пол в екатерининском дворце

Реставрация. Лионский зал. Паркет

Реставраторы приступили к установке паркета в Лионском зале Екатерининского дворца. В этом изумительном по красоте интерьере несколько жемчужин. Помимо лазурита и «золотого» шелка это, несомненно, паркет. Он – подлинный, создан при Екатерине II.

Уникальный паркет – единственная сохранившаяся и не затронутая существенными переделками часть убранства Лионского зала – был изготовлен в 1782‒1784 годах в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Чарлза Камерона в мастерской столярного (мебельного) мастера Иоганна Кимеля. В контракте на работы указывалось, что ему надлежит сделать «из разных заморских 12 сортов дерев квадратных же 25 сажен, вставя в них в назначенных на рисунке местах жемчужных раковин, или перламутр, ценою по 425 рублей за каждую квадратную сажень, а за все – 10625 рублей». Современные реставраторы называют семь пород: амарант, розовое дерево, самшит, эбеновое дерево, палисандр, граб, клен.

Паркет геометрического характера с симметричным рисунком из цветного дерева с перламутровыми вставками был набран из щитов в размер каждого элемента. Его колористическое решение строилось на противопоставлении более светлых прямоугольных и ромбовидных щитов (украшенных розетками, орнаментальными лентами и венками) темным массивным шестигранным элементам. Объединяли щиты узкие полосы с узором из пальметт.

Камерону для паркета Лионского зала под расписку выдали пятьсот австралийских раковин «под разными номерами и литерами», которые были «сортированы академии профессорами и тем означены, что оне весьма дорогие и редкие». Первоначально зодчий императрицы планировал использовать перламутр только в орнаментах более светлых прямоугольных и ромбовидных щитов паркета, однако позднее по требованию Екатерины II был вынужден дополнить темные шестигранные щиты крупными инкрустациями из перламутровых раковин.

На современников императрицы полы произвели большое впечатление. Фрейлина Варвара Головина вспоминала, что стены Лионского зала «были украшены лапис-лазурью», «…а пол паркетный, наполовину из красного дерева, наполовину из перламутра».

Чтобы наборный паркет зала не выгорал на солнце, в XVIII веке были сшиты четыре суконные покрывала на плотной подкладке – ими закрывали пол во время отсутствия императорской фамилии в царскосельской резиденции.

После появления здесь в начале 1860-х годов тяжелых бронзовых предметов с лазуритовой отделкой для защиты паркета был приобретен ковер на всю площадь Лионской гостиной.

В 1917-м паркет обследовала комиссия Временного правительства по передаче имущества Царскосельского дворцового управления. Она отметила, что паркет пересох, пролежав 53 года под коврами и «двухрядным» сукном, которое не менялось всё это время. Кроме того, сквозь сукно и ковер к паркету были прибиты ширмы, находившиеся в этом зале. Одним словом, паркет нуждался в реставрации.

С августа по декабрь 1918 года паркетная фабрика «Леров и Арендт» укрепляла паркетные полы Екатерининского дворца, в том числе и паркет Лионского покоя, предотвратив выпадение «замечательных пород разноцветных дерев и перламутра…».

Это произведение искусства могло быть утрачено навсегда: во время Великой Отечественной войны оккупанты вывезли паркет в Берлин. Но в 1947-м наши соотечественники обнаружили его в элеваторах порта. В том же году паркет Лионского зала вернулся в город Пушкин и поступил в Центральное хранилище музейных фондов.

В начале 1970-х несколько щитов отреставрировали. Их экспонировали в Лионском зале до начала воссоздания его декоративной отделки. После завершения финального этапа работ, которые выполняют специалисты Царскосельской янтарной мастерской, паркет вновь займет свое историческое место в одном из самых нарядных дворцовых залов.

Источник

В «Царском Селе» кладут паркет времен Екатерины II

В Лионском зале Екатерининского дворца музея-заповедника «Царское Село» реставраторы устанавливают подлинный, созданный при Екатерине II, паркет.

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

Во время Великой Отечественной войны оккупанты вывезли паркет в Берлин. В 1947 году он был обнаружен в элеваторах порта, тогда же вернулся в Пушкин и поступил в Центральное хранилище музейных фондов.

Уникальный паркет – единственная сохранившаяся и не затронутая существенными переделками часть убранства Лионского зала. Он был изготовлен в 1782 – 1784 годах в Петербурге по проекту Чарлза Камерона в мастерской Иоганна Кимеля. В контракте на работы указывалось, что мастеру надлежит сделать «из разных заморских 12 сортов дерев квадратных же 25 сажен, вставя в них в назначенных на рисунке местах жемчужных раковин, или перламутр, ценою по 425 рублей за каждую квадратную сажень, а за все – 10 625 рублей». Современные реставраторы называют восемь пород дерева: красное и розовое, амарант, палисандр, пальма, орех, клен, береза.

Паркет геометрического характера с симметричным рисунком из цветного дерева с перламутровыми вставками набран из щитов. Его цветовое решение строилось на противопоставлении более светлых прямоугольных и ромбовидных щитов (украшенных розетками, орнаментальными лентами и венками) темным массивным шестигранным элементам. Объединяли щиты узкие полосы с узором из растительного орнамента.

Камерону для паркета Лионского зала под расписку выдали пятьсот австралийских раковин «под разными номерами и литерами», которые были «сортированы академии профессорами и тем означены, что оне весьма дорогие и редкие». Первоначально зодчий императрицы планировал использовать перламутр только в орнаментах более светлых прямоугольных и ромбовидных щитов паркета. Однако позднее по требованию Екатерины II был вынужден дополнить темные шестигранные щиты крупными инкрустациями из перламутровых раковин.

На современников императрицы полы производили большое впечатление. Фрейлина Варвара Головина вспоминала: «. а пол паркетный, наполовину из красного дерева, наполовину из перламутра».

Чтобы паркет не выгорал на солнце, в XVIII веке были сшиты четыре суконных покрывала на плотной подкладке – ими закрывали пол во время отсутствия императорской фамилии в царскосельской резиденции. После появления здесь в начале 1860-х годов тяжелых бронзовых предметов с лазуритовой отделкой для защиты паркета был приобретен ковер на всю площадь Лионской гостиной.

После революции паркет обследовала комиссия Временного правительства по передаче имущества Царскосельского дворцового управления. Она отметила, что паркет пересох, пролежав больше полувека под коврами и «двухрядным» сукном, которое не менялось все это время. Он нуждался в реставрации. Кроме того, сквозь сукно и ковер к полу были прибиты ширмы, находившиеся в зале.

С августа по декабрь 1918 года паркетная фабрика «Леров и Арендт» укрепляла полы Екатерининского дворца, в том числе и паркет Лионского покоя, предотвратив выпадение «замечательных пород разноцветных дерев и перламутра. ». В начале 1970-х несколько щитов отреставрировали. Их экспонировали в Лионском зале до начала воссоздания его декоративной отделки.

После завершения финального этапа реставрационных работ, которые выполняют специалисты Царскосельской янтарной мастерской, паркет занимает свое историческое место в одном из самых нарядных дворцовых залов.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6798) от 03.11.2020 под заголовком «Из дюжины «сортов дерев. »».

Источник

Комнаты императрицы — «простота со вкусом»

Не раньше чем через два года мы увидим воссозданные покои императрицы Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе. Во время Второй мировой флигель был практически уничтожен. Лишь два года назад музейщики смогли приступить к воссозданию этих помещений. Впереди еще много работы. В рамках проекта «Екатерина Вторая. Личное пространство» возрождаются уникальные интерьеры. Реставраторы рассказали о находках и трудностях, с которыми им пришлось столкнуться.

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Фото: Олег Золото / MR7
Личные покои Екатерины II откроются в Зубовском флигеле в 2024 году

Воссоздание спустя почти 80 лет

Во флигеле Екатерининского дворца на первом этаже жили фавориты императрицы. По имени последнего — Платона Зубова — флигель и получил свое название. А на втором этаже Екатерина II оформила для себя личную половину. Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги создали неповторимые апартаменты, украсив их в «простоте со вкусом» — зеркала, стекло, металл, наборные паркеты.

В ходе нынешней реставрации будут воссозданы Зеркальный кабинет, Синий кабинет, или Табакерка, Опочивальня, Серебряный кабинет, Китайский зал, Купольная столовая, Рафаэлевская и Туалетная. Пока же в анфиладе второго этажа Зубовского флигеля укреплены несущие конструкции, перенесены и реконструированы инженерные сети, все помещения покоев императрицы обшиты деревом, то есть готовы к креплению декора. В каждой комнате — копия старых фотографий или рисунков, чтобы можно было видеть, как выглядело пространство.

Украденный паркет нашли в берлинском элеваторе

Воссоздается декор комнат Зубовского флигеля на площадке Царскосельской янтарной мастерской в поселке Тярлево.

Сейчас там работают с паркетом Зеркального кабинета. Ему, можно сказать, повезло. Он не сгорел, а лишь был украден нацистами, вывезен в Германию и найден советскими войсками на одном из элеваторов Берлина уже после войны, в 1947 году, причем вместе с паркетом Лионского зала Екатерининского дворца. Паркет после его возвращения в СССР долго лежал в запасниках, его реставрировали в 1970-х — укрепляли щиты, так как дерево осыпалось. Сейчас приходится заниматься переделкой той реставрации, чтобы восстановить геометрию рисунка. В Зубовском флигеле он будет единственным подлинным, все остальные паркеты были утрачены, и их придется воссоздавать.

В Царскосельсккой янтарной реставрационной мастерской

Источник: Олег Золото / MR7

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Источник: Олег Золото / MR7

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Реставрацию паркета завершат к концу года

Источник: Олег Золото / MR7

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Подлинный паркет по рисункам Камерона был найден после войны в Берлине

Источник: Олег Золото / MR7

Паркет Зеркального кабинета был создан в 1793 году по рисунку Чарльза Камерона из ценнейших пород дерева — розы, самшита, травленого граба, палисандра, амаранта и образует сложный многоцветный и в то же время строгий рисунок. Сохранился он процентов на 80, то есть добавки в ходе нынешней реставрации не столь значительны, но все ценные породы дерева надо покупать — в России их нет.

Когда Зеркальный кабинет будет готов со всеми его семнадцатью майоликовыми пилястрами и зеркалами, плафоном на потолке и наборным паркетом на полу, то игра зеркал и геометрии паркета создадут в пространстве иллюзию бесконечности.

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Фото: Олег Золото / MR7

С точностью до микрона

Сейчас, в XXI веке, реставраторы Зубовского флигеля идут тем же путем, что шли их предшественники, воссоздававшие полностью уничтоженные войной или украденные и так и не найденные шедевры убранства пригородных ленинградских дворцов. Они бережно исследуют обнаруженные после войны подлинные осколки и обломки, сохранившиеся металлические детали, старые рисунки и фотографии, ищут аналоги там, где нет возможности воссоздать точно.

Комнаты Зубовского флигеля зарисовывали и фотографировали студенты Московского архитектурного института в 1937 году, но уже после войны ящик со стеклянными негативами упал и они разбились, поэтому остается искать в архивах фотографии.

На увеличенных исторических снимках Опочивальня Екатерины и Синий кабинет — один из ее любимых покоев, который императрица называла Табакеркой.

— Это два самых ярких бриллианта в анфиладе покоев Зубовского флигеля, — рассказывает реставратор первой категории Царскосельских янтарных мастерских Максим Григорьев. — Здесь главными украшениями были стекло и золоченый металл, который скрывал стыки стекла. По найденным среди развалин дворца историческим фрагментам методом гальванопластики воссоздаются утраченные детали — с точностью до микрона.

Старые фото стали важнейшим документом для реставраторов

Источник: Олег Золото / MR7

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

У реставраторов перед глазами старое фото Купольной столовой

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Источник: Олег Золото / MR7

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Части будущих стеклянных колонн Опочивальни

Источник: Олег Золото / MR7

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Фрагмент зеркальной ниши Серебряного кабинета

Источник: Олег Золото / MR7

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Металлические детали воссозданы в технике гальванопластики

Источник: Олег Золото / MR7

В Опочивальне было 39 парных колонн с бронзовыми позолоченными базами и капителями лилового, или, как говорили в XVIII столетии — амарантового стекла. Сейчас на основе исторических аналогов варят специальное стекло. В реставрационной мастерской стоят фрагменты колонн — внутри стеклянные трубки полые, там будут металлические стержни, ведь хрупкое стекло не может нести большую нагрузку.

Мастера воссоздали и две стеклянные ниши Серебряного кабинета с металлическими украшениями-стяжками наверху. Внутри ниш будут стоять стеклянные вазы. В Серебряном кабинете также по замыслу создателей было много зеркал, что создавало эффект калейдоскопа.

Рука Волхова и нос Геракла

Какой нос должен быть у Геракла — «уточкой» или мавританский? Этот вопрос еще в стадии разрешения. Пока один из медальонов на античную тематику для Купольной столовой проработан в пластилине и помещен рядом с фотографией 1937 года. Но на фото не разглядеть форму носа.

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

А с аллегорической мужской фигурой, символизирующей реку Волхов — тоже медальон Купольной столовой, — еще больше вопросов: на старом фото не видно лица и не разобрать, что или кого отталкивает рукой мужчина Волхов. Пока эти загадки не будут разрешены, воссозданные медальоны не переведут из пластилина в гипс.

— Я предполагаю, что Волхов рукой отбивается от морского змея, но научный отдел пока ищет аналоги, думает, — комментирует Максим Григорьев. — Будем сравнивать, изучать.

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Купол столовой поддерживали двадцать колонн, сделанных из липы и окрашенных под порфир. Сейчас уже готовы две, как выражается Григорьев, «пилотные» колонны. В мастерских стоят заготовки из просушенной липы, реставраторы покрывают колонны альфрейной росписью — от порфира будет не отличить.

Колонны разъемные, внутри металл, а деревянные фрагменты склеиваются как бочонок — только так будет удерживаться шестнадцатитонный купол столовой.

Реставраторы в Купольной столовой

Источник: Олег Золото / MR7

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Источник: Олег Золото / MR7

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Здесь будет так, как задумывалось при Екатерине Великой

Источник: Олег Золото / MR7

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Эскиз Купольной столовой

Источник: Олег Золото / MR7

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Элементы металлического декора для Опочивальни и Синего кабинета

Источник: Олег Золото / MR7

пол в екатерининском дворце. Смотреть фото пол в екатерининском дворце. Смотреть картинку пол в екатерининском дворце. Картинка про пол в екатерининском дворце. Фото пол в екатерининском дворце

Подлинное от воссозданного не отличить

Источник: Олег Золото / MR7

Продумать даже «степень загара»

Реставраторы при воссоздании продумывают все — вплоть до того, какова была, по словам Григорьева, «степень загара тел танцовщиц» на росписях пилястр Серебряного кабинета. На немногих сохранившихся черно-белых фотографиях этого не разобрать, но есть еще две цветные акварели Гау, созданные с разницей в десять лет.

В Китае уже заказаны копии украшавших стены самого большого среди личных покоев императрицы Китайского зала панно коромандельского лака (лаковых предметов, создаваемых в Китае на экспорт). Заместитель директора музея-заповедника «Царское Село» по реставрации Наталья Кудрявцева рассказала, что первоначально подумывали купить на европейских антикварных рынках подлинные лаковые китайские ширмы XVIII столетия, разрезать их и укрепить как панно, что повсеместно и делалось в те времена.

— Но, как музейщики, мы поняли, что рука не поднимется разрезать такую ширму, и решили заказать воссоздание, — поясняет Наталья Кудрявцева.

Для того чтобы реконструировать пространство Зубовского флигеля, в Царскосельских мастерских даже появилась собственная архитектурная группа. Она откорректировала и согласовала с КГИОП проект воссоздания флигеля, который в свое время сделал выдающийся архитектор-реставратор Александр Кедринский. Он, в частности, создавал проект возрождения Янтарной комнаты и руководил его реализацией. Руководитель Царскосельских янтарных мастерских Борис Игдалов говорит, что в реставрации Зубовского флигеля нет простых вопросов и однозначных решений.

Источник

История российского художественного паркета

У нас Вы можете заказать художественный паркет любой сложности.
Для начала несколько образцов.

Если Вам понравилось, посмотрите галерею наших работ и звоните.

А теперь об истории паркета.

Введение

В строительстве интерьера полам издавна уделялось большое внимание.В общественных зданиях древней Руси полы бывали деревянные, из гладких керамических поливных плиток и мозаичные,но самое большое распространение в России получил деревянный пол из досок, «дубовых кирпичей» и щитовой художественный паркет. Деревянный пол обладает большими преимуществами: сохранением тепла, упругостью, легкостью обработки и дешевизной.

С древнейших времен был известен пол из расколотых по длине брёвен, причём иногда, особенно на юге, доски настилались непосредственно по глинобитному полу, но чаще они прикреплялись к балкам деревянными гвоздями. Начиная с XVI века полы в России, стали настилать из дубовых клёпок, укладываемых рисунком, который носил название «в ёлочку», а сам пол или мост назывался «косящатым». Клёпки обычно лежали на грубо распиленном основании из мягкой породы, большей частью сосны. В XVII веке наиболее распространенным приёмом укладки паркета был способ, называемый «дубовым кирпичом»: паркетины в форме кирпичей укладывались на известковой основе, причем швы между дубовыми кирпичами также заливались известью смешанною со смолой. Вдоль стен иногда тянулся дубовый бордюр. Такой паркет существовал и раньше: он был в Дмитровском соборе во Владимире, в некоторых общественных зданиях, в боярских хоромах, в церкви Василия Блаженного и в Донском монастыре. В начале и даже в середине XVIII века простой рисунок паркета «в ёлочку» был широко распространен в Петербурге; им пользовался архитектор Растрелли при создании апартаментов Екатерининского дворца.

Паркет начала XVIII века связан с русской резьбой, которая искони была самым излюбленным видом народного искусства.Предметы материальной культуры нашего народа, а также фольклор, былины, сказки ярко показывают ту любовь к резным украшениям,которую через многие века пронесли мастера и художники в украшениях жилища, утвари и мебели. Еще в XV-XVII веках искусные резчики по дереву делали такую тонкую резьбу, что её трудно было отличить от высокохудожественной чеканки, а когда она покрывалась позолотой, то выглядела подчас тончайшей басмой. Высокохудожественная резьба процветала в XVII веке в Москве и мастерских Оружейной палаты.В 1711 году Пётр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельные верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством для изготовления паркетов на строительстве Петербургских дворцов. Архивные документы свидетельствуют, что «из столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и 10 столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да из охтенских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца». В 1762 году были взяты «адмиралтейский пильщик Семен Костылев с товарищи 6 человек, охтенский столяр Иван Сидоров и 16 человек адмиралтейских столяров во главе с Василием Пименовым, а также с плотником Андреем Ларионовым с товарищи 13 человек для строения богатых полов в Зимнем дворце». От 1756 года сохранился «реестр столяра», работавшим над паркетами в Царскосельском дворце, составленный «столярного дела мастером Михайлою Сухим», где поименовано 34 столяра, из которых 12 «цеховых» и 22 «охтенских».

Щит обычно состоял из основания, так называемого фундамента, сбитого из сосновых досок, на которые наклеивалась фанера того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывались на решетку, состоявшую из сухих прочных брусьев, при этом применялись специальные врубки, обеспечивавшие прочность конструкции.

Между брусьями перпендикулярно к ним в местах спая щитов по мере необходимости укладывались дополнительные ригели. Решетка в первых этажах здания покоилась на кирпичных фундаментах в виде отдельно стоящих опор (столбов). В междуэтажных перекрытиях решетка образовывалась из балок перекрытия и врубленных в них ригелей. Щит собирался с таким расчетом, чтобы он не подвергался деформации, для чего щит скреплялся накрест, а образовавшиеся части этого щита дополнительно под прямым углом выкладывались небольшими пластинами. Щиты бывали разных размеров в зависимости от величины комнаты, но чаще всего размером 1,42×1,42 метра (2×2 аршина). Так, в Останкинском дворце, щиты 1,42×1,42 метра имеются в большинстве залов: в Картинной и в проходных галереях, в Концертном зале, в Нижней наугольной комнате, в эстампной галерее и др. Щиты меньшего размера 1,07×1,07 метра (1,5×1,5 аршина) имеются в прихожей комнате, в Пунцовой гостиной и в Верхней наугольной комнате, выходящей во двор. И, наконец, самые большие щиты 3,5×2,13 метра (3×5 аршина) имеются в Голубом зале и в Верхней наугольной комнате, выходящей в сад.

В Итальянском павильоне композиция паркета представляет огромный круг, составленный из восьми больших треугольных щитов высотой около 2 метров, опоясывающих круглый средний щит диаметром 1,20 метра. В такой же паркет в виде круга, но составленный не из восьми, а из четырех больших треугольных щитов, имеется и в Ротонде. Таким образом, щитовой паркет составлялся не только из квадратных и прямоугольных щитов, но и из щитов, имеющих различную форму: кругов, сегментов и пр.

Обычно на практике размеры паркетных щитов и ширина фриза определяются без точного учета размеров помещений, поэтому для получения фризов одинаковой ширины делаются «доборы» (части щитов). Для устранения этого в настоящее время разрабатывается такая система размеров щитов и фризов, которая позволяет заполнять помещения любых размеров без «доборов».

Дерево для паркета должно быть не только сухим, но и зрелым. В дошедшем до нас договоре «охтинского поселянина С.С. Тарасова на паркетные работы в нижнем и антресольном этажах старого Эрмитажа» четко указаны требования, предъявлявшиеся к настилу щитового паркета: «фундаменты паркетов делать прочно и шипы из сухих сосновых досок, толщиною в 2,5 дюйма (6,35 сантиметра) и одной толщины, без гнили, табачных сучьев, проростей, оболони и прочих недостатков. Фанеры дубовые должны быть мелкослойные и тоже сухие, толщиною 0,5 дюйма (1,25 сантиметра) без сучьев, проростей, червоточин и неподкрашенные, одинакового светлого цвета, хорошо наклеены на фундамент без вставок: настилку полов делать по ватерпасу по готовой обрешетке со врубанием в оную добавочных прогонов, под спаи паркетов и фризов, как где потребуется: щиты и фризы сплачивать между собою и пригонять к обрешётке плотно, без реек и прокладок крепить их хорошими винтами прочно, чтоб настланные полы не производили зыби, и имели бы гладкую и ровную поверхность, галтели лубовые должны быть вытянуты по утвержденному главным архитектором шаблону и привернуты к полам винтами прочно. Величину половых щитов порогов и дверях и подходов и окна делать по мерам, снятым с натуры и по указаниям главного архитектора. Настланные паркетные полы с галтелями сдавать совершенно чистые, плотные, без реек и всякой замазки и натертые воском, глянцевитые. За прочность полов ответствовать мне один год и какие окажутся повреждения исполнять их беспрекословно».

Таким образом, щитовые паркеты сдавались обычно хорошо укрепленные винтами, вычищенные и натертые воском, но без красок. В приемке паркетных работ часто указывалось: «полы настланы, укреплены и вычищены исправно, с цировкой цветов. Для чистки паркета применяли рыбью кожу, называвшуюся в продаже фишаут, а также хвощ».

Не особенно высокой устойчивостью обладал так называемый черный мореный дуб, который стремились в наборе заменить другим, более прочным и близким по цвету, но дорогостоящим черным эбеновым деревом. Клен иногда заменялся огарновым деревом, которое отличалось » как большей чистотою, так и крепостью».

Для получения впечатления объёмности путем нанесения на древесину теней архитектор Ринальди применял способ подкуривания, состоявший в том, что часть древесины, на которую необходимо было нанести некоторое затемнение, закапывали в горячий песок, где ее держали до тех пор, пока она не бурела.

Наконец, следует упомянуть еще один способ обработки паркета, так называемое графьё, которое являлось своеобразной гравировкой по дереву. Графьё создавало различные узоры, получаемые прорезными тонкими желобками или углубленными Штрихами, которые затем заполнялись черным паром или тончайшими вставками из черного дерева.

Сухое дерево, употребляемое для паркета, должно было быть, прежде всего, здоровым, гладким, в прямых крижах или досках, причем иметь такой раскол, который давал бы красивый рисунок наслоений, иначе говоря, живописное расположение волокон.

Контора от строений в Царском селе в 1762 году забраковала предлагаемый ей казанский дуб, потому что, «он очень ноздреват и не делает хорошего глянцу, и новогородский весьма свилеват и в работе хорошей чистоты сделать невозможно, а в показании чистоты, прочности и хорошего струйчатого и глянцевитого вида можно получить из Стародубского уезда дубовых досок, из которых там делают бочки».

Из-за неправильного раскола дерева, дававшего неприятные полосы, охтенским столярам 1747 году поручили переделать заново пол, выполненный за 400 рублей мастером Якобсоном для большого зала Петергофского дворца.

Умение использовать направление ворса древесины является одним из самых важных условий в производстве художественного паркета.

XIX веке стали натирать паркеты не чистым воском, а с различными красящими примесями, отчего они постепенно теряли свой первоначальный вид. Это слабое подкрашивание при натирке убивает не только игру света на паркете, но изменяет, обезличивает и всю цветовую гамму естественных древесных пород. Красящие вещества, применявшиеся при натирке полов в XIX веке, старыми мастерами не употреблялись, поэтому паркеты сохранили необычайную свежесть и полихромию. Избавиться от позднейших закрасок можно только циклевкой, но, к сожалению, изношенные старые паркеты не всегда позволяют производить эту операцию, ибо толщина настилаемой паркетной клепки обычно бывала не более 1,5 сантиметра. Исследование степени изнашиваемости паркетов Останкинского дворца показало, что за тридцать лет массового посещения дворца в местах наибольшего движения публики паркет оказался в среднем изношенным на 50%, так толщина дубовой клепки паркета Картинной галереи и Концертного зала уменьшилась с 1 до 0,5 сантиметра; та же степень изнашиваемости наблюдается в верхнем Голубом зале и Итальянском павильоне, где паркет состоит из клепки красного дерева.

В дальнейшем возглавлял паркетное дело мастер Михайло Сухой, работавший по указаниям архитектора С.И.Чевакинского с цеховыми мастерами Родионом Яковлевым, Алексеем Пановым, Терентием Шурыгиным и Филиппом Волковым.

Охтенские же столяры (Афанасий Воронин с девятью товарищами) работали над паркетами в Петергофе.

Техника художественных паркетов, в общем, была та же, что и в XVIII веке: наборный паркет изготовлялся из фанеры цветного дерева толщиной от 1,5 до 0,5 сантиметра, наклеенной на щиты величиной в 1,42×1,42 метра (2×2 аршина) и толщиной в 6,35 сантиметра (2,5 дюйма). Эта величина щита была стандартной для больших помещений: для малых же апартаментов щиты в зависимости от характера рисунка могли увеличиваться или уменьшаться. Клепка, образующая наборный рисунок, к этим щитам приклеивалась рыбьим клеем, обладающим большой крепостью и устойчивостью. В XVIII веке были широко распространены сорта рыбьего клея, называвшиеся карлугом, скобчатым и ревельским.

Массовое производство паркетных щитов стало применяться только со времени изобретения в 70-х годах XIX веке специальной машины.

Русский паркет, насчитывающий несколько сот лет своего существования и имевший самые разнообразные формы, прошел длительный путь своего развития.В истории русского декоративного искусства он занимает значительное место.

XVIII веке композиционное построение паркета имело неразрывную связь с композиционным решением плафона, а иногда и с основными орнаментальными мотивами стены. Рисунок паркета нередко должен был подчеркнуть общий композиционный замысел всего интерьера, что особенно наглядно можно видеть в Китайском дворце гор. Ломоносова.

В советское время, когда создавались большие общественные здания, выполняемые на высоком художественном уровне, необходимо было использовать и это богатое национальное наследие декоративного искусства.

В XVII веке во многих церквях можно встретить и неполивные плиты. При исследовании церкви XVII века в Останкине под современным дощатым полом был обнаружен пол из квадратных неполивных плит белой обожженной глины. В кремлевских теремных палатах встречались полы, набранные из цветных изразцов. В Патриарших покоях Никона в Московском Кремле полы были также выложены разноцветными изразцами художественной работы. Полы в Черниговском соборе XII века, по исследованию проф. Б.А. Рыбакова, были сделаны из указанных выше поливных плит и мозаики. Богатые мозаичные наборы полов были в Новгородской Софии (1045-1050гг.), а также в Софийском соборе в Киеве; последнюю мозаику последователи датируют XI-XII веками. о Владимирском краеведческом музее сохранились от XII века из собора Рождества богородицы в Боголюбове фрагменты поливных (майоликовых) плиток пола лимонно-желтого, ярко-зелёного, розовато-красного и других цветов с изображениями петуха, гуся и пр. Особенно интересным явлением в первой половине XVIII века была организация нашим великим ученым М.В. Ломоносовым мозаичного производства, где изготовлялись смальты из особого состава, изобретенного самим Ломоносовым, который в своих мозаичных работах достиг большого технического и художественного мастерства. Из ломоносовской смальты был выложен мозаичный пол в стеклярусном кабинете Ораниенбаумского дворца (1762-1768). «Орнаментация этих полов выполнялась приемом флорентийской мозаики, то есть крупными пластинами. Искусные мастера петергофской гранильной фабрики придавали этим пластинам любые очертания обточкой. На убранство Ораниенбаумского дворца пошло несколько сот пудов ломоносовской смальты».

К сожалению, смальтовые полы в Ораниенбаумском дворце не сохранились, но об их технике и художественном достоинстве свидетельствует прекрасно сохранившийся такой же работы стол, над созданием которого работали 4 года наши русские мастера. В первые годы существования Ораниенбаумского дворца в его интерьерах были не только полы, но и панели стен и несколько столов тонкой художественной русской мозаичной работы. Эти полы, композиционно соответствующие изысканным орнаментам плафонов, вместе со стенами и всем убранством создавали высокохудожественные ансамбли.

До наших дней дошли замечательные мозаичные полы Катальной горки Ораниенбаума. В центре главного круглого зала мозаичный пол имеет изображение фазана, держащего в клюве ветку с плодами. От этого центрального пятна концентрическими кругами располагаются полосы с растительным орнаментом.

О художественном паркете первой половины и середины XVIII века

Исконное и широко распространенное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке полав древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в стиле русского барокко,который бытовал от начала XVIII века до 70-х годов того же столетия. Яркими выразителями этого стиля были архитекторы Варфоломей Растрелли, Савва Чевакинский, Дмитрий Ухтомский, Федор Аргунов и, на ранних этапах своего творчества, Василий Неелов и Антонио Ринальди.

В художественной обработке интерьера русского барокко архитекторы стремились иллюзорно расширить пространство больших и торжественных залов, слить их с окружающей природой, что достигалось, прежде всего, огромным количеством зеркал, расположенных на одной оси друг против друга, и также особой живописностью плафонов.

Декорировка стен, украшенных круглой скульптурой и горельефами сливались в единый орнаментальный замысел, создававший характер праздничной пышности и парадности. В этом богатом декоре особенно широко были использованы уменье и навыки русских мастеров в искусстве резьбы по дереву.

Около 100 человек русских резчиков работали в Екатерининском дворце. Резной декор был позолочен той богатой позолотой, которая обычно украшала иконостасы русских церквей в XVII веке. Наряду с художественным щитовым паркетом Растрелли использовал и тот старинный паркет «в елочку», который бытовал в хоромах и церквях XVI и XVII веков.Таким образом, основные приемы древнерусского декора были широко использованы в создании интерьера первой половины XVIII века.

В справке Канцелярии от строений, поданной арх. Василием Нееловым 1760 году об устройстве пола в Большом зале, указывалось: «из каких дерев сделан пол и какими людьми и во что кв. сажень коштовала». Из этой справки видно, что пол был сделан казенными охтенскими столярами. По технике исполнения такой паркет чрезвычайно прост: весь он состоял из больших щитов, набранных из квадратов, уложенных волокнами перпендикулярно друг к другу, что создавало эффектную игру света. Петергофском дворце имелись те же паркеты, но большая звезда в центре верхней площадки парадной лестницы была доминирующим орнаментом так же, как и в последующих трех залах. Эти звезды изменяли свой вид благодаря той форме, в которую были вписаны: то они соединялись ромбами, то располагались рядами в круглых медальонах. В Тронном зале центр украшали звезда, вокруг которой шли крестообразные мотивы; фриз был с ромбовидным узором.

Таким образом, и в Петергофском дворце, как и в Екатерининском, паркет имел простые геометрические формы. Рисунок звезды в главном зале Анненского дворца, построенного Растрелли в 30-х годах XVIII века, достигал огромных размеров.Для этих паркетных работ в Петергоф по требованию Канцелярии от строений были присланы «охтенские столяры Афанасий Воронин с 9-ю товарищами».

Мраморный дворец, построенный в 1768-1785 годах, не дошел до наших дней в своем первоначальном убранстве интерьеров: в середине XIX века он был переделан, и о прежнем облике дворца могут лишь отчасти свидетельствовать Большой зал и несколько апартаментов, где в довольно изношенном состоянии сохранились еще прежние паркеты. Общая композиция одного из них в зале № 11 сохранила изящный рисунок с расти-тельными мотивами, расположенными вокруг двух концентрических кругов. Паркеты в залах третьего этажа были простого, строго геометрического рисунка (ромбовидного, кубического и зигзагообразного). Сохранился также фрагмент паркета в зале № 8, который состоял из плетенки с зигзагообразным орнаментом. Во втором этаже, к сожалению, не сохранились нарядные цветные паркеты, «сделанные из заморских дерев и слоновой кости».

В 1952 году Государственная инспекция по охране памятников Ленинграда приобрела альбом с обмерами Мраморного дворца до его перестройки А. Брюлловым, в котором имеются и рисунки паркетов Ринальди, в точности воспроизводящие русский наборный паркет 60-х годов XVIII века.

Тот же прием цветового решения мы видим в Ореховом и Золотом кабинетах. В этих комнатах орнаментика паркета колористически увязывается с росписью стен. Сложность паркета не нарушает симметрии. Весь интерьер Золотого кабинета в радостных охристо-золотистых тонах, и охристо-красный рисунок паркета из ореха и амаранта с цветами из самшита придает устойчивость общей композиции убранства.

Растительный орнамент в паркете является господствующим в Малом кабинете Павла I. Здесь на светлом фоне березы вьются лиловатые ветки из палисандра вместе с цветочными гирляндами из клена.

Паркет более спокойного рисунка находится в кабинете Ротари. Все поле его состоит из пересекающихся друг с другом кругов, имеющих в центре звездообразные розетки. Центральная часть паркета имеет рисунок овала, очерченного тремя линиями со вписанной внутри выгнутой ромбообразной фигурой, которому соответствует овал плафона и орнаментика в углах.

Из крупных массивов составлен паркет Большого Китайского кабинета. В центре овал, имеющий фон из ореха, спокойная геометрическая орнаментика в виде обрамлений, выложенных черным и розовым деревом. С края, по светлому фону березы симметрично положены ветки из травленого клена, перевитые лентами и банты из розового дерева.

Стеклярусный кабинет имел вначале мозаичный пол из смальты, сделанный крепостными мастерами Козьмой Котельниковым, Федором Бирюковым и их помощниками. Этот пол был заменен цветным наборным паркетом. Имеющийся же ныне паркет был сделан в 60-х годах XVIII века по старому рисунку, боковые части его выложены рисунком квадратных кирпичей. В центре розетка с лепестками из темного и светлого дерева.

Особенно интересный и своеобразный рисунок паркета в гостиной на половине Павла I. Он имеет вид как бы трельяжа, по которому вьются легкие побеги веток и со всех четырех сторон его окружают мощные завитки, эффектно выложенные деревом темных оттенков по светлому фону березы. Трельяж паркета отвечает трельяжу плафона.

Композиция паркетов Гатчинского дворца значительно спокойнее, чем в Китайском дворце Ораниенбаума; рисунок явно отражает переходный этап к классике. Паркеты Ринальди почти всегда выдерживают единство распределения тона расцветки: темные и насыщенные тона располагаются в самом центре, затем смягчаются и снова переходят в сгущенные тона фриза.

В своих паркетах Ринальди для насыщенных тонов редко пользовался черным деревом или мореным дубом, предпочитая им грецкий орех, красное дерево, а иногда палисандр. Для светлых тонов он употреблял клен, яблоню и особенно широко использовал березу. Небольшие фрагменты рисунка и особенно обрамления он выполнил в амаранте, табачном и красном дереве, а для мелких и центральных вставок употреблял пальму и грушу. Интересно также отметить, что, начиная с Ринальди, особенно широко стали использовать в паркетах направление волокон древесины для игры дерева на естественном, а особенно на искусственном свету. Это же касается приёмов окуривания, протравливания и выжигания, то эти приёмы перестают в дальнейшем играть какую-либо значительную роль.

Самым красивым паркетом Гатчинского дворца является паркет Верхнего тронного зала. Этот паркет до Великой Отечественной войны сохранялся в первоначальной неприкосновенности. В изысканно нарядном, но строго симметричном рисунке его были использованы самые разнообразные породы дерева. Центральные круглые венки и растительные побеги по углам из табачного дерева, ромбовидная сетка по четырем сторонам венков заполнена яблоневым, а обрамление розовым деревом. Для фона использована береза. Кроме этих деревьев, архитектор применял также русский и швейцарский клен, красное дерево, палисандр и грушу. Роспись стен в этом зале была связана с паркетом общностью растительного орнамента.

Кроме Тронного зала, по проекту Ринальди выполнены еще следующие паркеты в Гатчинском дворце: Белого зала, Туалетной комнаты,Малиновой гостиной, Зеленой проходной, Аванзала, Будуара Марии Федоровны и Проходной комнаты от Тронного зала в гостиную.

Паркет в Зеленой угловой комнате перед Тронным залом, в Туалетной Марии Федоровны, в Аванзале, в Малиновой гостиной и Будуаре Марии Федоровны отражает те же композиционные принципы. В них, как и в паркете Белого зала, наблюдаются одни и те же приемы строгой симметрии, как в цветовом, так и в графическом и те же принципы в подборе древесных пород. Следует упомянуть также о небольших, но интересных паркетах в альковах и порталах при переходах из одного зала в другой.

Совершенным особняком стоят паркеты в Нижних тронных залах Гатчинского дворца, которые по своим рисункам напоминают более старые паркеты, характерные для Растрелли.

От паркетов Гатчинского дворца с их уже более строгим и симметричным рисунком по сравнению с Ораниенбаумом следующий шаг был сделан архитектором Камеруном, паркеты которого проектировались в стиле русской классики XVIII века.

Художественный паркет конца XVIII века

В конце XVIII века паркет русского барокко сменился паркетом русской классики.

В этих новых паркетах линии рисунка, еще удерживая некоторую изнеженность и грациозность, избавляются от той бурной динамики и эксцентричности, которые были присущи стилю барокко. В орнаментике стали преобладать классические мотивы, простота и логичность. Сдержанная скромность паркета соответствует всему декору интерьера, основа которого строится на ордерности.

Вместо ярких красок и позолоты начинают господствовать бледно-розовые, светло-голубые, светло-зеленые, сиреневатые тона. С этой приглушенностью тонов не могла мириться жизнерадостная полихромия, искони присущая русскому искусству, она проявлялась то в ярком, многоцветном рисунке плафона, то в отдельных пятнах насыщенного тона меблировки, осветительных приборов, паркетов и пр.

В размещении мебели, расставленной преимущественно по стенам, соблюдался, как во всем декоре, принцип симметрии.Свободное, широкое поле паркета требовало в таком интерьере особенно большого внимания.Плафон, большей частью графического характера, с помпейскими мотивами композиционно строился так, чтобы паркет в своем плановом построении совпадал с плановым построением плафона, а иногда, как в «Табакерке» Екатерининского дворца, он даже повторял рисунок плафона.

Камерон в свои интерьеры ввел строгую симметрию, повторность орнамента, античные мотивы, сохранив от своего предшественника Ринальди венки, ветки, легкие цветочные гирлянды.

Орнаментальность паркета Камерона всегда масштабна интерьеру. Тематика акант, пальметты, а также гирлянды цветов, изображение музыкальных инструментов и прежде всего лиры. В обработке древесины Камерон сохранил графье, травление и широко использовал световые и колористические эффекты паркета, набирая рисунки из отечественных и заморских пород: сахардана, настерозы, пальмы, оливкового дерева и др., а иногда он применял в паркете и перламутр.

В сохранившемся документе о строениях, производимым архитектором Камероном в Царском селе, говорится о четырех мастерах, работавших с ним над паркетом, заново перестилавшимся в ряде залов. Дорогая оплата их работы, несомненно, свидетельствует о сложности рисунков и применения ими заморских ценных пород. Особенно дорого было заплачено мастеру Кинелю «за штучный пол в Лионском зале, набранный из 12 дерев и за вставливание в них жемчужных раковин или перламутра». Паркет в этом зале стоил 10625 рублей. В других комнатах, как то: в пальмовой, купольной, а также в опочивальне, в живописном и резном кабинетах, в столовой за паркеты платили значительно дешевле. Еще дешевле заплатили за паркеты, сделанные в переднюю комнату, в комнату возле опочивальни, в столовую, лакейскую и за пол в шести домиках так называемой Китайской деревни.

Одним из типичных камероновских паркетов являлся паркет Агатовых комнат, выполненный в 80-х годах XVIII века. По композиции и подбору древесных пород он очень близок к паркетам личных комнат Екатерины II и апартаментов, отделанных для Потемкина и Ланского, которые в последствии стали именоваться комнатами Александра II.

туалетной комнате для паркета Камерон использовал розовое, красное дерево, дуб простой и мореный. Иногда Камерон применял совершенно простой геометрический рисунок, какой, например, был использован им в 1782 году в паркете официантской комнаты, набранный из отечественных пород: клена и дуба, и из заморских: красного, черного дерева и палисандра.

Геометрический орнамент был также применен в паркете Китайской гостиной.

Центральным композиционным мотивом здесь является восьмилучевая звезда, набранная из перемежающихся дорогих пород черного дерева, клена и красного дерева; центральная розетка звезды была набрана из розового дерева и ореха. Эта яркая по своему колориту звезда покоилась на палисандре, гофрированный круг состоял из белой березы, а фриз паркета был дан из пересекающихся кругов, сделанных из светлого дуба и красного дерева.

Новый геометрический рисунок лег в основу композиции паркетов Зеленой и Голубой гостинных, где повторяющиеся рисунки круга со вписанными в него квадратом с розеткой и квадратом с крестом являлись господствующими мотивами орнамента. Они производили впечатление скромного мозаичного пола, богато украшенного лишь в центральной части, которая соответствовала лепной орнаментике потолка. Общим тоном в этом очаровательном паркете является розовое дерево, а в качестве дополнительных цветов взяты: пальма, палисандр, красное и черное дерево.

Влияние Камерона в этой области декоративного искусства было весьма значительным, в его манере появлялись впоследствии в большом количестве паркеты в домах вельмож того времени.

Все эти паркеты были выполнены в 80-х годах XVIII века, но два больших пожара их уничтожили, и только благодаря сохранившимся рисункам Камерона их удалось впоследствии восстановить.

Мастером переходной поры являлся и архитектор Бренна. Его имя связано с художественно-декоративным убранством Гатчины.

Проекту Бренны принадлежит ряд паркетов Гатчинского дворца, из них, прежде всего надо упомянуть паркеты Чесменской галереи, Овальной комнаты, Мраморной столовой, Углового кабинета, Парадной спальни и Гобеленовой гостиной. Все эти паркеты в подавляющем большинстве отличаются геометрическим построением, но их рисунки не имеют ничего общего по своей композиции с геометризмом Камерона. У Бренны нет тесной композиционной увязки между отдельными частями простых линейных элементов, нет увязки с плафоном и декором стен.

Эта орнаментировка по своему характеру вполне соответствует лепному декору его интерьеров. Повторяющийся мотив паркета не образует ритма, как это было у Камерона. У Бренны величественность и вместе с тем некоторая грубоватость форм в Чесменской галерее и в Овальной комнате становятся навязчивой и претенциозной. Особенно это ярко выявляется при сравнении его паркетов с высоко-художественными паркетами Ринальди, которые находились в соседних залах.

В ином виде выполнен геометрический рисунок пола в Мраморной столовой, а также в Угловом кабинете, где архитектор стремился дать цельное композиционное построение. Удачным нужно признать паркет Парадной спальни, где дается рисунок в виде дорожки, соединяющей две двери этого интерьера, а центральная часть представлена трехчастной композицией, которая должна была являться основой, центрирующей весь декор Парадной спальни. Здесь был применен и сравнительно богатый набор древесных пород: палисандр, розовое, красное дерево, клен и дуб. Наиболее удачным и художественно оправданным является паркет Гобеленовой гостиной, где свободная часть пола представлена большим центральным панно, обрамленным узкой полосой меандра. На светлом фоне березы даны два светильника, набранные из табачного дерева, а вьющиеся ветки вокруг прямоугольника состоят из красного и розового дерева.

Композиционные приемы и общий декор петербургских паркетов дают возможность объяснить и московские паркеты, из которых, прежде всего, необходимо остановиться на паркетах Кусковского дома, относящихся к середине XVIII века, и на паркетах Останкинского дворца, относящихся к концу XVIII столетия.

Это один из примеров того как чудесно можно использовать наш отечественный простой и дешевый материал для производства нарядного и недорогого паркета. Апартаменты, имеющие второстепенное значение, но находящееся рядом с главными интерьерами дворца, такие как прихожая комната, проходная к Итальянскому павильону, имеют более дорогую древесину. Здесь главную роль играет не сосна, а дуб. Квадратные дубовые пластины размером в 33 квадратных сантиметра, как и в первом случае, уложены направлением древесины под прямым углом друг к другу. Четыре таких дубовых пластины, разделенные крестообразно сосновыми рейками шириной в 10 сантиметров и объединенные такими же рейками в один квадрат обрамляются еще узкой дубовой рейкой в 5 сантиметров шириной. В этом паркете опять мы встречаемся с таким типом набора, который может быть широко использован в наших современных домах, имеющих небольшие квартиры.

Следующим видом паркетных полов являются те, которые находятся в интерьерах, играющих более значительную роль. Здесь паркеты составлены из таких же крупных квадратов, но древесина их получает большее разнообразие; основная пластина дополняется фрагментом, выполненным способом интарсии и чаще всего украшены графьем. Так, паркет Пунцовой гостиной имеет в принципе то же построение, что и паркет прихожей, но в дубовую пластину врезан многолепестковый цветок, который своей игрой света особенно украшает паркет. Обходя со всех сторон гостиную, невольно любуешься этой феерической сменой то зажигающихся, то угасающих лепестков.

По своей композиции паркет Наугольной комнаты близок к описанному. Близок он также по подбору пород дерева, но отличается тем, что розетка каждого квадрата дополнительно украшена крестообразной вставкой из мореного дуба, что значительно усиливает игру света.

Переход к Картинной галерее дается более сложным рисунком портального паркета, чем переход из Пунцовой гостиной. Архитектор здесь учел разницу декора соседних интерьеров.

Наиболее сложными являются паркеты Проходной в Концертный зал и Нижнего фойе с граничащими с ним Нижними наугольными комнатами. Нижняя наугольная комната, выходящая во двор, имеет центральный круг и основной повторяющийся мотив из восьмиугольников, составленных из треугольных дубовых пластин, в центре которых вписана четырехлучевая звезда. Фриз этого паркета прост по рисунку и напоминает рисунки Камерона.

Паркет нижней наугольной комнаты, выходящей в сад и замыкающей фойе партера, набран из березы и простого мореного дуба. Он состоит из повторяющихся восьмиугольников. Вписанные в них крупные восьмилепестковые розетки из тех же пород производят особенно сильное впечатление тем, что игра света в них достигает максимального эффекта: загорается множество крупных лепестков в небольшой комнате, а при малейшем повороте и изменения угла зрения получается все новая и новая игра светотени паркета. Завершается он скромным рисунком в портале.

Эти интервалы дают возможность зрению отдохнуть, иначе невозможно было бы воспринять художественный замысел автора. Вспомним, как трудно осматривать великолепный декор Китайского дворца, в котором нет этих интервалов, имеющих строгое и простое оформление, где все апартаменты насыщены богатым и пышным декором.

Из скромной прихожей Останкинского дворца зритель попадает в торжественный верхний Голубой зал. Здесь все поле паркета, состоящего из квадратов красного дерева, центрируется большим кругом. На белом фоне отечественной березы, художник дал графьем, заполненным твердой мастикой, блестящий рисунок.

Отдельные сегменты расположены под таким углом к свету, что все время изменяют блеск древесины. Вместе с сегментами то угасают, то зажигаются отдельные части гирлянды, обрамляющей центральный круг. Прелестная розетка портального паркета отделяет рисунок этого зала от соседних интерьеров.

Особой пышностью и нарядностью из верхних залов дворца отличается декор Картинной галереи, в которой трехчастной композиции плафона отвечает трехчастный паркет. На скромной сетке, образованной из косо поставленных квадратов светлого дуба величиной в 25 квадратных сантиметров, обрамленных рамкой, состоящей из узких полос березы и темного ореха в 8,5 сантиметра, в центре галереи вписан в это поле круг радиусом в 2 метра 24,5 сантиметра, который соответствует центральной части плафона галереи. Весь круг состоит из центрального веерообразного рисунка, украшенного розеткой с тонко выполненным графьем. Далее, на фоне темного ореха, дан орнамент круглого аканта, набранного из березы. Обрамление выполнено из светлого ореха, березы и красного дерева. Двум боковым частям плафона соответствует два прекрасных панно паркета из больших масс темного грецкого ореха, развернутого таким образом, что рисунок правильно и симметрично лег на весь фон, в который вписан березой орнамент растительного характера. Обрамлением панно является тот же рисунок, который повторен во фризе паркета.

Нижний этаж дворца был художественно обработан таким образом, что весь узор его был сосредоточен главным образом в двух павильонах.

В правом крыле находится зал, предназначенный для концертов, небольших театральных представлений и банкетов. В основу композиционного построения этого апартамента лег коринфский атриум. Здесь так же, как в атриуме имелся верхний свет, который лился через комлюниум, а вместо имплюниума архитектор дал рисунок паркета. Вся центральная часть его получила композицию в виде круга, обрамленного квадратом, состоящим из рисунка объемного кирпича. Эта центральная часть всего паркета интерьера располагается на огромном поле, составленном из скромного рисунка в виде небольших квадратов.

Всем своим богатым декором и в том числе торжественным паркетом выделяется прежде всего центральная часть павильона. Основной фон паркета состоит из восьмиугольников красного дерева вытянутой формы. В паркете господствует центральный круг, соответствующий средней части плафона. Центр круга на фоне березы дан в виде небольшого массива красного дерева с розеткой из березы, украшенной графьём; вокруг идет кольцо обрамлённое с двух сторон эбеновым деревом. По светлому полю березы, эбеновые выкружки полос создают впечатление гофрировки веера. За центральным березовым кругом, опоясывая его, проходят два больших кольца красного дерева со вставленным растительным орнаментам из березы. Последний замыкающий круг состоит из темного грецкого ореха. Прекрасно подобранные цветные породы дерева создают яркую колористическую гамму, мощный рисунок паркета имеет хорошо выгравированную орнаментику. Все это создает удивительно стройную композицию.

Маленькие кабинеты выделены паркетом как бы в самостоятельные помещения. Самым совершенным паркетом Останкинского дворца как по тонкой технике так и по разнообразию цветной древесины является паркет Ротонды крепостного резчика Егора Четверикова.

Куполу Ротонды соответствует узорный паркет, состоящий из ряда сегментов, обрамленных с двух сторон полосами, напоминающими розетки в кессонах плафона Ротонды. Центральный круг паркета соответствует лепному репью на плафоне. Паркет здесь набран из одиннадцати древесных пород, из которых пять относятся к отечественным породам (дуб натуральный, дуб мореный, береза, вяз, ясень), и следующих экзотических пород: амарант, красное дерево, палисандр, черное эбеновое дерево и самшит. Кроме указанных древесных пород, центральная розетка паркета Ротонды инкрустирована перламутром, бронзой и оловом.

В остальных залах эти же породы повторяются в меньшем разнообразии.

Следует отметить, что паркеты иногда переносились из одного интерьера в другой. Так, решив в Итальянском павильоне делать художественный паркет, старый паркет из него перенесли в Нижнюю наугольную комнату, выходящую во двор.

Всего по донесениям от 16 по 23 февраля 1797 года домовых (т.е. крепостных) столяров работало в Останкинском дворце ежедневно 25-26 человек и месячных (т.е. вольных) 15-18 человек. С октября же этого года работали над полами только крепостные краснодеревцы.

Таким образом, проектировались паркеты Останкина, так же как и многие другие, архитекторами на месте, а выполнялись они на стороне, в данном случае в Петербурге, где легче было достать цветное дерево.

Художественный паркет первой половины XIX века

Спокойный рисунок, четкая и сильная линия стали основой в украшении интерьера. Орнамент, подчеркивая гладь стены, давался без всяких обрамлений. Стремление к грации и интимности, свойственные русской классике XVIII века отошло на задний план. Все устремления в декоративном искусстве направляются на изображение героики и своеобразно осмысленной классической древности. Паркет подчёркивал суровую геометричность: то сплошные шашки, то круги, то квадраты или многоугольники с членением их узкими полосами в различных направлениях. Фриз с рисунком, большей частью меандра, подчеркивал строгость композиции.

В газетах того времени можно было встретить объявления, в которых предлагалось сделать паркет именно такого рисунка. Так, «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 за 1823 год печатали: «Государственная Адмиралтейств коллегия объявила торги, дабы объявились желающие принять на себя сделанные из собственного материала и своими рабочими людьми в дом, занимаемый жительством г. Начальника морского штаба в 3 комнаты паркетных полов, а именно: в первую шахматный среднего размера из дуба, березы и красного дерева, во вторую шахматный же мелкого размера из дуба, из светлой березы и заморской черной березы и маленьких квадратов из красного дерева и в третью из квадратов и шестиугольников из дуба, ясеня и черной березы».

Характерным и более нарядным паркетом русской классики XIX века является паркет, выполненный по проекту архитектора Воронихина в доме Строгановых на Невском проспекте. Весь паркет состоит из больших щитов с точно повторяющимися косо поставленными квадратами, на перекрестье которых скромно даны четырехлепестковые розетки, слегка прорисованные графьем. Каждая часть, составляющая щит, обрамлена меандром.

В кабинете «Фонарик» Павловского дворца Воронихин дал паркет, состоящий из шестнадцати квадратов, в которые вписаны круги с радиально расходящимися лучами.

Интересным и стоящим особняком является пол центрального зала Розового павильона в Павловске. Здесь Воронихин применил раскраску. В центре восьмиконечной звезды вписана роза, окруженная двумя концентрическими венками, украшенными зелеными листьями и красными розами. Этот рисунок должен был перекликаться с теми живыми чудесными розами, которые окружали павильон.

Самыми типичными паркетами начала XIX века являются паркеты архитектора К. Росси. Почти все рисунки в них отличаются большой лаконичностью, повторностью, геометризмом и четким членением прямо или косо поставленными рейками, объединявшими весь паркет апартамента. Исключением является только более нарядный паркет центральных залов. Такой паркет можно встретить в Михайловском дворце (ныне Русском музее).

Художественный Центрального Белоколонного зала Русского музея состоит из повторяющихся восьмигранников, обрамленных широкой белой каймой, на которой выгравирован орнамент классического характера. Восьмигранник составлен из клеток с таким направлением ворса древесины, которое дает хорошую игру света. В центр восьмигранника вписана гравированная розетка, обрамленная небольшим восьмиугольником. Промежутки между восьмигранниками заполнены квадратами. Все эти геометрически правильные фигуры отделяются гладкими белыми рейками.

Фриз пола состоит из широкой полосы темного дуба, на которой резко выделяется четкий рисунок меандра. Всю эту торжественно-величавую и несколько суровую композицию паркета разнообразят только два рисунка между колоннами. тот паркет по своему характеру напоминает торжественный паркет Кваренги в Английском дворце Петергофа.

Близкими по композиционному решению к паркету Белоколонного зала являются паркеты углового кабинета (ныне зал шпалерной мануфактуры) и паркет третьей гостиной (ныне зал Левицкого).

Более простыми по своему рисунку являются паркеты зала Лосенко (бывш. уборная), где простой шашечный рисунок обрамлен во фризе большой полосой четко прорисованного меандра и зала Боровиковского (бывш. первая гостиная), где основные шашки паркета, так же как и в паркете Ротонды Елагинского дворца, дополнительно объединяются диагонально поставленными рейками.

Паркет Михайловского дворца в первых трех гостинных был набран из следующих пород дерева: березы, красного, чефразовского, черного, сахарданового, кленового, фиолетового, пальмового и дубового. Росси поручил выполнить эти паркеты охтенскому поселянину Степану Тарасову, «несмотря на то, что он брал на рубль дороже с сажени, но его мастерство было гораздо превосходнее прочих».

Более нарядный паркет в начале XIX века был уложен в гардеробной Павла в Китайском дворце Ораниенбаума.

Архитектор Стасов проектировал паркеты, которые состояли из простых форм квадратов и многоугольников, но по композиционным приемам близкие к паркетам бывш. Михайловского дворца. Во всех паркетах Стасова чувствуется та же строгость, что и у Росси, но необходимость выполнения восстановительной работы, которая выпала на его долю после пожара дворца, делает его разностороннее и шире, он иногда сохраняет некоторые черты, напоминающие Камерона, но всегда остается сдержанным и лаконичным в повторениях своего рисунка. Орнамент у него большей частью совпадает с границами щита, и эта конструктивность придает еще большую строгость и определенность всему построению паркета. Так же, как у Росси, паркет Стасова придворной комнаты и Голубой гостиной Екатерининского дворца строился из простых квадратов, объединенных горизонтальными, вертикальными или диагональными рейками, образующими большие клетки, делящие каждый квадрат на два треугольника.

Паркет парадного кабинета Александра I состоит из крестообразного мотива, образующегося прямоугольниками со вписанными квадратами. Преобладающий цвет паркета составляет красное дерево, на котором стороны прямоугольников и квадратов даны грушевым деревом, обрамленным тонким слоем черного дерева, что придает еще большую четкость и линейность всему рисунку: он подчеркнут фризом, образованным широкой полосой черного дерева, на котором резко выделяется меандр из клена. По клену на всем паркете обильно дается графье в виде лент, дубовых листьев, розеток.

Во всех этих паркетах нет главного центрального рисунка, все они состоят из повторяющихся мотивов геометрической формы.

Аналогичный паркет сохранился в бывшем доме Юсупова (ныне дом искусства им. Станиславского) в Санкт- Петербурге.

Архитекторы Стасов и Брюллов восстанавливали апартаменты Зимнего дворца после пожара 1837 года, в котором погиб весь декор, созданный такими крупнейшими архитекторами, как Растрелли, Чевакинский, Фельтен, Старов, Кваренги и др.

В обязанности Стасова входили «все работы по возобновлению здания вообще и наружной оного отделке и внутренней отделке и внутренней отделке обоих церквей и всех зал».

Из старых паркетов был восстановлен паркет церкви Зимнего дворца, и это удалось осуществить только потому, что первоначальные цветные полы оказались на амвоне, который находился некогда в Зимнем дворце и в 1813 году был продан в церковь Св. Екатерины на Васильевском острове. Этот амвон снова был куплен и возвращен Стасовым на прежнее место, а по образцу этого паркета был восстановлен и «паркет во всей церкви из восьмиугольных штук».

Остальные паркеты Стасов проектировал самостоятельно, стремясь согласовать их орнамент и композицию с общим декором дворца. Паркеты Зимнего дворца, так же как и все убранство его, Стасов создал в торжественно-монументальном и официальном стиле русской классики 30-х годов XIX века.

В том же стиле Стасов дал художественный декор Георгиевского, Гербового, Фельдмаршальского, Николаевского залов, галереи 1812 года и др.

Большой тронный, или Георгиевский, зал выполнен в двух тонах: в белом цвете и в золоте, и только цветной наборный паркет из 16 пород дерева с богатым графьем, повторяющий рисунок плафона, дан полихромно. Такой прием двухтональной художественной обработки интерьера и богатого цветного наборного паркета весьма характерен для творчества Стасова.

В художественном выполнении паркета, когда не надо было сочетать его с рисунком плафона, Стасов остается, верен своим композиционным принципам. Так, например, паркет галереи 1812 года отличается сухой и торжественной величавостью, которая достигалась повторностью простых геометрических форм, обрамленных фризом.

Геометрический рисунок имеется и в паркете Зала серебра и несколько более усложненный в паркете Малого тронного зала, имеющего центрированную композицию.

Паркет Ротонды благодаря круглой форме этого интерьера лишен той сухости, которая присуща паркетам Стасова.

Характерным для творчества Стасова является также паркет в галерее «Ложи Рафаэля». В 1818 году для починки этих полов в «Рафаэлевых ложах», а также в двух тронных, Овальном и в Георгиевском залах было отпущено красное дерево, пальма, цукердан, розовое и черное дерево.

Зимний дворец был восстановлен в кратчайший срок, и после этого приступили к постройке нового здания Эрмитажа, проект которого было поручено составить архитектору Кленце, однако строительство нового Эрмитажа вела комиссия, возглавляемая Стасовым.

Почти одновременно со строительством нового Эрмитажа происходил большой ремонт паркетов старого Эрмитажа. Этот ремонт взял на себя в 1856 году по контракту Семен Степанович Тарасов.

В 40-х и в 50-х годах XIX века в архитектуре и декоративном искусстве создавались модифицированные формы, в которых либо совмещались отдельные элементы пройденных стилистических этапов, либо возрождались отдельные стили, в которые привносились характерные черты своего времени, изменявшие сущность того или иного стиля. В эти годы появилось также стремление украсить апартаменты мозаикой.

Художественный паркет конца XIX века и начала XX века

В конце XIX и в начале XX века появились еще новые стили: псевдорусский, модерн и неорусский стиль.

Обстановочный комплекс интерьеров, обработанных в этих «стилях», отличался буржуазным комфортом: интерьер загромождала разнохарактерная мебель, консоли и камины украшались массой безделушек, тяжелые драпировки спускались с окон и дверей, полы покрывались мягкими коврами, и все это иногда делало излишним заботу о паркетах.

Интересно отметить, что один и тот же рисунок фабричного паркета можно было встретить не только в Москве, но и в двух домах Петербурга, причем в бывш. доме Зубова, в одном из залов с этим рисунком было помещена и марка «Фабрика паркета С. Мансбаха Санкт-Петербург, 1871 года».

Следовательно, стандартный фабричный паркет развозился заказчикам и укладывался по требованию в тех или иных интерьерах.

Фабричные паркеты получили наибольшее распространение во второй половине XIX века. В 70-х годах XIX века в Петербурге было три фабрики, изготовлявшие паркеты: «Машинная фабрика» Беляева, основанная в 1866 году, «Паркетная фабрика» существовавшая с 1836 года и принадлежавшая Мансбаху, и фабрика Матиссена. Кроме того, в архитектурном листке за 1877 год публиковалось объявление о продаже паркета машинной фабрики Симлер.

Наконец, следует отметить, что по данным справочного издания «Фабрично- заводские предприятия Российской империи» в 1914 году паркет в России изготовляли на 85 предприятиях. Однако развитие этого механизированного производства паркета в условиях капиталистического производства не означало улучшения качества паркета.

В конце XIX и особенно в начале XX века художественный фабричный паркет почти совершенно исчезает, а все фабрики начинают изготавливать исключительно стандартные паркеты, так называемый «специал», из простых дубовых клепок.

В это время высокохудожественный щитовой наборный цветной паркет появлялся изредка только в постройках наших выдающихся русских архитекторов.

Таким образом, щитовой наборный паркет входит в нашу современность как непременный компонент художественной обработки интерьера, и наше богатейшее наследие в этой отрасли декоративного искусства должно быть еще шире использовано применительно к современным условиям.

Изготовление щитового художественного паркета является нашим национальным приоритетом. Богатые и разнообразные формы старого русского паркета должны быть нами хорошо изучены, творчески переработаны и использованы.

Русский художественный паркет

К. А. Соловьёв, Москва 1953

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *