кутузов скончался 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау. Там его тело набальзамировали, для чего внутренности вынули и захоронили на местном кладбище. Впоследствии возникла легенда, будто фельдмаршал повелел похоронить его сердце на месте смерти, на Саксонском тракте, дабы солдаты видели, что сердцем он остаётся с ними. Этот миф был развеян в 1933 году, когда произошло вскрытие гроба Кутузова:

Над могилой Кутузова повесили Смоленскую икону Божией Матери из Александро-Невской лавры.

В 1840-х годах купол Казанского собора покрыли светло-зелёной краской. Позже его покрытие имитировало бронзу.

26 октября 1893 года в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Из-за огромного количества желающих проститься с композитором, было решено впускать посетителей в храм по билетам. Всего их было выдано 8 000. На литургии использовалась только музыка Чайковского, которую исполнял хор Императорской оперы. Из Казанского собора траурная процессия проследовала к Александро-Невской лавре, где композитор был похоронен.

Свечное освещение храма было заменено электрическим в 1903 году.

В 1910 году рассматривалось предложение восстановить фигуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах у колоннад. Но ни у правительства, ни у причта Казанского собора, не оказалось на это денег.

Примерно за две недели до февральской революции 1917 года по инициативе Общедоступного и передвижного театра в Казанском соборе была отслужена панихида по В. Ф. Комиссаржевской.

Казанский собор после 1917 года

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Некоторое время после октябрьской революции администрация храма ещё продолжала развивать свою религиозную деятельность. В самом начале 1918 года настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский планировал устроить здесь пещерный храм имени святого Гермогена, который должен был бы повторить темницу Чудова монастыря в Москве, где погиб святитель Гермоген.

Но весьма скоро политика советской власти по отношению к церкви привела к тому, что о её развитии не могло быть и речи. Наоборот, количество прихожан сокращалось. Как отмечалось в 1924 году, в праздник Казанской иконы в соборе было всего лишь 60 человек, преимущественно старух. Из-за резкого уменьшения численности прихода сокращались и пожертвования. У причта не хватало денег на содержание здания.

Весной 1924 года советское правительство озаботилось состоянием архитектурных памятников, к которым продолжал причисляться и Казанский собор. Тогда выявилось плохое состояние кровли здания, которое 23 сентября дополнилось водой в подвалах из-за разрушительного наводнения. Последующие реставрацию стен и интерьеров собора проводили архитекторы А. П. Аплаксин, А. А. Парланд, художники Н. А. Бруни, Э. К. Липгард.

пол в казанском соборе. Смотреть фото пол в казанском соборе. Смотреть картинку пол в казанском соборе. Картинка про пол в казанском соборе. Фото пол в казанском соборе

Осенью 1941 года у колоннады храма была устроена выставка «Военное прошлое русского народа». Музей атеизма временно закрылся, его место заняла выставка «Отечественная война 1812 года», проработавшая всю войну. В подвале здания разместился один из отделов штаба Ленинградского фронта. Во время блокады в Казанский собор попало три снаряда, купол и крыша насчитывали более 1600 пробоин. В 1951 году начался его капитальный ремонт под руководством Я. А. Казакова. Работы в интерьерах проводились в 1952-1956 годах, фасады ремонтировались в 1964-1968 годах.

6 января 1990 года впервые в практике отечественного телевидения из Казанского собора была проведена прямая трансляция Рождественского всенощного бдения. Подобные Рождественские и Пасхальные телетрансляции теперь проводятся ежегодно.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений, ему возвращена Казанская икона Божией Матери. В 1994 году на куполе собора вновь появился золотой крест. 6 апреля 1998 года Казанскому собору «вернули голос», на его звоннице установили отлитый на Балтийском заводе колокол. В 2000 году Казанский собор стал главным кафедральным храмом Петербурга, сюда вернули Казанскую икону. Музеи истории религии переехал в здание на Почтамтской улице. К 2003 году (300-летию Санкт-Петербурга) мастера Балтийского завода отлили четырёхтонный колокол высотой более двух метров, ставший самым крупным колоколом Казанского собора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *